1577 – 1584 – строится каменная Никольская церковь . 1583 – прежняя деревянная церковь перевезена на Анзер и поставлена на берегу Троицкой губы. 1584 – возводится каменная крепость с башнями по проекту монаха Трифона (окончена в 1596 году). 1596 – 1601 – строительство Благовещенской надвратной церкви. 1614 – 1626 – игуменом обители был преподобный Иринарх. 1620 – основание Свято-Троицкого Анзерского скита преподобным Елеазаром. 1621 – построена деревянная церковь Троицкого скита. 1654 – освящена каменная церковь Троицкого скита. 1656 – преставление преподобного Елеазара. 1666 – на монастырском кладбище поставлена церковь во имя преподобного Онуфрия Великого. 1687 – начало строительства церкви святителя Филиппа; освящена в 1690 году. 1701 – в монастырь пребывает будущий основатель Голгофо–Распятского скита – преподобный Иов, тогда еще священник Иоанн Иоаннов, бывший духовник Петра I. 1702 – на Заяцком острове по указу Петра I поставлена церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. 1715 – на горе Голгофе освящена архимандритом Фирсом церковь в честь Распятия Господня. 1720 – преставление преподобного Иова. 1798 – построена новая каменная церковь в честь святителя Филиппа. 1828 – 1830 – построен каменный храм Распятия Господня на Голгофе; деревянная церковь перенесена на склон горы. Ныне это храм Воскресения Христова. 1831 – 1834 – в обители построена (на прежнем месте) каменная Никольская церковь . 1854 – нападение английской эскадры на монастырь. 1856 – 1859 – в обители построен Свято– Троицкий собор с приделом в честь преподобных Зосимы и Савватия. 1860 – построена церковь над святыми мощами преподобного Германа. 1862 – построен и освящен каменный храм Вознесения Господня на Секирной горе. 1880 – 1884 – построен и освящен новый каменный храм Свято-Троицкого скита. 1913 – Соловецкий монастырь посещает великая княгиня Елизавета Феодоровна. 1920 – закрытие монастыря советскими властями. 1923 – пожар в монастыре. 1923 – прибытие на остров первого этапа заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тайная вечеря. Росписи в келье Серай. Сер. XIX в. Тайная вечеря. Росписи в келье Серай. Сер. XIX в. К кон. XIX - нач. XX в. А. а. с. обладал богатейшей б-кой, основу к-рой составили книги, привезенные во 2-й пол. XIX в. из России, нек-рые печатные и рукописные слав. и греч. богослужебные книги сохранились со времен Патриарха Серафима. По сведениям проф. А. А. Дмитриевского, в б-ке А. а. с. хранилось более 200 рукописей (древнейшие греч. Евангелия VIII-IX вв.), часть к-рых была пожертвована скиту Муравьёвым и Севастьяновым, последний также завещал А. а. с. часть собрания фотоснимков, калек и копий греч. рукописей, сделанных им во время путешествий по афонским мон-рям, а также коллекцию древних икон афонского письма. Коллекции хранились в музее, располагавшемся в крипте Андреевского собора. Систематизацией книжного собрания скита занимались Н. Ф. Красносельцев и В. М. Истрин . Весной 1887 г. часть б-ки сгорела во время пожара; в 1897 г. она разместилась в каменном корпусе, выстроенном на зап. стороне скита. В 1958 г. в скиту случился пожар, продолжавшийся 3 дня и уничтоживший большую часть б-ки - значительное число рукописей, 20 тыс. печатных изданий и нек-рые святыни. Имяславие в А. а. с. В нач. XX в. среди рус. монахов на Афоне возникло движение имяславцев , главным его апологетом с нач. 1912 г. являлся староста А. а. с. иеросхим. Антоний (Булатович) . В сент. 1912 г. К-польский Патриарх Иоаким III направил настоятелю рус. Пантелеимонова мон-ря послание, в к-ром называл новое