Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 советов перед началом Великого поста: от священника и английских писателей-классиков 2 мин., 10.03.2020 В пост духовное руководство необходимо, как никогда, но иногда полезные указания можно найти не только в богословской литературе, но и в классической литературе. О том, как правильно прожить великопостные дни, рассказали протоиерей Андрей Битюков и английские поэты и прозаики XVIII-XX веков. 1 «Мой сын, тебе эту песню пою, рассчитывай силы свои». (Дональд Биссет) Так и в начале поста постарайся исправить преодолимое, и с чувством одержанной победы, переходи к следующему. 2 «Мэгги Скворц, бедняжке, улыбались мало, ее внешность к этому не располагала». (Уилсон Макдональд) Помни, что пост – весна души и повод для радости, если не чувствовать себя лишенным чего-то. Освободись, по возможности, от того, что распыляет и отяжеляет, и улыбайся почаще внутри и снаружи. 3 «А у нас тут есть, что есть, и, вдобавок, есть, чем есть – и за все благодарить остается Небо». (Роберт Бёрнс) Не придавай пище больше значения, чем она заслуживает. Пусть еда тоже станет причиной побед, и позволит ощутить деятельную легкость. 4 «И пусть прекрасен этот пир, Куда милей – пойми! - Пойти молиться в Божий храм С хорошими людьми». (Сэмюэль Кольридж) Очень хорошо бывать почаще на богослужении в будний день, когда в храме немного людей, чтобы тишина, которую унесёшь оттуда, позволила яснее расслышать Голос Божий, обращенный к тебе. 5 «Но грех, что его угнетал много лет, Чернит его взгляд, как и прежде». (Уильям Вордсворт) Не стоит отчаиваться, видя, как некоторые грехи повторяются после исповеди. Хронические заболевания души исцеляются вниманием и уверенностью, что нашу борьбу со злом в себе видит Господь, и Он непременно подаст силы и облегчение в ней. 6 «Ничто меня с места не сдвинет, Не буду вперёд идти я». (Эмилия Бронте) В середине поста может прийти мысль, что ничего из задуманного не получилось. Но Господь даёт время, потому что верит в нас, значит, нам тоже стоит поверить в свои силы и продолжать. 7 «Коль ты любил, что стоило любви, Любовь была и выгодой безмерной». (Роберт Браунинг) Пост – это возможность победить собственный эгоизм и на опыте убедиться, что настоящая Любовь – это жизнь ради другого. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/7-sovetov-pered-nachalom-...

Она готова заплатить залог, достать всю, какая требуется, сумму, но Палтусов благородно отказывается, поскольку решил «пострадать». Он, по словам адвоката Пахомова, «смотрит на себя какна героя», все действия которого в состязании с купеческой мошной не только позволительны, но и морально оправданны. Пирожков, навещающий Андрея Дмитриевича в заточении, не вполне уверен в его правоте, но Палтусов настойчив: «…Я чадо своего века» — и век, дескать, требует достаточно «широкого взгляда на совесть». Следствие по делу о растрате продолжается, а Станицына с «молодежью» отмечают Пасху в Кремле. Все они озабочены: Анна Серафимовна — участью Андрея Дмитриевича, Тася — своей неудавшейся театральной карьерой, Любаша тем, что «дворянка отбила у нее того, кого она прочила себе в мужья». На разговенье в дом Станицыной нежданно является Виктор Миронович — он, «наскочив» за границей на какую-то недотрогу, сам предлагает Анне Серафимовне развод, и ей, при одном воспоминании о томящемся в арестантской Палтусове, становится «так весело, что даже дух захватило. Свобода! Когда же она и была нужнее, как не теперь?». Счастливая развязка поджидает и Тасю: во время посещения Третьяковской галереи Сеня Рубцов предлагает ей свою руку и сердце. Все потихоньку устраивается ко всеобщему удовольствию, и вот уже гуляющий по Пречистенскому бульвару Иван Алексеевич Пирожков видит коляску, в которой рядышком с Анной Серафимовной