Мудьюг, песчаный беломорский остров, лежащий вблизи устья Северной Двины. Β 1838 г. на нем построили маяк. В 1918– 1919 гг. здесь действовал, созданный белогвардейцами, концентрационный лагерь, для сторонников Советской власти, числом свыше 1000 человек, 200 из которых были расстреляны и погибли от болезней. Музей Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения (с 1926 г. Музей СОКа), был торжественно открыт 19 июля 1925 г. в надвратной Благовещенской церкви. Спустя два месяца, заповедником был объявлен Спасо-Преображенский собор и деревянная церковь во имя апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове. [Большая] Муксалма [Муксаломский остров, Муксалма, Муксальма, Муксолма, Муксольма], третий по величине остров Соловецкого архипелага (18 кв. км), название которого означает «мелкий пролив». В 1866 г., остров, ради нужд молочного двора, который действовал на Муксалме с XVI в., был соединен с Большим Соловецким островом валунной дамбой. Спустя 10 лет, на Большой Муксалме была построена каменная церковь , во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 г., учрежден скит в честь этого святого. До 1927 г. на острове находилось III отделение СЛОНа, а затем – командировка отделения с несколькими лагпунктами. В разные годы здесь отбывали наказание политические заключенные, располагались сельхоз и химическая лаборатория, в 1937 – 1939 гг. – подразделение Соловецкой тюрьмы ГУГБ. [Малая] Муксалма [Малый Муксаломский остров, Малая Муксульма], меныший из группы Муксаломских островов остров Соловецкого архипелага (площадь – 1 кв. км), где, и в монастырские, и в лагерные времена находилась зверобойная тоня. Нарымский край, место политических ссылок, распложенное в Сибири по берегам р. Оби. Настоятельский корпус, жилое здание у восточной стены келейной застройки монастыря, где находились покои настоятеля Соловецкой обители и помещения Учрежденного собора, осуществлявшего управление монастырей во второй половине XIX – начале XX в. В 1920-х гг. в Настоятельском корпусе размещалось Управление I (Кремлевского) отделения СЛОНа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Келья И. находилась рядом со Святоозерскими воротами, возле юго-вост. угла алтарной части Успенского храма (в кон. XVIII в. на этом месте находились северные помещения просфорного корпуса; см.: Буров. История келейной застройки (в печ.)). В «Книге келий», составленной в нач. 40-х гг. XVII в. в Соловецком мон-ре, келья «бывшаго игумена Иринарха» указана под 28 «в порядке от озера» (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 455. Л. 84-84 об.). В келье находились Деисус в киоте, образ Воскресения Христова и др. иконы, среди к-рых были складни «Савина письма» (работы соловецкого иконописца нач. XVI в. Саввы - см.: Скопин. 1989. С. 286, 291, 307; Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 38). В б-ке И. имелись 4 книги «киевской печати»: Беседы свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла (1623; РНБ. ОР. XXII.1.15) и на Деяния апостолов (1624), Толкование на Апокалипсис прп. Андрея Кесарийского (1625), «Книга правил» («Номоканон»). (Почти все названные книги исчезли, по-видимому, сгорели во время пожара на Соловках в 1923. Уцелело издание Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла, поскольку книга была вывезена с Соловков в 1854.) Известны 2 принадлежавшие И. рукописи: Служебник (РНБ. Солов. 1031/1140) и сборник Житий преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (РГБ. Ф. 651. Собр. Усова. 13), который И. 27 сент. 1626 г. вложил в московскую Златоверхую Введенскую ц. (храм находился рядом с московским подворьем Соловецкого монастыря в Китай-городе). Рукописный «Богородичник» XV в. (РНБ. Колоб. 137) И. «положил вместе с братией» в Воскресенскую ц. Умбской вол. в 1618 г. И. был погребен у ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия, рядом с основателями обители (здесь же находилась часовня прп. Германа). После кончины бывшего игумена его книги, иконы и келейные вещи были переданы в монастырскую казну (Архив СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 236 об.- 237), некоторые из них были выкуплены учениками преподобного (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 227. Л. 67, 49, 147; Д. 43. Л. 2 об.). В 1634-1637 гг. в келье И. жил келарь Иоасаф Сороцкий, затем Савва (Старков), бывший келарь Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря . Оба они перед своим возвращением на Соловки просили царя разрешить им поселиться в келье своего учителя, и такое разрешение было им дано. В нач. 60-х гг. XVII в. деревянная келья И. была разобрана, на ее месте сооружена каменная.

