Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Национализм — это ересь для Православия. О. Ефрем, дикей скита св. ап. Андрея на Афоне   Национализм — это ересь для Православия. О. Ефрем, дикей скита св. ап. Андрея на Афоне   Национализм, расизм... — это ересь для Православия. Их осудила в прошлые века наша Вселенская Церковь, и в этом — истина, и она принимается всеми православными, но на деле люди сейчас страстные, и до тех пор, пока они не достигнут бесстрастия и настоящей любви между собой, они будут по-прежнему негласно разделяться по национальностям. Что и существует сейчас.   Я — грек, он — русский, тот – болгарин, тот — румын; разделение действует внутри нас, это на самом деле так, и мы каемся в этом. Мы не можем говорить ложь и скрывать правду, такую ситуацию мы видим и переживаем. И мы желаем достигнуть состояния бесстрастия, тогда и эта страсть перестанет действовать в нас, и национальная проблема на Афоне исчезнет. Тогда мы все станем просто святогорцами, и не будет иметь значения, где ты родился и какого происхождения. Мы все святогорцы! На Святой Горе живут монахи со всего православного мира.   Святая Гора – это маленький рай. А в раю не будет национального разделения на русских, греков, американцев, румын и болгар. Там будут пребывать спасенные рабы Господни. Св. апостол Павел, когда говорит, что во Христе Иисусе «нет уже Иудея, ни еллина; нет Раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28), — он говорит о состоянии бесстрастия, потому что сам имел бесстрастие. И в таком состоянии возвещал истину.   В XX веке страсть национального разделения стала трудно исцелимой, так как произошло много войн между народами. Войны стали основой для внутренней неприязни между греками и болгарами, греками и турками, греками и итальянцами. Люди читают книги о прошлом, вспоминают страдания, которые претерпели их родственники, и эти воспоминания поддерживают вражду.   Но мы, будучи православными, должны это преодолеть, и тогда мы вдохнем воздух Святого Духа. Потому что православный расист — страстный человек, находящийся в прелести. Такой человек не любит ближних своих, но осуждает их, делит на категории и ставит в узкие рамки. Дух Святой приходит и — уходит, не успокаиваясь в таком человеке.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=176...

От Пантократора до скита Илии пророка один час ходу. Скит велик и прекрасен, наподобие монастыря. Житие имеют общее. Живут одни малороссияне; от святых мощей имеют только одну часть святого Апостола Андрея Первозванного. Служба отправляется на славянском языке. Напевом поют российским, пустынным. Лесу имеют мало; хотя и в лесу стоит, но в монастырском. Хлебопашества отнюдь не имеет, такожде и масла. Вина про себя становится; воды мало, и та теплая. Хотя и есть внутри колодезь, но вода вредная. Рыбы имеют довольно. На реке Дунае имеют свой завод. Стоит на полугоре в лесу. 122. Болгарский скит Богородицы От скита Илии пророка один час ходу – скит Богородицы: храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Живут болгары; содержат прекрасное общежитие. Воды, лесу и вина имеют довольно; хлебопашества и масла не имеют. От моря два часа ходу; стоит на прекрасном месте в лесу. Лучше этого скита я не знаю во всей Горе Афонской: никаких особенных попечений не имеют; всегда в тишине и в безмолвии трудятся, от утра до вечера находятся в безмятежном послушании, близ скита, и всегда игумен с братиею вместе трудится. Ночью упражняются в келейной и соборной молитве. Устав содержат русского общежительного Пантелеимонова монастыря; к нему принадлежит и скит. Службу отправляют на славянском языке. Напевом поют греческим. Прежде находилась в нем чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нарицаемая «Пресладкое целование». Но во время смутных времен пропала; ныне только список остается. 123. Монастырь Ватопед От Пантократора два часа ходу – осьмой монастырь, Ватопед: знаменитая, славная и богатая Лавра; превосходит все афонские монастыри богатством, святынею и постройкою. Главный храм – в воспоминание Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм велик, иконописан и богато изукрашен; выстроен царем великим Феодосием; возобновлен при Афанасии Афонском ; достроен и украшен святым Саввою, царем Сербским. Здесь находится шесть икон чудотворных Пресвятой Богородицы. Здесь и пояс Ее хранится. Здесь в обители Пресвятая Богородица взяла на Себя два послушания – трапезаря и ключаря. 124. Чудотворная икона Богородицы Ватопедская-Ктиторша

