В 1849 году на Афон прибыл известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьёв. При его посредничестве келия была возведена в ранг скита, а Ватопедский монастырь при этом предоставил новому скиту право избирать собственного игумена и иметь скитскую печать. А.Н. Муравьёв получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита состоялось 22 октября 1849 года при участии проживающего на покое в Ватопеде адрианопольского митрополита Григория (Визандиоса), который во время литургии возвёл в сан игумена скита Виссариона (Толмачева), вручив ему в качестве благословения икону «В скорбех и печалех Утешение». После этого игумен Вассарион совершил визит к Константинопольскому патриарху Анфиму IV, который выдал ему грамоту на «вечное утверждение нового русского скита». В том же году Андреевский скит получит от монастыря Ватопед устав (Омология), определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к монастырю Ватопед. Игумен Виссарион сделал многое для благоустройства скита и скончался в 1862 году. Его преемник по управлению скитом игумен Феодорит возглавлял обитель 25 лет, при нём был заложен Андреевский собор, построены величественные корпуса, открыты подворья, а монастырь Ватопед ходатайствовал о возведении игумена Феодорита в сан архимандрита. Патриарх Константинопольский Анфим Иоаннидис наградил архимандрита Феодорита золотым наперстным крестом с украшениями. В скиту было устроено четырнадцать храмов: В ведении скита имелись обширные сельскохозяйственные угодия, учреждены подворья в Константинополе (с церковью в честь Андрея Первозванного), Салониках, Одессе (с церковью в честь Сергия Радонежского), Ростове на Дону и Санкт-Петербурге (с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы ). Издавался ежемесячный журнал «Наставления и утешения святой веры христианской» (печатался в Одессе). На 1906 год в скиту проживало около 500 монахов и послушников. В 1901 году в скиту был похоронен один из главных ктиторов — схимонах Иннокентий (Сибиряков) . Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_ск...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Андреевский скит       Скит Святого Андрея   Скит Святого Андрея - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря. Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем ее был святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келлию в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного. Келлия Серафима была настолько красива, что ее называли «Серай», т.е. «Дворец». В тридцатые годы XIX века русские иноки Виссарион и Варсанофий выкупили у Ватопедского монастыря эту землю. Торжественное открытие обновленного скита состоялось 22 октября 1849 года. С этого времени в истории Свято-Андреевского скита начинается лучшее время: он отстраивается и расширяется, сюда прибывают все новые и новые русские монахи. За внушительные размеры и красоту греки до сих пор называют скит дворцом. Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длинна 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тон. Храм выполнен в византийском и готическом стиле. Был воздвигнут в 1881-1900 гг с щедрой помощью камергера царского двора А.Н. Муравьева и великого русского князя Алексея Александровича, и является детищем петербургского архитектора М.А. Щурупова. До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел.

http://isihazm.ru/?id=309&c_pid=2

В 1841 году в обители поселились русские старцы Виссарион и Варсонофий. По их ходатайству в 1849 году келья святого Андрея была преобразована в общежительный скит. С этого момента началось быстрое увеличение численности русской братии и постройка новых зданий. В 1900 году был освящен величественный соборный храм святого апостола Андрея, в котором хранились его мощи. После Первой мировой войны и революционных потрясений в России сообщение скита с родиной было прервано, и количество братии стало быстро уменьшаться. В 1971 году скончался последний русский монах скита отец Сампсон. После этого обитель пришла в полное запустение. В 1992 году в скиту поселилась грекоязычная братия. В 1992 году Андреевский скит посещал приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . У стен обители гостей Русской Православной Церкви встречал дикей скита с братией. Митрополит Иларион в сопровождении архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, архиепископа Бориспольского Антония, епископа Брянского и Севского Феофилакта и других членов делегации поклонился честной главе святого апостола Андрея и другим святыням скита. За братской трапезой дикей обители архимандрит Ефрем тепло приветствовал высоких гостей, сказав, в частности: «Добро пожаловать! — восклицаем вам из глубины души все мы, насельники этого священного скита. С чувством глубокой и искренней любви, воздавая должную честь высоте вашего архипастырского служения, мы принимаем вас с искренними сыновними чувствами в священных обителях Святой Афонской Горы, в этом месте, где мы проходим путь покаяния». «Как вы хорошо знаете, — отметил архимандрит Ефрем, — много веков монахи, которые происходят из разных православных стран, а также из других государств со всех концов мира, стекаются на Святую Гору, чтобы вести здесь строгую иноческую жизнь в смирении и любви. Конечно, нам не всегда это удается, потому что мы еще далеки от совершенства, но мы надеемся, что молитвами преподобных отцов-святогорцев проживем свою жизнь как подлинные монахи. Радость наша безмерна, потому что впервые в истории скита сюда приехало так много архиереев из России. Вы привезли нам благопожелания Святейшего Патриарха Кирилла. А недавно Андреевский скит посетил его духовник старец Илий, который благословил нас».

