Княгиня Русская, при вступлении в палаты императорские, остановилась в преддверии их там, где Логофет империи предлагал обычные вопросы послам иноземным; в отдалении от нее стояли сопровождавшие ее послы и гости. Тогда Лагофет ввел Великую Княгиню в ту золотую палату, где обыкновенно восседали Императоры на своих престолах, для приема царственных особ, во всем блеске царского двора, окруженные своими сановниками, из коих каждый носил на себе отличие своего высокого сана. Побеседовав с Императором Багрянородным, она должна была идти через многие покои в Августеон, или круглое здание с крытыми переходами, и там долго сидела в ожидании второго представления Императрице. В палате Юстиниановой устроено было возвышенное место, покрытое багряными коврами, на котором стоял трон Императора Феофила и рядом с ним золотые царские кресла. На троне сидела Императрица, супруга Константинова, на креслах ее невестка Феофания. Княгиню русскую проводили из Августеона в залу Юстинианову, где собран был весь двор царский: там от имени Царицы великий Вестиарий предложил ей также несколько вопросов. Потом Императрица удалилась во внутренние покои, где находился Император со всем своим семейством; туда же приглашена была и Княгиня Ольга и уже на свободе беседовала с царственными лицами. Между тем великолепное пиршество приготовлено было в храмине Юстиниановой. Императрица сидела опять на троне и Княгиня Ольга, в знак уважения к супруге великого Царя, стояла до того времени, как ей указали место за особым столом с придворными боярами. Послы и гости российские обедали в другой храмине, так называемой златой палате; потом дарили гостей деньгами: племяннику Княгини дали тридцать милиаризий или два с половиной червонца, каждому из родственных ей лиц по двадцати, а послам и гостям по двенадцати, пресвитеру Григорию восемь, людям Святославовым по пяти. На золотом, осыпанном драгоценными камнями блюде, поднесли самой Княгине в дар пятьсот милиаризий, не более сорока двух червонцев. 18-го октября, в воскресенье, Княгиня вторично обедала во дворце и сидела за одним столом с Императрицей, ее невесткой, Романовой супругой, и с детьми его; Император обедал в другой зале со всеми Русскими гостями. Угощение заключилось также дарами, еще более умеренными, нежели первые. Ольга получила только двести милиаризий, то есть не более шестнадцати червонных, а другие менее по соразмерности; по восточному обычаю такие дары означали одну лишь почесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Как раз в это время, т. е. в конце 70-х – начале 80-х годов, как уже выше было сказано, штундисты, не представлявшие единой секты окончательно слились с баптистами. В 70-х годах баптизм быстро распространяется не только в пределах Херсонской губернии, но и в смежных с ней Киевской и Екатеринославской губерниях, а также проникает на Кавказ. На Киевщине баптизм значительно утвердился трудами Герасима Балабана и Якова Коваля, которые крестили многих штундистов и православных в селе Чаплинке, деревне Кучковке, селе Поповке, Плоском и др. (Таращанского уезда). Таким образом, в 70-х и 80-х годах баптистское движение распространилось по всему югу России, заходя на север – в Орловскую губернию, несколько позднее, оно появилось в губерниях: Калужской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Рязанской и в самой Москве. 29 На Кавказ секту занес немец – колонист Мартин Кальвейт, который переселился в 1862 году в Тифлис. Здесь он обратил в баптизм молоканина купца Н. И. Воронина, которого крестил ночью 20 августа (ст. ст.) 1867 г. в реке Куре. 30 С тех пор Кавказ стал видным центром баптистского движения, где секта приобрела себе ряд выдающихся последователей и ревностных пропагандистов баптизма. Вскоре Вороненым были совращены в баптизм и др. тифлисские жители – молокане, среди которых особенного внимания заслуживает его приказчик В.Г. Павлов. Пионер сектантского движения на Кавказе Воронин, по совету своего руководителя-немца – баптиста, отправил Павлова в Гамбург к Онкену. Получив специальное миссионерское образование в Гамбургской баптистской семинарии и до тонкости усвоив здесь учение и приемы баптистов, Павлов снова явился в Тифлис и уже в качестве проповедника и баптистского пресвитера с приличным содержанием от заграничных баптистов. Тал возникла первая среди русского населения Кавказа и Закавказья тифлисская община баптистов. Потом Павлов был одним из наиболее выдающихся баптистских миссионеров в России. 31 Ревностными помощниками Павлова в пропаганде баптизма на юго-востоке России были Василий Иванов и Андрей Миллер – немец, распространявшие баптизм в Ростове-на-Дону и его окрестностях. В своей миссионерской деятельности русские баптисты в описываемое время были вспомоществуемы заграничными «благотворителями». Так, например, известные миссионеры В. Павлов и В. Иванов за свои миссионерские труды получали вознаграждение: первый – от Американского баптистского комитета, а второй – из Пруссии от какого-то «благодетеля» Ф.В.Бергмана. 32

