Вообще Устав, говоря о посте, не различает, работающий человек или не работающий. Поэтому такие вопросы обычно решают с духовником, священником, который хорошо знает свое духовное чадо и может посоветовать что-то индивидуально. Очень много людей работают и строго постятся: не употребляют ни рыбы, ни мяса, ни молока. Но есть те, кому это соблюдать тяжело, особенно это относится к страдающим заболеваниями желудка или другими недугами. Тогда нужно брать благословление духовника на послабление поста. Вообще традиция послабления поста – древняя. Еще в Соловецком монастыре , где в целом придерживаются очень строгих правил, трудникам (молодым ребятам, которые работали при монастыре, но еще не были монахами) разрешалось в пост вкушение рыбы. Потому что они выполняли тяжелую работу, и им давалось такое благословление. Беременным женщинам, ослабленным иногда дают послабление не только на молоко , но и (в особо индивидуальных случаях) на мясо. Но хоть в какой-то мере даже самому немощному и предельно загруженному в трудах человеку пост нужно соблюдать. Ведь пост заключается не только в гастрономических ограничениях, но и в определенном поведении, отказе от развлечений. Например, если не может человек строго поститься, пусть откажется от телевизора. Это уже мера поста. Здесь должен быть такой подход… духовнический. Хорошо бы каждому человеку подойти к священнику, которому он исповедуется, и задать вопросы, волнующие его. Нам ведь заранее известно, что, к примеру, на первой неделе Поста будет читаться канон Андрея Критского . Обычно он начинается в храме часов в 6 вечера. Поэтому православные люди со своим начальством стараются заранее договориться, предлагают отработку в другие дни, или просто отпрашиваются. Каждый пытается сделать все, чтобы его отпустили, потому что этот Канон дает удивительную помощь и сам по себе очень красив. А вообще здесь тоже все очень индивидуально. К примеру, в нашей православной гимназии мы отменяем занятия, чтобы дети в эти дни смогли пойти в храм. А у кого-то, может, и нет такой возможности. Прогуливать и лукавить – тоже плохо. Иеромонах Никанор (Лепешев): Не унывать и не впадать в отчаяние

http://pravmir.ru/rabota-i-post-sovety-s...

