Андрей, духовник царя Ивана, занявший эту должность вероятно после Феодора Бармина, который 6 января 1548 г. захворал и, отпросившись у царя, постригся в Чудове монастыре 32 , – по своему служебному положению был близок к царю и митрополиту и в то же время, как земляк преподобного Даниила («родом Переяславец») и духовный сын его, хорошо знал переяславского подвижника, а после его кончины не прерывал связей с его обителью. Естественно, что Андрей и получил поручение написать Житие преподобного. Пользуясь личными воспоминаниями, а также рассказами учеников и других лиц, помнивших подвижника, а с другой стороны обладая несомненным литературным дарованием, Андрей написал его содержательно и жизненно, так что Житие преподобного Даниила, по справедливому замечанию В. О. Ключевского , принадлежит «к самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени... Близость биографа к описываемому лицу отразилась на тоне и изложении Жития: он рассказывает просто о старце, которого любил и уважал, не облекая действительных явлений в условные формы житий и не делая обычного подбора биографических черт» 33 . Автор и озаглавил свой труд не «житием», а «повестью о житии». Косвенным подтверждением авторства Андрея-Афанасия по отношению к Житию преподобного Даниила служит, можно сказать, теперь установленный факт, что он был и составителем Степенной книги (мнение прот. Диева, Свирелина и г. Васенко), или одним из ее главных составителей (мнение акад. Соболевского). Как в Житии, так и в Степенной наблюдается единство литературных приемов – не упоминание имени составителя, как ясно из одного разночтения, имени Андрея-Афанасия 34 , анонимная речь о переяславском церковнике-пресвитере, пользование со стороны составителя Степенной полным Житием Даниила без упоминания этого источника. Подробнее об этом можно читать в упомянутом не раз исследовании г. Васенко 35 . Изучение текста Жития преподобного Даниила по рукописям дало одно разночтение, которое на первый взгляд указывает совершенно иного автора изучаемого памятника. В рассказе «Начало церкви» упоминается священник Горицкого монастыря Трифон, в монашестве Тихон – «и той яко советен ему (преподобному) бе и искусен муж» – посоветовавший подвижнику освятить первую церковь на скудельнице во имя Всех святых. Совет этот был принят. Дальнейшее чтение по рукописи библиотеки Толстого 460, отд. II (л. 298 об.) такое: «и тогда нашему ( ншему) совету повинуяся, еже быти церкви во имя Всех святых». По этому чтению выходит, что в первом лице говорит о себе священник Трифон (Тихон); он должен бы быть признаваем и автором Жития. Однако чтение остальных рукописей не подтверждает этого («и тогдашнему совету повинуяся еже быти церквии во имя Всех святых», стр. 30). Затем и рекомендация Трифона «искусен муж» скорее говорит за то, что о нем пишет другой. Таким образом, приведенное разночтение, может быть, простой опиской, не опровергает изложенного предположения об авторе Жития преп. Даниила, и здесь приводится нами лишь к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти А. П. не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи А. П. оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе А. П. утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти А. П. первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий . По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей А. П. в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования А. П. Можно считать, что вторичное установление местного празднования А. П. относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г. Переяславские чудотворцы св. блгв. кн. Андрей, преподобные Никита и Даниил Столпник. Образ из ц. Благовещения Никольского мон-ря ц. Переяславские чудотворцы св. блгв. кн. Андрей, преподобные Никита и Даниил Столпник. Образ из ц. Благовещения Никольского мон-ря ц. Впосл. имя А. П. было включено в святцы. Под 27 окт. «обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 306). Кроме того, память А. П. под 30 нояб. отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). ( Сергий (Спасский). С. 332). Указом Переяславской консистории от 14 авг. 1749 г. было предписано поминать А. П. на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии ( Голубинский. С. 557). Можно предположить, что после обретения мощи А. П. были устроены «под спудом» внутри возобновленной деревянной ц. свт. Николая, к-рая с тех пор именовалась и ц. блгв. кн. Андрея. Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие А.