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И в тот же самый миг безмерность Мне в грудь плеснула, как волна,  И понял я, что достоверность Теперь навек обретена.  Когда я вышел, увидали Мои глаза, что мир стал нем,  Предметы мира убегали,  Их будто не было совсем.  И только на заре слепящей,  Где небом кончилась земля,  Призывно реял уходящий Флаг неземного корабля.  На это стихотворение мне указал один баптистский пресвитер: в книге «Традиция, Догмат, Обряд» я приводил одно гумилевское упоминание о протестантизме, которое было явно холодным, и мой протестантский собеседник (уже искавший дорогу к православию) счел нужным напомнить, что у Гумилева более сложное восприятие протестантизма. В качестве примера положительного образа протестантизма в гумилевской поэзии он привел это стихотворение. Когда я его перечитал уже наедине, я не почувствовал в нем «позитива». Да, есть сознательная попытка сказать нечто доброе о лютеранстве, но перо выдает какое-то совсем иное переживание сердца. Холодно там. Мир умирает, исчезает в том благочестии, которое преподает протестантизм: «когда я вышел, увидали мои глаза, что мир стал нем». Человеку, пережившему «миг безмерности» в православном храме, затем, за храмовым порогом, напротив, кажется, что вся природа поет вместе с ним «Свете Тихий» или «Хвалите имя Господне». А здесь – «предметы мира убегали, их будто не было совсем» 305 . Я понимаю, что субъективный опыт может быть разным, и у многих протестантов есть религиозное переживание мироздания. Просто мне думается, что опыт «весенней литургии» более учтен в православном богословии, в православном богослужении, в православной иконе, в неписаных православных обычаях (березки и трава в храме на Троицу), и в архитектуре (православный храм – не улетающая с земли стрела готическаго собора, не «неземной корабль» лютеранской кирхи; древнеправославный храм льнет к земле, изливает на землю текущее с небес золото своих куполов 306 ). Поскольку эстетическое чувство невытравимо из человека, полагаю, что будут появляться в протестантизме люди, которые через переживание красоты земли поймут и эстетику православия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Геральд Брэй (G. Bray) признаёт, что Амвросиаст в целом часто отождествляет себя с языческим миром 78 . Впрочем, есть исследователи, которые высказывают мнение, что все эти обобщения не более чем риторический приём 79 . Данный вопрос, в меньшей степени влияющий на интерпретацию содержания самого памятника, остаётся без окончательного разрешения. 2.5. Социальное положение В произведениях Амвросиаста кроме использования юридических терминов можно заметить своеобразное отношение к светской власти. Не столь удивительно, что наш автор проводит аналогию между императором и Богом 80 , но весьма примечательным выглядит его видение системы налогообложения как способа напоминания людям, что все они находятся под властью Бога 81 . А. Сотер даже использует эту особенность для подтверждения единого авторства «Комментариев» и «Вопросов» 82 . Данные высказывания Амвросиаста позволяют некоторым современным исследователям делать предположения о том, что он был прежде знатным римским чиновником, но после рукоположения в священный сан оставил мирское служение 83 . 2.6. Клирик или мирянин? В учёном сообществе с начала XX в. и до сего дня обсуждается вопрос о клерикальном статусе Амвросиаста . А. Сотер (A. Souter) хотя и упоминал о такой возможности, однако не был сторонником этой гипотезы. Альфред Стюбер (Alfred Stuiber) в 1978 г. пишет, что клерикальным статус Амвросиаста не может быть вполне подтверждён 84 . С другой стороны, в 1982 г. Лидия Спеллер (Lydia Speller) предполагает, что наш автор был «священником, который однажды пожелал стать епископом» 85 . А несколько лет спустя Питер Браун (Peter Brown) безапелляционно именует Амвросиаста «анонимным римским священником» 86 . Следует отметить, что эта гипотеза получила достаточно серьёзное развитие. На сегодняшний день её разделяют наиболее уважаемые исследователи в данной области. София Лунн-Роклиф (Sophie Lunn-Rockliffe) в своём исследовании пишет, что клерикальный статус Амвросиаста «представляется вероятным» 87 . Такого же мнения придерживается и Хантер (D. G. Hunter), который неоднократно высказывает мнение, что Амвросиаст был представителем римского клира и даже пресвитером 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