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Храм строился долго, однако в результате на Афоне появился храм, затмивший собой все другие, став самым большим на Балканах. Его длина 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 кв. м, имеет 150 окон. Он и сейчас поражает огромным золоченым иконостасом, монументальными росписями, бронзовыми паникадилами, замечательным кипарисовым полом. Приложились к прекрасному ковчегу с частью главы апостола Андрея.      Справа, у столпа, – чудотворная икона Божией Матери «Сераитисса», которая вся увешана различного достоинства медалями параолимпийской сборной Греции в благодарность за помощь и исцеления.      Колокольня собора – самая высокая на Афоне (40 м), на ней находилось двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный дар великого князя Алексея Александровича. Сейчас часть колоколов, лопнувших после пожара, грустно стоят во дворе скита под навесом.      В скиту было устроено четырнадцать храмов; число монахов к началу XX века достигло восьми сотен человек. На территории скита находились типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Но Октябрьская революция стала началом заката обители. Россия утратила свое влияние на Афоне и вскоре потеряла почти все. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1971 году умер последний русский монах, скит опустел и начал разрушаться. В 1992 году скит начала возрождать новая братия во главе с учеником старца Ефрема Филофейского иеромонахом Ефремом.      Через несколько минут были уже в Карее. Это маленький городок – столица Святой Горы, в которой находятся представительства всех афонских монастырей и органы самоуправления монашеской республики: Священная Эпистасия (исполнительный орган Афона, состоящий из четырех представителей монастырей и переизбирающийся ежегодно) и Священный Кинот или Протат (собрание представителей всех 20-ти афонских монастырей, прот – председатель этого монашеского «парламента»).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1843

  Под ведомством сего мо­настыря находится русский скит Илии пророка и еще другое славное место - Кансал: прежде был Капсальский скит, но ны­не стоит пуст. По Капсалу много келий и колиб, в которых мно­го проживает братии, а наипаче русских. На Капсале находит­ся знаменитая келия, нарицаемая «Достойно», в которой сию песнь пел Гавриил Архангел. Монастырь Пантократор много имеет богатых и бедных келий и колиб; и довольно имеет ле­сов и хлебопашества, садов и виноградников. Стоит на скале; от моря, от воды саженей двадцать.     Скит Илии       От Пантократора до скита Илии пророка один час ходу. Скит велик и прекрасен, наподобие монастыря. Житие имеют общее. Живут одни малороссиане; от святых мощей имеют только одну часть святого Апостола Андрея Первозваннаго. Служба отправляется на славянском языке. Напевом поют рос­сийским, пустынным. Лесу имеют мало; хотя и в лесу стоит, но в монастырском. Хлебопашества отнюдь не имеет, такожде и масла. Вина про себя становится; воды мало, и та теплая. Хотя и есть внутри колодезь, но вода вредная. Рыбы имеют доволь­но. На реке Дунае имеют свой завод. Стоит на полугоре в лесу.         Кселургу     От скита Илии пророка один час ходу - скит Богороди­цы: храм во имя Успения Прссвятыя Богородицы. Живут бол­гары; содержут прекрасное общежитие. Воды, лесу и вина имеют довольно; хлебопашества и масла не имеют. От моря два часа ходу; стоит на прекрасном месте в лесу. Лучше этого скита я не знаю во всей Горе  Афон : никаких особенных попечений не имеют; всегда в тишине и в безмолвии трудят­ся, от утра до вечера находятся в безмятежном послушании, близу скита, и всегда игумен с братнею вместе трудится. Но­чью упражняются в келейной и соборной молитве.   Устав со­держут русскаго общежительнаго Пантелеимонова монасты­ря; к нему принадлежит и скит. Службу отправляют на славян­ском языке. Напевом поют греческим. Прежде находилась в нем чудотворная икона Прссвятыя Богородицы, нарицаемая Пресладкое Целование . Но во время смутных времен пропа­ла; ныне только список остается.

