Синбугин Третьяк [см. Третьяк] Андреевич, 1593 г., Арзамас; Первый Андреевич, 1613 г., Арзамас Синезубов Андрей, 1640 г., Тихвин Синенос Щап, посадский человек, 1623 г., Гороховец Синец, Синцов : Иван Федорович Синец Вельяминов-Зернов [см. Зерно], 1551 г.; Иван Иванович Синцов, 1540 г., Кострома; Семен Артемьевич Синцов, середина XVI в., Дмитров; несколько лиц с прозвищем Синец, XVI в., Новгород Синий Александр Семенович Жеребцов [см. Жеребец], начало XV в.; Иван Семенович Синий Рождественский Всеволож, вторая половина XV в. [см. Кокорь, Образец, Странник, Хирон, Чечетка] [Ср. Темно-синий] Синица, Синицын : Синица, крестьянин, 1498 г., Новгород; Иван Синица Воронин [см. Ворона], 1512 г., Волок Ламский; Иван Иванович Синица Воробьев [см. Воробей], 1551 г.; Треня Синицын, крестьянин, 1585 г., Владимир Синков Богдан Григорьев, откупщик, 1569 г., Владимир Синюха Семен, посадский человек, 1570 г., Ладога Синявины Матвей и Медведь [см. Медведь] Федоровичи, 1522 г., Боровск [Ср. Сенявины] Синяков Андрей, посадский человек, 1582 г., Новгород Сипяга Бодеин [см. Бадеин], начало XV в., Торжок Сирота Матвей Константинович Левашев [см. Леват], середина XV в.; от него – Сиротины Сисей кн. Константин Семенович Ярославский, 1495 г.; от него – князья Сисеевы Сисей, сися – неопрятный, неряшливый человек Ситник, Ситников : Федор Андреевич Ситник Морозов [см. Мороз], 1550 г.; Терех Ситников, торговый москвич, 1582 г. Сицкие ( Ситские ), князья, отрасль рода князей Моложских. Родовое прозвание от р. Сити, притока Мологи Скворец, Скворцов : Скворец Ильич Соловьев сын Борщов [см. Соловей, Борщ], 1569 г., Ярославль; Скворцовы, мелкие вотчинники, середина XV в., Переяславский уезд Скирин Дружина [см. Дружина], подьячий, 1618–1634 гг., Москва Скобеев Неклюд Мордвинов [см. Неклюд, Мордвин], помещик, 1509 г., Новгород; Скобеевы, XVII в., Новгород, Бежецк, Можайск и Кашин [см. Неугас] Скобельцын Лодыга [см. Лодыга], землевладелец, первая половина XV в., Радонеж; Иван Федорович Скобельцын, середина XVI в., Дмитров; Скобельцыны, позже, Дмитров, Псков, Арзамас и Новгород [см. Будай, Бусурман, Злоказ, Казатул, Сулемша]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мы видели, что одною из главных сторон деятельности князей наших было построение городов, население пустынных пространств: Роман заставлял побежденных литовцев расчищать леса под пашню, но тщетно казалось для современников старание Романа отучить дикарей от грабежа, приучить к мирным, земледельческим занятиям, и вот осталась поговорка: " Роман! Роман! худым живешь, литвою орешь " . Но опасности и беды для сыновей Романовых только еще начинались. В следующем 1206 году все Ольговичи собрались в Чернигов на сейм - Всеволод Святославич Чермный с своею братьею, и Владимир Игоревич северский со своею братьею; к ним пришел смоленский князь Мстислав Романович с племянниками, пришло множество половцев, и все двинулись за Днепр; в Киеве соединился с ними Рюрик с двумя сыновьями, Ростиславом и Владимиром, и племянниками, берендеи и пошли к Галичу, а с другой стороны шел туда же Лешко польский. Галицкая княгиня с приверженными к ней людьми, слыша новую сильную рать, идущую со всех сторон, испугалась и послала просить помощи у венгерского короля; Андрей поднялся сам со всеми своими полками. Но вдова Романова с детьми не могла дожидаться прихода королевского: около них встал сильный мятеж, который принудил их бежать в старинную отцовскую волость Романову - Владимир-Волынский. Галичане остались без князя, а между тем король перешел Карпаты, с двух других сторон приближались русские князья и поляки, но те и другие остановились, услыхав о приходе королевском; Андрей также остановился, боясь столкнуться вдруг с двумя неприятельскими войсками. Внутренние смуты, возбуждаемые поведением королевы Гертруды и братьев ее, отзывали Андрея домой: он спешил вступить в мирные переговоры с Лешком польским, уговорился с галичанами, чтоб они приняли к себе в князья Ярослава, князя переяславского, сына великого князя Всеволода суздальского и отправился назад в Венгрию. Русские князья прежде еще двинулись назад, но галичане, ожидая две недели