Другая синодальная февральская минея XII в. 153) может быть причислена к студийским, кроме того, что имеет три особенности, не встречавшиеся нам в студийских минеях, именно: 6 февр. попразднство сретению, ради чего память св. Вуколу перенесена на 5 февраля, 8 февраля имеет службу Луке елладскому с каноном Гавриила монаха (он есть в иерусалимских минеях без имени автора), 12 числа имеет службу 1003 мученикам в Никомидии (она есть в 181 выше). Сия минея имеет ту особенность пред всеми, нами виденными, минеями, что после имени свитого ему пишутся стихи Христофора Митиленского, те, которые находятся и в стишном прологе. Многие стихиры в ней в ней имена авторов: 9 февраля есть стихира муч. Никифору неизвестная Льва Магистра, 17 февр. стихира Феодору тирону «страдальческим мужеством» надписана: Феодора студита, 24 февр. стихиры «сокровище Божественных даров» и «Якоже Божественных умышлений» надписаны: Анатолия; у нас и в греческих печатных они без надписей.     В московском музее есть греческая минея, относимая к веку, но по содержанию может быть отнесена и в XI веку, у нас под 30, у Викторова 25 (Собрание рукоп. Севастьянова 1881 г.). Она содержит по одной только памяти на день с 1 сентября по 4 ноября и весьма редко по два канона; памяти имеет общие студийским и иерусалимским минеям вместе; большинство канонов по надписям принадлежит палестинским отцам I. монаху и Феофану, но имеет три особенности: 25 окт. службу св. Феофилу, еп. ефесскому, исповеднику 9 века, с каноном Феофана (нигде более неизвестную), 29 октяб. службу Маркиану, еп. сиракузскому, с каноном Феофана (есть служба в минеях криптоферратских 30 окт.), 4 ноября службу апостолам Патрову, Лину и Гаию (есть в славян. минее, близкой в студийским, Ундольск. 75, ноября 4).     Другая музейская минея (декабрь-февраль) XIII в. 76, (у Викторова 27), сходствующая частию с иерусалимскими, а более со студийскими минеями, имеет также особенности: службы пр. Феоктисту 5 янв. вместо 4 по иерусалимским минеям, Иулиану и Василиссе 8 янв. (есть память их на 1 месте в петровом студийском прологе), Клавдию, Астерию и дружине 30 января (в минее криптоферр. 26 янв.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

укрепление на вершине холма служило цитаделью городища, которое образовалось вокруг крепости (Мыц В.А. Алустон... – С. 172, 175; Мыц В.А. Ранний этап строительства крепости Алустон//ВВ. – 1998. – Т. 57. – С. 187–203). В IX–X вв. здесь строится небольшой храм, сменивший предыдущий, следы которого прослеживаются в слое VI–VII вв. Остатки жилья IX-X вв. открыты и на поселении близ Горзувит, в котором после образования фемы тоже возродилось византийское сторожевое укрепление (см.: Якобсон A.A. Разведочные раскопки средневекового поселения Горзувиты//КСИИМК. – 1954. – – С. 109–120; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 77; Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского южнобережья//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 9–13; Крым в X – первой половине XIII века//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 78). Следовательно, жизнь фактически не прекращалась здесь в течение всего раннесредневекового периода. 709 Романчук А.И. Значение археологических исследований в Херсонесе для выявления особенностей развития византийского провинциального города//Античный и средневековый город: Тезисы докл. VII Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 1994. – С. 11. 710 Пользуюсь случаем выразить благодарность H.A. Алексеенко и С. В. Дьячкову за любезное разрешение познакомиться с этими неопубликованными материалами экспедиции. Среди найденных здесь монет только один херсонесский тетрахалк I в. до н.э., дупондий II в. н.