http://patriarchia.ru/db/text/1304101.ht...

Верхняя церковь во имя Преображения Господня освящена 19 июня 1896 года. При игумене Гаврииле велась роспись нижнего храма Предтеченского скита в честь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о – и Никольского храма этого же скита. Тогда же были построены каменные церкви островных скитов: в Тихвинском скиту во имя Тихвинской иконы Божией Матери (1899); в Сергиевском во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских (1899); в Германовском заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского (1901). На Валааме в местечке Никоново, где раньше находилась часовня святого апостола Андрея Первозванного, был заложен храм в честь Воскресения Христова (1902). В монастырской усадьбе надстроен третий этаж юго-западного братского корпуса внешнего каре и зимней гостиницы. В Москве стараниями купцов Прусаковых и Курниковых было выстроено двухэтажное подворье монастыря (1901). Значительно умножилась братия – с четырехсот человек до тысячи. В начале ХХ в. продолжалось строительство монастыря. Были возведены и освящены храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Германовском скиту; храм Сергиевского скита и каменный храм в Воскресенском скиту. В 1911 году недалеко от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон, была возведена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и построены два келейных корпуса Гефсиманского скита. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом патриарха Никона. В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война, по желанию и на средства великого князя Николая Николаевича для поминовения всех погибших воинов, защищавших Отечество, была построена каменная церковь Смоленского скита. После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Финляндия укрепляла свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись интенсивные фортификационные работы.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Рака с мощами прп. Гавриила Афонского. Храм прор. Илии в Одессе В 60-х гг. XIX в. паломничал по мон-рям Киевской губ., поступил послушником в скит Феофания, приписанный к Златоверхому киевскому мон-рю , стал учеником игум. Вонифатия (Виноградского) . В 1867-1868 гг. совершил паломничество на Св. землю и Афон и поступил послушником в скит прор. Илии. В 1869 г. пострижен в монашество с именем в честь арх. Гавриила. В 1874 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1876 г.- иеромонаха. С 1876 г. служил экономом монастырского корабля, с 1878 г.- казначеем скита, настоятелем подворья скита в К-поле. В 1891 г. К-польским патриархом Иоакимом III возведен в сан архимандрита. Г. А. удалось разрешить конфликт с кириархиальным мон-рем Пантократор, что позволило продолжить строительство скита. Получив разрешение на сбор средств в России, в 1893-1901 гг. побывал во мн. рус. городах со святынями Ильинского скита: иконой «Млекопитательница» (XVII в.), частицей древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей ап. Андрея Первозванного. По инициативе Г. А. в 1894-1896 гг. в Одессе для паломников было построено подворье скита с храмом и колокольней. Часть камней для строительства Г. А. привез с Афона на корабле «Св. пророк Илия». 22 дек. 1896 г. Г. А. вместе с архиеп. Херсонским Иустином (Охотиным) освятил главный придел церкви в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», 23 дек.- правый придел во имя прор. Илии, 28 дек.- левый придел во имя арх. Гавриила. По обеим сторонам храма были построены 3-этажные флигели для братии подворья и для паломников, отправлявшихся на Афонскую гору и в Иерусалим. В 1894 г. заложил, а в 1898 г. построил общежительный корпус в Ильинском скиту на Афоне. Им были построены 2 цистерны для запаса воды и новые стены для виноградников. Построены подворья скита в Таганроге и ст-це Новониколаевской. В 1899 г. начал перестройку скитского собора с фундамента и подвальной части. 16 июля 1900 г. вместе с еп. Волоколамским Арсением (Стадницким) Г. А. сослужил К-польскому патриарху Иоакиму III при освящении собора Андрея апостола скита на Афоне.

