Чтобы точнее определить, суть ли ο πρεσβτεροι только Апостолы или вообще личные ученики Господа, необходимо перейти к рассмотрению второго отдела. Здесь Папий указывает на то, что в своих разысканиях истины он не остановился на личном научении от пресвитеров, которое относится к прошлому, невозможному в настоящем, но расспрашивал о словах пресвитеров у тех, которые следовали за ними и в то время, когда личные отношения с ними Папия прекратились: в позднейшее время пресвитеры, может быть, сообщили окружавшим их ученикам что-либо новое, неизвестное Папию. Что касается суждения о строе речи во втором отделе, то наличная литература в этом отношении представляет большое разнообразие. И здесь нашли место и серьезно-научное беспристрастие, и явная предвзятость – столь обычное сочетание в вопросе об Иоанне 154 . Но самою естественною, простою и понятною представляется следующая конструкция. Предложение τ νδρας – τις τερος τν το Κυρου μαϑητν излагает содержание τος τν πρεσβυτρων λγους, и весь период получает такой смысл: γ νκρινον λογους, ος επον νδρας κτλ. ο πρεσβτεροι. Рядом с этим непрямым вопросом Папий ставит относительное предложение τε – λγουσιν. Для писателя, который, по-видимому, не обнаруживает особенного стремления к стилистическим тонкостям и точности, такой переход от вопросительного предложения к относительному 155 , как и перемена времени (επον – λγουσιν) служит для того, чтобы речи об Аристионе и Иоанне придать самостоятельное значение наряду с речью об Андрее, Петре и др. 156 Но τε – λγουσιν является также объектом νκρινον, параллельным предшествующему λγους, а вопросительное местоимение заменено относительным потому, что идея вопроса течением речи, а также вставкой заключительного τις τερος τν το Κυρου μαϑητν значительно ослаблена 157 . Если признать предложенное грамматическое построение отдела правильным, то в таком случае можно вывести весьма важные для уяснения смысла всего отрывка заключения. Прежде всего должно отметить, что понятия πρεσβτερος и μαϑητς το Κυρου не совпадают, как тожественные, но различаются довольно отчетливо, так как Андрей, Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

о должн. пресвит. приход. §§ 91, 92, 94, 96). Не без основания к этому и книга о должностях пресвитеров приходских «присовокупляет, что в особенности пресвитеры не должны быть при тайнодействии пьяни». (Гл. X, § 76, 77). Иже чтет да разумеет... § 4. Таким же образом священнослужители должны безусловно наблюдать, чтобы «рещи надлежащия до существа каждой тайны, которые называются материею и формою, никогда не опускать и не переменять в чем либо, но все обряды святых тайн и другие церковные чины и последования действовать не только с верою, но и со всяким вниманием», совершеннейшею аккуратностию и благоговением к уставам церковным, памятуя оную древнюю клятву: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением (Иерем. 48:10; о должн. пресвит. прих. гл. X, § 78; сравн. выше, о прич. Отд. II, § 23). Но Уставу Духовных Консисторий, богослужение должно быть совершаемо «по Церковному Уставу, в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений и нововведений» (глав. II, § 34). Священно- и церковнослужители, как белого так и монашествующего духовенства, за нарушение благочиния в церквах и всякое иное противное правилам и приличию действие во время Божественной службы подвергаются наказаниям, по определению духовного их начальства, на основании существующих о том постановлении (Св. Зак. т. XV, к. н. Уложение о наказ. ст. 218 изд. 1866 с.) С таким же вниманием и точностию, как сказано выше, священнослужители должны производить молитвословия по домам прихожан, совершать крестные ходы, переносить св. иконы и пр. (Уст. Дух. Консист. глав. II, § 35). § 5. Есть не мало священников, которые безразлично относятся в тому положению, в