Грязь, с одной стороны – негативный символ, воплощение хаоса, она символизирует нечто нечистое, грешное, с другой стороны, грязь – это глина, та глина, из которой Создатель сотворил первого человека. Мы видим, как конец чего-то превращается в начало – статика переходит в динамику, когда монахи приближаются к нам, мы видим это движение к чему-то обновленному, к чему-то иному. «Андрей Рублев» А. Тарковского «Андрей Рублёв» – историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Фильм рассказывает о жизни иконописца в повествовании, разделённом на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 год, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха Андрея Рублёва. Мишель Вьень: Первая новелла из фильма о Франциске относит нас ко второй главе из фильма «Андрей Рублев» Тарковского. Первая параллель – это символизм дождя. Здесь мы тоже видим троих путников, попавших под жесточайший ливень. Три монаха – Кирилл, Андрей и Данила, останавливаются переждать дождь в избе. Вторая параллель – элемент шутовства. По-итальянски фильм о Франциске называется «Франциск – шут божий». Это положительная характеристика шутовства, можно сказать кротость, когда человек не принимает себя всерьез, не отягощен чувством собственной важности. Другая, темная сторона шутовства представляется нам в облике скомороха из «Андрея Рублева». И здесь первая проблема, о которой можно много дискутировать – статус смеха, статус комического в творчестве. В Священном Писании мы видим Иисуса Христа в разных состояниях, Он испытывает разные эмоции: страх, тревогу, печаль. Своим примером Он как бы оправдывает то, что люди тоже могут испытывать эти эмоции, но нигде нет записей о том, что Христос смеялся над чем-то. Соответственно, смех в Средние века ассоциируется с пространством сатаны как насмешка над святым, выворачивание ценностей. Смех в какой-то степени подчеркивает животность человеческой натуры. И вот это переворачивание с ног на голову мы видим в сцене «Скоморох». Скоморох говорит, что пятая точка заменяет ему голову, потом висит вниз головой в дверном проеме — на все эти проявления смеха можно отреагировать двумя способами. Первый способ показывает нам Кирилл. Для него скоморох – это однозначно отродье дьявола, он выводит наружу худшее в нас. Смех, насмешка имеет очень большую власть над нами, может нас сильно ранить.

http://pravmir.ru/professor-mishel-ven-d...

«Слушайся своего сердца», – написал он в своей «Зеленой тетради», куда заносил полюбившиеся ему афоризмы и свои мысли: «Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю». Это действительно был девиз и содержание его «внутреннего человека». И еще он записал: До сих пор, написав рассказ, повесть, роман, думаю: «А что сказал бы, прочитав мои писания, старший брат?» «Храните деньги в сберегательной кассе!” – громадными неоновыми буквами светится реклама. А я бы написал: Храните ваши души!”» Меня он научил многому. Прежде всего, любить и верить. Именно с фильма «Андрей Рублев», когда он вызывал меня на съемки, и началось движение моей души, которая устремилась к самому высшему, что выражено Рублевым в бессмертной «Троице», в совершенной, идеальной красоте храма Покрова на Нерли. До сих пор, написав рассказ, повесть, реже роман, думаю: «А что сказал бы, прочитав мои писания, старший брат? Андрей Арсеньевич? Как это соотносится с тем, что создали они?» И сразу многое становится на свои места. «Быть знаменитым некрасиво» Сцена из спектакля «Гамлет». Гертруда – Маргарита Терехова, Гамлет – Анатолий Солоницын Успех пришел к Анатолию после окончания работы над фильмом «Андрей Рублев». Но ведь фильм мучительно пробивался на экраны. Уже получив оглушительный, невиданный успех в Париже, картина вышла у нас – да и то «третьим экраном». Понадобилось для этого целых пять лет. Анатолия узнала и полюбила кинематографическая среда. Он стал сниматься у самых лучших режиссеров своего времени – Сергея Герасимова, Алова и Наумова, молодых Вадима Абдрашитова, Ларисы Шепитько, Никиты Михалкова. К узнаванию на улице он относился крайне отрицательно – это бывало не так уж часто, в основном после творческих встреч. Квартиру в Ленинграде, где он недолго работал в театре Ленсовета, он получил благодаря ходатайству Григория Козинцева, «мэтра» Ленфильма, к которому, в свою очередь, обратился Андрей Тарковский. Но эту квартиру пришлось оставить – после развода с женой.

