О том, что Дух Святый не тварь Все, что сотворено, допускает в себе переворот и перемену, по слову пророка, который говорит Богу: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь? «(Ам. 5, 8). Но Дух не допускает в Себе ни переворота, ни претворения. Поэтому Дух не тварь. Поскольку тварь делится на два рода — на тела и существа бестелесные, то так же делятся и перевороты, бывающие с тварью. И тела допускают переворот в сущности: так, сей «тленный» мир, по Писанию, изменится «в нетление»; и «смертные» тела наши «облекутся» в «бессмертие» (1 Кор. 15, 53) или, еще не истлевшие, истлеют. А существа бестелесные и разумные допускают переворот или в действований, или в воле, по сказанному: «ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Поэтому если сотворенное допускает в себе переворот, иное в сущности, а иное в воле, Дух же Святой не допускает в Себе переворота или изменения ни по сущности, ни по действованию, то следует, что Дух не тварь. Всякая освящаемая тварь свята. Но Дух Святой есть не что–либо освящаемое, но освящающее. Поэтому Он не тварь. Ничто сотворенное не свято в своей сущности. Ибо в сущности святое не имеет нужды во внешней святыне. Поэтому все сотворенное имеет нужду во внешней святыне, когда делается достойным привлечь к себе святыню. Но Дух не имеет нужды в святыне, потому, что свят в сущности. Поэтому Он не тварь. Всякая тварь служебна Создателю, по слову пророка, который так говорит Богу: «все служит Тебе» (Пс.118, 91). А служебное не может дать другому свободы и сыноположения, которых само не имеет в своей сущности. Но Дух дает свободу и сыноположение, ибо Дух вопиет в сердцах наших: ««Авва, Отче!» Поэтому ты уже не раб, но сын» (Гал.4, 6). Поэтому Он не тварь. Ни одна тварь несообщима так разумной душе, чтобы могла вселиться в нее существенно. Дух Святой вселяется в нее, по слову сказанного: мы «храм Божий», «и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Поэтому Дух не тварь. Всякая разумная тварь может принять в себя и добродетель, и порок.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Объятый сильным вожделением последовать Христу не может уже обращать внимания ни на что, касающееся этой жизни: ни на любовь к родителям и домашним, как скоро она противна повелениям Господа (ибо тогда имеет место сие изречение: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери», и прочее), ни на страх человеческий, так чтобы ради него оставить что–нибудь полезное, в каковом бесстрастии преуспели святые, говоря: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5, 29), ни на злобный смех мирских людей, так чтобы поражаться их осмеянием. А кто хочет точнее и яснее узнать, какая сила сопряжена с вожделением последовать Господу, тот пусть вспомнит, что апостол в назидание наше повествует о себе и говорит: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп.3, 4–8). Ибо, если апостол (скажу нечто смелое, впрочем справедливое), если он самому презренному и нечистому в теле, что всего более спешим удалить от себя, уподобил Богом данные некогда законные преимущества, как служащие препятствием к уведению Христа, к оправданию в Нем, к сообразованию себя с смертью Его, что после сего сказать об узаконенениях человеческих? И нужно ли еще подтверждать мысль сию нашими рассуждениями и примерами святых, если можно представить собственные изречения Господа и ими убедить робкую душу, потому что Он непререкаемо свидетельствует, говоря: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). И в другом месте после слов: «если хочешь быть совершенным» сперва говорит: «пойди, продай имение твое и раздай нищим», а потом присовокупляет: «и приходи и следуй за Мной» (Мф.19, 21). Сюда же относится и притча о купце, как это ясно для всякого благомыслящего. Ибо сказано: «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф.13, 45–46). Явно же, что многоценный бисер взят здесь в подобие Царства Небесного, которого нам, как показывает слово Господне, невозможно приобрести, если в промен за оное не отдадим все, что у нас есть: богатство, славу, род и если что еще вожделенно для многих.