http://pravenc.ru/text/161351.html

Между тем под руководством ставшего его духовным отцом иеромонаха Давида Иннокентий Сибиряков начал осваивать азы духовного делания и утвердился в намерении принять монашеский постриг на Афоне. При этом о. Давид хотел показать Иннокентию Михайловичу все сложности монашеской жизни, для чего они предприняли совместную поездку на Святую Гору. В ходе этой поездки произошло знаменательное событие. В Свято-Андреевскомскиту уже 25 лет строился огромный собор св. ап. Андрея Первозванного, но строительство шло чрезвычайно медленно из-за недостатка средств; в таком же незавершенном состоянии находилось строительство больничного корпуса с храмом свт. Иннокентия Иркутского. Желая помочь насельникам скита, вскоре после возвращения со Святой Горы Иннокентий Михайлович передал своему духовнику для завершения работ на петербургском подворье скита и на строительство собора св. ап. Андрея Первозванного и храма свт. Иннокентия Иркутского колоссальную для того времени сумму – 2400 тыс. руб. 241 . Именно на средства своего духовного сына о. Давид устроил в Санкт-Петербурге несколько благотворительных учреждений. Постепенно И.М. Сибиряков твердо осознал, что монашество является единственно приемлемым для него путем, и в 1894 г. поступил в число насельников Свято-Андреевского подворья в Петербурге, в здании которого стал с того времени жить. Здесь 1 октября 1896 г., в возрасте 35 лет, Иннокентий Сибиряков принял от о. Давида постриг в рясофор и немедленно отправился на Афон в Свято-Андреевский скит. Скинув мирской костюм и примеряя монашеский подрясник, он произнес знаменательные слова: «Как хорошо в этой одежде! Нигде не давит! Слава Богу! Как я рад, что в нее оделся!» 242 . Особенно привлекала о. Иннокентия безмолвная жизнь иноков. Возможно, в поисках уединения на него повлиял пример известного подвижника Свято-Андреевского скита молчальника Андрея, подвизавшегося за пределами обители. Отец Иннокентий взял благословение у игумена и построил недалеко от скита небольшую келлию с храмом в честь вмц. Варвары, прп. Михаила Клопского и прп. Давида Солунского, небесных покровителей его родителей и архимандрита Давида 243 . Там он поселился вместе со своим духовным отцом, с которым теперь был связан неразрывно. Поэтому, когда о. Давида на короткое время снова назначили настоятелем Санкт-Петербургского подворья скита, инок вместе с ним приехал в столицу. В 1898 г. его духовный наставник вновь вернулся на Афон, и с ним о. Иннокентий. Там он 28 ноября 1898 г. принял постриг в мантию с именем Иоанн в честь Предтечи Иоанна – Крестителя Господня. По свидетельству иеромонаха Серафима, «с принятием ангельского образа инок Иоанн душевно оплакивал, что много времени потратил на суету и изучение мудрости века сего». Менее чем через год, 14 августа 1899 г., монах Иоанн принял постриг в святую схиму с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Установив все на месте, уже щедро одаренном от природы, не только удобно, но и так изящно, что новый монашеский скит получил от Афонцев сохраненное им поныне наименование Серая (красивого дворца), Патриарх прожил здесь только два года в монашеских трудах, заботясь о украшении сооруженного им скита и возделывании участка земли его, и в тесном братском общении с находившимся тогда на св. горе старцем Паисием Величковским (впоследствии Архимандритом Нямецкого Молдовлахийского монастыря). Политические причины побудили Патриарха, по случаю войны Турции с Россией, выехать из своего любимого приюта в наше отечество, где окончил дни свои в Лубнах и погребен у нетленных мощей предшественника своего Патриарха Афанасия Пателария 21 . Оставленный Патриархом Серафимом временный правитель его скита, старший Иеродиакон, не мог поддерживать Серая, перешел в Ватопедскую обитель и, за дарование ему там приюта и содержания, передал келлию Серайскую Ватопеду, собственностью которого она сделалась в самые неблагоприятные времена для всего Афона. Смуты греческого восстания