Когда же после долговременного искуса в Египте странники начали тосковать о родине, авва Авраам, прозванный младенцем по совершенному незлобию и детской невинности души своей, укрепил их в прежнем намерении беседою об истинных подвигах и необходимости рукоделия для развлечения помыслов житейских и о совершенном уединении. Тогда погрузились они в глубочайшую пустыню, исполненную великими подвижниками, на дальнем расстоянии от пути человеческого. Там воспользовались духовным назиданием св. Макария Александрийского , пресвитера и руководителя иноков, собранных в обителях Нитрии, или рассеянных по кельям, издавна прославленного по всему Египту; а в диком уединении Скитском обрели еще его великого друга, Макария Египетского , который не будучи прямо начальником многочисленных отшельников, подвизавшихся в отдельных скитах, почитался, однако, общим их наставником, и его совету преимущественно доверяли Скитские братия, когда сходились на совещания. Великими светилами пустыни сияли: престарелый Исидор, пресвитер и странноприимец Александрийский и два Пафнутия, Кефал и Вувал, или буйвол, так прозванный по любви к местам самым диким, и Пимен, от юных лет убежавший с шестью братьями из дома отеческого, чтобы водвориться в пустыне. Тщетно любящая мать пришла стучать к заключенным дверям его вертепа. «Где лучше желаешь ты нас видеть, – спросил он плачущую, – здесь ли на краткой миг или вечно за гробом?» И мать предпочла вечность. Аввы Даниил, Исаак и Моисей Ливийский, беседовали с Кассианом о причинах охлаждения к Богу, и об истинной молитве, и о средствах спасения, какие должен наблюдать отшельник. Был и другой Моисей в пустыне Скитской, не менее назидательный, раб и эфиоплянин родом, некогда разбойник, но искренно обратившийся к Богу, когда однажды совершенное им убийство заставило его искать убежища в стенах обители. Ужаснулись игумен и братия, видя разбойника пред своими вратами, и изумились его глубоким раскаянием, ибо в короткое время он превзошел всех иноков подвигами духовными: так сильно коснулась его благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ткачёв Е. В. Монашество (Общие положения, История распространения монашества (Египет, Палестина, Синай, Сирия, Анатолия, Константинополь, Грузия)//ПЭ. Т. 46. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия» , 2017. С. 567–611. Analecta sacra et classica Spicilegio Solesmensi parata. T. 5/ed J. B. Pitra. Parisiis: apud Roger et Chernowitz; Romae: ex officina libraria Philippi Cuggiani, 1888. Gribomont J. Eustathe le Philosophe et les voyages du jeune Basile de Césarée//Revue d " histoire ecclésiastique. 1959. Vol. 54. P. 115–124. Gribomont J. Le monachisme au IVe s. en Asie Mineure: de Gangres au Messalianisme//Studia Patristica. 1957. Vol. 2. P. 400–415. Gribomont J. S. Basile et le monachisme enthousiaste//Irénikon. 1980. Vol. 53. P. 123–144. Перевод c древнегреческого, предисловие и примечания – Андрей Леонидович Науменко, студент бакалавриата МДА 3 Tertullianus. De baptismo 17, 4//SC. 35. P. 91. Рус пер.: «А если некоторые, основываясь на сочинении, ошибочно приписанном Павлу, приводят пример Феклы в доказательство того, что женщины могут учить и крестить, то пусть знают, что пресвитер из Азии, который сочинил это писание, словно вознамерившись увеличить авторитет Павла своим трудом, будучи уличен, сознался, что сделал это из любви к Павлу, и был лишен места» (Тертуллиан. Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М., 1994. С. 103). 4 Analecta sacra et classica Spicilegio Solesmensi parata. T. 5/ed J. B. Pitra. Parisisis; Romae, 1888. P. 108. 6 См.: Amand D., Moons M. C. Une curieuse homélie grecque inédite sur la Virginité adressée aux pères de famille//Revue bénédictine. 1953. Vol. 63. P. 234–238. 10 Речь идет о том, что родители должны испытать искренность намерения, не смущаясь ни возникающей холодностью и недоброжелательством в отношениях с ребенком, ни тем, что, по-видимому, как будто отвращают его от Христа. 14 См.: Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes/introduction, textes, traduction et commentaire L. Vouaux. Paris, 1913. P. 156. Читать далее Источник: Василий Кесарийский (Spuria). Гомилия «О девстве» (CPG 2081). (Перевод c древнегреч., пред. и прим. А.Л. Науменко)//Метафраст. 2019. 1. С. 82–95.