http://predanie.ru/book/219971-vasiliy-v...

Перед зажжением костра он, воззрев на небо, молился: «Благодарю Тебя, Господи Боже Вседержителю, что Ты сподобил меня в сей день (в Великую Субботу) и час стать в числе мучеников Твоих для воскресения в жизнь вечную. Прими меня с ними в жертву, благоприятную Тебе, которую Ты Сам предназначил, приготовил и ныне совершил. Славлю Тебя и Иисуса Христа, Сына Твоего, Архиерея вечного; с Ним же и со Святым Духом подобает Тебе всякая честь и слава ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Когда он произнес: «аминь», тотчас запылал костер; но Поликарп, подкрепляемый силою свыше, долго стоял среди пламени неподвижно, так что народ, жаждавший его смерти, потребовал наконец от исполнителя казни, чтобы он пронзил его мечом, – и тогда святая многолетняя жизнь пресеклась на земле для продолжения в селениях горних. Иудеи, а по наущению их – и язычники, не желая отдать христианам тело для погребения, сожгли его так, что остались одни кости. Смирнские христиане, из любви и благоговейного уважения к своему святителю, сподобившемуся мученического венца, собрали останки его – драгоценное для них сокровище – и положили в подобающем месте, чтобы в день мученической смерти святого Поликарпа собираться там для воспоминания и прославления подвигов, совершенных им во славу Божию. Ревность святителя Василия Великого в спасении ближнего В Кесарии Каппадокийской во времена Василия Великого был искусный врач из евреев, по имени Иосиф, который по биению пульса за несколько дней предузнавал час смерти больных. Святой Василий, замечая в нем добрые качества и имея надежду на обращение ко Христу, любил его и часто, приглашая его к себе для беседы, старался расположить его к христианству; но Иосиф всегда отвечал, что, в какой вере он рожден, в той и умереть хочет. На это угодник Божий говорил: «Поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, доколе ты не будешь просвещен святым крещением. Без этой благодати невозможно войти в Царство Божие». Но еврей оставался в своем неверии. И вот, наконец, настало время отшествия святого Василия к Богу. Он тяжко занемог и послал за Иосифом, как будто для своего врачевания. Когда Иосиф пришел, святитель спросил его: «Что ты думаешь обо мне?» Еврей, пощупав пульс, сказал служителям: «Приготовьте все нужное для погребения, святитель скоро умрет». – «Не знаешь, что говоришь», – возразил святой Василий. Но еврей с полной уверенностью сказал ему: «Поверь мне, владыка! Еще не зайдет солнце, как ты умрешь». – «А если я доживу до утра – до шестого часа, что тогда сделаешь?» – спросил его святой Василий. «Готов умереть», – отвечал Иосиф. «Да, умри греху, чтобы жить для Бога», – сказал святитель. «Знаю, о чем говоришь, владыка, – отвечал еврей, – и клянусь тебе, что если ты доживешь до утра, то исполню твою волю». Отпустив Иосифа, святой Василий обратился с усердной молитвою к Богу, чтобы продлилась жизнь его до утра, для спасения Иосифа, – и молитва праведника была услышана.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Послушайте это слово и увидите точный портрет некоторых недостойных пастырей, которые, к сожалению, всегда были и всегда есть. «Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли». По милости Божией, в епархии Крымской я не знаю ни одного пастыря, к которому были бы приложимы эти страшные слова пророка Иезекииля. Пороки есть у многих, вероятно, у всех; недостатков много, как у всех людей. Но неверных пастырей, пастырей, которые пасут сами себя, а об овцах нерадят, как наемники — таких я не знаю. Но всем нам, несовершенным пастырям, далеким от полноты достоинства, да будет великим примером величайший праведный Василий, епископ Кесарии Каппадокийской, ему же вознесем сейчас молебное пение и прославим его. Аминь. 