http://pravoslavie.ru/123417.html

На выставке «Моя история. Рюриковичи» продолжается программа показов российского кино Москва, 19 ноября 2014 г. В ЦВЗ «Манеж» продолжается обширная программа показов российского кино в рамках выставки «Моя история. Рюриковичи», сообщает СИНФО. Кадр из фильма " Андрей Рублев " , реж. А.Тарковский      На открытии программы кинопоказов один из организаторов выставки – историк и писатель Александр Мясников – отметил, что выставка, охватывающая семь столетий истории Древней Руси, будет интересна для многих зрителей: «Многие найдут в этом периоде случайные и неожиданные истории, которые можно воспринимать как кино». С тем, что множество невероятно «живописных» событий времен Рюриковичей могут стать основой для зрелищного кино, соглашался и Павел Лунгин, фильм «Царь» которого представлен в программе кинопоказов. «Я рад, что фильм был отобран для программы, хотя он сложный и непростой, рассказывает о мучительном периоде нашей истории», – поделился режиссер и добавил: «Чтобы мы жили нормально, нужно вернуть народу любовь и вкус к кино». В программу киномарафона вошли игровые полнометражные, документальные и анимационные фильмы. Поддержку организаторам оказали студия им. Горького, Ленфильм, а также Мосфильм. Афиша 2982 г. " Ярославна, королева Франции " , реж. И. Масленников    Мосфильм представил к показу 4 картины – шедевры мирового кино: «Александр Невский (реж. Дмитрий Васильев, Сергей Эйзенштейн, 1938 г.), «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский, 1966 г.), «Минин и Пожарский», реж. Всеволод Пудовкин, 1938 г.), «Ярославна, королева Франции» (реж. Игорь Масленников, 1978 г.). Они стали основой программы показов, но важную ее часть составляют и картины российских режиссеров последних лет, как подчеркнула составитель программы показов Ирина Измайлова, позволяющие «почувствовать современный пульс истории». Режиссер Станислав Подивилов рассказал о своих анимационных фильмах «Это мой выбор… Ведь я уповаю на Бога…», «Твой крест» и «Ослабя и Пересвет» 2012 года, которые по эстетике и содержанию относятся к эпохе Рюриковичей. Они составляют специальную программу для детей (6+).

http://pravoslavie.ru/75248.html

Там – аплодисменты, тут – поругание Андрей Тарковский на съёмках кинофильма «Андрей Рублев» Через год Каннский фестиваль стал заваливать советское руководство письмами – просить, чтобы фильм дали посмотреть западному зрителю. Как-то неудобно было отказывать: это испортило бы отношения, которые портить не хотелось. И тогда Романов придумал хитрость: права на показ фильма в Западной Европе продали французской фирме, а, по условиям фестиваля, только сама страна могла представить фильм для участия в конкурсе. Советские чиновники надеялись, что фильм никто не увидит – на фестивале, по крайней мере. А если в кинотеатрах будут показывать, то кто об этом узнает в Советском Союзе? Мало ли что на Западе идет в кинотеатрах. Главное: премии фильм не получит, внимания западной прессы к нему не будет. И потирали руки от удовольствия. Но… рановато радовались. Руководство Каннского фестиваля приняло решение показать фильм «Андрей Рублев» вне конкурса! Это была бомба. Власти пытались что-то предпринять, хотели даже расторгнуть сделку с фирмой, которой были проданы права, но тогда бы пришлось выплатить ей огромную неустойку – в несколько миллионов долларов. Это решило вопрос в пользу фильма. «Андрея Рублева» показывали в Каннах несколько раз: на открытии и на закрытии фестиваля. Каждый раз – аншлаг. Это стало главным событием кинофорума. Фильму дали премии, какие только можно было дать по условиям фестиваля: очень престижную премию «ФИПРЕССИ» – Международной организации киноведов и кинокритиков; премию Экуменического жюри, в которое входили представители разных христианских конфессий, – за лучший религиозный фильм. Это была победа. Большая победа нашего искусства. Фильм показали и в Советском Союзе – в каких-то подмосковных крошечных кинотеатриках. А потом опять положили на полку. А чтобы как-то объяснить советским зрителям, почему фильм, обласканный мировой киноэлитой, смотреть нельзя, его продолжали поливать грязью. Так он и пролежал до «перестройки»: был показан только в 1986 году, на ретроспективе фильмов Тарковского.

