После суда над еп. Нестором, митрополит Киевский, ставший на сторону этого Суздальского епископа в учении о постах, вероятно сделал распоряжение на юге о запрещении есть мясо и молоко в Господские и Богородичные праздники (за исключением Рождества и Богоявления), если они случатся в среду и пяток. И здесь это нововведение вызвало всеобщее неудовольствие и в князях, и в мирянах, и даже в иноках Печерского монастыря во главе с игуменом Поликарпом. Волнение охватило и другие епархии: Черниговскую, Переяславскую, Смоленскую и Галичскую. Для того чтобы положить конец этим спорам по вопросу о посте в 1168 году в Киеве собрался местный церковный собор 71 . На этот собор прибыли епископы: Черниговский Антоний, Смоленский Мануил, Переяславский и Галицкий – оба неизвестные по имени. Прибыл сюда и епископ Ростовско-Владимирский Феодор, присланный сюда Андреем Боголюбским. Великий князь Андрей, по сообщению Татищева, прислал грамоту к Киевскому князю Изяславу и собору епископов, в которой писал, чтобы отцы собора самостоятельно и беспристрастно рассмотрели этот вопрос о мясоястии помимо влияния митрополита и патриарха, «от власти коих в Руси лишь великий вред и великие убытки». Когда начались прения на соборе по вопросу о посте в среду и пяток, мнения пастырей разделились: льготного обычая выполнения постов держались, кроме епископа Владимиро-Ростовского Феодора, епископ Смоленский Мануил (дядя Феодора), Галичский епископ, неизвестный по имени, и игумен Печерского монастыря Поликарп. Против них вооружились: Киевский митрополит Константин, Черниговский еп. Антоний и неизвестный по имени еп. Переяславский. Епископ Феодор более всех ратовал на соборе против нового греческого учения о постах и «наипаче всех прилежал», чтобы одержать верх и обличить в неправоте самого Киевского митрополита, держа себя по отношению к нему совершенно свободно, как независимый от него. Но ни та, ни другая сторона не могли прийти к соглашению, и собор должен был разойтись, не придя к одному определенному решению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

получив известие из Греции, что на место Климента назначен новый Митрополит из Константинополя, по имени Константин, и что таковый отправился из Царьграда в Россию, Пр. Нифонт, немедля, поехал в Киев, чтобы встретит желанного Архипастыря. Но Господь не судил ему дождаться этого утешения. – Еще Константин был на пути, как Преподобный заболел в Киеве, – и в том же году 21 Апреля скончался в субботу великой пасхальной недели. 202 Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах Пр. Антония. Память Пр. Нифонта 21 Апреля, в день его кончины. 203 IX. Жизнь и деятельность Святаго Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни. Сын знаменитого Юрия Долгорукого, Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха и родной племянник сына его Св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 г. в г. Суздале. Когда в 1149 г. отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. – Между тем, тогдашний Великий Князь Киевский, Ярослав Мстиславович, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский и здесь, собрав на помощь Поляков и Венгров, решился идти на Киев. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими Половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопницу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава Вячеслав. 204 Скоро прибыл сюда и сам Юрий и получив помощ от свата своего Владимирка Галицкого, 205 готовился напасть на Ярослава. Между теме Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого что еще Пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились восвояси. 206 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, невидимому, охотно был принят и Юрием и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся и снова пошел против Ярослава. 207 Войско Юрия двинулось к Луцку, Андрей и Ростислав с Половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 208 Вдруг ночью Половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и Русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, – и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и Половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Однако это было ненадолго: Андрей своим пронырством склонил на свою сторону многих удельных князей и в том числе князя Федора Ярославского, женатого на дочери Ногая. Через зятя нетрудно было Андрею оклеветать бедного Дмитрия и перед самим Ногаем. Несчастный великий князь лишился и последнего защитника: Ногай дал Андрею грамоту на Владимирский престол и войско для нового разорения России. Начальником этого войска был Дюдень, брат хана Тохты. Со своей обыкновенной свирепостью Татары устремились опять на области великого княжества. Дмитрий, может быть, предчувствуя свою близкую кончину, не захотел больше быть причиной бедствий своего Отечества и решил отказаться от великокняжеского престола. За это нужно благодарить, кажется, сына Ярослава II, молодого Тверского князя Михаила, у которого жил Дмитрий во время своего последнего изгнания и который всеми силами старался помирить братьев. Предчувствие не обмануло Дмитрия: он скончался в 1292 году. Наконец, Андрей Александрович уже мог надеяться, что никто не будет оспаривать у него великого княжества. Не любя нового государя за жестокий, властолюбивый нрав, удельные князья жили очень недружно между собой, и каждый из них хотел быть независимым: Михаилу Тверскому и Федору Ярославскому удалось это сделать во время несчастного княжения Дмитрия. Даниил же Московский и сын Дмитрия Александровича, Иоанн Переяславский, заботились об этом же при Андрее. Московское княжество вскоре еще увеличилось: Иоанн, умирая бездетным, отдал город свой, Переяславль, Московскому князю. Это случилось в 1295 году за несколько месяцев до кончины Даниила, первого из Московских князей, начавшего думать о том, чтобы со временем сделать Москву столицей России. Княжение Андрея продолжалось десять лет, и каждый год наши предки записывали в свои летописи какие-нибудь естественные ужасы и несчастья, тогда случившиеся. В числе явлений, пугавших необразованный и суеверный народ, была комета, явившаяся в 1301 году. Но были и действительные бедствия: страшные вихри, засухи, голод, мор и сильные пожары. К этому жестокий Андрей Александрович прибавлял все те страдания и горести, какие терпят люди от злобы подобных себе. Единственным хорошим делом Андрея было то, что он в 1301 году победил наших беспокойных соседей, Шведов, часто нападавших на Новгородские области и, наконец, построивших в семи верстах от нашего нынешнего Петербурга, на том самом месте, где теперь Охта, город и крепость, откуда им было еще удобнее приходить в наши владения. Этот новый город назывался Ландскрона, то есть Венец Земли. Андрей завоевал его и срыл все укрепления, так что почти не осталось и следов. Здесь только один раз в жизни Андрей позаботился о пользе Отечества и сражался за него. Впрочем, никто из потомков Мономаха не сделал столько зла Отечеству, как этот гордый, властолюбивый, жестокий сын кроткого, великодушного, святого отца!

