Тверской владыка в деле против святителя Петра был орудием Великого князя, который был вместе и его князем (Тверским). В 1309 году Великий князь и епископ Андрей отправили к Константинопольскому патриарху донос на митрополита Петра и содержали это дело в глубокой тайне, так что никто не знал, но, по словам жития Киприана: «написание Андреево не утаися от первосвятителя Петра». Обвинения, возведённые на митрополита Петра, были так тяжки, что патриарх Афанасий немедленно отправил своего (знатного) клирика для исследования доноса. Патриарший посланник прибыл в Россию, и в марте 1311 года созван был собор в гор. Переяславле Залесском (принадлежавшем Московскому князю), а не в стольном городе Владимире, или в Москве. На соборе были Московский князь, святитель Пётр, Ростовский архиепископ Симеон, – из Твери были епископ Андрей и сыновья Великого князя (который был тогда в Орде) Димитрий (11 лет) и Александр (9 лет) Михайловичи, которые, конечно, не могли поддержать и защитить своего владыку. На этом соборе было много игуменов (во главе с Киево-Печерским Прохором, великим почитателем св. Петра), духовенства и светских лиц (Московских и Тверских бояр). По словам м. Киприана, собор был бурный: «толика молва бысть, яко вмале небезместно бысть». Между светскими сторонниками Великого князя (Тверского) и митрополита дело едва не дошло до оружия. Собор кончился совершенным оправданием митрополита Петра. Но в чём он обвинялся Великим князем и епископом Андреем и в чём он был судим, в житии святителя (Петра) совершенно умолчано; нет сего в Степенной книге и в русских Летописях. Но с другой стороны, что совсем непонятно, и обвинитель, епископ Андрей, на Переяславском соборе не был обвинён в клевете и не был удалён за неё от кафедры, даже не подвергся всеобщему презрению, что последовало бы, если бы Тверской владыка оказался клеветником и еретиком. После собора епископ Андрей возвратился на свою кафедру и занимал оную с честью пять лет, а затем, по глубокой старости, в 1315 г., удалился на покой в основанный им Богородицкий (Введенский) монастырь на реке Шоше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Альберт Ахенский, немецкий историограф (перв. пол. XII в.) 210–211 Альберт Штаденский, немецкий анналист (ум., вероятно, после 1265 г.) 209, 336–343 Альбрехт, гр. гольштейнский (1201/2–1225, ум. в 1245 г.) 343, 343 Альбрехт Медведь, мгр. бранденбургский (1157–1170) 280, 280, 309, 342, 342 Альмаш, венгерский род 362, 362 Альмош, предводитель венгров, о. Арпада (IX в.) V, 350, 353 Альмош, герц, венгерский (ум. в 1127 г.) IV, V, IXa, 202, 240, 240, 310, 361, 361, 363–364, 363–364 «Альтайхские анналы» (ок. 1075 г.) 109–110, 117–118 Альфонс VII, кор. кастильский (1126–1157) 281 Амартол Георгий, см. Георгий Амартол Амат, монах м-ря Монтекассино, итальянский историограф (ум. в 1080-е гг.) 164 Анастасий Библиотекарь, церковный писатель (ум. ок. 879 г.) 22, 103 Анастасия (?) (ошибочно также: Агмунда), ж. венгерского кор. Эндре I, д. киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого (ум. после 1074 г.) V, IXa, 137, 137 Анастасия, ж. минского кн. Глеба Всеславича, д. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1158 г.) 232 Анастасия, ж. западнопоморского кн. Богуслава I, д. польского кн. Мешка III (ум. после 1177 г.) IV, 309 «Англо-саксонская хроника» 13, 133 Андрей, св., апостол 230, 230 Андрей I, II кор. венгерские, см. Эндре I, II Андрей Владимирович, кн. волынский (1119–1135), переяславский (1135–1142) IXb, 202, 236, 257, 263, 365, 368 Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. ростово-суздальский (1157–1174) IXb, 252 Андроник I, имп. византийский (1183–1185) VIII Андроник Ангел, о. византийского имп. Алексея III Ангела VIII Аниан, св., еп. аврелианский (орлеанский) (ум. в 453 г.) 357 Анжуйская династия, см. Плантагенеты Анна, ж. киевского кн. Владимира Святославича, д. византийского имп. Романа II (ум. в 1011/2 г.) VIII, IXa, 73, 77, 81, 116 Анна (?), первая ж. киевского кн. Ярослава Мудрого (ум. в 1018 г.) IXa, 81 Анна, вторая ж. французского кор. Генриха I, д. киевского кн. Ярослава Мудрого (ум. в 1075/89 г.) II, IXa, 102, 102, 136–137, 153 Анна, вторая ж. киевского кн. Всеволода Ярославича (ум. в 1111 г.) IXb

