Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье поэта Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. В 1961 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма). С 1961 по 1982 год — режиссер киностудии «Мосфильм». С 1982 года работает в Италии, Англии, Швеции. 29 декабря 1986 года Андрей Арсеньевич Тарковский умирает в Париже от рака легких. Фильмография 1956 Убийцы (учебная работа) 1958 Сегодня увольнения не будет (курсовая работа, с А. Гордоном) 1961  Каток и скрипка (диплом) 1962  Иваново детство 1966 Андрей Рублев 1972 Солярис 1974 Зеркало 1979 Сталкер 1982  Время путешествия 1983  Ностальгия 1986 Жертвоприношение Театральные и радиопостановки 1965 Полный поворот кругом (Радио, Москпа) 1977 Гамлет («Ленком», Москва) 1983 Борис Годунов («Ковент-Гарден», Лондон) Библиография «Мартиролога» Martyrolog: Tagerbücher 1970–1986, Berlin, 1989 Μαρτυρολογιο , Athens, 1990 Time within time : The diaries, Calcutta, 1991 Martirolog vol I–II , Tokyo, 1991-1993 Journal 1970–1986, Paris, 1993 Time within time: The diaries , London, 1994 Denik 1970–1986 , Brno, 1997 Dzienniki , Warsawa, 1998 Diari: Martirologio , Firenze, 2002 Martirologio , Salamanca, 2008 Мартиролог , Флоренция, 2008 Дневники 1970–1986 Эта книга является первой в серии публикаций на русском языке литературного наследия Андрея Арсеньевича Тарковского. В ней собраны полные тексты дневников, начатых Тарковским в 1970 году, вплоть до последних записей незадолго до смерти в декабре 1986 года. Тексты, рисунки и фотографии воспроизводятся по документам флорентийского архива, где Международным Институтом имени Андрея Тарковского в Италии собраны все личные материалы Андрея Арсеньевича из Москвы, Рима, Лондона и Парижа. Отец назвал свои дневники «Мартиролог» — перечень страданий. Он часто повторял фразу «мы не созданы для счастья, есть вещи важнее, чем счастье». Страницы «Мартиролога», — уникальное свидетельство жизни Андрея Тарковского, написанное его собственной рукой, — исповедь художника в поисках Пути и творческой Свободы; трогательное восхваление жизни, полное надежды и веры, даже перед лицом смерти, поскольку всё его творчество, его идеал, его жертва — не что иное, как крайний жест веры и надежды на Человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

И, рискуя и голосом, и здоровьем, готовый жизнь отдать, лишь бы воплотить образ иконописца на экране, создает образ Преподобного. Андрей Тарковский во­преки всему идет к воплощению замысла, который чувствует душой, а не головой. И по ходу съемок, потом монтажа, потом поправок делает совсем не то, что требуют от него киноначальники, а следует тайной, только ему ведомой логике, которая есть в судьбе не художника, а избранника Божиего. Через страдания воплощает замысел не человеческий, а Божий. А как пробился сценарий к тому, чтобы стать фильмом? Леонид Николаевич Нехорошев Главный редактор «Мосфильма» Леонид Николаевич Нехорошев был на стороне авторов. Но как помочь им? Ведь надо было утвердить его и у генерального директора студии, а затем и в Госкино. А над этими начальниками стояло и высшее руководство – ЦК КПСС и его отдел культуры. Любой «промах» тут же карался: начальники, управляющие кинематографией, лишались кресел. Заместителем заведующего отделом культуры, непосредственно занимающимся вопросами кино, был Георгий Иванович Куницын. Он прочел текст и встал на сторону авторов, понимая, что перед ним сценарий, который может стать выдающимся фильмом. И стал думать, как же облегчить прохождение сценария, чтобы его можно было запустить в производство. И предложил опубликовать сценарий в журнале «Искусство кино»! Ведь опубликованный сценарий уже становится достоянием всей кинематографической общественности. И генеральный директор «Мосфильма» издает приказ о запуске картины в производство. Г.И. Куницын был членом Союза писателей, членом Союза журналистов СССР, автором многих статей и научных работ. Именно благодаря ему сценарий был включен в план «Мосфильма» и разрешен к производству. Андрей Арсеньевич называл Куницына своим первым помощником в деле выпуска «Андрея Рублева». Некоторые кинокритики иронически, даже ернически пишут о Куницыне как чиновнике, который поплатился за слишком усердное продвижение сценария и защиту уже готового фильма. Георгий Иванович Куницын Да, Георгий Иванович действительно был уволен с работы, когда фильм был закончен. Руководство из ЦК и Комитета по делам кинематографии распорядилось положить фильм «на полку» – то есть отправить его в архив как фильм с «идеологическими просчетами», противоречащими политике партии. Но ведь Г.И. Куницын понимал, какую ответственность он берет на себя и что ему будет вменено начальством. Он боролся за фильм, не думая о своей карьере, жестких мерах, которые будут приняты по отношению к нему. Ему важно было, чтобы фильм состоялся и был показан народу, – вот о чем он думал прежде всего.