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Андрей Смоленский, Переславский, блгв. Описания иконы Андрей Смоленский, Переславский, блгв. - житие Святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский) (память 27 октября и 23 мая по старому стилю) Происходил из рода смоленских князей. Зависть и крамолы против князя Андрея его родичей побудили его оставить свой удел. Бедным странником пришел он в г. Переяславль-Залесский и поселился у церкви Николая Чудотворца, у городских ворот. Через некоторое время князь был принят пономарем и в такой должности подвизался 30 лет, скрывая свое знатное происхождение. После многих трудов и подвигов св. князь Андрей мирно скончался около 1390 г. На теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства и тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, которая была написана рукою почившего. Похоронили святого у той же церкви. Через много лет, в 1539 г., мощи святого благоверного князя Андрея были обретены нетленными, и при обретении мощей произошло множество чудесных исцелений больных. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 4). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 3970.jpg:   Размер: 542x1200, 0.65 MPix, 86 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (166) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 3972.jpg:   Размер: 262x586, 0.15 MPix, 27 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (143) , (0) . Описание: [Переславль. 2000.] Св. Андрей Смоленский. Инокиня Екатерина (Омельченко) (Выпускница Иконописной школы 2001 г. Мастерская Никольского женского монастыря). Икона. Переславль. 2000 год. Храм Благовещения Никольского женского монастыря. Переславль-Залесский. Файл 3974.jpg:   Размер: 446x1200, 0.54 MPix, 99 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (223) , (3) . Описание: Икона благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца, с частицей его мощей. Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана Файл 17272.jpg:   Размер: 583x800, 0.47 MPix, 167 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (275) , 1 (16) .