http://isihazm.ru/1/?id=864

14 Июня. Среда. По Афону. Утром Преосвященный вместе с о. архим. Гавриилом и старшими из братии служил Божественную литургию в Ильинском скиту. За богослужением кроме его спутников присутствовали все иноки скита, на долю которых редко выпадает счастье видеть торжественное богослужение, совершаемое русским Владыкой. Многие присутствовали за таким богослужением впервые, и оно производило на них сильное впечатление. Литургия совершалась в соборном храме во имя св. пророка Илия. Во время литургии Преосвященным, по просьбе о. архимандрита и с согласия епитропов Пантократора, совершена была хиротония во иеромонаха и иеродиакона. Собор не особенно большой, однокупольный; основание его крестообразное, алтарь и клиросы – полукруглые. Купол, алтарь и средняя часть церкви покрыты листовым оловом, притвор же – каменными плитками, выделываемыми из местного камня. Прямо против церковных дверей, к западу от храма, ворота, а над ними красивая, трехъярусная колоколенка. Главной святыней собора является часть животворящего древа, из которого сделан крест. Эту святыню купил начальник скита хаджи 15 Афанасий за 10 тысяч турецких левов (лев или чирек по курсу равняется 40 копейкам) у разорившегося греческого монастыря Варетяда, находившегося в епархии Артисской, куда она была подарена императором Никифором Фокой в 964-ом году. Есть части мощей в соборе: святого ап. Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Иакова, брата Господня, и много других, и две чудотворные иконы: Божией Матери Млекопитательницы, прославившейся чудотворениями в России, и особенно чтимая Тихвинская Слезоточивая, названная так потому, что в 1876 году, перед нашествием на св. гору Турок, проливала слезы. По окончании богослужения, Преосвященный со своими спутниками, под руководством настоятеля о. Гавриила, осмотрел весь скит, год от году все расширяющийся. В настоящее время в нем идут работы. Скит имеет форму продолговатого четырехугольника (25 с. – в длину и 19 – в ширину). В средине – собор. С правой стороны собора – две церкви: во имя Благовещения. Пресвятой Богородицы и во имя святителя Митрофана Воронежского . К этим церквам пристроен двухэтажный дом, где помещаются кельи. Этот дом тянется во всю длину скита, параллельно противоположному такому же корпусу, в котором помещаются: трапеза, кухня, кладовые, комнаты для гостей, и т. и. Вне скита, в саженях десяти от колокольни, построен 2-хэтажный корпус с двумя церквами: во имя архистратига Михаила и св. Николая; кроме того, в нем помещается больница и некоторые из братий. Рядом с этим есть еще три двухэтажных каменных корпуса, где помещаются кладовые, столярная мастерская, маслобойня, и т. д., и живут рабочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Воскресенский скит Валаамского монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История создания Воскресенского скита началась в конце XIX века с посещения святынь Иерусалима будущим игуменом Валаамского монастыря – отцом Маврикием, позже пожелавшим устроить на острове северный Иерусалим. Согласно монастырскому преданию, именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Содержание История [ править править код ] История создания Воскресенского скита началась в конце XIX века – с посещения святынь Иерусалима , будущим игуменом Валаамского монастыря, отцом Маврикием, позже пожелавшим устроить на острове северный Иерусалим. Центром этой Валаамской Палестины и стал Воскресенский скит Спасо-Преображенского монастыря. Вся местность вдоль дороги от Центральной монастырской усадьбы до Воскресенского скита носит названия Священных мест Иерусалима – гора Сион, проток Кедрон, Гефсимания, Елеонская гора, река Иордан. Строительство Воскресенского скита проходило при поддержке известного сибирского благотворителя Иннокентия Сибирякова. В 1901 году был заложен фундамент храма, а уже спустя пять лет он предстал во всем своем великолепии. С самого начала храм был задуман по принципу контраста: верхний храм, во имя Воскресения Христова – торжественный, светлый, полный ликования, вселяет надежду; нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному – скорбный и печальный, призывает к покаянию и очищению. Верхний храм с белоснежным фаянсовым иконостасом, изготовленным мастерами из Екатеринбурга и украшенным благородной позолотой, поражает своей величавостью и изяществом. Все в этом храме говорит о светлом Христовом Воскресении, о торжестве жизни над смертью. Нижний храм неслучайно освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного . Согласно монастырскому преданию, именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Церковные иконостасы были изготовлены из дуба в древнерусском стиле по рисункам Н.