Новости 15 декабря, 2009 В Москве названы лауреаты общественной премии Андрея Первозванного В Москве названы лауреаты общественной премии «За Веру и Верность». Эта престижная общественная награда, учрежденная 17 лет назад Фондом Андрея Первозванного, ежегодно вручается в Государственном Кремлевском дворце в день памяти святого всехвального апостола. Ее получат граждане, внесшие существенный вклад в приумножение национальной славы России. В этом году лауреатами стали 9 человек. Среди них – президент […] 15 декабря, 2009 На флагмане Черноморского флота России - крейсере " Москва " появился походный храм Покрова Пресвятой Богородицы Корабельный храм разместился в одной из кают гвардейского крейсера, его освятил и провел в нем первую службу Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Походный храм сооружен по инициативе и при поддержке благотворительного общественного фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор», говорится в сообщении информгруппы. Иконы и деревянный резной орнамент алтаря храма были доставлены в Севастополь […] 15 декабря, 2009 Мирян не будут переселять с Соловков Переселения мирян с Большого Соловецкого острова не планируется, заявил наместник расположенного на острове Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Координатор по связям со СМИ и общественными организациями Соловецкого монастыря Михаил Моисеев сказал, что вопрос о возможно переселении, «волнующий в настоящее время многих», был задан наместнику в ходе его встречи с прихожанами по случаю 20-летия возрождения […] 15 декабря, 2009 Семинар " Наука и вера " пройдет в ПСТГУ 16 декабря 16 декабря, в среду, в 18-30 состоится очередное заседание семинара с докладом протоиерея Романа Братчика, настоятеля Успенского храма города Курчатова Курской области, выпускника биологического факультета МГУ. Тема доклада: «О проблемах преподавания предмета «Наука и религия» в ВУЗе». Семинар пройдет в Доме священника при храме Воскресения в Кадашах, по адресу 2-ой Кадашевский пер., д.7 (м. Третьяковская).

http://pravmir.ru/category/news/page/577...

Некоторое время после упразднения обители отдаленный Свято-Андреевский скит оставался нетронутым. По свидетельству архитектора П.Д. Барановского, еще в 1923 г. «в церкви сохранялось убранство Петровской эпохи». Во времена Соловецкого лагеря особого назначения в скиту был устроен штрафной изолятор для женщин-заключенных. С 1940 г. хозяином островов стал Учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны на Заяцком острове находился наблюдательный пункт. В послевоенное время на острове располагался участок по заготовке водорослей. В настоящее время постройки скита, как и все памятники Заяцких островов, находятся в ведении Соловецкого музея-заповедника. Сам храм представляет собой самый простой тип ярусных церквей - одноярусные, состоящие всего из двух срубов, поставленных один на другой. Из-за своей удаленности памятник был обследован в 1973 г. Состояние его в это время было довольно плачевным: «благолепные обновления» и механические разрушения сделали и внешний и внутренний облик памятника малоприглядным. Однако если говорить о чуждых наслоениях, взятых в чистом виде, то их на заяцкой церкви не так уж много. Ежегодно, 13 июля, в день празднования Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, насельники обители приезжают на остров, и, как в прежние времена, в церкви святого апостола Андрея Первозванного служат Божественную Литургию. В летнее время Большой Заяцкий остров почти ежедневно посещают паломники. В храме можно поставить свечи, но когда последний паломник выходит из храма их надо обязательно потушить – ведь церковь деревянная. От церкви хорошая тропа через 300 м приводит к святому источнику, единственному пресному роднику на Большом Заяцком острове. Информация с сайтов http://www.solovkibp.ru/solovki/about/, Небольшой живописный Заяцкий остров, отстоящий от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 кв. км, был освоен человеком еще в глубокой древности. С тех времен - II-I тысячелетий до н. э. - здесь осталось одно из крупнейших на Севере Европы языческих «святилищ», включающее 13 лабиринтов и около 900 каменных груд и различных выкладок. На Большом Заяцком острове находится один из самых больших в мире лабиринтов. Сохранились здесь и древние памятники саамской культуры - сейды.

http://sobory.ru/article/?object=03582

Соловки: 10 скитов и пустыней Практически каждая обитель — это не только сам монастырь, но и уединенные скиты, в которых монахи имеют больше возможностей побыть один на Один с Богом, быстрее созреть для вечной жизни. Свято-Преображенский Соловецкий монастырь — не исключение. 22 августа, 2013 Практически каждая обитель — это не только сам монастырь, но и уединенные скиты, в которых монахи имеют больше возможностей побыть один на Один с Богом, быстрее созреть для вечной жизни. Свято-Преображенский Соловецкий монастырь — не исключение. Вчера мы праздновали день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, сегодня — Собор Соловецких святых, завтра — Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Практически каждая обитель — это не только сам монастырь, но и уединенные скиты, в которых монахи имеют больше возможностей побыть один на Один с Богом, быстрее созреть для вечной жизни. Свято-Преображенский Соловецкий монастырь — не исключение. Более того, в ХХ веке его скиты стали местом подвига новомучеников и исповедников Российских. 1. Андреевский скит В середине XVI века на Заяцком острове, отстоящем от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 квадратного километра, были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров. В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера. В XVIII векев Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие. В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин.

http://pravmir.ru/solovki-10-skitov-i-pu...

Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. Этот остров находится на севере России, в Белом море, в самой северной части Соловецкого архипелага. Начиная с конца 16 века, сюда в поисках уединения шли монахи Соловецкого монастыря. Среди них – преподобный Елеазар Анзерский, который появился здесь в 1612 году и вскоре основал Свято-Троицкий скит, где жизнь была устроена по афонскому образцу. В 20-е годы 20 века Свято—Троицкий скит вошел в систему Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини разных монастырей. После упразднения лагеря скит использовали в хозяйственных целях, а затем он пришел в запустение. В 2001 году в скиту снова возобновляется круглогодичное проживание монашествующих. Фото: www.solovki.info Мы отправляемся на Анзер каждый год на 10-14 дней группами по 15-25 человек. Мы выполняем самые разные работы: разбор строительных завалов, заготовка дров в лесу, ремонт дорог, работа на огородах, заготовка сена и так далее. Мне хотелось сказать о том, с какими жизненными уроками сталкивается молодой человек, оказавшийся в подобной экспедиции. Речь пойдет о принципах восприятия и организации жизни, которые мы встречаем в скиту и которые становятся своего рода альтернативой тому, с чем мы имеем дело в миру. Мне кажется, что в этой предъявленности альтернативного способа проживания жизни содержится важная составляющая христианского присутствия в современном мире. Вот несколько из этих уроков: Урок жизненной цельности      Человек, прибывший в скит, общающийся с его братией и анализирующей те условия, в которые поставлен он сам, осознает, что здесь предметом внимания и усилия является не та или иная выделенная часть жизни, но вся жизнь целиком. Вся жизнь, включая богослужение, физический труд, беседу, прогулку является единой практикой. Любая точка жизненного пути становится точкой предстояния перед Богом и свидетельства о Боге. Это понимание жизни как единого и целостного произведения является альтернативой распространенному сегодня переживанию ее как набору малосвязанных ситуаций. Благодаря встречам с монахами – людьми, жизнь которых организована иначе, мы обретаем стремление к преодолению привычной разорванности нашего существования. Мы учимся быть собой в любом повороте наших жизненных траекторий.

http://pravoslavie.ru/55261.html

Подробную информацию о всех экспозициях Соловецкого музея-заповедника можно узнать на сайте http://www.solovky.ru/. Наиболее популярные маршруты: 1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией. 2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны. 3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией. 4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место. Также интересно Судоходная озерно-канальная система Соловков (Большой Соловецкий остров) построена монахами в XIX веке. Общая протяженность системы — около 12 километров. По каналам перевозили стройматериалы монастырские паровые катера. Здесь можно взять лодки напрокат и самостоятельно проплыть два лодочных маршрута — «Малый круг» и «Большой круг». Прокат стоит около 100 рублей в час.