уничтожали благосостояние обителей св. горы. Ватопед тоже не имел способов поддержать келлию Серайскую, широкой рукой заложенную; она начала переходить в наем из рук в руки. Мало помалу эта прекрасная собственность клонилась к разрушению 22 . В 1841 году Серайскую келлию приобрели два выходца Русские, из Брянской пустыни Белых берегов, отцы Виссарион и Варсануфий, и начали ревностно и заботливо стараться о возстановлении этой келлии. Скоро Серай процвел. В нем собралась община монашеская, состоявшая из двадцати и более иноков чисто русских. Но эта община не была ограждена более прочными правами самостоятельного скита. И вот в 1849 году усердием отцов Виссариона и Варсонуфия, трудами и хлопотами в святогорском Протате нашего, ревнующего по благочестию путешественника по Востоку, А. Н. Муравьева, келлия Серайская возведена на степень скита, с собственной печатью и с правом избирать своего игумена: Серай преобразован в Русский скит св. Ап. Андрея Первозванного и св. Антония великого . Торжественное открытие скита совершилось 27 Октября 1849 года в присутствии Митрополита Адрианопольского Григория (живущего на покое в Ватопеде), двух Архимандритов, трех проигуменов, нескольких епистатов, при весьма значительном стечении монашествующих из разных обителей. А. Н. Муравьев наименован ктитором нового скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По Бухарестскому договору от 26 авг. 1913 г. Афон вошел в состав Греции. С этого времени начался постепенный упадок скита. В 1914 г., в ходе первой мировой войны, тур. правительством были закрыты проливы и традиц. связь рус. афонских обителей с Россией через Чёрное м. и Одессу была прервана. Одновременно на фронт были мобилизованы рус. святогорцы, в т. ч. значительная часть оставшихся насельников А. а. с. Во время Октябрьской революции 1917 г . и Гражданской войны в России подворья скита в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону и Одессе были отобраны, банковские счета конфискованы, прекратились пожертвования. Политика греч. правительства по эллинизации Св. горы сделала невозможным пополнение братии за счет рус. эмиграции, в 1926-1955 гг. гражданам Советской России поступление в афонские мон-ри также было запрещено, в 1955 г. прием рус. монахов на Афон был возобновлен, но лишь в случае разрешения лично Патриарха К-польского. О бедственном положении А. а. с. в 30-х гг. ХХ в. свидетельствует «Воззвание о помощи рус. келлиям и пустынникам Афона», с к-рым 2 окт. 1932 г. выступило братство рус. обителей (келий) во имя Царицы Небесной на Афоне. В 1917 г. братия А. а. с. насчитывала ок. 200 чел., в 1929-м - ок. 100, к 1965 г.- всего 5 чел., средний возраст рус. афонского инока составлял 78 лет. В 1971 г. скончался мон. Сампсон, последний рус. насельник А. а. с., скит перешел во владение Ватопедского мон-ря и начал приходить в запустение. К нач. 80-х гг. XX в. постройки скита, за исключением Андреевского собора, находились в полуразрушенном состоянии: обваливались стены и потолки, растительность разрушала каменную кладку. В 1992 г. по решению Ватопедского мон-ря в А. а. с. вселилась небольшая группа греч. монахов. Настоятель скита иеродиак. Павел, профессиональный реставратор, прилагал немало усилий для консервации и восстановления построек. В 1999 г. прошло торжественное празднование 150-летия А. а. с. Во Французском ин-те в Салониках в окт. 1999 - янв. 2000 г. состоялась выставка, где были представлены снимки, сделанные в фотомастерской скита на рубеже XIX-XX вв. В Афинах опубликован юбилейный альбом с видами скита и его святынями. На престольный праздник - память ап. Андрея (30 нояб.) - в обитель прибыли многочисленные паломники во главе с греч. еп. Михаилом, экзархом Центр. Европы, совершившим праздничное богослужение в Андреевском соборе. В 2001 г. в А. а. с. проживало неск. греч. насельников, располагалась Афонская школа с 8-годичным сроком обучения. Неоднократно поднимался вопрос о передаче А. а. с. Пантелеимонову мон-рю.