каком находятся лица, приемлющие от них таинства и другие священнодействия и молитвословия. Такое отношение в делу безусловно противно как учению св. веры, так и основным обязанностям священников. Если восприемлющий тайну или другое священнодействие или молитвословие от священника не будет знать, «какая сила заключается в этой тайне, священнодействии или молитвословии, для чего они установлены, и что означают видимые в них вещи» – то он не может иметь и надлежащей веры как в силу и действенность, так и в значение совершаемого тайнодействия или молитвословия, а вследствие этого не всегда может удостоиться правильно, как должно, и самой благодати) преподаваемой совершаемым богослужением или обрядом...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Льву. Он написал св. Льву письмо (CXXXII около апреля 454 г.). В нем св. Анатолий жаловался «на происшедший перерыв в переписке, причинивший ему не малую скорбь. Между тем он всегда желал, как можно чаще беседовать со св. Львом и послушно исполнять то, что нравится его совершеннейшим чувствам». Вслед за тем Анатолий сообщает, что Аэций восстановлен в прежней должности, а Андрей отлучен от церкви. «Что касается до того, продолжает св. Анатолий, что постановлено относительно Константинопольской кафедры на недавно бывшем в Халкидоне вселенском соборе, то да будет известно вашему блаженству, что моей вины тут нет никакой. Я человек – живущий в смирении и от юности возлюбивший мир и покой. В этом виноват почтеннейший клир Константинопольской церкви, взявший на себя заботу об этом, и те из благочестивейших епископов, которые были согласны на это и помогли им в этом деле. Утверждение и приведение в силу соборных постановлений принадлежит власти вашего блаженства (cum et sic gestorum vis omnis et confirmatio auctoritati vestrae beneditudinis fuerit reservata)». Св. Лев не замедлил ответом на это письмо св. Анатолия (Ер. CXXXV от 29 мая 454 года). Он выражает свое удовольствие по поводу возвращения на прежнее место Аэция и отлучения от церкви Андрея. Впрочем, если Андрей и еще Ефрат, который, как это узнал недавно св. Лев, был нечестивым обвинителем св. Флавиана, покаются и осудят свои заблуждения, то им нужно оказать снисхождение. Их можно поставить пресвитерами, чтобы «они чувствовали пользу от лекарства вселенской веры». Далее св. Лев говорит, что Анатолий поступил бы гораздо лучше, если бы не слагал на один клир того, чего не могло сделаться без его участия. Наконец св. Лев увещает Анатолия быть в мире с его викарием Юлианом Косским и соблюдать каноны Никейского собора. Одновременно св. Лев написал и Маркиану (Ер. CXXXVI от 29 мая 454 года). Он выражает ему благодарность за его содействие к восстановлению мирных отношений между ним и св. Анатолием; извещает, что он получил от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

12 . В Сказании определяется возраст подвижника, в котором тот скончался: «лет же бяше святый яко вящше осмидесят» (стр. 232), чего нет в Житии (ср. 73). Между тем для биографии преп. Даниила эта точная дата имеет первостепенное значение. 13 . Наконец, заключительные строки Жития об успехах христианства в завоеванной Казани, слишком общие – «и много множество тогда и прежде того и потом от неверных во православную веру христианскую обратишася и крестишася» (стр. 77) – в Сказании осложнены подробностями: «и архиепископа устрои быти в нем, и мнози от неверных мужска полу и женска погании Татарове: и князи, и вельможи, и простии, еще же и сами два царя Казанские Александр и Симеон в православную веру христианскую обратишася и святым крещением крестишася» (стр. 234–235). Выше было выяснено, что здесь мы имеем дело лишь с редакционным распространением рассказа 48 . Кто же переработал полное Житие преп. Даниила в «Сказание вкратце»? Переработка произведена для Степенной