Наряду с этим, Кесарийский митрополит, как экзарх Востока, был духовным начальником тех восточных или малоазийских епископии, которые были ему подчинены и на которые распространилась власть его, как митрополита определенной области или провинции. Как экзарх целой группы восточных епископий, митрополит Кесарии Каппадокийской стоял во главе соборного управления своей провинции, был председателем соборов иерархов его области и руководителем всей административно-судебной их деятельности. Он же служил посредником в сношениях между своим митрополичьим округом и вселенским патриаршим престолом и, по уполномочию патриарха и священного синода, исполнял экзаршеские обязанности в епархиях всего Востока, когда, например, возбуждались пред центральной церковной властью жалобы на тех или других митрополитов восточных митрополичьих округов или вообще митрополий, и т. п. С таким именно характером выступало в византийскую эпоху и положение Кесарийского митрополита, как эзарха всего Востока. Оно de jure сохранилось и в турецкую эпоху, а в известной степени могло иметь и фактическое значение, в силу особого каждый раз распоряжения со стороны Константинопольского патриарха. Поэтому Кесарийский митрополит и в XV веке титуловался как «πρτιμος τν περτμων κα ξαρχος πσης νατος» 39 , – хотя в то время, а равно и в XVI веке он не имел ни одной подчиненной ему епископии 40 . Это отмечено и в Notitia от XVII века: «митрополит Кесарии Каппадокийской, – сказано здесь, – имел восемь епископий и ныне (σμερον) не имеет ни одной» 41 . Затем, в каталоге, епархий Константинопольской церкви от 1710 г. митрополит Кесарии Каппадокийской титулуется. как «первотропный, пречестный пречестных и экзарзх всего Востока», но подчиненных епископий он и тогда не имел 42 . А иерусалимский патриарх Хрисанф в начале своего каталога престолов, подчиненных Константинопольскому патриарху, и вообще заявил читателю: «Прежде всего, заметь, что никто из митрополитов Востока ныне не имеет епископов, так как они совершенно разорены варварским игом» 43 . Лишившись прежнего величия и власти, подписываясь как ετελς или ταπεινς 44 , митрополит Кесарии Каппадокийской 45 и в последующее время оставался «первотронным» и титуловался «пречестным пречестных и экзархом всего Востока» 46 . Лишь от 1797/8 г. имеется сведение, что в Кесарийской митрополии был титулярный – π ψιλ νματι – епископ Назианза» 47 . Не пользуясь фактической властью, этот епископ, однако, восстановил порванную временем и обстоятельствами историческую связь между позднейшим положением Кесарийской митрополии и прошлой ее судьбой 48 . Назианз

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

В письме (ок. 1739-1740) патриарха К-польского Неофита VI также содержатся любопытные сведения о присуждении Н. К. титула «наместника Кесарии Каппадокийской» (locotenenta Cezareei Capadociei) ( Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Р. 1090). В этот ранг, самый высокий в иерархии К-польской Патриархии после патриаршего, Н. К. был возведен неофициальным путем и лишь благодаря вмешательству Константина Маврокордата, оказавшего патриарху Неофиту VI значительную финансовую помощь. Законно этот титул за митрополитом Унгро-Влахийским был закреплен во время господарства в Валахии Александру Ипсиланти (1774-1782): 10 окт. 1776 г. грамоту о назначении митр. Унгро-Влахийского Григория II подписал К-польский патриарх Софроний II (Condica Sfânt. 1886. Р. 183-187). Несмотря на то что статус наместника Кесарии Каппадокийской у Н. К. был временным и неофициальным, это не помешало патриарху К-польскому Паисию II отправить Н. К. после утверждения в К-поле его кандидатуры акт (экдосис) от 18 авг. 1746 г. на назначение и интронизацию на Александрийский патриарший престол митр. Ливийского Матфея Псалта , духовника Константина Маврокордата (Ibid. P. 137-143). Это означало, что патриарх не намеревался приезжать в Бухарест, а уполномочил Н. К. как лицо, занимавшее в системе К-польской Церкви 2-й после патриарха пост (т. е. наместника Кесарии Каппадокийской), поставить Александрийского патриарха. В дневнике Н. К. также содержатся сведения об этом событии: митрополит писал, что он находился в своей 1-й пастырской поездке по Валахии, когда от господаря пришел приказ прибыть в Бухарест. В результате Н. К. покинул Тырговиште и 1 сент. прибыл в валашскую столицу ( Neofit Cretanul. Jurnal de cltorie. 