Здесь открывается поразительное прозрение космического трагизма, хорошо известное великим религиям человечества, как индуизму, так и христианству. Все возвышенное, благородное, драгоценное есть вместе с тем самое хрупкое и уязвимое. Человек более уязвим, нежели растение; растение – более уязвимо, нежели камень; благородное растение, как роза и виноград, гораздо менее живучи, чем бурьян и плющ; низшие и смертоносные бактерии обладают невероятной устойчивостью и силой сопротивления. Как раз самое высшее может страдать и умирать, а не самое низшее. Притом Сократа легче убить, нежели сиракузского тирана, Христа легче убить, нежели Пилата, а потому не поклониться ли префекту и тирану, которых нельзя убить и которые сами могут всех убить. Так всегда рассуждает толпа, ей всегда импонирует факт силы, власти, величины. Она всегда делает ставку на низшее, но более крепкое. На этом построено уважение ко всяческой диктатуре и прежде всего – к диктатуре пролетариата: устроить пролетариат так, чтобы его никто не мог обидеть, а он сам мог всякого обидеть! На этом же построено и уважение к домовладыке в комедии Островского: «Кто тебя, батюшка, обидит? Ты сам всякого обидишь». История героев, мучеников, пророков и святых есть великое подтверждение закона трагизма, закона слабости и хрупкости высших форм жизни. Но вот что особенно удивительно: как раз когда они гибнут, они выше всего. Таково свойство возвышенного – оно легко гибнет, оно не защищается, даже как бы ищет гибели, жертвуя собой. Притом если бы этой гибели не было, то и жертвы бы не было, не было бы поэтому и величия святости. Так что в самой слабости высших ступеней как бы удостоверена их подлинная высота. Нужно известное величие души, чтобы понять красоту риска, жертвы, гибели. Только для благородного человека риск есть «благородное дело». Одни это понимают сразу, другие – никогда. Таков вечный и всемирный Чичиков. Для него прочность низших форм бытия всегда ценнее эфемерности и хрупкости высших, синица в руке всегда ценнее журавля в небе. Он всегда отклонит героизм тем неотразимым доводом, какой применил анекдотический солдат: «Лучше полчаса быть трусом, чем потом всю жизнь быть покойником». Огромное большинство всегда признает безопасность, силу, власть и богатство надежнее и ценнее святости, героизма, красоты и величия. Но если власть и богатство соединены с преступлением? Здесь уже начинаются колебания: не так легко принять преступление. Но колебания недолгие: преступления удавшиеся, и в особенности преступления коллективные, легко забываются: победителей не судят и горе побежденным! Нет более безнравственной и противохристианской поговорки.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Алиса сказала это нечаянно, она не хотела обидеть торговца. К тому же она уже поняла: с торговцами на рынке Сиракуз лучше не разговаривать, потому что при виде оборванки они сразу же хватаются за что-нибудь тяжелое. Но книжный торговец даже не обиделся. — Я никогда жирными руками не беру книг, — сказал он, — для этого, ребенок, у меня есть помощник. Торговец сложил блестящие толстые губы в трубочку и свистнул. Тут же из темной лавки выскочила рыжая обезьяна, ну точно такого же цвета, как борода торговца. — Покажи клиенту новую комедию Аристофана, — сказал он. Обезьянка посмотрела на Алису, показала ей язык и убежала внутрь магазина. — Вот видишь, — сказал торговец. — Она уже научилась отличать покупателей от вредных зевак. — А я вредная зевака? — спросила Алиса. — Ты вредный мальчишка. И не очень образованный. Неужели ты до сих пор не знаешь, что слово «зевака» — мужского рода? — В русском языке именно так, — согласилась Алиса. — А в тонкостях древнегреческого, да еще сиракузского, я еще не разбираюсь. — Ох-хо-хо! — воскликнул торговец. — Клянусь моей мамой Емимой, что означает на нашем финикийском наречии «голубка светлая», я давно не видел такого наглого ребенка! Он щелкнул пальцами два раза, и из темной лавки на задних лапах вышли два больших рыжих кота. Каждый держал в передних лапах по тарелке с чебуреками. Они поставили их на землю у ног торговца и так же гордо и медленно ушли. — У нас в семье все рыжие, — сказал торговец книгами. — Бери и ешь чебуреки, их делает Эмиуд, отец Фалмая, и нет ему равных в землях финикийских! Ешь, не стесняйся, ведь ты голодный, мальчонка, по глазам вижу. Кстати, как тебя зовут? Алиса уже поняла, что торговец человек добрый, бить не будет, кричать не будет. — Меня зовут Алисой, — призналась она. — И я, кстати, девочка. Я русская. — В это трудно поверить, — сказал торговец, — но я всегда сначала верю человеку и жду, когда же он начнет врать. Начал врать — я ему верить перестаю, не начал — буду верить до конца жизни. Здравствуй, Алиса, но я тебе руки не подаю, она у меня жирная от чебурека. А зовут меня Иовом, в честь дедушки назвали. Большой был мученик. Тебе его имя ничего не говорит?

