Храм как поликлиника, или Почему литургия перестала быть «общим делом», «пиром» и «гостями» 30.01.2017 #Литургия Подпишитесь на наш Телеграм Все чаще звучат сравнения Литургии с пиром. Прихожан, пропускающих воскресную службу или уходящих с нее после «Отче наш» , сравнивают с теми героями притчи о брачном пире, которые отказались пойти на пир. Насколько уместно сравнение современной Литургии с пиром, размышляет историк и публицист Андрей Зайцев. В  прошлом году православный редактор попросил меня убрать одну фразу из книжки для детей: «Люди могут встречаться с друзьями в кафе, ходить друг ко другу в гости, а христиане по воскресеньям спешат в храм на Литургию». – Мы не хотим, чтобы поход в храм ассоциировался с чем-то приятным типа кафе, — сказал мне собеседник, настаивая на своей правке. В последнее время я понимаю, что этот человек отлично сформулировал отношение многих людей к воскресной Литургии. Она перестала быть «общим делом» или «пиром» и превратилась либо в собрание часто мало знакомых между собой людей, либо в  разновидность частной требы для тех, кто хочет исповедаться и причаститься. Символика Литургии просто перестала работать. Изначально христиане устраивали «агапы» – совместные трапезы с молитвой и воспоминанием о Тайной вечери. У раннехристианских авторов можно найти упоминания о том, что христиане встречались в домах на рассвете или после заката солнца. Они читали отрывки из Евангелия, беседовали друг с другом, затем молились и причащались. Хлеб и вино приносили с собой, над ними и читали молитвы. Все было очень реально и разумно. Каждый участник встречи приносил с собой что-то к  трапезе. Люди сидели за общим столом, каждый из них понимал уникальность и значимость момента, а также свой вклад в «общее дело», то есть в литургию. Дьяконы  после такой литургии ходили к заболевшим членам общины, приносили им Святые Дары, а, возможно, еще и  пищу, лекарства и добрые слова от собратьев христиан. Такую литургию можно сравнить с пиром, с походом в гости. Такой храм можно сравнить с домом, где тебе рады и ждут.

http://blog.predanie.ru/article/hram-kak...

О, борись, восставший брат наш красный, Рвут уж цепи по земле рабы!.. Ноябрь 1919 Знание Нам радость незнакомая В тебе горит, познание! В груди живет истомою Тоска, от тьмы отчаянье… Душили мир страдания, Но жизнь светла надеждою – И ты пришло, о знание, Под красною одеждою… Субботник Волей рожденный чудесной Всечеловеческий труд… Люди под ношею крестной Счастье себе обретут. Братские мощные руки Кровью налиты одной… Наши грядущие внуки Будут семьею родной. Мы под железными стонами Счастье для мира творим. Мы трудовыми подъемами Землю сжигаем и сами горим. Май Мы живем под солнцем голубого мая, Пламенем желаний наша грудь полна. Мы растем все выше, силы отнимая От земли и неба, где горит весна. И в огне восторга поднимаем молот, Разрушаем горы на своих путях… По земным пустыням строим Новый Город, Запоют машины в каменных сетях. Без числа и меры, без конца и края Мы покрыли землю, мы сжимаем мир… Загремела песня, в сердце замирая, И слились просторы в бесконечный пир. В этот день, ликуя, брат стал рядом с братом, Загорелась в каждом ясная звезда… Катится и стонет, и гудит набатом Радость и смятенье – ураган труда. 1 мая 1920 «Над голубыми озерами…» Над голубыми озерами В сумерках мрут облака, Синими чистыми взорами Замерла в небе тоска. Влажный камыш наклонился, В думе глядится на дно, – Ранний ли сон ли приснился, Ночью ль открылось окно… Странник бредет неустанный В темных полях по тропам, Путь неизвестный, желанный Лег по пустыне к горам. Кузнецы Снова в руках молотки и зубила, Песней весенней залились станки. Пламя железо в горне раскалило, Куйте его, кузнецы-батраки. Буйные дети борьбы и свободы, Куйте железо с зари до зари, Нивы покроют зеленые всходы, Песнь про вас сложат в полях косари. «Солнце жжет арбузы, зеленит огурцы…» Солнце жжет арбузы, зеленит огурцы, Обратило к себе всю подсолнухов рать. Еще тверды бобы, как у девки сосцы, Впору только теперь воробьям их клевать… Солнца ясен заход, ночь в теплыни идет И тоскою зовет на село. И натянешь зипун, сердце болью кольнет,

http://predanie.ru/book/221159-rasskazy-...