учение «бессмысленным и богохульным» и советовал его сторонникам «отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают». На основании этого послания настоятель А. а. с. игум. Иероним подверг запрету в священнослужении и Причащении иеросхим. Антония, отказавшегося сжечь один из главных своих трудов в защиту имяславия - «Апологию веры в Божественность имен Божиих и имени «Иисус» (Против имяборствующих)»; настоятель также попытался изгнать из скита сторонников Антония. В нач. 1913 г. 300 монахов А. а. с. составили обращение в Святейший Синод о смещении игум. Иеронима, на место к-рого единогласно был избран архим. Давид, много лет подвизавшийся в затворе. Ватопедский мон-рь не признал выборы действительными, потребовал удаления из скита иеросхим. Антония, а приверженцам имяславия пригрозил отлучением от Церкви и изгнанием со Св. горы. Действия Ватопеда привели к обратной реакции со стороны насельников А. а. с., и 18 противников имяславия во главе с игум. Иеронимом были изгнаны из скита. А. а. с. был окружен греч. солдатами. 20 янв. 1913 г. на Афон прибыл представитель российского посольства вице-консул В. С. Щербина, к-рый потребовал восстановления игум. Иеронима в должности настоятеля.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Затем строителем И. п. с. стал мон. Афанасий (Хаджи Афанасий), в миру служивший секретарем в рус. посольстве в К-поле. При нем 28 (по др. сведениям, 22) июня 1798 г. было заключено соглашение с проэстосами (соборными старцами) Пантократора, выгодное для братии скита. Мон-рь Пантократор отнесся к мон. Афанасию с полным доверием, как к «мужу добродетельному и практичному во внешнем управлении», «второму ктитору скита», о чем говорилось в новой омологии, выданной 22 июля 1798 г. взамен утерянной первоначальной, подписанной прп. Паисием (Величковским). По новой омологии о. Афанасию предоставлялись большие права, разрешалось «возобновить скит и церковь», перестроить ветхие и построить новые келии, «в каком месте ему понравится», предварительно испросив благословение мон-ря. Кроме того, обитель выделила скиту участок земли с лесом размером 200 (по нек-рым сведениям, 300) дес. В 1806 г., при мон. Афанасии, завершилось строительство однокупольного крестообразного в плане храма во имя св. Илии пророка (длина 28 аршин (20 м), ширина 19 аршин (13,5 м), были приобретены главнейшие святыни скита: частицы Древа Креста Господня и левой стопы ап. Андрея Первозванного, ранее находившиеся в греч. Успенском мон-ре (Веретада). Многочисленные насельники уже не помещались в 16 келиях, построенных прп. Паисием. Братия стала селиться по двое-трое вне скита, в местах, отведенных мон-рем Пантократор. В И. п. с. оставались только начальники, священно- и церковнослужители и монахи, исполнявшие важнейшие послушания. Жившие вне И. п. с. иноки по воскресным и праздничным дням приходили в скитский храм на соборное правило, обедали в общей трапезе, затем расходились по келиям. Средства для жизни скитяне получали из доходов от рыбной ловли на Дунае и от пожертвований Черноморского войска. Об этом свидетельствовала мраморная плита над церковными вратами с надписью: «Сей мраморный помост и порта устроены старанием схимонаха отца Иоанна Чернышова, подаянием же Российских ктиторов и благодетелей войска Черноморскаго, разных господ и честных казаков 1819 г. мая 21 дня» (История Ильинского скита//АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/2. 1871. Д. 2269. Л. 125-128). После мон. Афанасия скитом управлял иеросхим. Спиридон, затем иером. Герасим (1816-1817) и иеросхим. Парфений.

