грани юго-зап. столпа Троицкого собора Данилова переславль-залесского мон-ря . Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: темно-вишневом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зеленого цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая - опущена вниз; у него темно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 48. 27 окт.) об облике А. П. сказано: «Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески». Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII в. ( Маркелов . Т. 2. С. 81). В XVIII-XIX вв., после указа 1749 г. о поминании на всех богослужениях в епархии преподобных Даниила, Никиты Переяславских и А. П., возникла традиция изображать благоверного князя вместе с переяславскими чудотворцами, облаченным в царскую одежду, шубу или мантию, украшенную горностаем, иногда со свитком в левой руке, как, напр., на иконе «Прп. Никита, столпник Переяславский, и блгв. кн. Андрей» сер. XVIII в. из местного ряда иконостаса Успенского собора переславль-залесского Горицкого мон-ря ; с крестом в правой руке и со свитком в левой, как на иконе «Преподобные Никита и Даниил Переяславские, блгв. кн. Андрей, свт. Иоанн Милостивый» 2-й пол. XIX в. (Всехсвятская ц. Данилова переславль-залесского мон-ря) - на свитке текст: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей»; с раскрытыми перед грудью ладонями - на иконе «Преподобные Димитрий Прилуцкий, Никита и Даниил Переяславские, блгв. кн. Андрей, прп. Корнилий Переяславский» 2-й пол. XIX в. (ПЗИХМЗ). Образ А. П. помещен на иконах «Переяславские чудотворцы» 2-й пол. XIX в. (Владимирский собор, Переславль-Залесский), кон. XIX в. (ц. Благовещения переславль-залесского Никольского мон-ря). Известны единоличные изображения А. П. с развернутым свитком в руке в основном на иконах XIX в. (ПЗИХМЗ, Благовещенская ц. Никольского мон-ря), а также на фоне пейзажа с церковью ( Сергиевский.

http://pravenc.ru/text/115302.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой Благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец (+ 1398) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 окт. в день обретения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Св. благоверный князь Андрей Смоленский тайно оставил свое княжество в 1360 г., уклоняясь от раздоров, возникших среди его братьев, дабы не быть вынужденным оружием защищать свои права. Он поселился в Переяславле-Залесском и в течение 30 лет был пономарем Свято-Никольской церкви. Должность эту тогда предоставляли людям чистой и благочестивой жизни. Жизнь свою и подвиги он тщательно скрывал от взоров человеческих. Но когда он умер, нашли его княжескую золотую цепь и кольцо, выдававшие его происхождение. Нашли и грамоту, в которой он писал: «Я, Андрей, из смоленских князей. Я оставил княжество мое и дом мой ради зависти братьев». Были найдены и железные его вериги. Гробницу благоверного князя Андрея сограждане окружили благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писался на святых иконах. Ему была составлена особая служба. Но в XVI в. память его была забыта, и тщетно старался прп. Даниил Переяславский добиться его прославления. Св. благоверный князь Андрей был причислен к лику святых лишь в 1749 г. Он покоился до нашего времени под спудом в Свято-Никольской церкви. Вначале церковь эта была деревянная, и во время пожара она сгорела, но гробница святого с покровом, лежащим на ней, икона его и находившаяся над ней икона Пресвятой Богородицы остались невредимыми. Чудеса при гробнице св. благоверного князя Андрея продолжали совершаться. 27 октября совершается память обретения его святых мощей. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437825/