Меня спросили: нужно ли говорить детям в школе о смерти. У меня счастливая ситуация. В христианской школе, где я преподаю, со старшими подростками мы всегда рассуждаем на эту тему, в том числе изучая произведения культуры. Скажем, «Пир во время чумы» — это о чем? Или когда старец Зосима говорит о смерти своего брата Маркела… Мы говорим с детьми на тему смерти на уровне культуры, и это необычайно важно для общества, которое постоянно закрывает двери для такого разговора. Когда близким говорят, что у больного рак, дома начинается ад Хирург-онколог Андрей Павленко Ситуации разные, и больные разные. Например, когда человек имеет терминальную стадию онкологического заболевания и мы понимаем, что он не подлежит реанимации, то консилиум врачей напишет заключение «Текущая болезнь привела к такой ситуации». Другой вопрос, когда у человека в четвертой стадии на фоне химиотерапии возникает сердечная недостаточность — тогда опять собирается консилиум и врачи принимают решение о необходимости реанимации, потому что прогноз в такой ситуации может быть на довольно долгую жизнь. Человек будет радоваться жизни, общаться с родными. У нас не так развита паллиативная помощь, и иногда понятия «паллиативная помощь» и «терминальная стадия» путают, многие медики их не понимают. И остается вопрос — реанимировать ли бесперспективных больных? Врачи боятся, что понесут ответственность — они боятся сейчас всего — поэтому часто реанимируют того, кого реанимировать не стоит. К сожалению, и сам больной не всегда понимает, в каком он состоянии, потому что врачи ему об этом не рассказывают. И я много раз был свидетелем ситуации, когда человек, умирающий от онкологического заболевания, даже не знает, что у него рак. Почему так происходит? Патерналистская модель общения больного и врача, установившаяся в России, не позволяет нам выходить на новый уровень, на партнерские равноправные отношения, когда врач и пациент обсуждают то, что должны. «Сколько мне осталось, с какой долей вероятности я умру через год, два? Будут ли у меня боли?»

http://pravmir.ru/mogu-li-ya-otkazatsya-...

По прошествии месяца он сказал пришельцу: «екужели ты будешь даром на меня работать? Ты мне родственник, проси себе награды.» – Две дочери были у Лавана: имя старшей Лия, имя младшей Рахиль; но у Лии болезненны были очи, Рахиль же, прекрасную и лицом и взором, полюбил Иаков. Семь лет предложил он служить за нее Лавану, и отец согласился отдать её пришельцу; так нежно любил Иаков свою невесту, что семь лет показались ему только семью днями; когда же настало условленное время, Лаван созвал близких и сделал пир, но вечером, вместо Рахили, ввел он Лию в ложницу Иакова. Настало утро и открылся обман; горько жаловался Иаков; Лаван извинялся обычаем места, не позволявшим выдавать младшей прежде старшей сестры, и предложил ему в супружество и Рахиль, если поработает за нее еще семь других лет. Неделю спустя после первого брака, он исполнил свое обещание, отдав Рахиль, и полюбил её Иаков больше, нежели Лию; Господь же отверз утробу нелюбимой, оставив неплодною Рахиль. Рувим, Симеон, Левий, Иуда, родились от Лии, и она воздала хвалу Богу ее призревшему. Поревновала безплодная Рахиль многочадию сестры; она молила Иакова дать ей детей, хотя от рабыни её, которых усыновит как собственных, и нарекла своими Дана и Неффалима, рожденных Валлой. Тоже сделала и Лия, из опасения потерять любовь Иакова, когда увидела, что перестала рождать; она дала ему рабыню Зельфу, от которой родились Гад и Асир; потом же и сама, откупив у младшей сестры время обитания с супругом, принесла ему Иссахара, Завулона и дочь Дину. – Услышал наконец Бог молитву неплодной Рахили и избавил её от нарекания между женами, даровав ей сына Иосифа. После того сказал Иаков Лавану: «отпусти меня, с женами и детьми, в землю мою; ты знаешь сколько я служил тебе; мало было в доме твоем до меня и стало много, ибо Господь благословил тебя со дня моего пришествия; время устроить мне и собственный дом.» Лаван предложил ему назначить себе награду, и условился Иаков разделить с ним