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Между прочим, от названия священных ремней луперков – «фебруа» – произошло и название месяца, в середине которого происходило празднество (и в середине которого будет отмечаться Валентинов день): «фебруарий» – февраль. Уже во времена Цезаря никто не мог толком объяснить, что такое луперкалии и связанные с ними обряды. Поэтому, как всегда в таких случаях, все удовлетворялись легендой. Рассказывали, что праздник луперкалий учредили основатели Рима Ромул и Рем – в честь вскормившей их молоком в пещере волчицы, и что они же были первыми луперками. Возможно, что этот культ восходит к почитанию Фавна – бога-покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было «Луперк», что буквально означало «охраняющий от волков», и сам бог часто изображался в виде волка. Жертвоприношения Луперку и праздник в его честь происходили в середине февраля, когда начиналось спаривание скота, и бога молили о том, чтобы он благословил размножение стад и охранил их от волков. Как видим, у февральского праздника в Риме древние корни. В любых его вариантах рядом шли любовь и страх, смерть и боль. Неудивительно, что в конце концов и память о христианском мученике оказались пронизана всеми этими сюжетами. Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля – неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И все же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюбленных, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых» 158 . Более определенно можно сказать о том, венчал ли св. Валентин влюбленных 159 . Это уж точно не более чем легенда. Легенда потому, что строится на несомненном анахронизме: во времена св. Валентина (в III веке) просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака. «Изначально домашний свадебный обряд христианизируется с начала IV века как на Востоке, так и на Западе прежде всего через присутствие на нем епископа или пресвитера» 160 . Само присутствие священника считалось формой признания законности брака со стороны Церкви. В IV веке мы видим, что священник читал благословляющие молитвы в дома у родителей невесты или на брачном пиру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

XVI. «Не ропщешь ли против властей над тобою поставленных, и в особенности не распространяешь ли каких-либо худых слухов о своем архиерее, не осуждаешь ли его дел и распоряжений?“ XVII. «Все ли в твоей жизни и в твоем семействе и в твоих действиях и распоряжениях так идет и так устроено, что служит не только к твоей чести и благополучию, но и примером для твоих пасомых и всех лиц тебе знакомых и знающих тебя?“ XVIII. «Не любишь ли в твоей жизни и поведении следовать моде и другим пустым и непристойным светским обычаям?“ XIX. «Питаешь ли всегда надлежащее уважение к святыне? Не входил ли напр. когда в алтарь без благоговения и достодолжного поклонения пред престолом?“ XX. «Не брал ли когда из церкви воску, свечей или елея или других каких-либо вещей не для необходимой надобности, а тайно, как вор или похититель?“ XXI. «При исполнении каких-либо поручений от начальства сохранял ли всегда должное тщание, верность и правдолюбие? Старался ли, как должно, открывать, охранять и представлять начальству все то, что оно знать должно для блага общего или частного?“ XXII. «Вообще же ради чести, или по боязни, или для корысти и других каких-либо нечестных видов не нарушал ли своих обязанностей, или не изменял ли так или иначе долгу своему, чести, или совести?“ и т.д. (Сравн. Циркуляр преосвящ. Антония, духовенству Смоленской епархии от 8 янв. 1866 г.). §47. В состав исповеди, как известно, входят также разного рода увещания, внушения и наставления, которые священники должны предлагать кающимся по мере надобности для их обращения, вразумления или одобрения. Само собою разумеется, что все эти увещания и наставления должны быть прежде всего сообразны всегда с степенью понятливости и душевными потребностями кающихся, их состоянием, образованностью и возрастом, также, по возможности, тверды, точны, и исполнены силы и убеждения. Для этой цели, сообразно различным состояниям кающихся, книга о должностях пресвитеров приходских в особенности рекомендует следующие увещания – во-первых, для грешников твердых и холодных сердцем: указание на секиру гнева Божия, лежащую при корени дерева бесплодного ( Мф. 3:10 ); на проклятие и посечение бесплодной смоковницы ( Мк. 11:14 , Лк. 13:7 ); суд будущий и страшный для грешника ( 1Пет. 4:17–18 ); лишение благ небесных, тяжесть и вечность геенских мучений, червь неусыпающий, и огнь во веки неугасимый. Сюда же можно отнести также и примеры падших ангелов, не сохранивших своей непорочности ( 2Пет. 2:4 ), потоп всего мира, огнь Содома и Гоморры там же, 2:5–6), поражение непослушных и роптавших на Бога израильтян в пустыни, и различные постигавшие их за это наказания ( 1Кор. 10:5–11 ), и т.п. Наконец, сюда же надобно присоединить также и страшный оный пример самого Споручника нашего Иисуса Христа, Который был предан не за свои грехи, а за наши, и умер на кресте, и тем, как в зеркале показал, что сделает праведный и нестерпимый гнев Божий со всеми грешниками нераскаянными (Книг. о должн. пр. приходск. стр. 134, 135, §102).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