книги, и, естественно, произвел ее составитель Степенной. Но в настоящее время, как уже замечалось выше, доказано, что ее составителем или, по крайней мере, одним из составителей был автор Жития преп. Даниила, переяславский пресвитер Андрей-Афанасий. Скорее всего он же и сократил для Степенной свое обширное произведение. Предположение это высказано давно. А. И. Свирелин заявлял решительно: «составитель рукописного жития (полного) преп. Даниила есть, конечно, одно лицо с составителем его в Степенной книге» 49 . Независимо от Свирелина, В. О. Ключевский осторожно заметил: «может быть он же (биограф преп. Даниила) сделал сокращение своего труда, помещенное в Степенной» 50 . К тому же самому выводу пришел и г. Васенко 51 . Последнего в этом убеждает сопоставление рассказов о переяславском церковнике по Житию и Сказанию. «Сообщая такие (т.е. новые) подробности, автор Сказания, конечно, знал переяславского церковника. В то же время он не рабски следовал своему источнику, хотя ни в чем ему не противоречил. Следовательно, умолчание имени церковника факт не случайный и может быть объяснено лишь опять-таки нежеланием автора назвать себя. Поэтому мы и Сказание усваиваем этому же церковнику, которого по вышеприведенным соображениям считаем автором Жития». И нет оснований оспаривать это предположение. Составителем «Сказания вкратце» был, вероятно, Андрей-Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Фрагмент В самолете, возвращаясь из Испании в Москву, разговорился с соседкой, женщиной лет сорока пяти.  Она уже три года как живет в Барселоне. Познакомилась с каталонцем и вышла туда замуж. Рассказывала, как возила своего супруга к нам в Россию. Говорит, все ему у нас понравилось, и люди понравились. Одно только приводило его в постоянное недоумение: — Скажи, почему русские почти не улыбаются? Мы, каталонцы, улыбаемся, а вы нет. — Наверное, потому, что вы многое уже забыли и мало что знаете, — ответила ему русская жена. — Мы ничего не забыли и много что знаем. А как известно, «во многом знании много печали». Часть 1. Родословная Старый диакон Наш духовник отец Андрей, уважаемый митрофорный протоиерей, недавно рассказывал об опыте своих первых лет священства. Сразу по окончании семинарии он стал сотрудником тогдашнего издательского отдела, руководил которым владыка Питирим (Нечаев). Он же впоследствии и рукополагал Андрея во пресвитеры. Владыка Питирим, тогда он был в сане архиепископа, считал себя ответственным за каждого ставленника, который выходил в священство из-под его руки. Несмотря на постоянную занятость, он находил минуту, собирал молодых батюшек и устраивал чаепитие, всякий раз делясь с ними чем-нибудь полезным из своего собственного жизненного опыта. — Больше всего, — говорит отец Андрей, — мы любили его воспоминания о старых священниках, которых успел застать будущий владыка. Некоторые из них еще дореволюционного времени рукоположения, кто-то прошел через советские концлагеря. Они мало что о себе рассказывали. Тогда вообще мало кто о чем рассказывал или делился с окружающими своими мыслями и чувствами. Время такое было. Люди больше предпочитали молчать. «Мы учились у них опыту веры по их отношению к своим священническим обязанностям. Даже просто по тому, как они облачались в священнические одежды, как подходили к престолу. Как трепетно они служили. Мы, молодежь, — продолжал владыка, — украдкой наблюдали за выражением их лиц во время службы. Перед началом смотришь, перед тобой обыкновенный старик. Но стоило только прозвучать: „Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа…“ — и все, и нет того простодушного старика. Преображаясь на глазах, перед престолом вырастает духовная глыба. Глыба, которую не сдвинули с места ни унижения, ни тяжелые работы, ни даже страх насильственной смерти.

http://azbyka.ru/fiction/chashechka-kofe...

