Печально все это наблюдать. Я всегда был о Вас высокого мнения и радовался, что есть Вы, а вместе с Вами - яркая и убедительная апология Христа. Но время все меняет. Тонут железные корабли, загнивает просоленное, и старец, чуть ли не полвека подвизавшийся в святой и непорочной жизни, падает в ту или иную страсть. Этими примерами исполнены патерики. И что в итоге? Ярость и ненависть? Лишение оппонентов зарплаты, кровь врага на рясе и урчащий пир комиссаров-победителей, «которых не судят»? А дальше-то, дальше что?.. Наг пришел ты на землю и наг уйдешь. Наркотик власти и влияния многих свёл в могилу. Уйдем туда и мы, если не покаемся в своих злых страстях. Нельзя называть женщину трансвеститом, отец Андрей. Негоже безосновательно именовать молодого преподавателя А.С.Мелькова «чмо» и «фашистом». Если он утверждает, что информацию о патриаршей яхте ему подбросили в блог хакеры и при этом удаляет данную информацию, то не стоит настаивать на том, что он «врёт». Он удалил материал и отказался от него. Если бы он «люто ненавидел Патриарха», наверное, не было бы ему смысла скрывать свою ненависть - ведь он достаточно независим от церковных структур и та зарплата в Коломенской семинарии, которой Вы хотите его лишить, совершенно символична, то есть мизерна и убога. Андрей Мельков чтит Патриарха Кирилла и проявляет по отношению к нему положенное сыновнее послушание. Что касается Ваших высказываний в семинарской аудитории: «отмиссионерить» девушек и «катехизнуть их по самое не могу», то об этом и говорить не хочется. Безнадёжно пошло, на уровне солдатской казармы. «Мужской юмор», требующий жеребячьей ржачки. Вы поддались обаянию зонного молодежного сленга (а как же, это ведь «прикольно» и «оттяжно», хотя почти каждый из «крутых парней», употребляющих его на воле, выносил бы на зоне «парашу» и исправно «шестерил», прогибаясь под каждым встречным и поперечным!) и заговорили на нём в приличной семинарской аудитории. Нехорошо. Девушек надо уважать и говорить о них на возвышенном языке, а не на блатной духовно-гибридной «фене».

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/24/...

Орденский знак 1-й степени был в виде обычной звезды, с той лишь разницей, что в середине её на фоне белой эмали была изображена голова Спасителя, так как Камчатское братство предполагалось назвать Спасским. Кружок белой эмали заканчивался крестообразно (синей и красной эмалью). Плоское кольцо являлось опорой острой звезды. Внутри, на белой эмали, написаны были золотыми буквами слова из Евангелия: «Убеди внити, да наполнится дом Мой». Смысл этих слов, согласно Евангельскому сказанию, означал следующее: когда господин пригласил к себе на пир знатных гостей, то все они отказались, ссылаясь на занятость и другие причины. Господин тогда приказал слугам своим выйти на перекрёстки дорог и собирать всех бедных, убогих с приглашением «внити, да наполнят дом». Я полагал, что подобная надпись будет вполне соответствовать духу и смыслу Камчатского братства. Между тем, пребывая в состоянии огорчения и неведения о судьбе задуманного мною проекта, я внезапно был ободрен и обрадован. Совершенно случайно и неожиданно для меня я, возвращаясь в отведённую мне келлию, встретил у входа в Лавру своего авву, епископа Андрея, постригавшего меня в монашество и благословившего на миссионерское служение на Камчатке. Он прибыл в Петербург из Казани по делам духовной православной миссии среди татар. Я рассказал ему о бездушном отношении к идее создания Камчатского братства со стороны обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова. При виде моего огорчения и некоторой растерянности владыка Андрей предложил тотчас же ехать с ним к директору духовных дел инославных исповеданий Харузину 330 , к которому он ехал по личному делу. По дороге епископ Андрей сообщил мне, что этот сановник – глубоко верующий христианин, истинный патриот, весьма гуманный и отзывчивый человек, в чём я сам скоро убедился. Харузин внимательно слушал мой сжатый рассказ о далёкой Камчатке и её всеми забытых обитателях. Бегло ознакомившись с Проектом устава, он подписался первым учредителем Камчатского благотворительного братства, после чего написал более ста адресов представителей столичной знати и дал от себя общее письмо для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Если „честна смерть преподобных” ( Пс.115:6 ) и „память праведнаго с похвалами” ( Притч. 