Запрестольная Тихвинская икона Божией Матери. Сер. XIX в. (кириакон Ильинского скита на Афоне) Запрестольная Тихвинская икона Божией Матери. Сер. XIX в. (кириакон Ильинского скита на Афоне) Во время нестроений кон. 30-х гг. XIX в. Пантократор отнял у И. п. с. особо важные документы: «Султанский фирман об освобождении братии от платежа харача... и от прочих денежных взысканий, а с ним данный в 1766 г. из Протата документ за подписью представителей всех 20 афонских монастырей о предоставлении братии скита полной свободы во всем и независимости»; «Условие», заключенное между мон-рем Пантократор и старцем Афанасием в 1798 г., о выделении скиту из монастырской земли отдельного участка; царскую грамоту визант. имп. Никифора II Фоки (от 10 сент. 964), данную Успенскому ставропигиальному мон-рю (Веретада), о пожертвовании императором в эту обитель части Древа Креста Господня; грамоту К-польского патриарха Иеремии от 9 июня 1809 г., выданную настоятелю Афанасию с братией скита в удостоверение того, что ими действительно были приобретены у Успенского мон-ря часть Древа Креста Господня и частица мощей (левой стопы) ап. Андрея Первозванного (Русский общежительный скит св. прор. Илии. 1913. C. 45-46). 26 авг. 1839 г. священным Кинотом была издана «Выпись актов» о нормализации отношений между обителями, но новая омология выдана только в 1892 г. Статья 7 «Выписи актов» свидетельствовала о нестроениях в скиту: «Управляющему Скитом Дикею постановляется в обязанность наблюдать за поведением своей скитской братии» ( Феннелл. 2008. С. 187). «По силе прежнего условия все каливы и виноградники, какие находятся в отмежеванных границах скита, составляют его собственность, а вне этих границ скитские отцы не должны строить калив». Пантократор дозволял «отцам русским, обитающим в ските, строить начатую церковь Св. Митрофана и возобновлять, когда они захотят, скитские здания, но без всяких затей. Когда понадобится лес для обжигания извести и обновления зданий скита, тогда отцы русские с дозволения м. Пантократорского рубят дерева из лесных дач. Равным образом дозволяется им рубить свободно и дрова, нужные для отопления келий». И. п. с. обязывался «ежегодно вносить в м. Пантократорский 1500 пиастров (88 р. с[еребром] с четями) за 25 иноков; а в случае увеличения числа их прибавляет по два голландских червонца за каждого сверхштатного монаха». Дикей избирается «скитскими отцами и утверждается м. Пантократорским». Новых насельников скит обязывался сначала представлять «для испытания» в мон-рь Пантократор (АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/2. 1871. Д. 2269. Л. 126 об.- 127).

http://pravenc.ru/text/389269.html

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в конце XIX века и входила в подворье Старо-Афонского Андреевского скита. Архитектурный комплекс подворья включал Благовещенскую церковь, флигель для монахов. Храм был построен в 1889-1893 годах по проекту Николая Никонова. В 1930-е его закрыли, разрушили центральный купол, колокольню и главки. В начале 1970-х годов здание перестроили, сбив украшения и остатки куполов, надстроив стенку над вторым этажом, в интерьере установив перегородки. В здании до войны располагался склад, затем архив, а после переделки - Центральный государственный архив научно-технической документации. В 2000 году Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование была передана сторожка в западной части, в которой была освящена часовня ап. Андрея Первозванного, а в 2015 году Санкт-Петербургской епархии было передано основное храмовое здание, освобожденное архивом летом 2016 года. Первая Божественная Литургия, отслужена 26 октября 2016 года. Первое Всенощное бдение - 29 октября 2016 года. 8 ноября 2016 года Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил Благовещенский храм. http://vk.com/club134641238 Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и часовня Андрея Первозванного. Пам. арх. (регион.).  1889-1893 - арх. Никонов Николай Никитич (церковь, перестроена). 1930-е - перестройка В состав памятника Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита входят: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Флигель для монахов (двор) 1891-1893 - арх. Никонов Н. Н. Ограда и сторожка 1891-1893 - арх. Никонов Н. Н. В 1841 г. иноки Ново-Афонского Пантелеймоновского монастыря приобрели на священной горе Афон келью св. патриарха Афанасия, которую обратили в скит св. апостола Андрея Первозванного. К началу ХХ в. скит стал крупнейшим монастырем на Афоне. В 1860-е гг. в скиту началось строительство собора св. Андрея Первозванного. Для сбора средств в 1861 г. в Россию привезли чтимую икону Божией Матери «В скорбях и печалех Утешение».