http://pravoslavie.ru/96427.html

Александр Архангельский: Если немножко примитизировать то, что вы говорили, то получится, что возникли социальные условия, по-марксистски. Людей выдавили из хорошей научной жизни, и вследствие этого начинаются процессы религиозных поисков. Сергей Кравец: Только надо учесть, что не из хорошей жизни в сегодняшнем материалистичном смысле этого слова, а из хорошей жизни, прежде всего, в виде самооценки: что мы являемся солью земли. Александр Архангельский: Искания начались в 70-е годы? Владимир Собкин: Да, безусловно, но для меня, когда я слушаю наши разговоры, что тьма надвинулась на Ершалаим и поглотила ненавистный прокуратору город, все-таки появилась та литература, осваивая которую, читая которую, нельзя было не обратиться к желанию понять, что такое религия. Параллельно появлялись работы Солженицына. Шел очень мощный культурный разворот, и я бы не фиксировал это только чешскими событиями. Андрей Десницкий Андрей Десницкий: Человеку свойственно, прежде всего, искать смысл жизни, и к концу 60-х, насколько я могу судить, я родился только в это время, люди, которые видели его в каких-то коммунистических идеалах, в общем-то уже поняли, что дальше с этим жить невозможно. Нужно искать не просто какой-то лучший социализм, особенно после 21 августа 68 года (кстати, день моего рождения; как мне говорят: должно же было что-то хорошее произойти в это день), нужно искать не какой-то лучший социализм, более человечный, более демократичный, нужно искать просто что-то несоциалистическое вообще. И изобретать велосипед не хочется, хочется взять уже то, что есть. Для кого-то это идеал правозащитного движения, для кого-то вдруг открылось, что есть в России тысячелетняя традиция христианства. И это был не столько разворот к Церкви или не столько разворот к вере, сколько разворот к смыслу. Фильм «Андрей Рублев»— это же не фильм о Церкви, это же не фильм о вере. Александр Архангельский: Между прочим, он вышел на экраны в 1971 году, в 72 вышел «Солярис». Пули ложатся в десятку, хотя стреляют из разных ружей из разных точек.

http://pravmir.ru/intelligenciya-i-vera-...