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На третий день он стал невидим и внезапно явился, окованный цепями, в печерской церкви. Дар чудотворений, свидетельствующий о святости, в таком изобилии был распространён между печерскими подвижниками, что в одно время было до 30-ти иноков, которые своими молитвами могли исцелять бесноватых. Из Печерского монастыря дух древнего подвижничества распространился и в других монастырях. Другие монастыри старались подражать устройству Киево-Печерской обители. Из многих древних монастырей некоторые известны по святой жизни подвижников, таковы: 1) Новгородский Антониев, основанный преподобным Антонием в первой половине XII века. Удалившись от гонения, воздвигнутого в Риме на православных, он чудесно приплыл на камне в Новгород и здесь, в трёх вёрстах от кремля, на том месте, где пристал камень, устроил монастырь, в котором подвизался 40 лет. 2) Новгородский Хутынский, в 10 вёрстах от Новгорода, основанный преподобным Варлаамом, знатным и богатым новгородцем. Варлаам, в мире Алексий, приняв пострижение, поселился на месте Хутынь 38 . Весть о святой жизни отшельника собрала к нему множество ревнителей подвижничества. Прославленный даром прозорливости, преподобный скончался около 1207 года 39 . 3) Никитский Переяславский монастырь прославил своими подвигами преп. Никита переяславский. Он был сборщиком податей и сильно притеснял народ. Раз, будучи в церкви, он услышал слова пророка: «Измыйтеся и чисти будете, слышите суд и оправдите вдовицу; аще не послушаете мене, меч вы пояст». Слова пророка так потрясли его, что он целую ночь провёл без сна. Желая развлечься, он пригласил к себе приятелей и велел приготовить жене обед. Когда она стала варить мясо, то сперва увидела кровь на поверхности воды, потом разные члены человеческого тела. В ужасе она позвала мужа, и он увидел тο же самое. «Горе мне грешному!» – воскликнул он, и ушёл из дому в ближайший монастырь. Принятый после испытания в обитель, Никита возложил на себя тяжкие вериги и затворился на столпе. Однажды родственники Никиты пришли к нему за благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Скачать epub pdf Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII в.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV в.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713). Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII в.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII в.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI в.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником. 20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем. Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII b.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Мирофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII b.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV b.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV b.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Великий князь Михаил Ярославич не был доволен нежелательным для него исходом Переяславского собора, и в непродолжительном времени после собора (в 1312г.) делал вторичную попытку низвергнуть митрополита св. Петра. Он отправил донос на митрополита к Константинопольскому патриарху Нифонту. Послание Великого князя не дошло до нас, но сохранился ответ патриарха к Великому князю, из коего видно, что Великий князь обвинял святителя Петра в разрешении венчания браков в незаконных степенях родства (но каких? – неизвестно) и во взимании мзды от поставления (хиротонии), – и требовал нового суда над митрополитом не в России, а в Константинополе (подробнее см. у Е. Е. Голубинского . История русской церкви, 2 тома 1 половина. М. 1900 г., стр. 109–120). Под мздой, как видно из послания иеромонаха Тверского (Богородицкого) монастыря Акиндина, разумеется плата на расходы («протори») при совершении хиротонии в священные степени, плата за освещение храма (свечи), церковное вино, ладан и пр., а также за ставленическую грамоту, за печать к ней и др. расходы, (но не за самое посвящение), что практиковалось и в Константинополе при патриархах, а равно и в южной России, из коей был родом митрополит Пётр, и чего не было в северной России, а потому расходы (протори) при совершении хиротонии могли представляться здесь взиманием мзды за самое посвящение (симония), хотя в этом неповинен был святитель Московский (Послание Акиндина см. в Православном Собеседнике. 