Белов В.А. Панно «Сокольничий», 1972 год Владимир Андреевич брался за воплощение самых разнообразных тем. Многочисленные миниатюры художник посвящает русским сказкам: это и «Сказка о мертвой царевне» (1956 и 1958), и «Снегурочка» (1960), и «Василиса Прекрасная» (1960 и 1962), другие работы. Увлекаясь народным эпосом и обладая редким даром поэтической фантазии, Белов создает ряд замечательных произведений: «Русские богатыри» (1959), «Руслан и Голова» (1959), «Вольга и Микула» (1962). Не оставаясь в стороне от современной тематики, мастер пишет работы, посвященные освоению космоса, – такие как, например, «Небесные братья» (1962). Художник с большой творческой фантазией передает образ покорителей космоса, сравнивая их со скачущими в безбрежном пространстве, среди мерцающих звезд всадниками. Черная поверхность шкатулки передает глубину и загадочность космоса. Обращаясь к исторической теме, он пишет миниатюры «Ермак» (1957), «Нижегородцы у Дмитрия Пожарского» (1961). Но всё же главной в творческом наследии художника, несомненно, является миниатюра «Андрей Рублев» (1963). По глубине замысла и творческому обобщению исторических событий она отличается от других работ мастера, занимая особое место. В ней образ древней Руси, ее многострадальность и величие представлены эпически. Раздвинулись привычные рамки лаковой миниатюры, словно бы многократно увеличилась маленькая плоскость шкатулки. В работе с большим умением используются выразительные возможности цвета. Драматизм сюжета подчеркивается багряным и киноварно-красным цветом по краям композиции, противопоставленным более спокойному и просветленному центру. Андрей Рублев изображен работающим над своей знаменитой иконой «Троица» – олицетворением единства мира и гармонии вселенной. Всё продумано художником до мельчайших деталей, зритель следует за мыслью автора, погружаясь в атмосферу далеких событий. К этой теме Владимир Андреевич возвращался много раз, находя новые композиционные решения и трактовку образа великого русского иконописца.

