Святой Иоанн Златоуст : обитают священники еще на земли, и допущены распоряжать небесным; получили такую власть, какой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам. Ибо не Ангелам сказано: елика аще свяжете на земли.... Имеют власть вязать и начальствующие на земле, но только одни тела; а сия власть касается самой души, и восходит до неба: ибо что священники определяют долу, то Бог утверждает горе; и Владыка согласуется со мнением своих рабов. Такое же учение о таинстве покаяния излагают: Григорий Нивский, Амвросий, Иероним, Августин, Кирилл Александрийский , Папа Лев, и другие. Кто может совершать таинство покаяния, и кто приступает к нему? Из представленных свидетельств Святого писания и Святого предания уже видно, что власть совершать таинство покаяния сообщена была в начале Господом одним Апостолом; а от Апостолов перешла к их преемникам в Церкви – епископам и пресвитерам, по так, что священнослужители бывают только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает сам Бог . Ибо сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. В подтверждении этого можно привести и другие свидетельства древних Учителей. Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской: власть отпущать грехи дарована Апостолам и Церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству. Святой Амвросий: кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, Который также отпущает их чрез тех, кому дал власть отпущать; и в другом месте: право сие предоставлено одним священникам. В третьем: люди совершают только служение в отпущение грехов, но не показывают какой либо собственной власти. Ибо не в свое имя отпущают, а во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; они просят, Бог дарует. Человеческое здесь послушание, а щедродательность принадлежит Верховной власти. Святой Иоанн Златоуст : Отец весь суд дал Сыну. Теперь вижу, что Сын весь суд сей отдал священникам. Священники Иудейские имели власть очищать тело от проказы, или лучше, не очищать, а свидетельствовать очищенных. Но священники Нового Завета получили власть не свидетелями быть очищенных, а очищать, при том не проказу тела, но скверну души.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Рубрики Коллекции Что мы знаем о монахе, который рассказал миру о подвиге Марии Египетской? 4 мин., 17.04.2024 Поделиться На пятой неделе Великого поста в храмах совершается служба, которую называют Стояние Марии Египетской (Мариино стояние), где, кроме Великого покаянного канона Андрея Критского, полностью прочитывается житие святой Марии Египетской. В этом житии мы встречаемся не только с образом великой подвижницы — преподобной Марии, но и со свидетелем ее подвига старцем Зосимой. Что мы знаем о нем? Старец Зосима прославлен в лике святых как Зосима Палестинский, его память совершается 17 апреля (4 апреля по старому стилю). Считается, что преподобный жил в Палестине в V или VI веке (в зависимости от датировки смерти святой Марии Египетской). Еще ребенком («едва оторвавшись от материнской груди», как говорится в его житии) Зосима был отдан в один из палестинских монастырей, где преуспел в подвижничестве. В это время Палестина была центром христианского монашества. Здесь подвижники синтезировали египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировали на его основе свою собственную гармоничную традицию. Отличительной чертой палестинского монашества в то время было устроение монастырей вблизи городов: крупные монастырские кластеры были вокруг Иерусалима, Газы, Скифополиса (совр. Бейн-Шеан), Елевферополя (совр. Бейт-Гуврин) и Кесарии (рядом с этим городом, по преданию, был монастырь, где изначально жил преподобный Зосима). Палестинские монахи участвовали в общественной жизни и богословских спорах того времени, а состав монашеской братии, насчитывающей тысячи человек, был многонациональным. Итак, Зосима был монахом, подвизавшимся в палестинской традиции: «Соблюдал он во всем правило, завещанное от воспитателей на поприще духовной атлетики, многое и от себя примыслил, трудясь покорить плоть духу».  Узнав об этих духовных дарованиях, монахи из ближних и дальних монастырей стали приходить к нему за научением. Также житие говорит, что «старец бывал удостоен божественных видений, озаряемый свыше».

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-monahe-ko...

