«Дама из Эльче». V–IV вв. до Р. Х. (Национальный археологический музей, Мадрид) «Дама из Эльче». V–IV вв. до Р. Х. (Национальный археологический музей, Мадрид) В эпоху бронзы началось освоение внутренних частей Пиренейского п-ова. От раннего бронзового века сохранились крупные некрополи (в Эль-Аргаре, пров. Альмерия, известно до 900 курганов, внутри которых находятся погребения в каменных обкладках или урнах) и связанные с ними поселения (в основном на юго-востоке И., напр. Фуэнте-Аламо и Антас, оба в пров. Альмерия). Укрепленные поселения с башней в центре и неск. кольцевыми оградами свидетельствуют о возникновении социального неравенства. Находки кон. бронзового века сосредоточены в основном в долине р. Дуэро, но в целом встречаются на территории почти всего центра полуострова вплоть до долины р. Гвадалквивир: люди этой эпохи, вероятно, часто передвигались или вели кочевой образ жизни, их считают потомками изготовителей колоколовидных кубков. В тот же период (1100-700 гг. до Р. Х.) в низовьях р. Эбро и долинах рек Сегре и Халон (провинции Льейда (Лерида), Сарагоса и Таррагона) обнаружено новое население, родственное жителям Центр. и Зап. Европы. Это земледельцы, жившие в небольших деревнях, к-рые постепенно освоили южные районы (провинции Валенсия и Аликанте). Умерших сжигали, а пепел хоронили в урнах, оставляя в захоронениях разные предметы. Эпоха железа началась в И. в VIII в. до Р. Х. с появления на южном побережье Пиренейского п-ова колоний из финик. городов Тир и Карфаген - Секси (ныне Альмуньекар, пров. Гранада), Абдера (ныне Адра, пров. Альмерия), Малака (ныне Малага), археологический комплекс Донья-Бланка (в черте Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария, пров. Кадис) и др. Финик. колонии основывались для добычи природных ресурсов (об этом упом. античные авторы) и обмена с местным населением через эмпории (торговые, обычно прибрежные, посты). Эти крупные поселения (до 1000 жителей) обеспечили приток предметов роскоши, знакомили местных жителей с письмом и изготовлением круговой керамики, повлияли на развитие ремесла.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

По-видимому, создатель этих работ был главой артели, занимавшейся изготовлением живописных фронталей, которые имитировали алтари из драгоценных металлов и слоновой кости. На территории Вост. Каталонии и Арагона в сер. XII в. были расписаны неск. церквей: ц. Сан-Садурни-д " Озорморт, пров. Барселона (Музей диоцеза в Вике); ц. Сан-Жоан в Белкайре-д " Эмпорда, пров. Жирона (фрагменты - в церкви и в Музее искусств Жироны); ц. Сан-Марти-дел-Брул, пров. Барселона (Музей диоцеза в Вике); ц. Сант-Эстеве-де-Маранья, пров. Жирона; ц. Сантос-Хульян-и-Басилиса в Багуэсе, пров. Уэска (Музей диоцеза в Хаке), фресковые циклы к-рых относятся к стилистическому направлению, связанному не с каталонской традицией, а с искусством Пуату. Сходство этих фресок настолько велико (см.: Dols Rusi ñ ol. 1972), что вся группа памятников долгое время приписывалась т. н. «мастеру Озорморта». Во фресках подробно проиллюстрированы события ВЗ и НЗ. Ближайшие их аналоги можно видеть в росписях ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп (кон. XI - нач. XII в.), а также на миниатюрах из рукописи кон. XI в. «Житие св. Радегонды» (Poitiers. Bibliothéque Municipale. 