Андрей заступил место брата и потому при тогдашних отношениях не мог оставить других князей в покое, ни сам остаться от них в покое. Мы видели, что и прежде Андрей был в союзе с князем Федором ярославским: союз остался ненарушимым и теперь; на их же стороне стоял и князь Константин ростовский; но против этих троих князей образовался другой союз также из троих князей: Михаила тверского, Даниила московского и Ивана переяславского, который, впрочем, был в это время в Орде и поручил защищать свою волость двум первым. В 1296 году в присутствии ханского посла князья собрались во Владимир для окончания своих споров, но чуть-чуть дело не дошло до кровопролития; владыка Симеон отвратил его, но ненадолго: в том же году Андрей, собравши большое войско, пошел к Переяславлю; но Даниил московский и Михаил тверской заступили ему дорогу: битвы, по обычаю, не было, князья стали пересылаться и помирились. В 1301 году князья опять съехались в Дмитрове: Андрей и Даниил уладили свои дела, но Иван переяславский и Михаил тверской разъехались в распре - знак, что на этих новых съездах каждый князь толковал отдельно о своих отдельных интересах и, уладивши дело с одним, мог не уладиться с другим. В следующем 1302 году произошло событие, важное по своим следствиям и подавшее непосредственно повод к новой борьбе между князьями: князь Иван Димитриевич переяславский умер бездетным: кому же должна была достаться его отчина, старший удел в племени Ярослава Всеволодовича? По старине великий князь должен был распорядиться этою родовою собственностию по общему совету со всеми родичами, сделать с ними ряд, по древнему выражению. Но теперь на севере смотрели на волости, уделы как на частную собственность, и каждый князь, как частный собственник, отделенный от рода, считал себя вправе завещать свою собственность кому хотел, и вот Иван Димитриевич завещевает Переяславль мимо старшего дяди Андрея младшему - Даниилу московскому. Легко понять, какое значение это событие имело в то время, когда каждый князь стремился к усилению своего удела на счет других: область княжества Московского увеличивалась целою областью другого княжества! Великий князь Андрей не хотел позволить Даниилу воспользоваться завещанием племянника и тотчас по смерти Ивана отправил в Переяславль своих наместников; но Даниил не думал уступать: он выгнал наместников Андреевых и посадил своих; Андрей отправился в Орду, вероятно жаловаться хану, В следующем 1303 году умер Даниил Александрович московский; старший сын его Юрий был совершенно в уровень своему времени: приобретать и усиливаться во что бы то ни стало было главною его целию, и когда Андрей возвратился из Орды с ярлыками ханскими, то Юрий не уступил ему Переяславля, жители которого хотели непременно иметь его своим князем и, доставшись отцу его по завещанию, не толковали, как некогда киевляне, что не хотят доставаться по наследству. В 1304 году умер Андрей; смерть его служила знаком к борьбе между Москвою и Тверью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых). Житие А. П. (РГБ. Троиц. 696. Л. 221-255, XVII в.) представляет собой выписку из жития прп. Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие прп. Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562-1563 гг. (Н. Н. Покровский), по мнению др.- в 1556-1563 гг. (С. И. Смирнов, О. А. Белоброва) духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного буд. митр. Московским Афанасием , к-рый родился в Переяславле (совр. Переславль-Залесский), в 1530-1549 гг. был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником (житие сохранилось в списках: ГИМ. Син. 926, XVI в.; РГБ. Унд. 301, 1663 г.). Св. блгв. кн Андрей Смоленский Св. блгв. кн Андрей Смоленский Автор жития не смог ничего сообщить о начальной поре жизни А. П., т. к. святой скрывал свое происхождение. Ок. 1360 г. А. П. как бедный странник пришел в Переяславль и поселился при ц. в честь свт. Николая у городских ворот, через нек-рое время стал пономарем и в течение 30 лет нес это послушание. Когда А. П. преставился, на теле его нашли золотую цепь и перстень - знаки княжеского достоинства, железные вериги - знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на к-рой его рукой было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее». Князя-пономаря похоронили при Никольской ц., обернув его тело берестой. Впосл. золотая цепь и перстень были взяты вел. кн. Иоанном III Васильевичем , давшим за них в ц. свт. Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба А. П., написана икона, т. е. совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого. Исходя из текста записки, архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. был сыном смоленского кн. Федора Слепого Фоминского, современника вел. кн. Симеона Гордого († 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец А. П.- Федор ушел в Тверь, а сам А. избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы.

http://pravenc.ru/text/115302.html

307. Андрей Всеволодович, князь друцкий, которого Всеволода сын – неизвестно, – Летопись именует его однажды, в числе князей, присланных Витовтом, великим князем литовским, на выручку Одоева, терпевшого от Татар, в 1423 г. 308. Андрей Всеволодович 308. Андрей Всеволодович, прозванием Шутиха, первый удельный князь мезецкий (мещовский), старший из двух сыновей Всеволода Юрьевича (Георгиевича), князя торусского 587), правнук св. Михаила черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, чго он ум. в 1361 г., оставив сыновей: Александра, родоначальника князей Бирятинских 227), Федора ) Романа ), Ивана 790) и Василия, прозванием Слепой 432), князей мезецких. – Примечание. Карамзин говорит: «вероятнее, что сей Андрей был внуком, а не правнуком Михаила черниговского» (Ист. Гос. Рос. т. IV, прим. 44, изд. 1842 г.); но почему «вероятнее» – этого он не объясняет. 309. Андрей Всеволодович 309. Андрей Всеволодович, князь черниговский, сын Всеволода Святославича Чёрного, князя черниговского и, кратковременно, великого князя киевского 585), от второго брака с неизвестной, единокровный брат св. Михаила черниговского 138). Упоминается, летописно однажды, по случаю женитьбы своей на Ольге Васильковне (Васильевне) ), дочери Василька (Василия) Романовича, князя владимиро-волынского 514), племяннице Даниила, короля галичского 67), в 1261 г. Других сведений, даже родословных, о нем нет; и надо полагать, что потомства он не оставил. 310. Андрей Глебович 310. Андрей Глебович, князь рязанский, старший из шести сыновей Глеба Ростиславича, князя рязанского 615), от брака с дочерью Ростислава Юрьевича (Георгиевича), князя переяславского ), неизвестной по имени. – Именуется летописно однажды, как участник поражения, нанесенного Половцам Игорем Святославичем, князем северским 104), на р, Хирии, в 1831 г. – Дальнейших сведений о нем нет, и надо полагать, что он ум. раньше летописного дележа земель муромо-рязанских между его братьями, в 1486 г. – Примечание. Князь этот пропущен не только во всех напечатаяых родословных (нам известных), но и в «Указателе к осьми томам Полного Собрания Русских Летописей» (вып. I. изд. 1868), хотя имя его (правда, без отчества) приведено на стр. 127 т. II, П. С. Р. Л. – Г. Погодин, называя этого князя «неизвестным», отсылает однако читателя к князьям рязанским, (Исслед. замеч, и лекц. о Рус. Ист. VI, с. 127, прим. 42. изд. 1855). 311. Андрей Дмитриевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

