Песнь Василия Великого на сие же мгновение, которую поют однажды только в год, в вели­кую субботу, еще умилительнее: «да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии, со всяким началом и властию: многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя». И вместе со звуками сей песни, ты видишь ее изображение в лицах: Диаконы, в образе Ангелов, предъидут со свечами, опустив орари свои как крила; другие веют над сосудом рипидами, с изображением Херувимов; еще иные облекают все шествие облаками фимиама, как бы приготовляя ему воздушную стезю; один несет на плече своем воздух, память погребальной плащаницы Христовой, другой несет омофор, знак вочеловечения, с сияющим на нем крестом, который, как знамение Сына человеческого, предъидет ему на небесах, в день страшного суда. Старший Диакон высоко держит, над главою, дискос или блюдо, на коем лежит покровенный Агнец; за ним старший Пресвитер с потиром, чашею, готовою скоро испол­ниться крови Спасителя; далее следуют постепен­но, в руках иерейских, орудия Божественного страдания: крест, копие, губа, которая напоила его желчью и лжица, дающая вкушать кровь его верным. Архиерей, без митры и омофора, раболепно встречает сие изобразительное шествие, в дверях царских, и поставляя дискос и чашу на престол, как бы во гроб, подобно Иосифу Аримафейскому, воспоминает его подвиг, говоря: «благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело твое, пла­щаницею чистого обвив и благоуханьми, во гробе нове, покрыв положи». Опять выходит Диакон к народу и приглашает исполнить молитву Господеви; но уже прошения его не касаются благ земных и временных, а простираются единственно к духовным и небесным: он молит о Ангеле хранителе, о том, что добро и полезно душам нашим, о прощении грехов, провождении нашей жизни в мире и покаянии, и о Христианской ее кончине, с добрым ответом пред страшным судилищем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Младший Макарий, называемый Александрийским, связанный с Египетским узами духовной приязни, был пресвитером в пустыни Нитрийской; там спасались вместе с ним до пяти тысяч братии, которые безмолвствуя и трудясь каждый в своей келий пять дней седмицы, собирались на всенощную молитву в день субботний, чтобы опять разойтись после воскресной литургии. Воздержание аввы их было чрезвычайное; за один нечистый помысл, он сам осудил себя на многие дни в болото, исполненное насекомыми, чтобы они истерзали плоть его. Стараясь одолеть сон, двадцать дней и ночей провел он под открытым небом, терпя попеременно зной и холод, и мера пищи его, всегда сухой, едва достаточна была для поддержания жизни. Однажды пришло ему на мысль вкусить винограда, и тотчас, раскаявшись, послал он грозди к больному иноку, тот переслал их к другому, и таким образом кисть виноградная, обойдя всех братии, возвратилась опять к Макарию. В другой раз, найдя у дверей своей келий человека, похищающего его убогое имущество, он сам помог навьючить остаток вещей своих на верблюда и отпустил с миром. Услышав о строгой жизни иноков Тавенских, он решился посетить, в одежде страннической, их обители и с трудом умолил Великого Пахомия принять его в число братства, потому что казался ему неспособным переносить бремя устава Тавенского. Макарий, видя, что во дни великого поста иноки Пахомия налагают на себя различные подвиги, заключился на все его течение в келию и, прислонясь к стене, простоял сорок дней, плетя кошницы, вкушая только немного зелия по воскресеньям и молясь непрестанно. Ропот поднялся в обители. «Зачем привел ты сего бесплотного, чтобы осудить нас? – говорили иноки своему игумену, – или изгони его, или мы разойдемся», и Пахомий, провидев духом имя знаменитого пришельца, благодарил Макария за то, что смирил братию. Пришельцы западные, посетившие Египет для духовного назидания, подверглись также общему гонению: ученый пресвитер Руфин, описавший жития отшельников, и Великая Мелания, из знаменитого рода Сципионов. Овдовевшая и осиротевшая в юном возрасте, она пожертвовала