250), происходящей из того же региона. Общими чертами живописи поздней романики (после 1170-1200) являются ослабевание выразительности и напряженности образов, смягчение контрастов и постепенное появление готических черт. В Кастилии сохранился памятник, свидетельствующий о деятельности в 70-х гг. XII в. на территории И. мастера (или целой школы), создавшего Пантеон королей - погребальную капеллу астурийских королей, примыкающую с запада к ц. Сан-Исидоро в Леоне. По стилистическим и иконографическим особенностям Пантеон королей заметно отличается от памятников своего времени. Иконография его росписей объясняется мемориальным назначением помещения. Стилистические параллели определить трудно в связи с отсутствием позднероманских фресок на территории Кастилии, Арагона, Леона и Галисии. Пантеон королей представляет собой прямоугольное в плане сводчатое помещение, разделенное опорами на 9 равных частей.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

V в. до Р. Х.). Он имеет ближневосточные черты: здание квадратное, окруженное террасами высотой 2,5 м и шириной 2 м, со входом с востока через двор, крыло здания и коридор; большое помещение (10×7,5 м) использовалось как тронный зал или как святилище. В здании найдена бронзовая статуэтка коня (Археологический музей, пров. Бадахос). Др. центр иберийской культуры расположен близ Ульястрета, недалеко от Эмпория. Он достиг расцвета в кон. VI-V в. до Р. Х., после чего был оставлен во время 2-й Пунической войны (218-201 гг. до Р. Х.). Город был окружен стеной (периметр 880 м; сохр. на высоту 4 м) с 7 воротами и круглыми башнями. На акрополе размещались святилища; керамика (в основном из Аттики) могла поступать через Юж. Италию и Сицилию. Прямоугольной планировкой и находками высокохудожественной греческой керамики (краснофигурные кратеры в наст. время хранятся в Археологическом музее пров. Аликанте) отличается существовавший менее столетия (с 430 г. до Р. Х.) Порт-Иллицитан (ныне Санта-Пола, пров. Аликанте). Похожий, но менее сложный 3-угольный план имело поселение Илдуро (ныне Кабрера-де-Мар, пров. Барселона, VI - нач. I в. до Р. Х.; раскопки ведутся с 1885), где исследовано несколько погребений. Отсутствие общего языка и единого гос-ва делало недолговечными иберийские племенные образования. Во 2-й пол. IV в. до Р. Х. они были вовлечены в войны между Римом и Карфагеном; к кон. III в. до Р. Х. иберийская культура исчезла. Центром борьбы против Рима была Нуманция (близ совр. Сории), в 137 г. до Р. Х. там потерпел поражение и сдался вождю Аверакосу Гай Гостилий Манцин, потом город захватил Сципион (134-133 гг. до Р. Х.): во время осады римляне построили 7 лагерей и каменную стену протяженностью 9 км (высота 3 м, ширина 2,5 м) со рвом, с палисадом и дозорными башнями через каждые 33 м. На местах многих, если не всех иберийских поселений возникли рим. города. Так, город племени турдетанов - Кастуло (близ Линареса, пров. Хаэн), где открыто святилище VI в. до Р. Х. с ясно выраженным финик.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Академия выступила инициатором издания ряда теоретических трудов. Хосе Кастаньеда перевел на испанский язык (1761) издание Витрувия в редакции Клода Перро (1673), причем на обложку вместо изображения Лувра был помещен Эскориал. Диего де Вильянуэва написал «Собрание различных критических сочинений обо всех частях архитектуры» (1766), в к-ром изложил, в частности, идеи аббата М. А. Ложье и Ф. Альгаротти. Хосе Эрмосилья опубликовал ряд изданий, посвященных Эскориалу и дворцу Карла V в Гранаде. Т. о., сразу наметилась ориентация испан. неоклассицизма не только на франц. образцы, но и на национальное наследие Ренессанса, в первую очередь на архитектуру эрререско. Так, в мон-ре августинцев-филиппинцев в Вальядолиде (1759-1930, В. Родригес) барочный монументальный ротондальный храм получил растянутый вдоль улицы плоскостный 2-башенный фасад, напоминающий фасад