10:7 ), то насколько более – память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым» (св.  Григорий Палама ). «Для благочестиво чтущих Твою память истинно довольно драгоценного дара памятования о Тебе, ибо оно дарует неотъемлемую радость» (преп.  Иоанн Дамаскин ). «Ныне по плоти Родившая Премудрость предлагает всю Себя как бы уготованную, тайную и небесную трапезу в роскошный пир любомудренно, мысленно приобщающимся Божественного. Она показует из Себя Самой, каков Она храм мудрости и представляет из Себя как бы святую трапезу. Трапеза сия столь велика, что понесла (по смотрению) во чреве своем всецело Хлеб жизни, Самого Господа Иисусу Христа, эту вечную жизнь, Который возводит к новой жизни и соделывает богоподобными священно приходящих к Нему, соделывает бессмертными тех, которые по причастию к Нему и повеленному приобщению поистине усвояются Ему. Вот то, к чему приглашаются любящие и через что стоит та превознесенная и неизреченная жизнь, выше которой нет ничего в видимой твари, через которую по неизреченному смотрению, ради милости и милосердия к людям, Владыка всяческих востхотел снизойти до нашей нищеты и „приобщиться плоти и крови” ( Евр. 2:14 )» (св.  Андрей Критский ). Сказанным, конечно, не исчерпывается внутренняя сторона события и все значение его для нас. «Восхождение Ее обступают облака по видению. (Так и) некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства» (св.  Андрей Критский ). «А поскольку не свойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями» (св.  Григорий Палама ) 14 . 11 Место, называемое теперь Гефсиманией, вероятно, было определено во время пребывания в Иерусалиме императрицы Елены в 326 г. Когда-то этот сад был обширнее, чем в настоящее время, и заключал несколько церквей и часовен. В средние века место взятия Христа было обозначено так называемой часовней «Кровавого пота», и вообще с IV-ro века предания о всех местах в связи с последними часами жизни Господа не подверглись никаким значительным изменениям, и Масличный сад сохранили в том же виде (Д-р К.Гейки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Христианство (мы имеем в виду Православие) - это религия, которая может быть проверена внутренним опытом в русле церковной аскезы и предания, и тогда духовный мир воспринимается человеком не только как достоверность, но и как высшая духовная реальность. Мистика - это новые глубины и высоты бытия, которые открываются человеку в Богообщении. Для православных аскетов эта реальность была более близкой и интенсивной в своем бытии, чем реальность внешнего физического мира, воспринимаемого вовсе не непосредственно, а через трансформацию органов чувств. Мистика - это сердце религии, и если это сердце перестает биться, то сама религия превращается в абстракцию, а духовная жизнь как тайна духа заменяется плоской морализацией. Человека делают религиозным не философские убеждения, не рассудочные доказательства бытия Бога, а благодать, которая зовет и влечет душу человека к Живому Богу, и это реальное общение души с Богом о. Андрей называет " не нашей реальностью " . Дальше он продолжает: " Не мы в ней распоряжаемся " . Не мы распоряжаемся в Церкви, но тем не менее Церковь наша, и чем меньше мы распоряжаемся - вносим свое человеческое и наносное, тем более Церковь наша, а мы ее. Мы не распоряжаемся мистической реальностью, но она пришла к нам через Откровение, мы живем и дышим реалией в Церкви; мы ощущаем ее в молитве. Мы не распоряжаемся Богом, Его Существо непостижимо и невыразимо, но из-за этого Он не перестает быть нашим, именно нашим Отцом. Далее: " Мы сами лишь позваны " - но позваны благодатью, которая не оставила нас в неведении, как ночью детей в лесу, а указала нам, куда мы позваны, зачем мы позваны, что ожидает нас, и путь, по которому нам надо идти. " Мы сами лишь приглашены " . Но разве о. Андрей не знает, что вся жизнь- это время испытания; царь призывает к Себе на пир, мы откликнулись на Его зов, а кого Хозяин оставит с Собой навеки и кого изгонит из небесной Горницы во тьму, будет известно после Страшного Суда. Мы откликнулись на зов Царя, как нищие и калеки, которых подобрали у дорог Его слуги, а не как распорядители пира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2172...

