Св. Писание не говорит нам о том, как происходили пять предыдущих встреч Авраама с Богом. Но шестое Богоявление особое, потому что здесь мы преобразовательно видим Св. Троицу. Это явление ветхозаветной Троицы, которое запечатлено в творении прп. Андрея Рублева. Если мы посмотрим на эту дивную икону, то увидим, что все христианское богословие заключено в этом дивном образе. Все, что можно было сказать о Боге умозрительно, через краски, все было сказано в дивном образе Андреем Рублевым. А прообразом послужило явление Бога Аврааму у дубравы Мамре. Как же явился Господь Аврааму? «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей…» (18:1–6). И далее следует описание всего, что было. Видя трех, он поклонился Одному, в трех узрел Единого. Это внутреннее мистическое проникновение в сущность Триединого Бога и дает нам ветхозаветный бытописатель, рассказывая о явлении Бога Аврааму в Трех Лицах. Три странника, три путника, но кланяется он Одному. И говорит: «Войди в дом».. В дальнейшем идет беседа трех. Поразительно глубоко передана в иконе Андрея Рублева эти идея: Один в Трех и Три в Одном. Более впечатляюще и доходчиво никто не смог этого передать. Представьте себе этих Ангелов. У всех – единые лица, они похожи, как братья-близнецы: прически одинаковые, общее строение лица, разрез глаз – это, в общем-то, одно лицо, но в разных ракурсах. Все три Ангела пребывают в некоем единстве, которое мы можем только представить себе. Бог вечен. Как представить вечность? Андрей Рублев представлял это себе прекрасно. Мы не знаем, какое время изображается в этой иконе, только ли эти три путника пришли и сели у дуба мамрийского. Или же они сидят уже очень давно и сейчас встанут и уйдут? Время отсутствует в этой иконе. Здесь присутствует Вечность, которая одновременно передается и смыслом, и начертанием. Если в центр иконы поместить циркуль и провести круг, то мы увидим, что вся икона заключена в этом круге. Мистически здесь присутствует и Крест, который тоже изображает Вечность: север, юг, запад, восток – наша вселенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Смысл: Это чтение связано с одним библейским сюжетом, когда Навуходоносору приснился странный сон. Никто из придворных толкователей снов (в древности многие суеверные языческие цари держали у себя при дворе таких особенно одаренных людей) не смог его разгадать. И тогда царь призвал к себе пророка Даниила, который с помощью Божьей сумел дать правильное толкование сновидению. Образ камня, который оторвется от горы без содействия рук , — указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. Этот камень раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Части истукана, который описан в сновидении, состоит из разных металлов — это языческие царства, которые погибнут, потому что Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства.... Что это за царство? Новозаветная Церковь, в которой люди будут поклонятся не бездушным идолам, а Христу. Конец языческих царств — это конец идолопоклонства. Поэтому Христово Царство побеждает не силой и оружием, а духовно, смертью и воскресением Спасителя. 7-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Глава 9.] Текст: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия. Перевод: Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Смысл: Если открыть церковнославянский текст, то после слов ибо Младенец родился нам — Сын дан нам встречаем и нарицается имя Его : велика г о совета Ангел. Великаго совета — так называемый Предвечный Совет между Лицами Пресвятой Троицы, который изображен на иконе преподобного Андрея Рублева. Боковые Ангелы на ней своими внутренними контурами создают чашу, и перед ней Христос — Ангел в красно-синих одеждах. Этот Ангел Сам благословляет чашу напротив себя с жертвенным животным. Так Андрей Рублев символически приоткрывает, как на Предвечном Совете Слово Божие, Сын  принимает жертву, которую Ему предстоит принести потом на Кресте.

http://foma.ru/rozhdestvenskie-paremii.h...