сидит выпущенный ее хлопотами на свободу Андрей Дмитриевич. Самое время идти в «Московский» трактир, где, как и в других бесчисленных ресторанах первопрестольного града, на свой пир победителей собираются «хозяева» из берущих в стране верх коммерсантов и музыкальная машина оглушительно трещит победный хор: «Славься, славься, святая Русь!» С. И. Чупринин Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2328  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Но даже если отказаться от них – история не теряет своего смысла. Бог в любом случае действует в истории, только не всегда в виде огненного и облачного столпа, как при исходе израильтян из Египта. Его воля может творится руками людей – даже если они при этом и не говорят о Нем перед другими людьми. И, в конце концов, глядя на эту месть врагам, на многие другие эпизоды этой истории, понимаешь: далеко не каждое конкретное действие было предопределено Богом. Люди сами принимали решения, сами исполняли их, Бог не водил их на ниточках, как марионеток. И может быть, иной раз действительно стоит воздержаться о того, чтобы перекладывать на Него ответственность за собственные действия, говоря на каждом шагу «такова воля Божья»? Какова она, мы в конечном счете обязательно увидим, но за свои собственные решения можем и должны отвечать сами. Врезка: На книгу Эсфири очень похожа другая книга, которая не входит в канон Писания, но публикуется в православных и католических изданиях Библии – это книга Иудифи . Это тоже история женщины, спасшей свой народ от жестокого истребления. Иерусалим, как повествует эта книга, был осажден огромным вражеским войском под началом жестокого полководца по имени Олоферн (в исторических книгах Библии мы не найдем никаких упоминаний этой осады, так что это может быть некий собирательный образ). Народ молился об избавлении, но в городе свирепствовали голод и жажда, сил для борьбы не оставалось и было принято решение сдаться врагам через пять дней. И тогда прекрасная молодая вдова по имени Иудифь, женщина горячей веры и самого строгого благочестия, решила действовать сама. Помолившись Богу и поговорив с городскими старейшинами, она вышла из города и направилась во вражеский лагерь, попросив проводить ее к полководцу. Молодую красавицу пустили туда без малейших подозрений. Через несколько дней Олоферн устроил пир и пригласил на него Иудифь. Он надеялся этой же ночью овладеть ей, и она не отвергла его ухаживаний, но пошла к нему в шатер. И вот когда пьяный полководец повалился на кровать, она выхватила его собственный меч и отсекла ему голову. Спрятав ее в мешке своей служанки, она вернулась в осажденный город – и следующим утром голова вражеского полководца красовалась на городской стене Иерусалима. Враги в страхе отступили от города.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год Можно ли православному смотреть телевизор? Андрей Зайцев Добрый день. Начинаем нашу передачу из жизни привидений. Убедительная просьба убрать ваших детей от наших голубых экранов». Эти слова из незабвенной сказки про Карлсона все чаще приходят на ум, когда речь заходит о современном российском телевидении. Почти каждый православный христианин сталкивался с проблемой - смотреть ли телевизор самому и что из телепередач можно показывать детям. Ответов на этот вопрос может быть несколько. Самый радикальный состоит в том, чтобы не иметь дома «ящика для плюшек». Так поступает некоторая часть людей. На другом полюсе находятся граждане, полагающие, что просмотр телепередач - прекрасный способ убить время или занять ребенка. Их радует сам факт того, что ребенок не шумит, он пристроен и не надоедает родителям после того как его покормили. При таком подходе людей тоже не интересует качество программ и их содержание. Однако подавляющее большинство россиян (верующих и атеистов) более или менее часто смотрят телевизор, а значит, проблема содержания программ их волнует. Что же сейчас можно посмотреть на голубых экранах? Оставив в стороне кабельные и региональные каналы, доступные далеко не всем россиянам, посмотрим на тот «пир духа», который предлагается нам на федеральных каналах. Упрощая ситуацию, содержание телепрограмм можно определить двумя словами «гламур и чернуха». Любое из этих существительных может стать прилагательным при втором слове, и у нас появится несколько сочетаний, показывающих почти все «разнообразие передач». Начнем с гламура. Лозунгом многих программ может стать припев из песни «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». На экране появляются политики, актеры, богатые люди, различные тусовщики и юмористы, модные писатели, а также звезды всех сортов. Если посмотреть передачи с их участием, то может сложиться впечатление, что они живут в какой-то другой России. Их волнуют проблемы, в какую из европейских стран поехать в отпуск, как сделать свой автомобиль более заметным, в какой ресторан сходить вечером, что сказал известный только им модный писатель Х не менее популярной певице Y.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Дьякон Андрей 17 апреля 2020, 19:10 Одни будут искушаться тем, что мы не соблюдаем санитарные нормы. Другие будут искушаться тем, что мы не доверяем своему Богу и вводим строгие карантинные меры. Что же теперь делать, разорваться?) Александр 17 апреля 2020, 19:07 На мой взгляд позиция очень " человекоориентированная " и, надеюсь, что правильная. Каждый сможет сам прочитать молитву дома, может даже полностью отстоять Богослужение, смотря его онлайн или в записи. Всем спасения и добра в этом мире! Александр 17 апреля 2020, 18:01 Дорогой автор, в магазинах и метро народу эдак в тысячи раз больше, чем в храмах, однако закрывать не собираются. Как же- кушать и ездить то надо! Попробуйте обратиться ко властям с братским увещеванием о закрытии сих рассадников заразы, подкрепив цитатами Священного Писания. P.s. да, это ирония грустная такая. И.В. 17 апреля 2020, 16:22 Литургия - это брачный пир, на который Христос приглашает всех. Он предлагает нам Тело и Кровь свою, принося Себя в жертву за нас. А мы? А мы сидим по домам: " спасибо Господи, не надо, не сейчас... " . Помните притчу о званых на пир? Господь устраивает пир, созывает к Себе людей, а на пир никто не приходит... Бывало в истории что безбожники закрывали храмы, но такого добровольного " самозакрытия " в истории Церкви не было никогда... Дмитрий 17 апреля 2020, 15:32 Спорный конечно это вопрос.... " Спасти не только от соблазна хулить Церковь за эгоизм, спасти не только от угрозы тяжелой, смертельной для многих инфекции.... " и без этого хулили и будут хулить....Пример пскоской епрахии на Вербное Воскресение (прихожане стояли на размеченной территори 1.5 м друг от друга и т.д. то есть можно же всё организовать ....чтоб было безопасно). А заразиться можно и в магазине в очереди... Михаил Захаров 17 апреля 2020, 12:26 Отцы, братья и сестры! Я - за строгое соблюдение санитарных и медицинских мер, но никто не закрывает ПОЛНОСТЬЮ общественный транспорт, продуктовые магазины (в т.ч. гипермаркеты), медицинские учреждения - это насущно необходимо людям. В этих ПОМЕЩЕНИЯХ (салонах, вагонах) - в них люди пребывают достаточно долго - стараются лишь обеспечить санитарные условия. Пребывание (хотя бы) ВО ДВОРЕ храма, С СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ УСЛОВИЙ, во время Пасхальной Божественной Литургии - НЕ МЕНЕЕ духовно насущно необходимо православным христианам. Поэтому полностью согласен с теми архиереями, которые подобно нашему митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору, благословляют описанное участие в Литургии!

