50. Слово 8. О Крещении. 51. Слово 71. На св. Филолога. 52. Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.11. Кн.1. СПб., 1905, с.656-657. 53. Беседы на Послание к Евреям. См.: Указ. изд. Т.12. СПб., 1905, с.153-154. 54. Беседа 75 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн.2. М., 1993, с.504. 55. Слово 4. На сотворение мира. 56. По-гречески воскресный день называется Κυριακ - день Господень. - Прим. пер. 57. Декалог законоположения Христова. Заповедь 4. 58. См.: " на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф.22,40). 59. Правило 3. Так в греческой Книге Правил - " Кормчей " ( " Πηδλιον " , θεσσαλονκη, 1991). Такую редакцию правила подтверждают Аристин и Армеиопулос, тогда как вариант славянский " по временам " - Вальсамон и Зонара. В греческой " Кормчей " приведено следующее примечание: " См. и 1046 страницу " Евергетиноса " , где авва Кассиан говорит, что Святое Причастие преподавалось бесноватым и никогда не запрещалось для них древними старцами, и что Святые Дары даются не в пищу бесу, а, скорее, для очищения души и тела и в попаление злого духа, пребывающего в членах тела человека, и что если мы запрещаем Приобщение бесноватым, то даем этим возможность бесу чаще и тяжелее в них действовать по причине лишения их Божией помощи, подаваемой от Божественного Причащения " . Указанное издание, с. 668. - Прим. пер. 60. См.: " Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже " (Пс.50,19). 61. Нравственные правила, 22, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепикопа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М.,1993, с.393. 62. Нравственные правила, 33, 2. См.: Там же, с.402. 63. См.: " Соблюди меня. Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня " (Пс.139,4-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

8 Свт. Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам//Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 108. 10 Подробнее об учении Валентина см. Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Киев, 1917; Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994; Николаев Ю. В поисках божества. Очерки из истории гностицизма. Киев, 1995; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992; Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994. 12 Например: “кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником” (Лк 14:27); “последуй за Мною, взяв крест” (Мк 10:21); “слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия” (1 Кор 1:18); “а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал 6:14). 15 См. Edgar von Hennecke u. a. Die neutestamentlichen Apocryphen. Bd. 2, Tьbingen, 1964, SS. 292–293. 16 Творения свт. Иоанна Златоуста. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, Кн. 2. Spuria. М., 1993, с. 964. 20 См. “Толкование на пророка Исаию”, приписываемое свт. Василию Великому: “Для чего Крестом совершено домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо Крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или — чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста; или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный Крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Т. 1. СПб., 1911, с. 407. Здесь вполне ясно говорится о том, что прежде деревянного Креста Спасителя в мире был воздвигнут некий “мысленный” Крест, “спротяженный” всей бесконечно огромной вселенной. 23 Свт. Григорий Богослов. Слово 1. На Пасху и о своем замедлении//Собрание творений, Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 18.

http://pravmir.ru/drevo-spaseniya/

P. 116–117. 35 Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos 2//PG 89, 76–77; русск. текст: Преп. Анастасий Синаит. Путеводитель//Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения/Пер. А. И. Сидорова. М., 2003. С. 251–252. 36 Рим 10:13–17: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. 37 Евр 11:1,6: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 38 Joannes Damascenus. Expositio fidei 83//Die Schriften des Johannes von Damaskos/Ed. B. Kotter. Vol. 2 (Patristische Texte und Studien 12. Berlin: De Gruyter, 1973); русск. текст: Точное изложение православной веры, гл. X (83) О вере//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания/Пер. и ком. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002. С. 295–296. 39 Basilius. Prologus VIII De fide//PG 31, 677С–680А; русск. текст: Св. Василий. О вере//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 5. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 22 (репринт: М., б. г.). 40 Именно это слово употребляет блаженный Феодорит Кирский в своем знаменитом позднем сочинении “Эранист”, когда говорит о Благовещении: “Богородица выражает именно согласие с тем, что говорит Ей Ангел: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38)”. — Theodoret of Cyrus. Eranistes/Ed. G. H. Ettlinger. Oxford, 1975. P. 162. 41 Об этом см. Gorler W. Asthenes s ynkatathesis. Zu stoischen Erken ntnistheorie//Wurzburger Jahrbucher fur die Altertumswissenschaft . N. F. 3 (1977). S. 83–92; Kerferd G. B. The Problem of sunkatathesis and katalepsis//Les stoiciens et leur logique/Ed. J. Brunschwig. Paris, 1978. P. 251–272. 42 Stoicorum veterum fragmenta II.52 (далее — SVF); русск. текст: Фрагменты ранних стоиков.

http://pravmir.ru/o-bezumii-veryi-i-vern...