таким образом стада, чтобы все овцы и козы, которые родятся впредь с пятнами или крапинами, принадлежали ему, остальные же тестю, равно как и все пестрые, прежде бывшие в стаде. – Но, отделив белый и черный скот, он употребил хитрость, и положил в поильные колоды прутья с нарезкою, так, что пестрота сия, невольно поражавшая коз и овец при водопое, оказывалась на ягнятах, и стадо его сделалось многочисленнее Лаванова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Впрочем, это не совсем так: приглашающей стороной были не люди, а сам Господь. Ведь это Он дал Моисею подробные указания: что, как и когда можно приносить в жертву. В отношениях Бога и человека все определяет Бог, а не человек, которому только кажется, что своими ритуальными действиями он побуждает Его оказать необходимую помощь. На самом деле Бог изначально подает человеку все, что ему действительно нужно, а человек может только выражать свою благодарность, жертвуя Богу первые и лучшие плоды. Этот принцип строго выдерживается в Ветхом Завете. Богу принадлежат первенцы от всякого чистого скота, Ему же приносятся первые плоды нового урожая. Даже мальчики-первенцы считались принадлежащими Ему, и родители выкупали их, принося в храм определенную плату. Впрочем, человек мог совершить жертвоприношение и по собственной воле. В благодарность за какое-то особое событие в своей жизни, или просто для того, чтобы выразить свою преданность Богу, он мог принести жертву всесожжения – когда животное сжигалось на жертвеннике полностью, без остатка. Конечно, всякий раз сжигать все, что у тебя есть, как в фильме Тарковского, было бы довольно глупо, но лучший (обязательно лучший!) баран из стада символизировал: человек предает в руки Бога себя самого и все, чем он владеет на земле. Другой вид добровольной жертвы – мирная жертва (это не совсем удачный термин, в новых переводах встречается другой: пиршественная жертва). По сути дела, это совместный пир, когда некоторая часть жертвенного животного сжигалась как «доля Бога», а остальное мясо шло на угощение всех собравшихся. Ведь из того, что приносилось в скинию или храм, далеко не все уничтожалось на жертвеннике: что-то шло на пропитание священников, у которых не было иного дохода, а часть мяса (в случае пиршественной жертвы) возвращалась жертвователю, но и она считалась священной – ее нельзя было выбрасывать или отдавать «нечистому» человеку (например, язычнику). Совместная трапеза у всех народов древности означала заключение своего рода союза. Мне довелось слышать историю времен установления советской власти в Средней Азии: однажды русская учительница заблудилась и случайно вышла к лагерю басмачей. Она была за советы, таких басмачи не щадили. И женщина, чтобы спастись, приняла единственно верное решение: просто тихонько подошла и присела к ближайшему костру. Какой-то незнакомый бородач протянул ей кусок лепешки, и с этого момента она стала неприкосновенна – ведь эти люди преломили с ней хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Вторая книга Маккавейская заключает в себе и некоторые события, предшествовавшие началу первой. Не касаясь нашествия Птоломея, первого Царя Египетского, который при Первосвященнике Онии первом, овладел Иерусалимом и увел множество пленников в Александрию; не говоря о том, как при Первосвященнике Симоне праведном, Птоломей Филадельф потребовал от него семьдесят толковников, для перевода Священного Писания на язык Греческий; умалчивая о бедствиях, какие терпела Иудея от междоусобий Птолемеев с Антиохами, – книга сия начинается временем добродетельного Первосвященника Онии III. – А третья книга Маккавейская описывает предшествовавшее сему гонение четвертого Птоломея, при Архиерее Симоне II. Филопатор, обрадованный своим успехом, против Антиоха великого, посещал ближние города и капища, желая привлечь к себе народ; Иудеи принесли ему дары, но сей убийца своих родителей и братьев, по принесении жертвы во храме Иерусалимском, пожелал войти во Святое Святых, не смотря ни на представления священников, ни на слезы и смятение народа. Первосвященник