http://pravenc.ru/text/673965.html

Уроки монастыря Я убежден в том, что такого рода поездки выполняют функцию профилактики и реабилитации от антропологических угроз современности. Одну из этих угроз, особенно актуальную для молодых людей, я назвал бы угрозой не сбыться, не воплотить самого себя в своей судьбе. 2 августа, 2012 Я убежден в том, что такого рода поездки выполняют функцию профилактики и реабилитации от антропологических угроз современности. Одну из этих угроз, особенно актуальную для молодых людей, я назвал бы угрозой не сбыться, не воплотить самого себя в своей судьбе. Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. Этот остров находится на севере России, в Белом море, в самой северной части Соловецкого архипелага. Начиная с конца 16 века,  сюда в поисках уединения шли монахи Соловецкого монастыря. Среди них – преподобный Елеазар Анзерский, который появился здесь в 1612 году и вскоре основал Свято-Троицкий скит, где жизнь была устроена по афонскому  образцу. В 20-е годы  20 века Свято—Троицкий скит  вошел в систему Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини разных монастырей. После упразднения лагеря скит использовали в хозяйственных целях, а затем он пришел в запустение. В 2001 году в скиту снова возобновляется круглогодичное проживание монашествующих. Мы отправляемся на Анзер каждый год на 10-14 дней группами по 15-25 человек. Мы выполняем самые разные работы: разбор строительных завалов, заготовка дров в лесу, ремонт дорог, работа на огородах, заготовка сена и так далее. Мне хотелось сказать о том, с какими жизненными уроками сталкивается молодой человек, оказавшийся в подобной экспедиции. Речь пойдет о принципах восприятия и организации жизни, которые мы встречаем в скиту  и которые становятся своего рода альтернативой тому, с чем мы имеем дело в миру. Мне кажется, что в этой предъявленности альтернативного способа проживания жизни содержится важная составляющая христианского присутствия в современном мире.  Вот несколько из этих уроков:

http://pravmir.ru/uroki-monastyrya/

М. Курбского//Проблемы изучения нарративных источников по истории рус. средневековья. М., 1982. С. 34-42; Рыков Ю. Д. Кн. A. M. Курбский и его концепция гос. власти//Россия на путях централизации. M., 1982. С. 193-198; он же. Археогр. обзор: Послания Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. M., 19932. С. 250-315; Цеханович А. А. К переводческой деятельности кн. А. М. Курбского//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 110-114; Гладкий А. И., Цеханович А. А. Курбский Андрей Михайлович//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 494-503 [Библиогр.]; Морозов Б. Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в б-ке странствующего монаха Ионы Соловецкого: К вопросу о распространении переписки в кон. XVI-XVII в.//Culture and Identity in Muscovy, 1359-1584. М.; Los Ang., 1997. C. 475-494; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теорет. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998; он же. Рукопись из скриптория кн. Андрея Курбского//Лингвистическое источниковедение и история рус. яз. М., 2000. С. 187-212; он же. «Житие Климента, епископа Римского» и «Исповедание» Псевдо-Ефрема в агиогр. своде А. М. Курбского//Palaeoslavica. 2001. Vol. 9. P. 118-142; он же. «Житие святителя Николая Мирликийского» в агиогр. своде Андрея Курбского. М., 2003; он же. «Борение мученика Димитрия Солунского» Симеона Метафраста//Белоруссия и Украина: История и культура: Ежег., 2003. М., 2003. С. 91-128; он же. «Житие Сильвестра, папы Римского» в агиогр. своде Андрея Курбского. М., 2003; он же. Св. Георгий Победоносец в агиогр. своде Андрея Курбского. М., 2004; Ерусалимский К. Ю. История одного развода: Курбский и Гольшанская//Coцiyм: Альманах соц. icmopiï. К., 2003. Вип. 3. С. 149-176; он же. Ист. память и социальное самосознание А. Курбского//Там же. 2005. Вип. 5. С. 225-248; он же. Потомки А. М. Курбского//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 350-376; он же. Понятия «народ», «Росиа», «Руская земля» и социальные дискурсы Московской Руси кон.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Отражением одного из наиболее ранних этапов развития иконографии Толкового Апокалипсиса в рус. искусстве стали 2 лицевых списка, датируемых 2-й четв. XVII в.: в сборнике из собрания Ф. И. Буслаева (РНБ. Q. I. 1154. Л. 82-244; 73 миниатюры); в конволюте из собрания Т. Ф. Большакова (РГБ. Ф. 37. 156. 