1867 г. ч. 11, 246). Что и после Переяславского собора не были враждебными отношения митрополита (Петра) к епископу Андрею видно из того, что святитель Пётр из Переяславля прибыл в Тверь, где 20 и 21 марта 1311 г. совершил в кафедральном соборе две хиротонии и одна из них была совершена над Киево-Печерским игуменом Прохором во епископа Ростовского (Тверская Летопись). К памяти святителя Петра в Твери относились с большим уважением, что видно из того, что в Тверском Отроче монастыре с давних пор существует церковь , посвящённая его имени. Св. Пётр скончался 21 декабря 1326 г., а Тверской епископ Андрей в 1323 году в своём монастыре (на Шоше), но тело его было перенесено для погребения в Тверской кафедральный собор и с подобающими святителю почестями было положено в устроенном им правом приделе (Введения Пресвятой Богородицы), близ гроба его предместника и первосвятителя на Тверской кафедре, Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

45 Известие это открывает, что в 1529–1530 гг. (см. следующее прим.) вел. Князь Василий Иванович искал себе духовника. Нам известны два духовника его – Благовещенских протопопа: Василий (упом. в 1523 г. С. Г. Гр. и Д. I, и Алексей, постригавший вел. князя перед смертью , дек. 1533 (П. С. Р. Л. VI, 270–275, XIII, 2 пол. 413–414). Может быть Алексей и избран был великокняжеским духовником в то время, о котором говорится в Житии преп. Даниила. 46 Это известие даст возможность установить время самого происшествия – избавления от разбойников, переяславского пресвитера Андрея, впоследствии митр. Афанасия. Случилось это за 20 лет до переселения его в Москву – до выбора в духовники вел. князя (что имело место, по Житию, в десятое лето по преставлении преп. Даниила, 1549–1550), следовательно, в 1529–1530 гг. 47 В печатном издании Степенной, в данном месте текст неисправен (Васенко, 208, прим. 1). – Рассмотренный рассказ еще раз читается в Степенной (II, 260–261) и в Царственной (П. C. P. Л. XIII, 2 пол. 502–503) книгах, в повествовании о взятии Казани. Это будет третья его редакция, совмещающая черты Жития и Сказания. Рассказ начинается словами: «некто же, пресвитерский чин имея, иже некогда имея духовный совет к преподобному Даниилу». [В Казанском летописце по Румянцевскому списку (П. C. Р. Л. XIX, 424) весь рассказ сокращен в несколько слов, «Тогда же бысть иное чудо – явление преподобного Данила Переславского некоему презвитеру, иже тогда в Русском воинстве бывшу, сему же подобно» (т.е. предшествующему в повествовании явлению святителя Николая)]. Замечание о тождестве церковника-пресвитера обоих рассказов здесь удержано согласно с Житием. Слова преподобного о церковнике передаются так, что являются новым вариантом: «Ужеля сей причтется братии? Святыи же рече: Не у еще, но последи; ныне же да отпустится». 48 Укажем и другие, более мелкие редакционные отличия в двух изводах жизнеописания преп. Даниила: Житие (стр. 40): «Велможа виде Данила яко единаг от работник тружающася в ямы копающа, забралам иже округ монастыря», Сказание (стр. 224):.. «сам древеса ношаше, и ямы ископаваше и столпы в землю водружаше на ограждение монастырю»... Житие (стр. 73) кн. Андрей Оленкин «неверие имея на служащая ему юноши», Сказание (стр. 233):... «на малыя отроки». Житие (стр. 76) церковник после видения «возбуди же ту некоег велможу спяща уязвлена стрелою на брани»... Сказание (стр. 234): «возбуди же спящих ту».