приезда Ярославова и боясь, чтоб Ольговичи, узнав об отступлении короля, не возвратились к их городу, решились послать тайно к. Владимиру Игоревичу северскому звать его к себе в князья: этому решению их много содействовали два боярина, которые, будучи изгнаны Романом, проживали в Северской области, а теперь возвратились и расхваливали Игоревичей. Владимир Игоревич с братом Романом, получив приглашение, в ночь украдкою от остальных князей поскакали в Галич, Владимир сел здесь, а Роман - в Звенигороде: Ярослав Всеволодович также был на дороге в Галич, но опоздал тремя днями и, узнав, что Игоревич уже принят галичанами, возвратился назад в Переяславль.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ АНДРЕЯ В РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛЕ: ЕГО ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖАЙШИМ РОДИЧАМ. К СТАРШИМ ГОРОДАМ И СТАРШЕЙ ДРУЖИНЕ. КНЯЖЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ УСОБИЦА В РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛЕ ПО СМЕРТИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ. СУЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ЛЕТОПИСЦА ОБ ЭТОЙ УСОБИЦЕ. ПРЕОБЛАДАНИЕ ВЕРХНЕВОЛЖСКОЙ РУСИ НАД ДНЕПРОВСКОЙ ПРИ ВСЕВОЛОДЕ III. ДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСПЕХОВ КНЯЗЕЙ АНДРЕЯ И ВСЕВОЛОДА НА НАСТРОЕНИЕ СУЗДАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА. ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧЕННЫХ ФАКТОВ. Обращаясь к изучению политических следствий русской колонизации Верхнего Поволжья, будем постоянно помнить, что мы изучаем самые ранние и глубокие основы государственного порядка, который предстанет пред ними в следующем периоде. Я теперь же укажу эти основы, чтобы вам удобнее было следить за тем, как они вырабатывались и закладывались в подготовлявшийся новый порядок. Во-первых, государственный центр Верхнего Поволжья, долго блуждавший между Ростовом, Суздалем, Владимиром и Тверью, наконец утверждается на реке Москве. Потом в лице московского князя получает полное выражение новый владетельный тип, созданный усилиями многочисленных удельных князей северной Руси: это князь-вотчинник, наследственный оседлый землевладелец, сменивший своего южного предка, князя-родича, подвижного очередного соправителя Русской земли. Этот новый владетельный тип и стал коренным и самым деятельным элементом в составе власти московского государя. Переходим к обзору фактов, в которых медленно и постепенно проявлялись обе основы и новый политический тип, а потом и новый государственный центр. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья начали обнаруживаться уже при сыне того суздальского князя, в княжение которого шёл усиленный её прилив, при Андрее Боголюбском. Сам этот князь Андрей является крупною фигурой, на которой наглядно отразилось действие колонизации. Отец его Юрий Долгорукий, один из младших сыновей Мономаха, был первый в непрерывном ряду князей Ростовской области, которая при нём и обособилась в отдельное княжество: до того времени это чудское захолустье служило прибавкой к южному княжеству Переяславскому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Набег Половцев. Изгнание Ярослава Черниговского. Начало особенных Княжений, Муромского и Рязанского. Удаление Половцев за Волгу. Междоусобие в юго-западной России. Ссылка Князей Полоцких в Грецию. Война с Чудью и Литвою. Кончина Мстислава. Голод. Древнейшая грамота. Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого Князя. Братья его господствовали в Уделах: Ярополк в Переяславле, Вячеслав в Турове, Андрей в Владимире, Георгий в Суздале; а сыновья, Изяслав и Ростислав, в Курске и Смоленске. – Новый Государь, уже давно известный мужеством и великодушием, явил добродетели отца своего на престоле России: имел ту же ревностную любовь к общему благу, ту же твердость, соединенную в нем, подобно как в Мономахе, с нежною чувствительностию души. Княжение его, к несчастию кратковременное, прославилось разными успехами воинскими, которыми он желал единственно успокоить Государство и восстановить древнее величие оного. Половцы, сведав о кончине Мономаха, думали, что Россия осиротела и будет снова жертвою их грабительства. Они хотели соединиться с Торками, кочевавшими близ Переяславля; но Ярополк Владимирович, тамошний Князь, узнал о сем намерении: велел Торкам въехать в город и сам, не имев терпения дождаться помощи от своих братьев, с одною Переяславскою дружиною ударил на варваров, разбил их и множество потопил в реках. 