http://pravenc.ru/text/389269.html

Кириакон, центральный храм скита, представляет собой характерную постройку в визант. стиле, распространенном в рус. храмостроении в сер. XIX - нач. ХХ в. Построен в 1900-1914 гг. по проекту одесского епархиального архит. Л. Ф. Прокоповича. Главный престол освящен во имя св. прор. Илии, правый придел - ап. Андрея Первозванного, левый - мц. Александры. Храм, облицованный афонским камнем и серым мрамором, остался нерасписанным. Четырехъярусный иконостас, как и иконостасы в приделах, был изготовлен в Москве на фабрике Фроловых. Кириакон И. п. с.- 2-й по величине храм Св. Горы (длина 54 м, ширина 34 м, высота 36 м) после собора рус. Андреевского скита (1867-1900, архит. М. А. Щурупов). Храм выполнен в византийском стиле и представляет собой неск. упрощенный вариант 1-й постройки стиля - Владимирского собора в Киеве (проект 1853, архит. И. В. Штром, дополнен П. И. Спарро и Р. Б. Бернгардом, построен в 1862-1879). Так же как и образец, он 7-главый, но дополнительные 2 главы поставлены не у зап. фасада, а по центральной оси храма с востока и запада - как в основном объеме кириакона Андреевского скита. Кириакон Ильинского скита. 1900-1914 гг. Архит. Л. Ф. Прокопович Кириакон Ильинского скита. 1900-1914 гг. Архит. Л. Ф. Прокопович К западу от кириакона находятся св. врата с каменной 3-ярусной колокольней (1848-1849), по сторонам к-рой в 2-этажных корпусах расположены 2-этажные кельи, трапезная, б-ка, приемный зал, хозяйственные помещения, иконописная мастерская и лавка, где продаются изделия, выполненные монахами. К 2009 г. в вост. корпусе располагались архондарик, синодикон (зал для торжественных приемов), кельи, ризница, канцелярия и хозяйственные службы. Ранее в подвале этого корпуса размещались трапезная, поварня, пекарня, кабинет эконома, мастерские и жилые помещения. Внутри монастырских стен кроме собора находятся церкви св. праведных Иоакима и Анны (бывш. свт. Митрофана Воронежского; в юж. корпусе), свт. Николая Чудотворца (на 1-м этаже сев. корпуса), Благовещения Пресв. Богородицы (1761; в юго-зап. углу монастырского комплекса) и ц. в честь Воскресения Христова.

http://pravenc.ru/text/389269.html

М.В. Шкаровский Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге Основание и история Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита была тесно связана с чудотворным образом Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Впервые эта икона, представлявшая собой двустворчатый складень 9,25 вершков длины и 7 вершков ширины в дорогой оправе, по преданию принадлежавший в середине XVII в. Вселенскому Патриарху св. Афанасию (Пателарию), была привезена для поклонения в Россию в 1861 г., чтобы помочь собрать деньги на строительство в скиту огромного собора в честь св. ап. Андрея Первозванного. 19 ноября 1863 г. в г. Слободском Вятской губернии от нее свершилось первое чудо – исцеление лишенного дара речи юноши, затем произошли новые чудеса 224 . Затем чудотворная икона была возвращена на Афон. В описании этого образа говорилось: на створках складня изображены великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, а также свт. Спиридон Тримифунтский и свт. Николай Мирликийский; в центре иконы – поясное изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, покоящимся у левого Ее плеча; ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золотые, венцы также золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом; Христос правой рукой преподает благословение, а в левой – держит скипетр; под изображением Божией Матери и Младенца изображены св. Антоний Великий , Евфимий Великий, Савва Освященный и прп. Онуфрий, а рядом с Божией Матерью св. Иоанн Предтеча и св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; на самом окладе над Богородицей изображены два ангела, держащие венец. В иконе хранились частицы св. мощей: первомученика архидиакона Стефана, преп. Григория Синаита , прп. мч. Михаила и прп. мчч. Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. Стиль письма указывал на многовековую древность этого образа 225 . В начале 1860-х гг. монахи Свято-Андреевского скита задумали устроить в столице подворье, в храме которого поместить чудотворную икону, но этому воспротивился Святейший Синод. 25 июля 1879 г. купчиха г. Павловска Анна Ульяновна Джамусова пожертвовала для подворья Свято-Андреевского скита участок в петербургском районе Пески (на углу 5-й Рождественской и Дегтярной улиц) с каменным домом и 10 тыс. руб., но устройству подворья в то время снова помешал Святейший Синод. В 1880 г. чудотворный образ Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» вновь на несколько месяцев прибыл в Россию, и снова произошли многократные исцеления 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тысячи паломников совершили крестный ход в Почаевский Свято-Духов монастырь-скит 14 июня 2019 г. 18:17 13 июня 2019 года в рамках  празднования  800-летия основания Почаевского Свято-Духова монастыря-скита состоялся многолюдный крестный ход с чудотворной «Почаевской» иконой Божией Матери, сообщает  Pochaev.org.ua . Торжественное шествие из Успенской Почаевской лавры в Свято-Духов скит возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий . В голове колонны шли также наместник Лавры митрополит Почаевский Владимир , ректор Почаевской духовной семинарии епископ Шумский Иов , скитоначальник архимандрит Пафнутий (Целика), братия Лавры и скита в священном сане, сонм прибывшего духовенства. В молитвенной процессии приняли участие несколько тысяч человек — прихожане Лавры и скита, паломники, местные жители. Крестный ход сопровождали торжественным пением четыре хора: братский хор Почаевской лавры под руководством монаха Климента (Сахневича), братский хор Свято-Духова монастыря-скита под руководством иеромонаха Самуила (Головача), большой лаврский хор под руководством священника Павла Дихтяра и хор студентов Почаевской духовной семинарии под руководством священника Андрея Романюка. По прибытии в скит на площади перед главным храмом обители был отслужен благодарственный молебен. В конце богослужения митрополит Владимир обратился к богомольцам с приветственным словом, в котором кратко напомнил историю обители и призвал дорожить тем, что оставили нам предшественники-подвижники. Затем хоры исполнили концертные песнопения. Верующие смогли поклониться чудотворному «Почаевскому» образу Божией Матери и были помазаны святым елеем. Почаевский Свято-Духов монастырь-скит расположен на месте древней обители, заложенной афонским монахом Мефодием на одной из Почаевских гор в 1219 году. Древняя обитель отличалась строгостью иноческой жизни, со временем стала центром духовного просвещения Западной Руси с собственной богословской школой и типографией. В XVI веке, после гибели большинства насельников скита от моровой язвы, история обители преподобного Мефодия теряется. В середине XVII века скит возобновляет свою деятельность и с возведением Троицкого храма называется Духосошественским или Троицким. В XVIII веке обитель с Почаевским монастырем переходит в руки униатов-базилиан; в 1831 году, когда Почаевский монастырь возвращают православным, в описи имущества скит уже не значится.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О. Макарий и о. Иероним, доселе уклонявшиеся от какого бы то ни было вмешательства в дела Ильинского скита и решительно избегавшие переписки 239 с о. Иннокентием, советовали последнему всякого рода корреспонденции с ними предпочитать личную беседу «усты ко устам». Теперь, когда ими было получено от Гладкова письмо о содействии, то они решились дать обстоятельный и продуманный совет как самому г. Гладкову, так и о. Иннокентию. «Желание ваше, – писали отцы Гладкову, – относительно перемены нынешнего настоятеля оного – вещь неосуществимая, с какой бы стороны мы ни стали рассматривать этот предмет. С чего и с какого повода начать это дело? И кто будет начинать оное? Братия скита перемены своего настоятеля не желает, настоятель сам о сем не думает, монастырь, заведующий