Хозяин стал допрашивать его, а он, ударяясь все головой о стену, повторял: «Ах, идут! Очень много! Но пропадут, исчезнут!» — Тогда не было еще вести о Наполеоне, и, только побывав в Смоленске, хозяин узнал о вступлении его армии в Россию. Это был один из множества случаев проявления у Андрея дара прозорливости. Об этом даре его знали все в Мещовске. Когда люди недостойно издевались над младенчески-незлобивым Андреем, Сам Бог вступался за него. Один мещовский помещик, равнодушный к вере и самодовольный, возвращался со псовой охоты, и, встретив Андрея, начал травить его собаками. Собаки искусали ему ноги, а он с терпением смотрел на свои раны и, придя домой, весело попросил тертой редьки, чтобы приложить ее к ранам. — Да редька не залечит их, — сказала хозяйка, — а растравит их. Но Андрей сделал по своему, и раны зажили. А у помещика внезапно заболели и умерли два сына. Почувствовав близость смерти, Андрей в Мещовском монастыре выбрал себе место для погребения. Предсмертная болезнь его длилась более полугода и была мучительна, так как он лежал за печью все на одном боку. 28 июня 1812 года, за несколько дней до того приобщившись и особоровавшись, Андрей тихо почил. Множество народу, как мещовских, так и пришлых, по случаю Петровской ярмарки, — собралось поклониться усопшему, все жертвовали на погребение, и оно было совершено с большою торжественностию. При перенесении тела в монастырь панихид служили так много, что шествие продолжалось три часа. Народ шел с зажженными свечами. С тех пор прошло около века, а память об этой искренней душе, которая так властно распяла в себе земного человека, с такою силою избрала путь тяготы, унижения и нищеты, — не прекратилась в Мещовске и его округе. Старики передавали молодым рассказы о том, как он жил, как терпел свою трудную долю и как жалел народ. И вера в то, что эта отреченная жизнь была угодна Богу, и что сильна пред Богом молитва юродивого Андрея — никогда не иссякала в народе. Издалека приходят к его могиле служить панихиды, обливают висящий у его могилы топорик водою, пьют ее иумываются, берут с могилы землю и посыпают ею больные места, получая по вере исцеление.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Несли " хозяйственную нагрузку " также и башни, входившие в систему монастырской ограды. Так, в юго-восточной башне находились казначейские кельи и хлебня, а в одной из средних башен южной стены была баня. Прежняя ограда монастыря сохранилась до настоящего времени лишь фрагментарно и сейчас восстанавливается. Следует упомянуть также о часовнях Георгиевской обители, хотя ни одна из них не пережила советской эпохи. В непосредственной близости от монастыря были выстроены две часовни - Петровская (на ярмарочном месте, почему и открывалась она только во время ярмарки для продажи свечей и сбора пожертвований) и Серпейская (при выезде из города в сторону Серпейска; особенность её заключалась в том, что при ней была устроена особая келья для " часовенного инока " ). Обе они составляли, как пишет архимандрит Леонид (Кавелин), " древнюю принадлежность монастыря " . Столь же древнюю, как Благовещенская часовня в Мещовске, которая, правда, подверглась упразднению после перенесения из неё в соборный храм обители иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . В 1776 году к монастырю приписали часовню в Сухиничах, о чём мещовский настоятель, изыскивавший средства к существованию обнищавшей братии, просил ещё в 1774 году. В 1819 году старая сухиничская часовня сгорела, и на её месте построили новую, из кирпича. При о. Никодиме (Демутье) эта часовня была перестроена. В июне 1812 года, незадолго до нашествия на Россию " двунадесяти языков " , в Мещовске скончался подвижник, известный всему городу и уезду как " блаженный Андрей " . Он был похоронен на территории Георгиевского монастыря, и могила его очень почиталась - равно как и память о нём. На могиле часто служили панихиду, люди брали с неё песок и воду, " с топорика спущенную " (при жизни блаженный Андрей всюду ходил с топориком и хлыстом, символизировавшие непрестанную духовную брань), и по вере своей получали облегчение в страданиях. Ночевать Андрей останавливался в домах добрых людей. Блаженный Андрей появился на свет в деревне Овсянниковой Мещовского уезда в 1744 году.

