Еще во время служения в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения. Им были составлены каноны на все двунадесятые праздники, каноны многим святым, множество стихир. Самое известное творение святого Андрея — Великий покаянный канон, который читается во всех храмах в 1ю и 5ю седмицу Святой Четыредесятницы. Но творением святителя Андрея Критского является и приводимый в этой книге покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу . Задостойник праздника Рождества Богородицы  (и второй канон праздника, из которого он взят), также принадлежит перу святителя Андрея. Антиох, именем которого помечена одна из молитв на сон грядущим , — возможно, монах палестинской Лавры прп. Саввы Освященного, автор сочинения «Пандекты» (ок. 620 г.) — сокращенного изложения учения Священного Писания и отцов Церкви по вопросам христианской нравственности и отчасти веры применительно к монашеской жизни. Этот христианский писатель не входит в число канонизированных святых, но предание, бережно донесшее молитву до наших дней, могло снабдить его и наименованием «святого» — хотя бы как изрекшего дивные слова святой молитвы. Но не менее вероятно, что молитву эту составил другой сирийский подвижник, совсем не бывший писателем — например, преподобный V века, память которого отмечается 23 февраля. Не сохранилось ни подвижнических наставлений, ни каких-либо иных молитв этого святого. Василий Великий, святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329–379 г.; память 1 января) — вселенский учитель Церкви. Один из величайших христианских богословов, автор многочисленных бесед (наиболее известны «Беседы на Шестоднев» и 13 бесед на отдельные псалмы) и поучений, догматическо-полемических сочинений, «Нравственных правил», великий организатор монашеской и церковной жизни. Святитель Василий Великий упорядочил чин богослужения и Божественной литургии. Литургия, носящая его имя, совершается в современной Церкви десять раз в году; тайные молитвы, которые отличают эту Литургию от Литургии святителя Иоанна Златоуста, — несомненно, творение святителя Василия. Святителю Василию также принадлежат многие молитвы, сохранившиеся до наших дней в богослужении и в келейном правиле: молитвы в конце 6го и 9го часа, все или большая часть утренних молитв, тайно читаемых священником в начале чина утрени (и несомненно та из них, что читается после 11й кафизмы: «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче…»), молитвы в составе различных чинов, две молитвы перед Причащением (1я и 5я, с. 194 и 204) и одна по Причащении (2я, с. 217), в келейном молитвенном правиле — 5я и 6я утренние молитвы .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Иудеи предхристианского времени, ранние христиане, иудео-христианские секты жили эсхатологическими чаяниями и имели множество пророков и прорицателей. Видения и откровения были нередки. Так вслед за апокалиптическими пророчествами Иезекииля, Даниила, Захарии последовал целый ряд апокалипсисов: Третья книга Ездры, три Книги Еноха, Книга Юбилеев, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Варуха, Вознесение Исайи, Апокалипсис Петра. Среди моря этой литературы был и Апокалипсис Иоанна Богослова. Не случайно в первых веках христианства, когда Церковь отгребалась от апокрифов, эта книга не была общеупотребительна, не была она таковой еще и в IV веке. Но в конечном счете она вошла в канон Нового Завета, хотя так и не стала читаться за богослужением. Загадочно и одиноко украшает Апокалипсис св. Иоанна Богослова кодекс Священных книг Библии и завершает его. Древние толкователи христианской Церкви немного оставили толкований этой книги. Цельное толкование, собственно, одно – св. Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и то оно относится к V веку, более точных сведений о времени и событиях жизни святого Андрея не имеется. Происхождение толкования святого Андрея таится где-то во мраке неизвестности. Но тем не менее Православная Церковь восприняла толкование св. Андрея Кесарийского . В позднейшие времена кто только ни пробовал раскусить этот таинственный орешек Иоанновых видений на Патмосе. Это и великий физик и математик Исаак Ньютон, и даже классик марксизма Фридрих Энгельс, множество библейских комментаторов на Западе и среди католиков, и среди протестантов, также немало их и среди православных, как, например, М. Барсов , А. Бухарев , священник Николай Орлов , или из позднейших – профессор Николай Глубоковский , протоиерей Сергий Булгаков , протоиерей Александр Мень, архиепископ Аверкий (Аушев). Множественность подходов к Апокалипсису Иоанна Богослова и толкований на него заложена в нём самом. Не существует одного герменевтического принципа толкования этой книги, который однозначно следовало бы предпочесть другим. Многие тексты Священного Писания сами указывают, как их следует толковать. Но кто подскажет, как следует толковать Апокалипсис Иоанна Богослова и почему именно так, а не по-другому?! Книга эта как заключенный замок, только где ключ к нему? Вопрос открытый. И сколько людей будут читать Библию , столько и будут толковать её последнюю книгу, её последнюю загадку, в которой умолкает голос Божественного откровения до исполнения всего в ней написанного. Да и смысл Откровения, видимо, не в том, чтобы разгадывать его видения, но чтобы в струящемся от него загадочном свете созерцать всё происходящее и имеющее произойти в истории Церкви и ожидать явления грядущего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Прокопий Газский, жизнь и деятельность которого протекала на рубеже V и VI столетий, бегло использует творения св. Мефодия в своих комментариях на Восьмикнижие и один раз, говоря о сочинении «О воскресении», называет св. Мефодия по имени.    Андрей, митрополит Кесарии Каппадокийской, составивший толкование на Апокалипсис, называет в предисловии к этому сочинению имя св. Мефодия рядом с именами Папия, Иринея и других защитников Православия и объявляет его своим союзником, а затем ещё несколько раз ссылается на него и делает небольшое заимствование из «Пира десяти дев», написанного св. Мефодием. О времени жизни и деятельности Андрея Кесарийского имеются различные предположения, причём крайними границами здесь являются, с одной стороны, VI, а с другой — X в. Если бы была доказана более поздняя дата, то можно было бы считать более или менее вероятным мнение Дикампа о том, что заимствование, сделанное Андреем Кесарийским, представляет собой не непосредственное использование творения св. Мефодия, а выписку из компиляций Экумения. Однако, это предположение представляется малообоснованным. Характерной чертой миросозерцания Андрея Кесарийского является его ярко выраженный последовательный антиоригенизм; он воздерживается даже от простого упоминания имени Оригена и объявляет своим первейшим союзником не кого иного, как св. Мефодия, который так часто привлекал к себе внимание церковных деятелей именно благодаря своей полемике с Оригеном. Имеются достаточно веские данные в пользу того, что эпохой появления толкования на Апокалипсис, написанного Андреем Кесарийским, следует считать именно VI в., когда с особой силой проявились антиоригенистические настроения.    