скитом, сам делать в нем какие-нибудь перемены никакой причины, никакого повода не находит. Итак, кто же и по каким причинам будет устранять нынешнего настоятеля Ильинского скита от занимаемого им места? Если двое или трое из скитской братии и желают перемены настоятеля, то их голос в этом случае не может иметь значительного веса; все дела избирательные решаются по большинству голосов, и большинство голосов всегда имеет перевес пред меньшинством, как и вам известно. Да и сами указываемые вами лица в настоятели скита Ильинского вместо нынешнего, т. е. отцы Гервасий и Антоний никоим образом не решатся взойти на шаткий этот трон. О. Гервасий еще не забыл и хорошо помнит испытанные им, в бытность его в ските, замешательства и тревоги и уж, конечно, не пожелает подвергаться снова этим треволнениям. Он и держался в ските решительно только из уважения к нашим его о сем упрашиваниям. О. Антоний не пойдет, ибо ведь они поддерживали карьеру о. Андрея, да и просто по неохоте заниматься подобного рода делами. Да и то нужно сказать, что малороссы с великороссом не уживутся. Нет, если теперь водворился там хоть какой-нибудь мир, то пусть уж он и пребывает; если теперь улеглись там треволнения, то и поднимать их уж не нужно. Таков наш взгляд на занимающий вас предмет относительно перемены нынешнего настоятеля Ильинского скита. Таково наше мнение о сем предмете. Знаем и понимаем и мы очень хорошо, что дело это действительно требует изменения в своем составе. Но опасно приступить к этому изменению, ибо вместо простого изменения пожалуй все перепутаем, переломаем и сокрушим. Вот что!» 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1865 году было решено построить большой шестиэтажный корпус с храмом в честь прославившейся многочисленными чудесами иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». До построения Андреевского собора храм этот был самым большим в скиту и вмешал до 300 человек. В 1881 году на северной стороне скита Св. Апостола Андрея построены два корпуса в три и в два этажа. В одном разместилась кузница, слесарная мастерская и кладовая, а в другом иноки, работающие в этих мастерских. В 1882 году за стеною скита была построена двухэтажная церковь, верхняя освящена во имя святителя Николая, а нижняя — во имя трёх святителей. Храм этот был построен в память о бывшей Васильевской келлии Русского Свято-Пантелеймонова монастыря. В 1887 году рядом со скитом построен двухэтажный корпус с церковью во имя Успения Божией Матери, а позже еще и новый больничный корпус в северной части скита. В 1897 году были построены еще две церкви: святителя Иннокентия Иркутского и в честь Благовещения. Также были построены храмы Михаила Клопского и вмц. Варвары. Кроме того, были освящены храм вмч. Пантелеимона, а также Всех святых бессребреников и преп. Серафима Саровского при помещении для болящих и бедных пустынножителей. В скит, особенно в зимнее время, стекались за помощью в большом количестве пустынники, которым здесь оказывалась всесторонняя помощь. Обитель имела свои подворья для паломников в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге, Таганроге и Ростове-на-Дону. Имелся даже собственный пароход, доставлявший паломников из Одессы на Святую Гору. Активно занимаясь просветительско-миссионерской деятельностью, скит издавал журнал «Наставления и утешения святой веры христианской». Среди подвижников обители особого внимания заслуживает схимонах Иннокентий (Сибиряков) – потомственный миллионер-золотопромышленник, известный общественный деятель России и меценат. Весь свой капитал он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской Церкви и Афона, а также на оказание помощи обездоленным, особенно детям-сиротам, нуждающимся студентам и престарелым людям. Его усердием были воздвигнуты многие строения Андреевского скита, Подворье в Санкт-Петербурге и величественный Андреевский собор. Закончил свою жизнь он простым афонским схимником.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=47&iid=2...