э. (457–474), константинопольский полуфоллис Маврикия Тиверия (582–602), античная, с надчеканкой «христограмма», VII в., сиракузский фоллис Феофила (829–842), две литые херсонские монеты Василия I (867–886) и такие же две – Романа I (919–945). Последней по времени является литая херсонская монета с монограммой «ро» XIII в., что говорит о продолжительном, непрерывном ромейском присутствии в данной местности (ср.: Алексеенко H.A. Находки монет на территории генуэзской крепости Чембало//X сб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия страна, покрытая некогда необозримыми жатвами и самыми роскошными произрастаниями, бывшая предметом зависти древнего мира, представляет в руках нынешних обитателей ее, большей частью картину скал, палимых Африканским солнцем. Мы привыкли судить о Сицилии по описаниям райских окрестностей Катании, Палермы и Мессины, которые представляют нам в самой сущности Армидины сады; мы привыкли, говорю я, судишь о всей стране по обработанным местам ее; но каково должно быть удивление путешественника, который проникает во внутренность сего острова; который например совершит дорогу с северного берега на южный, из Палермы в Агригент, увидит окрестности Сегеста, Агригента, Сиракуз или Террановы, где царствуют запустение и мертвое молчание, где взор встречает лишь степи, нагие скалы и груды развалин. Но сколько величия в природе Сицилии, даже и среди сего запустения! сколько предметов для воображения! Читатель ошибется, если заключит из сей картины, что природа Сицилии отцвела; нет, она все та же, как видимая нами в окрестностях Катании, Палермы, Мессины или Лентины; – путешественник заметит в сих самых местах, лишенных по видимому жизни, разительные примеры плодородия почвы Сицилийской; – здесь, из знойных трещин скал, вырываются тучные Индийские фиги; там стоит великолепный букет живописного алоэ; далее рощи лавров, лимонных и апельсинных дерев, или кусты розмаринов и миртов; тут растут столетняя маслина, тенистая шелковица или стройная пальма; в самом ковыле покажут вам самородную рож; в болотах Сиракузских – папирус; в огородах бедных земледельцев – сахарный тростник; на вершинах цветущих Гиблейских гор, душистые соты. И так, читатель, Сицилия та же, – но ее жители иные! Как, однако, просты средства к возрождению сего острова, – если б промышленность и торговля оживляли оный. Взгляните на сии прозрачные ручьи, падающие без пользы на дно пропастей, – если для орошения сих попаленных долин, они потекли в каналах и водопроводах, подобных Греческим, Римским и Сарацинским (коих развалины везде видны), – вся Сицилия могла б тогда опять получить название сада Европы. IV. Древнее просвещение Сицилии

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Основная забота народничества якобы о преодолении отчуждения интеллигенции и крестьянства. Но почему тысячелетиями люди культуры подчеркивали это отчуждение (quando [Madonna] va per via, gitta nei cor’ villani amore un gelo, гордость своим στεον и насмешка над γροκον у греков), у них это были необходимые полюса, а тут вдруг… Можно ли называть «основой» нечто крайне необыкновенное и странное? Это скорее черта, курьез, а основа где-то глубже? «Будучи концептуально и семантически зависима от традиций и навыков академического философствования 19 века… философская культура русской дворянской и разночинной интеллигенции…». Не слишком ли для нее лестно? «Семантически», т. е. по жаргону, она может быть и «зависела», но концептуально? По–настоящему понимать, что такое вообще философия, могли наверное многие, но это были как раз не те, кто играл в «русской культуре» как философ и мыслитель, например у Лаврова вся рабочая сторона философии отброшена, осталась только театральная, драматизм и трагизм. И главный признак непонимания русскими философии — это что они так смело и свысока о ней судят (от Белинского с его «философским