http://pravicon.com/icon-1188

Родом Переяславец 8 , он упоминается в летописях как духовник царя Ивана во время знаменитого третьего похода на Казань в 1552 г. На пути к Казани, во Владимире на Клязьме 8–10 июля он «грешнейший Афонасий сиггел Благовещенской» получил чудесное исцеление у мощей св. Александра Невского 9 . Пред началом осады татарской столицы 23 августа, царь принимает благословение от своего духовного отца Андрея протопопа 10 . Накануне взятия Казани, с 1 октября на 2-е царь всю ночь пробыл наедине со своим духовником 11 . 2 октября, в достопамятный день покорения татарской столицы «изрядный Андрей протопоп» благословляет царя на ратный подвиг 12 . Лишь только пала Казань, «и посла государь в той час по духовнаго своего отца, изящнаго в добродетелех Андрея, протопопа Благовещенскаго, и повеле ему приити из своего царского стану со всем освященым собором, яже бяху тогда с благочестивым царем. Андрей же з животворящим и со псалмопение (sic) и со всем собором приди ко о (sic) государю множа двою поприщ в всем священном сану, яко же литоргиса. Православный же царь со отцем своим духовным свокупне Господеви благодарение воздают» 13 . Отсюда следует, что Андрей был во главе всего духовенства, находившегося при русском войске. Царь вместе с духовником своим ставит крест у стены Казанской, на том месте, где быть церкви во имя Нерукотвореннаго образа 14 . При въезде Грозного в кремль Казани пред царем «ехали воеводы и дворяне многие, да с животворящим крестом Андрей протопоп» 15 . Он служит «со игумены и священники» молебен в завоеванном кремле Казани; 6 октября освящает в нем первую церковь во имя Благовещения 16 . Андрею принадлежала среди духовенства под Казанью первая роль, и потому из духовных только он один (да однажды протопоп свияжский Афанасий) назван по имени в летописном рассказе о покорении Казани. Во время поездки Грозного в Кириллов-Белозерский монастырь в мае-июне 1553 г. «исповедник» царя «пресвитер Андрей Протопопов (или: протопоп)» был в числе четырех приближенных лиц, чрез которых Максим Грек в Сергиевой Лавре безуспешно отговаривал Грозного от дальнейшего путешествия 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Лаврентьевская летопись отмечает: «Прежде была в Переяславе митрополия»). Кроме свт. Ефрема, выдающимися епископами Переяслава были Сильвестр (с 1118 г. до кончины в 1123 г.) – бывший игумен Киево-Выдубицкого монастыря, составитель 2-й редакции «Повести временных лет» (после кончины прп. Нестора Летописца в Киево-Печерской Лавре), и сщмч. Симеон (Симеон II), убитый при взятии города монголами. Ряд других Переяславских архиереев упомянуты в летописях как участники важных событий церковной жизни Руси: в 1101 г. епископ Симеон I вел вместе с князем Владимиром Мономахом постройку Успенского храма в Смоленске, в 1115 г. епископ Лазарь участвовал во 2-м перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в Вышгороде, в 1146 г. епископ Евфимий постриг в монашество Киевского св. князя-страстотерпца Игоря, а в 1147 г. участвовал в избрании инока Клима Смолятича на Киевскую Митрополию. В XII в. летописи упоминают Свято-Михайловский храм как место княжеских молений и погребений: в 1114, 1142 и 1151 г.г. здесь погребены соответственно сыновья Мономаха Святослав, Андрей и их племянник Ростислав – сын Юрия Долгорукого; в 1149 г. Переяславский князь Изяслав молился здесь перед боем с соперниками по междоусобице. В XVII в. память о древнем монастыре была запечатлена существованием в Переяславе одноименной приходской деревянной церкви: в 1-й пол. столетия упоминается Свято-Михайловский храм без даты постройки; между 1649-1666 г.г. казак Федор Лобода (†1666) – полковник переяславский, а позже генеральный судья при гетмане Украины, – воздвиг новый храм св. Архангела Михаила. В XVIII в. на месте древнего монастыря существовал новый: в 1711-1713 г.г. был выстроен монастырский комплекс – каменный Свято-Михайловский храм и пристроенный к нему каменный теплый храм прмч. Макария, Благовещенский храм, кельи, дом игумена, поварни, кладовые, подвалы; в 1734 г. обитель пострадала от пожара, в 1737 г. трапезную и кельи восстановили; в 1743-1750 г.г. построен новый каменный Свято-Михайловский храм (по иной версии, в начале и середине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=29718