140. Захарий Копыстенский. Палинодия (1621 г.)//Русская Историческая библиотека. Т.4. Спб, 1878, стб. 893. 141. см. Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868, с. 49. 142. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 237. 143. Хрусталев Д. Г. Учреждение на Руси праздника перенесения мощей Николая Мирликийского в Бари//Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно—философской мысли в России. СПб., 2001, с. 135. 144. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 254. 145. Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 549. 146. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 240. 147. Воспоминание о перенесении мощей преп. Николая Мирликийского в Бар град. Сборник нямецкого монастыря XVI века. Публикация в: Яцимирский А. И. Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV—XVII веков//Памятники древней письменности и искусства. Т. 162. СПб., 1906, с. 143. 148. " Воровство реликвий признавалось тогда не только благочестивым обманом, но и выставлялось как дело славное. Епископ Авдакс остийский (10 век) украл мощи св. Далмация из монастыря в Педоне. Патриарх Аквилейский Поппон, когда был завоеван и разграбляем город Градо, без малейшего колебания присвоял себе священные реликвии " (Лебедев А. П. История запрещенных книг на Западе. Спб., 2005, с. 108; там же и другие примеры). 149. Точнее – никакую. " В летописях и памятниках Греко—восточной церкви и в частности Византии доселе не найдено известий о перенесении мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бар " (Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 524). 150. " Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15—м году царствования Тиберия Цезаря в 15—й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11—й день указанного месяца. Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16—м году царствования Тиберия Цезаря, в 25—й день месяца Фаменофа; другие же – в 25—й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19—й день месяца Фармуфи. Иные же из них говорят, что он родился 24—го или 25—го дня месяца Фармуфи " (Климент Александрийский. Строматы 1,21).

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Берло Андрей Иванович; 70-80-е гг. XVII в., с. Панфилы, территория Переяславского полка - 6.06.1744, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Сын полкового судьи. По фамильному преданию, один из предков А. спас кор. Владислава IV во время битвы от смерти, за что был награжден золотым берлом, т. е. скипетром. Получив образование в Львовской католич. академии и в правосл. Киевской академии, Берло принял постриг в Киево-Печерском мон-ре с именем А., нес послушание трапезного, неск. лет был учителем в грамматическом классе КДА. В 1717 г. состоял архидиаконом при Киевском митр. Иоасафе (Кроковском) , в 1722 г. сопровождал на хиротонию буд. архиеп. Киевского Варлаама (Ванатовича) . В том же году А. был рукоположен во иеромонаха, 1 июня возведен в сан архимандрита киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . Добился разрешения Синода собирать милостыню на восстановление Межигорской обители, пострадавшей от пожара 1717 г. Активно защищал монастырские земли от незаконных посягательств как киевских мещан, так и Флоровского жен. мон-ря , обращаясь за покровительством даже к имп. Петру I . В 1724 г. указом Святейшего Синода ему было поручено проведение следствия по делу о жалобе свящ. Яновича на архиеп. Варлаама (Ванатовича). В 1726 г. А. получил разрешение Синода на постриг в мон-ре «ученых людей», одним из его пострижеников был Сильвестр (Кулябка) , впосл. архиеп. С.-Петербургский. В 1727 г. в Москве А. участвовал в церемонии коронации имп. Петра II . Арсений (Берло), еп. Переяславский Арсений (Берло), еп. Переяславский В дек. 1724 г. кандидатура А. рассматривалась Святейшим Синодом в качестве запасной для представления на одну из вакантных архиерейских кафедр. 8 сент. 1729 г. А. был назначен и 30 янв. следующего года хиротонисан во епископа Могилёвского и Мстиславского. В Варшаве А. был представлен польск. министрам, но королевского привилея на Могилёвскую кафедру не получил. Польск. правительство поддержало притязания на Могилёвскую кафедру униатского Полоцкого еп. Флориана (Гребницкого). Несмотря на неоднократные ходатайства российских властей, 29 июля 1730 г. кор. Август II отказался признать А. как рус. ставленника. Подвергаясь постоянным притеснениям со стороны польск. властей, А. получил из России неск. предписаний покинуть пределы Речи Посполитой, однако вынужден был оставаться там более 2 лет, ожидая исхода переговоров между Варшавой и С.-Петербургом. О своем положении А. сообщал в письме императрице Анне Иоанновне : «Шляхта белорусская продолжает отторгать церкви православные к унии; меня, бедного, нестерпимым ругательствам поносят и архиерейским вотчинам, в которых лишь 30 мужиков имеется, превеликую обиду и разорение чинят».