http://sobory.ru/article/?object=00710

В советское время в русле общей антирелигиозной политики почитание святого апостола Андрея пытались искоренить. В январе 1931 г. был закрыт и в начале 1932 г. взорван Андреевский собор в Кронштадте (в том же году власти разобрали на строительные материалы и часовни собора). Когда верующие стали приходить к фонтану, бывшему в церковной ограде со времен святого отца Иоанна Кронштадского, и брать оттуда воду как святую, фонтан засыпали и в 1955 г. поставили на этом месте памятник Ленину. 31 марта 1933 г. ленинградские власти закрыли храм подворья Афонского Андреевского скита в северной столице (его здание после перестройки занял Центральный государственный архив научно-технической документации). В начале 1920-х гг. при создании бульваров на Большом проспекте Васильевского острова были снесены ограда и часовня Андреевского собора; весной 1930 г. под предлогом установки памятника лейтенанту П.П. Шмидту снесли часовню свт. Николая Чудотворца у Николаевского моста. 16 мая 1938 г. был закрыт сам собор святого апостола Андрея (при этом почти все члены его причта и наиболее активные прихожане оказались расстреляны). С куполов сняли кресты, а здание собора передали Тресту художественно-промышленного производства, который произвел частичную перепланировку помещений (к счастью уцелел уникальный резной деревянный позолоченный иконостас XVIII века). В 1939 г. была разрушена деревянная Андреевская церковь в Палкеле и т. д. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь прекратил свое существование на островах в 1940 г. В послевоенные годы возле Воскресенского скита была открыта турбаза, а в нижнем Андреевском храме устроена прачечная. Однако планы советских властей искоренить почитание апостола Андрея не удались, с конца 1980-х гг. это почитание не только возродилось, но и получило дальнейшее развитие. Возобновление монашеской жизни в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре после полувекового перерыва началось именно 13 декабря 1989 г., в день памяти святого апостола Андрея Первозванного по новому стилю. Тогда после 50-летнего запустения на святую валаамскую землю вступили первые шесть иноков: четыре иеромонаха и два послушника. Корабль с ними символично пришвартовался в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита, именно там, где была воздвигнута часовня в честь апостола Андрея. Сразу же после высадки иноки 12 раз ударили в колокол, что означало возвращение в обитель братии (уезжая в конце 1939 г. с острова, монахи так же 12 раз ударили в колокол), начались ежедневные богослужения. Теперь эта дата празднуется в монастыре как день возрождения обители.

http://bogoslov.ru/article/564114

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Перемены в духовной жизни И.М. Сибирякова почти совпали по времени с прибытием в Санкт-Петербург с Афона главной святыни Свято-Андреевского скита – чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Именно этот чудотворный образ имел решающее значение в главном выборе жизни Иннокентия Михайловича, молившегося пред иконой вместе с настоятелем петербургского подворья скита иеромонахом Давидом (Мухрановым), который получил откровение о будущем монашестве Иннокентия и сообщил ему об этом. В начале 1900-х гг. иеросхимонах афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря о. Владимир так описал это событие в своем дневнике: «В то время явился к Сибирякову отец Давид Андреевский, с чудотворною иконою и открыл ему видение, что он должен быть монахом у них в скиту. Сибиряков ответил, что и у него есть уже стремление к этому. Вот с того момента он и поступил к ним, сначала на подворье в Санкт-Петербурге, а потом и сюда на Афон и вполне предал свою волю отцу Давиду, даже и с многомиллионным капиталом» 240 . Родные и близкие Иннокентия Михайловича несколько лет безрезультатно пытались отговорить его от ухода в монастырь. В это время И.М. Сибиряков по-прежнему не оставлял своей благотворительной деятельности, особое внимание уделяя духовному просвещению Сибири – он высылал туда книги в библиотеки по списку, рекомендованному Святейшим Синодом. На устройство детского приюта для девочек при Литейно-Таврическом кружке «Общества пособия бедным женщинам» Иннокентий Михайлович пожертвовал свой дом в Райволо (ныне Рощино) и капитал в 50 тыс. рублей. В 1896 г. И.М. Сибиряков передал 10 тыс. рублей Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю для строительства Воскресенского скита на месте, где стояла часовня св. ап. Андрея Первозванного (построенная двухэтажная церковь Воскресения Христова и все строения скита сохранились до наших дней). Известно, что и Коневецкому монастырю была пожертвована такая же сумма. При этом, по свидетельству современников, сам И.М. Сибиряков жил скромно, избегая роскоши и комфорта и даже отказывая себе во многом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подворье Андреевского скита (Стамбул) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Подворье Андреевского скита в Стамбуле с церковью во имя святого апостола Андрея Первозванного (тур. Aya Andrea Rus Kilisesi) построено в 1888–1890 годах для нужд русских паломников, прибывающих в Константинополь. Содержание История [ править править код ] В начале ХХ века через Стамбул ежегодно проезжали 8–10 тысяч русских паломников. В ожидании парохода в Святую Землю или на Афон они проводили на берегах Босфора определенное время. Кроме этих паломников, Стамбул посещали множество матросов с русских торговых и военных судов, приезжие из славянских стран. Каждый такой путешественник считал своим долгом поклониться царьградским православным святыням. В 1880-е для обслуживания паломников три главные русские обители на Афоне — Пантелеимоновский монастырь , Андреевский и Ильинский скиты почти одновременно приобрели в Галате, портовом квартале Стамбула, расположенном на европейском берегу, земельные участки, чтобы построить странноприимницы с домовыми храмами при них. Это были многоэтажные жилые здания, возведенные по планам и под надзором местных греческих архитекторов. Храм занимал, как правило, верхний этаж, на нижних находились комнаты для паломников с общими кухнями. Венчал здание низкий «византийский» купол и русский восьмиконечный крест. (Благодаря влиянию православной России, с 1880-х в Стамбуле было разрешено ставить кресты на христианских храмах). Подворье Андреевского скита и его церковь были построены в 1888–1890. Служили в ней иноки скита, посланные на «константинопольское послушание». Они вели богослужения, обслуживали паломников, занимались большим хозяйством. Паломники находили здесь всё для себя нужное: ежедневные службы на церковнославянском языке, организованное посещение святых мест в Царьграде , оформление документов, а также бесплатное жилье и пропитание. За проживание плата не взималась, каждый жертвовал, сколько мог. «Под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России, и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей, и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской». Архиепископ Александр Трапицын