14 января 1953 г. В день Богоявления Все вы знаете, что народ израильский был избранным народом Божиим, но не все знаете, что народ этот в Св. Писании именуется народом с медным лбом и железным затылком. Меднолобый народ очень туго воспринимал пламенные призывы великих пророков к исправлению путей своих и великие предсказания о Спасителе своем и Мессии и не слушал их. Он высоко держал свою гордую голову и не сгибал железного затылка в покаянии и смирении. Сам Сын Божий сошел на землю и воплотился в смиренное естество человеческое. Из уст Его жестоковыйный народ израильский услышал Божественную проповедь и откровение тайн Божиих; видел множество чудес Его. Но и это не вразумило его, и Сына Божия оскорбляли и преследовали, ненавидели, не раз хотели побить камнями, и, наконец, убили, распяв на кресте. Все это я говорю вам не от себя: это написано апостолом Павлом в 1-ой главе его послания к евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1–2). Что значат эти последние слова апостола «чрез Которого и веки сотворил»? Это значит, что Сын Божий был непосредственным Создателем всего существующего в веках, т. е. во времени. Это признание Господа Иисуса Христа Богом Вседержителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Посмотри же на то, что наиболее чудесно. Троих исцелил от одного и того же, — двух мужей и одну жену, — Лазаря, сына вдовицы и дочь Иаира. И для чего? Слушай, потому что причина этому таинственна. Хотел показать, что Он — Владыка Закона и Благодати; поэтому в других соблюдает подобный образ; как и там поставил трех правителей народу — Моисея, Аарона и Мариам. Слушай, что Сам говорит у пророков: народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам (Мих. 6, 3, 4), — Моисея в лице Закона, Аарона в лице пророков, и Мариам в виде Церкви, которую ослепила нечистота идолов и излечило человеколюбие Воплотившегося. Поэтому Церковь, как Мариам, освободившись от мысленного фараона — диавола и от владычества демонов и видя, что ветхий человек, подобно Египту, потоплен в море купели, взяв тимпан благодарения и приведя в согласие с древом креста, ударяет в струны добродетели и восклицает: пою Господу, ибо Он высоко превознесся (Исх. 15, 1). Сошел с неба и не отлучился от Отца; родился в вертепе и не сошел с престола; возлег в яслях и не оставил Отчих недр; родился, воплотившись от Девы, и, как Бог, был без отца; сошел вниз и не отлучился от высшего; взошел и не сделал прибавления в Троице; в образе раба явился и не утратил равноправия с Отцом, но есть Слово, и Образ, и Сияние; — Слово, ибо никогда не был отделен от ума; Образ, не из воска вылитый круг, но печать разнообразная; Сияние, ибо свет вечен, как и солнце; Образ, потому что видевший Сына видел Отца (Ин. 14, 9). Ему слава и держава с единородным Его Сыном и животворящим Его Духом, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь. Беседы на шестоднев 1–ая беседа. В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1,1) Кто хочет повествовать о составе мира, для того приличное начало — сказать предварительно о начале устроения видимых вещей. Ибо он должен передать историю о творении неба и земли, которое не само собою произошло, как представляли себе некоторые, но имело причину в Боге.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Родит же сына, и наречеши имя Ему Иисус ( Матф. 1:21 ). Наречение имени обыкновенно предуказывало на последующую судьбу, как напр. имена Авраама. Исаака и Израиля: наименование каждого из них указывало не столько на телесное естество, сколько на свойство добродетелей их, имеющих совершиться. Так и теперь: называется Иисус, что значит „Спаситель людей». И вот, ныне сбывается, прежде век установленное и древле предвозвещенное пророками, таинство. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил. еже есть сказаемо с нами Бог ( Матф. 1:23 ). Уже в древности такое наименование открывало собою все таинство, так как говорится, что Бог – в людях: Еммануил, с нами Бог. И никто пусть не соблазняется иудейскими мудрованиями, ибо у Пророка сказано: И приложи Господь глаголати ко Ахазу, рекий; проси себе знамения во глубину, или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа, и немного далее говорится: сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет ( Ис. 7:10–14 ). Поскольку Ахаз не просил знамения ни в глубину, ни в высоту, дабы научиться, что сшедый в дольнейшия страны земли, Той есть и возшедый превыше всех небес ( Ефес. 4:9–10 ), о то Сам Господь дает знамение, знамение преславное и чудесное: Она – жена, дева и мать; и в святыне девства пребывает, и благословение чадородия наследует. Хотя некоторые вместо „дева» читают: „юная“, однако это нисколько не повреждает смысла слова; в Писании обычно и весьма часто вместо „дева“ поставляется: „юная»; так, напр., во Второзаконии (22:28–29), где говорится о деве, подвергшейся насилию. Востав же и прият Иосиф жену свою ( Матф. 1:24 ). И жил в любви, в мире и всяком попечении о Ней, имея жену, но чуждаясь брачного сожития, ибо сказано: не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего первенца. Это дает повод некоторым размышлять, будто бы, в чистоте послуживши рождеству Господа, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законного брачного жития. Да не будет сего: ничего такого не заподозрит тот, кто верно разумеет Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Святой отвечал: — Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда. Царь повелел снова мучить его огнем и ранами: Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь: — Где ныне твой Врач? — пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя. Святой Меркурий отвечал: — Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же — Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки. Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря: — Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое. Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, — постановил над ним такой окончательный приговор: — Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну и там отрубить ему главу, для вразумления многих, — ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений. Воины, взяв святого, положили его на животное и, крепко привязав его (ибо он был весьма расслаблен телом по причине многих мучений), повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии Господь явился святому и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила Память 6 февраля В стране Каппадокийской, в городе Кесарии 1238 , жила одна благочестивая дева, по имени Дорофея. Всё время она проводила в служении Богу, со смирением и кротостью, в чистоте, духовном трезвении и целомудрии. При этом она была девицею столь премудрою, что даже ученые люди не могли в этом сравниться с нею. И все знающие ее прославляли имя Господа нашего Иисуса Христа, имеющего рабою Своею такую деву: и взор ее был исполнен благоговения, и житие свято, и премудрость несравненна, и девство не порочно. В любви же Христовой она была столь совершенна, что вполне была достойна небесного чертога. Но она ради Его еще более усугубила свой подвиг. Побеждая плоть свою и диавола, святая Дорофея сплела себе сугубый венец: венец девства и венец мученичества; и радуясь, отошла к Жениху Своему Христу. А как она за Него пострадала, – об этом передаст дальнейшее повествование. Когда слава о святой Дорофее разнеслась между людьми, слух о ней дошел и до игемона Саприкия, – гонителя христиан. Он немедля отправился в город Кесарию и, схватив святую деву, велел представить ее на свой неправедный суд. Святая же Дорофея, представ пред нечестивым судиею, молилась в душе Господу и призывала на помощь Бога и Спасителя своего. Саприкий спросил ее: – Скажи мне, как ты именуешься? Святая отвечала: – Мое имя – Дорофея. – Я для того тебя призвал, – продолжал Саприкий, – чтобы ты, по повелению наших славных царей, принесла жертву великим богам. Святая Дорофея отвечала: – Бог, – Царь небес, заповедал мне, чтобы я Ему одному служила. Так и в Писании оказано: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Посему надо рассудить: повелению какого царя мы должны более повиноваться – земного или небесного? и кого должны слушать, – Бога или человека? Что такое цари? – не более как смертные люди; таковы же и ваши боги, идолам которым вы поклоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Я восхищаюсь теми людьми молодыми, которые