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Скит Апостола Андрея Первозванного на Афоне Скит Апостола Андрея Первозванного на Афоне       В этот день 13 декабря панигир в скиту ап. Андрея в Кариес и в большой Лаврской келье ап. Андрея в скиту Провата. Предлагаем вашему вниманию две статьи о ските. - Афон     В  Лаврской келье ап. Андрея в скиту Провата       1 статья сайта Агион Орос:   Сей рай: будни Андреевского скита на Афоне Греки называют Андреевский скит «Серай» (Σερ), т.е. дворцом. Русские монахи и паломники перефразировали это слово в «сей рай». Недалеко от Кареи, административного центра Афона, находится Андреевский скит, относящийся к монастырю Ватопед. В древности на этом месте стоял монастырь преподобного Антония, разоренный в XV веке пиратами. Сегодняшний вид скит приобрёл во второй половине XIX века, когда русские иноки выкупили его и преобразовали в «общежительный скит апостола Андрея Первозванного». По размерам скит превышает многие афонские монастыри, а его главный храм стал самым большим на Востоке из числа построенных в годы турецкого владычества. К началу XX века в скиту подвизалось 800 человек, но в 1913 году большую часть из них, зараженную ересью имяславия, пришлось выслать на родину. Последующие за этим Первая Мировая война и Октябрьская революция сделали невозможным пополнение братии как Андреевского скита, так и Пантелеимонова монастыря иноками из России. В 1971 г. умер последний монах из старой братии, скит опустел и начал разрушаться. Возрождение скита началось в 1992 году с приходом новой братии. Греки называют скит «Серай» (Σερ, т.е. дворец по-гречески). Русские монахи и паломники перефразировали это в «сей рай». Богословская школа для мальчиков «Афониада». Учебное заведение было основано в 1748 году Константинопольским Патриархом Кириллом V, а первым ректором школы был назначен архиепископ Херсонский и Словенский Евгений (Вулгарис) – выдающийся просветитель своей эпохи.     Отец Феодох. Все русские паломники, наверное, знакомы с этим жизнерадостным и приветливым монахом из Одессы. Он не только олицетворение афонского гостеприимства, но и настоящий кладезь знаний об Афоне и обители. Увы, сейчас в Андреевском скиту он и еще два послушника единственные, кто говорят по-русски.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=47&iid=2...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение верхнего храма Всехсвятского скита Валаамского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме 10 июля 2011 г. 12:53 10 июля 2011 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма в честь Архангела Михаила и Святых Небесных Сил бесплотных скита во имя Всех святых   Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . По окончании чина освящения Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; архимандрит Савва (Михеев) , избранный епископом Воскресенским; скитоначальник схиигумен Серафим (Покровский); насельники Валаамской обители в священном сане. За богослужением пел хор Валаамского монастыря (регент Алексей Жуков). В храме молились: председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; председатель попечительского совета Фонда всехвального апостола Андрея Первозванного , президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин ; учредитель благотворительного фонда «Ладога», осуществляющего реставрацию Всехсвятского скита, предприниматель Г.Н. Тимченко; благотворители Валаама и паломники. По окончании Литургии наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения в возрожденном храме, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку наместника за труды по восстановлению Всехсвятского скита и передал в дар новоосвященному храму икону Патриарха Ермогена. Святейший Владыка также выразил признательность Г.Н. Тимченко и членам его семьи за вклад в реставрацию скита и подарил благотворителю икону с изображением небесных покровителей его семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/1558241.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010