232 Об этих непохвальных качествах ильинских скитников говорит, хотя и весьма сдержанно, даже официальная брошюра: «Русский общежительный скит св. пророка Илии на Афонской горе», вторично изданная в Одессе в 1889 году на средства скита для раздачи русским поклонникам. С. 27–32. 234 «Не знаю, что и делать и как поступить, чтобы низвергнуть негодных обладателей, – откровенно сознавался о. Иннокентий в письме к Гладкову. – При том же боюсь, чтобы не пала на меня вся беда за нарушение нынешнего спокойствия, хотя только наружного и, кажется, недолговременного» (Письмо от 15 сентября 1873 года). 239 Письмо о. Макария от 30 октября 1873 года; ср. письмо о. Иннокентия от 27 октября того же года. 243 Здесь о. Андрей разумеет секретную переписку о. Иннокентия, захваченную у последнего в келлии. Эту переписку в копиях о. Андрей отправил при этом письме на просмотр о. Иеронима. Она состояла из 8 писем о. Иннокентия, 5 писем Гладкова и одного письма о. Макария. 245 Это желание построить особую келлию о Иннокентий высказал в письме от 3 июля 1873 г. к о. Филарету, у которого для этой надобности он просил 800 руб. серебром. 247 В правление сего о. Андрея совершилось в Ильинском скиту чудо, заактированное собственноручными подписями настоятеля и важнейших старцев его, свидетелей чудесного явления. Акт этот, нигде доселе не напечатанный, надписывается так: «Сказание о знамении, явленном от иконы Божией Матери Тихвинския, находящейся в русском общежительном Ильинском ските на Афонской Горе, коей мера и подобие с чудотворной иконы в Тихвинской обители» и дословно гласит следующее. 248 Обстоятельные сведения о ските можно почерпнуть из следующих брошюр: Серай, новый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1858; Общежительный русский скит св. апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1875; Происхождение и основание общежительного скита во имя св. апостола Андрея Первозванного на Святой Горе Афонской. Одесса, 1885; Краткий исторический очерк русского на Афоне Свято-Андреевского общежительного скита с приложением повествования о чудесах от принадлежащей сему скиту иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Одесса, 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

К зависимым от Ватопеда обителям относится также русский скит Серай в Карее – настоящий дворец 108 и размерами, и красотой зданий. Напоминающий крепость с храмом посредине – как утверждают, самым большим на всем Востоке и в балканских землях, – он мог бы вместить свыше тысячи насельников. До 1914 года скитская братия насчитывала пятьсот человек, но затем, когда война и политические перемены в России сделали приток русских монахов невозможным, численность ее постепенно сократилась. Ныне скит, живущий по киновиальныму уставу под управлением игумена, наподобие самостоятельного монастыря, имеет не более двадцати отцов. В годы расцвета Серая русские называли его «Кремль» Святой Горы, среди насельников же преобладали великороссы (уроженцы Москвы, Петербурга и других городов центральной России). А на освящение грандиозного Свято-Андреевского собора 109 прибыли из России великие князья, высшие придворные чины и митрополиты Русской Церкви. Сверкающие позолотой купола, разноцветные окна, великолепная колокольня, которая походит скорее на средневековую готическую башню с громадными часами, мелодично вызванивающими каждый час и четверть часа… Пришедших сюда впервые поражает величие архитектурных форм, богатство резного иконостаса, оклады из позлащенного серебра, многоценные раки с мощами (особенно мощевик в виде главы апостола Андрея, содержащий лобную кость святого, которому и посвящен храм). Пол изготовлен из полированого кипариса, обработанного и уложенного так, чтобы все пространство от входа до амвона имело вид волнующейся поверхности. Все здесь блистательно и роскошно и, несмотря на некоторую тяжеловесность, вызывает изумление и восторг. Скит Святого Димитрия Сей ватопедский скит лежит в часе ходьбы от главенствующей обители, в месте покойном и приятном, на земле плодородной и удобной для садоводства и виноградарства. В нем двадцать пять калив с сорока насельниками, которые едва кормятся от своих малых участков и дешевого рукоделия – изготовления ложек, четок и т. п. Согласно преданию, здешние монахи крайне непритязательны и, не в пример насельникам других скитов, никогда не покидают Святой Горы в поисках подаяния. Их кириакон 110 , освященный в память святого Димитрия, имеет, как и второй храм, многовековую историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От Пантократора до скита Илии пророка один час ходу. Скит велик и прекрасен, наподобие монастыря. Житие имеют общее. Живут одни малороссияне; от святых мощей имеют только одну часть святого Апостола Андрея Первозванного. Служба отправляется на славянском языке. Напевом поют российским, пустынным. Лесу имеют мало; хотя и в лесу стоит, но в монастырском. Хлебопашества отнюдь не имеет, такожде и масла. Вина про себя становится; воды мало, и та теплая. Хотя и есть внутри колодезь, но вода вредная. Рыбы имеют довольно. На реке Дунае имеют свой завод. Стоит на полугоре в лесу. 122. Болгарский скит Богородицы От скита Илии пророка один час ходу – скит Богородицы: храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Живут болгары; содержат прекрасное общежитие. Воды, лесу и вина имеют довольно; хлебопашества и масла не имеют. От моря два часа ходу; стоит на прекрасном месте в лесу. Лучше этого скита я не знаю во всей Горе Афонской: никаких особенных попечений не имеют; всегда в тишине и в безмолвии трудятся, от утра до вечера находятся в безмятежном послушании, близ скита, и всегда игумен с братиею вместе трудится. Ночью упражняются в келейной и соборной молитве. Устав содержат русского общежительного Пантелеимонова монастыря; к нему принадлежит и скит. Службу отправляют на славянском языке. Напевом поют греческим. Прежде находилась в нем чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нарицаемая «Пресладкое целование». Но во время смутных времен пропала; ныне только список остается. 123. Монастырь Ватопед От Пантократора два часа ходу – осьмой монастырь, Ватопед: знаменитая, славная и богатая Лавра; превосходит все афонские монастыри богатством, святынею и постройкою. Главный храм – в воспоминание Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм велик, иконописан и богато изукрашен; выстроен царем великим Феодосием; возобновлен при Афанасии Афонском ; достроен и украшен святым Саввою, царем Сербским. Здесь находится шесть икон чудотворных Пресвятой Богородицы. Здесь и пояс Ее хранится. Здесь в обители Пресвятая Богородица взяла на Себя два послушания – трапезаря и ключаря. 124. Чудотворная икона Богородицы Ватопедская-Ктиторша