http://pravoslavie.ru/130348.html

Второе правило. Научись исповедоваться. Научись произносить свои грехи перед священником – как на приеме у врача, когда, засучив рукав, пациент показывает рану на руке и говорит: «Вот здесь болит. Я упал, поранился, и теперь течет кровь, нагноение…» Говори обо всем, что тебя беспокоит, открой свои раны – маленькие, большие, – расскажи о них. Ходить в церковь, исповедоваться, любить. Все просто. Так сказал мне один пожилой монах в монастыре преподобного Дионисия на Афоне. «Вот такие простые истины, – сказал он. – Передай это и другим людям». Это очень помогло мне в жизни. Во время Литургии душа вкушает хлеб, укрепляется. Божия благодать укрепляет тебя, и начинаешь тверже ступать по земле. И одно дело – слушать меня здесь, а другое – пойти на Литургию, чтобы благодать облила тебя с ног до головы. Радиопередача не источает Божию благодать – так, как это происходит на Литургии, – потому что на Литургии мы видим святую Чашу с Пресвятым Телом и Кровью Господа нашего. Фото: tatmitropolia.ru Прикоснись к Нему Евангелие – это приглашение на брак, брак Господень. А что это за брак? Святая Евхаристия. Мы приходим и говорим: «Вот Жених, здесь!» А невеста? Это твоя душа. Жених и невеста – разве это не брачный пир? И когда читаешь Священное Писание, слова Христа, – это Жених зовет тебя на Свой пир, за Свой свадебный стол, брачную трапезу. И если ты не идешь, то какими бы священными ни были слова Евангелия, их недостаточно. Возлюбленные братья наши – к примеру, протестанты – тщательно изучают Новый Завет, у них такие хорошие беседы, проповеди, но где же Тайная Вечеря? То есть люди получают приглашение на Свадьбу, но не идут. Не идут разделить радость, не идут на пир, не вкушают праздничной трапезы. Остаются голодными. Знаете, почему? Потому что, если постоянно получать приглашения, но никуда не идти, радости не почувствуешь. Тебя не будет на фото, не будет на видео, ты не попробуешь вкусных блюд, не обнимешь Жениха, Невесту, не почувствуешь радостной атмосферы праздника. Правда. А мы слушаем Господа, но, приходя на Литургию, уже не просто слушаем Его, а прикасаемся к Нему, соединяемся с Ним, причащаемся с Ним.

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

Первые ученики Христовы. Чудо в Кане (см.: Ин 1, 35–51; 2, 1–12) Призвание Филиппом Нафанаила. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      В Иудее при Иордане с Иисусом знакомятся и первые Его ученики. Однажды Иоанн Креститель, предвидя крестную жертву Спасителя, сказал двум своим ученикам, Андрею и Иоанну: «Вот Агнец, Который берет на Себя грехи мира». Ученики Предтечи слышали эти слова и последовали за Иисусом. Они и стали первыми учениками Господа — Андрей в церковной традиции получил прозвание Первозванный, а Иоанн известен нам как любимый ученик Христов и автор одного из Евангелий, посланий и Откровения. Андрей рассказал об Иисусе своему брату Симону — он получил от Христа прозвание Петр, что по-гречески значит камень, и также стал ближайшим учеником Христовым. Другого Своего будущего ученика — Филиппа — Иисус зовет следовать за Собой Сам. Этот Филипп приводит к Иисусу своего друга Нафанаила, который, сомневаясь сперва в том, что Иисус может быть истинным Христом, убеждается в этом, увидев Его и побеседовав с Ним. «Учитель, Ты воистину Сын Божий, Ты царь Израиля!» — воскликнул он, когда услышал от Иисуса нечто сокровенное о себе. Все эти ученики Иисуса происходили из галилейских городов. С ними, Своими первыми учениками, Иисус возвращается в Галилею. Чудо в Кане Галилейской. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      В Галилее, в городе Кане, спустя некоторое время Иисуса, Его учеников и Деву Марию позвали на свадебный пир. Свадьба у евреев была важнейшим жизненным событием, и празднование ее становилось продолжительным и радостным торжеством. Случилось так, что во время пира кончилось вино, и тогда Богородица сказала Иисусу: «У них нет вина». Но Иисус ответил: «Что до этого Мне и Тебе? Еще не пришел час Мой». Однако Богородица сказала слугам, чтобы те делали все, что им скажет Иисус. Из послушания Своей Матери Иисус совершил чудо: слуги по Его повелению наполнили водой шесть больших каменных сосудов, которые иудеи использовали для обрядовых омовений, и вода в сосудах стала прекрасным вином. Пир можно было продолжать, и жениху не грозило бесчестие за недостаточное угощение. Так в Кане Галилейской Иисус совершил Свое первое чудо. Этим чудом Он проявил Свою славу, и Его ученики поверили в Него. После этого Иисус вместе со Своей Матерью и учениками пошел в город Капернаум, и там они пробыли несколько дней. 11 июня 2017 г. Рейтинг: 6.4 Голосов: 152 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104232.html

Пасхальное празднество. Художник: Нико Пиросмани Пока Земля еще вертится, Пока еще ярок свет… Иоанн-Булат Окуджава Виноградная лоза – это символ Евхаристической Чаши с Кровью Спасителя и чаши мученичества, наполненной до краев кровью святых. Архимандрит Рафаил (Карелин) Гость – посланник Бога. Грузинская пословица Знаменитая песня Булата Окуджавы «Грузинская» или «Виноградная косточка» начинается такими словами: Виноградную косточку в теплую землю зарою, И лозу поцелую и спелые гроздья сорву, И друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу? Собирайтесь-ка, гости, на мое угощенье, Говорите мне прямо в глаза, чем пред вами слыву, Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья. А иначе зачем на земле этой вечной живу? Внимательно прочитав текст этой песни, можно прийти к выводу, что христиане – это удивительные люди. А самые удивительные христиане живут в Грузии. И вот почему. Не успели они посадить виноградную косточку в теплую землю, как уже созывают друзей, не успели сорвать спелые гроздья винограда – собирают гостей за большой стол, благословляют друг друга, просят прощенья, поют песни, умирают от печали, воскресают от любви. Создается такое впечатление, что лишь бы побольше гостей пригласить к себе на пир. Кстати, о гостях, и кого тут только нет: евреи и арабы, греки и персы, ассирийцы, славяне и армяне и много других народов (Святые Андрей Первозванный и Симон Кананит - Апостолы Грузии, были евреями, мученик Або – покровитель Тбилиси по происхождению араб, первые священнослужители Грузии были греки, первомученики грузинские Ражден и Евстафий – персы, мученица Шушаник – армянка, основатели монашеской жизни в Грузии Иоанн и его двенадцать учеников – ассирийцы, в ХХ веке в Грузии подвизались святые Глинские, Почаевские, Печерские старцы - славяне). Конечно же, завистник и враг рода человеческого не остается равнодушным к такой дружбе и любви и пытается расстроить этот большой и благодатный пир. Испокон веков приходили на Иверию-Грузию захватчики и с какой-то дьявольской одержимостью все они, будто сговорившись, уничтожали и искореняли виноградную лозу. И тогда христиане, защищая свои святыни, выходили на сражение с врагом, беря с собой вместе с мечом и щитом виноградные косточки, зашивая их в нагрудный карман. И если погибали на поле боя, то через несколько лет на том месте вырастала виноградная лоза. И кто-то другой приходил, целовал лозу, срывал гроздья, созывал друзей и гостей. И так тысячу лет. Как один день.