Фильм «Андрей Рублев» шел в малом зале, на втором этаже кинотеатра. Хорошо помню свое первое впечатление. Фильм настолько отличался от всего, что прежде мне довелось увидеть, но я почти ничего не понял, однако почувствовал, что это было настоящее кино, в котором настоящим мастером была показана жизнь. Поэтому предъявлять претензии можно было только к себе. Значит, до такого кино мне следовало еще дорасти. Как надо дорасти до любимых режиссером музыки Баха, картин Брейгеля или русских икон. Поскольку «нравится или не нравится» – это совсем не тот вопрос, который в таком случае можно задавать. Так как это выше всякого вкуса. Как и все настоящее. В том числе слова о любви, которые, помнится, я впервые услышал именно в фильме Тарковского и решил, что они придуманы сценаристом, и когда затем узнал, что это строки из Первого послания Апостола Павла к Коринфянам, нашел его и прочитал. Поэтому то, что фильмы Тарковского вернулись к нам вместе с Евангелием и православной верой, кажется мне глубоко символичным. Как, к сожалению, кажется символичным и тот факт, что кинотеатра «Мир» в нашем городе давно уже нет, хотя здание сохранилось. Сначала в нем торговали коврами, а теперь гремит погромче всякого «кимвала» ночной клуб с «говорящим» названием «Рай». Что же! Времена действительно меняются. И не всегда в лучшую сторону. По дороге набивая шишки… Однако, если что-то и остается неизменным, так это настоящее. Причем, чем больше вокруг подделок, тем сильнее к нему интерес, тем актуальнее настоящее искусство, музыка, литература, наука, кино и, особенно, настоящая вера. Андрей Тарковский Фильмы Тарковского – из этого числа. Поэтому интерес к ним с каждым годом только растет. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти в интернет, набрать в строке браузера фамилию «Тарковский» и увидеть, что за прошедшие тридцать лет о нем снято немало картин, написано множество воспоминаний, книг и статей. Причем не только о фильмах, но и о самой личности режиссера. И это лишь подтверждает мысль о том, что создавать настоящее – фильмы, книги, научные открытия, произведения искусства и даже фабрики, заводы – может только настоящий человек или, как принято говорить, «личность». Человек, который сам старается жить глубоко, серьезно, осмысленно, «набело», не размениваться на пустяки и подделки, то есть по-настоящему.

http://pravmir.ru/andrey-tarkovskiy-nost...

Это шло вразрез с заявлениями наших «премьеров», которые только и толковали о «своем понимании роли», бесконечно спорили с режиссерами. В позиции Анатолия мне видится подспудное, конечно, монашеское понимание своей работы на земле. Когда Андрей Тарковский хотел экранизировать «Идиота» Достоевского, Толе предполагалась роль рассказчика, то есть самого Федора Михайловича. Ради этой роли Анатолий готов был сделать пластическую операцию, чтобы быть больше похожим на любимого писателя. — Толя, а как же ты будешь сниматься дальше? — спросил Андрей Тарковский. — А зачем сниматься дальше, если я сыграю Достоевского? — был ответ. Показателен в понимании этой позиции человека и актера Анатолия Солоницына пролог к фильму «Андрей Рублев», где «летающий мужик», рискуя своей жизнью, прыгает с колокольни церкви в небо. Его воздушный шар сшит из каких-то кусков кожи. Наполнить шар паром помог ему напарник, которого растерзала толпа. Но нашего воздухоплавателя она все же не успела настигнуть. И вот он парит в воздухе и, удивляясь самому себе, тому, что все же взлетел в небо, говорит: — Летю! И радостно смеется. Поразительно снято начало полета. Это ведь храм Покрова-на-Нерли. Но он показан не открыточно, не фронтально. Вот стены храма накренились, отодвинулись — мы смотрим на них с точки зрения шара, летящего мужика. Увиделись рельефы на стенах храма — это львы, символы власти. Стены еще отодвинулись, и вот весь храм увиделся с высоты, с куполом и крестом, плывущими в небе. И то ощущение полета, которое возникло у меня в душе, когда я впервые увидел храм, повторилось и сейчас, запечатленное кинокамерой. — Эй вы, догоняйте меня! — счастливо кричит таким маленьким коровкам, которые пасутся внизу, на лугу, свершающий, может быть, первый полет в истории человечества русский мужик. Но уже через несколько мгновений он испуганно произносит, почувствовав, как горячий воздух выходит из шара: — Ой, что это? Земля стремительно приближается. Ближе, ближе… — Аа-а! — только и успел предсмертно крикнуть мужик.

