Морской док Соловецкий монастырь. Монастырский док. Нач. XX века. Собрание открыток церковно-археологического кабинета Московской духовной академии В конце XVIII столетия на канале, ведущем из Святого озера в море, решено было устроить морской наливной док с бассейном для захода судов, площадкой для их осушки и затворными воротами. В 1799-1801 годах док был построен, и, как сообщает архимандрит Досифей, " по выгодности местоположения и способности сей верфи многие знатоки свидетельствуют, что еще подобной нигде не находится " . Проработал первый док недолго, так как быстро ветшавшие деревянно-валунные конструкции потребовали замены их новым, более долговечным материалом - гранитом. Уже на рубеже 1820-30-х годов в монастыре «своими людьми» строятся мореходные суда «на корабельный образец» длиной 35 м и грузоподъемностью до 700 пудов. Современники с гордостью отмечали, что " подобных кораблей красотою и величиной ни у кого во всем здешнем Белом море не имеется " . В 1860-е годы монастырь оснащает пароходы, перевозившие до шестисот пассажиров, а в конце столетия приобретает современные быстроходные суда за границей. Отвечая потребностям времени, обустраивался и Сухой док. В 1880-1881 годах он был на 6,5 м удлинен и на 1,5 м углублен. Как и прежде, строительство осуществлялось собственными силами (письменные источники отмечают трудовой вклад кузнеца - богомольца Андрея Бурова, «столяра-архитектора» монаха Аристарха, инженера-механика монаха Феоктиста и некоторых других рядовых строителей). Видимо, тогда же чудо соловецкой гидротехники было отмечено памятным гранитным обелиском, стоящим у входных ворот. Аналогичный по форме обелиск установлен с противоположной стороны входа в док в память о событиях обстрела монастыря англичанами в 1854 году http://www.solovki.info/?action=pv&id=68 ]]. Биологическая станция Соловецкий монастырь. Биологическая станция. Нач. XX века. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии В последней четверти XIX века на берегу Соловецкой бухты, на маленьком мысу, расположившегося напротив Соловецкого монастыря, была основана Биологическая станция. Станция появилась благодаря активной деятельности профессора, крупного зоолога и писателя Н.П.Вагнера и настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Милетия, оказавшего существенную материальную помощь этой научной инициативе. Появление Биологической станции на Соловках было одобрено Святейшим Синодом, и только после этого осуществилась перестройка " Сельдяной избы " , выделенной настоятелем для нужд ученых.

http://drevo-info.ru/articles/1427.html

Эта сумма — гарантия того, что минимум четыре человека получат спасительное лечение в клиниках Петербурга. Спасибо каждому, кто примет участие в этом сборе! Как помочь :(Номер с текстом для отправления СМС, QR-koд). Фото. - С.41. Пять любимых фотографий фотографа Валерия Близнюка . [Родился в Москве в 1964 г. Закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Член Московского Союза художников (секция монументально-декоративного искусства). Выпустил шесть авторских фотоальбомов. «Фотография для меня — дневник, это записи переживаний. Соловецкие острова снимаю более тридцати лет, это одна из главных тем в творчестве. Пять фотографий, выбранные из большой серии, особенно мне дороги. На них запечатлен исторический образ соловецких памятников, который сегодня изменился»]. Подготовила Инна Волошина //Фома. - — август 2021. - С.42-47. - (раздел « Люди »). Имеется краткая биографическая справка (с фото) - « Валерий Близнюк » (С.44). Каждую из опубликованных фотографий сопровождает авторское пояснение: 1.« Андреевский скит Белого моря ». - Скит расположен на маленьком острове Соловецкого архипелага. У древнего причала церковь Андрея Первозванного. Находясь в центре острова, мы видим со всех сторон его берега. Здесь невероятное ощущение пространства, которое замыкается морем, напоминает уединенность в келье». - С.42-43 (на развороте к материалу), подпись к фото см. на С.44); 2.« Богослужение ». - «Фотография ночного богослужения в церкви Воскресения Христова Соловецкого Голгофо-Распятского скита на острове Анзер. В июне 1999 года я был участником рабочей группы, искали захоронение священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Владыка скончался в Соловецком лагере особого назначения в 1929 году, а через семьдесят лет мы искали место его захоронения на склоне горы. После этого богослужения могила была найдена». - С.44-45; 3.« Белая ночь ». - «Мне всегда хотелось проиллюстрировать образ белой ночи на Соловках, этого невероятного перламутрового свечения, мягкого рассеянного света. Ночь, когда я снимал этот кадр, оказалась очень тихой. На причале я увидел поморский карбас, лодка стояла совершенно неподвижно, а море — застывшая зеркальная гладь...». - С.46;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