http://pravenc.ru/text/115302.html

Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

http://pravenc.ru/text/64418.html

Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах преподобный Антония. Память преподобный Нифонта 21 апреля, в день его кончины. 202 8) Жизнь и деятельность святого, благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни Сын знаменитого Юрия Долгорукого Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха , и родной племянник сына его св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 году в городе Суздале. Когда в 1149 году отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. Между тем тогдашний великий князь киевский, Ярослав Мстиславич, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский, и здесь, собрав на помощь поляков и венгров, решился идти на Юрия. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопнипу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава – Вячеслав. 203 Скоро прибыл сюда и сам Юрий – и получив помощь от свата своего Владимирка Галицкого, 204 готовился напасть на Ярослава. Между тем Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого, что еще пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились во своя си. 205 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, по-видимому, охотно был принят и Юрием, и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров, и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся, и снова пошел против Ярослава. 206 Войско Юрия двинулось к Луцку. Андрей и Ростислав с половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 207 Вдруг ночью половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

15 апреля 1554 г. Андрей, протопоп Благовещенский, в Чудове монастыре совершал чин крещения царевича Ивана 18 . В царской грамоте от 28 октября 1554 г. в Переяславский Данилов монастырь о пожаловании ему двух сел Загорьев и деревни Оникиева говорится: «да и отец наш духовный протопоп Ондрей нам о том бил же челом» 19 . Выражение грамоты дает знать о связях Андрея с обителью преподобного Даниила и о том, что ее интересы были близки и дороги царскому духовнику – Переяславцу. В 1555 г. протопоп Андрей вместе с митрополитом Макарием поновлял чудотворный образ Николы Великорецкого. По этому случаю сообщается: «иконному бо писанию митрополит и Андрей научени сей хитрости» 20 . В 1561 г. июля 6 «Андрей, протопоп Благовещенской» огласил ко крещению черкасскую княжну, ставшую потом супругой Грозного 21 . Здесь в последний раз он назван мирским именем и Благовещенским протопопом. «А как постригся, говорит о нем Псковская первая летопись, два лета ему прошло в чернечестве до митрополитства» 22 . Но в митрополиты по смерти Макария он избран 24 февраля, посвящен 5 марта 1564 г. 23 Следовательно, постригся после 6 июля 1561 и до 5 марта 1562 г. Пострижение Андрей принял в Чудове монастыре 24 с именем Афанасия. В повести «О немощи и о преставлении и о погребении Макария, митрополита всея Руси», описывающей события с 15 сентября по 31 декабря 1563 г., он несколько раз называется «старцем Афанасием, духовником государевым» 25 . Не означает ли это того, что Андрей, приняв монашество в Чудовом монастыре и оставив должность Благовещенского протопопа, продолжал быть духовником Грозного? Поручения, которые давались в эти дни Афанасию, свидетельствуют, во всяком случае, о близости и доверии к нему царя и митрополита. Царь ему поручает – вместе с митрополичьим духовником и чусовским архимандритом навещать больного святителя в свое отсутствие, пока ездит к Троице на Сергиев день. Митрополит с Афанасием посылает царю письмо, в котором настойчиво просится на покой в свое пострижение – в Пафнутьев монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Сафар – собственное имя (вост.) Сахар, Сахаров : Иван Сахар, крестьянин, 1495 г., Новгород; Сахар Константинович Писемский [см. Писемский], 1570.