– Сколько надобно восприемников для Крещения? – Можно ли крестить без восприемников? – О восприемниках заглазных. – Можно ли самим родителям крестить у себя своих собственных детей? – О восприемниках иноверных и малолетних. – Можно ли допускать несколько пар восприемников, а также могут ли быть восприемниками явные грешники и т.п.? – Можно ли православным крестить у иноверцев? – О ведении священником метрических записей и о выдаче метрических свидетельств желающим. §38. Обыкновенно у нас при Крещении бывает двое восприемников – один мужчина и одна женщина. Но по правилам церковным можно крестить и с одним восприемником, только бы мужчина был восприемником для дитяти мужеского пола, а женщина для дитяти женского (книг. о должност. пресвит. приходских). Вследствие этого, по особому распоряжению св. Синода от 18 июня 1834 г., в последнее время священники теперь могут записывать в метрических книгах даже по одному восприемнику. В случае крайней надобности крещение может быть совершено даже и без всякого восприемника (Правила в требн. пред чинопоследов. крещения). §39. Иногда просят священников крестить с заглазными восприемниками. В таком случае священнику всегда надобно требовать письменное заявление со стороны лиц, соглашающихся крестить заочно. В особенности таковые сведения надобно иметь в виду в случае согласия на крещение лиц Высочайшей фамилии. Тогда и в метрике пишется, что «по письменному согласию (восприемником или восприемницею) были NN, а вместо их по их личному заявлению воспринимал или воспринимала дитя от купели NN», и проч. §40. Священник не может быть восприемником и своего дитяти (Номокан. пр. 209). Равно также никто из родителей не имеет права крестить у себя своих детей; в противном случае им грозит опасность вступать между собою в непосредственное духовное родство, на основании которого по 53 правилу VI Вселенского Собора они должны разойтись и оставить брачное сожитие (см. ниже о Таинстве Брака. Отделение III). Потому священники должны строго наблюдать, чтобы не допускать никогда подобного рода восприемников под тяжкою ответственностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Нов. Скриж. ч. IV, гл. XIII, §4–6), чтобы этим возвысить и усугубить значение епитимии для кающегося и его самого расположить к более охотному ее принятию и исполнению. § 57. Кроме этого, в силу существующих постановлений в нашей церкви очень нередко случается, что в том или другом приходе появляются лица, обязанные по определению епархиального начальства нести, так называемые, «Церковные епитимии» (уст. Дух. Консист. гл. VIII, §§ 278, 279), т. е. подвергаемые публичному покаянию за разные проступки против веры и нравственности христианской. Так как наблюдение за подобного рода лицами тоже входит в круг обязанностей священников, то для надлежащего ее исполнения каждый священник должен при этом иметь в виду следующее: 1) Цель, для которой согрешающим назначается, по распоряжению епархиального начальства публичная епитимия на месте жительства есть та, чтобы согрешившего привести в чувство истинного раскаяния и сокрушения о грехе своем, возбудить и утвердить в нем живейшее желание и решимость избегать, как этого последнего, так и вообще всяких грехов и вести жизнь непорочную и богоугодную. К этой цели должно быть направлено и действие священника – духовного отца, под надзором которого назначено согрешившему проходить свою епитимию; 2) средствами для этой цели со стороны священника главнейшим образом должны служить сообразные с умственным и нравственным состоянием согрешившего пастырские увещания и наставления, которые священник должен ему делать сколь возможно чаще, призывая его к себе или сам посещая его на месте его жительства. (Руководство в этом деле священник имеет в правилах, изложенных в книге о должностях пресвитеров приходских в статьях 90– 105). Причем священник твердо должен помнить, что сколько словом назидания, столько же и всяким другим образом он должен действовать на согрешившего, как-то; примером своего с ним обращения и вообще всей своей жизни, и потому в поведении своем не должен допускать ничего соблазнительного вообще для других и, в особенности, для вразумления кающегося (смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§ 28. Наконец, когда исповедывающийся перестанет высказывать грехи свои, то священник может в заключение вопросить его: «Не помнит ли он еще чего либо? Или не чувствует ли за собой еще какого либо особого греха? Или не обличает ли его совесть еще в каком либо невысказанном проступке?» И если кающийся признается наконец, что он не знает ничего более, то священник должен дать ему соответствующее наставление, и затем разрешить и отпустить по обычаю (Сравн. Руков. для с. и 1860 г. Практич. наставления о совершении исповеди т. 1 стр. 63 – 69). Отделение V.