1°. Л. 161-271; 81 миниатюра). Буслаев, указав на иконографическую близость мн. миниатюр этих списков, отчасти объяснимую особенностями сохранившегося в них перевода И. Б. О. на слав. язык, отнес тексты и совпадающие иллюстрации данной пары рукописей к «ранней» редакции лицевого Апокалипсиса ( Буслаев. 1884. С. 209-316). Главная текстологическая примета этой редакции - замена в гл. 25 Толкового Апокалипсиса (Откр 8. 13) ангела орлом, изображенным на соответствующей миниатюре. Особого внимания заслуживает Апокалипсис из РНБ (Q. I. 1154), в к-ром есть ряд композиций, до деталей схожих с изображениями на упоминавшейся иконе «Апокалипсис» из Успенского собора (ср., напр.: небо-свиток, свиваемое 2 ангелами; ангелы Господни 7 церквей; 4 всадника; 2 пророка и зверь; воскресшие пророки и падение части града; вознесение 2 пророков в облаке; ангел, срезающий виноград и бросающий его в великое точило). Ангел, возвещающий падение Вавилона. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Ярославль. Нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 98 1612. Л. 92) Ангел, возвещающий падение Вавилона. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Ярославль. Нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 98 1612. Л. 92) Еще одним памятником, в к-ром, подобно рассмотренным выше спискам 2-й четв. XVII в., отразилась ранняя иконография Апокалипсиса, является кодекс из б-ки Соловецкого мон-ря. Он включает Толковый Апокалипсис 70-80-х гг. XVI в. со вставными иллюстрациями кон. 1-й четв. XVII в. (РНБ. Солов. 1. 4°. Л. 1-216; 65 миниатюр) и нелицевой список Жития (Хождения) ап. Иоанна Богослова, изготовленный одновременно с миниатюрами. Замена ангела орлом в Соловецком сборнике произведена не в соответствии с основным текстом, а в связи с глоссой на полях книги. Языковые, палеографические, кодикологические и художественные особенности всех частей конволюта говорят о том, что местом его создания были вост. земли Речи Посполитой. 22 миниатюры этой рукописи западнорус. происхождения относятся к той же иконографической редакции, что и иллюстрации списка из РНБ (Q.I. 1154). Отдельные миниатюры являются репликами гравюр из Библии Лютера ( Буслаев. 1884. С. 317-380). Стилистически композиции Соловецкого сборника имеют мало общего с современной им художественной традицией Московского гос-ва, куда книга попала не позднее сер. XVII в., возможно в ходе военных столкновений России с Речью Посполитой.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Бутовский полигон Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви совершит литургию на Бутовском полигоне в день памяти о начале массовых расстрелов В храме на Бутовском полигоне 8 августа будет служить Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Яблони над «расстрельным рвом» Назвать поименно всех расстрелянных — такова идея памятника, который планируется создать на Бутовском полигоне. В конференц-зале Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами 15 декабря 2013 года прошло обсуждение, каким будет этот памятник, который планируется назвать «Сад Памяти». Бутовский полигон: пока читают имена… Я зачитал список расстрелянных 27 ноября 1937 года. В этот день в Бутово было расстреляно 163 человека, среди них — мой дед, протоиерей Николай Виноградов, прославленный в 2000 году как священномученик. Но в общем списке были не только прославленные Церковью и не только православные. Среди двадцати с лишним тысяч жертв репрессий, чьи имена зачитывались на полигоне, люди 73 национальностей. Патриарх Кирилл: Быть христианином сегодня — значит ни на минуту не терять бдительности (+Видео) Никто не ставит вопрос так: либо вы христиане, либо мы вас выталкиваем из общества, деклассируем, лишаем работы, пенсии, благополучия. Но разве сегодня не требуется исповедовать веру во Иисуса Христа, когда общее течение современной так называемой культуры уносит сознание людей в сторону, противоположную Христу? Выставка крестов из Соловецкой мастерской пройдет на Бутовском полигоне Кресты, которые будут представлены на выставке, созданы в Соловецкой кресторезной мастерской под руководством Георгия Кожокаря. Священномученик Андрей Воскресенский: За жизнь в мире со всеми — к расстрелу Несколько дней подряд семья Воскресенских приходила в себя от потрясения, а потом Вера Сергеевна (жена отца Андрея) попыталась найти мужа... Чиновники ей ответили, что отца Андрея выслали на десять лет без права переписки. Долгие десять лет семья Воскресенских жила ожиданием. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/butovskij-poligon/...