Господу, в лице нищих, свои сокровища, чтобы странницею поселиться на местах Его земного странствия. Исидор, странноприимец богадельни Александрийской, знавший Меланию в Риме, во дни ее величия, когда посещал столицу с блаженным Афанасием, принял любезно благочестивую жену и проводил, вместе с Руфином, в ближнюю пустыню, к столетнему авве Ору, отцу тысячи иноков, и к авве Памве. Памва плел кошницу и не посмотрел даже на многоценный дар Мелании, триста литр серебра, которые принесла она для его обители, а велел только раздать их иным беднейшим. Когда же изумленная таким небрежением назвала ему количество принесенного серебра, старец отвечал: «Дочь моя, Тот, Кому ты жертвуешь, знает меру и вес, ибо взвешивает горы и дубравы, и не гнушается даже двумя лептами».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А между тем отступник готовился к походу против Персов непрестанным приношением жертв идольских и тщетно искал разгадать успех войны в их дымящихся внутренностях. Жрецы Аполлоновы уверили его, что священные кости мученика Вавилы, в предместий Дафны, препятствуют гаданиям, и он велел нарушить их вековой отдых; граждане Антиохийские, с духовным торжеством, перенесли нетленные останки своего епископа в бывшую его кафедру, и через несколько дней молния сожгла капище Дафны. На христиан обрушилось мщение императора: церкви Антиохийские были закрыты, богатая утварь расхищена и поругана, священники бежали; остался один мужественный пресвитер, именем Феодор, и его казнили. Пали и другие мученики из клира и народа: Иулиан велел снять знамение креста со священной хоругви Константина; но воины царские, Воноз и Максимилиан, не захотели изменить своей хоругви, и, претерпев истязания, были сопровождены св. епископом Мелетием до места казни. Дядя императора, одноименный ему отступник, содействовал племяннику в гонениях и поражен был внезапной смертью, в которой верные видели предзнаменование близкой кончины самого мучителя. Уже он сделался ненавистен и презрителен языческими суевериями народу Антиохийскому, и не раз подымался против него ропот в амфитеатре. Раздраженный насмешками черни, отмстил язвительною сатирою на все Христианство и пространным творением против веры им оставленной, которую силился опровергнуть доводами философскими. Он покусился и на самом деле доказать тщету пророчеств Христовых о конечном запустении храма Иерусалимского и созвал Иудеев к его сооружению, обещая им сокровища царские. Современный историк языческий, Аммиан Марцеллин, описал это происшествие в назидание будущим векам. Отовсюду стеклись Евреи, воспламененные ревностью к обновлению древнего святилища, и заблаговременно уже осыпали поруганиями христиан Иерусалимских; но св. епископ Кирилл, возвратившийся из заточения, укреплял своих твердой верой в исполнение пророчеств. Жены Еврейские не уступали в усердии мужьям: совлекая с себя все драгоценные украшения, жертвовали их на строение храма, и сами носили камни в полах богатой одежды, копая землю серебряными лопатами. Правитель области всеми средствами споспешествовал успеху работ; но когда разрыли древнее основание, пламенные клубы исторглись из-под земли, опалили строителей и, непрестанно возгораясь, принудили оставить начатый труд. Страшное землетрясение обрушило окрестные здания, где поместились Евреи, и разметало все собранные камни и сами орудия их разнесло вихрем или сожгло огнем. Многие из Иудеев и язычников, пораженные чудом, крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И что же? какие последствия, указываемые нам как бы перстом Божиим? – Внезапно падает заветный Рим первосвященников, вместе с державою того кесаря, который, силою своего оружия, дал совершиться беззаконию. Хотя и неодолимою казалась его держава, но она сокрушилась мгновенно, «мимо идох и се не бе» ( Пс.36:36 ), по слову псаломному, а тот кто, под ее сенью, возмечтал о непогрешимости своей духовной власти, внезапно лишился и остатков светского своего владычества; ныне как пленник, с позором, сидит он в том же