http://azbyka.ru/palomnik/Подворье_Андре...

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ БУДУТ ПРИВЕЗЕНЫ МОЩИ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО января 2003 Имя апостола Андрея неразрывно связано с Петербургом с момента его основания. Водружая деревянный крест на Заячьем острове в мае 1703 года, император Петр I следовал примеру святого Андрея Первозванного, который, согласно преданию, установил крест на берегу Днепра, на месте, где позднее возник Киев. Территория города на Неве уже при его возникновении была освящена апостольской благодатью - при закладке первоначальной Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в ее основание был помещен золотой ковчежец с мощами святого Андрея. 31 марта 2003 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось первое заседание Организационного комитета по принесению в Россию со Святой Горы Афон мощей святого апостола Андрея Первозванного. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Оргкомитет возглавил первый заместитель председателя ОВЦС МП архиепископ Калужский и Боровский Климент. В работе Организационного комитета также принимают участие архиепископ Истринский Арсений, игумен Свято-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), члены Попечительского совета по восстановлению Валаамской обители. Имя апостола Андрея неразрывно связано с Петербургом с момента его основания. Водружая деревянный крест на Заячьем острове в мае 1703 года, император Петр I следовал примеру святого Андрея Первозванного, который, согласно преданию, установил крест на берегу Днепра, на месте, где позднее возник Киев. Территория города на Неве уже при его возникновении была освящена апостольской благодатью - при закладке первоначальной Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в ее основание был помещен золотой ковчежец с мощами святого Андрея. Существует предание, что апостол Андрей посетил Валаам: в рукописи XVI века " Сказание о Валаамском монастыре " говорится о благословении апостолом этого острова. Нижний храм Воскресенского скита освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Значительное число, главным образом, новейших, но значительных с художественной точки зрения русских икон происходит из ватопедского скита св. Андрея в Карее. Скит, известный также под именем «Сарай», до половины XVIII в. был келлией, посвященной св. Антонию, в ней жили на покое два Константинопольских патриарха – Афанасий III Пантеларь (1651) и Серафим II (1761); они ее и отстроили. Ряд русских икон XIX в., изображающих святых покровителей скита Андрея и Антония, дают нам возможность проследить последовательное сложение собрания. Указания, приведенные выше, вполне сходятся с известиями, полученными нами из различных исторических источников, а также из изучения эскизов и фотографий. Исходное здание скита было построено патриархами; за исключением трехэтажного ряда церквушек, оно было полностью разрушено во время пожара в 1959 г. В 1841 г. русские монахи Виссарион и Варсонуфий предприняли обновление келлии, в 1849 г. получившей наименование скита. С того времени стали возводить новые флигели и домовые церкви: южный в 1857 г. с церковью Свт. Петра, митрополита Московского , для увековечения имени дарителя Петра Севастьянова; в 1887 г. – западный флигель с трапезной. 16 июня 1867 г. скит посетил брат царя Александра III, Великий князь Алексей Александрович; память об этом посещении запечатлена в надписи на иконе свв. митрополитов Московских Петра и Алексия. Алексей Александрович основал новый великолепный храм Св. Андрея в воспоминание о чудесном избавлении своего отца от гибели; строительство было завершено 1 июля 1899 г. Наконец, в 1897–1900 гг. был обновлен северный флигель с больницей и великолепным храмом в честь св. Иннокентия, за счет Иннокентия Сибирякова, принявшего впоследствии иночество. С тех пор этот скит стал одной из самых больших монашеских общин Святой Горы. Его соборный храм, домовые церкви и остальные строения украшались великолепными иконописными работами русской школы, в том состоянии, в каком она сложилась на протяжении XIX в. под влиянием западного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывшем подворье Старо-Афонского Андреевского мужского скита. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Удачным образцом сооружения в " русском стиле " стала церковь во имя Благовещения Божьей Матери и иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " при подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита, построенная по проекту Н.Н. Никонова в 1889-1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон - Старо-Афонское подворье в Петербурге. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н. Муравьева обратили в Скит Святого Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников. В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М. А.Щурупова. Для сбора средств в Россию в 1861 году был привезен чтимый образ Божией Матери " В скорбях и печалях Утешение " . Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской Империи афонского подворья. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала афонским монахам участок земли на Песках с каменным домом и в мае 1889 года на этом месте была начата постройка подворского храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Нарядный двухэтажный храм напоминал церкви Москвы и Ярославля XVII века. Фасады храма и связанных с ним жилых корпусов декорированы скромными наличниками окон. В церкви было освящено в 1890 году пять престолов: в нижнем этаже - главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " и придел во имя Алексия Человека Божия, в верхнем этаже - главный Благовещенский престол, правый придел Святого Александра Невского и левый во имя Апостола Андрея Первозванного.

