«И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Ра­хиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог». Вместе с приветствием он еще однажды мо­лит Господа, благословившего брак Галилейский, восприять и венцы сих брачившихся, нескверными и непорочными, в своем царствии; а юные супруги смиренно преклоняют головы пред Господом, внимая последней молитве, воссылаемой к небу о их благоденствии и, по приглашению Священника, целомудренным взаимным лобзанием, запечатлевают святую и чистую любовь свою. Письмо V Немощи человеческие, телесные и душевные, имеют также духовное врачевание, в спасительном таинстве елеосвящения, чрез видимое помазание болящего освященным елеем, при молитве Священнослужителей об отпущении его грехов. Сие таинственное действие называется еще соборованием, потому что, в знамение семи утешительных даров Святого Духа, семь Священников должны по уставу совершать оное, хотя и меньшее число их может дополнить, теплою молитвою недостаток соборного служения. Пример божественных Апостолов, которые, будучи посылаемы самим Спасителем, по словам Евангелиста Марка (6:12–13), «проповедовали покаяние и многих бесов изгоняли, и помазывали маслом многих больных и исцеляли», служит основанием сему таинству, точнее определенному в послании Апостола Иакова, дабы верные знали, как должно приступать к нему: «болит ли кто в вас, да призовет Пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господа: и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Столь великие обещания, духовные и телесные, заключаются в елеосвящении! Самый наружный обряд его, с семикратным чтением Апостола и Евангелия, до такой степени утешителен, что даже непостижимо: каким образом мысль о неминуе­мой кончине сопрягается ныне с совершением сего таинства над болящим, когда, напротив, все его молитвы гласят о исцелении, хотя, вместе с тем, они могут служить и напутствованием к вечной жизни. Апостол не говорит: «умирает ли кто из вас, но болит ли кто, пусть призовет Пресвитеры, и воздвигнет его Господь». Мы же, по губительному неверию, прибегаем сперва к внешней помощи, а когда уже нет более никакой надежды, приступаем к приобщению и соборованию, забывая, что сказал Спаситель слепцам, просившим у него исцеления: «по вере вашей буди вам» ( Матф. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Исследователи отмечают знакомство Амвросиаста с иерархической структурой и погружённость в церковную проблематику того времени 89 . Например, он проявляет необычный интерес к истории епископского сана и предоставляет интересную версию формирования различия между пресвитерами и епископами 90 . В некоторых местах Амвросиаст ссылается на литургические практики, например, в комментарии на 1Кор. 14, 14 он упоминает, что латиноязычные христиане поют некоторые богослужебные гимны на греческом. В 120-м вопросе из сборника «Вопросов Ветхого и Нового Завета» 91 он описывает особенности практики поста своего времени; в 127-м вопросе 92 пишет о венчальном благословении. В том же 127-м вопросе упоминается и о требовании безбрачия для епископов 93 . В уже упоминавшемся 101-м вопросе «О дерзости римских дьяконов» 94 , Амвросиаст раскрывает совершенно внутренний и нелицеприятный аспект жизни римского клира. Толкователь возводит пресвитерское служение на высокую ступень, сравнивая его со служением епископа. В другом, 120-м вопросе автор выражается так, словно ассоциирует себя со священниками (sacerdos) 95 . София Лунн-Роклиф отмечает целый ряд гомилетических мотивов в его произведениях и в целом рассматривает «Вопросы» Амвросиаста как заготовки к проповедям 96 . Та же исследователь высказывает предположение, разделяемое и некоторыми другими учёными, что Амвросиаст был священником одной из кладбищенских церквей за городскими стенами 97 , которое основано на расширенных полномочиях Амвросиаста , относительно рядового городского священника, выполнявшего в то время чаще всего вспомогательные функции по отношению к римскому епископу. В подтверждение своей гипотезы исследователь приводит цитату из письма Иннокентия I к Декентию, первому епископу Губбио, в котором папа описывает характерную для Рима практику, согласно которой римский епископ рассылает вещества Таинства Евхаристии пресвитерам, чтобы они могли причастить верных, однако в храмах, находящихся на удалении, в частности кладбищенских за городскими стенами, пресвитерам позволено самостоятельно совершать Литургию 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