2013. Р. 135). В переписке с К-польской Патриархией за 1741 г. Н. К. коснулся ряда вопросов канонического права. Так, он спрашивал, при каких условиях можно разрешать протестантам и католикам переходить в Православие, и получил ответ, что в таких случаях достаточно совершения миропомазания. Также в качестве экзарха (plaiurilor), т. е. представителя К-польской Патриархии на территориях Трансильвании, непосредственно примыкающих к границам Валахии, Н. К. ходатайствовал о проведении канонических консультаций относительно возвращения в Православие многих клириков, рукоположенных и хиротонисанных в Трансильвании «владыкой Ардяла, господином Иннокентием (Мику-Кляйном.- Авт.), к-рый совершил унию с папистами» - т. е. принявших унию. По мнению Синода, диаконов и священников из трансильванских румын, к-рые были рукоположены «латинянами» (т. е. католиками, а не лютеранами или кальвинистами, чье духовенство не было признано К-польской Патриархией), можно было бы принять обратно в лоно Православия через принесение ими письменного покаяния. Известно, что при Н. К. произошло 9 таких случаев ( Erbiceanu. 1891. P. 593-598).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи - Рим и К-поль (Новый Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном ); Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе ), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικριος). Затем викариями (греч. ξαρχος - экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).

http://pravenc.ru/text/76484.html

Но для нашей цели в данном случае такое или иное решение этого вопроса не имеет значения. Здесь безусловно важно отметить, что во-1-х, св. Григорий в своей благодарственной речи решительно не говорит о каком-нибудь значительном перерыве в занятиях с Оригеном , что несомненно было бы отмечено, если бы такой перерыв был и если бы он продолжался, как в данном случае, около двух лет. Но если бы даже Ориген , а с ним и св. Григорий, во время гонения оставались в Кесарии Палестинской, то и в таком случае Григорий в своей речи изобразил бы общие страдания или опасения, – по крайней мере, оно так или иначе отразилось бы в ней 252 . Следовательно, независимо от того, уходил ли Ориген во время гонения Максимина в Кесарию Каппадокийскую, или нет, для нас получается тот, можно сказать, несомненный вывод, что пребывание св. Григория в Кесарии Палестинской падает не на это время, – его должно полагать или до гонения, или после него, – только без перерыва. Остается теперь вопрос о том противоречии, какое наблюдают между сообщением Евсевия, что св. Григорий пробыл в Кесарии у Оригена целых пят лет, и словами самого св. Григория, что он уже восемь лет не выступал с речами пред собранием. По этому поводу можно привести такие соображения: прежде всего, сам св. Григорий в словах его речи, которые имеются здесь в виду (§3), не устанавливает связи между пребыванием в школе Оригена и отсутствием у него навыка произносить публичные речи, – он говорит только о времени, когда он перестал заниматься риторикой. Из той же речи св. Григория видно, что до прибытия в Кесарию он уже некоторое время усиленно занимался изучением римского права, при чем особенно подчеркивает трудность для него изучения латинского языка и римских законов (§7), что совершенно естественно, в особенности для понтийца. Понятно, что в это время он не мог уже заниматься риторикой. Изучение законов должно было быть сравнительно продолжительным, так как ко времени своего путешествия в Кесарию он уже закончил юридическое образование: в Вирит он намерен был отправиться не потому, что была настоятельная необходимость в этом, так как, и не попавши в город, где была высшая римская юридическая школа, он после пяти лет чисто философско-богословских занятий, по возвращении на родину, как показывает заключение его благодарственной речи (§192), намерен был тотчас же заняться юридической практикой 253 . Кроме того, некоторое время необходимо отчислить на путешествие