77 См. «История русской Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского. Период третий. Изд. 3. Москва 1857 г.. стр. 173, прим. 393, 383, 387 и др. Ист. опис. Соловец. монаст. архим. Досифея, ч. I, стр. 168, прим. а. 81 О посещении Сол. обит. см. соч. «О высочайших пришествиях великаго государя Петра Алексеевича к Архангельскому городу. Москва 1783 г., стр. 48–49, 104. Летоп. Солов, стр. 81, 82–102; ист. опис. Сол. мон., ч. I, стр. 175–180. Памятником посещения монастыря Петром Великим служат и две изящно и рельефно сделанные модели судов, на которых Государь прибыл в обитель, находящияся в настоящее время в святых воротах. 82 В том же году на острове Заяцком, вблизи которого стояла русская эскадра, состоящая из 13 кораблей, Петр Великий приказал построить деревянную церковь во имя Апостола Андрея Первозванного, которая при нем же и была сооружена иждивением придворного церковного уставщика Иоанна Степановича Торжнева. Церковь эта, поставленная в один день (обыденная) прекрасно сохранилась и доныне. 84 С 1777–1793 настоятелем был Иероним из казначеев Соловецкого монастыря. При нем по докладу Святейшего Синода Высочайше повелено отпускать ежегодно 500 р. на содержание Соловецких мореходных судов (1785 г.). 86 За одну из них о месте погребения А. Палицына он удостоен лестного отзыва Конференции Академии Наук. 87 Сведения об осаде Соловецкого монастыря заимствованы из цит. соч. «Подвиги Соловецкой обители», стр. 50–86. Ист. опис. Сол. мон. архим. Мелетия, стр.258–291 и журнал «Москвитянин» 1854г., 15. 88 «Москвитянин» стр. 215–216. О ходе защиты монастыря и о действиях неприятеля осталось донесение арх. Александра Св. Синоду. «Его нельзя довольно начитаться. Здесь все любопытно, все важно, все дорого, везде бьется сердце, везде дышит любовь, надежда, вера, везде блистает во всей красоте своей этот здравый смысл, этот ясный толк, которым отличается русский человек, пока от него сам не отречется, повязываясь иностранной повязкой....» М. Погодин: Внутренние известия, стр. 213, «Москвитянин» 1853 г. 15. Август.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове Иеросхимонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита 6) Скит с деревянною церковью во имя апостола Андрея Первозванного. На пустынном Заяцком острове церковь построена в 1702 г. во время второго посещения Петром Великим Соловецкого монастыря. Первый постройки на этом острове относятся ко времени настоятельства Филиппа, устроившего здесь кельи со службами. Кроме церквей в скитах на Соловецких островах находится много часовен; 104 во многих местах по острову часто видны вырезанные и окрашенные в тёмно-красный цвет кресты – все эти места известны или чудом или каким-либо событием в жизни обители. По обилию памятников древности, и славной исторической жизни Соловецкого монастыря, – заслуживает особого внимания ризница монастыря, представляющая много предметов для благоговения, любознательности и любопытства; святыня, древность, драгоценность, достоинство вкладов делают их разнообразно занимательными. Здесь собрана богатая коллекция древней и новой церковной утвари: чаш, дискосов, напрестольных драгоценных крестов, златокованых евангелий (вес некоторых из них до 2 пудов и более), ценных митр, икон, священных облачений, сосудов и т. д. Здесь же хранится много царских грамот с изящными разрисованными виньетками, громадными восковыми золочеными печатями, заключенными в металлические футляры. Не перечисляя подробно предметов ризницы, укажем только самые замечательные по древности. Из отдаленных времен жизни основателей обители – пр. Савватия и Зосимы в ризнице сохраняются: а) келейный крест преп. Савватия, каменный четвероконечный, длина его ¾ арш., а ширина 10 вершков. На одной стороне его имеется надпись: «лета ≠ S Д (1556) взысканием и потружением игумена Филиппа»; б) Евангелие, писанное на пергаменте, употреблявшееся в церковном служении еще во время пр. Зосимы; в) священные сосуды, в которых пр. Зосима совершал Таинство бескровной жертвы, – деревянные, покрытые краской с изображением на чаше Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи, а на дискосе – Агнца Божия и ангелов; и г) священные ризы пр. Зосимы из самого простого полотна, оплечье шелковой материи, крест нашитый из ленты – дар святителя Новгородского Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преп. Германа Соловецкого, который скончался не в монастыре, а подобно преп. Савватию на твердой земле, перенесенные в монастырь и погребенные в последнем через пять лет после его кончины, были обретены в 1623-м году. В настоящее время они почивают под спудом (Филарета Русские святые, 30 Июля; С. К. Молчанова Описание Архангельской губернии, стр. 296; архим. Мелетия Описание Соловецкого монастыря, стр. 66). 