Леонтий Византийский, один из виднейших богословов первой половины VI в., причисляет св. Мефодия, вместе с Игнатием Богоносцем, Иринеем, Иустином Философом, Климентом и другими учителями древней Церкви, к сонму виднейших богословов, которые жили до времени Константина. У Леонтия нет ссылки ни на одно из произведений св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К сожалению, таинственность содержания и трудность соглашения предсказываемого с историческими событиями часто увлекала неосторожных толкователей за границы истины и давала повод к несбыточным верованиям . Так, в связи с апокалиптическими указаниями находится ожидание первыми Христианами скорого Пришествия Христова. В пределах первого века, а также верование в тысячелетнее Царство Христово на Земле. Эти же неправильные мнения большей частью были причиной и позднего принятия Апокалипсиса всей Церковью в канон Священных Книг. Из истории толкования Апокалипсиса в первые века нам известны, кроме случайных указаний и раскрытий некоторых мест, сочинения святого Ипполита, ученика святого Иринея, именно сочинение о «Христе и антихристе» и особая книга о Евангелии и Апокалипсисе Иоанна, потом сочинение Мелитона Сардийского также об Апокалипсисе. Но история не сохранила нам этих книг за исключением нескольких отрывков из Ипполита. Древнейшими затем являются для нас комментарии Андрея (конца V-ro века) и Арефы (VI-ro или Х-го века), епископов Кесарии Каппадокийской, которые между прочим соединяли в своих сочинениях толкования предшествовавших им писателей. В старинных изданиях Апокалипсиса на Славянском языке помещались на полях по преимуществу толкования святого Андрея Кесарийского . Новейшие исследователи Священного Писания не оставляли без внимания Апокалипсиса. Гуго Гроций, Боссюет, Бенгель, Эйхгорн и другие посвятили очень большие труды истолкованию этой книги. Все разнообразные по своим направлениям толкования сводятся вообще к двум родам. Одни из толкователей придают Апокалипсису чисто историческое значение , приводя все видения к историческим событиям первого века. Другие толкуют всё содержание Апокалипсиса в приложении к будущему времени , относя все события к кончине мира. Более правильным можно считать то толкование, которое соединяет оба этих направления: то есть одну часть Апокалипсиса принимает в историческом смысле, придавая и историческим событиям значение предзнаменований последнего времени; другую же относит к концу мира. При этом нельзя не признать справедливости то замечание одного толкователя, что Апокалипсис только постепенно будет становиться понятнее, так как только наступление самих событий, в нём изложенных, может служить лучшим комментарием его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

18. Тиверия из 70 учен. Копт. 1286 и у Люд.    Трофима в Александрии (по другим в Халкидоне), Океана в Никомидии. Иерон. (Гр. Мин. 12 сент.).    Праздник Богоматери. Копт. 1338. 19. Ариста. Абис. у Люд. (отличен от Ариста 24 апр.).    Дунетра, Паримада, Кастора, Сатура, Никиты еписк., Каста, Иулия (из 156 мучч. 17 сент. у нас). Иерон.     Котолы муч. в Египте. 1286 и у Иова Людольфа. Сказ. в Деян св. in praemermisiss. (Муч. Котилы и сестры его Аксуи, детей Сапора персид. царя и друга их Татия. Копт. 1338 и 1425).    Св. Иулия писателя мученич. актов. Копт. 1425.     Иулия акфагасенского, Иуния брата его, Феодота сына его. Абис. у Люд. 20. Дионисия, Привата и Дорофея, мучч. в Синнаде во Фригии. М. Р. Иерон. У.    Саламы. Абис. у Люд.     Евпатия еп. и Андрея пресвитера. Копт. 1425. (Евнобия, Андрея сына его у Люд. Может быть Ипатий и Андрей у нас). 21. ИФигении девы в Ефионии, крещенной ап. Матфеем М. Р. (из жизнеопис. ап. Матфея, сн. 14 сент.).    Григория саидского монаха при Пахомии и Макарии. Копт. 1425. (Григория Лагика. Копт. 1338. Григория затворника 1286). 23. Оболия сына Иуста. Абис. У Люд. 24. мучч. 49 в Халкидоне после св. Евфимии (16 сент.) замученных. М. Р.   25 Бардомиана и Евкарна и 26 с ними мучч. в Азии М. Р. Иерон. Р.     Енкуи-Мариам (т. е. жемчужина Марии), исповедника в Ефиопии и Стефана сына его. У Иова Людольфа.    