Миска с изображением хоровода. XXVI–XXI вв. до Р. Х. (Музей пров. Цинхай в г. Синин) Миска с изображением хоровода. XXVI–XXI вв. до Р. Х. (Музей пров. Цинхай в г. Синин) На памятниках разных культур Сев.-Зап. Китая встречаются бронзовые изделия сейминско-турбинского круга, с XVI в. известные от территории Финляндии на северо-западе до бассейна Хуанхэ на юго-востоке. Среди них - огромный (61,5 см) наконечник копья из Шэньна (верховья Хуанхэ), не имевший заточки и использовавшийся, вероятно, в ритуалах. В раннем железном веке сохранялось влияние культур, связанных со степной зоной Евразии. Показательна культура Чауху, созданная кочевниками Юж. Притяньшанья в основном в IX-V вв. В ее становлении принимали участие представители карасукской культурной общности (ядро в Минусинской котловине - главном металлургическом очаге огромного региона); расписная керамика имеет аналогии в Ср. Азии; зеркала с изображением свернувшегося хищника в «скифо-сибирском зверином стиле» содержат сложный цифровой (возможно, астрономический) код. На основе Чауху сложилась этнокультурная общность гуши, связанная с пазырыкской культурой Алтая. Регион входит в зону «оленных камней» (стелы со стилизованным изображением «летящего оленя», др. животных, оружия, одежды, аксессуаров), простиравшуюся от Приамурья до Центр. Европы (основная концентрация в Монголии). Встречаются петроглифы «в стиле оленных камней». С этой средой связан один из истоков «скифо-сибирского звериного стиля», ярко проявившегося в изделиях из металлов, органических материалов, представленных и находками из К. Кинжал культуры верхнего слоя Сяцзядянь. XI–VII вв. до Р. Х. (Ин-т археологии и памятников материальной культуры Внутренней Монголии в г. Хух-Хото) Кинжал культуры верхнего слоя Сяцзядянь. XI–VII вв. до Р. Х. (Ин-т археологии и памятников материальной культуры Внутренней Монголии в г. Хух-Хото) Группы индоевропейского и тохароязычного населения, продвигаясь на восток, вступали во взаимодействие с др. народами, образуя культуры типа Маоцингоу и Янлан (VII-III вв.). В письменных источниках упомянут «рейд» VII-VI вв. племен ди, основавших на территории совр. пров. Хэбэй гос-во Сяньюй (с 414 известно как Чжуншань); в его культуре прослеживается влияние «скифо-сибирского звериного стиля».

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке. На западе омывается водами Жёлтого м., на востоке - Японского м. (общая протяженность береговой линии 2495 км). На севере граничит с Китаем и Россией (по р. Туманган (Тумыньцзян)), на юге - с Республикой Кореей. Территория 122,8 тыс. кв. км. Столица - Пхеньян (2,5 млн чел., 2013). Крупные города: Хамхын (768 тыс. чел.), Нампхо (479 тыс. чел., 2012), Кэсон (308 тыс. чел.) и др. Официальный язык - корейский. Административно-территориальное деление: 9 провинций, город и район центрального подчинения. Особый адм. статус имеют специальные экономические зоны - Кэсонская (пров. Хванхэ-Намдо) и Кымганская (пров. Канвондо), а также город особого подчинения Нампхо (пров. Пхёнан-Намдо). КНДР - член ООН (1991). География. Ок. 4/5 территории занимают горы. На севере простираются Северо-Корейские горы, в рельефе которых сводово-блоковые хребты (Хамгён, Пуджоллён, Каннам, Чогюрён и др.) чередуются с обширными плоскогорьями (Кэма и др.). Хребты среднегорные, крутосклонные, изрезаны глубокими ущельями. Плоскогорья (высота до 1000 м) расчленены слабее. На северо-востоке, у границы с Китаем, находится базальтовое плоскогорье Чанбайшань с высшей точкой КНДР - вулканом Пэктусан (Байтоушань; высота 2750 м). На востоке Корейского п-ова поднимаются асимметричные сводово-складчато-блоковые Восточно-Корейские горы, образованные системой параллельных горных цепей, ориентированных с северо-запада на юго-восток (хребты Пуктэбон, Масиннён и др.). От Восточно-Корейских гор на запад отходят отроги (хребет Мёрак и др.), расчленяющие зап. часть Корейского п-ова на равнинные и горные участки. Наиболее крупные равнины сформировались вдоль побережий: Пхеньянская - на зап. побережье Корейского п-ова и Хамхынская - у Восточно-Корейского зал. Характерен умеренный муссонный климат.