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это – престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры – образ Живоначальной Троицы, написанной около 1408 года знаменитым Андреем Рублевым «на похвалу» преподобному Сергию, всего через семнадцать лет после его кончины, по приказанию ученика его – преподобного Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой возвышенной печали! Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях: Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый. Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ( Ин. 17:11 ). Это та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в предвечном совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России. Победой прозвучала эта молитва; она вдохнула мужество в народ, для которого родная земля стала святыней. И все, что мы знаем о творчестве Андрея Рублева, показывает, что он воодушевлен этой победой, победившей мир. Этим чувством преисполнена в особенности его дивная фреска «Страшного суда» в Успенском соборе во Владимире на Клязьме. О победе говорят здесь могучие фигуры ангелов, которые властным трубным звуком вверх и вниз призывают к престолу Всевышнего всю тварь небесную и земную. Движимые этим призывом, стремятся вперед и ангелы, и люди, и звери. В очах праведных, шествующих в рай и устремляющих взоры в одну точку, чувствуется радость близкого достижения цели и непобедимая сила стремления.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Да Малоросийского двора подьячей Афонасей Боящев, оклад ему 10 рублев. По 7 рублев сторожи: Ивашка Федоров, Тимошка Иванов, Сенка Анкидинов, Васка Дементьев. Справил Ивашко Петров Список приказу Велики я Рос ии и подячим и что и м великого государя дене жн ые о к лады: 30 рублеве – старой Борис Алексеев; молодые: 15 рублев – Василей Жадаев, 10 рублев – Михайло Второв, 7 рублев, – Фадей Богданов. – Справил Бориско Алексеев. Новогороцкого приказу подьячие з денежными оклады: Старые: 15 рублев – Иван Исаков, 14 рублев – Григорей Шибаев, 10 рублев – Иван Столбицкой; неверстаной – Степан Волков. Молодые: 10 рублев – Алексей Иванов, 9 рублев с полтиною – Дементей Трескин, 7 рублев – Анисим Васильев, 4 рубли – Филимон Фомин, 3 рубли – Степан Брехов, по полтора рубли: Макар Орлов, Андрей Иевлев; неверстаные: Иван да Алексей Ивановы, Федор Трунев, Лука Кирилов, Григорей Греков. Во л од и мерского приказу подьячие з денежными ж е оклады: 37 рублев – Семен Никитин, молодые: 10 рублев – Григорей Конаев, 6 рублев – Ларион Добрынин, 4 рубли – Яков Лазарев. Галицкого приказу подьячие з денежными же оклады: 30 рублевАндрей Иванов, 10 рублев – Степан Ветлицкой. Устюского приказу подьяч и е з денежными же оклады: Старые 33 рубли – Василей Табунцов, 22 рубли – Василей Протопопов, 17 рублев – Тимофей Осипов. Середние статьи и молодые: 12 рублев – Степан Турченинов, по 11 рублев – Василей Булатников, Иван Гордеев; 8 рублев – Данило Протопопов, 6 рублев – Петр Иванов, по 5 рублей: Иван Ветлицкой, Лука Межаев; 2 рубли – Михайло Истомин; неверстаные: Борис Меншов, Леонтей Попов. Новгородцкого, Володимерского, Галицкого приказов сторожи: Сенка Андреев, Оса Иванов, Ивашко Степанов, Самошка Григорьев; оклады им по 5 рублев человеку. Справил Семен Никитин. Сп и сок приказу княжества Смоленского старым и молодым подьячим с по ме тны ми и з денежны ми оклады : Старые: Григорью Суровцов – помесного 300 четьи, денежного 26 рублев; Ивану Грамотину – 38 рублев (сбоку: с послом в Цареграде); Григорью Богданову – 26 рублев; Тимофею помесного 300 четьи, денежного 21 рубль с полтиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