Ватикане, где еще так недавно восседал, как бы некий бог на соборе, и откуда гремели его последние перуны! Самый юбилей его священноначалия и царства, которого не дождался ни один из его предшественников в течение 18-ти веков, ибо никто из них не восполнил на кафедре Римской мнимые годы святительства Петрова, прошел незаметно для папства. Оно сокрушилось вещественно в Риме об волю и меч соединенной Италии, а духовно, по Вселенной, об новый беззаконный догмат своей непогрешимости. Что же будет после смерти сего Папы, который, именем своим и памятью минувшего, еще содержит в некотором единстве то, что уже готово распасться? А между тем, какой церковный хаос в целом Западе, при колебании его духовного центра и всеобщем отступлении от веры! Пастыри, вопреки собственной совести, возглашают с кафедры новый догмат, а паства его отвергает, хотя и вынуждают ее подпиской отречься в пользу Церкви от всякого рассуждения, и это называется геройским пожертвованием. Так в южной Франции, уцелевшей от воинского разгрома; а в Баварии, самой католической части Германии, архиепископ, сильно восстававший на Соборе против непогрешимости папской, теперь анафематствует ревностных пресвитеров, которые ему содействовали своими писаниями, и все ученое сословие принимает их сторону. В Богемии и других славянских землях, где ближе восточная истина, еще сильнее борьба. В Германии образуются общины католические, которые желают восстановить западное православие с обрядами римскими, но без римского ига, и когда разовьется это зарождающееся ныне движение, оно может быть и осуществится, хотя и не совсем правильно при начале. Взоры всех устремлены к Востоку, отколе ожидают себе просвещения духовного. Не одни лишь миряне, но и духовные ищут присоединения к православию и обличают письменно римскую лесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

е. благодарить своих богов за все блага. Отсюда возлияния им при каждом столовании. 219 Так, царь Исаак Комнин, по силе древнего устава, определял архиереям взимать за поставление чтеца одну златицу, за рукоположение дьякона и пресвитера по три златицы с каждого, с деревень же, с 30 дымов одну златицу, два сребреника, одного овна, шесть мер ячменя, шесть вёдер вина, шесть мер муки и 30 кокошей и т. д. (Περ τν πρ χειροτονας διδομνων συνηθειν κα περ το κανονικο). 220 Болгары, сербы, черногорцы и молдавовлахи исправляли и печатали церковные книги на славянском языке задолго до Никона. Например: некто Гиорг Цьрноевык напечатал Осмогласник в 1463 году при митрополите Зетском Вавиле; преосвященный митрополит ардельский Геннадий напечатал службы святым и избранным праздникам от сентября до августа в 1580 году; поведением и иждивением супруги валахского господаря Матфея Бессарабы княгини Елены напечатана была Цветная Триодь в 1649 году (по обычаю и благовонному рачению Сръбского народа опасно очищенная от двою письмену, т. е. юсов). Но ни у одного из сих племён славянских не было ни смут, ни расколов при появлении новых печатных книг, кои непрестанно исправлялись, как видно из их предисловий. Отчего же это? Не оттого ли, что их пастыри испокон успели приобрести их совершенное доверие к себе, были правильниками общественного мнения и умели дать им исправленные книги? 221 На поле рукописи замечено другой рукой: «Тут явно лжёт он. Письма к нему от имени Дионисия поддельно сочинены были лавриотом Мелетием и переписаны рукой одного клирика, которого имя я добровольно скрываю». Видно, что тот, кто писал эту заметку, знал дело хорошо. 