http://pravenc.ru/text/2057274.html

Др. предание изложено в повести о перенесении мощей св. ап. Иакова Зеведеева (BHL, N 4068; ркп. XII в.- Brux. 5333-35): 7 испан. первосвятителей были учениками ап. Иакова и после его смерти перенесли мощи апостола из Иерусалима в Испанию. Основные события в этой версии легенды разворачивались не в Бетике, а в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, пров. Ла-Корунья). В повести также упоминается о мосте, к-рый обрушился под гонителями святых, и о Лупарии, к-рая построила капеллу над могилой апостола. Однако в повествование включено больше описаний чудес: святые сражаются с драконом и укрощают свирепых быков. Слияние 2 традиций заметно в «Книге чудес св. Иакова», приписываемой Римскому папе Каллисту II (1119-1124) (BHL, N 4072), согласно к-рой 7 учеников ап. Иакова после погребения учителя отправились в Рим, где приняли епископское рукоположение. После этого они вернулись в Испанию и начали проповедовать Евангелие. В агиографической традиции «апостольских мужей» отсутствуют точные сведения об их жизни после основания епископских кафедр. В ранних источниках содержатся разногласия относительно того, приняли ли они мученическую кончину. Так, в мосарабских литургических текстах святые названы «вероучителями» и исповедниками, в римских - мучениками. В Мученичестве из бревиария мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья (BHL, N 8311) неопределенно сообщается, что они «приняли венец», однако точные указания на мученическую смерть отсутствуют. Из повести о перенесении мощей И. в арагонский мон-рь Сан-Хуан де ла Пенья и из позднейшей хроники этого мон-ря (1369-1372) следует, что г. Урци находился на месте совр. сел. Печина близ Альмерии и был разрушен арабами. Агиограф привел древнюю надпись, найденную при обретении мощей И. в Печине: «Здесь покоится Индалеций, первый предстоятель града Урци». Благодаря этим свидетельствам отождествление Урцитанского еп-ства с Альмерийским закрепилось в историографии средневековья и раннего Нового времени, Альмерия рассматривалась как преемница древнего г. Урци. В наст. время Урци обычно локализуется на месте Печины, хотя некоторые исследователи отождествляют его с городами Вильярикос (пров. Альмерия) и Агилас (пров. Мурсия). В совр. историографии высказывается также гипотеза о «двух Индалециях» - местном мученике из Печины и легендарном Урцитанском епископе. По этой версии, арагонские монахи, узнав о почитании И. в окрестностях Альмерии, произвольно связали его с одним из 7 первосвятителей ( Garc í a Ant ó n. 1978).