29 рублев, поденного корму по 3 алтына по 2 де(ньги) на день, – татарского и хивинского Петр Хивинец. 26 рублев, поденного по 3 алтына по 2 де(ньги) на день – татарского и персидцкого Аврам Павлов. 25 рублев, поденного по 3 алтына по 2 де(ньги) на день, – татарского Василей Козлов. 17 рублев, поденного по 2 алтына на день, – турского и татарского Кирило IIahфuлob. По 15 рублев человеку, поденного корму по 2 алтына на день, – турского, татарского, италианского Андрей Щербинин; поденного по 3 алтыа по 2 де(ньги) на день татарского, турского и волоского Леонтей Посников. 14 рублей, поденного по 10 де(ньги) на день, – татарского Кузма Издемирев. 14 же рублев, поденного по 3 алтына, по 2 де(ньги) на день, – турского и татарского Иван Никитин. По 13 рублев человеку, поденного по 8 алтына по 2 де(ньги), – цесарского и галанского Андрей Гемс; поденного по 10 де(нег) на день – греческого Юрья Суханов. 12 Рублев, поденного по 2 алтына по 2 де(ньги) на день, – французского, турского, италианского Иван Сидоров. По 10 рублев человеку, поденного по 10 де(нег) на день, – турского, италианского, греческого Данило Леншин; корму по 2 алтына на день – калмыцкого Семен Иванов; корму по 10 де(нег) на день – турского, италианского Афонасей Постригичев. 9 рублев, корму по 10 де(нег) на день, – греческого, италианского, турского Дмитрей Петров. Всего толмачом по окладу 303 рубли 26 алтын 4 де(ньги), кормовых денег 426 рублёв 33 алтына. Обоего по окладом и кормовых денег 780 рублев 26 алтын 2 де(ньги). Приставом 9-ти человеком по 10 рублев человеку. Сторожам 4-м человеком по окладу по 7 рублев человеку да празничных на 7 празников по полтине человеку. Всего государственного Посольского приказу переводчиком, и и подьячим, и золотописцом, и толмачом, и приставом и сторожам по окладом и поденного корму и празничных и за хлеб 5549 рублев 27 алтын, хлеба 851 чети ржи, овса тоже, соли 145 пуд. А в прошлых годех в государственном IIocoлckoм приказе было переводчиков, и подьячих, и золотонецов, и толмаченй:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В российский прокат выходит документальный фильм о том, как Андрей Тарковский снимал картину «Андрей Рублев» 1 мин., 11.04.2024 11 апреля 2024 года в широкий российский прокат выходит документальный фильм Андрея Тарковского-младшего «Андрей Рублев. Воспоминание о фильме». Картина сына Андрея Тарковского рассказывает о создании мастером авторского кино его знаменитой художественной ленты «Андрей Рублев», о ее глубоком философском и художественном смысле, о фигуре самого преподобного Андрея Рублева и о влиянии великого иконописца на творчество Андрея Тарковского, сообщает сайт «Православие.ru» . Изображение: pravoslavie.ru «Андрей Рублев» (первоначальное название «Страсти по Андрею») – один из самых известных фильмов Андрея Тарковского, полноправно вошедший в сокровищницу мирового кинематографа. Историческая философская кинодрама, снятая режиссером в 1966 году, неоднократно подвергалась жесткой критике и цензуре за мрачность, излишний натурализм, однако впоследствии она была признана одной из главных работ режиссера. – «Андрей Рублев» – это не просто один из лучших фильмов в истории мировой кинематографии, – сказал Андрей Тарковский-младший. – Современность тем, удивительная, пророческая актуальность вопросов, затронутых автором, глубина конфликта внутреннего духовного мира художника с миром внешним, полным насилием и безбожием, и побудили меня к созданию документального фильма об «Андрее Рублеве». Пусть искусство не способно изменить мир, но оно способно размягчить нашу душу, открыть наши глаза на добро, красоту и гармонию этого мира, о которых мы, кажется, полностью забыли. Фильм «Андрей Рублев» напоминает и предостерегает нас об этом и сегодня, спустя более 50 лет с момента его создания. В фильме «Андрей Рублев. Воспоминание о фильме» приняли участие: Андрей Кончаловский, Николай Бурляев, Игорь Евлампиев, Юрий Назаров, Марианна Чугунова, Божена Масленникова. При создании документальной ленты использована хроника и фотографии из архива Музея кино, материалы из личного архива Андрея Тарковского, а также уникальные фрагменты из режиссерской версии «Андрея Рублева», которые зрители увидят на большом экране впервые. В прокате с 11 апреля 2024 года. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-rossijskij-prokat-vyhod...