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

16 августа Иеромонах Игнатий 2 д. 300 с. Сергиевская 5 июля Иеромонах Гавриил Скоропослушницы 9 ноября Иеромонах Нил Нерукотворного образа Спаса. 16 августа Иеромонах Игнатий 2 Д. 300 с. Успения Иеромонах Василий Благовещения Иеромонах Иона Казанская 22 октября Схимонах Николай Апостола Андрея Первозванного и Нины равноапостольной Иеромонах Михаил Предтеченская 29 августа Иеромонах Пантелеимон 2 Д. 400 с. Исторический путь внешнего благоустройства скита, который сейчас является в этом отношении истинным украшением русского Афона, усеян терниями 111 . Внутри скит управляется по особому канонизму, данному от господствующего монастыря. С этим последним у скита существуют весьма натянутые отношения, помимо всего прочего, из-за устройства особой арсаны, под давлением русского военного отряда, находившегося на Афоне в первой половине 1917 года и наделавшего много неприятностей греческим монастырям. Ватопед разорил устроенную Андреевским скитом арсану и теперь постоянно мстит ему за обиды от русских солдат, в чём скит совершенно не виноват. В скиту теперь братства до 350 человек. По величию и благолепию храмов, обширных братских корпусов, таких учреждений издательской и благотворительной деятельности скит представляет собою весьма благоустроенный монастырь, несравненно превосходящий не только греческие скиты, но и все греческие монастыри. Андреевский скит, наравне с Ильинским скитом, нуждается и заслуживает вполне быть признанным святогорским монастырём со всеми вытекающими из сего названия правами, и в устройстве своей самостоятельной арсаны, без которой он, можно сказать, задыхается и, кроме того, особенно в желательном разрешении вопроса о метохе Нузла, возле Кивалы, сильно запутанного долголетним процессом, начавшимся ещё во время турецкого владычества на Афоне. Внутри России, он нуждается наравне с Руссиком и Ильинским скитом в утверждении прав его на владение недвижимым имуществом и капиталом. В. Келлии русские Русские келлии значительно и существенно отличаются от описанных нами выше греческих келлий, несмотря на то что они возникли и должны были существовать на основании одного и того же права.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже начало темнеть, и я вернулся в келью. В келье прохладно. Вдруг в темноте раздались странные звуки. Наши спутники прибежали к нам, чтобы выйти на балкончик. Сообразили, что это выли на горе шакалы. Впервые слышал подобное. Постояли на балконе, слушая эти звуки природы. Все согласились, что там, в темном лесу, эти звуки не были бы так интересны. Вой шакалов – это единственные звуки, нарушившие глубокую тишину и в монастыре, и в горах. В 20.00 монастырь уже затих, но, наверное, не спит. В монашеских кельях продолжается молитвенная жизнь. Пока в миру люди, утратившие веру в Бога, в безумной истерике готовятся к «концу света», сметая, как рассказала мама по телефону, с прилавков магазинов спички, свечи, соль и консервы, монахи здесь спокойно живут в тихом молитвенном служении Богу, потому что здесь все всегда готовы к настоящему концу света и не боятся его… Подъезжая к Карее, свернули влево, к Андреевскому скиту. Этот скит еще издали, с горного серпантина, поразил своим величием. Это впечатление только усилилось, когда мы вошли в скит, осмотрели строения, вошли в главный храм скита во имя апостола Андрея Первозванного. Масштабы просто ошеломляют. Сразу видно, что этот скит, который грандиознее некоторых лавр, построила великая империя, Российская империя. Мощь империи видна во всем. Это место издавна называлось «Серай» (т.