Муч. Дионисия, Каллимаха, Нестория, Стефаны, Евсевия из дружины преподобномуч. Пафнутия.    Муч. Абадера и сестры его Ирины в Египте при Ариане Копт. 1286. 1338 и 1425.     Сусанны чистой. Абис. у Люд. 27. Елевферия муч. в Кесарии каппадокийской. Иерон.   Аввы Салузия. Абис. у Люд.    Чудо, бывшее десницею Афанасия апостольского. Копт. у Порфир.    Аввы Павла и других. Копт. 1338. 28. Насбея муч. Сусанны девы. Копт. 1338. (Сусанна в 1286 сент. 29).    Евстохии палестинской † 419. М. Р. У. Филарет. 29. Евтихия, Плавта, Ираклеи, Плацида, Амбута, Тракии и Донаты мучч. во Фракии. М. Р. Иерон. У.   Муч. Гаргала. Никод. из дружины Дады и Каздои. 30. Симеона монаха. Абис. У Люд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    20. Дионисия, Привата и Дорофея, Констанции, Феликса мучч. в Синнаде во Фригии. М. Р. Иерон. У.     Саламы. Абис. у Люд.     Евпатия еп. и Андрея пресвитера. Копт. 1425. (Евнобия, Андрея сына его у Люд. Может быть Ипатий и Андрей у нас).     21. Ифигении девы в Ефиопии, крещенной ап. Матфеем М. Р. (из жизнеопис. ап. Матфея, сн. 14 сент.).     Григория саидского монаха при Пахомии и Макарии. Копт. 1425. (Григория Лагика. Копт. 1338. Григория затворника 1286).     23. Оболия сына Иуста. Абис. у Люд.     24. Мучч. 49 в Халкидоне после св. Евфимии (16 сент.) замученных. М. Р. 25. Бардуниана и Евкарпа и 26 с ними мучч. в Азии. М. Р. Иерон. Р.     Енкуи-Мариам (т. е. жемчужина Марии), исповедника в Ефиопии и Стефана сына его. У Иова Людольфа.     Муч. Дионисия, Каллимаха, Нестория, Огефаны, Евсевия из дружины преподобномучен. Пафнутия.     Муч. Абадера и сестры его Ирины в Египте при Ариане Копт. 1286. 1338 и 1425.     Сусанны чистой. Абис. у Люд.     27. Елевферия муч. в Кесарии каппадокийской. Иерон.     Аввы Салузия. Абис. у Люд.     Чудо, бывшее десницею Афанасия апостольского. Копт. у Порфир.     Аввы Павла и других. Копт. 1338.     28. Насбея муч. Сусанны девы. Копт. 1338. (Сусанна в 1286 сент. 29).     Евстохии палестинской 419. М. Р. У. Филарет.     29. Евтихия, Плавта, Ираклеи, Плацида, Амбута, Ераклии, Тракии и Донаты мучч. во Фракии. М. Р. Иерон. У.     Муч. Гаргала. Никод. из дружины Дады и Каздои.     30. Симеона монаха. Абис. у Люд.     Феодоры, дочери цари Аркадия(?) Абис. у Люд. (есть Пульхерия10 сент. в восточн. Церкви).     Татула. Армян.     Вароса из учеников Месроба в 5 веке. Арм. Октябрь.     1. Приска. Крискента, Евагрия, Денеготии. Фавстина. Марциала, Ианнуария, Александра. Евпроба или Евтропа. Дигны, Готии, Сатурнины. Веры (Spei), Каста, Прима, Доната. Пассика. Пропа (или Препа). Дигны второй, Христа или Хариста, мучч. в Томах в Нижней Мизии. М. Р. Иерон. А. Н. У.     Абреги и Ацбеги первых христ. царей абиссин. У Иова Людольфа, в друг. 27 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О Папие Иерапольском Евсевий, читавший его сочинение (Λογων Κυριακν ζγησις); положительно свидетельствует, что он пользовался свидетельствами из первого послания Иоаннова и из первого Петрова 110 . Только ли послания этих апостолов признавал Папий и отвергал послания ап. Павла, как утверждают 111 , для нас это обстоятельство не имеет особенной важности. Важен один тот уже факт, что свидетельствами писателей апостольских, как свидетельствами, имеющими священный, церковный авторитет, пользуется человек, на которого обыкновенно ссылаются в доказательство того, что будто бы до второй половины второго века апостольские писания не пользовались никаким значением и авторитетом в церковном учительстве и практике, что заменою им во всем служило устное предание. Состав канона апостольских писаний на первых порах в различных церквах был не одинаков; еще более были не одинаковы взгляды отдельных учителей церкви на авторитет тех или других апостольских писаний. Если допустить