223 Очевидно, архиепископ Паисий этим намекает на древнее предание о происхождении благословенного рода Романовых из дома царского и вместе первосвященнического. Праотец их Андрей Иванович Камбила был потомок царя Войдевода, который отказался от царствования на 117 году от рождения и по примеру старшего брата своего, царя Прутена сделался первосвященником в заповедном лесу Ромовейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Во главе недовольных был известный распространитель молоканства Исайя Крылов. Основываясь на Св. Писании, он стал вводить в молоканское моление некоторые обряды, напр., коленопреклонение, воздевание рук к небу, целование друг друга («братствование» или «ликование») и установил, по подобию тайной вечери, преломление хлеба, которому придавал даже таинственное значение. Одни из молокан приняли эти нововведения, другие – нет. Главным защитником их был Маслов, считавший себя преемником Крылова, а противником – Пчелинцев, отличавшийся большим фанатизмом. Проводя идеи Крылова, Маслов пошел дальше. Он читал родильницам очистительную молитву, давал новорожденным младенцам имена, причем дул младенцам в уста, исповедывал, совершал браки, ввел при преломлении хлеба чтение молитв и Евангелия, благословлял хлеб и вино и давал вкушать присутствующим. Один из его учеников, донской казак Андрей Саламатин, сосланный (в 1823 г.) в Таврическую губ., стал усиленно распространять там это учение – и с большим успехом; некоторые из его последователей еще дальше развили указанные мысли и положили начало Донскому толку. Толк этот быстро распространился и имел сначала много последователей, но затем подпал под сильнейшее влияние штундизма и переродился в новомолоканство или штундомолоканство, так что в чистом виде он теперь встречается лишь в немногих местах Таврической, Владимирской и Оренбургской губ.,– это толк вымирающий. 358 Молокане Донского толка признают пять таинств: крещение, покаяние или исповедь, причащение или преломление хлеба, брак и елеосвящение – со значением именно таинств, а не простых обрядов. Крещение, по учеию их, есть блатодатное действие «для освящения, очищения от грехов вольных и невольных, для обновления духа»,–«баня пакибытия». Оно совершается над младенцами чрез троекратное погружение в воду, с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Св. Духа»; вода, в которой совершается крещение, освящается особыми молитвами и считается святой. Исповедь совершается пред пресвитером, причем последний читает молитву, которой разрешает кающегося от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

14.01.2014 - 06:35 " Он сам уверяет, что за ними : " Он сам уверяет, что за ними стоят конкретные люди и конкретные подписи... Хотелось бы поверить и нам - но пусть тогда вместо псевдонимов и латинских букв явятся живые люди, готовые обличить злодеев. " Насколько я понял, это - основная мысль статьи. Но ведь очевидно что " явление живых людей " крайне опасно для этих людей, разве что только в суде. Потому вопрос - почему не подают в суд люди " оклеветанные " ? Уж не " явления ли живых людей " они боятся? 14.01.2014 - 15:27 Как странно. Все кинулись : Как странно. Все кинулись осуждать о.Андрея, уволили. Ни один клирик не вступился за него открыто и разумно, или открыто и разумно прокомментировал его как бы неправильные действия. 14.01.2014 - 19:37 Да не верю я этому : Да не верю я этому эпатажному дьячку, этому любителю пусей. Не верю. И правильно привел слова Апостола г-н Худиев:Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. (1Тим.5:19,20)”. Ну а то что его так рьяно поддерживает рукопожатная общественность, ненавидящая РПЦ, то понятно- он для них свой, либерастический. Гнать его надо из церкви на его родную кафедру-эхо москвы ко всем этим шендеровичам, гонопольским и прочим майданикам. 15.01.2014 - 14:33 То, что опубликовал диакон : То, что опубликовал диакон Андрей Кураев является лишь верхушкой одного из пластов грязи, в которых плотно погрязло священноначалие МП РПЦ. Посмотрите, в какой роскоши купаются митрополиты. Просто " церковные " олигархи какие-то. А " узаконенная торговля " Таинствами и требами? Беспошлинная торговля утварью? А обман с подоходными налогами - это когда священнослужитель получает на руки 30-50тыс. руб., а официальная " зарплата " указывается в размере 5тыс. руб. И какую пенсию он будет получать, в случае чего? А " случаев чего " довольно много - текучка кадров из-за частых запретов (в результате приходов новых " правящих " ) и т. п. довольно-таки высока.