http://sobory.ru/article/?object=01762

от голода. В 1853 г. девушка Александра, дочь Мещовского купца Н. Н. Кобелева, исцелилась от тяжелой болезни, а были: нестерпимая боль в голове, кровотечение из носа, кашель и судороги, после совершения панихиды на могиле блаженного Андрея, согласно, во сне бывшему ей, повелению по гласу, исходившему от образа Божией Матери. Мещовский мещанин В. Костин, после панихиды у гроба Андреева, получил освобождение от мучивших его сильных головных болей и стеснения в груди 41 . Двухлетняя внучка Сухиничского мещанина И. Т. Исакова, у которой после ушиба спины стал расти болезненно горб, после панихиды у Андреевой могилы, скоро поправилась и от болезни не осталось и следа 42 . Подобное было: с 9-летним сыном крестьянки А. Г. Антоновой, с больным ногой сыном А. Г. Карнеевой и ею самой, страдавшей глухотой 43 . Есть сведения и о других исцелениях. Вообще, блаженный Андрей является скорым помощником – врачом больных деток. Поэтому нельзя не порадоваться тому, к сожалению, редкому явлению, что дети местного духовенства, питомцы Мещовского духовного училища, воспитываются в чувствах благоговейного памятования о подвижнике. Они, то по одиночке, то группами, под руководством своего достопочтеннейшего г. смотрителя В. Т. Т-ва, посещают могилку Андрея блаженного, и молятся там за панихидами. Нельзя не пожелать, чтобы этот светлый пример нашел себе подражателей и в других местах, где есть свои местные подвижнические могилы. Да, и вообще, нельзя не пожелать, чтобы поскорее рассеялся тот странный и совершенно неверный взгляд, какой существует теперь относительно могил подвижнических, когда сходить и помолиться у могилы подвижника считается чем-то суеверным. На частной могиле поставить часовню-памятник – дело обычное... А начнут устраивать часовенку над дорогой сердцу народному могилой подвижника – уже говорят: это – соблазн. На могилы, например, писателей ставят памятники, бюсты, носят венки, там произносят речи... А, когда бедная старушка на подвижническую могилку принесет свой заветный образок и тем выразит свою думу-мольбу, чтобы Господь взял усопшего под свое покровительство – смеются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иларий некоторое время исправлял обязанности благочинного. Перейдя в сентябре 1870 г. в Мещовский Георгиевский монастырь, о. Иларий в 1881 году был назначен духовником и в этой должности находился до самой своей смерти. В Мещовском монастыре погребен блаженный Андрей, память которого чтится благоговейно и привлекает немало богомольцев. Для этих последних о. Иларий и был незаменимым старцем – наставником. Порою, он сам служил и молебны у чтимого образа Божией Матери «Всех скорбящих Радости» и панихидки на могилке блаж. Андрея. Много добра приносил он людям и во время своих поездок. В одну из поездок он навестил дом своего брата. У этого брата был сын женатый, имевший ребенка больного (сидяку), к тому же непочтительно относившийся к своему отцу. Отец его, родной брат о. Илария, болел недугом пьянства и от этого впал в большую бедность, сын отделился от него и не помогал ему. Когда о. Иларий позволил себе непочтительному племяннику указать, что не хорошо бросать отца, хотя бы и человека со слабостью, что это Богу неугодно, то племянник сказал: э, что неугодно, когда жил с отцом, то у меня был худой и бедный дом, а теперь моя хата полная чаша; – и не помог отцу. На это о. Иларий сказал: это что за диво – все это в один раз может прахом пойти. Еще не выехал о. Иларий из родных мест, как получил известие, что дом племянника сгорел дотла!.. Какой-то крестьянин, во время другой поездки по сборам о. Илария, искал у него утешения. У него одна или две лошадки – кормилицы пропали; злой человек увел их. Розыски не помогли, мужичок и просил его помощи, о. Иларий сказал ему: придут, придут сами. Через несколько времени после этого так и случилось: мужик вышел как-то на двор, видит: ворота отворены и в углу двора стоят и его лошади без сбруи. В стенах Мещовской обители его уважали многие из братий и ходили к нему за советом. Когда он был благочинным в монастыре, то был строго правдив, что нерадивым из братий не нравилось. Иногда они пытались сделать ему и немалые неприятности, но он переносил все это терпеливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другому крестьянину, который верил, что Андрей угоден Богу — у него уродился никогда им не виданный урожай. Когда Андрею исполнилось тридцать пять лет, он захотел жить в Мещовске и, указывая в сторону города, говорил: «Отвезите меня туда!» Когда его привезли в город, он подошел к дому мещанской вдовы Суховей и остановился тут, приложившись к стене и как бы задумавшись. Мать этой вдовы позвала его к себе, уложила ночевать, и Андрей стал постоянно жить у нее. В городе Андрей продолжал ходить неодетым и с топориком. Сколько ни жертвовали ему рубашек, он отдавал их нищим. Летом и зимой он на несколько часов уходил из города. Снег и мороз ему не вредили. Однажды в сильный холод один человек отказал Андрею в ночлеге, но потом пожалел его и вышел его искать. Он нашел Андрея лежащим на снегу, из которого выходили сильные пары, и, когда он позвал его, юродивый куда-то ушел. Молясь за городом, он прекращал молитву, когда его замечали. Дома он молился за хозяев: «Помяни, Господи, подай здоровие дядюшке и тетушке!» В праздники, которые он очень чтил, он ходил в церковь, где стоял с благоговением. В дни Рождества и Пасхи он полон был величайшей духовной радости и все восклицал: «Христос рождается!», в Пасху: «Христос воскресе!» На рынке замечено было, что у кого Андрей брал что-нибудь, тот бойко торговал, и потому торговцы наперерыв старались ему вручить подаяние. Он раздавал все нищим, а когда их не попадалось, клал деньги в щели домов, чтобы нищие их брали оттуда. Особенно жалел Андрей солдат и заключенных в тюрьме. Когда шла речь о солдатах, он с тяжелым вздохом говорил: «Бедные солдаты!» В Мещовском тюремном замке не было для арестантов готовой пищи. Они содержались подаяниями, и для сбора их водили под конвоем по городу. Андрей тогда кричал им из окна: «Братие нищие, идите к нам!» — и с радостью отдавал им все, что для них приберег. В 1812 году, во время вторжения Наполеона в Россию, Андрей, указывая в ту сторону, с которой приближался Наполеон, говорил: «Идут с горы! Очень много! Боюсь; уйду в Калугу».

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Иногда Андрей ударял себя сильно в грудь, или бился затылком о стену так, что удары слышны были на улице, но этим он не делал себе вреда. Пока одни смеялись над ним, другие стали уважать его, замечая в нем прозорливость. Пришел как-то Андрей в соседнюю деревню Староселье во время посева ржи. Один мужик, издаваясь над ним, просил его посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произносил: “Пропало, замерло!” На этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другому крестьянину, который верил, что Андрей угоден Богу — у него уродился, никогда им не виданный, урожай. Когда Андрею исполнилось 35 лет, он захотел жить в Мещовске и, указывая в сторону города, говорил: “Отвезите меня туда!” Когда его привезли в город, он подошел к дому мещанской вдовы Суховой и остановился тут, прислонившись к стене и как бы задумавшись. Мать этой вдовы позвала его к себе, уложила ночевать, и Андрей стал постоянно жить у нее. В городе Андрей продолжал ходить неодетым и с топориком. Сколько ни жертвовали ему рубашек, он отдавал их нищим. Летом и зимой он на несколько часов уходил из города. Снег и мороз ему не вредили. Однажды в сильный холод один человек отказал Андрею в ночлеге, но потом пожалел его и вышел его искать. Он нашел Андрея лежащим на снегу, из которого выходил сильный пар, и, когда он позвал его, юродивый куда-то ушел. Молясь за городом, он прекращал молитву, когда его замечали. Дома он молился за хозяев: “Помяни, Господи, подай здравие дядюшке и тетушке!” В праздники, которые он очень чтил, он ходил в церковь, где стоял с благоговением. В дни Рождества и Пасхи он полон был величайшей духовной радости и все восклицал: “Христос рождается!”, в Пасху “Христос воскресе!” На рынке замечено было, что у кого Андрей брал что-нибудь, тот бойко торговал, и потому торговцы наперерыв старались ему вручить подаяние. Он раздавал все нищим, а, когда их не попадалось, клал деньги в щели домов, чтоб нищие их брали оттуда. Особенно жалел Андрей солдат и заключенных в тюрьме. Когда шла речь о солдатах, он с тяжелым вздохом говорил: “Бедные солдаты!”