Несколько позднее началось строительство еще двух монастырей. Патриарх Никон, будучи иноком Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился с острова Анзер в небольшом судне на материк. Бурей судно было прибито к Кий-острову Онежской губы. В благодарение Богу за избавление от гибели он поставил здесь деревянный крест. Позднее, когда в сане митрополита Новгородского он возвращался в Москву с мощами святителя Филиппа, он опять посетил этот остров и поставил там часовню. Став же Патриархом, он строит на Кий-острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. В 1660 году Патриарх Никон прожил около года во вновь основанном монастыре, где уже было закончено строительство соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с приделами, посвященными Архангелу Михаилу и святителю Московскому Филиппу. Престол в алтаре был выполнен из огромного гранитного камня наподобие Гроба Господня. Как отмечают исследователи, архитектурные особенности самого храма роднят его с Преображенским собором Соловецкого монастыря, построенным Митрополитом Московским Филиппом в бытность его настоятелем в Соловках. Второй монастырский храм на Кий-острове был посвящен празднику Происхождения Честных Древ Креста Христова и освящен 1 августа. Таким образом, в истории этого храма первый престольный праздник совпал с днем его освящения. Для Крестного монастыря был изготовлен Крест из кипариса, точно повторивший размеры Голгофского Креста Христова. Для этой цели в Иерусалим был послан патриарший иеромонах. Выполненный крест был обложен листами позолоченного серебра и в него были вложены частицы Древа Креста Господня и Ризы Господней, частицы Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа; было вложено множество частиц мощей святых угодников: кроме мощей апостола Андрея Первозванного, первого проповедника веры Христовой на Руси, наряду с мощами восточных, общехристианских святых помещены были частицы мощей Митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, первого Казанского святителя Гурия, архиепископа Иоанна Новгородского, преподобных Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, праведного Иакова Боровичского и другие.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-n...

Соловецкий монастырь отметил 20-летие возрождения приходской жизни Москва, 14 декабря 2009 г. 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, состоялась встреча наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) с прихожанами, сообщает Патриархия.ru . Встреча была посвящена 20-летию создания православной общины на Соловках. В памятный день 14 апреля 1989 года Совет по делам религий Совмина СССР принял решение «зарегистрировать религиозное общество Русской Православной Церкви в поселке Соловецком». На встречу, которая проходила в Трапезной палате монастыря, собралось более 60 жителей поселка. Среди них были и те, чьими усилиями создавалась община — члены «двадцатки». Они вспоминали те далекие годы — первые богослужения, архиерейские визиты, первых паломников. Много трудностей пришлось преодолеть, — говорили они — и приходская жизнь тогда по духу во многом была схожа с жизнью первохристианских общин. О неоценимой помощи прихожан в возрождении обители рассказали насельники обители игумен Герман и игумен Зосима. Они были первыми священниками Соловецкого прихода, а затем — возобновленного в 1992 году монастыря. Члены общины помогали обустраивать храмы монастыря, готовили помещения для проживания и налаживали быт первых его насельников. Помощь братии оказывали многие соловчане, и не только прихожане. Священники вспоминали, как настороженно, а порой и враждебно поначалу принимали их в поселке, и как постепенно менялось это отношение. Присутствующим был представлен фильм об основных событиях в истории современной обители. В конце встречи архимандрит Порфирий ответил на вопросы соловчан — начиная с толкований малопонятных мест из Священного Писания и заканчивая насущными проблемами поселка. Был задан и волнующий в настоящее время многих вопрос о том, не планируется ли переселение мирян с острова. Архимандрит Порфирий заверил, что этого не произойдет. Труд жителей поселка будет востребован, и к работам, прежде всего реставрационным, планируется привлекать в первую очередь местных жителей — подчеркнул наместник монастыря. Он также отметил, что такое общение близких по духу людей очень важно и предложил сделать подобные воскресные встречи регулярными. 14 декабря 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33149.html