Чacmheйшee указание вопросов, какие священники должны предлагать кающимся на исповеди и об увещаниях, какие при этом духовники должны давать исповедывающимся О чем священники не должны спрашивать на исповеди и каких грехов они должны касаться с крайней осторожностью? В каком виде и в какой системе всего лучше и удобнее предлагать вопросы на исповеди? Перечень вопросов, которые священник должен предлагать в частности исповедающимся: мирянам, лицам духовного звания и малолетник отрокам. В чем именно должна состоять сущность увещаний и наставлений, предлагаемых кающимся во время исповеди? Может ли священник во время исповеди вступать в какие либо споры с исповедывающимися или религиозные препирательства? § 29. И опыт и благоразумная осмотрительность могут указать много вопросов, которых священники должны избегать на исповеди. Таким образом прежде всего и более всего было бы противно святости таинства, если бы священник стал например спрашивать у кающихся о том, что прямо не относится к нравственной жизни человека, или относится только к праздному любопытству, или сплетничанию и т. п. Вместе с этим благоразумие требует, чтобы священники избегали подробно расспрашивать у кающихся и о таких грехах, воспоминание о которых может вредно действовать на ум, сердце или воображение человека, каковы в особенности например грехи против седьмой или десятой заповеди. Сюда же, наконец, надобно отнести и те вопросы, которые могли бы познакомить неопытных с грехами им неведомыми. Такого рода осмотрительность священники должны особенно наблюдать при исповеди детей, или при спрашивании о грехах плотской нечистоты и т. п. Вместо этого благоразумнее в подобных обстоятельствах предоставлять исповедание свободному произволению и самосознанию кающихся, и только потом, уже в случае надобности, с осторожностью наводить их на известные ответы, всего лучше не называя даже того или другого греха по имени. А в крайних случаях лучше даже иногда предоставить некоторым, особенно детям, не высказывать того или другого греха по всей подробности, чем неосторожным вопросом или указанием подвергать кого либо из них опасности научиться на исповеди чему такому, чего он вовсе не знал по своей простоте или неопытности (О должност. пресвит. приходск. стр. 133. § 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

п. Но если бы кающийся, выражая свои сомнения или недоумения пред священником, явно дал почувствовать, что он именно исповедывается в них, как в действительных согрешениях, и вместе с этим, тут же скромно и благочестно заявил бы о желании своем получить от священника надлежащее наставление или вразумление, то священник должен наставить его по обычаю кратко во время исповеди. А чтобы не терять времени, может предложить ему потом прийти к себе на дом, и здесь уже на досуге побеседовать с ним, как следует, с надлежащей полнотой и вниманием. Отделение VI.O власти священника вязать и решать кающихся и об употреблении им этой власти на исповеди § 39. Сила таинства покаяния, по учению христианскому, так велика, что никакой грех не превышает ее могущества ( Ин. 20: 21–23 . Сравн. преосвящ. Евсев. Беседы о семи спасительных таинствах, стр. 213). Потому духовник имеет право разрешать вообще всякого грешника. Но вместе с этим требуется, чтобы исповедающиеся сами деятельно участвовали в приятии разрешения, и потому, как замечает Петр Могила в своем требнике, каждый священник совместно с правом разрешения должен в то же время соединять также и строгое рассуждение: «Когда и кому подавать разрешение, или отказывать в оном, или отлагать его на другое время» и т. п. Соответственно сему, по учению нашей Церкви «священник не должен прежде всего разрешать, как недостойных сего божественного благодеяния: 1) тех, кто не показывает никакого сокрушения или жаления о грехах своих; 2) тех, которые не пожелают оставить ненависть или враждование с ближним, или не захотят отдать похищенной вещи, будучи в состоянии сделать это; 3) тех, которые не захотят перестать подавать повод ко грехам ближним своим, или оставить другие свои согрешения, как- то: блуд, пьянство, лихоимство и т. п. и вообще не согласятся переменить злое житье свое на лучшее, и 4) тех, кто сделают какой-либо народный соблазн, пока не покаются и не положат конца этому» (Треб. Могилы, ч. 1, о пок.,стр. 144, 345). Сюда же 5) подобно отвести также и преступников, которые сознаются в своем злодеянии пред священником, а на суде не захотят сознаться и 6) тех, кто злонамеренно захотел бы утаивать пред священником злодеяние какое-либо всем известное (о должн. пресвит. приходск. стр.140, 143, 144, § 105). Во всех означенных и других, подобных им, обстоятельствах, священник должен поступать всегда с величайшею осторожностью и благоразумием, чтобы не употребить когда-либо во зло своей власти вопреки любви и христианскому снисхождению, и не налагать ни на кого запрещения с гневом и раздражением; ибо, как замечает св. Златоуст: «Священники обладают этою властию не для того, чтобы только не допускать (до причастия) и изгонять, но дабы и поправлять, обращать на путь и о всех старанье прилагать; таким образом, – говорит он, – и Бога сделаем милостивым, и большое число тех, кои достойно могут причаститься, обрящем, и за свое тщание и прилежание о других многое примем награждение». (Бесед. на Мф. 