http://pravoslavie.ru/70668.html

— А откуда возник этот запрос в стране, где чуть ли не половина населения никогда не посещала церковных служб? — Люди просто хотят понять смысл жизни, укрепиться в ней, найти для себя иные ценности помимо зарабатывания денег. — А многих страшит сейчас клерикализация общества... — Побойтесь Бога, какая клерикализация? У нас атеистическое общество. Постоянно слышу вопросы о введении уроков истории религии в школе. Сто раз уже объясняли, что это пригодится людям, чтобы понимать живопись, музыку... Да большинство сюжетов классической живописи написаны на религиозные темы! Вопрос в том, что где-то это могут сделать неудачно, как у нас в России часто бывает, но суть остается та же: знания о религии нам крайне необходимы. — Вы ведете мастерскую во ВГИКе. Как вы считаете, будет ли интересен " Поп " вашим студентам, молодежи? — Кому-то будет, кому-то нет. В мастерскую я набираю очень разных ребят. У меня бывают к ним претензии по части образованности, общей культуры, хотя и в этом смысле молодежь стала образованнее, чем лет пять назад,— они больше знают, им многое интересно. А в чем-то я, наоборот, даже учусь у них. К тому же я не требую, чтобы им нравилось мое кино. Им даже запрещено называть мои фильмы на вступительных экзаменах — это двусмысленно в любом случае. — Ваш фильм кто-то наверняка назовет госзаказом. Как вы относитесь к госзаказу и пропаганде в кино? — Спокойно. Знаете ли вы, что " Андрей Рублев " — это был госзаказ, в советское время за него боролись. Госзаказ есть везде, в Америке делают заказные фильмы на деньги Пентагона, и никто не рвет на себе волосы. А много ли у нас таких фильмов? Да пока не очень! Значительно больше хлама, есть много картин, снятых на государственные деньги, где наша страна представлена в не слишком приглядном свете, и ничего, они тоже получают призы на кинофестивалях. Почему бы среди всего этого Вавилона не быть и госзаказу? — Вы как-то цитировали Тарковского, что художник не должен быть свободен... — Он читал у нас мастер-класс и сказал, если точнее, что художнику свобода не нужна. Андрей Рублев писал свою " Троицу " в условиях жесточайшего церковного канона и создал шедевр — вот, что он имел в виду. И мы получили блестящее подтверждение слов Тарковского: в советское время с его цензурой у нас появилась блестящая плеяда режиссеров, а когда мы получили свободу, оказалось, что никто не знает, куда идти и что делать. Конечно, художнику нужна свобода, но и внутренняя ответственность тоже должна быть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Вневременная красота Иерей Димитрий Симонов Сейчас люди делятся на два лагеря. Одни говорят, что надо идти вперед и искать новые формы выражения эстетики. Другие возражают им — надо строго следовать канонам и сохранять то, что нам было оставлено. Вопрос, правда, остается открытым, что же нам было оставлено и когда? B IV beke, XIX-м или II-м? Третьи говорят, что нужно просто следовать тому стилю, который тебе нравится. Как же мы должны хранить традицию, и в какой мере мы можем привносить что-то новое? Архимандрит Зинон (Теодор) иконописец Пока наше богослужение и, в первую очередь, Божественная литургия остается византийской по своей форме. Если сейчас кто-то вздумает ее осовременить, то надо заново изложить весь чин Евхаристии. И если это по качеству будет лучше, то прекрасно. Если хуже, то лучше тогда оставить, как есть. Настоящее чутье может выработаться только в процессе приобщения к традиции, в процессе изучения церковного искусства разных эпох. Всякое значительное произведение искусства всегда имеет в своих недрах ту самую Красоту. У человека постепенно появится чутье, где ее искать и как ее определять. Мы все, ныне живущие, оказались оторванными от традиции, и для того, чтобы появился какой-то новый изобразительный язык, который будет характерен для данной эпохи, нужно сначала максимально к этой традиции приобщиться. Тогда сама жизнь породит что-то новое, и это будет достойно и равноценно. Ирина Константиновна Языкова искусствовед Мы живем в уникальную эпоху, когда наши представления о традиции достаточно расширились, потому что сегодня в иконографии мы можем одновременно представить себе весь ряд изображений — от катакомб до современности. В таком состоянии раньше церковные художники не жили. Максимум они знали то, что делали их непосредственные предшественники и близлежащие школы. Но, с другой стороны, это и сковывает современного церковного художника, потому что тогда получается вкусовщина: кому-то нравятся ранние христиане, кому-то что-то еще.., и возникает вопрос: а под какой век мы будем писать? Но нельзя же жить под какой-то век. Мы можем взять древнюю форму, но все равно мы мыслим не так, как Андрей Рублев или ранние христиане. Соединить вечность и время, то, что актуально и то, что вечно — это самое сложное. Сейчас мы соглашаемся с тем, что традиция разнообразна. Двадцать лет назад говорили, что писать надо только как Андрей Рублев, а византийская традиция порицалась. Только надо помнить одну простую вещь: нельзя ставить целью создать какой-то новый иконографический язык. Это столь же бессмысленно, как захотеть создать новый речевой диалект. Все сделает сама жизнь. А от нас требуется смиренное учение, поначалу даже подражание. В Императорской Академии художеств обучение начиналось с копирования оригиналов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