Следуют книги Маккавейски е, первая и вторая, переведенные буквально с Вулгаты, и перед первой книгой предисловие Иеронимово; 3-й книги Маккавейской нет, (а в Острож. перевед. с Греческого). – Новый Завет переведен с Греческого и весьма сходен с изданием Острожским. В начале изложено содержание Матфеева Евангелие и сделан свод с другими Евангелистами. Потом Феофилактово предисловие и самое Евангелие Матфеа, разделенное на главы и Церковные зачала, с означением дней и случаев чтения, как обыкновенно печатается в Церковных Евангелиях. Таким же порядком и с такими же предисловиями писаны сказания и прочих Евангелистов. После Иоанна следует Соборник 12 месяцем, то есть, показание Евангелий на все те дни года, в которые положены особые чтения Святым и праздникам, и потом столп воскресных Апостолов и Евангелий. Все это в Острожском припечатано на конце Нового Завета; кроме этого, в списке Иоакимовском на конце прибавлены два примечания 1) о рядовых во весь год Евангелиях, 2) с какого времени года начинается чтение какого Евангелиста, Затем написаны Деяния Апостольские с разными предисловиями и изложением содержания их. Книга эта разделена также на зачала с означением дней и случаев, как в Церковных Апостолах печатается. Потом следуют соборные послания и Павловы таким же порядком, с предисловиями, оглавлениями, зачалами и проч. После послания к Евреям помещено расписание от Пасхи на весь год воскресных и дневных Апостолов с антифонами. Затем месяцеслов годовой с Сентября, с означением прокименов и Апостолов на дни празднуемых Святых и на конце – на разные случаи. Все эти каталоги в изданиях Острожском и новоисправленном Московском совокуплены в один. Замечательно, что в Иоакимовском списке – святцы или месяцеслов годовой, написаны не на все дни месяцев, а только на те, в которые положены особые, кроме столповых, Евангелия и Апостолы Святым или господским праздникам. Замечательно также, что в этих святцах нет Святых Российской Церкви, а только в расписании Апостолов в Июле месяце поставлено: Святых праведных новоявленных мученик Бориса и Глеба. После всего этого следует Апокалипсис; перед ним оглавление и содержание его, с предисловием Андрея, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Тут над каждою главою краткое содержание написано киноварью, но без расстановки текста. Кроме обыкновенного разделения этой книги на 22 главы, есть в контексте разделение еще дробнейшее на 72 главы. На конце приписано из Ипполита краткое сказание о связании диавола на 1000 лет. В заключении на 58 листах, приложено краткое содержание каждой главы из всех книг Библейских по порядку,

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Гимнографическую деятельность Андрея Критского продолжил епископ Кизический, затем – патриарх Константинопольский (715–730) Герман (ум. до 754), лишенный кафедры в 730 г. императором–иконоборцем Львом III. В жанре канона работали Косма, епископ Маиумский (ум. ок. 787), некоторое время живший в лавре Св. Саввы (ему принадлежат каноны, трипеснцы и четверопеснцы на все дни Страстной седмицы и на некоторые двунадесятые праздники); Иоанн Дамаскин (ум. 780), сначала министр Дамасского халифа, потом монах лавры Св. Саввы и исповедник за иконы (воскресные каноны Октоиха на 8 гласов и каноны на некоторые двунадесятые праздники). По несколько стихир, канонов и иных последований оставили после себя иерусалимский патриарх Илия II (770–797), Стефан Савваит (ум. ок. 807), Феодор Сикеот, епископ Анастасиопольский (6–7 вв.), Георгий, епископ Сиракузский (ум. ок. 669), друг константинопольского патриарха Игнатия Киприан Студит (9 в.), Василий Пагариот, епископ Кесарии Каппадокийской (10 в.) и др. Широкое употребление в Константинопольской Церкви канон находит благодаря литургической деятельности Феодора и Иосифа Студитов; окончательно этот жанр утверждается в богослужебной системе после 1204 г. В середине 8 в. в Константинополе была осуществлена литургическая реформа, в результате которой используемый за богослужением гимнографический материал подвергся систематизации и сокращению. Новая традиция отразилась в Синаксаре (Типиконе) Великой церкви, в котором зафиксированы в основном тропари (или ипакои), используемые как припевы к стихам псалмов, и почти нет произведений древних гимнографических жанров, в т.ч. кондаков. Церковные песнописцы использовали в своем творчестве различные технические приемы. Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) основана, по преимуществу, на особой стихотворной системе, – не на древней метрической, базировавшейся на долготе и краткости слогов (различие между буквами по долготе и краткости в разговорной речи к тому времени уже исчезло), а на ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них 1057 . Однако некоторые каноны Иоанна Дамаскина написаны классическим размером – ямбом, а акростихи к ним – гекзаметром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательно, что Никон не только называет имя святителя, чьи поучения оп цитирует, но обозначает и конкретный печатный источник, откуда он заимствовал текст: «якоже глаголет Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийским в толковании на Апокалипсис Иоанна Богослова на лист 64». Речь, несомненно, идёт о киевском издании толкований Андрея Каппадокийского, где и находим текстуально совпадающий с Грамотой фрагмент: Грамота Зане ни едино разнство имать кровь сия отъ иныя, но есть таяжде всячески. ею же... искупляя нас всх Господь. спасаемым же да причтет своея ради благости. не взираяи на множестве грхов наших. но на своя щедроты. ихъже ради на землю прибысть и честную свою кровь о нас излия. да пророки наши и скверны отмывъ. чисты приведет Отцу (л. 20). Якоже и многая разнства мук. от нихже нас искупляя всх Господь спасаемым да причтет светя ради благодати. не взирая на множество грхов наших. но на своя щедроты. ихже ради на землю прибысть. и честную свею кровь о нас излия. да пороки нашя к скверны отмыя. честныя приведет Отцу (ЛК. 64об.). Рассчитывая, вероятно, на хорошую известность каждому христианину сказания о Патрикии, которое помещалось в Прологе (5 сентября) 1089 , патриарх Никон , не обозначая конкретного источника этого сюжета, напомнил о нём читателю, кратко пересказав содержание: «Поревнуйте оному доброму и милостивому Патрикию, какову вру к животворящему Кресту им, иже повел нкоему юноши златым с драгим каменнем сковати Крест. Добрый же он юноша таковое благое усердие Патрикия вид, своих си десять златниц к тому же Кресту//приложи» (14–15). Таким образом, все цитаты и сюжеты, использованные автором в первой части Грамоты, объединены темой христианского милосердия. Призывая читателей к добровольному пожертвованию в Крестный монастырь, Никон строит повествование на основе сравнений и сопоставлений. Так, автор проводит параллель между милосердием Божиим и милосердием человека, для чего напоминает евангельские сюжеты о милостыне в храм некой вдовицы, которая принесла всего две лепты, и милостыне блудницы на вечери фарисея Симона, которая помазала главу Иисуса Христа миром и омыла Его ноги слезами, готовя Его, по свидетельству Самого Христа, к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Сохранившиеся фрагменты и свидетельства античных любителей словесности позволяют судить о присущем стилю Агафона сгущенном преизбытке риторических приемов. 241 Адамантий (первая половина IV b.), греческий автор трактата по физиогномике. 173 Адриан (76 — 138), римский император. 72 Акиба (ок. 50 — 135), глава раввинской школы, виднейший авторитет талмудической учености, принявший сторону повстанцев Бар-Кохбы и казненный римлянами. 167 Апарих I (ок. 370 — 410), король вестготов, подвергший в 410 г. разгрому взятый им Рим. 19, 264 Александр Великий (356 — 323 до н. э.), македонский царь, завоевания которого знаменовали начало эпохи эллинизма. 10, 53, 95, 121, 137, 140 Александр Яннай (ум. 103 до н. э.), иудейский царь из династии Хасмонеев. 63 Алкуин (ок. 730–804), ученый и поэт при дворе Карла Великого. 215, 216 Аммиан Марцеллин (ок. 330 — конец IV b.), позднеантич-ный историк, антиохиец по происхождению, писал по-латыни. 121,254,291 Амфилохий Кесарийский, или Иконийский (ум. после 394), ранневизантийский проповедник и поэт, уроженец Кесарии Каппадокийской, епископ Икония, друг Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина. 236, 239 Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), древнегреческий философ. 89 Анаксимандр (ок. 611–546 до н. э.), древнегреческий философ. 44 Анастасий (точное время жизни неизвестно и до сих пор составляет предмет гадательных гипотез), ранневизантийский церковный поэт, близкий Роману Сладкопевцу, автор кондака (см. Указ. терминов) «На усопших», пользовавшегося большой популярностью. 29, 189 Андрей Критский (ок. 660 — ок. 740), византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона (см. Указ. терминов). Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, диаконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — великопостный «Великий канон», состоящий из 250 строф, в которых неустанно варьируется одна и та же топика покаяния. Последовательная статичность манеры Андрея Критского и сопряженная с ней редукция повествовательно-наглядного элемента ознаменовали собой конец ранневизантийской эпохи гимнографического творчества, отмеченной именем Романа Сладкопевца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Кейля. Библейская археология. Ч.1. Киев, 1871. Пилипенко Е. Святоотеческое богословие символа//Альфа и Омега. 