Эскориала с его центральным портиком и боковыми башнями. В др. произведениях раннего неоклассицизма отразилось скорее франц. влияние, напр. в зап. фасаде собора Санта-Мария-ла-Реаль в Памплоне (пров. Наварра, 1783-1800) с его 4-колонным портиком и не лишенными барочных реминесценций башнями. Крупнейший мастер испан. неоклассицизма Хуан де Вильянуэва, близкий к палладианской линии, автор зданий Музея Прадо (1785-1830) и Королевской обсерватории (1790-1808) в Мадриде, почти не проявил себя в церковной сфере, создав лишь небольшой ораторий Кабальеро-де-Грасия в Мадриде (1782-1795). История И. 1-й пол. XIX в., изобиловавшая войнами и революциями, не способствовала строительству, и потому церковная архитектура неоклассицизма практически не получила дальнейшего развития. Стоит отметить лишь произведения Сильвестре Переса Мартинеса, ученика Родригеса, теоретика палладианства, близкого к итал. постнаполеоновскому неоклассицизму,- неосуществленный проект церкви в Мугардосе (пров. А-Корунья, 1804) и храмы Нуэстра-Сеньора-де-Асунсьон в Мотрико (пров. Гипускоа, 1798-1843) и Бермео (1823-1858, пров. Бискайя). Епископский дворец в Асторге.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Кроме того, на протяжении I тыс. христ. истории во мн. областях Испании сохранялись местные обычаи, к-рые нашли отражение в литургических книгах и к-рые теперь практически невозможно отличить от общих для И.-м. о. тенденций. Региональные различия в богослужении стали проявляться на самом раннем этапе развития И.-м. о., когда сформировалось неск. зон литургической активности. Первые свидетельства об унификации богослужебной практики в Тарраконской пров. (Тарракона (ныне Таррагона), Герунда (ныне Жирона), Барцинона (ныне Барселона), Цезаравгуста (ныне Сарагоса)) содержатся в канонах Поместных Соборов (см.: 1-й канон Герундского Собора (517), 1, 2, 5-й каноны Барцинонского Собора (540) и др.). Имеются данные о составлении богослужебных текстов и чинопоследований Петром, еп. Лериды (Льейды) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 13//PL. 83. Col. 1090), и Иоанном, еп. Цезаравгусты ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 6//PL. 96. Col. 201-203). Тарраконская пров. находилась в тесном контакте с юго-западом Франции и северо-западом Италии, что, видимо, отразилось и на особенностях ее литургической традиции. О богослужении в пров. Галлеция (в эту эпоху в ее состав входили территории современных Галисии и Астурии, а также часть пров. Леон, включая сам город Леон) впервые говорится в послании 538 г. папы Вигилия еп. Профутуру Бракарскому (PL. 69. Col. 19-21). После того как I Бракарский Собор (561) принял бóльшую часть папских предписаний о богослужении в качестве канонов (см.: 4-й и 5-й каноны о совершении Евхаристии и Крещения по чину, присланному из Рима; 12-й о запрете небиблейской гимнографии), Галлеция (видимо, по той причине, что там находилось королевство свевов, чьи отношения с вестготами были напряженными) стала одним из центров распространения рим. традиции в Испании. В Бетике центром, в к-ром происходило становление богослужебной традиции, был Гиспалис (ныне Севилья). Ключевую роль в развитии местной традиции сыграл св. Леандр Гиспальский ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41//PL. 83. Col. 1104). Вероятно, именно в этот период в связи с появлением визант. анклава на территории Испании имело место влияние на И.-м. о. визант. литургической традиции (ряд текстов в И.-м. о., включая Трисвятое и нек-рые антифоны, на протяжении всего средневековья продолжали петь по-гречески; см.: Baumstark. 1935; Janeras. 1995).