http://pravoslavie.ru/139777.html

Реммон или камень Реммон От Иерусалима отстоит только на полчаса пути. Жителей магометан считается до 40 человек обоего пола; православных 5 человек; церкви у них нет; видны только ее развалины. Ефрон Ефрон или Ефраим, некогда город, из которого Авия изгнал Иеравоама (Пар.13); он неподалеку находится от Таине. Здесь, по словам Иеронима, Господь наш по воскресении Лазаря, имел пребывание до субботы, и за шесть дней до Пасхи прибыл в Вифанию ( Ин.11 ) Жители магометане. Вефиль Между Таипе и Гаваа на восток, лежит Вефиль, где Иаков, убегая брата своего Исава, заснул и увидел во сне лествицу ( Быт.28 ). По возвращении своем, он воздвиг здесь жертвенник. Ныне видны только одни развалины; сохранилась малая часть большого храма и огромное дерево. Близ Вефиля на юг, под дубом находится гроб Деворы. На север от Вефиля был город, некогда знаменитый, Луза ( Быт.35 ). Зифна Зифна, или Гифна, по Св. Писанию град Иесина (Пар.13:19) на два часа от Лузы на север. Здесь уцелел древний замок. Все жители православные; их более 400 семейств. У них два священника и небольшая церковь во имя св. Георгия, построенная на развалинах великого храма, который длиной был в 70, а шириной в 50 футов. Сохранилась только глубокая купель, иссеченная из одного камня, в которую нисходили крещавшиеся, тремя ступенями. На север есть другой храм древний, меньше первого, но весьма изящной архитектуры; кровля на нем упала. Пир Илзет Пир Илзет отстоит от Зифны на одну милю к западу: он лежит на вершине горы. Жителей сто человек магометан и пятьдесят христиан. У них есть церковь и священник. Здесь предел на севере собственно патриаршей епархии. Цание Город сей назывался некогда Аддус ( 1Мак.12 ); он лежит на высокой горе. Здесь живет около двухсот магометанских семейств и до десяти православных. У них нет церкви своей, а ходят в ближайшую. Здесь был некогда великий храм, как то доказывают развалины и уцелевшие греческие надписи; в городе много источников. Из множества здесь находящихся деревень, только в вышеупомянутых есть православные жители; в других живут магометане. Здесь и горний город, где был дом Захарии, в который вступила Пресвятая Дева и приветствовала Елисавет ( Лк.2 ). Дом сей обратила в огромный и прекрасный храм Царица Евдокия, супруга Феодосия младшего, иждивением Пульхерии его сестры: теперь, он лежит в развалинах. В сей гористой стране живут арабы и латины, последние имеют в селении свой монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1239 г. кн. Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрою; брак совершен в Торжке, а свадебный пир был и в Торжке и в Новгороде. 719 – Понятно, что свадебный пир в Новгороде был собственно от того, что умный и добрый князь хотел делиться своею радостью с народом; он хотел, чтобы народ был его семьею и домашняя жизнь его была нераздельна с жизнью государственною. Князь в след затем показал другим опытом, что дела домашней жизни у него не подавляют заботы о Новгороде. В том же году по совету с вечем он занялся построением крепостей по Шелони. Забота о построении крепостей по Шелони тогда была необходима. Литва и немцы год от году усиливались и год от году чаще врывались в новгородские и псковские владения; а новгородцы теперь со стороны не могли ожидать себе подкрепления. Немцы скоро поняли Александра. Весною 1240 г. 720 Андрей Вильвен магистр ливонских рыцарей или как выразительно говорят о них наши летописи, «иже нарицаются слуги Божии», прибыл в Новгород для свидания с кн. Александром. Без сомнения вели они переговоры о неудовольствиях, так нередко возникавших тогда между Новгородом и Ливонией. Летописцы, для которых не всегда известны были тайные предметы сношений князя с соседями, знали только об отзыве, какой произнес вслух Вильвен об Александре. – «Я видел много стран, говорил Вильвен, знаю людей и государей: но должен отдать преимущественную честь Александру». Слава Александра, переданная магистром западу, возбудила в шведском короле тревоги зависти и боязливого властолюбия. Биргер-Ярл ближайший родственник короля Эрика, рассчитывая, по бездетству Эрика, на престол шведский, воспользовался этими тревогами для своих целей. Отважными подвигами на границах новгородских и в Финляндии он надеялся приобрести любовь народную: более же всего поднял шведов против России папа, вызвавший крестовый поход против схизматиков. В войске Бюргера, составленном из шведов, норвежцев, и финнов было несколько опекунов с их вассалами, что придавало ополчению полное значение священной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010