Иконы преподобного Андрея Рублева Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. 17 июля, 2013 Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. Содержание статьи Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева? О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре. Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов. Загадка иконописца Андрея Рублева Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия. Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

http://pravmir.ru/ikony-prepodobnogo-and...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева     Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу». Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Преподобный Андрей расписал много храмов в Москве, Звенигороде и других местах, но от его фресок сохранились только фрагменты. Он написал очень много иконостасов, но полностью ни один иконостас тоже не сохранился. Из Звенигородского иконостаса до нас дошло только несколько икон. Самая знаменитая – «Спас», которую отняли у Церкви, и она сейчас в Третьяковской галерее, и «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» – тоже в Третьяковской галерее. Эти иконы каждый из нас должен обязательно увидеть, и не только увидеть, надо их знать, надо на них долго и долго смотреть, надо их очень хорошенько запомнить, особенно «Троицу», написанную по благословению преподобного Сергия и ставшую художественным изображением высокого богословия этого святого, который в честь Пресвятой Троицы основал свой монастырь – Троице-Сергиеву Лавру. Ее так и называли – дом Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Часть IX. Единая в главном (о христианской культуре) Стихийный возврат Книга об Андрее Рублеве В конце прошлого года вышла превосходная книга нашего известного искусствоведа Алпатова, посвященная иконописцу Андрею Рублеву 306 . Живший в XV веке Андрей Рублев – монах сначала Троице-Сергиевой лавры, а потом Андроникова монастыря под Москвой – известен сейчас каждому культурному человеку как один из величайших живописцев. Его иконы «Троица», «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и многие другие до сих пор привлекают к себе восторженное внимание историков искусства. Но, изучая произведения, анализируя технику, краски, линии Рублева, наши специалисты 307 ограничиваются формальным подходом, как бы забывая ту среду, в которой он жил, в которой вырос и сформировался его художественный талант, ту традицию, которой Рублев обязан всем своим ростом. Исследователи просто пишут, что Рублев был монахом – и все. Заслуга же Алпатова в том, что он очерчивает духовно-нравственный мир Рублева, чем возвращает его искусство к истокам, из которых оно выросло и которые продолжают светить в нем. Андрей Рублев жил в монастыре, основанном святым Сергием Радонежским. А имя Сергия Радонежского связано с поразительным духовно-нравственным и творческим подъемом, который переживала Русь XIV–XV веков. Для молодого Рублева, пишет Алпатов, жизнь в Троицкой обители «имела значение школы нравственного воспитания». В свете дальнейших его творческих успехов можно утверждать, что «ему предстояло выразить на языке искусства многое из того, что прошло перед его глазами», что «составляло основу морали его наставников, ту готовность к самоотверженности и самопожертвованию, которая называлась тогда „смирением», ту мудрость, которая для людей той поры была неотделима от их практической жизни» 308 . И далее Алпатов пишет: «Было бы неверно считать, что русским того времени были совершенно недоступны глубины философской мысли. Монахи в то время были книголюбами; в монастырях имелись богатые книгохранилища, в них усердно переписывались древние рукописи. Здесь не только изучали и толковали отцов Церкви, но и приобщались через них к основам греческой философии» 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. 17 октября, 2010 Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним. Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы. 17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности. Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал. Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-andreya-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память святых Царственных мучеников для нас особенно драгоценна, потому что они — венец всей русской святости. Святейший Патриарх Алексий II в самом начале так называемой «перестройки» благословил строительство храма в честь Всех русских святых на месте взорванного Ипатьевского дома, как бы свидетельствуя о том, что святые Царственные мученики есть увенчание подвигов всех наших святых. И действительно, они завершают крестный путь Русской Православной Церкви — от святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых прославленных русских святых, до последнего нашего русского царя. В этом ряду стоят многие святые, такие как Михаил Черниговский, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, память которого Церковь также совершает сегодня. У Господа все промыслительно. Как день рождения Государя пришелся на память святого праведного Иова, и он таинственно определил весь путь Царя-мученика, так и святые, память которых совпадает с днем мученической кончины нашего Государя, так же пророчески указывают на его подвиг. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был первым собирателем русских земель, можно сказать, — первым русским самодержцем, который утверждал идею государственной власти на христианских основах. И он принял такую же мученическую кончину от врагов Церкви и государства Российского. Преподобный Андрей Рублев — дивный иконописец, открывающий нам красоту образа Божия. Известный русский богослов сказал, что, глядя на его иконы, можно видеть, что Бог есть. То же самое можно сказать, глядя на Царскую семью, на всю их жизнь, на весь их крестный путь до мученической смерти. Преподобный Андрей Рублев показывает нам в своих иконах духовную красоту Господа, Божией Матери и святых. И в лицах Царя Николая, Царицы Александры и их детей — в их ликах, уже как бы написанных Самим Господом, — мы видим эту нетленную красоту. Мы знаем, что многие до прославления святых Царственных мучеников молились перед их фотографиями как перед иконами. Они иконописны — в них чистота, беспредельная доверчивость Богу, высшая духовная красота. Промыслом Божиим преподобный Андрей Рублев возвещает нам в этот день, что мы должны так изменить свою жизнь покаянием, чтобы и в нас запечатлелась красота Христова.