   Пост — для человека, для воспитания его тела, для послушания тела душе, ведь «дух животворит, а плоть не пользует ни мало» (Ин.6:63; ср.: 2Кор.3:6). Поэтому тело — пока оно есть у человека — должно быть не господином души, а стать ее другом и помощником на пути в высь Небесную. Ведь даже для того, чтобы взмыть в высь земную, видимую, человек воспитывает и упражняет тело свое, делая его полностью послушным и подконтрольным себе. Не больше ли — та задача, которую ты должна решить, душа моя, чтобы взойти по лестнице, ведущей в Царство?    Но пост — и для воспитания тебя самой, душа моя непокорная. Для того, чтобы, усмирив тело свое, отучив его мешать тебе и тянуть тебя к земному вниз, освободившись от тяготы его, смогла ты изгнать из себя все мысли суетные, все помыслы нечистые, все желания недостойные.    Для того, чтобы воздержанием от всякого рода греха очистился весь человек и стал способен вкусить пищу Небесную.    Сам Христос сказал тебе, душа: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16—18).    А потому — послушай, куда зовет тебя великий светильник Христова учения Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской: «Будем вести себя, как научены, не сетуя в наступающие дни, но встречая их светло, как прилично святым. Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы. Не сетуй, когда тебя врачуют. Ни с чем несообразно — не радоваться душевному здравию, а скорбеть о перемене пищи и показывать на самом деле, что у нас более расположения к услаждению чрева, чем к попечению о душе; потому что пресыщение угождает одному чреву, а пост приносит пользу душе. Радуйся, что Врачом дано тебе врачевство, истребляющее грех.    Как черви, зарождающиеся во внутренностях у детей, уничтожаются какими-нибудь самыми острыми лекарствами, так и грех, живущий во глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования. ... Приложи узаконение к внутренним членам. Омой душу от грехов. Помажь главу святым помазанием, чтобы стать тебе причастником Христовым, и так приступи к посту. ...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Слово 8. О Крещении.    Слово 71. На св. Филолога.    Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.11. Кн.1. СПб., 1905, с.656—657.    Беседы на Послание к Евреям. См.: Указ. изд. Т.12. СПб., 1905, с.153—154.    Беседа 75 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн.2. М., 1993, с.504.    Слово 4. На сотворение мира.    По-гречески воскресный день называется Κυριακ? — день Господень. — Прим. пер.    Декалог законоположения Христова. Заповедь 4.    См.: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40).    Правило 3. Так в греческой Книге Правил — «Кормчей» («Πηδ?λιον», θεσσαλον?κη, 1991). Такую редакцию правила подтверждают Аристин и Армеиопулос, тогда как вариант славянский «по временам» — Вальсамон и Зонара. В греческой «Кормчей» приведено следующее примечание: «См. и 1046 страницу «Евергетиноса», где авва Кассиан говорит, что Святое Причастие преподавалось бесноватым и никогда не запрещалось для них древними старцами, и что Святые Дары даются не в пищу бесу, а, скорее, для очищения души и тела и в попаление злого духа, пребывающего в членах тела человека, и что если мы запрещаем Приобщение бесноватым, то даем этим возможность бесу чаще и тяжелее в них действовать по причине лишения их Божией помощи, подаваемой от Божественного Причащения». Указанное издание, с. 668. — Прим. пер.    См.: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19).    Нравственные правила, 22, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепикопа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М.,1993, с.393.    Нравственные правила, 33, 2. См.: Там же, с.402.    См.: «Соблюди меня. Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня» (Пс.139:4—6).    Нравственные правила, 33, 5. См.: Там же, с.404.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

   Вопрос 278. Как у человека «дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 )? Ответ. Сие сказано о воссылающих молитвы на языке неизвестном слушающим. Ибо Апостол говорит: « когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Когда слова молитвы неизвестны присутствующим; тогда ум молящегося «без плода есть», потому что никто не получает пользы. Когда же присутствующие понимают молитву, которая может пользовать слушающих, тогда ум молящегося имеет плод – исправление пользуемых. То же должно сказать и о всяком произношении слова Божия. Ибо написано: «а только доброе для назидания в вере» ( Еф.4, 29 ).    Вопрос 279. Что значит: «пойте разумно» ( Псал.46, 8 )? Ответ. Что в рассуждении снедей ощущение качества каждой снеди, то в рассуждении слов святого Писания разумение. Ибо сказано «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?» ( Иов. 12, 11 ). Посему, если у кого душа так чувствительна к силе каждого слова, как вкус чувствителен к качеству каждой снеди; то он исполнил заповедь, которая говорит: «пойте разумно».    Вопрос 300. Какой способ обращения, когда речь идет о невидимом? Ответ. Способ обращения объясняется в том вопросе, в котором сказано, как надобно обращаться от грехов. А что касается речи о невидимом, то вспомним слово Господа: «нет ничего сокровенного, …что не было бы узнано» ( Матф.10, 26 ), и еще: «от избытка сердца говорят уста» ( Лук. 6, 45 ). Примечание ред.: По причине того, что этот труд имеет большое количество вопросов (а именно 313), то нет возможности составить оглавление, удобное для пользования. Поэтому вопросы нами собраны по темам, но сохранена их нумерация, указанная в первоисточнике Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с./Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 223-319 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