Эти серьезные поражения царя от польско-литовских войск, очевидно, вдохновили Курбского на написание торжествующего ответа. Сведения об этих поражениях Курбский привел в средней части своего послания, но не исключено, конечно, что он мог их вставить и в написанный им еще до этих поражений текст, ибо известия о поражениях царя разрывают ткань повествования Послания о внутриполитических делах в России. В своем послании Ивану IV Курбский подчеркивает, что он не достоин быть царским исповедником, так как не является «пресвитером». Князь Андрей обвиняет царя в оклеветании им «правоверных и святых мужей», укоряет в неблагодарном отношении к попу Сильвестру, который «исчистил» его душу через истинное покаяние, характеризует беды России, полученные в результате приближения к нему «презлых и прелукавых ласкателей». Курбский дает ответ на различные обвинения против него, выдвинутые Иваном Грозным в вольмарском послании 1577 г. Стремясь оправдать свое бегство из Юрьева, Курбский не только использует Священное Писание и сочинения «отцов церкви», но и прилагает к ответу на Второе послание царя два переведенных им отрывка из «Парадоксов» известного римского политического деятеля Марка Туллия Цицерона, содержание которых перекликалось с его судьбой. Последнее он сделал также из желания с нескрываемой гордостью подчеркнуть перед царем свою западноевропейскую ученость и образованность. He отказал себе князь Андрей Михайлович и в удовольствии приложить к Третьему письму и свое Второе послание Ивану Грозному, которое, по его словам, он не смог своевременно отправить в Россию. Осенью 1579 г. польско-литовские войска под предводительством короля Стефана Батория захватили русскую крепость Полоцк, важную в военно-стратегическом отношении. На третий день после взятия Полоцка, т. е. 3 сентября, Курбский, принимавший участие в полоцком походе польско-литовских войск, сделал обширную приписку к первоначальному тексту Третьего письма к царю. Поражения армии Ивана Грозного в Ливонии Курбский объясняет отсутствием у царя опытных воевод, которых он ранее «различными смертми растерзал» и «всеродне погубил без суда и права, приклонивши ухо единой стран, сиирчь презлым ласкателем, пагубникам отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варфоломей дает ему имя Пистос (Верный), обещая ему небесное царство и бессмертную славу, ибо при помощи его этот народ был обращен к вере, – и держит речь к народу, что они спасутся, если, оставив идолов, исповедуют Святую Троицу. Тотчас весь народ принимает веру к негодованию жрецов идольских». Мучение Апостола Андрея в Ахаии Если существовало особое сказание о том, что апостол Андрей совершил на пути от Понта в Ахаию, изложенное в форме рассказа его учеников, то от него не дошло до нас никаких остатков. Впрочем, может быть, что страны, лежавшие на пути от Черного моря в Грецию, были те самые области антропофагов и других свирепых или чудовищных людей, о которых идет речь в сохранившихся отрывках Андреевой саги, и что именно приключения в этих областях были описаны очевидцами, тогда как в других отделах рассказ был веден от имени самого апостола. Только в последней части хождений Андрея, именно в сказании об его мученической смерти в Ахаии 223 , сохранилась та Форма, которая первоначально существовала в сочинениях Леуция Харина. Это сказание носит такие надписания, которые прямо указывают на