На свадьбах великокняжеских жених с невестою разлучались при входе во дворец. Жених шел к себе завтракать, а невесту боярыни уводили в терема. После завтрака князь в сопровождении многочисленной свиты отправлялся по московским монастырям. Вернувшись с богомолья, он приказывал всем боярам и чинам и царице идти к свадебному столу. Когда занимали свои места, князь сам входил, садился на свое место, и на стол тотчас же подавали куря верченая и ставили перед новобрачными. Больший дружка снимал скатерть, обертывал ею куря, вместе с калачом и солонкой, и относил в сенник к постели. После этого князь приказывал ставить на столы яства. В свадебном наряде великого князя Василия Ивановича было указано: «Яства подавать по наряду, с благочинием и со вниманием. И кому довелось подавать яствы, и те говорят яствам по одиночке молитвы, и кому подавать, те говорят милостивыя речи великаго князя. И как с яствами пойдут к боярам и детям боярским, и им поступать по старому обычаю. И как пошлет великий князь с меды и вины фряжскими, и тогда не чинить споров, быть во всем, как велось изстари, без спору, а желать во всем добра великому князю до полна». На царских свадьбах тотчас же после венчания начинался свадебный пир, а свадебное богомолье совершалось на второй день. Когда все усаживались за столами, царь приказывал подавать кушанья. После третьего кушанья перед молодыми ставилось куря верченая и, по старому обычаю, отправлялось с сенник. Тотчас и молодые вставали из-за стола и в сопровождении тысяцкого, дружек и свах шли в сенник. В дверях палаты происходил обряд выдавания молодой мужу. На свадьбе старицкого князя Андрея Иоанновича выдавал новобрачную княгиню великий князь Василий Иоаннович и при выдавании говорил речь: «Брат Андрей! Божиим изволнением и нашим жалованьем велел Бог тебе жениться, понята княгиню Ефросинию; и ты, брат Андрей, свою жену, княгиню Ефросинию, держи по тому, как Бог устроил». На второй свадьбе царя Михаила Феодоровича выдавал царицу боярин Иван Никитич Романов и, остановись в дверях, говорил речь: «Великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея России! По воле всемогущаго и всесильнаго в Троице славимаго Бога, и по благословению отца твоего великаго государя святейшаго патриарха Филарета Никитича, московскаго и всея России, и матери твоея великия государыни инокини Марфы Иоанновны, изволил ты, государь, по преданию апостольскому и святых отец правилам, сочетатися законному браку в наследие вечно вашему царскому роду, в обладание великих государств ваших, а поняти за себя царицу и великую княгиню Евдокию Лукьяновну. И ты, великий государь, свою царицу, а нашу государыню, приемли и держи, как человеколюбивый Бог в законе нашем истинныя христианския веры устроил, и апостолы и святые отцы предаша».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Дети могли тогда повторить слова Литургии, потому что они все это слышали и видели. Наши дети не могут играть в Литургию, они ее не видят, не понимают. Есть те, которые видят, но не понимают, они ее не знают просто. Не знают чинопоследования Литургии и взрослые: «А зачем свечу вынесли? А почему с Евангелием идут? А почему то, а почему это?» Это же все очень интересно, нужно понимать службу, почему сейчас закрыли Врата, и почему сейчас открыли Врата. Тогда для тебя служба будет как пир, как радость, как бал. Люди бежали бы на службу, спрашивая: «Ну, когда будет служба?» Отец Александр Шмеман в своих дневниках писал: «Сегодня суббота, завтра будет Литургия. Какой восторг! Завтра я наконец буду служить Литургию. Слава