Г., Кострома; Осип Семенов Сахаров, 1601 г., Вологда Сахарник Андрей Константинович Добрынский [см. Добрынский], начало XV в. Сахарус ( Сахарусов ) Яков Васильевич, дворянин митрополичьего дома, 1453 г.; его сын – Кузьма Яковлевич Вятка [см. Вятка] Сахарусов, митрополичий дворецкий, 1491 г. Сацыперов Сват [ср. Сватко] Александрович Головкин [см. Головко], первая половина XVI в. Сварягин Михаил, крестьянин, 1486 г., Московский уезд Сватко, Сватков : Иван Сватко, мелкий землевладелец, первая половина XV в., Переяславский уезд; его вотчина – существующая ныне деревня Сваткова в нескольких километрах от Загорска; Григорий Спиридонович Сватков, 1596 г., Новгород [ср. Сацыперов] Свежинины , вотчинники, 1524 г., Переяславский уезд [см. Солонина] Свербеев Семен Васильевич, 1522 г., Кашин; Иван Квашнин [см. Квашня] Свербеев, середина XVI в., Кашин Сверб – зуд; свербеть – зудеть, чесаться Свербилов Игнатий Богданович, 1603–1605 гг., Новгород Свербин Семен, помещик, до 1604 г., Арзамас Свергин Филипп, своеземец, 1495 г., Новгород Сверчок, Сверчков : Константин Федорович Сверчок Сабуров [см. Сабур], 1482 г.; Петр Степанович Сверчков, 1559 г.; Василий Алексеевич Сверчок Румянцев [см. Румянец], XVI в. [см. Поп] Светешников Надея [см. Надея], гость, 1613 г., Калуга; Светешниковы, гости, XVI–XVII вв., там же Светиков Гридя [см. Гридя], пристав, 1503 г., Суздаль; Михаил Светиков, дьяк, начало XVII в., Белоозеро Светлый Постников Негоновский [см. Постник, Негоновский], помещик, 1603 г., Новгород Свеча Андрей Константинович Левашев [см. Леваш], середина XV в.; от него – Свечины; Григорий Карпов Свечин, голова в казанском походе, 1550 г. Свечник Степан, стрелец, 1624 г., Тула Свибло, Свиблов : Федор Семенович Свибло Нагово [см. Нагой], конец XV в.; от него – Свибловы; Федор Андреевич Свибло, боярин, вторая половина XVI в. Ср. Свиблова башня Московского кремля и село Свиблово на р. Яузе под Москвой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Часть III. Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский Глава 1. Отец. 1150–1191 годы При великом киевском князе Владимире Мономахе Киевская Русь состояла из Киевского, Переяславского, Смоленского, Владимир-Волынского, Суздальско-Новгородского, Черниговского, Полоцкого и Червенского княжеств. К середине XII века единая Киевская Русь распалась на пятнадцать крупных полугосударственных образований, которые, в свою очередь дробились на уделы, представлявшие собой земли, юридически оформленные как владения определенных княжеских родов. В период с XI по XVI век на Руси существовало более ста уделов. Южная Русь, постоянно подвергавшаяся набегам кочевников и терявшая силу в усобицах князей, достаточно быстро утрачивала свое прежнее значение. К середине XIII века титул «Великий князь Киевский» уже не существовал. Центр экономической и политической жизни Руси перемещался на северо-восток, в бассейн верхней Волги, тогдашнюю окраину державы Рюриковичей – в Ростово-Суздальскую землю, с 1076 года ставшую вотчиной сына Ярослава Мудрого Всеволода, а затем и его сына Владимира Мономаха . В 1108 году сын Всеволода Владимир Мономах основал на реке Клязьме город-крепость Владимир, будущую столицу княжества. Русский исследователь Н.Н. Воронин писал: «Древний русский поселок, положивший начало городу, возник здесь, невидимому, в Х-Х1 веках. Его стратегическое значение выявила жестокая усобица конца XI века, когда Владимир Мономах превратил поселок в мощную крепость, названную его именем. Подлинный расцвет города относится к княжению сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского (1157–1174), который оставляет борьбу за киевский престол и делает Владимир своей столицей, претендующей стать общерусским центром и перенять древние права «матери городов русских» – Киева. Андрей богато обстраивает город, он обносит валами и рвами (1158–1164) разросшийся посад и западную треть города, где располагался двор Мономаха и Юрия. Здесь Андрей перестраивает дедовскую церковь Спаса (1164) и строит торжественные главные ворота города – Золотые, на восточном конце города ставятся вторые белокаменные Серебряные ворота; в Мономаховом среднем городе строится большой городской Успенский Собор (1158–1164).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Два года непрерывной, неутомимой строительной деятельности совместно с настоятелем Лавры архиепископом Переяславским Арсением (Могилянским) дали архимандриту Иоасафу опыт и знания, понадобившиеся ему в его новом, высшем служении – служении епископском. 2 июня 1748 года в Петербурге в Петропавловском соборе была свершена хиротония в присутствии Государыни и Императорской фамилии. Хиротонию свершали: «синодальный член Симон, архиепископ Псковский и Нарвский с присутствующими преосвященными Иларионом, епископом Крутицким, Арсением, архиепископом Переяславским, Платоном, епископом Владимирским, с епархиальными архиереями Антонием Вятским и Порфирием Суздальским». 