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Андрей Андреевич Тарковский, сын великого русского кинорежиссера, сам как режиссер и автор сценария выпустил документальный фильм о творчестве и судьбе своего отца. Фильм замечательно назван: «Кино как молитва». В нем, на мой взгляд, развенчаны многие заблуждения толкователей смыслов творчества Андрея Тарковского, фильмы которого вновь и вновь привлекают внимание не только киноведов, известных и малоизвестных, но и самых разных блогеров, телеведущих, особенно женщин, падких на смакование подробностей личной жизни «звезд». Перед премьерой фильма в Москве Андрей Андреевич дал большое интервью, в котором есть и ответы на многочисленные, подчас крайне обидные, толки по поводу жизни и судьбы его родителей. И фильм, и интервью Андрея Андреевича затрагивают вопросы бытия человека на земле с Богом и без Бога, миссии киноискусства, и потому нельзя обойти их стороной, и хочется продолжить разговор на эти вечные и всегда актуальные темы. Личное Личность и творчество Андрея Тарковского интересовали автора этих строк с юношеской поры, когда мы только-только делали первые шаги: старший мой брат Анатолий – в театре и кино, я – в литературе. Отчаянный шаг Толи, когда мы прочитали в журнале «Искусство кино» сценарий «Андрей Рублев» и пришли в восторг и он на свой страх и риск поехал в Москву на кинопробы и был утвержден на главную роль в 1964 году, я подробно описал в «Повести о старшем брате» . И вот с той поры и по сегодняшний день меня не переставала занимать личность кинорежиссера, который поверил в моего брата – человека, ближе и любимей которого у меня не было и нет в целом свете. Благодаря Анатолию мне посчастливилось не только присутствовать на съемках, но и встречаться с Андреем Арсеньевичем. Несколько раз подробно беседовать с ним, говорить о кино, литературе, творчестве в целом. Я уже тогда понимал, что встречаюсь с выдающимся человеком. Но более всего на меня действовали оценки Толи, когда мы разбирали его роли или говорили о Тарковском. Толя неизменно повторял с убежденностью:

http://pravoslavie.ru/132834.html

И начались мои поездки в Суздаль, Псков, Карелию, Ростов, Вологду… А потом, с 1966 года, были выставки в залах Союза художников на Кузнецком мосту, 20 (рядом с КГБ), привлекшие огромное количество посетителей. Зрители и специалисты открывали для себя древнюю живопись Карелии, Вологды, Пскова, Ростова Великого… Чтобы ощутимее представить себе объем подготовительных работ, скажу, что, к примеру, выставку «Живопись Ростова Великого» мы готовили около десяти лет. В музеях Ростова, Углича и Переславля-Залесского отобрал я несколько десятков икон из местных монастырей и храмов, хранившихся в запасниках, и привез их в Реставрационный центр – ведь все они «нуждались» в руках реставраторов. Здесь-то и происходило их возвращение к жизни. – В чем особенность вашей уникальной профессии? – Пожалуй, в том, что ты одновременно живешь как бы в двух мирах – сегодняшнем и минувшем. Об этом замечательно сказал мой друг, писатель и литературный критик Валентин Курбатов: «Реставратор – профессия, быть может, самая синтетическая: живописец, философ, историк, ремесленник, психолог. Современник, подвижно живущий в нескольких веках. У этой профессии три лица… и шум времени в ней слышнее, чем в остальных человеческих занятиях». Абсолютно точно сказано. Временами мне казалось, что я совершаю фантастическое путешествие на машине времени, попадая в мастерские псковских и новгородских средневековых иконописцев; присутствую на празднике окончания ферапонтовских росписей Дионисием с сыновьями; наблюдаю за монтировкой иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле; «слышу», как старший по возрасту Феофан Грек делает замечания талантливому ученику Андрею Рублеву… – Теперь понятно, почему вас, совсем еще молодого человека, Андрей Тарковский пригласил консультантом на свой знаменитый фильм «Андрей Рублев» – столько ваших открытий, «встреч с прошлым». Савва Васильевич, вы встречались, общались, дружили с без преувеличения лучшими людьми нашей эпохи. Несть им числа. И все же, какая встреча произвела на вас самое глубокое впечатление? Стала в чем-то, быть может, решающей?