видя, что Бог один может сохранить от осквернения избранное им место, пал пред святилищем на колена, и молился. Тогда Царь, сотрясенный внезапным трепетом, лишился сил и языка, и вынесен был из священной ограды телохранителями. Однако, не тронувшись сим наказанием, он с угрозами возвратился в Египет, и сперва повелел отнимать право гражданства у тех из Иудеев, которые не поклонятся идолам; потом, когда узнал, что большая часть их остается непоколебимы в своей вере, и даже гнушаются отступившими от нее, осудил их строгим указом, как презрителей царской власти, и в оковах отовсюду собрал их в Александрию, чтобы истребить слонами. Сие гонение прекращено было новым чудом, уже назначен был день кровавого зрелища: но, по причине долговременного сна Птоломея, оно не открылось; на другой день, по необычайному забвению и замешательству его мыслей, отсрочено было до следующего утра; в третий, явлением на месте казни двух Ангелов, приведенный в смятение Царь, возвратил узникам свободу, и назначил им семидневный пир. Он признал, пред всем своим государством, невинность Иудеев и поборающую по них руку Божью, и дал им власть наказать отступников от их веры, как скоро представили ему, что изменники алтаря не могут быть верными престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Христос, однако, считал несколько иначе. И говорил о том, что Последний суд войдет в рассмотрение некоторых дел: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня [...] Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф. 25, 42, 45 ). Человек должен принять дар спасения. И раскрыть свою душу для действия благодати как раз и означает вступить в «синергию», в сотрудничество своей воли с волей Бога, своей энергии с благодатью Христовой. Действительно, отец, встречая блудного сына, не расспрашивает его, приказывает вынести ему лучшую одежду и устроить пир. Вера Евангелию открывает нам, что от Бога больше не нужно прятаться, что не страшно выйти Ему навстречу. Но этот шаг навстречу Богу требует уже совершенно определенной работы. Вера своим созерцанием будит волю человека – ибо благодать должна быть усвоена, а не издалека услышана. В рамках «юридизма» Бог , приемля жертву Христа, за нее прощает людей. Но православной мистике мало прощения. Указав протестантским богословам, что «вместо Бога они ищут безнаказанности», будущий Патриарх Сергий обращал внимание на то, что «амнистия провозглашает праведным, а не делает праведным. Человек уведомляется о своем спасении, но не участвует в нем. Заслуга Христа – событие постороннее, с моим внутренним бытием у протестантов связи не имеющее. Поэтому и следствием этого акта может быть только перемена отношений между Богом и человеком, сам же человек не меняется… [Западные богословы] ищут обязать Бога даровать мне живот вечный. Но душа человеческая хочет не только числиться в Царстве Божием, но действительно жить в нем» 64 . Если бы не годы отсечения народа и даже самой Церкви от высокой богословской и философской мысли – мы бы помнили и слова кн. Е. Н. Трубецкого о том, что, по ощущению нашей совести «человеческая природа, поврежденная изнутри, может быть и спасена только изнутри, а не внешним актом купли или колдовства, который оставляет нетронутым ее греховный корень. А значит, неприемлема банковская процедура перевода „заслуг“ Христа на спасаемых Им людей» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

LX. Пир Валтасара; видения Даниила, спасение его от львов После Навуходоносора, который умер на сорок третьем году своего царствования, сын и преемник его Евильмеродах, расположенный вероятно, бедствиями отца своего, к уважению Иудеев, вывел Царя их Иехонию из темницы, дал ему приличное содержание и поставил престол его выше престолов других Царей, ему подвластных. У Евильмеродаха отнял престол, вместе с жизнью, муж его сестры, и оставил оный сыну, которого Даниил называет Валтасаром, юноше роскошному, не пользовавшемуся наставлениями, какие мог извлечь из приключений деда своего, Навуходоносора. Даниил был на время удален от двора царского, в