Амвросием. Нет ничего странного в том, что я с молитвою на устах предан был во власть диавола ( Мф.7:21–23 ). По учению св. отцов (ср. Лк.11:5–10, 18:2–7 ), милосердый Господь, любящий нас более, чем родная мать любит свое дитя ( Ис.49:15 ), иногда дает молитву и грешному, страстному человеку, вследствие его усердной, неотступной просьбы, но дает для того именно, чтобы он, при помощи молитвы, очистился от своих грехов и страстей и таким образом освободился от власти диавола ( Ин.8:14 ; Мф.13:38 ; Ин.3:8 ). Если же человек, получив от Господа молитву, будет только самолюбиво услаждаться и утешаться ею, а об искоренении своих страстей и прощении грехов будет нерадеть, то Господь обыкновенно лишает такого Своей милости и самого его предает на поругание нечистым духам ( Мф.25:24–29, 12:43–45 ). 4. Явная помощь Божия в искушении В Мещовском монастыре, в мое пребывание там, жил достопочтенный старец иеромонах Иларий, называвшийся Рязанским как в отличие от своих соименников, так и по происхождению своему из Рязанской губернии, где он даже провел некоторое время и в монашеском звании. О. Иларий недавно скончался и великолепный памятник над его могилой, сооруженный его духовными детьми и почитателями, наглядно освидетельствует о том, что его не только при его жизни глубоко уважали, но и после его смерти продолжают уважать. Он был действительно замечательным старцем: богат был собственным опытом духовной жизни, очень начитан святоотеческих писаний и, в частности, аскетических творений, обладал незаурядными умственными способностями и хорошим даром слова. Переписка его была весьма обширная. Ему писали с разных сторон России, и он легко, толково и основательно разрешал всякие сомнения и возражения своих корреспондентов. Свою обширную начитанность о. Иларий, между прочим, проявил и по отношению ко мне, убедив меня после исповеди опасно больных, приобщаемых обычно в домах, непременно читать над ними общую разрешительную формулу, положенную в «чине исповедания» (Господь и Бог Иисус Христос ...), а не ограничиваться одной молитвой, находящейся в чине «Како причастити больного» (Господи Боже наш...), так как этою молитвою лишь испрашивается отпущение грехов, а не дается разрешение их.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Но я наотрез отказался от Академии, заявив ему, что в Академии среди неустойчивой молодежи я скоро могу рассеяться и испортиться, и просил его благословить меня ехать в Киевскую лавру к игумену Агапиту. Полное мое ослепление своею гордостью не дало мне в то время возможности почувствовать, что, выражая желание ехать к о. Агапиту, а не остаться у о. Амвросия, предпочитая таким образом первого последнему, я тем самым явно осудил и презрел уже самого о. Амвросия. Но о. Амвросий, смотря на меня, глубоко вздохнул, сморщился и скороговоркою произнес: «Введь о. Агапит в Лавре сам гоним и скорбит, как ты там с ним будешь жить?» Но я упорно стоял на своем и силился доказать старцу, что в Мещовском монастыре мне оставаться всё равно невозможно. Тогда о. Амвросий прервал со мной свой разговор и с оттенком досады произнес нараспев: «Ну поезжай, треснись лбом о стену». Я хорошо запомнил только «поезжай», а другие слова старца показались мне неважными и я поэтому не обратил на них надлежащего внимания, полагая, что фраза «треснись лбом о стену» сказана им так себе... без особого значения. О. Агапит принял меня очень ласково, против моего желания жить под его руководством ничего не возражал, и я от него, не заходя ни к кому из членов лаврского духовного собора, от которого, собственно, фактически и зависит принять или не принять кого-либо в Лавру, пошел прямо к митрополиту с прошением. Скоро мне передали содержание резолюции митрополита, что я буду принят в Лавру, если мои документы, по вытребовании их откуда следует, окажутся чистыми и в порядке. Немало обрадован я был таким успехом своего дела и благодарил Бога, но относительно условности митрополичьей резолюции мне все-таки хотелось еще переговорить с каким-либо опытным человеком, и вот для этого я отправился к наместнику Лавры, архимандриту Варлааму. О. наместник, по-видимому, без всякого лукавства сказал мне, что если мои документы не будут содержать в себе чего-либо позорящего меня, то