1127 г. Мстислав, объявив себя покровителем утесненных Князей, должен был обнажить меч на Всеволода Ольговича, который выгнал из Чернигова дядю своего, Ярослава, умертвил его Бояр верных и разграбил их домы. Мстислав клялся изгнанному Князю наказать сего мятежного сына Олегова. Следуя несчастному примеру отца, Всеволод заключил союз с Половцами: варвары, в числе семи тысяч, спешили к границам России, дав весть о том Черниговскому хищнику; но Послы их не могли уже возвратиться и были схвачены, в окрестностях реки Сейма, Посадниками Ярополка. Ожидав долгое время ответа и боясь измены, Половцы ушли наконец восвояси. Тогда Всеволод прибегнул к смирению; молил Великого Князя забыть вину его и между тем осыпал дарами Вельмож Киевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

«Ничего этого сделать мне теперь нельзя, – отвечал Дорошенко, – потому что я подданный турецкого султана; сабля султанова, ханская и королевская на моей шее висят. Прежде я хотел быть в подданстве у царского величества, но старшина и полковники решили быть в подданстве у султана; а что теперь старшина и полковники перешли в подданство великого государя, так это только для соболей, не вечно, после изменят. Если боярин и гетман придут под Чигирин, то я рад им отпор давать, только бы татар дождаться, да и без того татары у меня есть». Терпигорев был задержан. Дело объяснялось тем, что к Дорошенку пришли на помощь татары в числе 4000 и вместе с чигиринскими козаками в мае же месяце осадили Черкасы, где сидел московский воевода Иван Вердеревский: осажденные отбили неприятеля и гоняли его на пространстве 15 верст до реки Тясмина. Брат Дорошенка Андрей с козаками серденятами и черемисами взял обманом местечки Орловку и Балаклею. сказавшись царским подданным. Жители были отведены в плен татарами, а старшине буравом глаза вывертели, других повесили. Но жители Смелого не дались в обман, разбили Андрея и гнали его до Чигирина. По этим вестям Ромодановский и Самойлович отпустили за Днепр рейтарского полковника Беклемишева да переяславского полковника Дмитрашка Райчу с 5 козацкими полками; 9 июня у речки Ташлыка, между городков Смелого и Балаклеи, Беклемишев и Райча сошлись с неприятелем и поразили его; много мурз полегло на месте, Андрей Дорошенко ушел раненный. Чтоб получить поскорее новую помощь от татар и турок, Дорошенко отправил к хану и султану уже знакомого нам Ивана Мазепу с 15 невольниками, козаками восточной стороны, в подарок. Но Серко перехватил Мазепу, задержал его у себя, а грамоты переслал к Самойловичу, который препроводил их в Москву. «Знатно, – писал Самойлович, – что Серко сделал это для объявления своей верной прежней службы, чтобы исправить свой нерассудительный поступок». Серко сделал еще больше: по первому требованию Ромодановского прислал к ному самого Мазепу, но при этом Серко писал Самойловичу, прося прилежно со всем войском, чтобы его никуда не засылали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

12 . В Сказании определяется возраст подвижника, в котором тот скончался: «лет же бяше святый яко вящше осмидесят» (стр. 232), чего нет в Житии (ср. 73). Между тем для биографии преп. Даниила эта точная дата имеет первостепенное значение. 