Лист этой и другой страницы видимо представляет вставку, где роды инока Арсения Соловцова, Мисаила Сакина, Чудина Антонова, Василия Батурина, и даже род митрополита Макария и Филофея Рязанского, не гармонирует с предшествующим родом Заволоцких и князем иноком Ионою, который приплетен к роду Филофея Рязанского, равно как и род князя Ивана Туренина. Далее идет род Смирнова-Шокурова, род Тугарина, род инока Иоасафа Кошкина, род Иоанна Сыркова, Феодора и Алексея Сырковых, род Некраса Хрипунова, Бориса Щекина, род Ступишиных, Петра Нащекина, Ионы Курцова, Третьякова, Зыкова, дьяка Кожуха-Кроткого, Козорина Дубровского, Плутова, Нечаева, Макария Забелина, дьяка Никиты Титова, Андрея и Василия Щелкаловых. а после сего говорится: «А се поминание архиепископа Новгородскаго Геннадия», которое помещается почти на 15 страницах, причем в конце киноварью написано: «В сем роду имян а м е. Далее идет род Кабаковых, Григория и Иоанна Мамоновых, род Козьмы Милославского, род Маномаховых, Никиты Салорева, Астафия Плещеева, Андрея Кубасова, дьяка Феодора Панова, старицы Елены Морозы. На листе 46 киноварью написано: «Лета з ч н (1590) декабря Имена опальным людям по присылке государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея России Ивана, Иоанна, Иоанна, Игнатия, Григория и т.д. идут разные имена, оканчиваясь князем Иваном, Василием, Андреем, Иваном и священноиереем Григорием. В конце киноварью написано: всех ч в (1992). Далее идет род Баима Войекова, род Шемяки Елизав. сына Арнетова, инока Арсения из Можайска, род Симеона Протопопа, Богдана сына Замятина, род Ивана Онучина, род Андрея Васильевича сына Черного и много других малых родов. На листе 61 значится род князя Ивана Васильевича Голицына, потом род князя Михаила Ноздроватого, Димитрия Ивановича Годунова. На листе 62 род Гомана М. Пивова, род Бессона-Кириллова Картавого, Мины Коширина казака, Прокопия Высокого Тверитянина. На листе 68 старою скорописью написан род подполковника Ивана Афанасьевича Дернова, во иноцех Иринарха, где на полях значится а ф д (1704).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

XVIII - нач. XIX в. (ГЭ), нач. XIX в. (ЦМиАР, см.: Чугреева Н. Н. Группа поморских икон в собр. Музея им. Андрея Рублёва//Мир старообрядчества: Сб. науч. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исслед. рус. старообрядчества: Мат-лы междунар. науч. конф./Отв. ред: И. В. Поздеева. С. 393, 395. Ил.). Имя «Саватий», или «Саватей», писали, как правило, с одной буквой «в», что также было принято в XVII в. У старообрядцев Поморья получил распространение и др. образ - «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием» ( Бусева-Давыдова И. Л. Припадающие Соловецкие святые: генезис и смысл иконографии//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 124-137), один из ранних примеров извода - на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 274-275). Известен поморский вариант Печерской иконы Божией Матери, с предстоящими З. и С. (результат поновления иконы?), XVIII в., З. слева в куколе (Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 138. Кат. 91). Старообрядцы Выговской пуст. создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: З. и С. были включены в состав ряда литых изделий - икон, складней, образков (ГИМ, ЦМиАР, МИИРК). В число иллюстраций к московскому варианту издания книги Семена Денисова «История об отцех и страдальцех Соловецких» (1914) включены «Построение монастыря прп. Зосимою», «Некий старец виде прп. Германа, вошедша в церковь, и преподобных отец Зосимы и Саватия, воставших в раках». В XVIII-XIX вв. по заказам обители и частных лиц холмогорские мастера создавали иконы с изображением Соловецких чудотворцев из кости (ГЭ, ГИМ, ЦАК МДА, Елецкий краеведческий музей, КИАМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 69. Кат. 108, 109). В документах упоминается и более сложная икона З. и С.: «10,5 вершков, резная из перламутра, а вокруг чудеса их из белой кости» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 281 об.). З. и С. представлены в левом нижнем клейме костяного образа с 14 храмовыми праздниками Соловецкой обители 70-х гг. XVIII в., изготовленного в С.-Петербурге предположительно мастером О.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Действующее российское законодательство относит храмы-памятники к имуществу религиозного назначения (ст. 3, 47, 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490). Обеспечить использование православных храмов по их целевому (религиозному) назначению может только Русская Православная Церковь. В этой связи ничего, кроме недоумения, не вызывает соглашение от 23.09.2005, заключенное между Соловецким музеем и монастырем и предусматривающее распределение между ними храмов-памятников. Ряд храмов и часовен, например, храм св. Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. И это в наше время, когда повсеместно культовые здания-храмы и часовни передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви. Это соглашение очевидно противоречит действующему законодательству. Например, музей предлагает монастырю совместно использовать около 20 храмов и часовен, в том числе расположенные на территории Соловецкого кремля Спасо-Преображенский собор с папертью, Свято-Троицкий собор, церковь преподобного Германа. Между тем, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490 предусмотрено, что недвижимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за музеем, может использоваться им совместно с религиозной организацией на условиях, определяемых по согласованию с централизованной религиозной организацией (то есть Московской Патриархией) и утверждаемых Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Однако заключенные монастырем и музеем соглашения, на которые ссылается М. Лопаткин, не согласованы с Московской Патриархией и не утверждены Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Поэтому соответствующие соглашения не имеют юридической силы. Московская Патриархия полагает, что памятники истории и культуры Соловецкого архипелага, которые ЮНЕСКО рассматривает как «апогей русской православной стойкости и мужества», подлежат передаче Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/24002.html