е. «дворец» по-турецки), потому что на месте будущего скита долгое время располагалась резиденция представителя турецкого султана. Название перешло и к русскому скиту из-за его красоты и величия. Греки называли скит еще «Кремлем Востока».      В притворе, с левой стороны от врат собора, прочитал надпись на памятной доске: «Сей великолепный храм заложен собственноручно Его Императорским Высочеством Великим князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года в память чудесного спасения Августейшего Родителя Его, Благочестивейшего Государя Императора Александра от злодейского покушения на священную жизнь Его Величества в Париже 25 мая 1867 года. Начало постройки последовало 4 апреля 1881 года при жизни архимандрита Феодорита. В его настоятельство фундамент храма доведен с основания до уровня земли. Дальнейшая работа начата 3 мая 1893 года при настоятеле архимандрите Иосифе и закончена, с Божией помощью, при нем же, с постановкой иконостаса 1 июля 1899 года. Торжественное освящение храма сего совершилось 16 июня 1900 года в настоятельство того же архимандрита Иосифа с братией о Христе Иисусе. Освящал престол бывший константинопольский патриарх Иоаким III».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1843

Впоследствии гора, на которой стоял скит Мефодия, получила название Скиток (ныне Свято-Духовский скит Почаевской лавры, близ современного села Старый Тараж Кременецкого района ). Местное почитание Мефодия как святого возникло в униатский период (ок. 1714-1831), и его обычно связывают с попыткой греко-католиков вытеснить память о православном святом Иове Почаевском , а также сохранить от упразднения Скиток, основателем которого считался Мефодий. Образ его помещён на фасаде Успенского собора Почаевской лавры, построенного униатами при поддержке польского магната М. Потоцкого в 1771-1791 годах. В православной Волынско-Житомирской епархии почитание преподобного Мефодия фиксируется с 1912 года, когда он был изображён рядом с преподобным Иовом на западном фасаде Троицкого собора Почаевской лавры, построенного в 1906-1912 годах. Имя Мефодия отсутствует в списке Волынских святых, подготовленном протоиереем Андреем Хойнацким при составлении им в 1888 году Волынско-Почаевского патерика . В 1984 году по благословению архиепископа Волынского и Ровенского Дамиана (Марчука) имя Мефодия было включено в состав Собора Волынских святых (праздник внесён в святцы в 1983 году). В 1990 году восстановлен Свято-Духовский скит Почаевской лавры. Преподобный Мефодий Первоначальник изображён рядом с преподобным Иовом Почаевским на фреске скитского храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Молитвословия Прп. Мефодий Почаевский, Первоначальник Монастыря-Скита. Фреска (XIX в.), Почаевская лавра Тропарь, глас 4 Града Солуни уроженца благословеннаго,/Горы Афонския постриженника достойнаго,/Земли Святыя поклонника благоговейнаго,/обители разоренныя Андрея апостола повелением Спасителевым возстановителя ревностнаго и смиреннаго/у склона Фессалоникийския горы,/и в Моравии Первозванному посвященнаго монастыря новаго пастыря и игумена чтим тя,/и паки, Мефодие преподобне, особно тя чтим,/яко промышлением Господа и избранием Богородичным/на Волыни явлений Ея в огня благодатнаго столпе/свидетелем прозорливым и очевидцем многажды быв и место сие возлюбив,/чудесы дивиими скит-монастырь обустроил еси,/Лавры будущия Святыя Почаевския,/и тепле тебе, угодниче Божий, молимся:/укреплению веры пособствуяй//исповедников Православия страны нашея.

http://drevo-info.ru/articles/13679718.h...