принадлежность его к более обширному целому. В надписаниях говорится о «Деяниях» и смерти апостола Андрея, или о «Хождениях и мучении» апостола Андрея, а в самом сказании мы читаем только о последней его судьбе или о кончине в Патрах Ахейских. Притом даже в границах теперешнего содержания, обнимающего одну Ахаию, настоящая редакция апокрифа все-таки многое оставляет недостаточно мотивированным и темным, то есть, указывает на очевидные пробелы, особенно в начале. Пресвитеры и диаконы церквей Ахаии, обращенные к истинной вере апостолом Андреем, в Форме окружного послания ко всем церквам Христовым на востоке, западе, севере и юге пишут о том, что они видели собственными глазами: Проконсул Ахаии Егеат (Αγετης), вошедши в город Патры, стал принуждать верующих к идолослужению. Апостол Андрей, увидев это, явился к нему с обличением и проповедью. Долгая беседа апостола с проконсулом кончилась тем, что последний приказал заключить Андрея в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Ркп. содержит «Повесть о житии преподобного отца Даниила» (лл. 1–115). 116–й лист пустой; на лл. 117–144 другим почерком служба преподобному Даниилу. Ркп. описана кратко архим. Леонидом в Систематическом описании рукописей гр. Уварова, ч. II, 411 стр. – Листы в ней перебиты: после 79 должны следовать 88–95, за ними 80–87, 96–115. Текст довольно исправный и описок немного, но немало пропусков, происшедших от ошибки глаза. По правописанию ркп. эта всего ближе к Т 2 и всего чаще совпадает с нею в вариантах. Приводя варианты ее, обозначаем – М. Обширное Житие преп. Даниила рано было сокращено и помещено в Степенной книге (25 гл. XVI степень, по изд. Миллера, II, 218–235 стр.) под заглавием: «Сказание вкратце о преподобном старце Даниле Переяславском». «Сказание» представляет не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к полному Житию, и потому вероятно появилось после него. Если же Житие написано между 1556 и 1562 гг., как говорилось ранее, то Сказание могло появиться во время, ближайшее к последнему году, – до или после него. В посмертном явлении преподобного переяславскому церковнику-пресвитеру, вероятно Андрею, чудотворец о нем говорит: «последи же не лишен будет» – монашеского пострижения, каковых слов не содержит первоначальная редакция. Отсюда следует или то, что Андрей был тогда уже монахом (как полагаег г. Васенко), – а это случилось между 6 июля 1561 г. и 5 марта 1562 г. – или же то, что Андрей уже имел тогда решение принять пострижение 42 . Представляя конспект полного Жития, «Сказание вкратце» в некоторых местах дополняет и исправляет его. Некоторые подробности, попавшие в Сказание, свидетельствуют, что в распоряжении его составителя были данные, неизвестные автору Жития: составитель поправляет Житие в именах лиц и в хронологии, делает разъяснения и добавки, не противоречащие Житию, но дающие новые и ценные черты как к биографии подвижника, так отчасти и к биографии жизнеописателя его. Указываем эти особенности краткого Сказания со ссылками на его издание в Степенной в сравнении с полным Житием, ссылаясь на нижеследующие страницы настоящего издания 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

состоялось мнение Государственного Совета, по которому баптистам дозволено было беспрепятственно исповедовать свое вероучение в России и исполнять обряды веры по, существующим у них, обычаям. В действительности, они пользовались такою свободою всегда и раньше этого дозволения. Первым из природных русских людей, обратившихся в баптизм был тифлисский купец Никита Исаев Воронин, перекрещенный в 1867 году тифлисским колонистом из немцев Мартыном Кальвейтом; Ворониным же были совращены в баптизм другие тифлисские жители, среди которых особенного внимания заслуживает его приказчик В. Г. Павлов, получивший затем специальное образование в гамбургской миссионерской семинарии и бывший, по окончании в ней курса, наиболее выдающимся баптистическим миссионером