колпаком» до Булгакова, который выставил себя на посмешище в своей «критике» Канта, показав ею только свою органическую неспособность войти в круг философских вопросов). Все-таки можно ли действительно у Лаврова пробраться к философии (а не притолковать ее ему) сквозь политику и журналистику. Не жирно ли говорить о «философии» Лаврова. Не оказываемся ли мы здесь нечаянно с Дионисием Сиракузским против Платона. Это было бы ужасно. Не следует ли прямо назвать, что в «личности» Лаврова много простого анархизма и отчасти — Леонтьева. И не ближе ли «личность» Лаврова к индивидуальности чем к личности. Его эксплуататорское отношение к жизни, внутреннему миру очень скифская черта. Лавровская «идея неоплатного долга» всерьез почти не принимается, потому что за ней очень ясно проглядывает эксплуататорство и варяжество. Народ нам теперь уже не нужен, а вот мы ему нужны, значит мы очень важны. «Неоплатный долг… секулярная версия подлинно духовного представления о греховности мира». Но не так ли, что Лавров срывается с подлинного представления о греховности к его эксплуатации. И от подлинной жертвенности к пародии на нее. Просто ездит на идеях верхом. Очень подозрительно «ограничение ученых занятий ради революционного служения». Не знаю, как у Лаврова, но у Маццини подобное же «ограничение» было явным отпадением от Слова, выпадением из вечности во время, совсем без «преодоления времени временем». Конечно, падение судьба каждого человека и нельзя делить человека на чистого и падшего. Но вот сами-то падшие люди очень лихо начинают вспарывать мир, отделяя чистое от нечистого, перенося суд над собой вовне. Не слишком ли много чести называть эту аберрацию «глубинным ориентально–дуалистическим пластом». Действительно ли у Конфуция и Будды есть этот дуализм. В Ригведе его нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Его сочинения недавно стали известны, после того как кардинал Май, открывший их в Амвросианской библиотеке издал в свет под заглавием Corn. Frontenis opera inedita cum epistolis item ineditis Antonini Pii, М. Avrelii, L. Veri et Appiani. Но в этих сочинениях нет речи против христиан. 27 В переводе о. П. Преображенского слова в скобках пропущены. 28 Об этом изречении Сократа упоминают Лактанций (О Божественных установлениях. III, 19) и блж. Иероним (Апология против Руфина. 8). См. Ксеноф. Memorabil. 29 Академия в Афинах была учреждена Платоном. В середине III в. до новой эры во главе Академии стоял Аркезилай, считавшийся основателем Средней академии. Карнеад (II в. до новой эры), основатель Третьей академии, развивая скептицизм Аркезилая, доказывал недостоверность познания и чувственного восприятия. 30 Симонид (VI — V вв. до Р.Х.) — греческий поэт. Жил при дворе Сиракузского тирана Гиерона. 31 Плавт Тит Макций (ок. 254-184 до Р.Х.) — Римский комедиограф. Цецилий называет так Октавия иронически. 32 Возможно, намек на простоту христиан, которые по большей части были люди неученые, ремесленники и т. п. 33 Великий римский поэт Вергилий Марон (70–19 до Р.Х.), родившийся близ Мантуи. Автор «Энеиды». 34 Анаксимен из Милета (VI в. до Р.Х.), ученик продолжателя философии Фалеса Анаксимандра. 35 Диоген из Аполония — последователь Анаксимена. 36 Ксенофан — (VI-V вв. до Р.Х.) родоначальник элейской школы. 37 Антисфен из Афин (IV в. до Р.Х.) — основатель школы циников. 38 Спевзипп — возглавлял Академию после Платона. 39 Стратон — (III в. до Р.Х.) — ученик Феофраста, перипатетик. 40 Зенон (IV-III вв. до Р.Х.), Хризипп (280-209 до Р.Х.) и Клеанф (сер. III в. до Р.Х.) — философы-стоики. 41 Продик с острова Кеос (V в. до Р.Х.) — греческий софист. 42 Систр — металлическая гремушка у египтян, употребляется при служении Изиде для оплакивания пропавшего Озирдса. 