http://pravoslavie.ru/55392.html

Л. Предварительные наблюдения над портретом великого князя Василия III второй половины XVI века//Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 3. М., 1999. С. 75–86. 18 В составе “Степенной книги” читается повесть “О державстве благовеньчаннаго великого князя и мученика Андрея Георгиевича Боголюбовьскаго и о убиении его” и “Вкратце похвала самодержьцу Василию, и о пострижении его и о чюдесном отшествии его к Богу” (см.: ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 610–615). На полях белового списка “Похвального слова русским преподобным”, созданного примерно в то же время, что и “Канон”, сохранилось несколько собственноручных ссылок инока Сергия (Шелонина) на “Степенную книгу” (эти ссылки были воспроизведены в публикации: Инок Сергий (Шелонин). Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 166, 177). 19 В библиотеке Соловецкого монастыря сохранилось два сборника сочинений святителя Григория Солунского, созданных “тщанием” инока Сергия (Ше­ло­ни­на) (Сол., 87/87 и Сол., 88/88). Биографам соловецкого писателя хорошо известна запись на одном из них: “Книга сия святая и богословная св. Григория архиепископа Солунскаго на латинъ, шесть тетратей и мало къ симъ, писаны во 171 (1663) году тщаниемъ преподобнаго Сергия священноинока и архимандрита Ипатскаго, съ ево же тщания и дачи большия книги уставнаго писма переводу и времени. А болше Сергию за скорбию, въ неи же и смерть постиже, писать не лучилось…” (Сол. 87/87, запись на нижней крышке переплета). 20 См.: Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году//ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 254–262; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 337–345, 393–404. 25 Произведения, посвященные прославлению собора всех русских святых, создавались также и в жанре торжественного красноречия. Еще в домонгольский период неизвестный русский писатель (по предположению Н. К. Никольского — митрополит Климент Смолятич) написал “ Слово в память святых Отцов, в субботу сыропустную”, в котором упомянул и нескольких русских святых: Антония и Феодосия Печерских и киевского князя Игоря, убитого киевлянами в 1147 г., см.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР предыдущая статья ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Б. Соловецком о-ве. Большинство названных святых упомянуто в древнейшем Соловецком патерике, составленном между 1682 и 1700 гг. (наиболее полный список - РНБ. Соф. 452, 90-е гг. XVII в.), в связи с отшельническим подвигом прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского, встретившего монахов в начале своего подвижничества. В древнейшем Соловецком патерике сообщается, что прп. Дамиан, будучи насельником Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , услышал рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей и решил последовать их примеру. Отправившись в глубь Б. Соловецкого о-ва, прп. Дамиан встретил там 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Прп. Дамиан часто ходил по острову, желая встретить и др. пустынножителей, поскольку «в то время мнози отшелницы на Соловецком и Анзерском островех в пустыни, мало кому ведоми, живяху» (цит. по: Петренко. 2001. С. 498). Прп. Дамиану удалось встретить инока Ефрема Чёрного, о к-ром агиограф пишет, что он был первый среди пустынножителей, «старец честен», мирянина Никифора Новгородца, Алексия Калужанина (см. Алексий Соловецкий ), москвичей Тихона и Иосифа, Феодула Рязанца, Порфирия, Трифона, Иосифа Младого, Севастиана и др. Выходец из Алексина Тимофей («иже аггелоподобным своим житием, яко орел высокопарный, леташе» - Там же) рассказал прп. Дамиану о себе. В Смутное время прп. Тимофей оставил отеческий дом и на небольшой лодке из Архангельска приплыл на Б. Соловецкий о-в, где соорудил себе хижину, в к-рой прожил много лет, питаясь травой. В продолжение 3 лет прп. Тимофей терпел жестокие бесовские нападения, голод и холод, затем был утешен видением светлообразного старца, укрепившего подвижника и показавшего ему траву для еды и источник воды. Прп. Дамиан заботился о Соловецких пустынниках, своими руками хоронил скончавшихся.

http://pravenc.ru/text/182163.html

заключают в себе статьи, написанные в старообрядческом духе, почти по всем главным религиозно-обрядовым вопросам, которые тогда волновали старообрядческие умы. Так, в Соловецком сборнике, сохранившемся в библиотеке графа Андрея Федоровича Толстого, между прочим помещены следующие статьи: 1) «Собрание от божественного писания о тайне пресвятой аллилуйи и яко древнее предание святых апостол и святых отец, еже глаголете дважды аллилуйя, а в третий: Слава тебе Боже» и 2) «Вкратце собрание от божественных писаний о пресвятом и животворящем Духе и Господе истинном, яко во исповедании веры – Духа святого господа истинного и животворящего глаголете подобает». Статьи эти помещены в сборнике вместе с «Соловецкой челобитной о вере 16б7 года» и «сказанием о приезде в Соловецкий монастырь, по указу государя царя Алексея Михайловича в 7175 (1667) г. февраля в 23 день, сотника московских стрельцов Василия Данилова Чадуева», что дает полную уверенность в принадлежности их перу Соловецких монахов-писателей 160 . В Соловецкой книге Петра Дамаскина , написанной полууставом в XVII в. и принадлежащей ныне Казанской академии 278) на л. 193 вставлено свидетельство Петра Дамаскина о двуперстном крестном знамении: «два перста убо и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа во двою естеству 161 . В сборнике сочинений Максима Грека , принадлежащего той же академии (310) заключаются два слова: 1-е «о еже како знаменатися крестным знамением и о сложении перстов» и 2-е «о трегубой аллилуйи» 162 . Преосвященный Игнатий Воронежский в 1839 г. лично видел в Соловецкой библиотеке под 897-м сборник XVII в., состоящий исключительно из мелких статей и выписок, написанных в защиту старых церковных порядков и обычаев. В нем находятся следующие статьи: I) «Выписка из хождения во Греки» Арсения Суханова . К ней присоединяются, а) письма Святогорских старцев о знамении и изображении креста и б) сказание о монахе Арсение Греке. II) «О сложении перстов, еже которыми персты подобает христианину воображати на себе знамение честного креста».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