Вассиан Рыло, вероятно, в бытность игуменом Троице-Сергиевой Лавры (уп. 1455 до 1456) и архим. Спасским (1466–1467). См. выше, стр. 17, пр. 1. – вел. кн. Василия Ивановича. Фома; вероятный духовник. Первый из Благовещенских протопопов поселяется на духовниковом дворе. Забелин, История г.Москвы, I, 335– 336. Из летописи (П. С. Р. Л. VI, 197) известно, что в 1472 г. духовник вел. кн. Ивана III был протопоп вдовец. Может быть, это и был Фома. Сергий, вероятно, в бытность иноком Троице-Сергиевой Лавры (до 1483 г.), бывший потом архиепископом Новгородским. В Новгородском Трефологии собрания Буслаева сказано, не известно правильно ли исторически: «Сергий архиепископ, бывый прежде отец духовный великого князя, новопоставлен на архиепископство в Великий Новгород». Лет. Рус. Лит., III, стр. 72. Митрофан, архимандрит Андрониковский, 1504. С. Г. Гр. и Д. I, 144, стр. 400. Ему писал Послание преп. Иосиф Волоколамский. Чт. 0. И. и Др. 1847, I, отд. IV 923 ). Василий, протопоп Благовеющенский. 1523 г. С. Г. Гр. и Д. I, 150, стр. 417. – вел. кн. Василия Ивановича. Алексей, протопоп Благовещенский. 1533 г. П. С. P. Л. VI, 270–273, 275. XIII, 2 ч., 412–414. Феодор Бармин, протопоп Благовещенский. 1547–1548 гг. Действует при венчании Грозного на царство; поднимает народ против Глин- ских; постригается в Чудове монастырь. П. С. Р. Л. ХШ, 451 (ср. А. И. I, 41); 455– 456, 458. Соловьев, История, II кн., 41. –царя Ивана Васильевича Грозного. Андрей, протопоп Благовещенский, в монашестве Афанасий, впоследствии митроп. Московский. Вероятный автор Степенной книги и Жития преп. Даниила Переяславского. Как духовник Грозного упоминается с 1552 г. по 1564 г. Васенко, Книга Степенная царского родословия, 204–212 Смирнов, Житие преп. Даниила Переяславского, стр. IX–XII. Симеон, протопоп Благовещенский, в монашестве Симон. О нем в приписке на Служебнике XVI в. Волок. Б-ки 32 (83). Иосиф Опис. ркп. Волок. Б-ки, 9; арх. Леонид Духовники великих князей и царей Моск. Чт. О. И. и Др. 1876, I, 218. Мансветов, Митр. Киириан, 54, пр. 1. Голубинский, История, II, 1, 818, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Епископат АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121738.html

Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/115338.html

Старец заплакал и сказал: «не будем искушать Духа святого, действующего в чудных рабах своих. Не говори также, будто ничего не известно великому отцу нашему и святителю. Бог мне свидетель, что извещал я его сам и не только его, но и благочестивого самодержца, и по их воле осмелился и открыть святые мощи». Преподобный сказал потом, что излишне-пытливые, или по другим, более худым, побуждениям противодействующие св. делу будут наказаны; митрополит лишится престола, архимандрит и протоиерей жестоко пострадают. – Слово св. старца в последствии исполнилось. Это слово сперва смутило следователей, но потом объявили они его за плод дряхлой старости. – Впрочем очевидность дела вынудила кончить преступный спор. Мощи блаженного князя положили в новый гроб, обвили их плащаницею и совершили службу. Храм св. Николая с того времени стали называть храмом св. князя Андрея переяславского чудотворца; существовавший при нем женский монастырь закрыт в 1761 г. 497 Кто был сей праведный князь и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «аз есмь Андрей, един от смоленских князей»; нашли также золотую цепь и перстень, которым потом взял себе вел. князь Иоанн Васильевич и за то дал жаловье для церкви свят. Николая. По преданию князь удалился из родной стороны по крамолам; в Переяславле жил он как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви св. Николая; от бедности терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет! 498 Таковы данные о жизни того, кто не хотел быть знаемым во время земной жизни своей! По этим данным видно, что благоверный князь Андрей смоленский жил прежде в. к. Иоанна (1464–1506 г.). По родословным спискам смоленских князей известны два князя Андрея, жившие прежде в. к. Иоанна, – князь Андрей Владимирович и князь Андрей Федорович Фоминский. Но первый убит 1224 г. на р. Калке и след. не кончил дней подвижником в Переславле. Отец князя Андрея Фоминского, князь Феодор слепой Фоминский, был современником в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010