2 апреля 2014 года на сайте Православие.Ru было опубликовано обращение архимандрита Тихона (Шевкунова) к читателям с предложением совместными усилиями написать второй том книги «Несвятые святые» . Мы уже получили по адресу kniga@pravoslavie.ru несколько сотен Ваших историй. Ниже мы публикуем рассказ, присланный нашим постоянным автором, писателем Алексеем Солоницыным . Номинант Патриаршей литературной премии 2012 года вспоминает о том, как съёмка в фильме «Андрей Рублев» изменила жизнь не только его старшего брата – известного актера Анатолия Солоницына, но и его собственную. Присылайте ваши истории по адресу kniga@pravoslavie.ru Анатолий Солоницын на съемках фильма «Андрей Рублев» В жизни каждого из нас есть такой человек, который оказал решающее воздействие на выбор пути, по какому тебе предстояло идти. И если задуматься, то непременно вспомнится день, когда душа твоя встрепенулась, проснулась ото сна. Словно тот человек толкнул часы, которые остановились, и они начали свой ход, двинулись, и вы пошли вперед, уже радостно зная, по какой дороге идти. Таким человеком в моей жизни был старший брат Анатолий . Вместе мы росли, я догонял и перегонял его – и снова отставал. Все наши увлечения, привязанности: почтовые марки, книги, кино, театр – были общими. Толя во всем был лидер, а я шел за ним. Он был заводилой и смело менял свой путь, если что-то его сильно увлекало. После седьмого класса он бросил школу, недолго проучился в строительном техникуме, пошел на завод, а потом, когда выбор цели окончательно определился и он решил стать актером, снова вернулся в школу и экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. В Театральный институт его трижды не принимали. После каждого провала он шел куда-нибудь работать – то корчевал пни в Ивановской области, то вербовался в геологическую партию, то устраивался еще на какую-нибудь работу. Я уже учился на факультете журналистики Уральского университета, когда в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, при драмтеатре открылась театральная студия.

http://pravoslavie.ru/70477.html

Это дало ему силы пережить травлю, гонения, всё, что на него обрушилось, все искушения – не отступить, а пройти сквозь них. Именно потому, что он понимал, что Господь ему сказал: «Я сохранил тебе жизнь для этого великого дела». Рейтинг: 9.7 Голосов: 1461 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дима 28 августа 2016, 20:58 Впервые увидел фильм " Андрей Рублев " в 1974 году. Киев, кинотеатр повторного фильма, бесплатный показ в течении недели. Было и такое у православного народа во времена воинствующего атеизма. Виктор 16 февраля 2016, 14:15 Антон Дранищев прав. раба Божия Тамара 14 февраля 2016, 16:47 Тоже смотрела " Андрей Рублев " в 70-х, еще подростком...взрослые говорили, что фильм талантливый и запрещенный. Шел в кинотеатре недолго и было трудно " достать " билеты! Впечатление было шоковое! Светлое, радостное и Бог! и - жестокое и кровавое! Конец фильма - словно душа воспарила...Шли из кинотеатра - слов не было, как будто онемела. Все что-то говорят, обсуждаю, а я молчу...благо - меня никто и не спрашивал. Многие эпизоды стали понятны только годы спустя! федор 13 февраля 2016, 20:10 И еще одно замечание. Сцена в " Солярисе " , где Хари на коленях у Криса имеет иную аналогию-прототип в живописи. Это автопортрет Рембранта с женой. федор 13 февраля 2016, 19:59 Небольшая поправка. Я точно знаю, что смотрел фильм 1975 или 1976 годах. Кинотеатр не помню, но так как не особенно бегал по кинотеатрам, то все-таки это было что-то приличное. Впечатление было огромное. Кажется незадолго до этого вышло " Зеркало " , которое смотрел на киноклубе с выступлением самого Тарковского. И только-только начал воцерковляться. Фильм много помог этому процессу. Автору статьи большая благодарность. olga 13 февраля 2016, 01:22 nastupaet vremja, kogda nakonez prihodit ponimanija. I takoj film, kak Andrej Rublev - eto po-istine Psaltirj v filme. Елена 12 февраля 2016, 19:11 Спасибо за память о замечательном фильме великого режиссера.Впервые смотрела этот фильм студенткой в 1970.В нашем городе - республиканском центре, фильм шел на последнем сеансе не более 2-х дней, рекламы не было, но билеты приходилось " доставать " .