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

307. Андрей Всеволодович, князь друцкий, которого Всеволода сын – неизвестно, – Летопись именует его однажды, в числе князей, присланных Витовтом, великим князем литовским, на выручку Одоева, терпевшого от Татар, в 1423 г. 308. Андрей Всеволодович 308. Андрей Всеволодович, прозванием Шутиха, первый удельный князь мезецкий (мещовский), старший из двух сыновей Всеволода Юрьевича (Георгиевича), князя торусского 587), правнук св. Михаила черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, чго он ум. в 1361 г., оставив сыновей: Александра, родоначальника князей Бирятинских 227), Федора ) Романа ), Ивана 790) и Василия, прозванием Слепой 432), князей мезецких. – Примечание. Карамзин говорит: «вероятнее, что сей Андрей был внуком, а не правнуком Михаила черниговского» (Ист. Гос. Рос. т. IV, прим. 44, изд. 1842 г.); но почему «вероятнее» – этого он не объясняет. 309. Андрей Всеволодович 309. Андрей Всеволодович, князь черниговский, сын Всеволода Святославича Чёрного, князя черниговского и, кратковременно, великого князя киевского 585), от второго брака с неизвестной, единокровный брат св. Михаила черниговского 138). Упоминается, летописно однажды, по случаю женитьбы своей на Ольге Васильковне (Васильевне) ), дочери Василька (Василия) Романовича, князя владимиро-волынского 514), племяннице Даниила, короля галичского 67), в 1261 г. Других сведений, даже родословных, о нем нет; и надо полагать, что потомства он не оставил. 310. Андрей Глебович 310. Андрей Глебович, князь рязанский, старший из шести сыновей Глеба Ростиславича, князя рязанского 615), от брака с дочерью Ростислава Юрьевича (Георгиевича), князя переяславского ), неизвестной по имени. – Именуется летописно однажды, как участник поражения, нанесенного Половцам Игорем Святославичем, князем северским 104), на р, Хирии, в 1831 г. – Дальнейших сведений о нем нет, и надо полагать, что он ум. раньше летописного дележа земель муромо-рязанских между его братьями, в 1486 г. – Примечание. Князь этот пропущен не только во всех напечатаяых родословных (нам известных), но и в «Указателе к осьми томам Полного Собрания Русских Летописей» (вып. I. изд. 1868), хотя имя его (правда, без отчества) приведено на стр. 127 т. II, П. С. Р. Л. – Г. Погодин, называя этого князя «неизвестным», отсылает однако читателя к князьям рязанским, (Исслед. замеч, и лекц. о Рус. Ист. VI, с. 127, прим. 42. изд. 1855). 311. Андрей Дмитриевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Кошлоуш, в 18 в. от ж.-д. ст. Ибреси. Учрежден в 1901 г. из женской общины. открытой в 1898 т. во имя св. муч. царицы Александры. При мон. школа для девочек чувашек. Феодоровский Троицкий , общ., в Казани. Основан в 1595 – 1607 г. и сначала был мужским. В 1848 г. сгорел и был приписан к казанскому Иоанно-Предтеченскому мон., с 1855 г. к Спасо-Преображенскому. В 1900 г. обращен в женский. Здесь находятся особо чтимые иконы: Феодоровская Божией Матери – список с Костромской, празднуемая в этом мон., кроме 14 мар., еще и 16 авг. (см. 14 мар.), и св. Феодора Стратилата, пожертвованная в 1607 г. кн. Ив. Ив. Голицыным. Ежегодно 20 июля из кафедрального собора в мон. бывает крестный ход. При мон. школа. Владимирская Чувашская община, в 1 в. от г. Чебоксар. Учреждена в 1899 г. на месте упраздненной в 1764 г. мужской Владимирской пуст., основанной в полов. XVII в. Приписана к Черемисскому Троицкому мон. Николаевская община, при дер. Любимовке, близ г. Тетюш, учрежденная в 1903 г. Покровская Просветительная община, крещено-татарская, в Мамадышском y., на земле, пожертвованной кн. Ухтомскою, учрежденная в 1911 г. Черемисская община, в местности под названием „Аштавай-Ныр“, Козьмодемьянского y., учрежденная в 1906 г. Калужская епархия Мужские: Георгиевский , зашт., общ., бл. г. Мещовска, на бер. р. Серебрянки. Первоначально находился в 30 в. от г. Мещовска, в верховье р. Ресы. В смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й пол. XVII в. возобновлен на занимаемом им теперь месте. Здесь находится чудотворная икона Скорбящей Божией Матери. В средней монастырской башне погребен Андрей, Христа ради юродивый († 28 июня 1812 г.), чтимый панихидами. Добрый Покровский , 3 кл., общ., близ с. Доброго, в 10 в. от г. Лихвина, на бер. р. Оки. Построен в 1477 г. Здесь находится чудотворная икона Покрова Богородицы. Ежегодно она носится в г. Лихвин, где пред ней служат молебены. При мон. школа. Козельская Оптина Введенская пуст., зашт., общ., в 