в России. Ревностными его помощниками были Андрей Миллер и Василий Иванов (ныне Бакинский штундо-баптистический пресвитер). Но особенно сильное влияние на распространение баптизма в России и на поглощение им штундизма, были: Иоганн Гергардт Онкен (род. в 1800 г.) лютеранин, в 1834 году перекрещенный в баптизм, баптистический пресвитер, основатель первой немецкой баптистической общины, – и его помощники: еврей Кебнер, Леман, а затем Виллер (из поселян колонии Хортица, Екатеринославской губернии), Ондра (колонист Волынской губернии), Прицкау (в Старом Данциге), Христиан Фишер, Вильгельм Шульц, Карл Кениг, Георг Клунд, Август Либиг и др. Имена этих лиц теперешними русскими штундистами произносятся с большим уважением, чем имена св. Апостолов. Насколько новопоявившийся штундизм в России был поглощен баптизмом, можно судить по следующему обстоятельству. В 1849 году на первой генеральной конференции немецких баптистов в Гамбурге, были составлены Онкеном, Кебнером и Леманом, по англо-американским символам, «Изложение веры и устав общин крещенных христиан, называемых, обыкновенно, баптистами» – Glaubensbekenntnis und Verfassung der Gemeinden getaufter Christen gewöhnlich Baptisten gennant. Это «изложение веры» во всей своей полноте принято русскими штундистами, как символ, и в 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Поскольку в чистом и первоначальном установлении брака от создания мира два только лица и навсегда соединяются в плоть едину, то в христианстве строго воспрещается многоженство и своевольное расторжение супружеского союза, противное словам Христовым: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк.10:9 ). Одно только нарушение верности супружеской может быть причиной расторжения столь твердых уз. Даже второй и третий брак, хотя и дозволяется Церковью по снисхождению к немощи человеческой, однако же особенно третий, не без очистительных молитв, как отступление от первой чистоты единократного брака и угождение чувственности. Во всех постановлениях Нового Завета предметы чувственные направлены к высшей духовной цели: по сей причине от христиан требуется более чистоты и нравственных условий ко вступлению в супружество, нежели в законе Моисеевом. По правилам Вселенских Соборов в брак не должны вступать находящиеся в близком плотском родстве, и это для того, чтобы более уважались узы родства и соблюдалась чистота в семействах. По тем же священным правилам наблюдается при браке и духовное родство, происходящее от спасительного Таинства Крещения, дабы высшее рождение по духу не уступило и не примешалось низшему по плоти, и таким образом не утратились бы небесные плоды первого. Наконец, последнее утешительное Таинство – Елеосвящение врачует немощи наши, ибо в нем при помазании тела освященным елеем призывается на болящего благодать Божья, исцеляющая недуги душевные и телесные, по примеру Апостолов, «которые, получив власть от Господа, мазали маслом многих болящих и исцеляли» ( Мк.6:13 ), и по совету Апостола Иакова: «Болит ли кто у вас, призовем пресвитеров церковных, и сотворят над ним молитву, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и если сотворил, грехи отпустятся ему» ( Иак.5:14, 15 ). Столь великие обещания, духовные и телесные, заключаются в Таинстве Елеосвящения, которое называется также Соборованием, потому что в знамение семи даров Святого Духа семь Священников должны по уставу совершать оное, хотя и меньшее число их может дополнять теплою молитвою недостаток соборного служения. Самый наружный обряд его, с семикратным чтением Апостола и Евангелия при каждом помазании елеем, до такой степени утешителен, что даже непонятно, каким образом мысль о неизбежной кончине сопрягается у некоторых с совершением сего таинства над болящим, когда, напротив, все молитвы онаго гласят о исцелении, хотя вместе с тем могут служить и напутствованием к вечной жизни. Апостол не говорит: умирает ли кто из вас, но болит ли кто пусть призовет пресвитеров, и воздвигнет его Господь. Многие же, когда нет более никакой надежды выздоровления, прибегают к Причащению и Соборованию как к последнему средству, забывая, что сказал Спаситель просившим у Него исцеления: «по вере вашей да будет вам» ( Мф.