http://pravoslavie.ru/90549.html

Генваря 9 дня, 1794 г. Сию записку сын мой Андрей подал господину подполковнику Татищеву, которая весьма нам в пользу подействовала, ибо тогда ж отдано в приказе в полк, что Андрея числить налицо, а Гаврилу в отпуску впредь на год. Я, обрадовавшись сему последствию, нанял сыну своему квартиру на Невской перспективе, в доме купца Наркова, в покоях у переплетчика, немца Ивана Иванова, с заплатою на месяц по четыре рубли, а сам, ни мало мешкав, оставя ему на расход пять рублев, того же генваря 12-го дня отправился из Петербурга домой. По записной расходной сына моего Андрея книжке значит, что он, пожив в Петербурге до 9 марта 1794 года, издержал денег семьдесят девять рублев три копейки, выехал по отпуску из полку в дом, до Пскова извозчику заплатил десять рублей пятьдесят копеек, а изо Пскова приехал по почте при почтовой суме, не платя прогонов, а как он в сие время подал челобитную об отставке, то и дан ему впредь до отставки от полку паспорт, отставка же последовала с чином подпоручика 1795 года, генваря 1го дня. Следует засим дополнить, что сын мой Андрей, получа отставку с чином армии подпоручика, в дом возвратиться не пожелал, а старался определиться в штат управы благочиния; не скоро же мог он сего достигнуть, имев многих ходатаев; наконец, по усильному старанию блаженной памяти преосвященного Иннокентия, архиепископа Псковского и Рижского, который вместо себя ходатаем употребил преосвященного Иринея, епископа Тверского, что ныне Псковской , к господину обер-полицеймейстеру Павлу Михайловичу Глазову , почему августа 4 числа 795 года определен Санкт-Петербургской части в 4й квартал. Во время сего происшествия вознамерился он, сын мой Андрей, жениться и по собственному своему изобретению избрал себе невесту, прачечного императорского дому девицу Прасковью Никитину, дочь бывшего при дворе в давних годах пудреного мастера в обер-офицерском чине Никиты Мартинова. Чрез письма просил от нас на то позволения. Мы с женою, посоветовав, что ежели воспрепятствовать ему в том, то более угрожает опасность в невоздержности холостой, и потому также чрез письмо беспрекословно позволили, вследствие чего он сентября 9го дня, в воскресенье, обвенчан в церкви на Петербургской стороне, что у Троицкой пристани, о чем уведомлял нас от 10 сентября письмом, что венчальным отцом зван был генерал и Преображенского полку подполковник Николай Алексеевич Татищев, но за невыздоровлением отказался, а пожаловал для невесты карету, запряженную в шесть лошадей, с кучером, форейторами и лакеем, да госпожа Елена Ивановна Любимова карету же в четыре лошади. Венчальным отцом был частный пристав майор Михайла Козьмич Кублицкой, а у невесты венчальная мать подполковница Костылянша, певчие были псковские весь хор. Сие я вместил в постыждение сыну моему, что он, будучи не ремень сапогу, стал утруждать знатных персон, а между тем издержал лишнее, вступя в долг, пользы же никоей.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Позволю себе не согласиться с автором по поводу одного эпизода в рассказе. Он пишет, что никакого секрета отец Бориске не передавал. Да как же так, разве смог бы мальчишка, подросток без отцова благословения сделать свою работу. Другое дело, что секрет этот он знал теоретически, что ему впервые в жизни пришлось воплощать его на практике. Отсюда и страх, отсюда и ожидание на пределе духовных сил. Думаю, вряд ли Господь стал бы помогать лгунишке, выскочке. Таково моё мнение по этому поводу. Простите. Надежда Искакова 8 апреля 2015, 13:22 Потрясающий актер. Его актерская жизнь - служение Истине. Инна 6 марта 2015, 00:14 Посмотрела Андрея Рублёва ещё в школе. Да,духоносно! НО тогда воспринялось как описание исторической реальности. До 21 года до моего мозга и сознания вообще не доходил факт того, что ДО СИХ пор люди ходят в храм исповедоваться, причащаться и вообще, чтобы быть с Богом. Да и храма по пути не было. Первый встретился во время крещения дочери. Там батюшка и объяснил, что без молитвы-без таинств душа мертва. До многих до сих пор просто не донесено это знание. Батюшки обязательно должны проповедовать в школах. Не должен современный ребёнок узнавать о храме только из рассказов типа Воскресенье Толстого.После таких произведений не побежит молодёжь в храм, а напротив замкнётся в своём невежестве. Андрей Рублев это прекрасно, осталось только донести, что храм человеку нужен как вода живая и СЕЙЧАС, а не только в 13 веке...Жаль, что мало у нас фильмов художественных талантливых с яркой проповедью православия, которые молодёжь может смотреть, не засыпая... Анастасия 30 января 2015, 13:15 слов нет. Людмила М 3 января 2015, 09:09 Спаси Господи Алексей. Благодарю за рассказ о брате, обязательно еще раз пересмотрю фильм. А Вы Алексей пишите о Боге, Православии, России! Храни вас Господь! Нина 27 декабря 2014, 15:01 Благодарю за такой откровенный рассказ. Много слышала о фильме Андрея Тарковкого " Андрей Рублёв " , а посмотреть сподобилось совсем недавно, Фильм меня потряс, особенно Андрей Рублев и Бориска в исполнении Н.Бурляева. Очень духовный фильм.Теперь открылась и душа самого актера Анатолия Солоницына. Спасибо не менее талантливому брату.