13 . Наконец, заключительные строки Жития об успехах христианства в завоеванной Казани, слишком общие – «и много множество тогда и прежде того и потом от неверных во православную веру христианскую обратишася и крестишася» (стр. 77) – в Сказании осложнены подробностями: «и архиепископа устрои быти в нем, и мнози от неверных мужска полу и женска погании Татарове: и князи, и вельможи, и простии, еще же и сами два царя Казанские Александр и Симеон в православную веру христианскую обратишася и святым крещением крестишася» (стр. 234–235). Выше было выяснено, что здесь мы имеем дело лишь с редакционным распространением рассказа 48 . Кто же переработал полное Житие преп. Даниила в «Сказание вкратце»? Переработка произведена для Степенной книги, и, естественно, произвел ее составитель Степенной. Но в настоящее время, как уже замечалось выше, доказано, что ее составителем или, по крайней мере, одним из составителей был автор Жития преп. Даниила, переяславский пресвитер Андрей-Афанасий. Скорее всего он же и сократил для Степенной свое обширное произведение. Предположение это высказано давно. А. И. Свирелин заявлял решительно: «составитель рукописного жития (полного) преп. Даниила есть, конечно, одно лицо с составителем его в Степенной книге» 49 . Независимо от Свирелина, В. О. Ключевский осторожно заметил: «может быть он же (биограф преп. Даниила) сделал сокращение своего труда, помещенное в Степенной» 50 . К тому же самому выводу пришел и г. Васенко 51 . Последнего в этом убеждает сопоставление рассказов о переяславском церковнике по Житию и Сказанию. «Сообщая такие (т.е. новые) подробности, автор Сказания, конечно, знал переяславского церковника. В то же время он не рабски следовал своему источнику, хотя ни в чем ему не противоречил. Следовательно, умолчание имени церковника факт не случайный и может быть объяснено лишь опять-таки нежеланием автора назвать себя. Поэтому мы и Сказание усваиваем этому же церковнику, которого по вышеприведенным соображениям считаем автором Жития». И нет оснований оспаривать это предположение. Составителем «Сказания вкратце» был, вероятно, Андрей-Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

" Теперь два крупнейших участника этого Совета - " Русская община Крыма " и " Гражданский актив Крыма " - объявили о создании политического движения " Русское единство " . Оно ставит перед собой задачи отстаивания интересов и естественных прав русскоязычных крымчан, всех, для кого это важно, и кто хочет получать информацию, давать образование своим детям на родном языке. Для того, чтобы отстаивать права этих людей, надо получить представительство в органах власти всех уровней в Крыму, а в дальнейшем и Украины. Кроме того, есть масса других методов отстаивания прав, для этого как раз и создан координационный совет. Планируется вывести эту борьбу за права на качественно иной уровень, чем это было до сих пор. Данной проблеме и была посвящена сегодняшняя конференция. Речь на ней шла о создании общественно-политического движения, объявлении его целей и планируемых мероприятий " , - продолжил политолог. " На 19 января планируется всенародный сход русскоязычных крымчан. Говоря о русском единстве, мы рассуждаем о той составляющей, которая в наибольшей степени подвергается разного рода дискриминации, в том числе и по этническому принципу. Сход - это будет еще одна форма объединения и преодоления раскола в массовых акциях именно русских политических сил. У нас в последние годы многотысячные митинги собирают только крымские татары. Речь идет о том, чтобы продемонстрировать единство накануне президентских выборов, к которым отношение очень неопределенное, потому что нет того кандидата в президенты, которого можно было бы поддержать без каких-либо оговорок " , - заметил аналитик. " Необходимо продемонстрировать, что Русское движение - это огромная сила, за которой стоят десятки тысяч активных крымчан и сотни тысяч крымчан, которые готовы прийти и проголосовать за это движение. Кроме того, планируется провести подобное же мероприятие в канун годовщины Переяславской Рады. Это примерно совпадет со сроками первого тура президентских выборов, которые являются, в силу сложившихся обстоятельств, для русского единства проходными. Там нет принципиальных интересов, ради кого можно чем-то жертвовать и бороться до последнего. Ставка делается на то, чтобы получить достойное представительство на выборах в местные советы. Сроки крымских выборов пока еще точно не определены. Также мы обсудили другие методы, с помощью которых мы будем бороться за гражданские и политические права, которые нарушаются украинской властью в отношении русских " , - подчеркнул Андрей Никифоров.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/14/an...