и пребывание в Кесарии до вступления в число учеников Оригена . В виду этого нет оснований подвергать сомнению точное указание Евсевия, тем более, что другой способ согласования яко бы противоречащих друг другу указаний не может быть признан состоятельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Некоторых исследователей, напр. Павлова 3859 , вводит в смущение употребленный в канонах 9 и 17 термин екзарх. История его темна. В IV веке, во времена сардикского собора, это был общий титул для обозначения власти обыкновенных митрополитов 3860 . В VI веке этот титул в качестве почетного титула был усвоен митрополитам Кесарии каппадокийской, Ефеса и Ираклии фракийской 3861 . Чтобы понять, в каком смысле употребляют его каноны 9 и 17, мы обратимся к терминологии собора. Из актов собора видно, что этим именем – экзарх – дважды был титулован Ивой на антиохийском соборе Домн антиохийский 3862 . По-видимому, это наименование в то время было официальным титулом антиохийского иерарха наравне со словом архиепископ. Возможно, халкидонский собор, составляя в связи с делом Ивы свой знаменитый канон 9, употребил этот термин нарочно, чтобы, пользуясь неясностью его, скрыть от папы и его легатов истинный смысл этого канона. То же целиком может быть отнесено и к канону 17-му. Чтобы здесь разумелись епископы Кесарии, Ефеса и Ираклии в высшей степени сомнительно, так как, во-первых, этим титуломони в то время не величались, а во-вторых, как мы видим, у императора вслед за низложением Диоскора было твердое намерение к упрочению власти константинопольского епископа, т. е. другими словами, к изданию канона 28 3863 . Издание 28-го канона было сделано чрезвычайно ловко. Во всем видна мастерская рука императора. Нет никакого сомнения, говорит Каттенбуш, что он был издан с ведома и по воле императора 3864 . Редакция его была уже давно намечена. Импровизация невозможна. Обстановка и те обстоятельства, при которых произошло проведение власти константинопольского епископа 3865 , были подготовлены императорскими комиссарами. Устранив все препятствия, они были уверены в согласии. Вопрос шел о столь важной вещи, как издание канонов и как скоро она была сделана! Все 28 канонов были изложены в одно XV заседание: доказательство, что они были заранее изготовлены 3866 . Отлично знали, говорит Каттенбуш 3867 , что у собора коротки руки. Александрийского епископа, главного противника, не существовало. Максим антиохийский и Ювеналий были всем обязаны Анатолию константинопольскому 3868 . Место епископа ираклийского, который едва ли бы оказал сопротивление, было занято другом и приятелем константинопольского иерарха, епископом Лукианом бизским. Ефесская кафедра была вакантна, а епископ Кесарии каппадокийской был по рукам связан своим позорным поведением на ефесском соборе 449 г. 3869 Впрочем, с этой стороны не могло быть сопротивления, да оно ни к чему и не привело бы. Многое разыгралось за кулисами 3870 . Это не было случайностью, что папские легаты отсутствовали. Они знали, что затевается, но были бессильны в этот момент. Их протест, говорит Каттенбуш, мог бы иметь значение, если бы они раньше сыгрались. Также и императорские комиссары – отсутствовали. Действовалъ во всем Анатолий, но он был только ширмой, как доказали это последние 3871 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Беседа на слова: В начале бе Слово (Ин. 1:1). Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской 1 Всякое Евангельское изречение возвышеннее прочих наставлений Духа (Святого), поелику в последних глаголал нам чрез рабов-пророков, а в Евангелиях – самолично, беседовал с нами Владыка. Наиболее же велегласный в самой Евангельской проповеди , вещавший то, что невместимо всякому слуху и выше всякого разумения, есть Иоанн, сын громов. Мы слышали чтенное начало его Евангельской книги: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Дивились словам сим многие и из тех, которые не причастны слову истины и кичатся мирской мудростью. А если и плотская мудрость столько дивилась силе слов сих, – что будем делать мы, ученики Духа (Святого)? Мимоходом ли выслушаем и сделаем только такое заключение, что есть в них некоторая