Иоаким стал силен благодаря канцлеру Матвееву — царский фаворит надеялся удержаться у власти с помощью патриарха. У каждого из них были свои планы и страхи. Иоаким думал о церковном строительстве, Матвеев охватывал мыслью Европу и немалую часть Азии, ведя дипломатические и военные сражения за утверждение России как великой державы. Но реальные возможности обоих были связаны с позицией государя, все более впадавшего в зависимость «т нашептываний окружающих. Матвеев доводил международную ситуацию до такой степени риска, когда казалось, что никто, кроме него, не в силах удержать страну от катастрофы. Иоаким с ужасом узнал, что до смятенного духом в связи с соловецкой осадой Алексея Михайловича доходят обращения самого Никона! Читатель, ознакомившийся с деяниями предшествующих патриархов, очевидно, уже обратил внимание, что малоизвестная фигура Иоакима вырастает на наших глазах в незаурядную, редкостной среди архипастырей величины личность. Давно уже патриархи не вступали с царем в открытый спор. Иоаким, готовый на все, чтобы не допустить возвращения Никона, бросил Алексею Михайловичу прямой вызов: в ноябре 1674 г. он арестовал и посадил на цепь царского духовника. Двор обомлел; никто даже не осмелился известить государя, бывшего в это время в дворцовом селе Преображенском. К Алексею Михайловичу бросился сын духовника, стольник Лесников, изобразив дело в самых ужасных красках. «Можно догадываться, — замечает в этой связи С. М. Соловьев, — что весть о Конотопском  или Чудновском поражении производила не более сильное впечатление на благочестивого царя. Он велел сказать духовнику, что будет в Москве завтра рано поутру нарочно; приехал, позвал самых близких к себе людей — Долгорукого, Хитрова, Матвеева, послал за патриархом…» Малейшее колебание, тень сомнения — и с Иоакимом было бы кончено. Однако патриарх вызвал царский гнев — от одного предчувствия коего царедворцы, случалось, помирали — вполне обдуманно. Согласно заверенным подписью показаниям весьма близкого к Никону человека, черного диакона Мардария, низверженный патриарх уже «не единожды, а многажды» передавал царю записки через духовника Андрея Савинова, вознаграждая того подарками. Патриарху царь об этом не обмолвился — опаснейший признак! Духовника следовало любой ценой уничтожить или отвадить от таких затей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1. Алексей С. Павлов сын причетника томской епархии (родился в 1832 году). По окончании воспитания в Тобольской Семинарии, как даровитый питомец ее, он поступил в 1854 г. для довершения образования в Казанскую духовную Академию. С умом острым, при темпераменте живом и увлекающемся, талантливый А. С. Павлов хотя и выдвинулся из среды своих сотоварищей по академии 1 и занял в списке 7 курса первое место, но не был оставлен при Академии бакалавром. Причины этого обстоятельства кроются, во-первых, в нерасположении нового ректора Академии арх. Агафангела 2 , вообще, и лично к А. С. Павлову , в частности, за его студенческие увлечения и живой темперамент 3 и, во-вторых, в желании ректора видеть в академической корпорации молодых людей с наклонностями к монашеству, на что Алексей Степанович не подавал никаких надежд. Назначенный, по окончании курса в Академии, преподавателем общей и русской церковной истории в Казанскую духовную Семинарию, Алексей Степанович, однако же, не оставался в Семинарии и одного года и был перемещен в Академию 11 марта 1859 года бакалавром по кафедре канонического права и литургике, так как желательных кандидатов не было на лицо. Но «литургика, по замечанию П. В. Знаменского , бывшего одним из первых слушателей А. С. Павлова , не смотря на множество совершенных им работ по этому предмету 4 , была у него менее любимой наукой, и разрабатывалась им менее самостоятельно, чем каноника» 5 . Главным толчком к самостоятельным изысканиям в области канонического права вообще и русско-византийского права в частности послужило богатое собрание канонических сборников в рукописях Соловецкой библиотеки, переданной в ведение Казанской Академии 6 . С увлечением отдавшись их всестороннему изучению на первых порах своей службы в Академии, Алексей Степанович заложил здесь прочные основания тому научному и богатому запасу сведений по излюбленной специальности, которым он мастерски пользовался всю свою не кратковременную жизнь, и который он не успел исчерпать и до самого конца, несмотря на свою необыкновенно плодовитую деятельность. Доказательством для сего может послужить ряд статей, напечатанных в «Византийском Временнике» за 1895 и 1896 годы, и множество материалов для предположенной, но не осуществившейся 2 части «Памятников древнерусского канонического права». Что же касается прямых и очевидных результатов его увлечения и серьезного занятия каноническими памятниками на первых порах его службы, то они сказались в целом ряде изданий новых и неизвестных памятников, как, напр. «Церковно-судебные определения Киприана, митрополита новгородского» (Прав. Соб. 1861, т. 3), «Послание старца Елеазарова монастыря к великому князю Василию Иоанновичу» (там же, 1863, т. 1), «Послание Геннадия Новгородского к Московскому собору 1490 г.» (там же), «Три, доселе неизданных, послания князя Андрея Курбского» (там же, т. 3), «Полемические сочинение инока-князя Вассиана Патрикеева» (там же) и «Апокрифическое слово о судиях и властителях» (там же, 1864 г., т.1)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Православный стройотряд появится в Нижегородской епархии 3 июля 2009 г. 10:31 В Дзержинске будет сформирован православный стройотряд. В него войдут студенты, которые, устраиваясь в летние отряды, предпочитают работать на строительстве новых храмов и восстановлении монастырей. По мнению руководителя Дзержинского стройотряда Андрея Туманова, в перспективе православный стройотряд должен стать аналогом московского объединения «Реставросъ», члены которого успешно работают над восстановлением многих святынь на территории Нижегородской области. Организаторы православного стройотряда надеются договориться о сотрудничестве со всероссийским строительным отрядом, оказывающим помощь в возрождении Соловецкого монастыря. Более подробная информация доступна на сайте www.hramdzr.nne.ru . Нижегородский областной штаб студенческих отрядов (НОШСО) начал свою деятельность в 2001 году. Студенческий отряд — это объединение студентов среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, пожелавших в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, где производственные задачи совмещены с общественно полезными программами. В 2008 году в составе Нижегородского ОШСО работало свыше 900 студентов из Нижегородской, Оренбургской, Кировской областей, Республик Мордовия, Татарстан, Чувашия, Удмуртской республики, Пермского края. В Нижегородской области движением студенческих отрядов охвачено около 30 учебных заведений. Студенческие отряды НОШСО в 2008 году работали по четырем основным направлениям: педагогические отряды (СПО), отряды проводников (СОП), сельскохозяйственные отряды (ССХО) и строительные отряды. Студенческие отряды работают не только летом. В течение года они участвуют в мероприятиях НОШСО и реализуют свои социальные и культурно-досуговые программы. В настоящее время Нижегородский ОШСО является региональным отделением Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды». Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/684655.htm...