пресвит. приходск. стр. 140, 143, 144, §105). Нечего и говорить, разумеется, что во всех означенных и других подобных им обстоятельствах священник должен поступать всегда с величайшею осторожностью и благоразумием, чтобы не употребить когда-либо во зло своей власти вопреки любви и христианскому снисхождению, – и не налагать ни на кого запрещения с гневом и раздражением; ибо, как замечает св. Златоуст, священники обладают этою властью не для того, чтобы только не допускать (до причастия) и изгонять, но дабы и исправлять, обращать на путь и о всех старание прилагать; таким образом, говорит он, и Бога сделаем милостивым, и большее число тех, кои достойно могут причаститься, обрящем, и за свое тщание и прилежание о других многое приимем награждение“ (Бесед. на Матф. 83 ). §51. Есть в нашей Церкви известное правило, в силу которого ни один священник не имеет права самопроизвольно и без крайней надобности разрешать кого-либо из тех, кто был запрещен от другого священника (Кар. соб. пр. 52. Сравн. также Записки по ц. законоведению прот. Скворц. изд. 1857, стр. 168). Вследствие этого священники особенно должны осторожно принимать к себе на исповедь людей из чужих приходов, чтобы не разрешить отлученных или не допустить к причастию находящихся под епитимией; и когда бы к священнику явилось на исповедь какое-либо лицо, которое до сего времени имело другого духовника и сочло нужным переменить его, то в числе вопросов первой важности каждый священник должен предложить таковому: не состоит ли оно от своего прежнего духовника в запрещении или отлучении? и только когда после этого несомненно убедится, что ничего подобного не существует, приступать к дальнейшему его исповеданию и разрешению, по обычаю. Если же напротив священник узнает или убедится так или иначе, что ново-пришедший к нему на исповедь находится под епитимиею или в запрещении, то священник должен тот же час отослать такового к его прежнему духовнику, или же от сего последнего истребовать разрешение (письменное или устное), на принятие его на исповедь, и потом уже действовать по своему усмотрению (О должност.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Последние дни масляницы были до такой степени благорастворены теплотой весеннею, хотя это было в первых числах февраля, что уже можно было ожидать полного развития весны; но холодный март, безумный, как его называют грузины, своими порывистыми ветрами и дождями, напомнил нам, что всякая страна платит дань своему климату. Почти весь великий пост прошел в таком ненастье, и это воспрепятствовало мне совершить несколько поездок, в Манглис и на развалины древней крепости Орбельянов в Сомхетию. Однако, на шестой неделе, возвратилось опять красное время, и страстная неделя особенно вознаградила за все непогоды. Чувствуя уже в себе болезнь, я пользовался, сколько мог остатками сил до Пасхи, чтобы исполнить христианский долг говения и вместе с тем наблюдать, в свободные минуты, за богослужением церкви армянской, в присутствии её патриарха, как я это делал и в Риме пред лицом папы, ибо мне не мог представиться другой более удобный случай. Особенно трогателен показался мне обряд армянский омовения ног, хотя он и не столь близок, как у нас, к точному исполнению слов евангельских. Действие сие происходит во время вечерни и довольно продолжительно, ибо составлено из чтения паремий, апостола и Евангелия, относящихся к предмету. Возвышение устроено было в церкви, наравне с алтарем, и двенадцать стульев поставлены по сторонам патриаршего кресла. На сей раз сам престарелый Нерсес принял участие в священнодействии. По недостатку епископов, пресвитеры заступали их место; епископы были в мантиях, а священники в ризах; каждый из них садился по очереди на патриаршее место; патриарх же, в полном облачении, ради смирения сидел на ковре, у подножия кресел, и омыв ноги восседавшего на его кафедре, целовал их; но мне показалось странным, что после сего он их еще помазывал маслом, и не древесным, а коровьим, которого употребление несвойственно для церкви. Когда же окончил омовение, он сел на свою кафедру, и старший из духовенства, архиепископ Тифлиса, облачившись в свою чреду, омыл ему ноги, в знак почести, подобающей от ученика верховному учителю. Великолепие одежды патриаршей, из индейской парчи, и его митры, унизанной жемчугом, на которой вышиты подвиги святого просветителя Армении, соответствовало величавой наружности старца; он вполне был проникнут