43 Кинокефал или Анубис — египетский бог в виде человека с головою собаки, спутник и страж богов подобно греческому Меркурию. 44 Вероятно, Остан, о котором упоминает Плиний (XXX, 1) и Августин (О крещении, против донатистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Кроме этого, площади Сиракузские украшены были: бронзовою сферою Архимеда, блиставшею как некое светило и изображавшею с удивительною точностью все созвездия 33 ; – обелиском, к которому был, некоторое время, прибить щит несчастного Никиаса, вождя Афинян, – и столькими другими изящными произведениями искусства. Библиотека, находящаяся в том же доме, где и Музеум, можешь удовлетворить любопытство учёного; в ней показывают примечательную Греческую надпись, которую предлагаю здесь: ΒΑΣΙΛΕΟΣ ΑΤΕ ΙΕΡΩΝΟΣ ΙΕΡΟΚΛΕΟΣ ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΙ ΘΕΟΙΣ ΠΑΣΙ. т. е. Всем богам! – От Сиракузян, предводимых Царём Гиероном, сыном Гиероклесовым 34 . Эта надпись показывает, что Сиракузяне имели Пантеон прежде Римлян, и что сии последние, заимствовали от них, мысль: соединить все силы Натуры в одно целое. Она объясняеттакже, кто был отец Гиерона, ибо История не сохранила нам его имени. Надпись начертана на одном из боков четверостороннего камня, на верху коего видны три диры. Предположение, что это следы треножника, весьма основательно, ибо, судя по надписи: всем богам?, – нельзя полагать тут существование статуи. Жертвенник, курящийся для существа невидимого, более выражает высокую мысль надписи. Глава XX. Сиракузы. – Остров Ортигия. – Источник Аретузы Alpheum fama est hue Elidis amnem Occulmas egisse vias subter mare: qui nune Ore, Arethusa, tuo Siculis confunditur undis. (Virg. Aen. III.) Из Музеума, Чичерони мой хотел уже вести меня в подземные бани Ортигии; но я нетерпеливо желал видеть чудесный источник Аретузы, прославленный столь многими поэтами древности. Где же Аретуза? – твердил я, перебивая его учёные речи, и, наконец, принудил его удовлетворить моё любопытство. Кто не знает с младенчества об Аретузе? Кому не милы игривые мечты Греков о нежной любви Алфея к Нимфе, для которой он покинул луговую Элиду и прошёл сквозь таинственные подземные пути, притек в страстные объятия своей милой, в чужую страну, под чужое небо? Кого не обворожали звуки певцов, прославлявших имена двух любовников? Кто не почтит Иппокрену Феокрита, Стезихора, Епихарма, Биона, Мосха и даже Пиндара? – Какой Историк, какой Философ тех времён, не уверял, часто со всею важностью, об истине такого феномена? Юный образ Аретузы был на щитах, на шлемах, на монетах славного народа; имя Аретузы напоминало Сиракузянину страннику, его милое отечество и пробуждало в нём любовь к оному; но пали могучие Сиракузы; пышные храмы её были уже ниспровергнуты, а имя Нимфы непреставало прославляться на лирах самих завоевателей берегов её; Вергилий, сам несравненный Вергилий, искал её вдохновений.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Статуя сия открыта была плугом земледельца среди полей предместья Акридины, в последних днях 1806 года; там же нашли статую Эскулапа, средней величины. Мудрость написана на челе истинного врача, испытателя таинств природы. Советую путешественникам посмотреть вечером, при свет факелов; на Сиракузскую богиню. Она очаровательна! Свет сей даёт ей все оттенки настоящего тела; нега волнует груди её и божественная кровь пробегает по неживым членам ... она оставляет сильное впечатление! Сколько б изящных памятников художества можно было извлечь из праха падших Сиракуз, если б Правительство обратило некоторое внимание на сии места, где процветали вторые Афины, обогатившие Рим своими статуями и утончённою роскошью искусства! Когда победитель Маркелл возвратился из Сицилии! С флотом, нагруженным сокровищами художеств, то Фабий Максим страшился, чтобы обольстительный вид их не