http://pravenc.ru/text/674997.html

Тайная вечеря. Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-де-ла-Пенья. Кон. XII — нач. XIII в. Тайная вечеря. Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-де-ла-Пенья. Кон. XII — нач. XIII в. Рельефы мастера из Хаки повлияли на работу скульпторов, оформлявших клуатр собора. Ансамбль собора Сан-Педро послужил источником иконографических мотивов для арагонских скульпторов XII в.: напр., композиция с хризмой встречается в тимпанах церквей Санта-Мария в Санта-Крус-де-ла-Серос (пров. Уэска) и Сан-Мартин в Ункастильо (пров. Сарагоса) (освящена в 1179). Влияние мастера из Хаки заметно также за пределами Арагона: между 1110 и 1120 гг. он работал над оформлением ц. Сан-Мартин во Фромисте (пров. Паленсия). Примерно в то же время один из его учеников принимал участие в возведении портала Агнца в соборе Сан-Исидоро в Леоне. Чуть раньше скульпторы, связанные с мастером из Хаки, выполняли капители для деамбулатория и трансепта базилики в Сантьяго-де-Компостела. Манера мастера из Хаки прослеживается в аквитанском соборе Асомпсьон в Лескаре (деп. Атлантические Пиренеи, Франция, XII в.). К посл. трети XI в. относится скульптурный декор ц. Сан-Педро в замке Лоарре (пров. Уэска), ок. 1079 г. (Электр. ресурс: www.universalis.fr/encyclopedie/aragon). Капители близки по стилю к скульптуре базилики Сен-Сернен в Тулузе; их тематика также характерна для юга Франции и И. кон. XI в.: орлы, грифоны, русалки. Сцены со львами - самые многочисленные в Лоарре. Сюжеты часто напоминают сюжеты на капителях собора Сан-Педро в Хаке, напр., персонажи и птицы верхом на львах или Даниил во рву львином. Мастеру из Лоарре свойственен более декоративный подход в изображении волос, крыльев ангелов, шерсти львов; персонажи пребывают в застывших позах, их пропорции тяжеловесны, жесты угловаты, а лица напоминают маски; особенно это заметно в сценах с обнаженным фигурами (напр., в сцене «Грехопадение»). История праотца Иова. Капитель клуатра собора Санта-Мария-ла-Реаль в Памплоне. Ок. 1140 г. (Музей Наварры) История праотца Иова. Капитель клуатра собора Санта-Мария-ла-Реаль в Памплоне. Ок. 1140 г. (Музей Наварры)

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Deus Destroyed: The Image of Christianity in Early Modern Japan. Camb. (Mass.), 1991; Boxer C. R. The Christian Century in Japan: 1549-1650. Manchester, 19933; Moran J. F. The Japanese and the Jesuits: Alessandro Valignano in 16th-Cent. Japan. L.; N. Y., 1993; Ross A. C. A Vision Betrayed: The Jesuits in Japan and China, 1542-1742. N. Y., 1994; Higashibaba I. Christianity in Early Modern Japan: Kirishitan Belief and Practice. Leiden; Boston, 2001; Farge W. J. The Japanese Translations of the Jesuit Mission Press, 1590-1614: De Imitatione Christi and Guía de Pecadores. N. Y., 2002; Cooper M. The Japanese Mission to Europe, 1582-1590: The Journey of Four Samurai Boys through Portugal, Spain and Italy. Folkestone, 2005; Ким Э. Недолгое свидание: Христ. миссия в Японии (1549-1614)//Япония как она есть. 2006. Кн. 1. С. 218-232. Э. П. К. В Китае В отличие от др. регионов Китай долгое время оставался закрыт для католич. миссионеров: кит. правительство жестко ограничивало присутствие европейцев на территории гос-ва. У истоков миссионерства И. в Китае стоял Франциск Ксаверий (скончался в 1552 г. на о-ве Шанчуаньдао, ожидая разрешения на въезд в Китай). Португ. правительство неоднократно обращалось к кит. императорам с просьбами разрешить миссионерскую деятельность на материке, однако добиться открытия границ для католич. проповедников так и не удалось. В 1568 г. в Макао прибыл испан. иезуит Хуан Батист Рибейра, но после неск. неудачных попыток проникнуть в Китай был вынужден вернуться в Европу. В 1573 г. куратором миссии в Индии и Японии был назначен Валиньяно, чья деятельность в Японии имела большой успех. На пути в Японию Валиньяно провел значительное время в Макао и принял решение о необходимости активной миссионерской деятельности в Китае, для чего он пригласил из Италии Микеле Руджери, с к-рым будут связаны первые успехи иезуитской миссии в Китае. Прибыв в Макао ок. 1581 г., Руджери впервые обратился к китайцам с проповедью на кит. языке (в Макао, затем в пров. Гуандун). В 1585 г. на кит. языке был издан составленный им совместно с Маттео Риччи католический катехизис «Истинные сведения о Небесном Господе и священной религии» (Тяньчжу шэнцзяо шилу). В 1581 г. из орденской пров. Вост. Индий с центром в Гоа выделилась вице-пров. Япония (провинция с 1611), к-рой подчинялась миссия И. в Китае. Буллой «Ex pastoralis officio» (1585) папа Григорий XIII санкционировал вхождение Китая в зону португ. влияния, где И. получили монопольные права на миссионерскую деятельность. В 1623 г. сформировалась независимая вице-пров. Китай. Главой вице-провинции считался вице-провинциал, деятельность которого контролировалась специально назначаемыми прокураторами, настоятелями, визитаторами. Составление карты Китая М. Риччи и Сюй Гуанци (вверху Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий). Гравюра. 1687 г. Составление карты Китая М. Риччи и Сюй Гуанци (вверху Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий). Гравюра. 1687 г.