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Напрасно старались они поколебать ее твердость обещаниями милостей Шаха и ужасами казни. Царица оградила себя знамением Креста и с улыбкой им сказала: «Или не знают пославший вас нечестивец, что и малые дети, и невежды посмеются его предложению? Меня ли обольстить, облеченную в силу Христову? Он разорил мое Царство, изгнал моего сына, изувечил телесно и духовно моих внуков, расхитил, поругал всю святыню, близкую моему сердцу, и еще хочет меня умертвить! Что же приобретет моей смертью ? Но пусть поразит. Отрицаюсь Магомета, и всех дел его, и всей гордыни его! Верую во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Молю Распятого за нас и его Пречистую Матерь укрепить меня в час истязаний в твердом исповедании моей веры, дабы я удостоилась венца мученического. Вот я пред вами, делайте что хотите». Посланные, чтобы устрашить исповедницу, велели приготовлять пред ней орудия казни; она же, не теряя духа, просила только несколько минут для приготовления и удалилась во внутренние свои покои, где в молитвенной храмине хранилась вся ее домашняя святыня, соблюденная во время долгого плена. Царица стала на колени пред иконой Пречистой Девы с предвечным Ее Младенцем; она облила ее горячими слезами и произнесла тихую молитву: «Господи Иисусе Христе! Призри на рабу твою в день сей, в который ищут души моей за имя Твое. Да не воспрепятствуют в подвиге грехи мои, но по слову Твоему пришедшую к Тебе не изжени вон! Дай мне уста, и премудрость, и Дух Отца Небесного, пусть говорит во мне; не лиши меня твоей помощи, сопричти избранникам твоим; будь утверждением немощи моей женской и да прославится мною имя Твое; восстающие же на Тебя да посрамятся!» Пламенно молилась Царица и о сыне своем, и о царстве, дабы смертию ее освободились от тяжкой неволи, и услышана была ее молитва; даже иное царство перешло временно в род ее, освященный кровью мученицы. Тогда, по неимению при себе пресвитера, со страхом вынула она из ковчега запасные дары, всегда ею хранимые на случай насильственной смерти, и сама с благоговением приобщилась Пречистых Тайн, как это бывало в первые времена гонений. «Господи Иисусе Христе, – молилась она, – услыши молитву мою, и сподоби и меня соединиться с пострадавшими за Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Третий век христианства Глава 10. ПЯТОЕ ГОНЕНИЕ Третий век, вполне мученический, открылся подобно второму, гонением против христиан, столь жестоким, что они полагали уже близким явление антихриста, и все столетие протекло почти в непрестанных гонениях со стороны властителей Римских. После смерти кесаря Коммода Септим Север, одолевший всех искателей престола, будучи раздражен на Иудеев Палестинских за то, что благоприятствовали его соперникам, смешал в гневе своем евреев с христианами. Область Африканская, которая уже процветала множеством церквей, хотя история не сохранила времени ее просвещения, более других прославилась своими мучениками и исповедниками в это пятое гонение. Первые двенадцать жертв, из которых главные были Сперат, Нарзал, Цеттан и три женщины, Доната, Секунда и Вестина, пострадали в Карфагене и, как граждане Римские, усечены были мечом, по приговору жестокого проконсула Сатурнина, который вскоре ослеп. Вслед за ними взяты были под стражу четверо, еще только оглашенные верою, из сословия рабского, между ними была одна беременная рабыня Фелицитата, и в ту же темницу заключили благородную жену Перпетую с грудным младенцем; шестой исповедник Сатир присоединился добровольно, и Перпетуя, сохранившая удивительное присутствие духа, сама описала первую часть своих страданий. Тщетно ласками и угрозами старался совратить ее престарелый отец-язычник; она воспользовалась кратким сроком жизни, чтобы принять святое крещение вместе с участниками заключения, утешала мать и брата, кормила своего младенца, и душная темница показалась ей раем; небесные видения услаждали ее в узах; она предузнала о тех, кому надлежало предварить ее в получении мученического венца. Судия, упрошенный отцом ее, убеждал на первом допросе Перпе-тую отречься от Христа и приговорил ее за упорство на терзание зверям с прочими исповедниками. Радостно возвратилась она в темницу, и по обычаю просила кормить младенца, но жестокий отец отказал