небольшая сила? Но кто столько страждет бесчувственностью, чтобы не поразиться такою красотою мысли, столь непостижимою глубиною догматов, и не пожелать истинного уразумения их? Однако, удивляться прекрасному не трудно; приобрести же точное понятие о том, что приводит в удивление, сие трудно и неудободостижимо. В самом деле, нет человека, который не превозносил бы похвалами и сего чувственного солнца, с услаждением смотря на его величину, красоту, соразмерность его лучей и яркий блеск; впрочем, если поупорствует с большим усилием устремить свои взоры на солнечный круг, – не только не увидит желаемого, но повредит, наконец, и верность зрения. Чему-то подобному подвергнется мысль, усиливающаяся произвести подробное исследование сих речений: В начале бе Слово. Кто составит соответственное предмету понятие о начале? Какая сила речений окажется способной равносильно выразить представляемое в уме? Намеревающийся передать нам богословие о Сыне Божием положил слову своему не другое какое начало, как начало всяческих. Дух Святой знал восстающих на славу Единородного, предуведал тех, которые будут предлагать нам лжеумствования, изобретаемые ими к погибели слушателей, а именно: «если Сын рожден, то не был, – и прежде, нежели рожден, Его не было»; и: «из небытия пришел в самостоятельность». Подобное сему произносят языки, изощренные словопрением, паче всякого меча обоюдоострого. Поэтому, чтобы никто не мог сказать подобного этому, Дух Святой, предварив Евангелием, сказал: В начале бе Слово. Если удержишь сие изречение, не потерпишь ничего опасного от людей злохудожных. Ибо, если кто скажет: «ежели Сын рожден, то не был», – ты отвечай: в начале бе. Но, скажет, «как же был, прежде нежели рожден»? Ты не отступайся от этого: бе; не оставляй сего: в начале. У начала не возможно представить какой-либо крайний предел; ничего не найдется, что было бы вне начала...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Городов в этих странах было очень немного. Наиболее значительный, – Кесария Каппадокийская, – был главной квартирой армии, которая сторожила кавказские проходы и Армению, находившуюся в вассальных отношениях к Риму. Кесария, бывшая незначительным городком при древних царях, – тогда она носила название Мазаки, – постепенно обратилась в один из крупнейших городов империи. Ее имя упоминается в истории христианства только с 200 г. приблизительно. Епископом в ней был тогда Александр, ученый муж, получивший свое образование в александрийской школе у Пантена и Климента. Вверженный в тюрьму при Септимии Севере, он очень долго пробыл в заключении. Бежавший из Александрии вследствие гонения Климент с успехом заменил его по управлении церковью. Александр, наконец получил свободу, но, по-видимому, жить в Кесарии ему было уже трудно 550 . Он перебрался в Палестину и кончил тем, что поселился в Иерусалиме при обстоятельствах, о которых будет сказано ниже. В следующем поколении епископская кафедра в Кесарии была занята Фирмилианом, человеком знатного происхождения и, подобно своему предшественнику, находившемуся в большой дружбе с александрийскими учеными. Он уже был епископом в 232 г., когда Ориген , вынужденный покинуть Александрию, поселился в Палестине. Фирмилиан пригласил его в Каппадокию „для блага церквей“, и есть основание думать, что Ориген действительно жил, и довольно долго, в Кесарии во время гонения Максимина 551 , Фирмилиан виделся с ним и в Палестине. Около этого времени обратились в христианство под влиянием, по-видимому, Фирмилиана, но в особенности Оригена , два молодых человека, понтийских уроженца, братья Феодор и Афинодор, отпрыски одного из знатнейших местных родов. Получив тщательное воспитание и познакомившись с латинским языком, они намеревались с помощью его заняться изучением римского права в знаменитой беритской школе, когда их зять получил место советника при правителе Палестины, и они отправились сопровождать сестру в ее новое местожительство. Здесь они встретили Оригена , с которым их познакомил, должно быть, Фирмилиан. Ему удалось направить их на изучение философии и вскоре совсем обратить в христианство. В течение пяти лет (около 240 г.) они занимались под его