http://pravoslavie.ru/31310.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 15 фильмов о покаянии: выбор читателей «Фомы» 7 мин., 23.03.2021 В соцсетях «Фомы» мы попросили читателей поделиться своими любимыми фильмами о покаянии. Пришло несколько сотен рекомендаций, из которых мы выбрали 15 самых частых. Важно: в подборке — фильмы для взрослых зрителей, мы не можем рекомендовать их для семейного просмотра.  1. «Восхождение», 1976. Режиссер Лариса Шепитько Военная драма, действие которой происходят в оккупированной Белоруссии в 1942 году. Главные герои — партизаны, которые ищут продовольствие для своего отряда и попадают в засаду. «Восхождение» — победитель Берлинского кинофестиваля 1977 года, удостоился премии Международного евангелического жюри и премии Международной католической организации в области кино. Вот что о нем рассказала наша (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ): « Для меня фильм “«Восхождение»” — особенный. Я не видела ничего подобного в жизни и не чувствовала. Это кино не про пафос и даже не про героев. Это про ... будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. 1976 год. Мне было на тот момент 10 лет, это был семейный культпоход в кино. Слава Богу, я смотрела фильм глядя в глаза Сотникову, без комментариев взрослых. И ВСЕ поняла. Что есть предательство, что есть ЛИК (а не лицо), есть СВЕТ, ЧИСТОТА и ВЫСОТА. Конечно, я, советский ребенок, никогда не держала в руках Библию. Но у меня был фильм Ларисы Ефимовны “Восхождение”. Для меня, десятилетнего ребенка, это было Евангелие. Ведь “покайся” значит “изменись”... Я вышла после просмотра фильма абсолютно измененной, это был другой человек». 2. «Белый Бим Черное ухо», 1976. Режиссер Станислав Ростоцкий Фильм — экранизация одноименной книги Гавриила Троепольского о преданной собаке и очень разных людях, которые встречаются на ее пути в поисках хозяина. «Белый Бим Черное ухо» был номинирован на премию «Оскар» в 1977 году как лучший фильм на иностранном языке. «У всех бездомных собак когда-то были хозяева». 3. «Андрей Рублев», 1966. Режиссер Андрей Тарковский

http://foma.ru/15-filmov-o-pokajanii-vyb...

Елена 11 февраля 2016, 17:32 Я посмотрела этот фильм в середине семидесятых, в клубном кинотеатре , в таком крупном городе, как Харьков на широком экране его не показывали.Впечатление не передать словами, но то, что это шедевр,было ясно.Это было не просто произведение искусства - это было явление в культурной и духовной жизни страны. За статью огромное спасибо. Елена.Украина.Харьков. larisa 11 февраля 2016, 17:20 Спаси Господи!смотрела фильм в 70 года - Риге.Впечатления были ошеломляющими, к Богу прикоснулась после этого фильма. Творчество Тарковского глубоко проникает в сердце и заставляют думать, думать и думать. Самое яркое впечатление от его фильмов на всю мою жизнь. Благодарю и Слава Богу за все! Константин 11 февраля 2016, 16:27 Я смотрел фильм в ленинградском кинотеатре " Баррикада " (ныне не существующем)либо в конце 70-х, либо в начале 80-х,точно не помню,ходил со своей мамой,которая умерла в 1987 году. Ольга Лаврова 11 февраля 2016, 14:26 Здравствуйте! Меня зовут Ольга Лаврова, я главный редактор интернет-газеты. Я возглавляю светское издание, но сама воцерковленный человек, поэтому постоянно вас читаю. Скажите, пожалуйста, есть ли возможность перепечатать этот материал у меня? Очень хочется показать его и моим читателям. Со всеми ссылками, разумеется. Огромное вам спасибо за эту статью. евдокия 11 февраля 2016, 14:21 спаси господи за этот расказ Лариса 11 февраля 2016, 13:01 Дмитрий, спасибо. Замечательная статья о гениальном человеке. Анна 11 февраля 2016, 12:27 Я посмотрела фильм " Андрей Рублев " во время учебы в институте. В Таганроге на 2 экране города. Время учебы 1979-1984. Смотрела не в 1983-1984, а раньше. Владимир Степанов 11 февраля 2016, 05:08 Вот не знал, что Андрей Рублёв канонизирован совсем недавно. Для меня его " Троица " это в первую очередь пронзительные и дерзновенные воспевания Славы Богу нашему, в которых даже молитвенные просьбы о покаянии, обёрнуты в Его великую и всепрощающую Любовь. Рублёв сродни Царю Давиду, чьи псалмы воспевают Бога во всей Его самой искренней и настоящей красоте и любви. Только Рублёв передал это образом, а не словами. Да, много произведений о Боге, об Апостолах. Как изящно и тонко творил Микиланджело своих героев - св.ап. Петра, Павла, и других авторов можно вспомнить. Но только " Троица " и Псалтирь - это действительно лишенные авторского человеческого самолюбия произведения. В них каждый мазок, каждый слог с великим смирением обращены только к Богу, и Бог в них представлен во всей Своей Правде. Оба произведения одновременно внешне просты, и невероятно глубоки по смыслу и содержанию, так же, как это устроено самим Богом в отношении всего окружающего мipa. От обоих произведений человеческий дух ликует на самом тонком и на самом высоком уровне, ликует там, где падший человеческий разум не способен ничего осознавать и, соответственно, ничего исказить и испортить.