http://pravenc.ru/text/389553.html

Постановления капитула, о к-рых сообщили Терезе Авильской, не были обнародованы, т. к. генеральный приор ордена Дж. Б. Росси оставил за собой право решить вопрос о дальнейшей судьбе босых К. (среди прочего предлагалось выдать разрешение на открытие обителей босых К. и на переход монахов из др. мон-рей ордена). Однако капитул Кастильской пров. в Авиле запретил босым К. иметь собственные муж. мон-ри и передал жен. мон-ри в юрисдикцию провинциала А. де Саласара, к-рый подтвердил запрет созерцательным К. иметь провинцию или конгрегацию, а также называться босыми или иным образом подчеркивать отличие от др. К. Подпись католич. св. Терезы Авильской (Мон-рь Воплощения в Авиле) Подпись католич. св. Терезы Авильской (Мон-рь Воплощения в Авиле) Вопреки решению капитула Кастильской пров. ордена в авг. 1575 г. папский нунций еп. Н. Ормането, сочувствовавший босым К., назначил Х. Грасиана визитатором всех мон-рей К. в Андалусии и визитатором босых К. в Кастилии. 3 авг. 1576 г., явно превышая полномочия визитатора, Х. Грасиан объявил о создании провинции и об учреждении конгрегации босых К., куда вошли кармелитские монастыри Кастилии и Андалусии, в которых монашествующие вели созерцательный образ жизни. 8 авг. того же года Х. Грасиан созвал в Альмодоваре-дель-Кампо капитул провинции босых К., принявший конституции для муж. и жен. мон-рей. В их основу была положена орденская конституция И. Сорета, дополненная 15 главами Х. Грасиана: устанавливались соблюдение затвора и ограничение выхода из мон-рей, ношение дешевой одежды, сохранение простоты в устройстве келий и мон-рей, запрещались денежные сборы, вводилось ежедневное 2-часовое молитвенное размышление всех насельников, отменялись привилегии монахов, имевших научные степени. В Кастильской пров. ордена К., недовольные введением в мон-рях строгого устава, пожаловались на самочинные действия Х. Грасиана генеральному приору Дж. Б. Росси, который назначил пресв. Херонимо Тостадо генеральным викарием ордена в Испании и поручил ему контроль за выполнением решений капитула об ограничении деятельности босых К.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Адм. реформы императоров Диоклетиана и Константина Великого в кон. III - нач. IV в. вновь существенно изменили систему управления Е. При Диоклетиане Е. был первоначально разделен на 2 части: собственно Е. (Нижний) и Фиваиду. Когда сложилась новая провинциальная система империи, Е. вошел в состав диоцеза Восток, возглавляемого префектом претория Востока (praefectus praetorio per Orientem). Е. был разделен на неск. провинций, границы и названия к-рых со временем менялись: Е. Йовиев (Aegyptus Jovia; центральная и зап. Дельта), Е. Геркулиев (Aegyptus Herculia; вост. Дельта и Гептаномида), Фиваида (Thebais; Средний и Верхний Е.). Ок. 341 г. из вост. районов первых 2 провинций была сформирована пров. Августамника (Augustamnica), в кон. IV в. пров. Е. Геркулиев была переименована в Аркадию (Arcadia). Впосл. все провинции, кроме Аркадии, были поделены на 2 части: Фиваида - до 450 г., Августамника - после 450 г., Е. (бывш. Йовиев) - ок. 535 г. В провинциях впервые были разделены гражданская и военная администрации, главами к-рых становились презид (praeses) и дукс (dux). Префект Е. утратил военную власть, отныне став лишь главой гражданской администрации. Его власть фактически стала ограничиваться пров. Е. Йовиев, в то время как Е. Геркулиевым, Фиваидой и Августамникой управляли президы, подчинявшиеся ему лишь номинально. Ок. 381 г. Е. был изъят из диоцеза Восток и вместе с Ливией образовал отдельный диоцез Е. Префект Е. получил особый титул августального префекта (praefectus Augustalis). Военная власть в диоцезе была разделена между комитом Е. (comes Aegypti), дуксом Фиваиды (dux Thebaidis) и дуксом Ливии (dux Libyarum). В это же время в титуле правителя Августамники презид был заменен корректором (corrector). Автономия городов была фактически ликвидирована к кон. IV в., поскольку почти все избираемые городским советом чиновники были напрямую подчинены имперской администрации диоцеза. Основным выборным должностным лицом стал эксактор (exactor), отвечавший за налоговые сборы. В его аппарате работал штат чиновников более мелкого ранга.