Найдя единомышленников в лице местного жителя П.Розанова и его жены, приезжий создал в Ярославле общину, которая пополнялась за счет агитации жителей поселка Норское, и объявил себя – якобы на основе решения ВСЕХБ – ее пресвитером. Были собраны 32 тысячи рублей на строительство молитвенного дома. Однако затем в секте начались трения между Волохиным и бывшим подданным Австро-Венгерской империи, плененным в Первую Мировую и осевшим на ярославской земле Владиславом Петровичем Бекке. Последний, уже имевший судимость за воровство, претендовал на роль «серого кардинала». Кончилось тем, что Волохин уехал обратно в Казахстан, а новым пресвитером стал Я. Д. Куприянов, при котором Бекке занял, как и хотел ранее, должности заместителя пресвитера, проповедника и казначея. Видными активистами секты являлись А. Н. Божкова, некие Дуденков и Галочкин. Затем вместе со вторым проповедником, Фирсовым, Бекке отправился в Рыбинск, где тоже создал общину, рукоположив ее руководителем трижды судимого за антисоветскую деятельность М. Н. Короткова, а проповедником – тоже судимого за уголовные преступления – Н. С. Винокурова. В обеих общинах была жесткая дисциплина: запрещалось посещать кино и театр, читать светскую литературу 25 . Из-за этих ограничений пятидесятники не пользовались любовью властей и, соответственно, населения, поэтому вели себя очень тихо. Фактически, о них мало кто знал – поэтому основная часть «ищущих Бога» шла или в православные храмы, или к официально действующим на территории области адвентистам седьмого дня (Ярославль, Починки, 6-я линия, дом 19/3) 26 , или к евангельским христианам-баптистам (Ярославль, ул. Тракторная, 20) 27 . Изначально, как и полагается в армии, Кочкину было не до веры и не до увольнительных. «Но через полгода я нашел такую работу, что жил как гражданский, и вскоре начал ездить в Ярославль» 28 , – вспоминал он. Здесь Андрей принялся искать близких по взглядам людей – и вскоре познакомился с жителями супругами Столяровыми, к которым стал заходить. Те принадлежали к пятидесятникам, но с «полуподпольными» общинами этого направления не контактировали, а потому вместе с зятем Виктором Опарышевым посещали молитвенный дом баптистов 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

К тому же еще 31 августа 1944 г. заместитель Председателя СНК УССР Л.Корниец выдал С.Карину удостоверение временно исполняющего обязанности Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при правительстве республики. Документ оперативного прикрытия давал чекисту карт-бланш в решении важных служебных вопросов, включая работу с клиром ГКЦ и Инициативной группой пресвитера Гавриила Костельника по созыву Львовского церковного собора (митрополит Андрей Шептицкий настойчиво именовал Карина «министром»). Полковник-миротворец После поражения основных сил УПА в боях с двумя дивизиями и несколькими бригадами оперативных войск НКВД (усиленных десятками тысяч снятых с фронта солдат и пограничниками), сложилась ситуация, когда силы антисоветского сопротивления не могли не отдавать себе отчета в цене дальнейшей борьбы, а «Совиты» были поставлены перед перспективой затяжной войны с опасным противником, для которого леса и горы были домом родным. Объективно вызревала обоюдная заинтересованность в поиске компромисса. ...В столице Галичины жила и работала сотрудница Художественного музея Ярослава Музыка, чьи картины до «золотого сентября» 1939 г. неоднократно экспонировались в салонах ряда европейских стран, США и Канады. С довоенных лет она поддерживала связь с подпольем ОУН. Муж ее, доцент и проректор Львовского мединститута, слыл фигурой авторитетной в кругах местной интеллигенции. Как повествуют документы Государственного архива СБ Украины, 19 ноября 1944 г. Ярослава Львовна навестила давнего знакомого - заместителя заведующего областным здравотделом Юлиана Кордюка (его брат Богдан являлся не последней фигурой в среде украинской политэмиграции). Художница предложила опешившему пану Юлиану (агенту НКГБ «Гусеву») роль передаточного звена в переговорном процессе между националистами и советской властью, пообещав, что вскоре на него выйдет представитель Провода ОУН. Действительно, спустя два дня пожаловала интеллигентного вида шатенка лет 22-х с предложением «о возможном прекращении борьбы ОУН с соввластью». Миловидная девушка оказалась представительницей руководящего звена Львовского городского провода ОУН Богданой Свитлык («Светланой»).