http://pravoslavie.ru/90549.html

И тех школ ученики великому государю бьют челом, чтоб великий государь пожаловал их, указал им свое великого государя жалованье кормовые деньги по определенным их дачам выдать на генварь месяц нынешнего 712 году, итого на 31 день. А что кому иметца кормовых денег выдать, и то писано ниже сего: По 10 денег на день: Тихон Ловзин. Тихон Ловзын рубль 18 алтын 2 деньги взял и росписался. По 8 денег на день человеку: Матвей Ловзин. Великого государя жалованья 41 алтын 2 деньги Матвей Ловзын взял и росписался. (Далее сперва был написан Максим Бутковской, потом зачеркнут и против его помечено: выдать в полы). Федор Бутковской. Федор Бутковской денег рубль 8 алтын взял и росписался. Семен Розладин. Великого государя жалованья 41 алтын 2 деньги Семен Розладин взял. Борис Алтуфьев. Великого государя жалованья Борис Алтуфьев рубль 8 алтын взял. Иван Хорошилов. Великого государя жалованья Иван Хорошилов рубль 8 алтын взял. Сергей Лукьянов. Великого государя жалованья Сергей Лукьянов рубль 8 алтын взял. По 6 денег на день человеку: Яков Рубинов. Великого государя жалованья 31 алтын Яков Рубинов взял. Алексей Зензеров. Алексей Зензеров денег 31 алтын взял. Семен Павлов. Семен Павлов денег 31 алтын взял. Андрей Горлов. Андрей Горлов денег 31 алтын взял. Галактион Чижев. Галактион Чижев денег 31 алтын взял. Иван Карцов. Иван Карцов денег 31 алтын взял. Семен Тарасов. Семен Тарасов денег 31 алтын взял и росписался. По 2 деньги на день: Михаил Фонарников. Михаил Фонарников денег 10 алтын 2 деньги взял и росписался. Всего вышеписанным школьником 16 человеком иметца на сей генварь месяц кормовых денег 17 рублев 10 денег. Помета: 1712 г. февраля в 11 день. По указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина выдать ученикам по окладом их за генварь из школьных росходов, а прошлогодскую на них дачу подписать. (Кн. 105, л. 63. В другой записи, кн. 64, л. 8, Максима Бутковского нет, всего 15 человекам выдано 15 р. 27 алт.). 712-го февраля в 21 день явился в приказе Книг печатного дела князь Василей княж Петров сын Хованской, которой определен по росписи из Сената, и послан он в школу того ж числа к Бретшнейдеру с писцом Иваном Степановым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010