руководством, а затем вернулись в Понт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 375-м году, отвечая на клеветы, выходившие из кружков Евстафия Севастийского, он говорил, что двадцать лет прошло с тех пор, как он писал нечто Аполлинарию 240 ; в другом же письме, падающем на тот же 375-й год, он заявляет, что то письмо к Аполлинарию, которое севастийцы предъявляли в качестве документального обвинения Василия в савеллианстве, составлено было двадцать пять лет тому назад 241 . Так как в обоих случаях речь идет об одном и том же письме Василия к Аполлинарию и так как мы не имеем никакого основания предпочитать одну его дату другой, то должны признать, что, употребляя выражения „20–25 лет» тому назад, св. отец хотел дать не точное хронологическое определение, а просто обозначить время своей переписки, как время давно прошедшее, которое нужно считать не единицами, а десятками 242 , время, когда он еще был мирянином и не принимал участия в церковных делах 243 . Этому общему обозначению вполне отвечают 50-е годы века, или, точнее, – если следовать прямому указанию св. Василия, – первое пятилетие этих годов (350–355). Покончивший с своим домашним воспитанием, Василий к началу 50-х годов находился в Кесарии Каппадокийской и посещал существовавшее здесь училище, выдаваясь в ряду своих школьных товарищей своими способностями, прилежанием и строгим нравственным характером; отсюда, с тою же целию расширения своих познаний, он отправился в Константинополь и затем в Афины, где он и пробыл до 359-го года 244 . Об Аполлинарии он мог слышать как в Кесарии, так и в Константинополе, где были люди, расположенные к Лаодикийскому епископу 245 , и, быть может, именно из Афин написал то письмо к Аполлинарию, которое так смущало севастийцев в 70-х годах, как это и предполагает бенедиктинский автор „жизни Василия» 246 . Возвратившись из Афин, он всецело отдался своей склонности к аскетической жизни, проявлявшейся в нем еще в бытность его в Кесарии, предпринял путешествие по Сирии, Палестине и Египту с целию посещения знаменитых подвижников и, затем, раздавши свое имущество бедным, поселился в пустыни на берегу реки Ирис в основанной им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКИНФ РИМСКИЙ, МУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иакинф Римский (+ 108 ), мученик . Память 3 июля Родом из Кесарии Каппадокийской , вырос в христианской семье. Римский император Траян (98-117) поставил его своим кубикуларием (постельничим). Однажды во время языческого празднества император Траян пировал в капище со своими приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу. Иакинфа немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна, святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы заставить съесть идольскую пищу. На 38-й день один из стражей, принесший идоложертвенное мясо, увидел рядом с мучеником Ангелов, облекавших его в светлую одежду и возлагавших на голову его венец. Мучители решили продолжить суд над святым, но нашли его в темнице умершим. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в городе Риме . Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию . Вместе со святым Иакинфом в то же гонение на христиан скочались мученики Диомид, Евлампий, Асклипиодот и Голиндуха, а также Феодот и Феодотия , в Кесарии Каппадокийской . Использованные материалы   См. Saint Herman Calendar 2008, 55-56. Редакция текста от: 12.09.2008 22:11:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8380.html

Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все взяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келье сей, и благодатию Христовою никогда не вкушала вина...» (103, 55). Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов – убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (107, 78–79). Источники 1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902. 2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902. 3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903. 4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903. 5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1900. 6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010