http://moral.ru/uvenchanie/

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Андрей Рублев Основные произведения св. преп. Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Вла¬димире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. XIV — нач. XV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало XV в.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70—80-м гг. XIV в.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2017 20 мин., 21.08.2017 1-я страница обложки – на белом фоне парящая в воздухе красная подушка с вышитым на ней крестом (фото Diomedia) и надпись: «Как спать святым. Что снилось святым и нужно ли нам доверять своим ночным видениям». См. в разделе «Вера» материал: Тихон Сысоев «Как спать святым? Какие сны видели праведники?» (с.32-35). Пролог :  (на заставке фото Wade Brooks/Flickr/CC BY-NC 2.0)   Леонид Аронзон. «День с короткими дождями…» Стихотворение. 1966//Фома. - – август 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Август //Фома. - – август 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 1 августа. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца         (1903 год). – С.4; 19 августа. 110 лет назад, в 1907 году, в Санкт-Петербурге освящен       собор Воскресения Христова (Спас на Крови). Фото         rdesing812/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0. – С.4; 19 августа. Преображение Господне . Ил.: Гора Фавор, где       произошло Преображение Господне. Фото      Israeli Ministry of TourismFollow/Flickr/CC BY--ND 2.0. – С.5; 20 августа. 80 лет назад родился режиссер Андрей Кончаловский .    Фото Зураба Джавахадзе/ТАСС. – С.5; 28 августа. Поместный собор Русской Церкви . Фото 1917 года. – С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Что не происходит в Лондоне и как это коснется России - – август 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). этой колонки смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru).   Интервью номера: Лев Карахан . Андрей Тарковский: преодоление немоты [Беседа с известным кинокритиком и продюсером Львом Караханом]. Беседовал Тихон Сысоев . Ил.: Андрей Тарковский на съемочной площадке. Фото; Андрей Тарковский с родителями. Фото; Режиссерская фильмография Андрея Тарковского. Изография; Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966); Кадр из фильма «Сталкер» (1979); Полароидные снимки Андрея Тарковского. Печатается с разрешения Международного Института им. Андрея Тарковского; Андрей Тарковский на съемочной площадке фильма «Сталкер». 1979//Фома. - – август 2017. – С.8-21. – (рубрика « Интервью номера »). Имеются биографические справки: « Лев Карахан » (С.10) и « Андрей Тарковский (1932-1986) » (С.11).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-172-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрей Рублев и Николай Второй Размышления о сверхзадаче Русской культуры 20.07.2020 879 Время на чтение 4 минуты Не все совпадения в жизни значимы, но некоторые действительно дают повод увидеть в них потаенный смысл. В церковном календаре совпадает день памяти преподобного Андрея Рублева и царя страстотерпца Николая Второго. Есть ли в этом совпадении особая «связь времен»? Есть ли особый дух русской культуры, позволяющий связывать столь отдалённые по времени явления и личности? Можно ли вообще говорить об особом духе русской культуры в эпоху, когда она блуждает среди нулей, почти утратив всякую связь со своей судьбой? Что нам известно про Андрея Рублева? Несколько строк в летописях. Хотя для иконописца той эпохи – это чрезвычайно много. От времени Николая Второго остались тысячи документов, написаны сотни книг. Но тексты не всегда дают главное – понять человека, а лучший способ понять его – просто взглянуть ему в глаза. Однако увидеть другого человека – порой самое трудное в жизни. Обычно мы видим не человека, а его форму, мундир, звание, чаще же всего мы видим не другого, а свои предрассудки. Эпоху Преподобного Андрея Рублева, как и эпоху Николая Второго иногда называют русским Возрождением. Возможно ли такое сравнение? Безусловно в России не было движения подобного Итальянскому Возрождению, хотя был действительно великий духовный и художественный подъем, как и в начале XV, так и в начале ХХ века. Но Возрождение – это не только новое обращение к античности, но и особое отношение к человеку. Гуманизм – вот главное содержание великой эпохи европейской истории. Русская культура также дала нам свой пример своего особого отношения к человеку. Не как норму, а как возвышенный идеал, в основе которого преодоление отчуждения, той ненавистной розни, которая преодолевается воззрением на Пресвятую Троицу, как учил преподобный Сергий Радонежский. Молитва преподобного Сергия Радонежского созидала Дом Пресвятой Троицы, дом, в котором творилось пространство русской культуры – Святую Русь, где главной ценностью было Имя Бога. Спор о природе имени Бога стал главным богословским и философским спором начала ХХ века. Этот последний крупный философский спор русской культуры так и остался до конца неразрешенным.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/20/an...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010