поэтому (хотя для этого нет серьезных исторических оснований), что и Папий, по своим личным воззрениям, не признавал канонического авторитета за посланиями ап. Павла, то отсюда столь же неосновательно делать какие-либо отрицательные выводы по отношению к общему голосу церкви касательно этих посланий, сколько было бы неосновательно из хилиастических понятий его заключать, что будто бы эти понятия его разделялись всею тогдашнею церковию Христовой. Кроме упомянутых двух посланий Папий, по ясному свидетельству Андрея, епископа Кесарии Каппадокийской, знал также Апокалипсис св. Иоанна Богослова и признавал его как подлинное и богодухновенное писание 112 . По всей вероятности ему были известны и книга Деяний апостольских, хотя её сказаниями он, как видно, не довольствовался, дополняя её различными известиями из устного предания 113 . Искать особенного обилия указаний на послания апостольские в весьма небольшом по объему послании к Диогнету, писанном кроме того, как мы уже замечали, к язычнику, было бы, без сомнения, несправедливо; тем не менее и в нем самая строгая критика не отрицает существования весьма ясных заимствований из некоторых посланий ап. Павла, a также из книги Деяний апостольских 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Итак, «православный» эволюционизм следует признать не соответствующим учению Церкви и отвергнуть, а вместо него на общецерковном уровне утвердить в качестве догмата шестидневное сотворение мира. Лишь оно достойно свидетельствует о всемогуществе, Премудрости и благости Творца, вместе с тем направляя наш ум к созерцанию совершенства будущего нетленного мира. Источники: Библия. М.: Московская Патриархия, 1988. Великий канон. Творение святого Андрея Критского , Иерусалимского. В понедельник первой седмицы Великого поста//Триодь Постная. М., 2002. Василий Великий , свт. Беседа первая о сотворении человека «по образу...»//Его же. Творения: В 2-х тт. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Василий Великий , свт. Беседа вторая о человеке//Его же. Творения: В 2-х тт. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Василий Великий , свт. Беседы на Шестоднев//Его же. Творения: В 2-х тт. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Григорий Богослов , свт. Слово 43 «Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской»//Святые отцы и учители Церкви. Антология. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. Т. 2. Григорий Богослов , свт. Слово 44 на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта, 4//Его же. Творения: В 2-х тт. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Григорий Нисский , свт. О Шестодневе. Слово защитительное брату Петру//Его же. Творения. Ч. 1. М.: Типография В. Готье, 1861. Григорий Нисский , свт. Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)//Его же. Творения. Ч. 7. М.: Типография В. Готье, 1865. Григорий Палама , свт. Омилия 14, на Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии//Его же. Беседы (омилии): В 3 чч./Пер. с греч. архимандрит Амвросий (Погодин) . М.: Паломник, 1993. Ч. 1. Димитрий Ростовский , свт. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. М.: Правило веры, 2018. Евфимий Зигабен. Толкование послания апостола Павла к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Итак, не существует никаких научных доказательств истинности астрологии. Наоборот, здравый смысл, опыт и объективные исследования опровергают утверждения астрологов. Материал подготовлен на основе книг Кеннета Боа «Лабиринты веры» (М., 1992, с. 143–151), Пола Куртца «Искушение потусторонним» (М., 1999, с. 517–523) и Роберта А. Морея «Астрология и христианство» (Новосибирск, 1997), а также с использованием материалов дискуссии на Интернет-форуме диакона Андрея Кураева (темы 509, 527). Центр священномученика Иринея Лионского , 2000 Примечания Цит. по: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека . Л., 1969. С. 127. См.: Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. Беседы на Шестоднев. Часть первая. М., 1845. С. 107–110. Цит. по: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека . Л., 1969. С. 123–124. Блаженный Августин . О граде Божием. Т. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 234–235, 236. См.: Восточные Отцы и учители Церкви IV века: В 3 т. Т. 2. М.,1999. С. 341. Russel E., Astrology and Prediction, p. 13. Noorberger R., The Soul Hustlers, Zondervan Pub. Co., Mich., p. 175. Goodavadge J., Astrology: The Space Age Science, Parker Pub. Co., N.Y., 1966, p. 211. Gouquelin M. The Scientific Basis of Astrology, Stein & Day, N. Y., 1969, p. 133. См.: West J. & Tooner J., The Case For Astrology, Coward-McCann, Inc., N.Y., 1970, p. 190. Extraordinary Popular Delusions, L.C. Page & Co., Boston, 1932, pp. 265–267. Примеры ошибочных предсказаний отечественных астрологов можно найти ниже, в статье «Астрологии нет без оккультизма». John D. McGervey, «A Statistical Test of Sun Sign Astrology», The Zetetic (Skeptical Inquirer) 1, no.2 (Spring/Summer 1977): 49–54. G. A. Dean, I.W. KelIy, et al., «The Guardian Astrology Study: A Critique and Rcanalysis», Skeptical Inquirer 9, no. 4: 327–38. Geoffrey Dean and Arthur Mather, Recent Advantages in Natal Astronomy: A Critical Review 1900–1976 (Southampton, England: The Astrological Association and Camelot Press, 1977), p. 1, 23.

http://sueverie.net/astrologiya-odno-iz-...

Мес. всех свв. (Приб. к изд. Творений свв. Отцов 1832. XI. 207 – 272). Обретение мощей его 27 мая. 3 Св. муч. Иакинфа. Из Кесарии Каппадокийской, постельничий импер. Траяна. Скончался в римской темнице от голода, не осквернив себя вкушением идоложертвенных яств, коими приказано было питать его (98–117). Чет. Минея от Вел. Минеи. (Act SS. iulli VI. р. 303). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Свв. мучч. Мокия и Марка. Убиты мечом от Максимиана епарха. Пролог. Мес. В. Св. Анатолия, патриарха Цареградского. Из пресвитеров Александрийских возведен на патриарший престол по смерти св. Флавиана, 449 года; в 451 г. присутствовал на Хадкидонском соборе; преставился 458 г. Чет. Минея. (Act SS. iulii I. р. 651–666. Or. Chr. I. col. 217). Мес. В. Свв. мучч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и Голиндуха. (Поскольку Пролог соединяет их с мучч. Феодотом и Феодотией (4 июля), то, вероятно, они принадлежат, как и сии, к дружине муч. Иакинфа). Мес. В. Преп. Александра, обители Неусыпающих первоначальника. Получив образование в Цареграде, вступил там же в военную службу, но через несколько времени оставил ее, чтоб служить единому Богу. После подвигов в Сирии, прибыл в Константинополь, и основал обитель Неусыпающнх. Скончался около 430 г. Чет. Минея из рукописных греческих сокращенно. (In Actis SS. 13 ian. I. р. 1018–1029. Vita auct. monacho discipulo). Вторично 23 февр. Март. Р. 15 янв. Перенесение мощей св. отца нашего Филиппа, митрополита Московского и всея России. Из Соловецкой обители в Москву, в 1652 году. Преставление его 9 янв. Есть служба. Преставление свв. благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей, Ярославских. Св. Василий преставился в 1219 году. Мес. всех свв. 4 Св. отца нашего Андрея, архиепископа Критского. Из Дамаска, клирик и нотарий Иерусалимской церкви, местоблюститель патриарший на Константинопольском, 6 Вселенском, соборе, в 681 году. Рукоположен во архиепископа Критского при Юстиниане II. (705–711 г.) Скончался в Метилине. Чет. Минея. (Act SS. iulii II. р. 42–47. Fabr. XI. 62. Христ. Чт. 1826. XXII). Мес. В. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010