я без сомнения буду формально принят в число лаврской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Так и случилось. И мы узнали тогда, что, сделав верст 25 по правильному пути, взяли в сторону и находимся теперь верстах в 10 от того места, с которого выехали. Через час езды мы очутились в большом селе, здесь кормили и легли спать. Так как подвода с кроватью была впереди, тетушке постлали на столе, поставленном в комнате наискось, как ставят покойников. В 9 часов поехали дальше, очень недовольные, к тому же городу Серпейску. Нас настигла сильнейшая гроза с продолжительным ливнем. Но удобно и хорошо было в коляске и, пригнувшись к окошечку в пристяжном боку, под ласкающий шум падающей воды, я пожирал один увлекательный исторический роман. Зато лошадям было трудно бежать по размытой дороге. К полудню мы доехали до Серпейска и еле всползли по крутой и скользкой горе, на которой лежит город. Здесь начинался почтовый тракт, и я уговорил тетушку оставить тут наших лошадей до нашего обратного следования и взять почтовых. Не имея теперь надобности в остановках, кроме как по четверти часа, для перепряжки, на станциях, мы могли вечером быть в Оптиной, до которой оставалось, кажется, верст 100, на города Мещовск и Сухиничи. Ехать было прекрасно. Гроза смягчила надоевшую нам накануне жару и прибила пыль по дороге. Получая хорошие " на чаи», ямщики сильно гнали, ободряя лошадей гиканьем и свистом. Перед заходом солнца я кончил роман и отдался наслаждению быстрой езды. Мы все молчали. Коляска тихо покачивалась на своих рессорах, и стройный топот лошадей соединялся со звуком быстро катящихся колес в музыку, которой я никогда не мог вдосталь наслушаться. Догорело небо. Сумерки становились все гуще, и голова, не развлекаемая внешними впечатлениями, усиленно думала. «Ну, что он, какой он, – спрашивал я себя, в первый раз, во время пути, принимаясь подробно думать о том человеке, который меня тогда так взволновал. – Вот, если б не муж тетушки мне рассказывал, я бы поверил, может быть. И как это неприятно, какое-то тонкое духовное оскорбление, что я должен внешне преклониться пред человеком, к которому я ничего не чувствую.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Дьяку она диктовала, а тот записывал, кому и сколько следовало дать денег, кому оказать содействие в каком-нибудь деле. Она заступалась перед мужем-царем за невинно осужденных, нередко спасая их от смерти. По праздникам от имени государыни возле церквей раздавалась милостыня, а также посылалась праздничная милостыня в тюрьмы. В хоромах царицы жили девочки-сироты, в судьбе которых Евдокия Лукьяновна принимала самое живое участие. Став взрослыми, они были выдаваемы ею замуж за добрых дворовых людей, которым царица предварительно устраивала смотрины. Она внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского монастыря, в некрополе которого были похоронены ее предки. До конца своей жизни Евдокия не переставала оказывать благодеяния подданным. В праздничные дни время отдавалось различным увеселениям. В Потешной палате перед членами царской семьи с песнями и пляскою выступали балалаечники, шуты, скоморохи, карлицы. Слепые певцы под звуки домры распевали былины, народные стихи и духовные песни. 1 марта в Золотой палате ежегодно торжественно отмечали именины царицы Евдокии. Царь, проявляя великое о супруге попечение, дарил ей золотые украшения с бриллиантами, как в день ее именин, так и после очередных родов. В дни годовых больших праздников царица Евдокия устраивала в Золотой палате праздничные приемы, на которые во дворец съезжались боярыни – царские родственницы. По древнему обычаю для гостей устраивался торжественный обед. К столу приглашались и старицы-монахини трех московских монастырей: Вознесенского, Новодевичьего и Алексеевского. Последние годы жизни первой царской четы Романовых были далеко не безоблачны. Царица Евдокия тяжело болела. Было возбуждено дело против придворных мастериц, которые признались (возможно, под пытками), что пытались «испортить царицу» посредством колдовства и даже отравить ее. Видимо, факт отравления имел место, так как современные исследования ее останков показали наличие в костях свинца, мышьяка и ртути в количестве, многократно превышающем ПДК.