ей и в последнем утешении. Сатир подкреплялся также небесными видениями и еще заживо беседовал с прежними мучениками Африканской Церкви, епископами и пресвитерами, уже восприявшими страдальческий венец. Другая узница Фелицитата родила в темнице; с нетерпением ждала она часа разрешения, чтобы не отложили для нее дня казни, и просила о том молитвы сподвижников; ее желания и их молитвы исполнились за три дня до определенного срока мучений. Тяжки были безвременные роды в узах, слабая жена не могла удержать воплей. «Ты плачешь теперь, – сказал ей один из стражей, – что же сделаешь посреди зверей?» – «Тогда Другой будет страдать во мне, потому что я за Него страдать буду!» – отвечала она. Диаконы втайне утешали страждущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Статья 1 Из Учительного Известия. Могут ли совершать литургию лица, ни получившие священного сана? Какие могут быть безусловные препятствия к совершению литургии для священников законно рукоположенных? О запрещении архиерейском, епископской клятве и отлучении. Что должен делать священник, если бы случилось ему когда впасть в какой-либо тяжкий или, так называемый, грех смертный? Как должен поступать священник, если бы вспомнил о совершенном им подобном грехе во время самого совершения литургии? Другие особенно важные для священнослужителей препятствия к совершению литургии, как то: тяжкое оскорбление ближнего, объядение или лишнее питие, и половое смешение накануне обедни. § 3. И по учению нашей церкви и по древним правилам церковным священнодействие литургии может быть совершаемо не иначе, как законным священником, который для этой цели должен быть «избран, честен, сведущ в св. писании» и правильно рукоположен архиереем по чину церковному. От мирского и не освященного, но простого человека, также и от простого клирика, или диакона и поддиакона или иподиакона тайна св. евхаристии никогда не совершается, и тот, кто из непосвященных дерзнул бы служить литургию, не только не совершит таинства, но и впадет в тяжкий грех святотатства и должен подлежать осуждению церковному. (Ср. Догм. Богосл. Пр. Филар. Т. 1. § 303, о совершении таинств). § 4. Подобно сему совершенным препятствием для священнослужителей к совершению литургии (равно как и других таинств и священнодействий церковных) служат то, когда кто из них состоит в клятве или отлучении и под запрещением архиерейским, или находится в грехе смертном. Во всех помянутых случаях священник и диакон никак не должны совершать литургию, пока не будут разрешены совершенно и прощены от того, кто связал их и имеет власть разрешения. Если же кто из них дерзнет священнодействовать без разрешения, то таковой сотворит грех святотатства, и с новым еще более тяжким грехом возвратится от Божественной службы, и будет повинен телу и крови Господней, и сопричтется с неверными иудеями, убившими Христа, и в суд себе и в осуждение причастится святым тайнам Господним. (О должност. пресвит. приходск. стр. 110, § 76).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

п. (Св. Киприан, Epist. 76, ad Magnum). В тех случаях, когда понадобится крестить младенца чрез обливание, священники обыкновенно берут его левой рукой под ручки и в то же время возливают правой рукой воду на голову крещаемого, произнося слова крещения, по обычаю (Сравн. выше, § 21). Только при этом священники должны строго наблюдать, чтобы таковое крещение было употребляемо только в действительно крайних случаях; ибо оно, как и крещение чрез окропление, вообще строго воспрещается Церковью православной и «допускается только в крайних случаях, в виде исключения из общего правила». (Правосл. Догмат. Богословие Пр. Макария о крещении, § 203). Само собой разумеется, что в особенно тяжких обстоятельствах, когда бы понадобилось крестить напр. младенца чрез окропление, то его можно делать и не поднимая дитяти на руки, а просто можно крестить его и в лежачем положении, как это в древности и допускалось для тяжко больных, от чего, между прочим они и назывались даже клиниками (κλνη – одр, кровать), т. е. крещенными в кровати (Tert. de poenit. с. VI. Ср. книгу «Оправдание ucr. Христиан, обливательным крещением крещающихся», изданную по определению Св. Синода в 1701 г). § 23. Власть совершать таинство крещения, преподанная в начале Спасителем св. Апостолам (Мф. 28: 19, Мк. 16: 16 ), издревле была усвояема в церкви только преемникам Апостолов Епископам и через них пресвитерам. Но из древнейших примеров открывается, что в случае надобности, за отсутствием Епископов и священников, не запрещается совершать крещение диаконам, по примеру св. Апостола Филиппа – диакона, крестившего Самарян ( Деян. 6: 5 ; также 8: 12, 13, 38). Из тех же примеров, очевидно, что в случае особенно крайней нужды могут крестить и миряне, как это и ныне дозволяется в нашей