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Предисловие Время и обстоятельства написания Жития преп. Даниила. – Автор – Андрей-Афанасий. – Сведения о нем. – Редакция Жития I Рукописи первоначальной редакции. II Вторая редакция – «Сказание вкратце». III Проложная редакция – IV. Редакция строителя Александра. – Повесть о обретении мощей и ее редакции. – Чудеса преп. Даниила. – О приемах изданий. После кончины преподобного Даниила, 7 апреля 1540 г., его многочисленные почитатели понуждали неизвестного по имени самовидца святого старца написать житие его. Тот колебался. Прошло 13 лет, а житие не было написано. Тогда, на четырнадцатом году после кончины подвижника, следовательно, между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 г., последовало приказание неизвестному написать житие Даниила. Приказание шло со стороны царя и митрополита, – царя Ивана Грозного, доводившегося преподобному Даниилу крестным сыном, и митрополита Макария, постриженика одной с преподобным Пафнутьевой Боровской обители и духовного друга переяславского подвижника 1 . Однако колебания не оставляли самовидца святого старца: то он смущался своим недостоинством, то не имел досуга, то боялся запрещения святого, который, «еще жив сый, некогда в поучении своем глагола нам – не повелеваше никому же самохотением писати повести от святых, аще не извещение некое будет от Бога, или от власти царския, или святительския, иже по Бозе повеленно будет по свидетельству». Прошло еще три года; внутренняя борьба и сомнение о том, писать или не писать, продолжались. Когда приближался четвертый год, последовало новое повеление от царя и митрополита. Тогда Житие преподобного Даниила было начато писанием. Следовательно, начало составления Жития нельзя относить раньше, как на семнадцатый год после смерти Даниила (с 7 апреля 1556 г. по 7 апреля 1557 г.). Автор собрал в свое повествование то, что видел сам, что слышал из уст преподобного, от учеников его и иных неких. Таковы сведения, которые дает предисловие к древнему Житию (см. стр. 3–6) 2 об обстоятельствах и времени написания последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

80-х гг. и митр. св. Ефрема Переяславского (после 1091) их преемники митрополитами уже не числились, не подлежит сомнению, что с наступлением единодержавия В. Я. причины, вызвавшие появление на Руси новых митрополий, исчезли. Уступка В. Я. Ростовской земли киевскому кн. Святославу привела, как можно думать, к выделению Ростова из Переяславской епархии и возобновлению (или образованию?) между 1073 и 1076 гг. Ростовской епархии . Учреждение по крайней мере 1 нового епископства с санкции В. Я. следует отнести к периоду его киевского княжения, как то следует из 35-го прав. Киевского митр. свт. Иоанна II : «Иже участить епископью свою… нам мниться любьзно се быти, боязньно же, но обаче и первому стольнику русьскому (т. е. киевскому князю? митрополиту? - А. Н.) изволиться… невозбраньно да будеть» (ПДРКП. Стб. 19). В расчет могут приниматься Владимиро-Волынская или, вероятнее, Туровская епархии , последняя могла быть выделена из состава Владимиро-Волынской в связи с перемещением в Туров резиденции Святополка Изяславича в 1088 г., до упомянутого конфликта последнего с В. Я. в 1091 г. Перенесение мощей св. Бориса князьями Ярославичами с духовенством. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.) О церковном строительстве В. Я. прямых сведений в источниках не много; ПВЛ упоминает только о 2 постройках князя. В 1070 г., очевидно в связи с рождением у В. Я. сына Ростислава (Михаила), был заложен Михайловский собор в киевском Выдубицком Всеволоже во имя архангела Михаила муж. мон-ре (освящен в 1088), фамильном мон-ре В. Я. и его потомков, под Киевом, рядом с загородным княжеским двором В. Я. В 1086 г. в Киеве для дочери Анны (Янки) В. Я. построил мон-рь во имя ап. Андрея («Янчин»), в к-ром был заложен собор. В то же время по косвенным данным можно установить, что В. Я. был причастен и к церковному обустройству Переяславля. В течение более чем 20-летнего переяславского княжения В. Я. ни о каком каменном строительстве здесь не сообщается, и все первые здания (даже «город камян и строение баньное камяно») в бывш.

http://pravenc.ru/text/155466.html

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010