тебе, Господи! Ой, как хорошо! Какое чудо!» Нужно для себя поставить в центр Христа. Ты зачем идешь в храм святой? Просто потому, что так надо? Нет, ты идешь к Иисусу Христу. Вот закрылись Царские врата, значит, Он там лежит в гробу, мертвый. Открылись Врата — Он живой вышел из гроба, как жених из чертога. Вот Чашу вынесли — это Он к тебе вышел. Если брать эту символику Литургии, это же смерть Христа, воскресение Христа, причастие Христу. Если людям это будет безразлично, то все, тогда их просто не будет. Исчезнет народ, и это будет правильно. То есть безбожник должен исчезнуть, и он исчезнет, и это будет правильно. Не должно быть безбожнику хорошо. «Безбожие» и «хорошо» вместе не живут. Как вода с кислотой, они шипят и разлетаются в разные стороны. Поэтому, кто хочет жить, вспомни Бога. Говорится же: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Ну, а где Он еще? Вот Он, пожалуйста, за нас ломимый, за нас изливаемый. Вопрос: Отец Андрей, меня зовут Олег. Я доктор. Конечно, нужно ходить на Литургию, нужно причащаться. Но многие русские люди просто не знают глубину необходимости Литургии, потому что в школе им не рассказывают, в институте не учат. Если священник выступает, он выступает за все хорошее против всего плохого. Прот. Андрей Ткачев: Ну, да. Вопрос: Как же сделать так, чтобы люди это знали? Может быть, есть необходимость в широкой проповеди именно о Литургии?

http://pravoslavie.ru/119246.html

6. Верховской С.С.Христианство//Православие в жизни. Сборник статей под ред. С. Верховского. Клин, 2002. С. 297 – 359. 7. Верховской С.С. Христос//Там же. С. 360 – 404. 8. Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Минск, 2003. 9. Георгий, архим. О молитве Господней. Владимир, 2002. 10. Духанин В.Сокровенный мир Православия. М., 2008. 11. Духанин В. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М., 2008. 12. Жив Бог. Православный катехизис/Под ред. прот. Кирилла Фотиева. М., 1991. 13. Игнатий (Душеин),игумен. Что значит – во Христа креститься? М., 2008. 14. Иларион (Алфеев) ,еп. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 2004. 15. Иоанн(Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди. М., 2004. 16. Истолкование молитвы Господней словами святых отцов/Сост. свт. Феофан Затворник . Минск,2007. 17. К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет)/Редактор: прот. Александр Милеант . Рига, 1992. 18. Каллист (Уэр) .Православная Церковь. М., 2001. 19. Кирилл, митр.Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. М., 2005. 20. Крифт П.Трактаты. М., 2002. 21. Кураев Андрей,диакон. Если Бог есть любовь. М., 1998. 22. Кураев Андрей, диакон. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? СПб., 2004. 23. Литургия святого Иоанна Златоустог о: на церковно-славянском и русском языках с приложением/под общ. ред. Ф.Б. Людоговского. М., 2006. 24. Лосский В.Н. , еп. Петр (Л’юилье). Толкование на Символ веры. Киев, 2000. 25. Мень А., прот.Верую… Беседы о Никео – Царьградском Символе веры. М., 2005. 26. Николай Сербский , свт. Во что мы верим? Объяснение Символа веры. Клин, 2007. 27. Николай Сербский, свт. Десять заповедей Божиих. М., 2007. 28. Николай Сербский, свт. Объяснение молитвы «Отче наш». Клин, 2007. 29. Николай Сербский, свт. Толкование заповедей блаженства. Клин, 2007. 30. Отец Александр Мень отвечает на вопросы. М., 2004. 31. Павел, архиеп.Финляндский. Пир веры. Киев, 2005. 32. Павел, архиеп.Финляндский. Как мы веруем. Киев, 2003. 33. Петр (Мещеринов), игумен. Беседы о вере и Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/programma_...