http://pravenc.ru/text/293585.html

миссионеров. Были открыты учебные заведения М. в Лиме (ок. 1580) и в Мехико (1594). Активная деятельность М. способствовала распространению в Лат. Америке почитания Пресв. Девы Марии Милосердной. Распоряжение имп. Карла V о приоритете старшего командора Кастильской пров. в управлении обителями М. в Нов. Свете (1526) вызвало сопротивление магистра и М. из Арагонской пров. ордена; в 1530 г. тяжба рассматривалась в папской курии. В нояб. 1556 г. в Куско (совр. Перу) состоялось 1-е совещание командоров и проповедников ордена в Нов. Свете, был избран глава новой провинции - Хуан де Варгас, командор Куско. В дек. 1560 г. это избрание было одобрено папским бреве, а в 13 янв. 1563 г. старший командор Кастильской пров. ордена Гаспар де Торрес окончательно закрепил автономию М. в Нов. Свете, утвердив образование 4 провинций: Гватемалы, Куско, Лимы и Чили. Как и Кастильская, эти провинции получили автономию от власти магистра. Кастильская пров. получала от новых провинций средства для выкупа пленных (к нач. XVII в. амер. пожертвования стали основой финансов ордена) и имела право на осуществление визитаций. Продолжалась деятельность М. и в Ст. Свете. В 1509 г. была основана обитель М. в Оране (совр. Алжир), находившаяся под управлением магистра. Был основан ряд конвентов в Италии: в частности, в 1569 г. М. стала принадлежать ц. св. Руфины в Риме. Во Франции большинство обителей М. были разрушены в ходе религ. войн (в Монпелье - в 1561, в Безье - в 1562, в Мальвиле - в 1563); многие из них были восстановлены в нач. XVII в. Несмотря на разграбления, не прекращал свою деятельность конвент М. в Тулузе. В 1561-1562 гг. удалось организовать совместную экспедицию арагонских и кастильских М. в Алжир, в результате к-рой было выкуплено 427 пленников. В 1499-1573 гг. М., по примерным оценкам, совершили 41 экспедицию и освободили ок. 7 тыс. чел. ( Taylor. 2000. P. 102). К нач. XVI в. оформились женские монашеские общины (beaterios) М. в Гвадалахаре (1509), Лорке в Мурсии (1514), Бильбао (ок.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Правитель Максим сказал: я не просто предам тебя смерти, как уже сказал, чтобы женщины не могли потом, обвивши тонким полотном и намастивши миром твое тело, воздавать ему почести (προσυνουσι), но, умертвив тебя самым жестоким образом, прикажу сожечь твой труп и развеять прах от твоего тела. Тарах отвечал: и прежде я говорил тебе и теперь говорю: делай, что хочешь, тебе дана власть в этом мире. Правитель Максим сказал: взять его в темницу и держать там до следующего раза, как будет борьба с зверями. Приведите следующего. 8. Сотник Димитрий сказал: явился, господин, покорно докладываю тебе. Правитель Максим сказал: одумайся, Пров, побереги самого себя, чтобы и опять не подвергнуться тем пыткам, какие ты прежде потерпел и какие сейчас изведал твой несчастный товарищ. Впрочем я и сам думаю и уверен, что ты, как человек разсудительный, принесешь жертву, чтобы, доказав тем свое благочестие, заслужить от нас почести. Приступи же и сделай это. Пров отвечал: образ наших мыслей, консул, у всех нас один и тот же: потому что все мы рабы (одного) Бога. Не думай услышать от меня что нибудь другое, нежели