Церкви, и притом не только мужчинам, но и женщинам (Правосл. Догматич. Богосл. Пр. Макария, о крещении, т. IV, § 206; Смотр. Правосл. Испов. ч. I, отв. на вопр. 102; Послание Восточн. патр., о пр. вере, гл. 16). В частности, что касается священников, то, согласно ныне действующим обычаям, крещение вообще должно быть совершаемо по преимуществу местными священниками тех приходов, где родился младенец, или где проживает лицо, ищущее крещения (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§ 67 Если в приходе священника явится подкидыш или найденыш, о котором нет возможности удостовериться, крещен ли он, или нет, то во избежание опасности, чтобы не оставить кого- либо некрещеным, когда не находится достоверных свидетелей, которые могли бы несомненно утвердить, что известный подкидыш крещен, или когда он сам, по малолетству, не может дать ответа о преподанном ему таинстве, тогда без всякого недоумения нужно крестить его, дабы не лишить его благодати освящения духовного (VI Всел. соб. пр. 84: сравн. Карфаг. соб. пр. 83). Бывает и так, что при подкидышах находятся иногда записки, в которых значится, что известное подметное дитя крещено и наречено так то... Но если из подобного рода записки нельзя удостовериться ни о священнике, совершавшем таинство, ни о месте, где оно крещено, то в таком случае подобного младенца тоже надобно крестить неотложно, хотя бы под условием: крещается раб Божий NN, аще не крещен есть... и т. д. (Кн. о должн. пресвит. приходск. о крещ. § 86; Ук. Св. Синода 1731 г. Декаб. 29), и затем записать в метрическую книгу, по обычаю (срав. выше отделен. VII, 56). Если при подкидышах иди найденышах не будет записки, обозначающей их отчество к фамилию, то таковым обыкновенно принято заимствовать от имени и фамилии их восприемников. В таком случае, без сомнения, необходимо, чтобы и для подкинутых или найденных младенцев женского пола восприемниками были совместно с восприемницами женского пола и восприемники мужского пола. Но если бы подкинутое или найденное дитя женского пола было окрещено без восприемника мужского пола, или в случае крайней надобности женского ли то или мужского пола дитя было окрещено без всякаго восприемника, то в таком случае, по закону, назначение им фамилии должно быть предоставлено их воспитателям (Т. X, ч. 1, ст. 140). То же самое надобно сказать и о младенцах незаконнорожденных, с тем только отличием, чтобы при внесении их в исповедные ведомости, в случае крещения их без восприемников, отчество и фамилия их тут же были назначаемы их родительницами, но закону (Т. X, ч. 1, стр. 140).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Люблинская уния окончательно уничтожила самостоятельность литовского княжества, которое вошло в состав Польского королевства. Поляки, получив преобладающее значение в государстве, стали стеснять русскую веру и народность. Устроив государственную унию, Сигизмунд подготовил и церковную унию православных с латинянами. Он ввёл в Польшу и затем в Литву иезуитов, которые совратили в католичество высшие классы русского православного общества и тем ослабили силу православия в западнорусских областях и были главными деятелями в устроении и упрочении церковной унии. Эта уния и была введена при короле, воспитаннике иезуитов, Сигизмунде III. Латинство постепенно водворялось и в юго-западной окраине России, княжестве Галицко-Волынском, которое, находясь в соседстве с католическими государствами (Венгрией и Польшей), рано стало испытывать чужеземное влияние. Ещё в то время, когда Волынь находилась под властью русских князей, папы старались утвердить здесь свою власть. Папа Иннокентий который предлагал союз с Римом Александру Невскому, обратился с таким же предложением к могущественному галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу. Даниил решился воспользоваться папским предложением для выгод своего отечества. Он отправил к Иннокентию посла и изъявил согласие присоединиться к римской Церкви, если только папа будет помогать ему против татар и примет его царство под своё покровительство. Папа согласился на эти условия и в своём письме к Даниилу называл его возлюбленным о Христе сыном, позволял русским епископам и пресвитерам совершать евхаристию на квасном хлебе и удерживать прочие их обряды, не противные чистоте веры. Прусскому архиепископу поручено было присоединить к римской Церкви Даниила, епископов и высших сановников. Но Даниил не спешил присоединением к Риму, потому не получил помощи против татар и затем прервал всякие сношения с папой. В 1252 году король венгерский помирил Даниила с папой, и тогда папа прислал ему королевский скипетр и корону. Папские послы убеждали князя возложить на себя корону и соединиться с римской Церковью, обещая ему от папы скорую помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010