Св. повдалъ клирику Симеону о ему ангеловъ подъ никому не говорить до его смерти [DI] . Одна благочестивая константинопольская женщина по имени Варвара видла въ одинъ разъ на площади близь „Константинова столпа св. блаженнаго Андрея, ходяща посред многихъ, аки столпа пламеннаго блистающагося " и бсовъ, въ образ черныхъ ходящихъ сзади его и говорившихъ о томъ, чтобы Богъ другого такого не далъ на земл, такъ какъ и этотъ юродивый „изжеглъ сердца наша и ругается всему " , и научающихъ людей бить св. Андрея, который молился за нихъ. И вотъ видитъ Варвара, – раскрылось, подобно вратамъ, небо и вылетло оттуда множество красивыхъ ласточекъ и среди нихъ блоснжный голубь большой величины, въ клюв золотой масличный листъ; онъ человческимъ голосомъ проговорилъ: листъ сей, его же Господь Вседержитель посла ти отъ рая, въ благодати Своея, занеже милостивъ еси и человколюбивъ, якоже и Самъ Онъ милостивъ, и прославитъ тя, и возвеличитъ милость Свою на теб, занеже тя прощаеши, и милуеши, и молишися о нихъ, да не имютъ въ семъ грха. глагола голубь, сд на глав святаго " . Видя такое благочестивая Варвара искушалась мыслью разсказать о немъ, чтобы люди знали, – какихъ свтильниковъ иметъ Господь на земл. Много разъ пыталась она повдать о бывшемъ но сила „возбраняше ей " . Посл встртилъ ее св. Андрей и сказалъ: „храни тайну мою, Варваро, и никомуже повдай то, еже видла еси, донел же пройду въ мсто дивна, даже до дому " . Та сказала ему: „аще и хощу кому повдати, но не могу, честный свтильниче и святче возбраняетъ бо ми невидимая сила " [DII] . Св. Андрей заповдуетъ одному монаху, избавившемуся отъ страсти по его молитв: „блюди, да не повси яже о мн никомуже: азъ же поминати тя начну день и нощь въ молитвахъ моихъ, да Господь Христосъ управитъ путь твой на доброе [DIII] . Онъ же, разсказавъ своему другу пресвитеру Никифору о его до третьяго неба и о Христа, „клятвами закля его, не повдати сего никомуже дондеже отъ тлесныхъ узъ разршится” [DIV] . Избавивъ отъ смерти одного ростовскаго купца, спущеннаго съ корабля въ море, св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

НН 25 февраля 2015, 15:02 Статья, как всегда, замечательно написана, читается легко, на одном дыхании. ... " Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение... " . Может быть, это и очень хорошо, но на мой критический взгляд, в таком случае и прихожане должны вернуться к нормам жизни древних христиан; например, продать квартиры и дома и всем жить общиной (и в больших городах), деньги раздать нищим; все литургии должны служить епископы; при гонениях с радостью принимать мучиническую смерть... В современной Москве есть приход, где священник возомнил себя епископом и служил с открытыми вратами, оглашение длится 1,5 года, после оглашения - очередные этапы, Всенущную не служили, не пускали в храм тех, кто не причащался и незнакомых людей, причащали без исповеди и женщин в нечистоте, пресвитеры из прихожан принимали в алтаре оставшиеся Святые Дары... Закончили тем, что в алтаре избили и разоблачили присланного второго священника и отправили его в психушку. За то, что служил на церковнославянском (а не на русском языке), не причащал без исповеди и вообще пытался служить литургию по правилам. Простите! Андрей Егозов 25 февраля 2015, 13:46 Татьяна, вы пишете " А если человек крайне остро нуждается в таком укреплении Святыми Тайнами не только в субботу и воскресенье, но он не то, что не хочет потерпеть, а не может по состоянию здоровья держать Евхаристический пост до вечера. " Во-первых, для болящих и немощных благословляют сокращать евхаристический пост, например можно не есть только после 12.00, это уже легче. Во-вторых, служение ЛПД утром в среду и пятницу лишает возможности посещать её тех, кто работает или учится, в эти дни. А это, думаю, большинство прихожан. Поэтому если хотя бы в части храмов были такие вечерние службы было бы замечательно. И если вы в живете городе, где больше одного храма, у вас мог бы быть выбор: идти туда, где служат утром, или где вечером. Елена 25 февраля 2015, 12:53 спаси Вас Христос, о. Андрей! аминь! Вы помогаете меняться и это радует!