Сусы, и там имел он два видения. Как некогда Царю Навуходоносору, так уже самому Даниилу представилась, в сонном видении, грядущая участь тех же четырех обширных царств, ознаменованных таинственными образами четырех странных крылатых зверей, имевших подобие львицы, медведицы, рыси; образ же четвертого выходил из пределов творения: более крепкий и ужасный, нежели первые три, он все истреблял железными зубами и попирал ногами; страшное чело, вооружено было десятью рогами, посреди коих восходил малый рог, с глазами и голосом человеческим, и рога сии знаменовали гонителей церкви. После сего видел Даниил, как поставили престолы и Ветхий днями воссел на пламенном престоле, в одежде белой, как снег, с убеленными, как волна, власами; река огненная текла пред Его судилищем, на котором разгнулись книги; тьмы темь служили и предстояли Ему. Тогда погиб странный зверь, ужасавший весь мир, и власть его истребилась с властью прочих зверей; на облаках явился Сын человеческий, идущий к Ветхому днями, и Ему даны были, на все веки и роды, власть и честь и царство, над всеми народами. Вострепетал Даниил и услышал таинственное истолкование сна, что сии четыре царства, наименованные зверями, из коих четвертое будет самое ужасное, уступят царству Святых, которое пребудет навеки. Последний зверь восстанет на Вышняго и помыслит изменить времена и законы, но и он погибнет пред судилищем Того, кто даст царствовать Святым своим. И еще, подобное сему видение, созерцал опять Даниил, о брани между царями Персидским и Эллинским, под образами овна и козла, из коих первый поражен страшным рогом последнего, и рог сей разросся в четыре рога, т. е. царства; напоследок же опять восстанет некто, бесстыдный и крепкий Царь, на пагубу многих и свою собственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Не слушает Бог грешников. Но это не значит, что не слышит Не слушает Бог грешников. Но это не значит, что не слышит. Слышит, но будет ли слушать врач горячечный бред больного? Нет, не до этого! Да и незачем – лечить такого надо! Срочно! Пройдет горячка, тогда и речь поправится, и разумность в ней появится. Затем можно будет и послушать, ведь «очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их» (Пс. 33: 15). А пока не слушает Бог грешника, но и не отвернулся от него, не отвергнулся. Паки и паки прав ты, слепец , ибо не слушает Бог даже грешников кающихся! Не вслушивается Он в их робкое: «Отче, я согрешил против неба…...», – не допрашивает, а обнимает, целует, переодевает в чистую одежду, вводит в дом и устраивает пир (Лк. 15: 17–24). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 17 декабря 2018, 19:43 Спаси Господи! Всё написано про меня,это я грешница великая и не слышит меня Господь. Молю о спасении в тяжелейшей ситуации,а в ответ тишина.По грехам нашим воздастся. Слава тебе Господи,прости душу мою грешную. Видно не выбраться мне уже,нет сил барахтаться. Прости и помилуй Господь Всемогущий рабу божию Елену Андрей Федоров 24 мая 2015, 23:09 Спасибо,хорошо все сказано, видно,что Бог дает благодать священникам. Ксения 20 мая 2015, 10:48 Помни час смертный и вовек не согрешишь. Как только немного забудешь это напоминание так и начинаются наши греховные пляски, поэтому вовремя спохватываешься и приносишь Богу покаяние, надеюсь, что искреннее. Это напоминание надо бы повесить над кроватью в рамочку, но порой в житейской суете и это забывается. Можно ещё каждое утро читать молитву оптинских старцев, там они прописали всё житейское, что может встретиться нам в течении дня и как от этого уберечь свою душу. Всем доброго дня и помощь Ангела Хранителя! Прихожанка 20 мая 2015, 10:28 Спасибо за статью. Все очень правильно написано. И действительно есть разница между " слушает " и " слышит " . Мы ведь тоже своих детей слышим, а делаем все для их блага, так во всяком случае , нам кажется. А Бог не ошибается. Автор статью закончил ссылкой на притчу в Евангелие о блудном сыне. Бог с радостью раскрывает объятия для искренне раскаявшихся. Конечно мы опять грешим, но ведь нужно бороться, трудиться.