http://pravoslavie.ru/156480.html

Горожане Мещовские почитали в нем мужа благочестивого и имели его как доброго советника в делах жизни и спасения. Как глубоко чтили о. Илария и насколько было благотворно его влияние, весьма картинно изображают два письма духовных детей старца, писанных на имя Мещовского игумена Илария, которые мы поэтому и приведем здесь сполна. Одно письмо – мирянина, другое – инокини, игумении. Эти письма живо рисуют, с какой простотой и доверием относились к о. Иларию и, в то же время, показывают: как духовно опытен был этот смиренный старец, как он проникал в будущее. Мирянин пишет так: «Когда наша покойная мать познакомила нас с батюшкой, мы ему очень верили. По смерти своих родителей, я поехал получить у батюшки о. Илария благословение жениться и начинать торговлю, спрашиваю батюшку, где мне брать невесту, на стороне или в своем городе? Батюшка сказал: «женись, бери в своем городе, на сторону не езди, торгуй, чем отец торговал, не обвешивай, не обмеривай и будешь жить, вот тебе мое благословение. Потом опять говорит: я знал одного бедного и благочестивого человека, который торговал честно и стал богат, а другого, богатого, который старался обмануть, обвесить и обмерить, в конце концов, стал бедней бедного». После благословения дорогого нашего батюшки я женился, но его благословению взял невесту в своем городе. Судьба моя была прекрасная, жена моя была со всеми достоинствами, пожил немного в Мосальске, т. е. в родном городе, мне казалось, что выгодней будет заниматься подрядами, я решил поехать в Либаву, что осуществил. Некоторое время мне очень шло удачно, так что я завел свои бараки, слесарню, шорню, одним словом, все, что требовалось для подрядчика; своих лошадей было много, одним словом, в неделю, бывало, из конторы принесешь 1000 руб.; так, каждую почти неделю приносил выручку в таковом количестве; однажды принес так много заработанных денег, что я своей семье и говорю: «вот и верь старцам, исполняй их благословение, торгуй – чем отец. Значит, я погордился батюшкиным благословением; за то, что я не послушался батюшку, Господь меня видимо наказал: я не сошелся с капитаном, не подписал условия и вследствие этого мне отказали в работе; имевши столько заведения не сейчас, все распродал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибавление из VI тома Мензенский Благовещенский монастырь Основан Преп. Священно-иноком Адрианом, скончавшимся в 1619 году, Мая 5. Менюжский Троицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии и уезде, от Новгорода к юго-западу в 40 вёрстах на большой Псковской дороге. До Штатов 1764 года приписан был к Новгородскому же Духову монастырю, а по Штатам упразднён и обращён в приходскую церковь . Здания в монастыре сем были все деревянные, от которых осталась одна только церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. отроков Иакова и Иоанна Менюжских, которых и мощи почивают в оном. Земли при оной удобной и неудобной 82 десятины. Мещовский Георгиевский монастырь Мужской заштатный. См. Георгиевский Мещовский. Мещовский Юхнов монастырь Мужской заштатный. См. Юхнов. Мещовский Дорогошанский монастырь См. Дорогошанский Мещовский. Мещовский Петровский монастырь См. Петровский Мещовский. Мигулинский или Троицкий Мигулинский монастырь Воронежской Епархии мужской, упразднённый, монастырь в землях Донского войска. Стоял на правом берегу реки Дона, при урочище, именуемом Мигулинским, от города Черкасска расстоянием в 300, от станиц: Мигулинской в 10, Вешенской в 30 вёрстах. Он основан каким-то монахом Капитоном, которой жил на сем месте, пока ещё не было никакого там селения, лет с восемь, и, собрав несколько братии, через посредство Войскового Атамана Фрола Минаева, просил Святейшего Патриарха Адриана о дозволении построить церковь во имя Живоначальной Троицы. По воспоследовавшему же дозволению в 7208/1700 году построена деревянная церковь , и в 1704 году, по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского, освящена. В 1727 году, пока ещё не приезжал на Воронеж новопосвящённый Епископ Лев, дан был указ из казённого Архиерейского приказа о создании в сем монастыре церкви каменной вместо деревянной, которая и доныне стоит. В сем Донском монастыре бывали Архимандриты, Игумены и Строители без постоянного положения, по рассмотрению Воронежских Преосвященных; а в 1789 году, по состоявшемуся Указу, этот монастырь упразднён.