http://pravoslavie.ru/90549.html

- С другой стороны, можно сказать, что мы ухаживаем за больным, потому что нам так положено. А данного человека мы не любим. Вы считаете, в том, что она каждый день ходила, могло быть лицемерие? - Нет, она бросила свои дела, (до этого она жила у своего духовного отца, известного старца), ей было очень хорошо там жить, ее ценили. А она уехала обратно в город, где жить ей было и морально, и физически очень и очень тяжело. В общем, человек пошел на многие жертвы, чтобы ее оплевывали, издевались. Она поняла, что некому ухаживать, а парализованная женщина была ее дальней родственницей, и приехала к ней. И никто, кстати, об этом не узнал и не сказал ей спасибо. Таких людей мало. - В кино практически единственный пример фильма, герой которого иконописец, это " Андрей Рублёв " Тарковского... - " Андрей Рублев " - это фильм не про монахов, а критика советского строя. Когда ослепляют этих желающих уйти на запад мастеров, это же намёк на Солженицына и подобных диссидентов. Я считаю, это фильм о современных для Тарковского проблемах, и его герой - не иконописец, а интеллигент-шестидесятник... - А с вашей точки зрения, Андрей Рублев - не интеллигент? - Понятие " интеллигент " надо сначала определить, многие люди понимают по-разному. Для меня это понятие ругательное, это человек, обладающий какими-то нравственными качествами: порядочный, образованный, честный, но постоянно стремящийся к борьбе с властями, и при этом сам малоспособный к созидательной работе. Этот постоянный конфликт приводит к тому, что человек ведет разрушительную деятельность. Так это было и в XIX веке, так это было и с диссидентами советскими... Часто бывает так, что, поверив, интеллигент себя сравнивает не с мытарем, а с Христом, что видно и по фильму Тарковского (там показано откровенное распятие русского интеллигента в грязи повседневной жизни). - В этом смысле Вы Андрея Рублева, по Тарковскому, интеллигентом можете назвать? - У него есть все черты диссидентствующего человека: ненависть к власти, которая жаждет только держать народ в варварском состоянии и тянуть из него все соки и все силы; презрение к собственному народу, отношение к народу как к несчастному, но несмышленому, тупому зверю, который он тем не менее любит, идет ради него на какие то жертвы.

http://foma.ru/ikonopisecz-aleksandr-bel...

Андрей Тарковский. Ностальгия по настоящему До такого кино мне следовало еще дорасти 29 декабря, 2016 До такого кино мне следовало еще дорасти 30 лет назад – 29 декабря 1986 года не стало режиссера Андрея Тарковского. А 4 апреля 2017 года мастеру исполнилось бы 85 лет. «Фильм «Андрей Рублев» шел в малом зале, на втором этаже кинотеатра. Фильм настолько отличался от всего, что прежде мне довелось увидеть, но я почти ничего не понял, однако почувствовал, что это было настоящее кино, в котором настоящим мастером была показана жизнь. Значит, до такого кино мне следовало еще дорасти. Как надо дорасти до любимых режиссером музыки Баха, картин Брейгеля или русских икон. Поскольку «нравится или не нравится» – это совсем не тот вопрос, который в таком случае можно задавать», – протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова, размышляет о том, чем фильмы мастера дороги ему лично и что каждый может найти в них. «Времена меняются» Протоиерей Александр Балыбердин Так случилось, что с творчеством Андрея Тарковского я познакомился также ровно тридцать лет назад. Тогда, приехав из армии в отпуск в родную Вятку, я узнал, что в один из вечеров декабря 1986 года в кинотеатре «Мир» на улице Ленина будет демонстрироваться фильм «Андрей Рублев», о котором к тому времени я уже был наслышан, но посмотреть еще не смог. Видеомагнитофоны в то время были большой редкостью, интернет казался фантастикой, а в кинотеатрах фильмы Тарковского не шли. Поскольку в 1984 году режиссер, несколько лет работавший в Италии, решил «остаться на Западе» и официально считался «невозвращенцем». Впрочем, авторское кино в г. Кирове все же можно было увидеть. Например, на встречах киноклуба «Сталкер». Но прийти на них мне, безусому студенту, было решиться нелегко. Настолько участники этих встреч казались мне взрослыми и искушенными. Однако, как пел рок-музыкант, а ныне нобелевский лауреат Боб Дилан, «времена меняются». И они действительно менялись. Причем на наших глазах. Заканчивался второй год «перестройки», благодаря которой к русскому зрителю и читателю вернулись произведения многих изгнанников – поэтов и писателей, артистов и режиссеров, философов и богословов, а также Библия и сама возможность безбоязненно прийти в храм, принять святое Крещение, встретиться со священником, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

http://pravmir.ru/andrey-tarkovskiy-nost...