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. В 1708 г. территория совр. К. к. вошла в состав Сибирской губ. В Енисейскую пров. этой губернии (1724) были включены Мангазейский (с 1735 - Новомангазейский), Енисейский и Красноярский уезды (до 1726 в нее входили также Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский уезды; с 1736 включена в состав новообразованной Сибирской пров.). В 1764 г. Енисейская пров. стала принадлежать Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество). В 1804-1822 гг. территория совр. К. к. входила в состав Томской губ., в 1822-1925 гг.- Енисейской губ. с центром в Красноярске. По 1-й всеобщей переписи населения Российской империи (1897), в губернии проживали 559,9 тыс. чел., в т. ч. 62,9 тыс. чел. (11,7%) - в городах. В национальном составе преобладали русские - 83%, татары составляли 7,7, украинцы - 3,8, евреи - 0,9, мордва - 0,7, ненцы - 0,6, эвенки - 0,5%, представители др. национальностей - 2,9%. Перепись 1897 г. зафиксировала 7 наиболее многочисленных конфессий с явным превалированием Православия (570,2 тыс. чел.; 93,8%). Среди др. представленных в регионе конфессий: старообрядцы - 2,1%, католики - 1,1, иудеи - 1,1, мусульмане - 0,8, лютеране - 0,7%. На рубеже XIX и XX вв. увеличилась численность инославных и иноверных общин за счет добровольного переселения из др. регионов империи, появились также первые ссыльные представители младопротестант. объединений: баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня. Верующие этих конфессий составляли в нач. XX в. ок. 10% населения. Советская власть в Красноярске была установлена в ночь на 29 окт. 1917 г. В сер. 1921 г. местными революционерами был провозглашен национальный суверенитет Тувы. В 1923 г. в особую адм. единицу был выделен Хакасский национальный у., преобразованный в 1930 г. в Хакасскую АО. В 1925-1930 гг. территория совр. К. к. входила в состав Сибирского края, в 1930-1934 гг.- Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев. В 1930 г. были созданы Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Сан-Бернабе в Эскориале, 1594-1595, Ф. де Мора; фасад коллегиума Сан-Луис в Вильягарсия-де-Кампос, пров. Вальядолид, 1572-1580, Педро де Толоса). В результате ордерные композиции, использованные в постройках Эрреры, в интерпретации его последователей часто распадаются на отдельные элементы, к-рые, как на «экране», размещаются на глади стены (фасад коллегиума Носа-Сеньора-да-Антига в Монфорте-де-Лемос, пров. Луго, 1592-1610, Андрес Руис, Хуан де Толоса). Это свидетельствует о деформации художественного языка Возрождения, к-рая происходила в И. в кон. XVI в. под влиянием композиционных принципов платереско. Возможно, именно это определило не только кратковременность существования десорнаментадо как итальянизирующего направления, но и быстрый переход от почти стерильной чистоты фасадов эрререско к превышающему всякую меру декоративному изобилию испан. барокко. В Андалусии переход от платереско к десорнаментадо был более плавным, что было связано с выраженным классицизирующим характером Раннего Возрождения в этой области И. Наиболее известным архитектором был Эрнан Руис Младший. Получив первый опыт работы в мастерской отца, каменотеса, он нек-рое время занимался изготовлением чертежей по заказу др. архитекторов. Судьбоносным для него оказалось сотрудничество с Диего де Силоэ. Формированию собственного стиля способствовало увлечение Руиса итал. архитектурными трактатами, на основе к-рых он создал теоретическое соч. «Архитектурный