совершаемым действием и внушал невольное благоговение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ревностными его помощниками были Андрей Миллер и Василий Иванов (ныне бакинский штундобаптистический пресвитер). С 1880 года штундисты уже имеют общие с баптистами молитвенные дома, устраивают вместе с ними религиозные собрания, обращаются с своими религиозными нуждами к немецким баптистическим пресвитерам, переводят на русский язык для своего употребления немецкие баптистические сборники гимнов и проповеди. Приняв таким образом баптистическое вероучение и устройство общины, и чрез то слившись с немецкими баптистами, штундисты отказались от своего прежнего названия и стали уже открыто называть себя русскими баптистами, а в литературе, ради точности, они обыкновенно называются штундо-баптистами. По примеру баптистических англо-американских и немецких общин, верховное управление баптистами в России принадлежит «Всероссийскому Баптистическому Союзу», который действует, как орган «Всемирного Евангельского Баптистического Союза», чрез особый исполнительный комитет и особое «Миссионерское Баптистическое Общество», имея сверх того союзную кассу, инвалидную кассу, благотворительный фонд, которыми заведуют особые правления. Все баптисты в России разделены на районы и каждый район управляется особым районным советом с такими же органами, какие существуют и при Всероссийском союзе. Каждая община имеет своего пресвитера и проповедника или благовестника. На счет союзной кассы содержится множество миссионеров, во главе которых стоят вышеназванные Павлов, Иванов, Прицкау, а затем Мазаев, Балихин, Захаров, Савельев, Трудерунг, Перк, Пиннекер, Ленц, Вирх, Фетлер и др. Для подготовления ученых миссионеров учреждены баптистические миссионерские семинарии в Лодзи (бароном Икскулем), в Астраханке, Таврической губернии (Захаровым) и Митаве. Кроме того, во всех районах ежегодно устраиваются миссионерские курсы и съезды. Русские баптисты издают несколько журналов, из которых главный – «Баптист» и календари (например, «Семейный Друг»), имеют свои библиотеки, читальни, книжные торговли, школы для детей и воскресные школы для взрослых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Апофегма — краткое остроумное изречение или назидательный рассказ из жизни какого-нибудь философа. 142 Карл Пиллар фон Пильхау. — Лесков не совсем точен. Речь идет о кавалергардском поручике, бароне Адольфе Яковлевиче Пиллар фон Пильхау (1814–1870). 143 Фрейганг — Андрей Васильевич Фрейганг (1809–1880), адмирал, писатель (сотрудничал главным образом в «Морском сборнике»), учредитель общества «Спасение на водах». В статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков писал о нем: «Человек удивительно доброй души, нежнейшего сердца и вообще возвышеннейших нравственных качеств. Нежность и доброта заставили его «изменить немцам и предаться их невольникам — латышам и эстам» («Исторический вестник», 1883, декабрь, стр. 506–507). 144 …«отыди от зла и сотвори благо»…— цитата из Псалтыри, псалом 33, ст. 15. 145 Стращенный — смешанный, разбавленный. 146 Левит — священнослужитель у древних евреев. Первоначально — человек из Левитова колена. 147 Клирик — служитель культа. 148 Катехизатор — наставник в вопросах веры. 149 Пресвитер — старец, старейшина. В первые века христианства так часто называли епископов в знак уважения к их возрасту и мудрости. 150 …друг Исаака-сирийца…— Речь идет об Исааке — патриархе сирийских христиан (ум. в 411 году). 151 Слова, взятые Лесковым в качестве эпиграфа, за исключением первой фразы, не входят в основной текст «Египетских ночей» Пушкина, известный по академическому и другим советским изданиям его сочинений. Лесков заимствовал эпиграф или из «Русского архива», 1882, кн. 1, где в числе других материалов, под общим заглавием «Египетские ночи», напечатан отрывок «Ах, расскажите, расскажите!», или же из «Собрания сочинений А. С. Пушкина» под ред. П. А. Ефремова, т. IV (М., 1882), в котором были помещены «Пять подготовительных отрывков «Египетских ночей». Цитируя Пушкина по одному из этих изданий (см. соответственно стр. 224 и 472), Лесков намеренно, в целях соблюдения гармонии между эпиграфом и содержанием повести, подменил пушкинское слово «торг» словом «случай». 152