что ты уже слышал и знаешь: не склонить тебе нас своим ласкательством, не убедить угрозами и не поколебать нашего мужества нежными словами. Вот и теперь я стою с полною неустрашимостию и презираю твое неразумие. Чтож ты медлишь, несмысленный, и не обнаруживаешь своего неистовства? Правитель Максим сказал: верно вы ныне сговорились нечестиво отвергать богов? Пров отвечал: ты правду сказал. Теперь ты не солгал, хотя имеешь всегдашнюю привычку лгать. Мы точно согласились все вместе на твердость в своей вере, на подвиг и исповедничество. Потому-то мы и твердо стоим о Господе, против нападений твоей злобы. Правитель Максим сказал: прежде, чем потерпишь от меня позорное наказание, подумай и оставь свое безумие; согласись послушаться меня, как отца, и почти богов. Пров отвечал: я вижу, консул, что ты не веришь мне ни в чем; но поверь, клянусь тебе моим благим исповеданием имени Божия, что ни ты, ни демоны, которым ты служишь в обольщении, ни отец твой — сатана, ни давшие тебе власть над нами, не могут отвратить нас от веры и любви к Богу.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Таррагона; 1918-1924), отличается оригинальной, виртуозно разработанной, диагонально ориентированной центрической композицией и изысканным сочетанием природных и искусственных материалов. Для творчества еще одного ученика Гауди, Бернарди Мартореля-и-Пуча, бывшего одно время архитектором диоцеза Солсона, церковная тема была центральной. Ему удалось создать отличный от учителя и узнаваемый архитектурный язык, характеризующийся тонким сочетанием почти лишенных декора кирпичных поверхностей с композициями из узких окон и ярусными щипцовыми очертаниями кровель. Среди его многочисленных церковных построек стоит выделить кладбище в Олиусе (пров. Льейда; 1916), ц. Сант-Агусти в Сабаделе (пров. Барселона; 1924-1932) и комплексы монастырей терезианок в Таррагоне (1926), Санта-Мария-де-Вальдонзелья (1910-1913) и Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес (ныне ун-т аббата Оливы; 1926), оба в Барселоне. За пределами Каталонии в духе архитектуры Гауди построен своеобразный вотивный Морской храм в Панхоне (пров. Понтеведра, 1932-1937; Антонио Паласиос). Мемориальный комплекс в Валье-де-лос-Каидос. 1940–1958 гг. Новая эпоха развития церковной архитектуры началась после перерыва в строительстве во время Гражданской войны и тесным образом связана с проектами диктатуры Франко. Крупнейшим из них было строительство мемориального комплекса Валье-де-лос-Каидос (Долина павших, пров. Мадрид; 1940-1958, Педро Мугуруса и Диего Мендес), посвященного памяти погибших в Гражданской войне франкистов и ставшего усыпальницей Х. А. Примо-де-Риверы, а затем и самого Франко. Центром комплекса является вырубленная в скале гигантская базилика Санта-Крус с огромным эллипсовидным куполом, перед ней построено огромное каре корпусов бенедиктинского аббатства. Над базиликой, на вершине скалы, поставлен самый большой в мире крест (108 м). Архитектура комплекса отражает тенденции неоклассики и ар-деко с аллюзиями на формы Эскориала. При Франко возобновилось строительство ряда ключевых храмов, оставшихся неоконченными в предыдущие годы.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010