Да что написано в сей духовной снохе моей, Марфе, да внучке моей Татьяне, наделок, и как Богъ даст, внучка моя, Татьяна, взмужает, и ей дать внуком моим, Борису и Григорью сверх того поделку, что выше сего писано, на приданое, как пойдет внука моя замуж, пять сот рублев денег. Да после моего живота прикащику моему, Пятому Петрову, с женою и с детьми, дать наделку сто рублев денег, да людем моим: Григорью Давыдову сыну Щоке сто рублев, Андрею Шевердякову сто рублев, Петру Иванову тридцать рублев, Трофиму Федорову двадцать рублев, да вдове Анне Мойсееве дочери пятьдесят рублев, да Ивашку Татарину Ерославскому дать десять рублев денег, да человеку моему Гаврилу Васильеву сыну Корытову пятьдесят рублев денег. А сверх сего моего изустного приказу невестке моей, Марфе, и внучке моей, Татьяне, да моим внучатам, до Бориса и до Григорья и до дому моего и до пожитков моих и иных никому дела нет. А самому мне, Георгию, никаких кабальных и безкабальных и иных никаких долгов не отдать никому. А у сей духовной сидели: отец мой, Георгьев, духовной, Никицкой Поп Фоедор, из за Яузы, да Троицкой Поп Никита Корнилов, что моего, Георгиева, строенья, да гостиные сотни Прокофей Самойлов сын Клюкин, да Александр Андреев сын Баев, да Гаврило Иванов сын Свешник. А на то послуси: Никифор Романов, Кузьма Гаврилов, Иван Соколов , Андрей Каллинников, Василей Замощиков; а духовную изустную память писал Ивановской площади Подьячей Ивашко Бовыкин. Лета 7160 году, Сентября в 23 день (1651 года). А на подлинной позади писано: «К сей духовной Георгий Никитников руку приложил; к сей духовной Никицкой Поп Федор, что за Яузою, сидел и руку приложил, и в Гаврилово место Иванова к сей духовной сиделец Прокофей руку приложил. К сей духовной сиделец Александр Баев руку приложил (следует рукоприкладства послухов). Примеч. Эта духовная одного из богатых и известных Московских гостей составляет вместе с тем и документ касательно построения одной из лучших Московских церквей, которую внуки его, согласно завещанию, украсили «добрым иконным письмом работы Царского иконописца Симона Ушакова с учениками и всякими лепотами».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Штат Посольского приказа 1689 г. Выше (стр. 50, 54–55) было сказано о том, что Боярская Дума рассматривала штаты Посольского приказа. Печатаю эти штаты по подлиннику, скрепленному подписями 4-х думных дьяков. Список государственного П о с о л ского приказу переводчиком, и подьячим, и золото п исцом и то л мачом с оклады и с поденным кормом Переводчики 157 рублев, хлеба 50 четьи ржи, овса тоже, поденного корму по 16 алтын по 4 деньги на день – еллинского, греческого, волоского, латинского Николай Спафарий. По 100 рублев, хлеба по 30-ти четьи ржи, овса тоже, поденного корму по 15 алтын по 2 деньги на день человеку – цесарского латинского, галанского Леонтей Грос; полского, латинского Семен Лаврецкой 93 рубли, поденного по 11 алтын на день – французского, венгерского, полского, и латинского и белорусского Иван Тяшкогорской. 72 рубли, хлеба 25 четьи ржи, овса тоже, поденного по 10 алтын на день – полского и латинского Степан Чижинской. 65 рублев, поденного по алтын на день – цесарского, латинского Юрья Гивнер. 110 50 рублев, за поденной корм испомещен – татарского Кутломамет Устокасимов. 50 рублев, поденного по 9 алтын по 4 де – татарского Кучюкай Сакаев. 48 рублей, поденного по 6 алтын по 2 де на день – татарского Сулейман Тонкачов. 48 рублев, поденного по 9 алгын – аглинского Андрей Крефт. У Архангелского города. Великих государей жалованье велено выдать у Архангелского же городу. По 40 рублев человеку, поденного по 5 алтын на день – греческого Иван Юрьев; поденного по 5 алтын по 4 де(ньги) – калмыцкого Павел Кулвинской; поденного по 3 алтына и по 2 де(ньги) на день человеку – цесарского Тавияс Меиснер, греческого Федор Костянтинов, немецкого и свеского Илья Гитнер (в Новегороде, а великих государей жалованье даетца в Нове же городе). 39 рублев, поденного по 9 алтын по 4 де(ньги) – турского и татарского Петр Татаринов. По 35 рублев человеку, поденного по десяти алтын на день – Турского, и татарского и арапского Дмитрей Септов; поденного по 5 алтын на день польского и латинского Стахей Гадзаловской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В творчестве многое связано с игрой во­ображения, которая иногда способствует приближению художника к устойчивым жизненным основам, иногда заставляет его катастрофически бунтовать против этих основ, а бывает, что игра воображения становится и самоцелью, обессмысливая какое-либо существенное постижение. Именно игровое начало в искусстве культивирует такая активная сегодня стратегия, как постмодернизм. Его главную формулу кто-то остроумно попытался выразить, перефразировав Мартина Лютера: на том стою — могу иначе.  