http://pravoslavie.ru/79341.html

Мой врач Хисматтулина Римма Данияловна — очень открытый человек, я мог задать ей любой вопрос: “Правда ли, что костный мозг пересаживают просто переливанием? Когда я смогу уехать в Черкесск?” У нас была договоренность, что если после трансплантации я сброшу не больше 2 кг, то она разрешит поехать домой на 2-3 дня. Но меня очень сильно тошнило. С мамой придумали такую систему: еду я запивал глотком колы, и только поэтому почти не сбросил вес.   Через месяц меня перевели в дневной стационар, где были все мои друзья. В первый же день я пошел в школу. Учителя удивились: “Ты что пришел? Мы собирались к тебе на урок в палату”. Отвечаю: “А что мне еще делать?” (смеется). На майские праздники Римма Данияловна отпустила нас на четыре дня домой. Фонд “Подари жизнь” оплатил билеты. И в Черкесске началось самое интересное — реакция «трансплантат против хозяина», осложнение после трансплантации. Как мне объяснила врач, полностью уничтожить костный мозг невозможно, и он начал сопротивляться новому. Открылась рвота, а накануне я еще наелся шашлыка, так как друзья устроили пир на весь мир… Через два дня мы были в Москве. Мысль о работе с больными детьми не дает покоя А дальше уже была поддерживающая терапия. Врачи объяснили, почему нельзя ходить в школу и нужно перейти на домашнее обучение. Гулял, конечно, но уже со специальной маской 3М. Не позволял себе копаться в машинах или не принимать таблетки. Уже была осознанность во всем, что делаю. Я считаю, что мне очень легко далась эта болезнь, так говорили и врачи. Есть, конечно, последствия. После химиотерапий появился гастрит, склероз щиколотки правой ноги и некроз колена сустава. Кроме как поменять сустав полностью, ничего еще не придумали, и мой терапевт Абросимов Андрей Борисович сказал, что нужно как можно дольше ходить на своем колене, потому что никакое искусственное колено не заменит настоящего. И хотя мне прописана палочка, я хожу без нее. У меня есть глаза, ноги, уши, голова — что мне еще нужно? (улыбается) После девятого класса мы с мамой переехали в Сочи — решили, что с моим хроническим тонзиллитом надо жить ближе к морю. Я понял, что полицейским мне уже никогда не стать — я просто не сдам физподготовку, и поступил в техникум на электрика — еще одно мое хобби. Сейчас учусь на заочном отделении на экономиста в Сочинском университете и работаю торговым представителем в компании. Не хочется у мамы на шее сидеть, и есть мечта — переехать в Москву. Мысль волонтерить в центре им. Дмитрия Рогачева, быть вожатым на “Играх победителей” или в лагере “Шередарь” не дает мне покоя — хочу посвятить себя детям, которые лечатся.

http://pravmir.ru/kateter-pod-klyuchitsu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010