В получасе расстоянием оттуда находится, зависящий от обители Пантократора, скит Пророка Илии, в котором обитал некогда знаменитый и незабвенный, важными для монашествующих заслугами, великий старец Паисий Величковский ; и этот скит тоже нам близок; в храме его поныне слышатся наше пение и родной наш язык. Но как Паисий был Малороссиянин, то и скит его, ( получивший от Пантократора отдельную печать и следовательно обладающий правами скита самостоятельного), всегда населялся, большею частью Малороссиянами и, преемственно, из них же избирали почти всех своих настоятелей. Это место ещё и тем драгоценно для нас, что хранит привезенные из Афин кости достопамятного соотечественника нашего и подвижника, Князя инока Аникиты Шихматова. В обители Ставропикиты тоже находятся Русские и являются отрадные свидетельства не безплодного сочувствия нашего. Престарелый инок Игнатий ( из Малороссиян), доброхотствуя обители сей, собрал для нее богатые дары в России; независимо от сего он устроил особый придел, в котором богослужение совершается на Славянском языке. Язык этот раздается и в обителях Хиландаря, Зографа и Руссика, местопребывания соплеменных нам иноков на Св. горе. Наконец самый Руссик ( монастырь Св. Пантелеймона), искони так называемый Греками, представляется нам ещё более родственною обителью. В ней красуется новый храм Святителя Митрофана, благочестивым Кн. Аникитою предположенный, и мирно жительствует в иноческой тишине семья пятидесяти Русских отшельников, совместно с общиною Греков втрое многочисленнейшею, совершающих своё богослужение при стройном пении нашем. Другой древний монастырь Солунский, Св. Пантелеймона, был отдан на вершине горы, общим приговором всех настоятелей Афона, братству Ксилурги, которое за теснотою прежнего места, перешло туда ещё около 1172 года. В XVI веке обитель эта стала под прямое покровительство наших Царей и Русским обязана она своим процветанием; отстранясь от них на время, хотя и весьма не продолжительное, она начала слабеть и совершенно упала; но в начале нынешнего века возникла новая того же имени, на берегу моря, и помощью России опять устроена и поддержана.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

23 апр. 1887 г. был избран новый настоятель - иеросхим. Феоклит (Поздеев), архим. Феодорит отбыл на лечение в Одессу, где скончался. В мае 1887 г. начато строительство новой братской трапезной с церковью вместо сгоревшей 9-10 марта, трапезная освящена в ноябре того же года, церковь - в 1889 г. 22 окт. 1889 г. А. а. с. торжественно праздновал свое 50-летие, 1 апр. 1890 г. Святейший Синод РПЦ наградил иеросхим. Феоклита наперсным крестом. Интерьер собора во имя ап. Андрея Первозванного Интерьер собора во имя ап. Андрея Первозванного 1 февр. 1892 г. настоятелем скита был избран архим. Иосиф (Беляев), ранее бывший настоятелем С.-Петербургского подворья. В нач. XX в. на средства схим. Иннокентия (Сибирякова), владельца золотых приисков, принявшего иночество на Афоне, в А. а. с. был сооружен больничный корпус с ц. во имя свт. Иннокентия Иркутского, также построены храм во имя прп. Михаила Клопского, св. вмц. Варвары и прп. Давида Солунского при келье схим. Иннокентия, ц. во имя св. прор. Илии при водяной мельнице, ктиторский храм во имя преподобных Виссариона и Варсонофия, сщмч. Феодорита и св. мч. Феоклита, братские и подсобные корпуса; устроены памятники над могилой иеросхим. Виссариона и в память всех почивших братий. В 1909 г., при настоятеле иером. Иерониме (Силине; 1908-1913), на средства астраханского купца И. И. Губина была перестроена ц. во имя Всех святых и братская усыпальница. В 1910 г. начата перестройка гостиничного корпуса с ц. во имя прп. Сампсона странноприимца. В 1903 г. в А. а. с. насчитывалось ок. 500 монахов, в 1912 г.- ок. 700. Каждую субботу и воскресенье скит посещало от 100 до 300 пустынников, в храмовые праздники (19 нояб.- иконы «В скорбех и печалех Утешение», 30 нояб.- ап. Андрея Первозванного, 17 янв.- прп. Антония Великого) в скит приходило до 2 тыс. монашествующих и мирян. В А. а. с. имелись многочисленные мастерские: иконописная, столярная, слесарная, портняжная, собственная фотография, больница, аптека, склад изданий. Резкое увеличение числа рус. монахов на Афоне стало причиной обострения отношений между русскими и греками. Монахи А. а. с. не стояли в стороне от общего стремления рус. святогорцев добиться независимости от греков как в каноническом, так и в материальном отношении. Так, посетивший Афон в июне 1887 г. российский генеральный консул в Македонии И. Ястребов отмечал, что андреевцы, ранее отличавшиеся тактичностью политики по отношению к Ватопеду, в последнее время стремятся получить часть его пристани в свою собственность и тем самым стать полностью независимыми от него. (Копия с донесения генерального консула в Македонии И. Ястребова российскому послу в К-поле А. И. Нелидову от 4 июня 1887 г.//РГИА. СПб. Ф. 2182 (И. Е. Троицкий). Оп. 1. Д. 160. Л. 8-8 об.). Подворья