В ризничной описи Соловецкого мон-ря 1668 г. упоминается «часовня «Германова»», где хранились мощи преподобного, а над гробом - «образ преподобного Германа, стоящей, на краске, семипядной» (СПбФИРИ РАН. Колл. 2. Д. 142. Л. 68). В храме во имя Г. (освящен в 1860) было неск. икон Г.: с наружной стороны при входе, под стеклом; на храмовой иконе иконостаса - поясное изображение («длиною 27, шириною 17 вершков»). Около юж. стены за амвоном на деревянном помосте стояла рака над мощами Г.- «медная посеребреная на четырех ножках... на крыше чеканкою изображен преподобный во весь рост, на нем одежда вызолочена; на боках: на южной стороне преставление, а на северной перенесение мощей преподобного и на восточной водружение креста на Соловецком острове - изображены чеканною работою, на западной стороне молитва преподобному Герману резная; на углах раки херувимы и накладки золоченые чеканной работы... На раке икона преподобного Германа длиною 81/4 вершков; на ней венец чеканной работы серебряный золоченый весом двенадцать золотников; с трех сторон поля серебряные басменные позлащенные» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 228-33 об.); в наст. время рака хранится в СГИАПМЗ. В XIX в. на берегу Белого м. к северо-западу от Соловецкого мон-ря была построена каменная часовня во имя Г. «в память на сем месте жительства сего святого», внутри к-рой находился «колодезь»; в киоте над входными дверями и в иконостасе имелись иконы Г. (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 375 об.- 376 об.). Образ Г. включался в состав предстоящих групп святых и в деисусные чины: напр., в ц. ап. Андрея Первозванного на Б. Заяцком о-ве, в ц. Благовещения Богородицы Соловецкого мон-ря. Его образ встречается в деисусных чинах храмов Поморья, в частности на иконе «Преподобные Герман Соловецкий и Логгин Яренгский» кон. XVIII - нач. XIX в. из церкви дер. Кянда Шенкурского у. (АМИИ) - в рост, в традиц. развороте к центру, в молении. На иконе «Преображение Господне, с соловецкими святыми на полях» сер. XVII в. из Вознесенской ц. дер. Пияла на Онеге (АМИИ) Г. изображен на правом поле, в рост, в охряной рясе и коричневой мантии, в надписи именуется «Ерман». Образ Г. вырезан на сев. кресте XVII в. (ГИМ - Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 - февр. 2001. [М., 2000]. С. 61. Кат. 173). В нижнем клейме на костяной пластине «Четырнадцать храмовых праздников в Соловецкой святой обители» 70-х гг. XVIII в., изготовленной в С.-Петербурге предположительно мастером О. Х. Дудиным (ГММК), помещен образ Г. и прп. Онуфрия Великого.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Данилово (Питьевое) озеро расположено в 2,5 км от монастыря, вода из него поступает в Святое озеро. Дамба – рукотворный каменный мост 1,2 км длиной, шириной от 6 до 12 и высотой 4 м, сооружен в XIX в. между Большим Соловецким островом и островом Большая Муксалма в целях оптимизации деятельности расположенного на ней скотного двора. Детская колония – городок из нескольких бараков, построенных в 1928 г. для несовершеннолетних заключенных к югу от Соловецкого монастыря, за территорией братского кладбища. Железная дорога (узкоколейка) , сеть железнодорожных путей сообщения, была построена на Большом Соловецком острове в лагерный период для перевозки грузов и заключенных. Первоначально в 1923 г. появилась рельсовая узкоколейная колея протяженностью 4,5 версты для ручной подачи вагонеток, спустя год на ней начали использовать паровозы. В 1924–1926 гг. железнодорожные ветки пролегли до Перт-озера и Кирпичного завода. В 1929 г. была запущена последняя ветка – Кремль – Филимоново, связавшая центр управления лагеря с торфоразработками. Последний раз железная дорога упоминается в официальных документах в конце 1931 г. По-видимому, ее тогда же разобрали и с началом навигации 1932 г. вывезли на строительство Беломорско-Балтийского канала. Женский барак , Архангельская гостиница, расположена к югу от Соловецкого монастыря. До середины 1920-х гг. в ней содержались заключенные женщины (кроме политических и оштрафованных). Позднее узниц стали направлять и в другие отделения СЛОНа (в Савватьево, на Анзере и Муксалме). [Большой] Заяцкий [Заячий] остров – больший из группы Заяцких островов (площадь – 1,5 кв. км). В середине XVI в. здесь появилось «пристанище» для кораблей, включающее каменную гавань, людскую избу и поварню. В конце XVII в. сюда была перенесена Иоанно-Предтеченская часовня, которую в 1702 г. по приказу Петра I перестроили в церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В XIX в. в Андреевской пустыне появились деревянный корпус с покоями для соловецкого архимандрита и некоторые хозяйственные сооружения. В лагерный период комплекс зданий использовался для нужд штрафного изолятора, в котором содержались беременные и страдающие венерическими заболеваниями женщины, а также узницы, наказанные в административном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010