манускрипт». Однако в отличие от мастеров кастильской придворной школы он вольно трактует итал. мотивы, придавая им большую мягкость и декоративность, что отразилось не только в иллюстрациях к его сочинению, но и в его постройках (фасады ц. Сан-Хуан в Инохоса-дель-Дуке, пров. Кордова, 1564-1569, и церкви госпиталя Ла-Сангре в Севилье, 1564, завершение башни Ла-Хиральда в Севилье, ок. 1568). При Карле V было продолжено начатое католич. королями создание нового городского законодательства: в частности, в уставах городов была закреплена такая должность, как «аларифе де ла сьюдад» - главный архитектор города (городские уставы Мадрида, Севильи, Гранады, Толедо), в обязанности к-рого входило наблюдение за застройкой, содержанием и ремонтом городских зданий и инженерных сооружений.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Интерьер ц. Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато. После 711 г. Изменилась идентификация крупных кладбищ на Месете, раскопанных в 30-х гг. XX в. в основном нем. учеными, к-рые считали их вестготскими. Обряд погребения (редко где было обнаружено оружие) трактовался как близкий к т. н. рейнским «порядовым погребениям» (Reihengräber); в наст. время в этом видят скорее бедность материальной культуры местных общин позднеримского времени, живших на плато в кон. V-VII в. Хорошо изучено кладбище в Эль-Карпьо-де-Тахо (пров. Толедо) из 285 погребений: более половины (195) без инвентаря, в остальных представлен скудный набор предметов (в основном пряжки). Обряд разнороден: цисты, обкладки каменными или керамическими плитками, каменные саркофаги, могилы в скале; все перекрыты курганами и принадлежат к одному периоду. Вероятно, на кладбищах хоронили и местное население, и пришельцев-вестготов, а позже и мусульман (др. пример ислам. захоронений на христ. кладбище - в Сегобриге). Погребения обнаружены и во всех храмах того времени: их немного, т. к. речь идет не о кладбищах общин, а о семейных усыпальницах знати. Так, в нефе церкви в Ибаэрнандо (пров. Касерес; 635?) изучены 5 погребений под каменными плитами и еще одно к востоку, за алтарем. В историографии до нач. XXI в. господствовала концепция самобытности вестгот. архитектуры (резюме: Yarza Luaces. 2007. P. 9-26), выделявшая ее из др. архитектурных традиций Средиземноморья (главной особенностью считалось использование и фактически изобретение подковообразной арки). Эта концепция строилась на базе сравнительного анализа форм сохранных храмов (менее 10), датировавшихся в пределах VII в. по аналогии с ц. Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато (близ Паленсии), где имеется закладная доска о возведении ее кор. Рекесвинтом в 651-661 гг. В наст. время установлено, что надпись - вторичного использования; вместе с др. археологическими и формальными критериями это позволяет отнести нынешний храм к периоду после 711 г. Археологические исследования остальных памятников полностью опровергли либо поставили под серьезное сомнение датировки VII в., сделав несостоятельными существующие на данный момент в лит-ре характеристики вестгот. архитектуры. В качестве предварительного суждения может быть выдвинут тезис о том, что вестгот. архитектура составляла единое целое с позднерим. архитектурной традицией в И. Среди своеобразных построек выделяется группа небольших церквей в Эстремадуре, в плане близких к квадрату и с маленькими квадратными апсидами,- в Ибаэрнандо (найдена надпись об освящении еп. Оронтием в 635), ц. Портера близ Гарсиаса (пров. Касерес, VII в.) и ц. Сан-Педро в Мериде (ок. 600?).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1), а после его смерти включена в пров. Аравия. Часть сев. территорий И. вместе с Аркой в 38 г. Калигула отдал царю Соэму, а после смерти последнего она перешла Вару (Ноару), возможно сыну Соэма ( Idem. De bell. II 18. 