http://pravenc.ru/text/115350.html

13 декабря 2004 г. прошли юбилейные торжества в честь 275-летия основания прихода Андреевского собора. 6 июля 2007 г. в сквере вблизи храма был торжественно открыт памятник первому кавалеру ордена святого апостола Андрея Первозванного графу Федору Алексеевичу Головину. Увековечение памяти знаменитого государственного деятеля, полководца и дипломата - часть проекта Центра национальной славы «Служение Отечеству: события и имена». В церемонии открытия монумента участвовали председатель Попечительского совета Центра, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвеенко. Чин освящения совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В настоящее время в соборе находятся две особо чтимые иконы святого апостола Андрея: одна с житием, датируемая 1728 г., из первого храма Санкт-Петербурга, деревянного собора Пресвятой Троицы на Троицкой площади (снесенного в 1933 г.), и другая аналойная с частицей мощей апостола (эта частица - вклад архидиакона Андрея Мазура). Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей святого Андрея Первозванного. В 1998 г. у возрождаемого главного монастыря Санкт-Петербургской епархии Александро-Невской Лавры появился свой первый Андреевский скит, расположенный близ деревни Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу (земельный массив «Генетика»), месте, связанном с памятью о первоученике Иисуса Христа святом апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути из Скандинавии в Византийскую империю («из варяг в греки»). По церковному преданию апостол Андрей Первозванный, проповедуя слово Божие, двигался по этому пути и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Дальнейшая история Российского государства тесно связана с этой дорогой, с ратными и торговыми делами. Агафонов луг находится на сухопутном пути примерно на одинаковом расстоянии между двумя бывшими охраняемыми стоянками, а затем крепостями Ниеншанц и Орешек, водный путь между которыми проходил по Неве. Сухопутный путь от места впадения реки Охта в Неву шел через возникшие позднее деревни Кудрово, Новосергиевку, Колтуши, Агафонов луг вдоль Черной речки и далее по нынешней Морозовской дороге до Петрокрепости. Луг был очень удобен для остановок в середине пути, для кормления лошадей и отдыха, так как вокруг большого поля текли чистые родниковые речушки, питавшие реку Дегтярку. Видимо, на лугу постоянно располагались сторожевые посты, он исстари выкашивался и потому среди леса никогда не зарастал кустарником и деревьями. Богатый травостой обеспечивался в любое лето, потому что близкая от поверхности земли супесь уводит в плывун лишнюю влагу в дождливую погоду и хорошо пропускает к корням травы родниковую влагу от близких грунтовых вод.

http://bogoslov.ru/article/564114

Скит во имя Воскресения Христова Скит расположен на месте, где, по Валаамскому преданию, Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Впоследствии здесь стояла часовня во имя Св. Андрея, возобновленная в 1846 г. В начале XIX в. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты. Осенью в деревянном доме жили монастырские рыбаки. В 1896 г. известный благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10000 рублей. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. на месте строительства с помощью взрывов и кувалдами в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева - камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима. Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуса. В 1931 г. открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы. После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта - одна из лучших пристаней на Ладоге - ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05450

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010