приходят к нам на работу, и они говорят, что они, узнав о Центре, они мечтают этим заниматься. У нас приехала девушка, чудесная совершенно, из Москвы, которая, прочитав как-то о нашем Центре, сказала, что я буду работать только у вас. И она приехала, она получила два высших образования для того, чтобы работать у нас. Понимаете, это какие-то удивительные люди и удивительные вещи происходят. А вот скажите, пожалуйста, я надеюсь, что нашу с вами встречу посмотрит как можно больше людей, и, может быть, кто-то из них тоже вдохновится и захочет как-то вам помочь. Что бы вы предложили, какая помощь вам нужна? Дело в том, что я бы предложила дружбу. Я бы предложила дружбу, и просто каждый человек сам, придя к нам, посмотрев на нас, ему как-то Господь открывает, чем он может быть полезен, скажем так. И здесь это вопрос не так стоит упрощенно, что вот давайте-давайте-давайте, несите свои какие-то дары, а мы будем принимать. Я думаю, что это то, чем мы тоже можем поделиться, это может быть, действительно, такая взаимная дружба и радость и для человека, который захочет помочь Центру, и для нас. Поэтому мы всегда открыты и мы рады новым друзьям. Это очень здорово, я очень надеюсь и хотел бы, чтобы их у вас было как можно больше. Я в любом случае буду рад находиться в числе ваших друзей. Почему вы Василия Великого Центр, кто это придумал? Это отец Александр Степанов. Конечно, святитель Василий известен в большей степени как великий богослов, но также, если вспомнить его «Василиаду» … «Василиаду», да… И это… Может быть, нам напомнить? Это первый человек в Церкви, который поставил церковную благотворительность на системный уровень, скажем так. И в том монастыре в Кесарии Каппадокийской было очень много сделано для того, чтобы все нуждающиеся люди могли найти помощь, поддержку, но и он сказал о том, что дело монастырей — оказывать эту помощь и поддержку. И потом была разработана система, как правильно оказывать поддержку и как содержать все эти богоугодные дела, скажем так.

http://foma.ru/ne-mogu-predstavit-chto-z...

230 Слово 39 (38): На святые Светы явлений Господних 1, 3//PG. 36. Col. 336–337. Рус. пер.: Цит. соч. С. 451–452. 233 Дочь Агамемнона, была принесена отцом в жертву богине Артемиде, чтобы обеспечить грекам благополучное отплытие к Трое. Однако богиня заменила Ифигению на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, где сделала своей жрицей (ср. трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде»). 235 Беотийский охотник-великан. Согласно одному из вариантов мифа (Одиссея V, 121–124), Ориона полюбила богиня зари Эос, за что Артемида по воле разгневанных богов убила его стрелой. Потом Орион был превращён в созвездие. По другому варианту мифа, Орион был превращён в созвездие Зевсом за то, что в течение нескольких лет преследовал своей любовью плеяд (ср. Гесиод. Труды и дни 619–620). 236 Искусный охотник, сын Аристея и Автоны, увидевший однажды купающуюся Артемиду; раздражённая богиня превратила его в оленя, и он был растерзан своими собственными собаками (ср. Овидий. Метаморфозы III, 173 слл.). 238 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 8//PG. 36. Col. 504. Рус. пер.: Цит. соч. С. 514. 239 Греч. παδευσις – это понятие означает процесс или систему воспитания/образования, а также их результат – учёность, образованность, культуру. 240 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 11//PG. 36. Col. 508–509. Рус. пер.: Цит. соч. С. 515–516. 242 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 13//PG. 36. Col. 512. Рус. пер.: Цит. соч. С. 517. 244 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 14//PG. 36. Col. 513. Рус. пер.: Цит. соч. С. 517. 245 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 21//PG. 36. Col. 524. Рус. пер.: Цит. соч. С. 521–522. 247 Критский царь, сын Зевса и Европы, за свою справедливость был сделан по смерти судьёй в подземном царстве теней. 249 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 23//PG. 36. Col. 528. Рус. пер.: Цит. соч. С. 523.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010