Зван же бысть Иисус и ученицы Ею на брак (2:1,2). Из подробного рассмотрения того и другого изречения и содержания оных должно быть известно, что Иисус взял с Собою других учеников, которые с Ним пребывали, может быть, это были Нафанаил, Филипп и некоторые другие. Ибо Андрей с сотоварищами возвратился назад; оставшиеся же при Иисусе и были званы на брачный пир. По совершении сего первого знамения, Господь пошел в пределы Капернаумские (–11. 12), и пришедши туда, водворился, и там уже начинает творить другие знамения: исцеляет имущего суху руку ( Лк.6:8–10 ), а также и тещу Петра, который был из Вифсаиды, а женился в Капернауме, потому что места эти не в дальнем между собою расстоянии. Ее Господь избавил от горячки, и уврачеванная служаше ( Лк.4:38, 39 ). Таков порядок. После сего Господь опять возвратился в Назарет, идеже бе воспитан, и читал книгу Исаии пророка ( Лк.4:16,17 ). Потом предупредил жителей Назарета, и сказал: всяко речете ми притчу: врачу исцелися сам: елика слышахом знамения бывшая в Капернауме, сотвори и зде во отечествии своем ( Лк.4,23 ). Видишь ли, каков истинный порядок? И не сотворил Господь ничего, как сказано, за неверство их ( Мф.13:58 ). И изшедши оттуда, опять поселился в Капернауме. И пришедши в приморские места, как говорит Матфей, виде Симона Петра, и Андрея брата его, вметающа, сети, и еще Иакова и Иоанна сынов Зеведеевых, и окончательно призвал их, и повергши после того сети, по Нем идоша ( Мф.4:18–22 ). А Лука делает в точности известным сие событие, после которого невозвратно уже последовали за Господом, не откладывая уже призвания: он говорит: когда пришел Он на озеро Геннисаретское, то виде Симона и Андрея, починивающих сети, и взошел в корабль, иже бе, как сказано, Симонов Петров и Андреев ( Лк.5:1–3 ). А это показывает, что Он был уже знаем ими. Посему они по знакомству и приняли Его, и Он вошедши сел. Тогда после учения, говорит Петру: поступи в глубину и вверзите мрежи. Они же сказали: Наставниче (–4,5). Ибо уже называли Его наставником по свидетельству Иоаннову, как слышавшие прежде от Иоанна: се агнец Божий ( Ин.1:36 ), вземляй грехи мира (–29), и потому что пробыли у Господа один день, а на другой ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В третий раз двинулся со всею ратною силою Иоанн, и пала пред ним Казань!.. Давно уже такие силы не были предводительствуемы воеводами столь именитыми под начальством самого Царя. Черемисское посольство встретило его на пути с покорностью; радостно увидел он созданный им Свияжск, но после пиршества остался ночевать под шатрами, чтобы примером возбудить войско. Напрасно, до начала битв, бывший царь Казанский Ших-Алей думал склонить к миру родственного ему Эдигера: горький ответ был вестником неизбежного кровопролития: «Все готово, ждем вас на пир», и пиршество смерти началось под стенами Казани. Тридцать тысяч Татар и столько же Нагайцев составляли последнюю защиту Царства Казанского; наездник Князь Япанча беспрестанно тревожил, из соседних лесов и от Арского городка, царские дружины. Иоанн велел передовому отряду занять Арское поле, по ту сторону города, правому крылу берег Казанки, левому стать выше на устье Булака, Ших-Алею на кладбище, и это было приличное место Царю, пережившему свое Царство. 