Андрей Бодько Мы живем в очень консервативное время во всем, что касается церковного искусства. Есть постановление Стоглавого собора 1551 года, что нужно писать с лучших образцов. В результате все подражают лучшим мастерам средневековья. Вроде бы это неплохо. Но, по-моему, те же музыканты честнее в этом отношении, так как все играют на разных инструментах, а не только, скажем, на пианино или скрипке потому, что это лучше, высоко или престижно. А если и играют, то никому в голову не приходит играть только как Гленн Гульд.  Каждый слушает свое сердце, и кто-то стучит на барабанах, кто-то играет на флейте или гармошке. То есть каждый человек использует свои способности, слушает свое сердце при выборе музыкального инструмента. И никто никого не укоряет, что ты не Гленн Гульд и не играешь только на пианино.  Понятно, что и музыканты учатся играть, изучая классику. Но это – лишь этап образования. Впоследствии многие сочиняют свои произведения, находят новую манеру, понятную современному слушателю, играют в группах и ансамблях. Ведь каждому человеку дана способность прославлять Бога в свою меру и по своим силам. Не убивать в себе художника – Если вы пишете для себя, то на что вы живете, содержите семью? – Во-первых, я – священнослужитель, служу диаконом, и мне платят зарплату. Во-вторых, я не говорю, что не пишу заказы. И если ко мне приходят заказчики, они не приносят фотографию, как это чаще всего бывает с иконописцами, со словами: «Напишите мне вот так», – и иконописец обязан все точно скопировать. Большинство моих заказчиков знают, как я пишу, что у меня своя манера, свои предпочтения, и они мне говорят: «Андрей, напиши, как ты пишешь, только вот такой сюжет, и все». То есть я не берусь за такие заказы, когда мне приносят фотографию и говорят: «Напиши, как Андрей Рублев». Я говорю: «Я не Андрей Рублев, не мастер такой величины, и так написать не сумею. Посмотрите мои работы, если вас устраивает такая стилистика и такой подход, то с удовольствием напишу для вас. Постараюсь максимально выложиться, сделать, насколько могу, хорошо. Если нет, обратитесь к тому мастеру, который вам более близок».

http://pravmir.ru/ya-risoval-graffiti-na...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 100 главных фильмов: «Андрей Рублев» 1 мин., 02.11.2012 «Фома» продолжает проект  «100 главных фильмов» . Известные деятели искусства, журналисты и просто друзья нашего журнала называют фильмы, которые они считают необходимым показывать детям и подросткам. А также объясняют: почему именно эта картина важна для подрастающего поколения. Сегодня свой фильм-кандидат рекомендует Юрий Арабов, поэт, писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России:  В фильме дается история страны, история культуры. Не просто картина средневековой Руси, но – основы русской жизни. Фильм, сделанный великим русским режиссером, позволяет эти основы понять, осмыслить и получить дальнейшую прививку от плоскостно-лубочного восприятия нашего прошлого. Андрей Тарковский снял свой фильм, который специалисты относят к вершинам мирового кинематографа, в 1966 году. Первоначально, на стадии сценария, предполагалось, что картина будет называться «Страсти по Андрею».  Советский прокат картина вышла в 1971 году. Из отдельных новелл, из которых состоит лента, как из фрагментов мозаики, складывается объемная и глубокая картина жизни Средневековой Руси – ее бытовой, духовный уклад. Однако фильм не был воспринят однозначно, и речь даже не о советской критике. Так, Александр Солженицын уже в восьмидесятых писал: «Даже дыхания той жизни в  фильме  нет нигде и ни на ком, ни даже на Рублёве, ни даже в сцене с умершим Феофаном Греком. Вместо того протянута цепь уродливых жестокостей. Если искать общую характеристику фильма в одном слове, то будет, пожалуй: несердечность». Сам Тарковский так писал об идее фильма: «Русские люди уверовали в свою силу, в своё окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника» Сценарий Андрея Тарковского и  Андрея Кончаловского. Оператор -  Вадим Юсов. В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирина Тарковская, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/100-glavnyix-filmov-andre...