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Если этого не произойдет, нас ожидает иная история, связанная с новым глобальным строительством, где не должно быть никаких наций, и тем более славянской, - за исключением одной-единственной, которая должна воцариться на пепелище истории и объявить себя единственно достойной. Иерей Святослав Шевченко, н астоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске: Полностью согласен с Приваловым. Удручающее состояние грамотности ярко видно в неформальном общениии в различных группах «вотсапа» (приложение для смартфонов). Меня шокировало, какие ошибки делают молодые люди - поколение 90-х. Похоже, у нашей системы образования все очень неладно. Почему сокращают количество часов русского языка, литературы, добавляя, например, физкультуру? Неужели наше правительство готово готовить «рабочие руки», но не заинтересовано в умах - чем всегда славилась Россия? У нас даже появился термин – «утечка мозгов». И вот что странно: сегодня интернет есть почти у всех, много электронных библиотек, где можно найти любую книгу из тех, которые раньше были доступны лишь немногим, - а люди не знают элементарного. Смотришь интервью с «моделями» и удивляешься: девушки не могут ответить даже на простые вопросы - кто написал «Муму», в честь кого установлен «Медный всадник»? По сравнению с советским образованием, которое давало целостную картину мира, сегодняшнее - это провал. Да, тогда были идеологические перекосы, но все равно советское образование было лучшим в мире – это признают многие. Люди старшего поколения говорят красивым русским языком, без слов-паразитов. Если не остановить этот процесс, дальше будет хуже. Я знаю: в развитых европейских государствах есть учреждения, охраняющие язык от инородных влияний и процесса деградации. У нас его никто не охраняет, и он легко поддается различным влияния и излишним заимствованиям. Мне кажется, ОРС могло бы объединить словесников. Хорошо бы привлечь академиков, профессоров старой школы - чтобы сформировать «повестку дня» и влиять на Министерство образования. Мне кажется, здесь необходима и политическая воля нашей власти.

http://pravoslavie.ru/91986.html

Никита говорит, что Игнатий в течение целых одиннадцати лет своего первого патриаршества – ν λοις νεκα χρνοις τς πρτης ατο εραρχ ας – не мог примириться с сиракузским архиепископом Григорием, которому он не позволил участвовать в своей хиротонии. 6 Затем, тот же Никита, говоря о вторичном избрании св. Игнатия на престол в 867 году, замечает, что оно состоялось в воскресенье 23-го ноября, в тот именно день, когда он в первый раз и был лишен престола – κυριακ τν μερν ν, εκδα δ κα τρ την ε χε νομβριος, σπερ κα τε πρτον ξωρζετο. 7 Далее, в недавно опубликованном житии византийского подвижника св. Иоанникия, составленном монахом Саввой, содержится ясное указание на год кончины патриарха Мефодия, предшественника Игнатия. В житии говорится, что св. Иоанникий скончался с 3-го на 4-е ноября 846 года, а патриарх Мефодий умер 14-го июня, спустя восемь месяцев после кончины Иоанникия, т.е. 14-го июня 847 года. 8 Если же патриарх Мефодий скончался в 847 году, а его преемник Игнатий в первый раз занимал престол одиннадцать лет, если, затем, иметь в виду 23-е ноября, как день низложения Игнатия с престола, то ясно, что св. Игнатий оставил в первый раз патриаршество 23-го ноября 858 года. Значит, к концу 858 года, а не к 857, – как полагает проф. Дмитриевский, – следует относить и первое избрание на патриарший престол святейшего Фотия. Затем, датировав кончину патриарха Фотия 887 годом, проф. А.А. Дмитриевский воспроизвел старую и забытую дату, вместо которой давно уже принимается 891 год, как время смерти Фотия. 9 Но и эта дата в последнее время отвергнута и вместо нее указывается новая – 6-го февраля 897 года. Это хорошо известно и проф. А.А. Дмитриевскому , который на 268 стр. своей книги говорит: «Кончина знаменитого константинопольского патриарха Фотия, последовавшая, как полагают некоторые ученые, 6-го февраля 897 года, записана в Синаксаре» и пр. Таким образом, в рассматриваемом исследовании мы имеем две даты относительно кончины Фотия, разделенные между собой целым десятилетием (887 и 897 гг.), при чем первую дату никак нельзя считать опечаткой, потому что она воспроизведена из другой книги проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