28 Августа 1551 года обложена Казань. Шатер Иоанна разбит на месте, где ныне Зилантова обитель; молебствием одушевил он воинов: торжественны были церковные гимны, под знаменем Креста в виду угасающей луны Ислама. Никакие препятствия уже не могли одолеть решимости Царя: буря разбила суда и разнесла припасы; он послал, за новыми, не только в Свияжск, но и в Москву, а также и за теплой одеждой, чтобы зимовать, если нужно. Начались кровавые стычки, стоившие жизни многим богатырям Татарским, но дух осажденных не упадал; подкатили страшные туры под их твердыни и со всех бойниц открылась пальба во внутрь города, где уже не было прикрытия; тогда по условленному знаку из крепости, наездник Япанча стал отвлекать осаждающих частыми нападениями, доколе однажды сам, завлеченный в засаду, не погиб со всею своею ватагой. Еще раз предложил Иоанн помилование непокорным чрез пленников, которых выставил под стенами города: ожесточенные пустили в них вместо ответа стрелы. Тогда начались подкопы, чтобы пресечь осажденным тайный выход их на реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А. Леднев, Е. Лукьянов Пир веры. Торжество святости глазами паломника Перед восхождением Почитание архиепископа Иоанна, святителя и чудотворца, началось ещё при его жизни. И по смерти Владыки многие по его предстательству получали от Бога исцеления и свидетельствовали о ином чудесном заступничестве Архипастыря уже торжествующей Церкви. Писались его иконы, по всему миру почиталась его святая память, а нетленные останки Владыки свидетельствуют, что душа угодника Божия пребывает чиста и непорочна в селениях праведных. Сейчас, когда время всё сокращается, увлекая верных с узкого пути на стези мира сего, прославление святителя Иоанна есть великое подкрепление изнемогающей рати Христовой, чьи ряды так стремительно пустеют. Некоторым современникам Владыки было тяжело сжиться с мыслью, что вот человек, которого они знали при жизни, ходивший среди них, теперь будет прославлен со святыми и ему будут возноситься молитвы. Русская Церковь знает и иные скорые прославления: менее 10 лет прошло от кончины до прославления святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Кирилл Белозерский был прославлен через 13 лет по преставлении своём, преп. Антоний Сийский – через 23 года; можно назвать имена и других скоропрославленных угодников Божиих как на Руси, так и вне её пределов. В 1992 году на Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви обсуждался вопрос о подготовлении к прославлению святителя Иоанна, а на проходившем в мае 1993 года Архиерейском Соборе было определено совершить прославление 19 июня/2 июля 1994 года в Сан-Франциско – в день 28-й годовщины честного преставления праведника Божия. В Западно-Американской епархии был создан Организационный комитет. Ему предстояло решить: как разместить всё духовенство в алтаре, где найти места для облачения священнослужителей, как организовать порядок за богослужением (кто будет следить за свечами, например) и вне храма, как заказать необходимое количество просфор, осуществить питание паломников, трапезу после торжества, как дать всем паломникам возможность участвовать в богослужении. Поэтому уже с осени прошлого года собрания комитета, организовавшего также торжества прославления святителей Иннокентия и Николая, проходили еженедельно. Комитетом были разосланы по Зарубежью обращения о сборе пожертвований на устроение раки и сени для честных мощей святителя Иоанна. Проект их был исполнен прот. Стефаном Сабельником, им же вместе с иереем Георгием Куртовым и диаконом Виталием Кичаковым осуществлена резьба по дереву для раки и сени. Иконы для сени написали архим. Алексий (Розентул), иеромонах Андрей (Эрастов), Иаков Ференс и В. В. Красовский. Архиепископом Антонием Сан-Францисским была подготовлена служба Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010