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Георгий Фурсей, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии естественных наук Георгий Фурсей, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии естественных наук:    – В дореволюционной России известным ученым и экономистом Неплюевым было организовано Трудовое Крестовоздвиженское братство, поддержанное святым Иоанном Кронштадтским. Его деятельность была направлена на восстановление наших культурных и духовных корней, духовно-нравственное воспитание детей. Главное, что весь жизненный уклад членов братства был неразрывно связан с православным миросозерцанием. Мой дед, Андрей Иванович Фурсей, был активным сподвижником Неплюева, а отец, художник Николай Фурсей, получил фундаментальное образование в школах братства. Отрадно, что в последнее время к опыту братства проявлен большой интерес со стороны целого ряда регионов. Если говорить о нашей конференции, то очевидна уже не просто теоретическая, а и ее практическая ценность: это и социально ориентированные проекты, и возрождение традиций благотворительности и меценатства, и ориентация бизнесменов на традиционные духовно-нравственные идеалы. Мы объединяем наши финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, и в этом наша сила. Наконец, это реальные шаги к воцерковлению наших современников. Я считаю значимым, что сегодня в нашем обществе формируется социальный слой православных предпринимателей, ответственно относящихся к российским традициям, истории и культуре. Это, в конечном итоге, признак оздоровления общества.   Александр Парамонов, заместитель директора московского колледжа предпринимательства 1:   – Результаты работы этой, уже третьей, конференции, отраженные в ее резолюции, представляют собой не общие призывы, а, скорее, некую программу действий на среднесрочную перспективу. Дело в том, что между конференциями участники, тесно общаясь, реализуют совместные проекты. Так, на прошлых конференциях было заявлено, что сообщество «ДелоРус» поддерживает социо-культурный проект «Наследие» по возведению храма в память священномученика Алексия, пресвитера Козловского. Соответственно, группа, которая занимается этим проектом, уже воздвигла 22 венца храма, в прошлом году на месте служения священномученика состоялись масштабные торжества и была проведена научно-практическая конференция, в которой приняло участие около 400 человек. Теперь там сооружена база, где можно размещать паломников и в зимнее, и в летнее время. Кроме того, каждый год летом проходит фестиваль традиционных ремесел, в рамках которого организуются мастер-классы по гончарному мастерству, лоскутному шитью, плотницкому делу. Таким образом создается некий центр притяжения, имеющий значение не только для прихода и села Козлово, но и для Тверской области в целом. Наверное, постоянная реализация таких православных инициатив и являет собой модель гражданского общества, о котором столь много говорится в последнее время. 

http://pravoslavie.ru/1363.html

В папской булле 1054 года, увековечившей церковный разрыв, нарушение этого принципа рассматривается как ересь николаитов. У католиков последнее время была некоторая дискуссия о целибате, и был достигнут компромиссный вариант: нецелибатными у них могут быть теперь диаконы (долгое время у католиков вообще не было диаконов). Католики смотрят на Священство как на имеющее неизгладимый характер и, соответственно, не признают извержения из сана; если православная каноническая традиция наряду с запрещением священнослужения признает извержение из сана или лишение сана, то католики считают, что человек может быть только запрещен постоянно. В дополнение к существовавшим в Древней Церкви степеням священства в Римско-католической церкви был введен сан кардинала. Это высшие духовные лица, принадлежащие ко всем трем степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно за папой, выше всех архиепископов и епископов. С XI века и по настоящее время кардинальской коллегии принадлежит право выбора папы. В Средние века римские кардиналы (папские клирики), даже не имея епископского рукоположения (пресвитеры, диаконы, иподиаконы), по определению пап (Евгения IV и других) занимали места выше епископов и патриархов. С 1962 года все кардиналы имеют епископский сан. Кардиналы назначаются папой и имеют право на символические регалии и привилегии. Число кардиналов, по декрету папы Сикста V (1586), было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых), из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. Однако впоследствии, особенно в XX столетии, их число заметно увеличилось и ныне составляет около 150 человек. Кардиналы вместе с папой образуют так называемую священную коллегию, помогают ему в важнейших делах (causae majores) и занимают важнейшие должности папского управления. Есть еще один момент, связанный с историей католического священства. Таинство Священства, совершенное по отношению к детям или младенцам, они признают совершенным хотя и в незаконном порядке, но действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010