Греческие архонты завязали сношения с Санудо, надеясь под его покровительством, избавиться от венецианцев. Санудо вошел в их планы, и дуке Тьеполо пришлось спасаться в крепость Темено, переодевшись в женское платье; Санудо приступил к систематическому покорению острова. Однако прибывший из Венеции флот высадил значительные силы, стали строиться венецианцами новые твердыни. Тьеполо снова занял Кандию и настолько стеснил Санудо, что тот рад был уехать, выговорив себе значительное вознаграждение деньгами и хлебом, а также амнистию архонтам. Кроме греков приходилось бороться и с генуэзцами. В 1217 г. венецианцы захватили главного генуэзского корсара графа Алеманна Сиракузского и стали готовиться к большой экспедиции против Генуи. Последняя была утомлена войною и заключила мир (в Парме, 1218 г.) на условиях: платить те же торговые пошлины, какими генуэзцы были обложены при византийских императорах. Таким образом, Венеция обеспечила себе Крит и стала госпожою положения на торговом пути в Сирию и Египет; она господствовала на водах Леванта и была влиятельна на берегах. Создано было неслыханное колониальное царство, прообраз английской империи, и осуществлены все идеалы Дандоло. Крит оставался вне всякого подчинения Латинской империи, тем более что по смерти Генриха Константинополь сам держался преимущественно торговлею и отчасти помощью Венеции. Господство Венеции на Леванте никем не оспаривалось до падения Латинской империи и до Нимфейского договора Михаила Палеолога с генуэзцами (1261). Перипетии отношений Михаила к Генуе и Венеции будут изложены в своем месте; упомянем лишь, что новый мир с Генуей и последний из договоров с Палеологом обеспечили за Венецией Крит, обе морейские гавани и Киклады, поскольку на последние распространилась венецианская власть. Тем не менее в течение всего XIII в., даже до середины XIV в., часто случались восстания греков в их недоступных горах. Борьба стоила венецианцам больших жертв людьми, и не раз республика высылала отряды новых колонистов на пополнение поредевших рядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Пиндар восхваляет и умеренность, в которой, как говорит Круазе, нет ничего аскетического, и дерзание (tolma). Идеалом же и общим примером для такой жизни и морали служили олимпийские и прочие состязания. Олимпийские игры и их воспевание у Пиндара являются наилучшими образцами эллинской классической калокагатии вообще. в) Самого термина " калокагатия " , как мы уже говорили, у Пиндара нет, но все же приведем ряд подходящих текстов, характеризующих ее. Вот, например, конец I Олимпийского эпиникия, посвященного Гиерону Сиракузскому в честь его победы на скачках: " Слава олимпийских игр издалека сияет на ристалищах Пелопса, где спорят и быстрота ног, и силы могучего тела, а победитель во все грядущее время наслаждается светлым вёдром за свои подвиги. Вечное, неизменное, ежедневное благо есть высшее, чего может достигнуть смертный. Но мне должно увенчать Гиерона всадническою песнью на эолийский лад. И я уверен, что мне не придется прославлять славными строфами гимнов другого гостя, столь же искусного в прекрасных делах и более могущественного в своей власти – среди всех ныне живущих. Бог, твой покровитель, исполнит твои надежды, Гиерон, принимая их близко к сердцу, и если он внезапно тебя не покинет, то я надеюсь прославить еще более сладкую победу – победу на быстрой колеснице – и найти для нее подобающий путь славе, прийти к далеко видному Кронию. Муза питает мою могучую стрелу силою; другие велики в другом; вершина счастья – удел царей; не устремляй своих взоров далее. Итак, да будет твоим уделом все время жизни идти на высоте, а мне да будет дано столь же долго сливать свою песнь с победоносными мужами и славиться даром песен повсюду у греков " (93 – 118, Bergk. В. Майков). Интересно также содержание первого Пифийского эпиникия в честь того же Гиерона, наименовавшего себя Этнейским после основания, нового города Этны и победы на состязании колесниц. Этот город, говорит Пиндар, " и в грядущем будет гордиться победоносными конями и прославляться на празднествах сладкозвучными песнями " (35 – 39). Поэт молит Феба–Аполлона о даровании процветания всей этой стране и ее городу. От богов он ждет " мудрости, силы тела и искусной речи " (42). Гиерон уже снискал себе честь на войнах, " великолепный венец богатства " (50), но " пусть будет бог целителем Гиерону и в грядущем " (55 и сл.). Пиндар просит у Зевса для людей " истинной мудрости " (68), но просит и о " славе " (35 – 38). А Гиерону, среди всех его побед, среди всех его добродетелей, среди всей его славы, поэт советует избегать легкомыслия (87), оставаться " верным благородным побуждениям " (89), не быть скупым (90) и т. д. И ода кончается словами:

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Эпоха эллинизма исключительно богата техническими изобретениями. Самые замечательные из них связаны с вооружением, в чем особенно прославился великий Архимед, и кораблестроением. Выдающимся конструктором и архитектором был Архий из Коринфа, который по приказу сиракузского царя Гиерона II построил полифункциональный многоярусный корабль с тремя коридорами для военного экипажа, пассажиров и груза. На борту корабля были устроены мужские и женские каюты, гимнастические залы – палестры, мельницы и погреба. На корабельной палубе была закреплена мощная катапульта. По приказу египетского царя Птолемея Филопатора соорудили корабль длиной около ста и высотой в носовой части более 15 метров. Судно имело два носа, две кормы и 7 таранов. На корабле размещалось 4 тысячи гребцов, 3 тысячи воинов и 400 человек прислуги, а также огромный груз оружия и продовольствия. При осаде Родоса в 304 г. Димитрий Полиоркет использовал гигантскую осадную машину гелеполиду – сооружение из 9 этажей, поставленное на 8 колесах. Ее передняя сторона была снабжена отверстиями для метательных орудий. Для защиты от огня гелеполида была обита железными листами. Экипаж и обслуга этого сооружения включали 3400 человек, часть из которых размещалась на самой машине. Значительные усовершенствования сделаны были в мукомольном деле, в котором настоящий переворот был достигнут изобретением водяной мельницы, в ткацком производстве, где на смену вертикальному станку пришел горизонтальный, в изготовлении красок, выделке кож, в гончарном ремесле, в стеклодувном производстве, а также в металлургии и кузнечном деле. Эллинистический мир стоял на пороге промышленной революции, которая оказалась отложенной на два тысячелетия. Интеллектуальный потенциал и накопленные знания позволяли уже тогда сделать изобретения, связанные с использованием пара, на которых эта революция основана, да его уже и научились использовать в Сиракузах; но избыток дешевой рабочей силы, обильно поставляемой войнами, превращавшими солдат и мирных жителей в рабов, не стимулировал серийного использования этого и подобных ему изобретений, результатом которых была бы масштабная экономия мускульных усилий, рост производства, обогащение владельцев капитала и массовая пауперизация – разорение крестьян и нищета наемных рабочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ворвавшись с этим отрядом в Сиракузы, он при стечении поддерживавшей его бедноты потребовал, чтобы на спонтанно возникшее народное собрание явились два представителя совета 600. Те вынуждены были подчиниться, и Агафокл в их присутствии обвинил совет в пренебрежении интересами государства и его граждан, а также в стремлении свергнуть демократический строй. Воодушевленные зажигательной речью демагога, бедные сиракузяне и наемники начали громить дома олигархов. Погром продолжался два дня. Тысяча сиракузян была убита в эти бурные дни. Когда возбуждение погромщиков утихло, Агафокл созвал чрезвычайное народное собрание. На нем целью состоявшегося массового избиения сограждан Агафокл объявил устранение врагов демократии, обвиненных в стремлении к установлению диктатуры. Олигархический совет 600 был распущен, а Агафокл согласился принять на себя должность стратега-автократора с неограниченными полномочиями, которую на него возложило собрание. В Сиракузах утвердилась тирания, но установленный режим носил и демократические черты: народное собрание созывалось часто, и важнейшие вопросы на нем обсуждались – популярность тирана, прославляемого как восстановителя народной свободы, позволяла ему проводить на нем все свои предложения. Оказавшись у власти, Агафокл Горшечник стал осуществлять политику, соответствовавшую его обещаниям: он конфисковывал земельные владения олигархов и распределял их между своими сторонниками и бедными гражданами. При этом львиный куш доставался наемникам и в особенности их начальникам. Все наемники, даже те из них, кто не принадлежал к греческой народности, получили сиракузское гражданство. Укрепив вооруженные силы Сиракуз, имея надежную поддержку народа, Агафокл с 316 по 313 г. успешно воевал с соседними полисами: Акрагантом, Месаной и Гелой, в результате территориальные пределы государства были расширены, охватив большую часть Сицилии. Но главным историческим противником Сиракуз и всех вообще греческих полисов в Сицилии был могущественный Карфаген, имевший на западном побережье острова свои колонии. Нападение Агафокла послужило для пунийцев поводом, чтобы направить на Сицилию дополнительные вооруженные силы для войны с Сиракузами. Военные действия шли с переменным успехом: одни колонии Агафоклу удалось захватить, другие нет, в сражении у южного мыса Экном между Акрагантом и Гелой в 311 г. войско Сиракуз потерпело поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мы пленены, пленены как не был пленен ни Иерусалим, ни Самария. Мы подверглись такому плену, какого не испытали ни острова Хеттимские, как говорится в Св. Писании (Иерем. 