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мещовск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мещовск) — Каменный храм с каменной колокольней построен в 1696 г., и имел пять глав и трехъабсидный алтарь. Колокольня стоит к юго-востоку от храма. Содержание История [ править править код ] Каменный храм с каменной колокольней построен в 1678г. Небольшое по габаритам однокупольное здание церкви с низкими пристройками алтаря и трапезной оформлены довольно скромно. Пилястры по углам, карнизы и наличники окон составляют основное декоративное убранство. В архитектуре здания чувствуется влияние декоративного узорчатого стиля древнерусского зодчества. Двупрестольный, с приделом св.Иоанна Богослова. На восточной стене, за жертвенником придела, закладной камень с надписью: ЦАРЬ СЛАВЫ ИИСУС ХРИСТОС Лето 1678 г. 6 августа выстроил сию церковь воевода Борис Иванович Беклемишев с братиями по матери своей Марии. Сия преставися раба Божия Мария лета 1672, 2 ноября. Могила находится в 10 метрах от храма с южной стороны. Колокольня стоит к юго-востоку за храмом. По одним данным, она была выстроена вместе с храмом в 1678 г., по другим — позднее, во времена Нарышкиных (начало XVIII в.). Нижние два яруса колокольни квадратные с палатками, а третий — восьмигранный, с шатровым верхом и слуховыми окнами. Храм построен на месте погоста (кладбища), на территории храма сохранились древние могильные плиты. Постепенно место кладбища застраивалось жителями города. Когда кладбище как таковое перестало существовать, то храм оказался в черте города и стал именоваться собором. После строительства большого Благовещенского собора, за церковью закрепилось название “зимняя” или “старая”. Богослужения в ней совершались с праздника свят. Николая Чудотворца и до Пасхи. С Пасхи же и до свт. Николая служили в большом летнем соборе. В 1938 г., храм закрыли, имущество и богослужебную утварь изъяли. Храм стали использовать под пекарню, а 1939 г., перестраивая здание, разобрали купол храма. В ноябре 1942г. прихожанам храма был передан придел, и 4 декабря того же года там состоялась первая Божественная Литургия. 25 апреля 1945г. был зарегистрирован приход, а 4 июня 1945г. были переданы оставшаяся часть храма и колокольня. После возвращения храма Илья Корнеевич Пономарёв стал старостой и возглавил восстановительные работы. Первым настоятелем после открытия храма был назначен протоиерей Владимир Протасов. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Иларий после этого уже не смел возражать, и был рукоположен во иеродиакона. Немного нес он службу иеродиакона, скоро был возведен и в сан иеромонаха. Живя в монастыре Петропавловском, он переживал немалые искушения, но подробно о них не сообщал. Упомянул как то, только впоследствии, что от находивших искушений его избавлял о. Иларион Троекуровский. После рассказа моего об искушении, говорил Иларий, – старец Троекуровский положил свою руку на его, – и он после этого почувствовал себя в порядке и свободным от наваждения. (Сущность искушения он оставил невыясненной). Но дух злобы и после этого не оставил его вполне. Он нашел повод для искушения в его же послушании на благо обители. Когда он управлял пчельнею, пчеловодство при нем процветало. По надобности для пчеловодства о. Иларий подрезал все деревья на пчельнике. Братии старшей это не понравилось, и она стала наговаривать игумену на Илария и, наконец, дошла до совета – удалить его из обители. Когда о. Иларий узнал об этом, то, давая место гневу, сам пришел на помощь братии и подал прошение о переводе в какой-либо монастырь другой епархии. Сначала о. Иларий уходил на Валаам. С Валаама же перешел в Оптину пустынь, где полюбился о. Амвросию. По времени он высказал старцу просьбу – благословить его на жизнь на Афоне или на Валааме. О. Амвросий на это ответил: «иди в Мещовский монастырь, там твой Валаам и Афон, ты там нужен». Повинуясь наставлению батюшки о. Амвросия, о. иеромонах Иларий и прибыл в Мещовский монастырь. Он был охотно принят в Мещовском монастыре, занялся очередным служением в обители, стал заведовать пчельнею и был посылаем по сборам в уезд. Служба его на пчельне была очень плодотворна: количество колод достигло при нем до 500, после 40. Поездки его по сборам всегда венчались успехом. Он привозил сбор: деньгами, вещами, даже скотом лучших пород. В келейной жизни, в Мещовском монастыре, о. Иларий отличался большой любовью к чтению духовно-нравственных книг, особенно любил читать св. Евангелие и отечники. В Петропавловской пустыни о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Имп. Павел I стал оказывать помощь заштатным мон-рям. С 1797 г. М. м. получал ежегодное подаяние в 300 р., с 1798 г. владел мельницей и рыбной ловлей на р. Рессе, при с. Тараскове близ г. Мосальска, а с 1801 г.