Но реальные возможности обоих были связаны с позицией государя, все более впадавшего в зависимость «т нашептываний окружающих. Матвеев доводил международную ситуацию до такой степени риска, когда казалось, что никто, кроме него, не в силах удержать страну от катастрофы. Иоаким с ужасом узнал, что до смятенного духом в связи с соловецкой осадой Алексея Михайловича доходят обращения самого Никона! Читатель, ознакомившийся с деяниями предшествующих патриархов, очевидно, уже обратил внимание, что малоизвестная фигура Иоакима вырастает на наших глазах в незаурядную, редкостной среди архипастырей величины личность. Давно уже патриархи не вступали с царем в открытый спор. Иоаким, готовый на все, чтобы не допустить возвращения Никона, бросил Алексею Михайловичу прямой вызов: в ноябре 1674 г. он арестовал и посадил на цепь царского духовника. Двор обомлел; никто даже не осмелился известить государя, бывшего в это время в дворцовом селе Преображенском. К Алексею Михайловичу бросился сын духовника, стольник Лесников, изобразив дело в самых ужасных красках. " Можно догадываться, — замечает в этой связи С. М. Соловьев, — что весть о Конотопском или Чудновском поражении производила не более сильное впечатление на благочестивого царя. Он велел сказать духовнику, что будет в Москве завтра рано поутру нарочно; приехал, позвал самых близких к себе людей — Долгорукого, Хитрова, Матвеева, послал за патриархом... " Малейшее колебание, тень сомнения — и с Иоакимом было бы кончено. Однако патриарх вызвал царский гнев — от одного предчувствия коего царедворцы, случалось, помирали — вполне обдуманно. Согласно заверенным подписью показаниям весьма близкого к Никону человека, черного диакона Мардария, низверженный патриарх уже " не единожды, а многажды " передавал царю записки через духовника Андрея Савинова, вознаграждая того подарками. Патриарху царь об этом не обмолвился — опаснейший признак! Духовника следовало любой ценой уничтожить или отвадить от таких затей. Не успел государь выразить, сколь он сердит, как патриарх излил свой гнев: " Протопопово неистовство, невежество и мздоимство многое извещал: держит у себя жонку многое время, духовника патриаршего к себе не пустил и его, патриарха, бесчестил! " Улики были налицо; признания наложницы явлены в письменном виде; царь отступил перед натиском патриарха и принялся просить за своего духовника.

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

Здесь уже не до духовной жизни. И это постоянное изматывание человека приводит к его полному уничтожению. (Всегда недоедание, усугубляемое климатом). Любоваться природой, а она на Соловках удивительно фантастически красива в любое время года, не было ни у кого ни желания, ни силы. Передвижение по территории ограничено, человек знает работу и барак. Да когда еще ждешь, что тебе добавят срок или поведут на Секирную гору, тут не до духовной пищи. Вот и весь быт». Фото Витольда Муратова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Отдельная категория «соловецких» детей — младенцы, которые рождались у женщин-заключенных, так называемых «мамочек». Немногие из них выжили. Вот воспоминания одного из бывших узников, Андрея Зинковщука: «В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас “мамок”. В пути одна из них занемогла; а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих “мамок” в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть: худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать, голодные. Я и говорю одному уголовнику, который работал там скотником: — Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я попрошу у ребят, что у кого есть из продуктов. Пока я обходил барак, Григорий принес молока. Женщины стали поить им своих малышей… После они нас сердечно благодарили за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело… Потом мы узнали, что все эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, погибли там от голода…» 4 Закат Соловков За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Белбалтлага — то есть системы лагерей, созданных для строительства Беломорско-Балтийского канала. В 1938–1939 годах лагерный режим изменился, и СЛОН превратился в Соловецкую тюрьму Главного управления государственной безопасности НКВД (так называемый СТОН, Соловецкую тюрьму особого назначения). В ноябре — декабре 1939 года в связи с началом советско-финской войны лагерь экстренно эвакуировали на материк.

http://sever.foma.ru/soloveckij-konclage...