http://sobory.ru/article/?object=00710

Несмотря на кажущуюся неудачу миссии примирения, пребывание иеромонаха Аникиты на Афоне разрушило средостение между русскими и греческими монахами, проложило путь к последующему их соработничеству в стенах Пантелеймонова монастыря и укоренило у греков мысль, что Русский монастырь должен быть поддерживаем силами русских. Раскаяние об их изгнании овладело греками сразу по исходе о. Аникиты с братией. Более всего укорял себя особенно ратовавший за их уход старец Венедикт, три последующих года моливший Бога о прощении и о возвращении в монастырь исконных его насельников. Наконец, в 1839 г. предоставился случай окончательно вернуть русских монахов в Руссик: малороссийская братия изгнала из Ильинского скита русских монахов вместе с настоятелем скита иеромонахом Павлом. Причиной изгнания явилось то, что во время игуменства о. Павла кириархальный монастырь Пантократор отобрал у скита выданные ему ранее важные бумаги: султанский фирман 1766 г. об освобождении от подушной подати, документ 1798 г. о выделении скиту части монастырской земли, грамоту Константинопольского патриарха Иеремии 1809 г. о приобретении скитом части древа Животворящего Креста Господня и части стопы ап. Андрея Первозванного и др. На этом основании некоторые авторы исторических очерков называли игумена Павла «слабохарактерным». Однако известно, что многие современники почитали его святым. Игумен Ильинского скита иеромонах Павел происходил из купеческого сословия города Калуги, с детства стремился к монашеству. Женившись по послушанию родителям, он вскоре склонил супругу к принятию монашества, а сам ушел в паломничество на Святую Землю и затем на Афон, где в Ильинском скиту принял постриг. Спустя 18 лет, в связи с военной обстановкой после 1821 г., 8 лет вынужден был скитаться по России и Молдавии, причем претерпел «много скорбей и едва не умер». 573 В 1837 г. по кончине игумена Парфения о. Павел был избран игуменом скита, чему предшествовали исключительные обстоятельства. Один из паломников, прибывший в 1837 г. из Иерусалима, занес в скит чуму, причем болезнь не затронула другие афонские обители, почему говорили, что причина ее в «нерадивом и своекорыстном» образе жизни тогдашней ильинской братии: «Господь, не терпя нерадения братии о душах своих, посетил их моровою язвою». 574 Вся братия была охвачена болезнью, множество монахов скончалось, в том числе и игумен Парфений. Иеромонах Павел был единственным, кого болезнь не коснулась, несмотря на то, что он не принимал никаких противочумных средств тех времен, не мазался дегтем для того, чтобы иметь возможность продолжать служить пред престолом Божиим; он пек просфоры, пономарил, пел, причащал Св. Таин умирающих и отпевал скончавшихся, без страха притрагиваясь к умиравшим, когда исповедовал или постригал в схиму. Мор прекратился после того, как было отслужено всенощное бдение, совершено водоосвящение и лития перед частью Древа Животворящего Креста Господня, принесенной из монастыря Ксиропотам, и весь скит окропили святой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010