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/10/hoc...

Это пресвитеры, точно соответствующие вышеприведенной характеристике В. В. Болотова – те самые наполнившие в IV-V веках Восток скандальные «благоговейнейшие клирики», которые, пользуясь любым недовольством, обивали самые разные пороги, стеная «пред сильными мира и Церкви, что угнетено Православие на Востоке, что совсем не стало дерзновения благочестивым». Любопытно, что один из судей по делу Ивы в Берите, уже знакомый нам Тирский епископ Фотий на Халкидонском Соборе характеризует поведение жалобщиков на Иву как «тяжкие ругательства и наглость монахов и пресвитеров». Они – очевидные монофизиты, связанные с ересиархом Евтихием, дело которых против Ивы было поддержано на Разбойничьем Соборе другим ересиархом, Диоскором Александрийским. Это довольно типичные фигуры своей эпохи – монофизитствующие пресвитеры и монахи, выискивавшие и громко обличавшие везде, где только возможно, намек на несторианство, под видом последнего борясь, на самом деле, с православным дифизитством. Двое из них еще и пребывали под законным прещением от архиепископа Антиохийского Домна за то, что «оказались беглецами и презрителями отлучения и от этого апостольского престола» (выражение «и от этого… престола» указывает на то, что ранее жалобщики были отлучены от общения своим правящим архиереем Ивой). Достойно сожаления, что интриги подобных личностей используются сторонниками восточного папизма в качестве примера правильной и законной церковной апелляции. Именно в жалобе этих интриганов, обращенной к церковному суду по делу Ивы Эдесского в Берите, указывается, что «святейший архиепископ наш Флавиан с благочестивейшим и христолюбивым императором нашим определили и назначили, чтобы дело наше было исследовано вашей святостью» - та самая фраза, которая у Гидулянова и Карташева в рецитации и двойном переводе звучит как «решение архиепископа Флавиана и приказ богоспасаемого императора». То есть Гидулянов совершенно безосновательно утверждает, что так названо было прочитанное на Халкидонском соборе решение Беритского суда, а еще дальше удаляющийся от источника Карташев убеждает своего читателя, что «решением Флавиана и приказом императора» закончился разбор дела в Берите.

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Заметки на полях замечательного доклада Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться. 5 января, 2012 Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться. Протоиерей Андрей Ефанов Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться. Несомненно, современная практика Русской Православной Церкви неприемлема в настоящее время. Причем не только для постоянных прихожан, но и для желающих причащаться «захожан». С прихожанами более-менее понятно. Стремление к частому причащению естественно, хотя без должного духовного руководства часты и серьезные духовные травмы. Это происходит не только с мирянами, но и пресвитерами: напряженная духовная жизнь требует от человека большого труда и не каждый способен, не имея опытного духовного руководителя, без вреда для себя проходить путь духовного совершенства. Общеизвестно, что в опытных наставниках в наше время острая нехватка. А без наставника серьезный духовный подвиг неизбежно состоит из взлетов и падений, и некоторые из этих падений, как показывает практика, приводят к духовным трагедиям, вплоть до охлаждения в религиозных стремлениях и ухода в секты. Можно ли это изменить? Да, конечно, но это вопрос отдельной статьи. И серьезных реформ. Применительно же к современной ситуации мне кажется разумным постепенное введение практики частого причащения в общине, причем частота должна быть индивидуальна, соответствовать духовному уровню прихожанина и быть подконтрольна как духовнику, так и приходскому священнику, если это разные лица. Настоятель должен быть в курсе духовного состояния каждого члена общины, пускай это и не его духовное чадо.

http://pravmir.ru/zametki-na-polyax-zame...