2981       Лихачев Д.С. Памятники культуры – всенародное достояние/История СССР. 1964. 1. С. 3–12. 2983       Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. M., 1947–1948. 2-е изд., доп., с обширным комментарием Г.И. Вздорнова: M., 1986. Итал. пер.: Storia della pittura bizantina. Torino, 1967 (существует также сокращенное карманное издание). 2984       История русского искусства. Т. 1–3. M., 1953–1955. Нем. пер.: Geschichte der russischen Kunst. I-III. Dresden, 1957–1959. 2985       Гращенков B.H. Список опубликованных трудов B.H. Лазарева//Искусствознание. 1998. 1. С. 27–34; Он же. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие//Древнерус. искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. С. 8–32; Khrushkova L. Lazarev V.N.//PChA. Bd. II. S. 799–801. 2986       Лазарев B.H. Византийская живопись: Сб. ст. M., 1971; Он же. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. M., 1978; Idem. Studies in Byzantine Painting. L., 1993. 2987       Лазарев B.H. Искусство Новгорода. M.; Л., 1947; Он же. Мозаики Софии Киевской. M., 1960; Он же. Фрески Старой Ладоги. M., 1960; Он же. Андрей Рублев. M., 1960 (венг. пер.: Rubljov. Budapest, 1963); Он же. Феофан Грек и его школа. M., 1961 (нем. пер.: Theophanes der Grieche und seine Schule. Wien; München, 1968); Idem. Russian Icons: From the Twelfth to the Fifteenth Century. N. Y., 1962; Idem. Old Russian Murals and Mosaics: From the XIth to the XVIth Century. L., 1966; Он же. Михайловские мозаики. M., 1966; Он же. Андрей Рублев и его школа. M., 1966 (итал. пер.: Andrej Rublev. Milano, 1966); Он же. Новгородская иконопись. M., 1969; Он же. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. M., 1970; Он же. Московская школа иконописи. M., 1972; Он же. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. M., 1983 (перепеч.: M., 1994, 1996; итал. пер.: L’arte russa del le icone: dalle origini all’inizio del XVI secolo. Milano, 1996); Idem. L’arte dell’antica Russia: Mosaici e affreschi. Milano, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1351 . Бухаркин П. Е. Старчество и смена писательского типа в русской литературе//Вестник С.-Петерб. ун-та. СПб. 1993. 2: История, языкознание, литературоведение. 2. 70–78. 1352 . Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М. 1995. 638. 1353 . Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Н. Новгород 1995. 1. 476. О трех степенях Богопознания; 2: О предметах религиозного познания; 3: «Душевный человек» в борьбе со страстями (начало)]. 1996. 2. 456. «Душевный человек» в борьбе со страстями (продолжение)]. 1997. 3. 539. «Душевный человек» в борьбе со страстями (продолжение)]. 1998. 4. 411. «Душевный человек» в борьбе со страстями (окончание). Жизненный путь епископа Варнавы (биогр. очерк)]. 1354 . Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама //ЖМП 1960. 10. 33–44. 1355 . Власова А. А. Трансформация аскетического идеала святогорцев-славян в русской культуре//Агиологическое древо русской культуры. М. 2000. 46–59. 1356 . Глушкова В. Люди и монастыри. Воронеж 1997. 478. 1357 . Голейзовский Н. К. Заметки о творчестве Феофана Грека//ВВ 1964. 24. 139–149. 1358 . Голейзовский Н. К. «Послание иконописцу» и отголоски исихазма в русской живописи//ВВ 1965. 26. 219–238. 1359 . Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв.//ВВ 1968/1969. 29. 196–210. 1359-а. Голейзовский Н. К. «Послание о рае» и русско-византийские отношения в середине XIV века//Искусствознание. Ж-л по истории и теории искусства. М. 2001. 2. 82–114. 1З60. Гролимунд Василий. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток и Запад/Ред. Водолазкин Е. Г. СПб. 1999. 122–135. 1361 . Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1972. 172. [С анализом исихастских влияний ( Исаак Сирин , Палама и др.)]. 1362 . Денисенко А. Студииний статут Печерського монастиря//Kuib. старовина. Kuib 1996. 1. 125–126. 1З6З. Древнерусские иноческие уставы. Уставы российских монастыреначальников/Сост. еп. Амвросий (Орнатский) . М. 2001. 293.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010