Рублев не мог иначе! Все его творчество было подчинено стремлению выразить аксиоматически очевидную и непреложную для него истину христианской веры, не просто отрешенную от игр воображения, но не нуждающуюся в этих играх. В фильме Тарковского «Андрей Рублев», где показано, как мучительно Рублев ищет себя в отношениях с миром, с людьми, нет и намека на какую-либо нетвердость его в вере или тем более богоборчество. Даже самые жестокие испытания не отвращают его от веры и не разлучают с Богом. Скорее на­оборот, принимая после кровавого татарского набега на Владимир обет молчания, Рублев у Тарковского укрепляется в вере.  Думаю, несправедлив был Александр Солженицын, когда в своей известной критической рецензии на «Андрея Рублева» пренебрежительно назвал героя фильма «переодетым сегодняшним “творческим интеллигентом”», который полностью зависит от отношения к нему «толпы». Да, в диалоге с явившимся Рублеву Феофаном Греком (уже умершим к тому моменту) герой Тарковского действительно с отчаянием говорит о сожженном храме, в котором погибли и написанные им фрески. Но сокрушается Рублев не из-за того, что уничтожены именно его труды, а из-за того, что, выходит, нет в людях любви, о которой он так страстно говорил Феофану Греку в их первом диалоге: «Сам же знаешь, не получается что-нибудь или устал, намучился и вдруг с чьим-то взглядом в толпе встретился, с человеческим — и словно причастился…» Разочарование в людях, которое переживает Рублев, не ведет его в фильме ни к осуждению, ни тем более к крушению веры в Бога. Наоборот, только незыблемость веры и возвращает Рублева к людям, к диалогу с ними и к иконописи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

4 апреля ко дню рождения Андрея Тарковского на экраны России выходит фильм о съемках картины «Андрей Рублев» Москва, 3 апреля 2024 г. Ко дню рождения Андрея Тарковского, в Москве и других городах России запланированы премьерные показы нового фильма Андрея Тарковского-младшего «Андрей Рублев. Воспоминания о фильме». Также зрители увидят на большом экране последнюю реставрацию фильма «Время путешествия».      Сын Андрея Тарковского снял фильм о съемках киноленты «Андрей Рублев». 11 апреля 2024 года картина выйдет в российский прокат, а ко дню рождения режиссера запланированы специальные события. Предпремьерные показы пройдут 4 апреля в Музее кино на ВДНХ (пр. Мира, 119, павильон 36) и 6 апреля в кинотеатре «Иллюзион» (Котельническая наб., 1/15). Показ с участием Андрея Тарковского-младшего (онлайн) состоится 7 апреля в 18:00 в кинотеатре «Синема Парк Мосфильм» (ул. Мосфильмовская, 1, стр. 44). «Андрей Рублев» (первоначальное название «Страсти по Андрею») – один из самых известных фильмов Андрея Тарковского, который полноправно вошел в сокровищницу мирового кинематографа. Историческая философская кинодрама, снятая режиссером в 1966 году на киностудии «Мосфильм», неоднократно подвергалась жесткой критике и цензуре за мрачность, излишний натурализм. Впоследствии картина была признана одной из главных работ режиссера. С момента выхода на экраны и вот уже на протяжении более 50 лет она находится в списке 100 лучших фильмов мира, составленном крупнейшими мировыми режиссерами и кинокритиками. Все слышали, многие видели «Андрея Рублева», но мало кто знает историю создания киноленты, сложный и тернистый путь, выпавший на долю его создателей.      Режиссер фильма Андрей Тарковский-младший: « ”Андрей Рублев” – это не просто один из лучших фильмов в истории мировой кинематографии. Современность тем, удивительная, пророческая актуальность вопросов, затронутых автором, глубина конфликта внутреннего духовного мира художника с миром внешним, полным насилием и безбожием, и побудили меня к созданию документального фильма об “Андрее Рублеве”. Пусть искусство не способно изменить мир, но оно способно размягчить нашу душу, открыть наши глаза на добро, красоту и гармонию этого мира, о которых м ы, кажется , полностью забыли. Фильм “Андрей Рублев” напоминает и предостерегает нас об этом и сегодня, спустя более 50 лет с момента его создания ».

http://pravoslavie.ru/159443.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010