Окончательному умиротворению Андреевского скита способствовали те милостивые грамоты, с которыми Патриарх Герман обратился к игумену Иерониму письма Иерархов и распоряжения Св. Синода. Патр. грамоты и награда игум. Иерониму Грамоты Вселенского Патриарха Германа настоятелю Св. Андреевского Русского общежительного скита на Афоне. Архимандриту Иерониму. Грамота 1-я. Переведено с подлинника. Герман. Милостию Божиею, Архиепископ Константинопольский и Новоримский и Вселенский Патриарх. Номер протокола 5036 Преподобный Дикей Священного Ватопедского Св. Андрея на Афоне скита Кир-Иероним, чадо о Господе возлюбленное нашей мерности, благодать от Бога и мир да будет с тобою. Получив письмо Вашего Преподобия от 15-го числа, прошлого Июля месяца, с удовольствием узнали и уверились о наступившем с помощью Бога избавлении священной обители вашей от еретического учения и о водворении законного порядка с благополучным возвращением Преподобия Вашего в скит и вступлении в исполнение обязанностей. Приветствуя отечески и выражая наше благоволение за твердость и стойкость Ваши и братии в испытаниях, молим Господа Бога, да хранит священную обитель Вашу от всякого воздействия вражеского, да направляет и укрепляет всю братию по пути благочестия, добродетели и безупречного исполнения монашеских обетов. Благодать и неизмеримая милость Господа, да будет с Вашим Преподобием. 1913 года Августа 3-го дня. Константинопольский Патриарх усердный перед Богом Молитвенник. Грамота 2-ая. Переведено с подлинника. Герман. Милостию Божиею, Архиепископ Константинопольский и Новоримский и Вселенский Патриарх. Номер протокола 5466. Мерность наша настоящею наградною грамотою извещаем, что, желая почтить, по личному патриаршему стремление и благоволению ценить преподобного Дикея священного на Афоне Ватопедского скита Св. Андрея (Серая) Кир-Иеронима, как мужа поведения священному сану приличествующего, за стойкость, твердость и непоколебимость в православном учении и преданность церкви, проявленные и запечатленные в испытаниях, признали за благо благословить и разрешить ему носить энколпион (Панагию) на торжествах и где подобает в знак патриаршего нашего к нему благоволения и чести. В удостоверение чего вручена нами настоящая Патриаршая Наградная Грамота, данная при благословении вышеназванному Дикею и возлюбленному нами по духу сыну Кир- Иерониму.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

20 мая 1992 года, за отказ поминать на богослужениях патриарха Константинопольского Варфоломея, настоятель архимандрит Серафим вместе со всей братией (4 человека) в присутствии митрополита Илиопольского Афанасия (Папаса), митрополита Филадельфийского Мелитона (Караса) и настоятеля монастыря Пантократор архимандрита Виссариона были изгнаны греческой полицией из скита, депортированы с территории Афона. Просьба Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II заселить опустевший скит иноками из России осталась без внимания со стороны руководства Пантелеимоновского монастыря, несмотря на то, что предложение об этом исходило со стороны губернатора Святой Горы К. Папулидиса Скит перешел в ведение монастыря Пантократор и вскоре был заселен греками. В настоящее время в Ильинском скиту проживает небольшая греческая монашеская община из десяти человек Скит св. апостола Андрея Первозванного Скит св. Андрея, на восточном склоне Афона, по красоте местности назывался турецким именем «Серай» (красивый дворец, дача). Основание его сооружению положил Константинопольский патриарх Афанасий (Пателарий), который, оставив кафедру, поселился здесь, построил келью, уехал в Россию и умер в Лубнах. Келья патриарха оставалась необитаемой около ста лет, пока другой патриарх, Серафим, прибыв на жительство на Афон, не поселился на месте, избранном предшественником, и приобрел в собственность значительный участок земли, а афонское общество доставило ему строительные материалы для сооружения обширного скита. Патриарх прожил тут два года и, передав управление о. Паисию Величковскому, сам тоже уехал в Россию и умер в Лубнах, как и Афанасий. После же Паисия оставшийся правитель скита «Серай» передал его Ватопеду за приют и содержание в этой обители. От Ватопеда приобрели право на владение им в 1841 году русские монахи из Брянска – Иларион и Варсонофий, собравшие вокруг себя общину русских иноков. Келья в 1849 году была возведена на степень скита, открытого 27 октября 1849 года жившим в Ватопеде Адрианопольским митрополитом Григорием, при ктиторстве А.Н. Муравьева

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2395

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010