Тюрякулов Назир Тюрякулович (1892–1938) – казахский советский партийный и государственный деятель, языковед, дипломат. Родился в Коканде. Член РКП(б) с 1918 г. В 1918–1919 гг. секретарь Кокандского ревкома. В 1920–1922 тг, нарком просвещения Туркестанской АССР, председатель ЦИК, отв. секретарь ЦК КП(б) Туркестана. В 1922–1928 гг. председатель правления Центрального издательства народов Востока, член президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. С 1928 г. на дипломатической работе, полпред СССР в Саудовской Аравии (1932–1936). С 1936 г, преподавал в Ленинградском институте народов Востока, в Московском институте языка и письменности народов Востока. В 1937 г. арестован. Расстрелян, реабилитирован в 1958 г. Федоров Леонид Иванович (1879–1935) – экзарх русских католиков восточного обряда. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в православной Санкт-Петербургской духовной ака- демии. которую покинул на третьем курсе. Продолжил образование за границей в католических учебных заведениях. С 1911 г, католический свяшенник восточного обряда. Был сотрудником предстоятеля Украинской греко-католической (униатской) церкви митрополита Андрея Шептицкого. Арестован в 1914 г. в Петрограде по подозрению в шпионаже, сослан в Тобольск. С 1918 г. экзарх Русской греко-католической Церкви. Неоднократно арестовывался. В 1923 г. осужден на 10 лет лагерей по «делу архиепископа Цепляка». В апреле 1926 г. был освобожден. однако вскоре вновь арестован. В 1926–1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения, после чего отправлен в ссылку в Архангельскую обл. В 1933 г. освобожден из ссылки с запрещением проживать в 12 крупных городах. Жил в Вятке, где и скончался. Беатифицирован (причислен к лику блаженных) папой Иоанном Павлом II (2001). Флеровский Иван Петрович (1888–1959) – советский партийный и государственный деятель, журналист. Родился в Нижегородской губ. в семье рабочего. Активно участвовал в революционном движении. Член РСДРП с 1905 г. В октябре 1917 г. член Петроградского ВРК, делегат II Всероссийского съезда Советов, член ВЦИК. В 1918 г. главный комиссар Балтийского флота, начальник управления в Наркомате внутренних дел. С 1919 г. член Саратовского губкома и губисполкома. комиссар управления водного транспорта. зав. губернским отделом народного образования. В 1920-е гг. редактор ряда газет и журналов, заведующий отделом ТАСС (1926–1929). В 1930-е гг. на административно-хозяйственной и журналистской работе. С 1952 г. на пенсии. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

408 Деяние собора издано при чиновнике 1677 г. Оно же в I т. ист. иер. 577–610. Грамота Митрополита Корнилия в 4 т. акт. эксп. 205. Чиновник архиерейского служения в первый раз издан в Москве 1600 г. Сл. Naberti Αρχιερατικον, liber pontificalis eccl. grec. Paris. 1643 f. 410 На заглавном листе постной триоди: «напечатася третие (и от марковых глав, с старых печатных московских, понеже устав еще з греческого не преведеся) повелением» и пр. См. у Строева в опис. кн. Царского 221. У Толстого 149. В библиотеке Толстого рукоп. (стр. 709, 332): «чин строения и священия святаго мира, переведено с греческого по воле Патриарха Иоакима в 1683 г.». 413 См. в ист. акт. царские грамоты к новгородскому Митрополиту Корнилию от 14 ноября 1682 г. Память верхотурского воеводы от 16 ноября 1682 г. Двинскому воеводе от 2 сентября 1686. 93. 100. 101. В декабре 1685 г. предписано: того, кто будет укрывать раскольников, наказывать кнутом. (Чулкова юрид. словарь 2, 136). 414 Ист. акт. 5, 98. акт. эксп. 4, 260. Извлечение из увета см. в книжке: истина соловецкой обители, стр. 141–154. 415 Строева опис. книг Толстого стр. 243. 346. Дополнение к описанию (м. 1841), стр. 201, где еще «молебен о соединении и умирении веры православныя», разосланный в 1688 г. 422 Пращица Питирима стр. 348. Протопопа Андрея известие о раскольниках стр. 72–76. 83–86. Ветка – остров на р. Соже, в черниговской губернии, тогда принадлежавшей Польше. Летопись о войнах Хмельницкого говорит, что после 1668 г. «многие (не принимая определений собора 1667 г.), выходили на Украину, поселялись на севере ее, оставив свои пожитки, или лишенные их против воли». Чтен. моск. общ. ист. 1846 г. 2, стр. 66. 425 Заметим здесь хитрость раскольничьих учителей. Они внесли в синодик всех этих самоубийц; но ни о ком не сказали: сам сожегся, или сами сожглись, а пишут: «помяни, Господи, сожженых», или «сожженых благочестия ради». Чувствуют, что и простой смысл, простое чувство отвратились бы от самоубийц и не дерзнули бы молиться за ожесточенных. И потому извращают правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ведущей идеей творчества этих писателей стало почитание памяти и преумножение духовного и культурного наследия первооснователей пустыни. Эта идея получила художественное воплощение в пяти воспоминательных словах, посвященных Андрею Денисову, и в слове Тимофея Андреева на текст «Помните наставники ваша...». Примечательно, что авторы конца XVIII в. опираются не только на авторитетные цитаты из Священного Писания , святоотеческой и древнерусской литературы, но также – наравне с ними – апеллируют к позиции и сочинениям первых выговских отцов. Обновление памяти о первых наставниках пустыни обнаружило отсутствие в выговском культурном фонде их полных жизнеописаний. Эту лакуну восполнили Андрей Борисов и Тимофей Андреев, составившие на основе письменных источников и еще бытовавших на Выгу устных свидетельств Жития Андрея и Семена Денисовых. В 80–90-е гг. XVIII в. получают продолжение жанры исторического повествования, агиографии, эпидейктического красноречия. С подемом духовной и культурной жизни старообрядческой киновии связан новый этап летописной традиции Выга. Благодаря лексинской грамотнице, позже настоятельнице обители Феодосии Герасимовой, составившей Сводную редакцию Выго-Лексинского летописца, летописание Выга приобрело новый масштаб: история старообрядческой киновии была включена в канву общероссийских событий, а первая запись Летописца об основании Соловецкой обители прямо указывала на истоки духовной преемственности Выга. Последний период выговской литературы охватывает первую половину XIX в. и характеризуется постепенным затуханием литературной деятельности, однако и в это время продолжают появляться сочинения на конкретные случаи, вроде обновления дома Н. К. Галашевской, процветает рукописная книжность. Около 1850 г. в Лексинской обители создается Сокращенная редакция Летописца. В эти драматические для крупнейшего в России старообрядческого центра годы основным предметом повествования становятся события «Мамаева разорения» – так образно назвал современник (В. Н. Майков) мероприятия правительства по «искоренению раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