6). После его смерти в 49 г. все эти земли стали частью пров. Сирия ( Tac. Ann. XII 23). Неизвестно, что было после смерти Клеопатры с Халкидонским царством, также принадлежавшим когда-то И. Возможно, эта территория вошла в надел Ирода Великого, а затем его сына Филиппа. Но, согласно Иосифу Флавию ( Ios. Flav. Antiq. XIX 5. 1), в 41 г. по просьбе Агриппы I они были переданы Ироду II Халкидскому - внуку Ирода Великого от казненного им сына Аристовула. В 48 г. эти территории вместе с другими землями были переданы Агриппе II. После этого источники практически ничего не сообщают об И. Некоторые рим. историки указывали, что итурейские лучники были важной составляющей рим. вспомогательных войск ( Cicero. Philip. or. II 8. 19; 44. 12; Divus Aurelianus. 9. 3//Scr. hist. Aug. Vol. 2. P. 156; Lucanus. Pharsalia. VII 510-520; Vergil. Georg. 2. 448). Об этом же свидетельствует история итурейских легионов, прослеживаемая по надписям и военным рим. дипломам ( Myers. 2010. P. 115-132; Tentea. 2004). По-видимому, со времени правления имп. Диоклетиана (284-305) И., ставшая частью пров. Аравия, постепенно утратила остатки государственности: крупные города были разрушены, монеты не чеканились, а итуреи превратились в сельский этнос, один из мн. диссимилированных этносов, населявших сначала Византийскую империю, а затем Арабский халифат. Лит.: Jones A. H. M. The Urbanisation of the Ituraean Principality//JRS. 1931. Vol. 21. P. 265-275; Lucanus. Pharsalia: Belli civiis libri decem/Ed. A. E. Housman. Camb., 1950 (рус. пер.: Марк Анней Лукан. Фарсалия, или Поэма о гражданской войне/Пер.: Л. Е. Остроумов, ред., ст., коммент.: Ф. А. Петровский. М.; Л., 1951. (Лит. памятники)); Taylor G. The Roman Temples of Lebanon. [Beirut], 1967; Hitti P. K. History of the Arabs. L., 1968 5; Schürer E.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Живопись XIII в. находилась уже под воздействием искусства готики; примером может служить фронталь из ц. Санта-Мария в Льюсе (пров. Барселона; 2-я четв. XIII в., Музей диоцеза в Вике). От XIII в. дошла группа произведений, получившая название «школа Рибагорсы» (историческая область на северо-востоке Арагона и на северо-западе Каталонии). Их характерная особенность - наличие фона и обрамления из стукового рельефа, покрывавшихся серебром или желтым лаком, имитировавшим золото. К этой группе принадлежат фронтали из ц. Санта-Мария в Кардете (пров. Льейда; 2-я пол. XIII в., Музей Каталонии) и из ц. Сан-Мартин-де-Хия (пров. Уэска; 2-я пол. XIII в., Музей Каталонии). На некоторых из них есть подпись мастера Иоанна (Ioannes pintor me fecit). Подобные фронтали считаются предшественниками огромных роскошных ретабло более позднего времени. Лит.: Pijo á n y Soteras J. Les pintures murals catalanes. Barcelona, 4 vol.; Gudiol y Cunill J. La pintura mig-eval catalana. Barcelona, 1927-1955. Vol. 1: Els Primitiuv. 3 pt.; Kuhn Ch. L. Romanesque Mural painting of Catalonia. Camb. (Mass.), 1930; Post С. R. A History of Spanish Painting. Camb. (Mass.), 1930. Vol. 1; G ó mez-Moreno М. El arte románico español. Madrid, 1934; Camps Cazorla E. El arte románico en España. Barcelona, 19452; Pijo á n y Soteras J., Gudio y Ricart J. Les pintures murals romàniques de Catalunya. Barcelona, 1948; Cook W. W. S., Gudio y Ricart J. Pintura у imaginería románicas. Madrid, 1950. (Ars Hispaniae; 6); Cook W. W. S. La pintura mural románica en Cataluna. Madrid, 1956; Folch y Torres J. La pintura romanica sobre fusta. Barcelona, 1956; Lambert É . Etudes medievales. Toulouse, 1956-1957. 4 vol.; Schlunk H., Berenguer M. La pintura mural asturiana de los siglos IX у X. Madrid, 1957; P ä cht O. A Cycle of English Frescoes in Spain//The Burlington Magazine. L., 1961. Vol. 103. P. 166-175; Junyent E. Catalogne romane. [Saint-Léger-Vauban], 1961. 2 vol.; Ainaud de Lasarte J. La pintura románica catalana. Barcelona, 1962; Durliat M.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010