http://radonezh.ru/analytics/o-spravedli...

И вот теперь, когда мы довольно сказали о немощи человека и о том, что сделать больно ему легко, можно говорить о мучениках. Тайна их терпения — в их благодатности. Ведь без благодати Божией взгляд на орудия пыток может лишить человека сознания. Мученичество — это один из первых исторических плодов Пятидесятницы. В своем настоящем, подлинном виде христианство — это явление сверхприродное. Из жителя мира сего оно делает человека жителем мира иного, с иными чувствами, иными мыслями, иными свойствами. Если человек обновился под действием благодати, то он может плакать там, где другие смеются, детской забавой считать то, чего страшится большинство. Может он и терпеть муки так, как будто находится в чужом теле. Среди людей, перенесших за Христа страдания, были такие, которые отрекались и потом каялись в этом, были колеблющиеся и малодушные, были потерявшие силу и храбрость из-за совершенного греха. Но всё же большинство мучеников — это люди, сохранившие благодать крещения. Прежде крещения они, как правило, были наставляемы в вере. Они приходили ко Христу свободно и сознательно, приходили разумно под действием Слова. До крещения их ожидал процесс оглашения. Он состоял из посещения богослужений с непременным оставлением храма после слов «оглашенные, изыдите». Писания они не только слушали в храме, но и изучали отдельно, под руководством епископа или пресвитера. Они учились поститься и молиться, могли выполнять церковные послушания и только после длительного искуса подходили к воде для того, чтоб наполниться Духом. Опыт крещения, опыт благодатной перемены сохранялся в душах навсегда и был оттиснут так прочно, как образ царя чеканится на золотой монете. Их внутреннее сердечное чувство могло еще долго питаться чувством перемены, наступившей после Таинства, чувством контраста между прежней жизнью и новой. Крещение и следующее за ним частое участие в Евхаристии дарует человеку Христа со всеми Его совершенствами. Рай становится близок. Божественный мир становится реальней, чем мир видимый. Видимое и переживаемое сердцем ощущается как первая и главная реальность, тогда как окружающий мир — реальность вторая. Вот поэтому дыбы, колеса, топоры и пилы теряли свою обычную страшность, становились похожими на игрушки малых детей. Мученики были полны Богом, и отречься от Него было просто невозможно. Ради этой суетной и исчезающей жизни? Она и так потеряла вкус. Ради удовольствий бесящейся плоти? Но плоть смирилась и высохла, научилась повиноваться уму и уже не диктует, как раньше, своих требований. Ради богатства и почестей? Это так смешно, что на это не стоит давать ответа. Может быть, ради семьи и детей? Но ведь они тоже участники Таинств, и они читали о семи братьях Маккавеях и матери их Соломонии.