50 и 51. Вассиан и Иона Пертоминские, монахи Соловецкого монастыря, в 1561-м или 1566-м году утонувшие в Белом море при его переезде и погребенные на его берегу, на восточном мысу входа в Унскую губу. В 1694-м году были свидетельствованы их мощи и после сего, по причине чудес от мощей, установлено празднование их памяти (которая – 5-го Июня) 258 в устроившемся при их гробах в конце XVI – начале XVII века Пертоминском монастыре (находящемся в 120-ти верстах к западу от Архангельска) 259 . 52 . Вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский, о котором говорили мы выше в домакарьевских святых между 7-м и 8-м. 15-го Октября 1702-го года были открыты его мощи и вслед за сим было установлено ему празднование (а при Екатерине Великой в 1774-м году, при освящении возобновленного Владимирского Успенского собора, северный придел последнего, бывший дотоле Благовещенским, был посвящен его имени) 260 . 53 . Князь Глеб Андреевич, сын вел. кн. Андрея Боголюбского, скончавшийся (по надписи на его раке) 20-го Июня 1175-го года и погребенный во Владимирском Успенском соборе. Спустя полтора месяца после открытия мощей отца, 30-го Ноября того же 1702-го года были открыты его мощи, вслед за чем ему также установлено было празднование (а при Екатерине Великой, в том же 1774-м году и при том же освящении собора, южный придел последнего, бывший дотоле во имя великомученика Георгия, посвящен его имени) 261 . 54 . Симеон Верхотурский, подвизавшийся в миру подвигами молитвы и благотворения бедным людям, с внешним переходом из сословия дворянского, к которому принадлежал по рождению, в среду крестьянскую, скончавшийся в 1642-м году в погосте Меркушах или Меркушинском, который находится в 50-ти верстах от Верхотурья (уездного города Пермской губернии), и в 1704-м году перенесенный в этот последний город. Местное празднование памяти (12-го Сентября), вследствие чудес, совершавшихся от мощей (которые открыты были в 1694-м году), установлено Тобольским митрополитом Филофеем одновременно с перенесением мощей из Меркуш в Верхотурье 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В День памяти жертв политических репрессий в Архангельске прошла презентация издания Соловецкого монастыря «Воспоминания соловецких узников». 4 ноября 2013 г. 12:19 30 октября 2013 года, в День памяти жертв политических репрессий, в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова открылась выставка «Книги, люди, судьбы: книжное наследие Каргопольлага» и состоялась презентация книги «Воспоминания соловецких узников», сообщает сайт Соловецкого монастыря . Организаторами выступили Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова. Мероприятия приурочены ко Дню памяти жертв политических репрессий и призваны напомнить о скорбной годовщине — 90-летии организации Соловецких лагерей особого назначения. На выставке представлены издания книжной коллекции русских классиков конца XIX — начала XX века, книги общественно-политического и справочного характера из фонда Ерцевской библиотеки Коношского района. В 1930-1940-е годы они поступили из спецхрана Управления лагерей. Часть из них можно назвать собранием репрессированных изданий, поскольку многие из них разделили горькие судьбы их владельцев — узников Каргопольлага. Книга «Воспоминания соловецких узников», изданная Соловецким монастырем, стала результатом работы большого коллектива специалистов из России и зарубежья — историков, культурологов, филологов, общественных деятелей. Этим изданием открывается серия «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.». Вышедший в свет первый том включает мемуары 14 узников, находившихся в заключении в период с 1923 по 1927 гг. Воспоминания сопровождаются статьями экспертов, справочным аппаратом, богатым иллюстративным материалом. «Мы решили создать музей новомучеников-исповедников российских именно на нашей архангельской земле, — сообщил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил на открытии выставки. — Музей уже создается. Как вы уже знаете, откликнулись разные люди. Не так давно был концерт с участием Андрея Макаревича».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010