посеял семян неги в Римлянах, приобыкших дотоле к мечам и шлемам. Известно также, что превосходные колонны, поддерживающие фронтон Римского Пантеона, привезены были из Сиракуз. Весь Сиракузский Музеум, заключённый в двух тесных комнатах, состоит из помянутых двух изящных статуй, окружённых нестройными обломками гробниц, урн, надписей и ламп. Можно судить о множестве статуй, украшавших Сиракузы, по словам Цицерона, который, описывая грабежи Верресовы в Сицилии, говорит: „Сиракузы потеряли, во время правления Верресова, более статуй, нежели убиенных при осаде города, Маркеллом 31 . Вот имена главнейших: – Юпитер Олимпийский; – две статуи работы Аристея и Пеана, из коих первая стояла в храме Бахуса, а вторая в храме Эскулапа; – Сафо, произведение Силаниона, хранившаяся в Пританее; – колоссальный Аполлон Теменитский; – собрание статуй тиранов Сиракузских; – Тимолеон, с надписью: Extinctori tyrranidis 32 ; Диана, Церера, Прозерпина, Аретза, Фортуна, Иракл, находившиеся в храмах им посвящённых; – Венера Каллипига (находящаяся теперь в Неаполе); – Маркелл, великодушный покоритель Сиракуз – сию статую заменил бесстыдный Веррес своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

S. 460.3-te Ausgabe; Keim. Die rom. Toleranzedicte. S. 246.    Третьим родом (лат.).    См. о манихействе статью Kessler " a в Encykl. von Herzog. Bd. IX: Manichaer.    В разных письмах Константина. См.: Евсевий. X, 5—7.    См.: Keim. Die rom. Toleranzedicte. S. 24—247.    Письмо Константина в Анулину. См.: Евсевий. X, 5.    Евсевий. X, 6—7.    Письмо Константина к епископу Сиракузскому Хресту. См.: Евсевий. X, 5.    Keim. Die rom. Toleranzedicte. S. 246 (Евсевий. Х, 6).    Cod. Theod., lib. IX, tit. XVI, cap. 1 et 2.    Optatus Melevitan. De schismate Donatist., supplementa. Par., 1702. P. 181.    Сначала Лициний управлял одними так называемыми Иллирийскими провинциями (311—313 гг.), а потом, по смерти Максимина, уже был государем всего Востока.    Евсев. Жизнь Константина, II, 64—65.    Евсев. Жизнь Константина, II, 6.    Евсевий двояко изображает характер Лициния: в «Истории» он частью хвалит, частью порицает этот характер, а в «Жизни Константина» исключительно и жестоко порицает. Такая двойственность воззрения на одну и ту же личность зависит от того, что первое сочинение частью написано Евсевием до гонения Лициния на христиан, а последнее после этого события. Вернее изображен Евсевием характер Лициния в «Жизни Константина». Это ясно подтверждается изысканиями современных нам историков, основанными на беспристрастных свидетельствах лиц, имевших точные сведения о Лициний. См.: Gorres. Untersuchungen fiber die Licinianische Christenverfolg. Iena, 1875. S. 92—103; Burckhardt. Die Zeit Constantins. S. 327—328.    Хронологическую сторону вопроса о гонении Ликиния см.: Gorres. Op. cit. S. 18, 28.    Евсев. Жизнь Константина, I, 52; Gorres. Op. cit. S. 18, 28.    Феодорит в своей истории (1,20 рус. изд.) сохранил письмо Константина к церкви Никомидийской, в котором он говорит подробно о влиятельном положении Евсевия и клира при дворе Лициния. Правда, Константин не поименовывает этого последнего, а говорит неопределенно о тиране, но из содержания письма ясно, что тираном здесь назван никто другой, как Лициний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всеволод Твердислов: Это какой век? Александр Волков: V-VI век до н.э. А вот тут-то и начинается социальный заказ. Примерно в V веке, наверное, может быть, даже немножко раньше, в греческих полисах развивается демократическое правление. Для того, чтобы, как-то организовать этих людей, необходимо было хорошо говорить. Всеволод Твердислов: Т.