http://pravoslavie.ru/46030.html

Вследствие указанных достоинств, нередко обращаются за помощью к православному катехизису даже светские люди пред исповедью. Но при этом нельзя не заметить и того, что в этом катехизисе по преимуществу перечисляются только «особенные грехи и важнейшие», относящиеся к той или другой заповеди, и при том в связи с другими истинами и положениями, имеющими отношение к смыслу и содержанию заповедей, для их уяснения и определения. Вследствие этого перечисление грехов, излагаемое в упомянутом катехизисе, по преимуществу, годится только как пособие для катехизаторов и учащихся, но не для кающихся, которым часто надо напоминать о самых мельчайших свойствах и проявлениях грехов, «да и не об одних только грехах, но и о плодах их, о гневе Божием и казни грешнику определенной и в сем веке и оном, анафему оную страшную ( Втор. 27, 26 ), от которой Сын Божий, нас избавляя ( Гал. 3, 13 ), горчайшую чашу страданий испил», и т.п. (Об обязанностях пресвитеров приходских стр. 125). § 9. Тем более драгоценное пособие при этом представляет для священника перечисление грехов, излагаемое в так называемом у нас «последовании о исповедании» и в «чине исповедания отроков», в коих, как известно, предлагается руководство для духовников, как исповедовать кающихся. Особенное достоинство этих перечислений состоит в том, что в них указание разных грехов и видов их ведется именно по порядку Десятословия, вследствие чего они действительно представляют картину греховной жизни, во многих отношениях довольно систематическую и наглядную. Только перечисления эти в упомянутых чинопоследованиях, по уставу, полагается читать при исповеди пред каждым исповедывающимся, с тем, чтобы он сообразно этому давал ответы пред священником, что, без сомнения, во всех отношениях неудобно и утомительно, особенно при том множестве исповедывающихся, какое обыкновенно бывает у нас во время говения. Потому священники, по нашему крайнему разумению, могут сделать всего лучше, если эти же самые перечисления станут читать в церкви для говеющих во время самого говения, в виде коротеньких поучений, разумеется, заменяя при этом вопросы, означенные там в единственном числе, вопросами, обращенными во множественное число, и располагая это чтение так, чтобы оно вполне соответствовало времени говения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

VI. «Не упрямишься ли когда без нужды и не имеешь ли дурной привычки все ставить на своем и не исполнять ничьих приказаний?» VII. «Не сердишься ли напрасно, или не бранишься ли и не ссоришься ли с другими, или других не доводишь ли до ссоры между собою?» VIII. «Не привык ли лгать, не божишься ли напрасно и не стараешься ли обманывать кого при всяком случае?» IX. «Не берешь ли чего когда без дозволения родителей и вообще не крадешь ли чего у кого либо?» X. «Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли их без разбору на лакомства или на другие какие либо не нужные вещи ? Или не стараешься ли подражать старшим себя, исполняя, по примеру их, какие либо недобрые действия и поступки?» XI. «Не ленишься ли вообще учиться какому либо ремеслу или науке, и приготовляешь ли себя к какой либо должности? и т. п. (сравн. чин исповед. отроком, издание Киево-Печерск. Лавры). XII. «Не сделал ли ты чего-нибудь такого, чего не сделал бы или стыдился и боялся делать при свидетелях, особенно при родителях»? XIII. «Если сделал, то что же это такое?» (Ср. Влад. Епарх. Вед. 1873 г. 6). § 36. Что касается далее разного рода увещаний, внушений и наставлений, которые священники должны предлагать кающимся, по мере надобности, для их обращения, вразумления или ободрения, то само собою разумеется, что все эти увещания и наставления должны быть прежде всего сообразны всегда со степенью понятливости и душевными потребностями кающихся, их состоянием, образованностью и возрастом, также, по возможности, тверды, точны и исполнены силы и убеждения. Для этой цели, сообразно различным состояниям кающихся, книга о должностях пресвитеров приходских, в особенности рекомендует следующие