http://pravenc.ru/text/76216.html

Таким образом, в конце 1296 г. Андрей Александрович пришел из Волжской Орды с татарской ратью и двинулся к Переяславлю. Между тем Иван Переяславский находился в это время в Орде 159 . Следовательно, его пребывание там частично совпадало по времени с пребыванием Андрея. Если считать, что Иван ездил в Волжскую Орду (т.е. считал себя вассалом Тохты), трудно объяснить, почему в то время, как он находится у хана, Андрей и Неврюй пытаются захватить Переяславль. Скорее всего, речь идет, как и в случае с поездкой Михаила Ярославича 1293 г., о разных Ордах: Иван ездил не к Тохте, а к Ногаю за поддержкой против Андрея в условиях, когда враждебная великому князю группировка готовилась к схватке с ним 160 . В отсутствие переяславского князя его союзники Даниил Александрович и Михаил Ярославич выступили навстречу Андрею и Неврюю. Завязавшиеся между сторонами переговоры приняли форму княжеского съезда во Владимире – стольном городе Андрея. Обсуждались, вероятно, в первую очередь судьбы переяславского княжения, на которое претендовал Андрей (очевидно, за ярлыком на Переяславль он и ездил в Волжскую Орду), и новгородского, отнятого у великого князя его противниками 161 . В Софийской I и Новгородской IV летописях под 6806 г. стоит следующее сообщение: «Великый князь Андрей Александровичь поеха в Переяславль, великий же князь Данило Московский и брать его князь Михайло не съступишася Переславля ему; он же еха в Новъгородъ» 162 . Вряд ли речь здесь идет о еще одной попытке Андрея овладеть Переяславлем 163 ; скорее всего, известие сообщает о тех же событиях 6804 мартовского года – Даниил и Михаил действуют в отсутствие Ивана (сомнительно, чтобы переяславский князь отсутствовал на Руси два года). В то же время данное сообщение явно попало в протограф Новгородской IV – Софийской I летописей не из Троицкой 164 : от читающегося в восходящих к последней (или ее протографу) летописях рассказа о походе Андрея на Переяславль оно отличается текстуально и содержит дополнительное известие об отъезде Андрея в Новгород. По-видимому, это третье, новгородское, сообщение о событиях 6804 мартовского года 165 . Оно свидетельствует, что во Владимире была достигнута договоренность о возвращении Андрею новгородского княжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093)

http://pravenc.ru/rubrics/134128.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой благоверный князь Андрей Смоленский Андрей Переяславский (+ ок. 1390 ), князь Смоленский , святой благоверный Память 27 октября - обретение мощей в 1539 году, 8 июля (местн. в Переславль-Залесском Никольском женском монастыре) - второе обретение мощей в 2000 году , в Соборах Смоленских и Ростово-Ярославских святых О начальной поре жизни святого благоверного князя Андрея ничего не известно, так как он скрывал своё происхождение. Около 1360 года святой Андрей как бедный странник пришел в Переяславль (современый Переславль-Залесский) и поселился при церкви в честь свт. Николая у городских ворот , через некоторое время стал пономарем и в течение 30 лет нёс это послушание. По кончине святого на теле его нашли золотую цепь и перстень - знаки княжеского достоинства, железные вериги - знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: " Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее " . Исходя из текста записки, архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что Андрей был сыном смоленского князя Федора Слепого Фоминского , современника великого князя Симеона Гордого (+ 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец князя Андрея - Федор ушел в Тверь, а сам Андрей избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы. Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты вел. кн. Иоанном III Васильевичем , давшим за них в церковь свт. Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба благоверному князю Андрею, написана икона, т. е. совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого.

http://drevo-info.ru/articles/28319.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010