е. структурирование через речь? Александр Волков: Да-да-да. И сама по себе речь становится инструментом управления. И вот в это время появляются люди, которых называют софистами – это профессиональные учителя мудрости, если угодно. Эти софисты и вводят то, что называется »развивающим образованием». Всеволод Твердислов: Это техника или это »на самом» деле искусство? Александр Волков: Первоначально — это была техника. «Техно» по-гречески, собственно говоря, — искусство и наука. Эти понятия не очень различались в античности. И вот, первые учителя риторики за плату могу сказать, причем очень большую по тем временам, например, скажу, что за Платона давали 20 мин серебра. Всеволод Твердислов: За самого Платона? Александр Волков: Да, за самого Платона. Его, когда продали в рабство, Дионисий -тиран Сиракузский, выкупили его друзья Платона, вот за него давали 20 мин серебра. А курс риторики стоил, примерно, 30 мин серебра. И, соответствующим образом, эти школы риторические развивались постепенно, и, собственно, в пределах этих школ, и была создана риторика, как таковая, логика, как таковая, и ,собственно, учение о языке, как таковое. И собственно, получилось то, чем отличается европейская цивилизация от других цивилизаций. Всеволод Твердислов: Вот это очень интересно. Александр Волков: Ибо все основные проблемы вот в этом демократическом Афинском, и не только Афинском обществе, решались, собственно, спором. Но постольку, поскольку многие, не все, повторяю, многие софисты обучали только технике убеждения, то из этого обучения получается человек, которого называют демагогом. Всеволод Твердислов: Замечательно. Александр Волков: Да. Всеволод Твердислов:

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Пространство и время не могут быть названы элементами нашего сознания, ибо элемент неизменяем, а пространственную категорию мы можем наполнить и сплошными, и прерывистыми зрительными образами. То же относится и к категории времени — его течение можно мыслить как плавное, и как разорванное на отдельные события. А вот понятия плавности и разорванности разделить на более фундаментальные понятия уже невозможно — они атомарны. Ошибка, сделанная Кантом при выборе априорных категорий, как раз и привела его к агностицизму — отказу обсуждать свойства внешнего мира («вещей в себе»). Понятие пространства так неразрывно связано со зрительным восприятием, так от него неотделимо, что эта категория, провозглашенная доопытной, сливается с категорией опытной — зрительным ощущением, — и всякая надежда узнать что-то о невидимых свойствах внешнего мира еще до того, как что-то увидишь, исчезает, так что об этих свойствах нечего и рассуждать. Так же, как о внепространственном, бессмысленно в кантианстве говорить о вневременном, ибо говорить можно только о том, что как-то себе представляешь, а лишь начав представлять что-либо, человек погружает его в поток времени. Отсюда и агностицизм. Древнегреческая теорема о диагонали квадрата наталкивает на мысль взять в качестве априорных категорий сознания непрерывность и дискретность. Но тут возникают два вопроса: удастся ли выразить в этих категориях действительно внеопытные характеристики, и нельзя ли так уточнить эти категории, чтобы их априорность не вызывала никаких сомнений? Ответить на эти вопросы нам поможет еще одно выдающееся достижение эллинской математики, связанное с именем Архимеда. Древнегреческий аристократ Архимед (287—212 до н.э.), племянник сиракузского царя Гиерона, по всем рейтингам входит в пятерку величайших учёных, когда-либо живших на земле. В области математики он прославился тем, что придумал необыкновенно изящный способ вычисления объёмов тел вращения — шара, цилиндра и конуса. Воспроизводить его мы здесь не будем — он, хотя и очень красив, но достаточно сложен, — а лишь ознакомимся с его идеей.

http://azbyka.ru/fiction/razgovory-o-nas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010