http://pravoslavie.ru/70477.html

Пролог о мужике, который испытал восторг от полета и заплатил за это жизнью, подводит к основной теме «Андрея Рублева»: Эпизод с летящим человеком был символом смелости, в том смысле, что создание требует от человека полного пожертвования самого себя. Хочет ли человек полететь до того, как это становится возможным, или отлить колокол, не научившись этого делать, или создать икону — все эти действия требуют, чтобы в награду за свою творческую работу человек умер, исчез в своем произведении, полностью отдал себя . Как Бориска, который не получил от умершего отца секрета литья колоколов, а потому идет вслепую, чтобы «дать людям радость», так и Тарковский живет в мире, почти похоронившем свои художественные и культурные традиции и запретившем, по крайней мере на официальном уровне, доступ к их духовным источникам. Важно отметить, что в период создания и проката фильма «Андрей Рублев» духовная литература была труднодоступна, и возможности обсуждать эти темы практически не было. Советскими законами запрещалась продажа Евангелия, писаний отцов церкви и духовной литературы, в изобилии имевшейся в личных библиотеках Пушкина, Гоголя, Достоевского и других писателей. Тарковский, безусловно, хорошо знал Библию, многократно цитируемую в фильме, иконопись и классическую русскую и западноевропейскую литературу. Он испытывал сильную жажду Истины, Добра и Красоты — триединства, о котором столько писали отцы церкви и богословы, едва ли известные режиссеру в 1960-е годы. Как увидим дальше, самая вероятная гипотеза состоит в том, что Тарковский приобщается к духовной традиции через творчество Достоевского, много раз цитируемое режиссером в его сочинениях и важное, как он сам утверждает, для разработки жизненного пути его героев: от Ивана до Рублева, от Криса Кельвина и Сталкера до Алексея из «Зеркала», который, как и Степан Трофимович в «Бесах» и Маркел в «Братьях Карамазовых», находит смысл жизни и ее красоту незадолго до смерти. «Андрей Рублев», бойкотированный , но не запрещенный официальной критикой, выносит на поверхность то духовное течение, которое, принужденное к пятидесяти годам подпольного существования, проходит через наиболее важные произведения русской литературы и искусства от Средних веков до XX века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