УИТЛиК, УИТЛК – Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний УК – Уголовный кодекс УЛАГ – Управление лагерями ОПТУ УМВД – Управление МВД (области или края) УМГБ – Управление МТБ (области или края) УМЮ – Управление МЮ (области или края) УНКВД – Управление НКВД (области или края) УПК – Уголовно-процессуальный кодекс ур. – уроженец, уроженка УРО – Учетно-распределительный отдел УСВИТЛ – Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей УСЕВЛОН – Северные лагеря ОГПУ особого назначения УСЛАГ – Управление Соловецкого исправительно-трудового лагеря УСЛОН – Управление Соловецких лагерей особого назначения УССР – Украинская Советская Социалистическая Республика Ф. – фонд ФИАН – Физический институт АН СССР финотдел – финансовый отдел ФСБ – Федеральная служба безопасности ЦАОПИМ – Центральный архив общественно-политической истории Москвы Центропленбеж – Центральная коллегия по делам пленных и беженцев ЦИК – Центральный Исполнительный Комитет ЦИТО – Центральный исправительно-трудовой отдел ЦК – Центральный Комитет ЦСт.У – Центральное статистическое управление ч/д – человеко-день ШИЗО – штрафной изолятор ЭКОСОС – Экономический и Социальный Совет ООН 1 См.: Ферретти М. Расстройство памяти: Россия и сталинизм//Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены. 2002. 5. С. 40–54; Гудков Л. Массовая идентичность и институциональное насилие. Статья первая: Партикуляризм и вытеснения прошлого//Вестн. обществ, мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2003. 1.С. 28–44. 4 См. Тоталитарная система в СССР: история и пути преодоления: указ. кн. и ст. на рус. яз. за 1988-й – первую половину 1992 г./сост. К.К. Тарасов. М., 1992. 5 См. компакт-диск: Памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий, установленные на территории бывшего СССР. М.: Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, 2003. 7 Левада Ю. Исторические рамки «будущего» в общественном мнении//Вестн. обществ, мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. 18,23. 8 «Переживание траура – процесс, посредством которого коллектив примиряется с собственным прошлым, принимает прошлое, вписывая травматический опыт своей истории в память, не замалчивая и не забывая его... Прошлое мало-помалу становится объектом принятия. И это позволяет ему действительно уйти в прошлое и не омрачать настоящее» (Ферретти М. Расстройство памяти: Россия и сталинизм//Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены. 2002. 5. С. 43)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010