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

А этого, без сомнения, духовники могут достигать не иначе, как при посредстве благоразумных вопросов, указаний, разъяснений, и т.п. §41. Наконец, когда исповедующийся перестанет высказывать грехи свои, то священник может в заключение вопросить его: «не помнит ли он еще чего-либо? Или не чувствует ли за собой еще какого-либо особого греха? Или не обличает ли его совесть еще в каком-либо не высказанном проступке“? И если кающийся признается наконец, что он не знает ничего более, то священник должен дать ему соответствующее наставление, и затем  разрешить и отпустить по обычаю. (Сравн. Руков. для с. п. 1860 г. Практич. наставления о совершен. испов. т. I, стр. 63–69). Отделение V. Замечание об осторожности, какую священники должны наблюдать при предложении вопросов кающимся, и об увещаниях какие духовники должны давать им О чем священники не должны спрашивать на исповеди, и каких грехов они должны касаться с крайнею осторожностью? – В какой системе всего лучше и удобнее предлагать вопросы? – Перечень вопросов, которые священник должен предлагать исповедующимся отрокам, лицам духовного звания, в особенности священникам и диаконам. – В чем именно должна состоять сущность увещаний и наставлений, предлагаемых кающимся во время исповеди? – Может ли священник во время исповеди вступать в какие-либо споры с исповедующимися, или религиозные препирательства? §42. И опыт и благоразумная осмотрительность могут указать много вопросов, которых священники должны избегать на исповеди. Таким образом прежде всего и более всего было бы противно святости Таинства, если бы священник стал например спрашивать у кающихся о том, что прямо не относится к нравственной жизни человека, или относится только к праздному любопытству, или сплетничанью, и т.п. Вместе с этим долг благоразумия требует, чтобы священники избегали подробно расспрашивать у кающихся о таких грехах, воспоминание о которых может вредно действовать на ум, сердце или воображение человека, каковы в особенности напр. грехи противные седьмой или десятой заповеди. Сюда же наконец надобно отнести и те вопросы, которые могли бы познакомить неопытных с грехами им неведомыми. Такого рода осмотрительность священники должны особенно наблюдать при исповеди детей, или при спрашивании о грехах плотской нечистоты, и т.п. Вместо этого благоразумнее в этих обстоятельствах предоставлять исповедание свободному произволению и самосознанию кающихся, и только потом уже в случае надобности с осторожностью наводить их на известные ответы, всего лучше не называя даже того или другого греха по имени. А в крайних случаях лучше даже иногда предоставить некоторым, особенно детям, не высказывать того или другого греха во всей подробности, чем неосторожным вопросом или указанием подвергать кого-либо из них опасности научиться чему такому, чего он вовсе не знал по своей простоте, или неопытности (О должност. пресвит. приходск. стр. 133. §101).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Само собою разумеется, что молитву эту надобно читать над разрешаемым всякий раз после того, когда он по окончании своей епитимии, исповедав грехи свои пред священником, получит прежде от него обычное разрешение. Помянутую молитву надобно читать не только над обыкновенными епитимийными, оканчивающими срок своей епитимии, в обыкновенных обстоятельствах, но и над теми из них, которых бы понадобилось исповедовать и причащать в случае смертной опасности до окончания срока епитимии без всякого различия и прекословия (Нов. Скриж. ч. IV, гл. XXXV). Отделение VIII. О необходимости надлежащего секрета в деле исповеди, и о некоторых других особенных обстоятельствах, могущих случаться при ее совершении В чем именно состоит сущность надлежащего секрета, заповедуемого в Таинстве Покаяния? – Какие особенные грехи священники должны открывать после исповеди? – Что должен делать священник, когда позовут его исповедовать больного, находящегося в беспамятстве? – Как должны священники исповедовать глухонемых и больных, лишенных употребления языка? – Как исповедовать больных, страждущих какими-либо опасными, заразительными болезнями? – Может ли священник исповедовать когда без епитрахили? – Заключительное замечание о затруднительных случаях при исповеди. §67. По учению нашей Церкви, исповедь, совершаемая пред священником, должна составлять глубочайшую тайну, которой ни один духовник не имеет права открывать кому бы то ни было ни под каким условием (О должн. пресвит. пр. стр. 148). И это он должен делать, как при жизни, так и по смерти исповедавшихся у него, хотя бы обнаружение того или другого греха, сказанного на исповеди, иногда могло быть даже полезно в каком-либо отношении. Поэтому священник не может напр. требовать гражданским путем вещи, похищенной у него, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находится; не может открывать родителям о проступках детей их, хотя бы знал, что открытие это могло бы принести пользу для тех или других; не может открывать преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело, или спасти невинного, несправедливо, обвиняемого в том же преступлении, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010