4 в. от г. Козельска, на р. Жиздре, в огромном многовековом сосновом лесу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Посетительница подумала, что о. Петр не в своем уме и потому говорит так. Но чрез несколько лет от тифозной горячки она впала в нервную болезнь с буйством, и четыре месяца ее лечили в этой больнице. Однажды жена о. Петра, Ксения Ивановна, собралась в Углич, отстоящий в версте от Иерусалимской слободы, где они жили. О. Петр сказал ей: “Не ходила бы нынче в город, неравно пожар будет”. Не обратив внимания на эти слова, она ушла, но, дойдя уж до городского рынка, почувствовала тоску. Вспомнились ей тут слова о. Петра о пожаре и она поспешно вернулась домой. Между тем в ее отсутствие, в комнату, где находился о. Петр, входила девочка-соседка и слышала, как он произнес: “Еще не загоралось, а скоро загорится”. В тот же час занялся пожар в соседнем доме. Затем пламя бросилось на дом о. Петра. О. Петр был в это время прикован цепью к стене, ему угрожала опасность сгореть; но вернувшаяся из города жена его успела указать ему чрез окно ключ от замка, который замыкал цепь. Андрей, юродствовавший в городе Мещовске Юродивый Андрей родился в 1744 г. в деревне Овсянниковой, в приходе села Клетина, Мещовского уезда, в благочестивой семье. Отец его умер рано, и он жил с матерью и вотчимом. Он с детства был сосредоточен в себе и все обособлялся. Придя в возраст, Андрей начал ходить почти голый, с кнутиком и топориком, который он носил на левом плече, держа рукоятку правою рукою. Одежду, которую на него одевали, он рвал. Разговаривая о чем-нибудь хорошем, Андрей приятно улыбался, а при бранных словах уходил. Он большею частью сидел или лежал на печи, перебирая положенные на ней дрова. Спал на печи, самой горячей, без подстилки и под голову всегда клал свой топорик. Много он молился, особенно ночью. Летом, когда после работ все ложились, он потихоньку пробирался в сад и звал Бога, осеняя себя крестным знамением. Слово его молитвы было немногосложно. Смотря на небо, подняв вверх руки, он произносил только “Господи!” Когда Андрей ходил по деревням, его обижали крестьяне и дети. Ребятишки толпою гнались за ним с криком “Андрей топора!” швыряли в него каменья, которые иногда ранили ему голову. Но он все терпел спокойно.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Настала кончина праведника. Он скончался в 1812 году, 28 июня. Перед смертью он предсказал нашествие французов. Глядя в сторону, откуда потом шел Наполеон, блаженный говорил: «Идут с горы, очень много, боюсь, уйду в Калугу, – но пропадут, исчезнут» ... Незадолго до смерти, праведнику пришлось перенести еще одну людскую обиду. Один неверующий помещик, возвращаясь с охоты и увидя Андрея, натравил на него собак, и потешался, как те рвали его ноги... Придя домой после этой травли, блаженный Андрей приложил к ранам тертой редьки и язвы зажили, а у того помещика вдруг заболели два сына-малютки, любимцы семьи, и умерли оба. Чувствуя приближение смерти, блаженный в Мещовском монастыре у настоятеля выпросил себе и место для погребения. Предсмертная его болезнь длилась более полугода и была очень тяжела. Образовались пролежни, язвы загноились и в них кишели черви, убирать их больной не давал... Исповедавшись, особоровавшись и приобщившись Св. Таин, блаженный Андрей скончался истинно-христианской кончиной на 68 году своей жизни, быв подражателем блаженному древнему Андрею, Христа ради юродивому. Блаженный Андрей роста был среднего, открытый лоб, продолговатое лицо, большие глаза, длинный нос, редкая с проседью борода, – а общий цвет лица смуглый. По кончине, лицо его сделалось светло-радостным. Погребение совершал Оптинский игумен Авраамий с братией Мещовского монастыря, всего городского и, в большем числе, окрестно-сельского духовенства. Громадная толпа народа, время, к тому же, было ярмарочное, провожала гроб до обители. Погребен блаженный Андрей в средней монастырской башне, на восток, там же хранится и его топорик. Память блаженного свято чтится Мещовцами и с каждым годом распространяется все далее и далее. После молебна пред образом Божией Матери «Всех скорбящих Радости», на могиле его служат часто панихиды, берут песок с могилы, а воду, «с топорика спущенную», и через это после молитвы пред тем образом и у могилы блаженного по вере получают исцеления. Вся та местность, где родился и жил блаженный во время холеры 1848 года, была сохранена его молитвами от эпидемии, а в 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010