 Смотри 75 апостольское правило. Соломон же говорит: «Свидетель лживый не без муки будет» (Притчи 19, 5).  Ложь, согласно Авве Дорофею, бывает тройной (слово о лжи): в уме, когда человек питает на своего брата ложные подозрения; в слове, когда кто-либо осуждает ложно; и в жизни, и на деле, когда кто-либо, будучи на самом деле иным, притворяется другим и ложно является людям. Таковой человек называется лицемером. О том, что такие люди подобны диаволу, говорит Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). То есть он – отец лжи, согласно Феофилакту. Потому и священный Августин (книга о назначении и цели) говорит, что говорить ложь никогда не позволительно, какие бы благие цели ни преследовал произносящий ее (прим. преп. Никодима).  Против нее погрешает также тот, кто дает совет или побуждает другого человека давать ложное свидетельство. Кто несправедливыми осуждениями препятствовал другому человеку получить какое-либо звание. Кто мог воспрепятствовать осуждениям и лжесвидетельствам, но не захотел. Кто говорит слова и сообщает что-либо, чтобы причинить ущерб ближнему. Кто осудил, или оклеветал, или наслаждался клеветой других, или хвалил клеветника. Лишь тогда разрешается рассказывать о зле другого человека, когда советуешься с другим человеком об исправлении согрешившего. И когда желаешь предостеречь другого, чтобы он не пал в этот грех по неведению, согласно Великому Василию: «Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 25//На русском языке: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. ТСЛ, 1901, с. 192). Кто льстил и ложно хвалил кого-либо (прим. преп. Никодима).

http://pravoslavie.ru/100937.html

Апостолы рукополагали, а не просто назначали пресвитеров к каждой церкви ( Деян. 14:23; 6:6 ). Особый дар передаётся «с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ), – увещает Павел Тита. Следовательно, рукополагали не только апостолы, но и те, кого они посвятили на епископское служение. В отличие от всеобщего священства верующих ( 1Пет. 2:9–10 ), этот сугубый дар священства даётся не всем, а только тем, кого Господь призвал быть пастырем. Этим обусловлено разделение церкви на священников и мирян. Дар священства сообщается только в церкви в преемственной цепочке рукоположения на всём протяжении истории церкви – апостольское преемство. Кто называет себя священником или епископом, не будучи рукоположен другим епископом, имеющим апостольское преемство рукоположения, есть самозванцы. Об этом пишет во II веке Ириней Лионский : «Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую повсюду Церковь » кн. IV, гл. 33, п. 8]. Грехи прощает не священник, а Бог, потому что человек грешит перед Богом и становится виноват перед Ним, а не перед священником». Грехи отпускает Бог через священника. Бог дал служение Святого Духа крестить, возлагать руки, а также прощать и оставлять грехи – апостолам и их преемникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ), – то есть епископам и пресвитерам, имеющим преемство рукоположения от апостолов. Эта фраза Иисуса Христа потеряла бы смысл, если бы верующий сам себя прощал или сам на себе оставлял грехи. Фирмиллиан, епископ Кесарии Каппадокийской (233 г.): «Власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству»; Афанасий Великий (IV в.): «Как человек крещаемый от человека, т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

В качестве православного священника я наблюдаю формы, которые это принимает в нашей Церкви. Например, есть среди нас люди, которым нет дела до происходящего в мире. Они открыли для себя икону. Или же есть еще одна область, куда можно бесконечно уходить от действительности, – это обсуждение литургической практики, высокой, низкой и средней церкви 59 . Облачения... Современные или архаичные... Вы слышите слова: «Но это не так: в восточном Египте в третьем веке..», – и вы немедленно чувствуете, что преображение мира уже началось. Третий век в Египте, в Месопотамии или где угодно – только бы не в Чикаго, не в Нью-Йорке, Лондоне или Париже. Только бы это Богоявление или Благовещение происходило в какой-нибудь невозможной стране. В Кесарии Каппадокийской!.. Какая музыка!.. Одно лишь слово «Каппадокия» дает вам чувство, что вы принадлежите к правильной религиозной школе. Скажите «Чикаго» – и вы испортите всю религию: вся мечта, все удовольствие уже не те. Таким образом, либо у нас иезуиты, переодевшись профессиональными безработными, гуляют по улицам Чикаго 60 , и тогда – прощай, Каппадокия, или же, наоборот, люди организованной процессией уходят от действительности опять в ту же Каппадокию. И вот в этом-то и состоит трагедия христианского ответа утопии и эскапизму. Итак, что же теперь? Что же теперь? Что, в самом деле, стоит за всем этим? Я уже говорил, что тут мы имеем дело с двумя сторонами одного и того же мироощущения: «так возлюбил Бог мир», с одной стороны, а с другой – «не любите мира, ни того, что в мире». С одной стороны, апостол Павел говорит: «...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23–24 ). С другой стороны, он же говорит:«... ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Каким же образом удавалось Церкви удерживать эти оба мироощущения в едином целом? Каким образом Церковь способна день за днем радоваться, что Бог так возлюбил мир, что отдал на смерть Своего единородного Сына, с одной стороны, а с другой стороны – примирять это с утверждением: «не любите мира, ни того, что в мире»? Уходите из мира! «Не собирайте сокровищ на земле...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). Богоявление — Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” 46 . Истинное “место” Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010