Жучик кн. Михаил Иванович Волконский, середина XVI в. Жучка , крестьянин, 1545 г., Новгород З Заанбардой Сила, крестьянин, 1646 г., Курмыш Забейца Алферий, крестьянин, 1495 г., Новгород Забела, Забелин : Андрей Григорьевич Забела Хлуденев [см. Хлудень], первая половина XVI в.; Иван Алешкин Забелин, конец XV в., помещик, Новгород [см. Бовыка, Одолей] Забойников Степан, крестьянин, 1585 г., Владимир Заболоцкий Василий Иванович Всеволож, первая половина XV в.; от него – Заболоцкие. Фамилия от села Заболотья, на юго-запад от Переяславского озера [см. Азей, Асанчук, Благой, Благонозье, Бражник, Жихан, Кивер, Козля, Костица, Кошур, Кувшин, Кутиха, Лапа, Лобан, Мясоед, Паук, Племянник, Плотник, Помяс, Странник, Тонкий, Трегуб, Трясоголов, Угрим, Услюм, Утакун, Черленый, Шугарь, Шукал, Ярый] Заборовский Андрей Дмитриевич, 1562 г. Фамилия от села Заборовья в Тверском уезде [см. Гвоздь, Обора, Овсяник] Забродов Богдан Осипович, 1576 г., Тверь Забузов Федор Иванович, 1587 г., Тула Завалин Иван, 1620 г., Устюг Завалипутев Дмитрий Васильевич, 1540 г., Москва Завалиха Степан, крестьянин, 1610 г., Нижний Новгород Завалишин Никифор Семенович, 1556 г., Обонежская пятина [см. Бурмас] Завалиша – овсянка, пойло для телят (Даль) Заварза, Заварзин : Филя Заварза, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Михей Заварзин, 1638 г., Москва; Василий Заварзин, подьячий, 1691 г. Заватра Треня, крестьянин, 1606 г., Арзамас Завесины Кинжал [см. Кинжал] Иванович и Игнатий Васильевич, конец XVI–haчaлo XVII в., Новгород Завид Дмитриевич, посадник, 1128 г., Новгород Заворотков Михаил Семенович, 1565 г., Казань Завражный Иван, посадский человек, 1660 г., Гремячий Завришины , новгородские бояре, XV в., выселенные позже в Нижегородский уезд; Яков Епифанович, помещик, конец XVI в., Нижний Новгород Заврить – засунуть, запереть на запор (Даль) Завьялов Максим, крестьянин, 1579 г., Шуя [см. Локтев] Вьялица – метель, вьюга; завьялить – замести снегом; завьяло – вялый человек Загайнов Семен, крестьянин, 1500 г., Владимир Загарин Надобный [см. Надобный] Михайлович, 1590 г., Владимир; Загаринов Пороша [см. Пороша] Гаврилович Таскаев [см. Таскай], 1580 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Бурцев см. Бурец Бурыкин Дмитрий, крестьянин, 1604 г., Владимир Бурыч , холоп, 1541 г. Буса Иван, 1547 г., Двина Бусерь ( Бусырь ), Бусеревы : Бусерь Александров, 1500 г., Новгород; Степан Иванович и Яков Яковлевич Бусыревы, 1568 г., Ярославль Бусырь – 1) хлам, дрянь, 2) придурковатый человек Буслав Ильич Панафидин [см. Панафидины], 1550 г. [Ср. Выслав] Буславич Фома Евдокимович, посадник, 1500 г., Псков Буслай, Буслаевы Буслай – гуляка, мот, оболтус Бустман Бастанов [см. Бастановы], помещик, 1564 г., Новгород Бусурман : Бусурман Казатулович Скобельцын! [см. Казатул, Скобельцын], 1564 г.; Федор Бусурман, крестьянин, 1587 г., Арзамас; кн. Иван Юрьевич Мещерский, 1619 г. Бусыгин Фотий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Бусыгины, крестьяне, 1606 г., Арзамас Бут , крестьянин, 1485 г., Новгород Бутаев Емельян, крестьянин, 1585 г., Арзамас Бутак, Бутаковы : Василий Бутак, холоп, 1455 г., Муром; Бутак, крестьянин, 1545 г., там же; Бутак (Бутачко), посадский человек, 1586 г., Новгород; Илья Бутаков, помещик, 1591 г., Новгород; Яков Павлович Бутаков, дворянин, 1611 г., Алексин Бутасовы , крестьяне, 1564 г., Олонец Бутень, Бутеневы : Бутень Гаврилович Константинов, 1490 г., Переяславль; Бутеневы, XV в. и позже, Переяславский уезд Бутень – купырь, дикая петрушка Бутиков Григорий, дозорщик, 1618 г., Зарайск Бутков Андрей, подьячий, 1653 г., Москва Бутора, Буторины : Федор Бутора Косицкий [см. Косицкий], 1498 