св. Андрей Кесарийский , Толкование на Апокалипсис (Перев. с древнеарм. В.М. Лурье)1352 1270 Перевод выполнен в основном по двум книгам – LHH и Körtner 1983, с привлечением в отдельных случаях новейших изданий. Нумерация и последовательность фрагментов согласно LHH, но с исключением фрагментов 4, 25 и 26. 1276 Об этом Аристионе ничего не известно. Единственный намек на него усматривается в рубрике армянского Эчмиадзинского Евангелия 989 г. к Мк.1:19–20 : «Ар стион(а) пресвитера» (Siegert 1981, 610 [=Kürzinger 1983, 138] со ссылкой на статью известного специалиста Ф.Копибира). Поскольку этот конец Евангелия от Марка считается неподлинным (подробности см. в аппарате Нестле – Аланда), Аристион вполне мог быть его автором. Пост. Апост. (7, 46) называют первого и третьего смирнского епископа Аристионом, но о них нет более никаких сведений. 1277 Толковательный перевод М.Е. Сергеенко: «живой и остающийся в душе». Другой возможный перевод: «живой и пребывающий [до сих пор] », «до сих пор живой». Последнего варианта придерживался Иероним (см. ниже фр. 7) в парафразе «viva vox et usque hodie in suis auctoribus personans». 1281 Перевод М.Е. Сергеенко в этом месте совершенно неправилен и силь­но искажает мысль Евсевия: «… хотя большинство церковных писателей, живших после него, очень уважало его, как писателя старого, и мнения его разделяли, например, Ириней и другие». 1284 При предложенном традиционном переводе возникает все-таки та трудность, что «критика» Папием Марка косвенно затрагивает всех синоптиков, изложение и последовательность материала у которых примерно одинаковые. По мнению Р.Гранта, здесь Мк. сопоставляется с Ин. Согласно И.Клайсту, слово «τξις» может означать в коинэ и современном греческом «дословно, со всеми деталями, без пропусков». Наконец, И.Кюрцингер предлагает видеть здесь термин из области риторики, означающий «литературную композицию» (все эти интерпретации заимствованы из: Мецгер 1999, 55–56, примеч. 28). 1286 Учеными предложено также толкование этого выражения как «краткие биографические апофтегмы или афоризмы назидательного свойства» (см. Мецгер 1999, 55, примеч. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

§15. Ни диакон, ни миряне, когда совершают Крещение сами без священника, не имеют права при этом читать ни одной молитвы, полагаемой в чинопоследованиях Крещения, а совершают только одно погружение или же обливание, с произнесением обычных слов Крещения (постановл. Апостольск. кн. VIII, гл. 28). Но если и после этого дитя, окрещенное таким образом, останется в живых, то священник обязан выполнить над ним все обряды Крещения и Миропомазания по чину, полагаемому в требнике неотложно (Номокан. в требник. 204, 205. книг. о должностях пресвитеров приходск. §84). Сие же самое надобно совершать и в том случае, хотя бы бабка, или акушерка, крестившая дитя, была раскольница или лютеранка и т.п. лишь бы только Крещение, совершенное ими, было правильное и исполнено с соблюдением всех условий необходимых для его действительности, т.е. чрез троекратное погружение или обливание во имя Отца и Сына и св. Духа, и пр. §16. Что касается самого способа восполнения обрядов Крещения над младенцами, крещенными не священниками, то восполнение это нет надобности начинать с чтения молитв оглашенных, отрицания сатаны и т.п. Ибо весьма основательно и во всех отношениях справедливо рассуждают те, кои говорят, что читать молитвы оглашенных над младенцем, чрез Крещение уже соделавшимся действительным членом церкви, а тем более изгонять из такового злого духа, и т.п. не только не уместно, но и совсем незаконно и противоестественно». Также точно в этом случае нет надобности читать над младенцем и «молитву» во еже назнаменати отроча», если только она раньше не прочитана, так как он получает свое имя уже при Крещении. Всего лучше для должного восполнения обрядов Крещения в данных обстоятельствах, по совету более опытных литургистов, начинать это восполнение с обычного начала: Благословен Бог наш.... Потом священник может заставить восприемников прочесть Символ веры – один или три раза, но без всяких вопросов о сочетании Христу, и за сим помазав новокрещенного елеем, облечь его в белую одежду, и по молитве: Благословен ecu Господи Боже вседержителю.... совершать остальное все, вместе с Миропомазанием по обычаю. (Из чтений Московского Общ. Любителей Духовн. Просвящения). Священники только должны помнить при этом, что все это они могут и должны делать только тогда, когда несомненно уверены в действительности Крещения, совершенного посторонними лицами. Но если в этом случае может быть какое-либо сомнение, то всего лучше совершить полный обряд Крещения; только при крещении младенца – вместо обычной формы Крещения, употреблять следующую условную, рекомендуемую в Требнике Могилы: крещается (имя рек) аще не крещен есть, во имя Отца.... и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010