увещания: во-первых, для грешников твердых и холодных сердцем: указание на секиру гнева Божия, лежащую при корени дерева бесплодного ( Мф. 3: 10 ); на проклятие и посечение бесплодной смоковницы ( Мф. 11:14 . Лк. 13: 7 ); суд будущий и страшный для грешника ( 1Пет. 4: 17–18 ); лишение благ небесных, тяжесть и вечность геенских мучений, червь неусыпающий, и огнь во веки неугасимый. Сюда же можно отнести также и примеры падших ангелов, не сохранивших своей непорочности ( 2Пет. 2: 4 ), потоп всего мира, огнь Содома и Гоморы (там же 2: 5–6), поражение непослушных и роптавших на Бога Израильтян в пустыне, и различные постигавшие за это наказания ( 1Кор. 10: 5–11 ) и т. п. Наконец, сюда же надо присоединить также и страшный оный пример самого Споручника нашего Иисуса Христа, Который был предан не за свои грехи, а за наши, и умер на кресте, и тем, как в зеркале показал, что сделает праведный и нестерпимый гнев Божий со всеми грешниками нераскаянными (Кн. о должн. пр. приходск. стр. 134, 133, § 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§ 65. Есть родители, которые имеют обыкновение откладывать крещение детей своих на неопределенное время, иногда до двух, трех лет и далее. Священники должны всеми мерами искоренять этот обычай, представляя на вид подобного рода родителям, как неразумно со стороны их вообще отчуждать детей от благодати Божией, и в особенности поставляя им на вид то, что, при порядках такого рода дитя, в случае опасности, может умереть без крещения и чрез то лишиться жизни вечной. Правило церковное велит даже подобных нерадивых родителей подвергать строжайшей епитимии, а в случае нечаянной смерти младенца без крещения, «отлучать их от причастия на три года с поклонами сначала на всякий день по двести, а потом по столько же по понедельникам, средам и пятницам каждой седмицы» (Номок. пр. 68; сравн. кн. о долж. пресвитеров в приходск. § 84, стр. 118). В особенной надобности священник должен даже обращаться в этом случае за помощью и советами к епархиальному архиерею, чтобы так или иначе заставить нерадивых исполнить христианский долг по отношению к своим детям в надлежащее время по вековому обычаю и преданиям св. Церкви. § 66. Хотя нигде устав церковный не запрещает родителям присутствовать при крещении детей своих и даже, в смертных случаях, каждому из родителей как мы видели, дозволяется крестить своих собственных детей (ср. выше Отд. III, § 25), но за исключением этих случаев, у нас вообще принято, что родители не должны присутствовать при совершении этого таинства. Обычай этот можно отчасти уяснить сравнением его с другим сродным ему обычаем, в силу которого у нас также не принято родителям присутствовать при браковенчании детей их. Это делается, без сомнения, потому, что для вступления в брак требуется полное взаимное согласие брачующихся между собою. Но это-то всего менее возможно в присутствии родителей, когда и теперь еще воля родителей нередко самопроизвольно распоряжается супружеством детей и доселе еще во многих семействах имеет такое жалкое влияние на заключение брачных союзов между данными лицами. Соответственно этому и отсутствие родителей при крещении детей их может иметь тот смысл, что этим они как бы фактически свидетельствуют, что дитя их свободно вступает в союз со Христом, а не по какому-либо принуждению. Кроме сего обычай этот, может быть, образовался у наших предков и потому, что при крещении детей обыкновенно присутствуют восприемники, которые занимают для них место родителей. В этом смысле обычай этот не лишен своего значения и, как таковой, имеет полное право на уважение не только со стороны родителей, но и священников. К сему нужно присоединить еще и то, что крещение у нас обыкновенно совершается спустя только несколько дней после рождения младенца, когда мать находится еще в периоде очищения, а потому сия последняя, по самому своему положению, не может присутствовать при совершении таинства (сравн. Воскрес. Чтен. 1873 г. также руковод. для С. П. 1864 г т. III, стр. 194).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010