1 (27). – М., 2001. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976. С. 135-185; Он же. Статья о символе//Философская энциклопедия. – М., 1970. С. 10; Аверинцев С.С. Статья о символе//Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. С. 378. Псевдоним, отнесенный к ученику ап. Павла и получивший символическое значение автора корпуса Ареопагитик. Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. Пер. с фр. М.: Путь, 1994. С. 217-219. Амфилохий (Радович), митрополит Черногорско-Приморский. История толкования Ветхого Завета. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008, С. 63-64. Здесь приведена библиография, важная для понимания развития гуманистических идей и течений в византийский период. Иоанн Панагопулос. Интерпретация Священного Писания отцами Церкви. Т.1 – Афины: Аркитас. 1991. С. 33-58. Цит по: Стилианопулос Т. НОВЫЙ ЗАВЕТ: ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. Писание, предание, герменевтика./Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2008. С. 108. Тахо-Годи А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе//Образ и слово. Вопросы классической филологии. Вып. VII – М., 1980. С. 16–57. Словарь библейских образов/Под общей ред. Лиланда Райкена и др. «Библия для всех». СПб., 2005. Dictionary of biblical imagery InterVarsityPress. Downers Grove, Illinois, USA Leicester, England. Василий Великий. О святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Гл. 14.//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. –М., 1891. Тахо-Годи А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе//Образ и слово. Вопросы классической филологии. Вып. VII М., 1980. С. 18. Кейль. Библейская археология. Ч.1. – Киев. 1871. С. 73,74. Цит. по И. Корсунский. Новозаветное толкование Ветхого Завета. – М., 1885. Сходством с образом – typos не отличен от истины; противоположностью черт между типом и истиной; превосходством прообразуемого перед прообразующим; отношением образа и подобия (прообразуемого) во времени проявления – образ должен предшествовать подобию, т.е. истине и, в-пятых, исторической их самобытностью. И. Корсунский. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 31-34.

http://bogoslov.ru/article/1549834

Реликвии в архитектуре средневековой Армении Почитание реликвий в Армянской церкви во все времена носило подчеркнутый характер. Уже первые христианские святилища основывались на местах, связанных с судьбоносными моментами утверждения новой религии, и над могилами мучеников. Конечно, реальная история строительства первых храмов в хрониках V–X вв. откорректирована, однако это обстоятельство не позволяет усомниться в отмечаемом в них исключительном значении реликвий уже в начале утверждения христианства. Согласно Истории Армении Агатангелоса и ряда других хроник V и последующих веков, в 301 г. царь Трдат и Григорий Просветитель (Григор Лусаворич) – будущий епископ армянский – основывают святилища у царского дворца в Вагаршапате, где в видении Григория Единородным было указано место будущего храма, а также в местах мученичества святых дев Рипсимид. Еще не имея духовного сана и права «направлять» (т. е. основывать) алтари, Григорий, как повествует Агатангелос, прежде всего сооружает мемориальные постройки 197 . Затем, следуя «Истории Тарона» (окончательно записанной в VII или VII–IX вв.), в западной провинции страны – Тароне, в местности Иннакнян, Григорий основывает мартирий и помещает туда реликвии св. Карапета (Иоанна Предтечи) и свидетеля Афиногена (монастырь Сурб Карапет или Глака ванк) 198 . По возвращении из Кесарии Каппадокийской, где Григорий был возведен в сан епископа, но еще до крещения армянского царя в Багаване, Григорий основывает ряд церквей, большинство которых тесно связывается с культом реликвий 199 . В «Истории Тарона» строительство раннесредневековых церквей сопровождается тремя обстоятельствами: во-первых, необходимостью помещения мощей, как это было в случае основания Григорием церкви монастыря Елиазара с помещением левой руки апостола Андрея и частицы евангелиста Луки 200 ; во- вторых, освящением мест захоронений мучеников строительством храмов над ними, как это было в случае основания Григорием церкви в монастыре Сурб Карапет над (или у?) могилой Антона и Кронидеса 201 или при возведении в VII в. мартирия Сурб Банак (вероятно, Банак или Бана в Тайке) 202 ; и, в-третьих, необходимостью построения церкви для заключения в ней важной святыни, как в случае построения в середине VII в. церквей Цицарна и Сурб Степанос в