- 30 дес. земли близ ограды. В XIX в. земельные владения были еще расширены: в 1851 г. мон-рь получил ок. 69 дес. леса в урочище Бурдыкино Мосальского у., в 1861 г. по указу Калужской духовной консистории взамен этого участка - ок. 72 дес. на казенной даче Каменка Перемышльского у., а по завещанию помещика Н. М. Егорова - ок. 101 дес. при с. Никитине Мещовского у. При М. м. были посажены фруктовые сады площадью 4 дес., а также березовая роща. К 1914 г. денежный капитал М. м. в банке составлял 55 901 р. 81 к. ( Осипов В. И. К вопросу об экон. деятельности мон-рей Калужской губ. (сер. XIX в.- 1917 г.)//Вопросы археологии и истории В. Поочья. Калуга, 1989. С. 63). В 1802 г. в М. м. был введен общежительный устав. Важным событием стало торжественное погребение в июне 1812 г. в монастырской средней вост. башне блж. Андрея Мещовского . Рядом положили его топорик, к-рый он всегда носил с собой. На могиле стали служить панихиды, были зафиксированы случаи исцелений. Башню после этого стали называть Андреевской. 24 сент. 1816 г. в 2-этажном каменном здании, специально построенном в мон-ре, открылось Мещовское ДУ. В 60-х гг. XIX в. смотрителем ДУ был прот. Валентин Амфитеатров . В XIX в. обсуждался вопрос о переводе уч-ща из мон-ря в город; оптинский старец Амвросий (Гренков) призывал «очистить обитель от училищного населения». Перевод состоялся в 80-х гг. XIX в., в училищном корпусе была размещена братская трапезная с кухней. 24 сент. 1916 г. настоятель М. м. иером. преподобноисп. Георгий (Лавров) участвовал в праздновании 100-летия училища. В 1819-1820 гг. вместо разобранной обветшавшей колокольни при храме была возведена колокольня с часами. От сильной бури в 1833 г. пострадала одна из башен, а в 1836 г.- все здания обители. Синод выделил более 19 тыс. р. на их восстановление. Настоятель (1842-1853) иером. Никодим (Демутье) занимался перестройкой мон-ря. Со старого 2-этажного храма были сняты 4 угловые главы, он был оформлен фасадом в итал. стиле, полностью переделан изнутри и расписан. Колокольня стала выше и была увенчана шпилем. Были перестроены ограда (шатровые верхи на некоторых башнях заменены надстройками с бойницами), св. ворота (разобрана надвратная Вознесенская ц.), келейный корпус, конный двор. Иером. Никодим строго следил за соблюдением монастырских правил, в храмовые праздники обители устраивал обеды для 200 нищих.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Мещовск. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В последнее время наш город становится всё более привлекательным местом для паломников и туристов. А в связи с 400-летием царского дома Романовых поток гостей значительно увеличится. Предстоит много потрудиться, чтобы привести Мещовск в порядок. Но не будет полной радости, если жители сами не вложат частицу своего труда, своих средств, своей души в большое общенародное дело, как это бывало в старину. Архивные данные говорят о том, что таким делом для наших предков было, в частности, строительство кладбищенской церкви. Вот цитата из Клировых ведомостей за 1890 год: «Кладбищенская церковь в г. Мещовске Калужской губернии построена иждивением жителей города Мещовска и освящена в 1876 году во имя Преображения Господня». Сейчас наступило время не только восстановления святынь, но и возрождения благочестивых традиций. В старину на Руси храмы нередко возводились попечением самих жителей. Традицию народной благотворительности, когда люди всё лучшее отдавали Богу, нам тоже пора вернуть из небытия, чтобы заново учиться быть хозяевами на своей земле, в своем городе. Будем помнить о том, что наши усопшие сродники, упокоенные на старом кладбище, ждут от нас духовной помощи, и самой лучшей молитвой за них станет восстановление поруганной святыни. Газета " Восход " Мещовского района, 26.05.2012 Церковь Спаса Преображения в Мещовске была построена в 1876 году. В «Клировых ведомостях» за 1890 года о ней написано, что возникла она благодаря пожертвованиям жителей города и стояла на кладбище, считаясь церковью кладбищенской. Постройка была выдержана в русско-византийском стиле – одноглавый четверик с притвором и алтарем. В 30-е годы 20-го столетия церковь закрыли, разграбили, и постепенно она начала разрушаться. Калужская Епархия предложила возродить кладбищенский храм. В настоящее время храм постепенно восстанавливается. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 2015 г. начато восстановление храма, работы курирует " Калужское землячество " . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01606

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010