Н. Никонова, образа написали афонские монахи. Главной святыней в храме была упомянутая чудотворная икона «В скорбех и печалех утешение», перед которой 19 ноября, когда в России от нее свершилось первое чудо, служился торжественный молебен. В праздник св. ап. Андрея Первозванного литургия сопровождалась пением на афонский манер. С Афона были привезены частицы мощей Двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня (помещенные в специальный мощевик), и оттуда же к Вербному воскресенью доставлялись освященные лавровые ветки, раздаваемые молящимся. Благовещенский храм быстро стал центром распространения в российской столице святогорского благочестия и богослужебных традиций. Афонский устав, которого строго придерживались долго жившие на Святой Горе монахи подворья, привлекал в храм множество благочестивых богомольцев. Первым начальником подворья в 1889–1890 (а затем с перерывами в 1891–1898 гг.) и фактическим строителем его был известный церковный деятель архимандрит Давид (в миру Дмитрий Иванович Мухранов). Он родился в крестьянской семье с. Жданово Ждановской волости Курмышевского уезда Симбирской губернии, принял монашеский постриг в зрелые годы, после военной службы. В период заведования подворьем Свято-Андреевского скита о. Давид устроил в Санкт-Петербурге несколько благотворительных учреждений, в 1898 г. он вернулся на Афон. Во время изгнания при имяславской смуте в январе 1913 г. игумена Иеронима архим. Давид был избран братией Свято-Андреевского скита на его место, но после насильственного удаления в июле 1913 г. из скита 185 имяславцев игумен Иероним был возвращен на свое место, а о. Давид, принеся покаяние перед Вселенским Патриархом, был вынужден навсегда покинуть Святую Гору. После начала Первой Мировой войны он жил в Москве, возглавляя там местных сторонников имяславия. В начале 1920-х гг. архимандрит сослужил Патриарху Московскому и всея России Тихону, был хорошо знаком со священномучеником о. Павлом Флоренским; являлся духовным отцом некоторых видных представителей интеллигенции: декана Московского университета и президента математического общества Д.Ф. Егорова, знаменитого философа А.Ф. Лосева и его жены В.М. Лосевой. В конце 1927 г. архим. Давид присоединился к течению иосифлян, боровшихся против компромиссного курса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по отношению к советской власти. Скончался о. Давид 5 июня 1931 г. в Московской области 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все эти качества удивительно сочетались в нем. Новый настоятель, имея от Бога высокие духовные дарования, искусно управлял жизнью обители. Он учил братию необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования. Много потрудился архимандрит Гавриил для благоустройства и процветания обители, как внутреннего, так и внешнего. Со времени закладки в скиту нового храма Великой Княгиней Александрой Петровной, в монашестве — схимонахиней Анастасией, которая прислала первый камень с надписью в основание собора, произошло сильное противостояние греков против русских монахов на Афоне вообще и против Ильинского скита в частности. Отцу Гавриилу, как известному миротворцу, стяжавшему благодатный мир Божий, удалось миром закончить конфликт в пользу Ильинского скита. Впереди предстояла постройка нового собора, но средств не хватало. По ходатайству отца Гавриила по Высочайшему соизволению и с благословения Святейшего Синода русскому скиту святого пророка Илии был разрешен сбор подаяний по всей Российской империи.     Преподобный схиархимандрит Гавриил. В конце 1893 года архимандрит Гавриил в сопровождении братии прибыл в Россию со святынями Ильинского скита: чудотворной иконой Божьей Матери «Млекопитательница», частью Древа Животворящего Креста Господа и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. По благословению митрополитов Палладия Санкт-Петербургского и Сергия Московского, архиепископов разных губерний эти святыни были поставлены в храмах столицы и других городах для поклонения благочестивых христиан и сборов посильных пожертвований. Посещением Божиим добрые люди откликнулись на святое дело и своими приношениями дали возможность начать в скиту новые постройки. Святость жизни отца Гавриила, его духовная сила привлекали к нему иноков и мирян. Появились материальные средства, необходимые для строительства и удовлетворения других нужд.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