2, 10.) ни варварские страны и никакие города; подверглись плену, в один день сокрушившему у нас оружие и мечи и прекратившему битву, плену, лишившему силы сильного и обратившему в бегство воинов, исполинов. Я разумею здесь отважных тех витязей, которые по любви к Иисусу Христу долго сражались с гладом, трудом и ранами и наконец пали под острием меча. 2 . После многих битв со стен города, после многих морских сражений, поражающих взоры (ибо взор, устремленный на ужасные предметы, обыкновенно поражается), после ночных засад и злых умыслов, после ежедневных воинских хитростей, после ужасной каменной стрельбы вокруг Сиракузских стен, после страшных осадных орудий, называемых черепахами ( χελαναι) и подземными мышами ( μυες υπογαιοι), мы наконец были пленены. Осаждающие употребили все для взятия города. Давно уже воспламененные любовью к Сиракузе, они старались превзойти друг друга в изобретениях, необходимых для нашего пленения, не смотря на то, что сам Бог по непостижимым своим законам защищал нас чудесным образом. Но зачем говорить много о том, что выдумывали против нас неприятели? Чего не говорили они, чего не делали, чтобы привести жителей в ужас и страх? Время теперь обратиться к важнейшим предметам и рассказать тебе о них в немногих словах. Изречение Моисея, отвне обезчадит их меч и от храмов их страх (Второзак. 32, 25), кажется, исполнилось над нами. Мы согрешили против Бога, подобно Израилю и, подобно ему, выпили горькую чашу его гнева. После того как мы уже все претерпели, с трудом питались травами и разными гнусными снедями, пожирали людей и даже детей, сию ужасную и неслыханную пищу (какое зрелище!), о которой страшно даже говорить и рассказывать, ели овчины, воловьи кожи и все, что только служило к утолению голода, сверх того питались костями, сею неприятною, новою и странною пищею, наконец были пленены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы понять истинные цели структуры, достаточно посмотреть, кто её возглавил. Это Нина Янкович – ранее консультант МИД Украины, куратор «российских и белорусских программ» Госдепа США. В 2017 она была стипендиатом Программы Фулбрайта в Киеве и работала в украинском МИД. В 2020 году вышла ее книга «Как проиграть информационную войну: Россия, фейковые новости и будущее конфликта». В своей автобиографии на сайте Сиракузского университета (США, штат Нью-Йорк) Янкович откровенно признаёт, что является «экспертом по дезинформации и демократизации», ставя знак равенства между этими понятиями. «Правительство США создало то, что по сути является Министерством правды. Его возглавляет цензурный воин холодной войны, который работал на ЦРУ и курировал операции по смене режима, нацеленные на Россию и Белоруссию», – отметил антивоенный журналистский портал Geopolitical Economy. Сенатор-республиканец Марко Рубио (штат Флорида) назвал совет «первой федеральной полицией свободы слова». Сенатор-республиканец Джош Хоули (штат Миссури), написал в (заблокирован в РФ): «Администрация, которая задействовала ФБР против родителей на заседаниях школьного совета, теперь создала правительственный совет по дезинформации для мониторинга высказываний всех американцев. Это позор. Джо Байден и министр Майоркас: немедленно распустите это чудовище». Сенатор-республиканец Рэнд Пол на своей странице в написал : «Мы решаем наши проблемы, обсуждая их, а не делая власти страны арбитром истины» (We work our issues out by debating them, not by making the government the arbiter of truth). К своему посту он приложил также видео заседания сената, на котором Пол дискутирует на эту тему с министром внутренней безопасности США Алехандро Майоркасом и называет американское правительство «главным распространителем дезинформации в мировой истории». В качестве одного из примеров распространяемой США дезинформации Рэнд Пол привёл ранние заявления Вашингтона о наличии у Ирака оружия массового уничтожения и скандал «Иран – контрас».

http://ruskline.ru/opp/2023/11/29/o_ster...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010