1 «Святитель Иоасаф вступил на кафедру Белгородскую на 43 году от рождения и 23 от пострижения в монашество. Эти двадцать три года прошли в непрерывных трудах, все более и более возраставших и как бы подготовлявших его к занятию епископского престола. Но вместе с этими трудами ради иноческого послушания шла рядом, не прерываясь, и деятельность святителя Иоасафа как подвижника, причем к добровольным подвигам поста и молитвы с 1737 года присоединились подвиги невольные – длительные и тяжкие болезни, о которых он неоднократно упоминает в своей автобиографии... Как истинный христианин он переносил эти болезни с терпеливою покорностию воле Божией, надеясь на Его милость. Связанная с ними мысль о близкой кончине и следующем за ней суде Божием усугубляла его внутренний взор, развивая особую чуткость к происходящему в глубоких тайниках души. В своих записках святитель Иоасаф сообщает о нескольких знаменательных для него сновидениях, в которых он усматривал нарочитые указания свыше. Из содержания этих сновидений отчасти можно судить, какие настроения и помыслы господствовали в душе святого Иоасафа: храм, богослужение, святыни, мысли о грехах и милосердии Божием, о болезнях как наказании и вразумлении от Господа,– вот что наполняло его внутренний мир». 2 Скончался святитель Иоасаф 10 декабря 1754 года в 4 часа 20 минут пополудни, окруженный родными и монашествующей братией. Прожил он 49 лет, 3 месяца и 2 дня. На погребении присутствовал престарелый отец почившего святителя. Неожиданно он вспомнил и впервые рассказал всем присутствующим замечательное видение Богоматери, бывшее ему на восьмом году жизни святителя. «В то время Андрей Дмитриевич сильно тосковал по сыне своем Иоакиме, который был отправлен в Киев для обучения. Одним вечером с печалью в душе сидел Андрей Дмитриевич на крыльце своего дома и думал,– какое-то будущее готовит Промысл Божий его первенцу? Среди этих размышлений, взглянув на запад на закатывающееся солнце, он увидел, что в воздухе стоит Богоматерь, к стопам Которой с молитвою припал сын его Иоаким.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Митрополит Иоанн IV не дожил до развязки этой трагедии, он скончался в 1166г. На его место из Константинополя был прислан Константин II, также, как и предшественник, носивший титул «митрополит всея Руси». При этом митрополите спор о посте в среду и пяток в дни праздничные продолжился. Как предполагал Е.Голубинский , митрополит вознамерился ввести единообразный устав о постах в эти дни, соответствующий греческой практике, прежде всего – в монастырях. В 1168г., чтобы дать всем монастырям пример, он потребовал ввеления его в Киево-Печерском монастыре, который почитался «старейшим» по духовному авторитету, – «всея Руси архимандритией». 89 Однако, игумен монастыря преподобный Поликарп, отказался вводить это греческое правило. В наказание он был от митрополита запрещен в служении и на время отрешен от игуменства. Ввести обычай поста в среду и пяток по меньшим двунадесятным праздникам в своих епархиях попытались епископы Черниговский Антоний и Переяславский, имя которого осталось неизвестным, оба греки. Особого успеха они не достигли, а Антоний Черниговский за свою настойчивость в запрещении князю Святославу Ольговичу есть мясо в эти меньшие праздники был изгнан им с кафедры. В целом этот греческий обычай в Киевский период на Руси не привился. В год прибытия Константина II в Киев умер великий князь Ростислав Мстиславич. По его завещанию и воле киевлян ему наследовал племянник, Мстислав Изяславич Волынский, но править ему довелось меньше двух лет. Желая быть хозяином всей Руси на Киев двинулся походом великий князь Суздальский Андрей Боголюбский. Видя его силу, к нему примкнули со своими дружинами князья муромский, рязанский, северский, дорогобужский переяславский, полоцкий и другие, всего одиннадцать князей. Мстислав был захвачен противниками врасплох. После двух дней осады, 9 марта 1169г. Киев был взят приступом и подвергся безжалостному трехдневному грабежу, чего на Руси никогда не бывало. Разорению подверглись церкви и монастыри, в том числе храмы Десятинный и Св.Софии, подожжен Киево-Печерский монастырь, расхищены были св.иконы, драгоценная утварь, ризы, книги и даже колокола. Летописец видел в этом бедствии наказание киевлян за их грехи и, в особенности, за ложное учение митрополита о посте. Великий князь Мстислав бежал из Киева, оставив жену и сына в руках врагов. Андрей Боголюбский не пожелал всходить на киевский «золотой стол». Он посадил княжить в Киеве своего брата, Глеба Юрьевича и с этого времени киевских князей уже навсегда перестали именовать «великими».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010