Память прп. Анастасии Киевской (в миру Великой княгини Александры Петровны Романовой, 1838–1900) торжественно почтили в четверг Светлой седмицы в Свято-Покровском женском монастыре Киева, где хранятся ее святые мощи.      Праздничное богослужение в Никольском соборе Киевского Покровского женского монастыря, основанного в 1889 г. прп. Анастасией, возглавил Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Ему сослужили епископы Ирпенский Климент, Фастовский Дамиан, Золотоношский Иоанн, а также духовенство и гости монастыря в священном сане. После Литургии вокруг храма был совершен крестных ход. Многочисленные паломники смогли приложиться к мощам прп. Анастасии, хранящимся в обители.      Как известно, прп. Анастасия имела непосредственное отношение к закладке в 1881 г. на Святой Горе первого камня в основание соборного храма Афонского Свято-Ильинского скита, основанного в 1757 г. прп. Паисием Величковским. Великая княгиня Александра Петровна (Прп. Анастасия Киевская) Великая княгиня Александра Петровна — супруга великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I, дочь принца Петра Георга Ольденбургского и принцессы Терезии Нассауской, правнучка императора Павла I. В июне 1881 г. Александра Петровна на пароходе в сопровождении контр-адмирала Головачёва сделала остановку у берегов Святой Горы Афон. Посетить Удел Божией Матери Великая княгиня не могла, так как посещение этого святого места женщинам запрещено. Но её навещали на пароходе афонские старцы, в беседе с которыми она находила утешение и укрепление своих духовных сил. Братия Русского Ильинского скита на Святой Горе при посредничестве и участии архимандрита Макария (Сушкина), игумена Русского Пантелеимонова монастыря, обратились к Александре Петровне с просьбой положить первый камень в основание соборного храма, который планировали построить на месте старого, пострадавшего от землетрясения. «Великая княгиня милостиво согласилась на это, и 22 июня прислала камень с приличной надписью, поручив сопровождавшему её контр-адмиралу Головочеву положить оный от её имени в основание собора. Таким образом, при помощи Божией, совершилась закладка собора. Собор будет двухпрестольный: главный престол – во имя пророка Ильи, придельный – во имя святой мученицы царицы Александры. Оставляя берег Афонской горы, Её Императорское Высочество пожелала видеть скит. Пароход против него остановился. Настоятель с братиею поспешили на пароход, взяв с собой главнейшую святыню скита – чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательницы» и святые мощи – стопу святого апостола Андрея Первозванного. Её Высочество с благоговением приложилась к святыне и за сим оставили берег Афона, напутствуемая горячими молитвами и благожеланиями русских обитателей Святой Горы».

http://pravoslavie.ru/93171.html

Типикон определял основные принципы внутренней монастырской жизни. Существовали еще внутренний распорядок жизни и богослужебный Устав Нило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в каноннике Нилова скита (РНБ. Кир.-Бел., 489/746, л. 1). Каждое воскресенье полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню», на «Владычни праздники» (двунадесятые) – всенощное скитское и обедню, также «преподобным многим» – всенощное скитское и обедню. Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и лавр. Накануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение (ГИМ. Епарх., 349/509, л. 2 об. – 4). Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью, но и своим составом. Во время скитской всенощной вычитывалось полпсалтири (в киновиях обычно читали три кафизмы), большее число канонов – четыре. В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь – «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты: «чтение седим послушающе со вниманием, аще кто требует просити во упознание прочитаемых святых писаний, да вопрошает», – сказано в правиле всенощного бдения Нилова скита (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 20 об. – 21). Сохранился «ветхий соборничек» (РНБ. Соф. собр., 1469) Сорской пустыни, в котором находятся избранные жития и Слова святых отцов, обычно читавшиеся на службах. Здесь – «жития и подвиги» преподобных Димитрия Прилуцкого, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, преподобной Марии Египетской, святителя Николая чудотворца, повесть о иконе Владимирской Божией Матери, Слова Андрея Критского и Иоанна Богослова на праздники Рождества и Успения Богоматери и другие. По содержанию «Соборничка» видно, что в основном в его состав входят тексты из житий северных русских святых. В дни их памяти в Ниловом скиту служилось всенощное скитское бдение. «Соборничек» датируется первой половиной XVI в., и вряд ли после смерти преподобного Нила Сорского за такое короткое время мог измениться порядок служб Нило-Сорской пустыни. Таким образом, предположение, существующее в историографии, что преподобный старец «хулил русских чудотворцев» и противопоставлял себя русской традиции подвижничества, представляется малообоснованным 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010