История мальчишки Ивана, которая могла стать очередным рассказом о «сыне полка», превращена Тарковским в повествование о битве мальчишки с убийцами его матери и с самой войной как таковой. Эту битву не понимают взрослые, но вынуждены с ней смириться, видя внутренне горение души подростка. Взрослые делают его разведчиком, который на каждое задание идет как на последнее. Он погибает, но становится героем. Потому что его подвиг – это не личная месть, а борьба с мировым злом, воплощенном в фашизме. Да, в фильме есть незабываемые поэтические метафоры. Например, лошади на берегу реки, жующие кем-то рассыпанные яблоки. Или незабываемый финал картины, когда Иван бежит по кромке реки, удаляясь от нас и растворяясь в пространстве. То есть уходя в Вечность. Фильм «Иваново детство» был удостоен премии «Золотого льва Святого Марка» на международном кинофестивале в Венеции. Имя Андрея Тарковского стало известным мировой кинематографической общественности. Западная критика увидела в фильме Тарковского близкую ей философскую основу – трагическую сущность бытия, в которую человек окунается с самого детства. Наши критики увидели лишь «борьбу с фашизмом» да излишнюю жестокость и непонятные метафоры, но вынуждены были смириться с «недостатками» фильма, поскольку он получил международное признание. Но ни зарубежные критики, ни наши не увидели религиозную основу фильма. Она не была прямо декларирована – картина тогда бы вообще не вышла на экраны. Но этой религиозностью пронизан весь изобразительный ряд картины, выражающий глубинную суть фильма. Этот художественный способ изображения жизни, как увидим, будет все более развиваться в творчестве режиссера, будет приобретать все более глубинный смысл – не показной, а строгий, как у классиков кино, живописи, музыки, которым он будет следовать и которых будет иногда цитировать в своих фильмах. Именно поэтому фильмы Андрея Тарковского не стареют. Тарковский в годы создания фильма «Андрей Рублев», как и после, не был воцерковленным человеком О сокровенном смысле фильма «Андрей Рублев» я писал достаточно подробно (см. публикацию на Православии.ру от 25. 8.2016 г.). Сейчас же хочу добавить, что Тарковский в годы создания фильма не был, как и после, воцерковленным человеком. И заблуждения, свойственные среде, в которой он жил, конечно же, у него были.

http://pravoslavie.ru/145508.html

Тарковского ожидало настоящее признание. В 1969 г. картина была показана во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, и заслужила специальный приз, но не это главное. Запад, до тех пор слишком мало знавший о Руси и о Православии, замер: никому не известный русский режиссер создал кино-шедевр, достойный классиков мирового кино. Европа увидела Русь святую.   Кадр из фильма «Андрей Рублев» В фильме Андрея Тарковского не было ничего «сусального». Русь поруганная – вот, всадники выбивают двери собора, огонь охватывает фрески и живых людей. Кругом насилие, грабежи… Степняк смеется над распятым Христом и Богородицей. Кадр из фильма «Андрей Рублев» Русь «горбатенькая» — бездорожье, утлые бревенчатые избы, распутица и косые дожди. Дружинники жестоко избивают скомороха, юродивая пляшет на снегу, оборванный мальчишка выдает себя за мастера колокольного дела… И среди этого совершает путь герой Тарковского, инок, претворяющий душевную боль в служение Богу данным ему талантом. Фильм о вере, побеждающей уныние и боль, и о надежде, которая не постыдит. кадр из фильма Как ни дрожат руки мальчишки, но с молитвой, оказывается, можно и великий колокол отлить на радость людям, как ни скорбит душа о грехах, не все потеряно — милость Божия больше! И как можно одолеть народ, встречающий смерть, как и жили, соборно – под сводами храма?! Как можно истребить тех, кто из последних сил стекаются из дальних верст на звук «ожившего» церковного колокола? И пусть над обожженной землей плывет его тяжелый медный звон, предвозвещая годы испытаний, мягким, ясным лучом, будто светоч, загораются в последних кадрах вечные образы Андрея Рублева. Кадр из фильма Сюжет картины, конечно, был вымышленным, и, тем не менее, в этой истории была правда — о том, что святость возрастает «не под хрустальным колпаком», не благодаря, а вопреки жизненным обстоятельствам, что преподобным становится человек немощный, «перстный», но всей душой взыскавший Бога. Благодаря фильму Андрея Тарковского, иконописец, живший и творивший в XV веке, стал вдруг удивительно современным и близким людям 70-х. Фильм утешал: Россия видела и худшие времена, и при иге можно сохранить веру. Это был один из первых «прорывов». После фильма Тарковского многие молодые люди потянулись в храмы. Бежавший от мира

http://pravmir.ru/i-pri-ige-vozmozhna-ve...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010