г., Новгород; кн. Федор Васильевич Бутора Селеховский [см. Селеховские], XVI в.; Иван Буторин, крестьянин, 1630 г., Устюг [см. Холзаков] Бутора, бутор – 1) пожитки, скарб, 2) бред больного, 3) внутренности (кишки и пр.) туши скота Бутримовы : Василий Бутримов, вторая четверть XV в., Кострома; Яков Осипович Бутримов, подьячий, поме щик, 1619 г., Дмитров; Ратман [см. Ратман] Бутри мов, 1590 г., Пенза [см. Жирохин] Бутрим – неслух, строптивый, упрямый человек Бутурля, Бутурлины : Иван Андреевич Бутурля, родоначальник фамилии Бутурлиных, боярин, первая четверть XV в. [см. Баклан, Врыло, Варгас, Возгра, Всячина, Гария, Закала, Копть, Корчемка, Неклюд, Плакса, Препростый, Сайга, Снырь, Сопля, Тесто, Ширшик]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Русская Правда»: история и актуальность Синодальный список Русской Правды, 1282 г. Государственный Исторический музей «Русская Правда» - главный памятник древнерусского права. Еще существуют церковные уставы  святого князя Владимира и Ярослава, но историки до сих пор не пришли к единому мнению об их подлинности. Первым выразил сомнение в подлинности Устава святого Владимира нашедший его текст и издавший Устав Карамзин, позже его мысль поддержал Голубинский. Карамзин настороженно относился к тексту, потому что некоторые его положения противоречили общепризнанным фактам. В частности, его смущало то место, где говорится, что святой Владимир крестил Русь вместе с Патриархом Фотием, но между ними лежит век. Фотий – это 860-е годы, 9-й век, а Владимир – это уже век 10-й. Из этого же исходил Голубинский, но позже, на докторском диспуте Голубинского, его оппонент Ключевский утверждал, что текст в основе подлинный, только позднее переписывался и дополнялся, и в последних списках наряду с Уставами Владимира и Ярослава содержались решения, принятые другими князьями.  Я думаю, эта точка зрения наиболее близка к истине. Есть и другие древнерусские правовые документы, главные из которых – новгородские и псковские судные грамоты, договор с немцами смоленского князя Ростислава. Но ядром древнерусского права является «Русская Правда». Ее первоначальные списки до нас не дошли (как не дошел и первоначальный текст церковного устава св. Владимира), но сохранились более-менее исправные списки XII, XIII и XIV веков. Наиболее исправный текст – это Софийский, на основании которого Карамзин – первым из исследователей - анализировал «Русскую Правду». Вообще в св. Софии Новгородской сохранилось очень много документов. Заслуга новгородцев в этом отношении несомненна, потому что многие документы Киевской Руси погибли во время киевских разгромов, которые предприняли Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, а в особенности татары и половцы. А вот благодаря новгородцам мы имеем исправные, хотя и более поздние, тексты «Русской Правды». Новгородцы вообще относились к «Русской Правде», особенно к ее ядру, «Правде Ярослава», с пиететом. Это первая и, возможно, самая ценная часть «Русской Правды». Она скреплена Ярославом и дана от имени Ярослава. Как возникает эта «Русская Правда»? Различают три списка, три текста. Первый, краткий, дан Ярославом, затем правда Ярославовичей – дополнение, которое вносят в текст «Правды» его сыновья -  князь Киевский Святослав, князь Переяславский Всеволод, отец Владимира Мономаха, и князь Черниговский Олег. Это триумвират, который правил Россией после смерти Ярослава. Его сыны, Ярославовичи, внесли ряд важных дополнений в текст. В частности, там были уточнения штрафов за разные провинности, но самым важным было запрещение кровной мести.

http://pravoslavie.ru/5213.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010