В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В 1993 году святое место посетил инок Иоанно-Богословского монастыря Николай (Анисимов). Ещё подростком отец Николай часто ездил в храм родного города Ряжска и слышал рассказы пожилых людей о разрушенном монастыре и старце Софронии. Современное состояние [ править править код ] C 1996 года монастырь стал восстанавливаться. Была заново построена церковь Александра Невского. И 12 сентября 1998 года было совершено великое освящение храма. Сегодня в обители есть храм, колокольня, облагорожено кладбище, где был похоронен старец Софроний. Недалеко от монастыря – источник и купальня. В храме Александра Невского с 1998 года покоятся мощи праведного старца. Как и предсказывал старец, Александро-Невский монастырь переживает своё возрождение, став местом активного паломничества Святыни [ править править код ] Мощи праведного Софрония Ибердского Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» Икона святителя Николая Чудотворца Частицы мощей Апостола Варфоломея Апостола Андрея Апостола и первомуч. Стефана Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи Вмч. Георгия Победоносца Вмч. Пантелеимона Вмч. Варвары Муч. Ермолая Муч. Трифона Муч. Харлампия Свят. Димитрия Ростовского Свят. Иннокентия Иркутского Свят. Иоанна Златоуста Свят. Мелетия Рязанского Свят. Модеста Иерусалимского Свят. Николая Чудотворца Свят. Феодорита Рязанского Свят. Феофана Вышинского Свят. Филиппа Московского Преп. Амвросия Оптинского Преп. Афанасия Серпуховского Преп. Герасима Иорданского Преп. Германа Соловецкого Преп. Григория Богослова Преп. Зосимы Соловецкого Преп. Игнатия Богоносца Преп. Иова Почаевского Преп. Кирилла Радонежского Преп. Марии Радонежской Преп. Павла Таганрогского Преп. Петра и Февроньи

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

За отопление музей выставляет счет монастырю: котельная-то одна. По словам наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря игумена Игнатия (Молчанова), в самые холодные зимние месяцы набегает около 50 тыс. рублей. А вот приход Спасского собора и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, делящие территорию бывшего Спасо-Андроникова монастыря, страдают от тесноты. Помимо находящегося в бессрочном и безвозмездном пользовании собора музей предоставил приходу помещение так называемой Покойницкой, где располагается настоятель протоиерей Вячеслав Савиных с помощниками. " Несмотря на то что служим мы здесь уже 21 год, в Москве это единственный мужской монастырь, остающийся вне юрисдикции Церкви " , – разводит руками отец Вячеслав. Проход на территорию бесплатный, а вот за вход в храм архангела Михаила с Трапезной палатой, где располагается основная музейная экспозиция, нужно заплатить 150 рублей. " Сожалею, но наши хранилища тоже переполнены, – отвечает директор музея Геннадий Попов. – Все наши мечты связаны с развитием бывшего ДК " Серп и молот " . Если удастся туда перебазировать часть фондов, можно будет подумать о расширении приходских служб " . Возможны варианты? Как уже говорилось, перечисленными моделями всё многообразие сотрудничества музеев и Церкви не исчерпывается. В постсоветское время возникло и успешно развивается такое явление, как церковные музеи (крупные епархиальные музейные центры открыты, например, в московском Новодевичьем и в костромском Ипатьевском монастырях). А три года назад директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника стал наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). " Отношение к этому двоякое. Это компромисс, который возможен, наверное, только на Соловках, – считает заведующий экспозиционным отделом музея-заповедника Павел Илларионов. – Его, как и всякий компромисс, приемлет далеко не каждый. Но большинству интересно, что из этого получится. Ведь путь, которым приходится идти наместнику-директору, весьма узок. Он лежит между необходимостью развивать музей-заповедник и постепенной подготовкой развода его деятельности с монастырской жизнью в части совместной эксплуатации наших памятников " .

http://religare.ru/2_99006.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010