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Протоиерей Завитаев – два голоса (2 голоса) Священник Конограй – один голос (1 голос) Всего на 54 записках подано сто восемь голосов (108 голосов) Члены Комиссии: Протоиерей Николай Карташев Протоиерей М. Добровольский Андрей Аббати Павел Россиев ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 47. Рукописный подлинник. Чернила. Подписи – автографы. Заголовок документа – автограф П. В. Верховского, основная часть – автограф, вероятно, священника М. Добровольского. Рукописная помета на верхнем поле посередине: «5». Документ датирован 22 мая 1919 г. Эта дата представляется ошибочной. Выборы в члены ВВЦУ от пресвитеров проводились на пятом заседании Собора, 23 мая 1919 г., как зафиксировал протокол 5. 24. Протокол подсчета голосов при выборе членов Временного высшего церковного управления от пресвитеров 23 мая 1919 г. Из поданных 54 записок оказались получены: 1 . Протоиерей Шавельский – 40 голосов 2 . Протоиерей Рождественский – 31 3 . Протоиерей Лаванов – 15 4 . [Протоиерей] Беловидов – б 5 . [Протоиерей] Смирнов – 4 6 . Священник Востоков – 4 7 . [Свящ[енник] Ломако – 3 8 . Протоиерей Хандалеев – 3 9 . [Протоиерей] Завитаев – 1 10 . Священник Конограй – 1 11 . Протоиерей Малиновский – 1 Подсчет производили: Кон. Гаденко И. Гладкий Свящ[енник] Василий Кожин Прот[оиерей] И. Завитаев ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 48. Рукописный подлинник. Чернила. Подписи – автографы. Заголовок документа – автограф П. В. Верховского. Рукописная помета на верхнем поле посередине: «7». 25. Протокол подсчета голосов при выборе кандидатов в члены Временного высшего церковного управления от мирян 23 мая 1919 г. П[рофессор] Н. И. Абрамов – 46 Граф Η. П. Апраксин – 42 A. И. Ивановск ий – 8 Кн[язь] Григорий Трубецкой – 5 Кн[язь] Евген[ий] Трубецкой – 3 Граф Граббе – 2 Проф[ессор] Верховской – 1 Гр[аф] М[усин]-Пушкин – 1 И. Н. Терещенко – 1 Якушев – 1 Из 56 записок подано 55 Ген[ерал] Эрн Протоиерей К. Окиншевнч Священ[ник] А. Красовский B. Хомяков ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 51. Рукописный подлинник. Чернила. Подписи – автографы. Заголовок документа – автограф П. В. Верховского. Рукописная помета на верхнем поле посередине: «10». 26. Протокол подсчета голосов при выборе в члены Временного высшего церковного управления от мирян 23 мая 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 5. Если совесть обличит которого-либо из священнослужителей во грехе так называемом смертном, то таковой тоже не должен совершать литургию ни под каким условием, пока не очистит себя от греха, в котором находится, покаянием и сокрушением сердечным, а также и устной исповедью пред отцом духовным, соединенной с твердым намерением не возвращаться впредь ко греху 14 . Может быть и так, что священник, пришедши в себя, вспомнит, что он находится в грехе смертном во время совершения самой литургии. Тогда не должен прекращать священнодействия, но проникнувшись, по возможности, чувством раскаяния, пусть постановит твердо в сердце своем неотложно исповедаться по совершении службы, и затем пусть священнодействует по обычаю. (О должностях пресвит. прих. стр. 110. § 76). § 6. Не менее того препятствует к достойному служению и то, если священник или диакон кого-либо уничижит, оскорбит, или обидит, и при этом знает, что обиженный гневается и скорбит на него за это, или если сам иерей или диакон, будучи обижен или оскорблен от кого, со своей стороны тоже скорбит и гневается на своего обидчика. Как в том, так и в другом случае, ни иерей, ни диакон не должны литургисать по Господню повелению, но пусть идут прежде и помирятся