гаваре Арджк (на холме Мшо-блур), куда был передан Св. Крест Господень, связанный с историей войны императора Ираклия с персами 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какая же печать Бога Живаго будет на челах людей Божиих в дни антихриста? Святой Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской, толкователь Апокалипсиса, ясно говорит, что печатью сей будет святой крест. Толкуя приведенные слова Апокалипсиса: «видех инаго Ангела», – святой Андрей пишет так: «Еже Иезекиилю древле открыся... сие и зде блаженному (Иоанну Богослову) указуется, превышайшей святой силе, повелевающей казнителям, святым Ангелам, ничтоже соделати согрешившим, прежде даже познают истины служителей запечатлением разделенных бывших. Но убо, как речеся, во время пришествия антихристова наипаче будет (умножение верных): печати Животворящего Креста, отделяющей от неверных верных, непосрамленно и дерзновенно знамение Христово пред нечестивыми носящих. Тем же глаголет Ангел: не повредите землю, ниже море, ни древеса, дóндеже запечатлеем рабов Бога нашего на челах их " ». Тот же святой Андрей в другом месте пишет: «В конце лукавых деяний сокровенна (сокрыта) есть душевредная смерть, ей же подлежат не знаменованные на челах Божественной печатью и просвещением Животворящего Креста». Согласно святому Андрею пишет и святой Ипполит в слове своем в Неделю мясопустную, говоря, что Крест Христов будет печатью верных. То же свидетельствуется и в «Книге о Вере» безымянного творца, которая напечатана была в Москве при Патриархе Иосифе: «Во время второго пришествия Христова вси святые знаменанни будут знамением Креста» (Л.69 об.). И что яснее может быть сего показания и свидетельства? Не говорят ли раскольники, что восьмиконечный Крест печатью будет на челах верных? Но да внемлют они первым словам святого Андрея, который, вспоминая видение Иезекиилю, приводит и видения Иоанновы. Что же видел Иезекииль? – Видел Ангела, знаменующего чела людей Божиих, и было то знаменование по подобию греческой буквы «тав», которое пишется по-русски как «Т». И буква эта является преобразованием Креста четвероконечного, а не восьмиконечного. И, приложив к тому письменному знаку наверх титло Христово – f, четвероконечный Крест и узришь. Именно так видел преобразование четвероконечного Креста пророк Иезекииль, так же видел четвероконечный Крест в Апокалипсисе и Иоанн Богослов, – Крест, которым Ангелы запечатлевали рабов Божиих. Как и Иезекиилю открылось, так и блаженному Иоанну: не восьмиконечное, но четвероконечное крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И яко седмичное число честь во святом Писании Ветхаго и Новаго Завета имать, и иных ради таинств, ихже зде трудно, невмещения ради, описовати. На 3-й стих святитель Иоанн Златоустый о небесной Церкви и о земной на псалом 14: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Описует, сице глаголя: «Увидим таинственнее и разумеем: что есть селение? И что гора Божия? И како подобно первее обитати в жилищи, и потом в горе Божии? Скиния Моисеова, и Церковь Соломонова, образи бяху двоих Церквей Христовых, сиречь, иже есть на земли, и иже есть на небесех. Церкви иже есть на земли, образование бяше скиния Моисеова. Церкви же паки небесной образ бяше церковь Соломонова, созданная на горе. Две суть Церкви числом, но едина верою. О сей, иже на земли, рекл Господь, на сем камени созижду Церковь Мою. А о небесной апостол рече: Приступисте к Сионове горе, и ко граду Бога жива, Иеросалиму небеснаму, и к позору тем Ангел, и собору первородных, написанных на небесех ( Евр.12:23 ). Якоже тогда Моисеова сень в пустыни многажды от места на место преносима бе, и тех, иже в ней пребываху, пришельцы и странными творяше: такоже и Церковь Христова, на земли созданая, селение есть пустынным житием светяся». И ниже: «Соломонова паки церковь на горе создана бе недвижима, дóндеже церковию Божиею пребысть: тако и Христова Церковь на земли имеет в себе пришельцев. Вышняя же церковь первородных имеет жителей вечных, a странных пришельцев тамо несть». Вкратце о многоименитых Церквах описав, якоже в начале обещахся едину Святую Церковь от Божественнаго Писания показати, и первую часть в сием скончати. В немже и толкование святителя Андрея архиеиископа Кесарии Каппадокийския на Апокалипсис главу 5-ю приложу, иже тако описует: «четырми животными и старцы показуется, яко бысть едино стадо и едина Церковь ангелов и человеков Христом Богом, совокупльшим разстоящая, и средостение градежа разоршим». Той-же, на 7-ю главу: «По сих видех, и се народ мног, егоже исчести никтоже можаше, и вси ангели стояху окрест престола и старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010