каждый с братом своим, и только после этого да литургисают. (Ср. Mф. V, 23, 24 ). Если же оскорбленный где находится далеко, а священнику предстоит надобность священнодействовать, то сей последний должен, по крайней мере, возыметь доброе намерение помириться с оскорбленным при свидании с ним, и в сердце своем да жалеет крепко о таковом несчастии, и таким образом по нужде пусть литургисает. (Сравн. наставление о совершении литургии, помещаемое в наших служебниках пред началом проскомидии). § 7. К сему также достойному служению и причащению св. тайн препятствует многоядение и питие вечерние. Потому каждый священнослужитель должен, по возможности, воздерживаться с вечера всякой пищи и пития, или же вкушать очень мало, а от полуночи и совершенно не есть и не пить ничего вовсе. Если же священник хоть что-нибудь скушает или выпьет по истечении 12 часа ночи, то ни под каким условием не должен литургисать, «ибо с полунощи начинается день естественный» (Сравн. о соверш. литургии в служебнике пред проскомидией: Карф. собор, пр. 50, 58, VI, Вселен. Соб. пр. 29). Само собою разумеется, что если кто из священников дерзнет священнодействовать, когда в беспамятстве, не понимая, какими словами совершается таинство, или будучи помрачен от пьянства, не в состоянии будет знать и понимать того, что совершает, то таковой не только согрешит смертно святотатским грехом, но и, к величайшему соблазну и оскорблению святыни, не совершит самой тайны тела и крови Христа Бога нашего. (Учит. Извест.) Ибо всякое священнодействие может быть совершаемо священником только в здравом уме, и с сознанием важности и значения им действуемого во славу Божию и спасение верующих. (Допол. к Учит. Извест. сравн. о должност. пресвит. приходск. стр. 111. § 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Тогда Пресвитер приготов­ляет себя и народ, к сему ближайшему общению, чрез самую божественную из всех молитв, дан­ную от Господа ученикам своим, когда просили научить их молиться, и выражающую, в кратких словах, все о чем, с сыновнею, любовью, должен смиренно молить человек небесного Отца своего. Посему, с чрезвычайным благоговением, приступает к сей богодухновенной молитве, воз­глашая: «и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати»; верные же, исполненные не рабского страха, но дерзновения сыновнего к Богу, назвавшему себя их Отцом, взывают: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя твое», и проч. Еще однажды обращается Священник к на­роду, с желанием мира, пред самым приобщением умиротворяющей жертвы, и тогда как на­род, по приглашению Диакона, преклоняет главы свои Господу, благодарит он невидимого Царя, за множество его милостей, умоляя даровать каждому то, что ему нужно ко благу, делаясь спутником плавающих и путешествующих, исцеляя недугующих как врач душ и телес, благодатью, ще­дротами и человеколюбием единородного Сына своего. Видя Пресвитера, готовым приступить к исполнению тайны и уже простирающего руки к божественному телу, Диакон (предварительно сложивший на себе крестообразно орарь свой, как слагают крила Ангелы, закрывающие ими небесные лица пред неприступным светом Божества), восклицает народу: «вонмем» и входит в святи­лище; а Пресвитер, подняв горе Голгофскую жер­тву, как бы на высоту креста, произносит во услышание верным: «святая святым», чтобы все размыслили, сколь должны они быть святы, для принятия предлежащей святыни. На сей призыв, с умилением сокрушенного сердца и сознанием своей греховности, они ответствуют: «един свят, един Господь Иисус Христос , во славу Бога Отца, аминь». Приносящий жертву, со страхом и благоговением, разделяет ее на четыре части, говоря: «раз­дробляется и разделяется Агнец Божий, раздро­бляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не истощаемый, но освящающий причащающихся ему» и, опуская одну часть в потир, для соедине­ния обоих видов таинства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010