Несмотря на крутое обращение Ивана со служебными князьями, власть Казимира для некоторых православных князей не казалась лучше власти Ивана, и вслед за князем Бельским передались московскому государю со своими вотчинами князья Одоевские, князь Иван Васильевич Белевский, князья Иван Михайлович и Димитрий Федорович Воротынские: сделавшись подданными московского великого князя, они нападали на владения князей своих родичей, остававшихся под властью Казимира, отнимали у них волости. Противники их делали с ними то же. Кроме этих пограничных столкновений, были еще и другие: в пограничных местах как московского государства, так и литовского развелось такое множество разбойников, что купцам не было проезда, а в то время вся торговля московского государства с югом шла через литовские владения и через Киев, так как прямой путь из Москвы к Азовскому морю лежал через безлюдные степи, по которым бродили хищнические татарские орды, и был совершенно непроходим. Москвичи жаловались на литовских разбойников, литовские подданные на московских. Эти взаимные жалобы, продолжаясь уже значительное время после смерти Казимира, в 1492 году привели наконец к войне. Польша и Литва разделились между сыновьями умершего Казимира: Альбрехт избран польским королем; Александр оставался наследственным литовским великим князем. Иван рассчитал, что теперь держава Казимира ослабела, послал на Литву своих воевод и направил на нее своего союзника Менгли-Гирея с крымскими ордами. Дела пошли счастливо для Ивана. Московские воеводы взяли Мещовск, Сер-пейск, Вязьму; Вяземские и Мезецкие князья и другие литовские владельцы волею-неволею переходили на службу московского государя. Но не всем приходилось там хорошо: в январе следующего 1493 года один из прежних перебежчиков, Иван Лукомский, был обвинен в том, будто бы покойный Казимир присылал ему яд для отравления московского государя; Лукомского сожгли живьем в клетке на Москве-реке вместе с поляком Матвеем, служившим латинским переводчиком. С ними вместе казнили двух братьев Селевиных, обвинивши в том, что они посылали вести на Литву: одного засекли кнутом до смерти, другому отрубили голову.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

– В поступных (променных) записях пишется: променял я или поступил поместье, а в нем крестьяне, которые живут с женами и с детьми и с их животы. Писцы писали – или по крепости или по сказке; если кроме сказки других крепостей не явлено на человека, то это отмечалось в писцовой книге.·– Крестьянин, отданный по суду челобитчику, в допросе (1717 г.) сказал, что дочь его в бегах была выдана в вотчину гр. Головкина за сына церковного дьячка; об этой дочери челобитчик бил челом архиерею Сарскому в архиерейском казенном приказе. Но судьи архиерейского приказа сказали, что то дело крепостное, а не духовное. По челобитью ответчика дело вытребовано (1718 г.) в Земскую канцелярию. Сношение ее прямо с архиереем. У архиерея на Крутицах тоже был суд, судьи. Надо было выслать к ответу дьячкова сына. О высылке за порукою или за приводом предписано Мещовскому архимандриту Феофану. Допрос был перед казначеем монахом Нектарием с товарищами. С суда дьячок дан на расписку в статье. Отпускную выдает по приказу староста. В Земской канцелярии муж, дьячков сын, доказывал, что жену его не следует отдавать в крестьянство, потому что он не крепостной, а церковников сын. Но Земская канцелярия приговорила – отдать ее и с мужем, потому что отпускная на вывод признана недействительною. (1722 г. в апреле в канцелярии Московского Провинциального Суда ландрихтер с товарищами). Дело 38 О разделе московского двора. О записке половины двора по купчей. 1713–1729 гг. Сначала в Земском приказе, потом в Московском Надворном Суде. Дело 39 В приказе Земских дел, в «холопье столе». Об отпускной. Человек называет уже своего господина помещиком. «Помещик мой, князь Борятинский, выслан на службу; а жена его сослала меня с женой со двора неведомо для чего, и поить и кормить не стала и отпускной не дала». Допрошен человек, который за дела ходит. Дело 40 1711 г. марта 1 д. Лейб-гвардии Семеновского полка капитан Александр Лазарев отпустил человека своего Матвея Семенова с женой и детьми на волю; и впредь мне до его дела нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Виленского повета Бобруйского повета Города: Борисов Мозырь Игумен Речица (л. 24 об.) Всего в епархии: XV. Могилевская и Полоцкая. С 1797 г. Белорусская и Могилевская. Белорусской губернии: Кафедральный город – Могилев Мстиславль Рогачев Чериков Повет Белицкий Повет Сеннинский Витебск Невель Велижский повет Полоцк Динабург Городецкий повет Люцинский повет (л. 11 об.) Всего в епархии: XVI. Московская и Калужская Московской губернии: Кафедральный город – Москва Никитск Богородск Броницкого округа Серпухов Дмитровск (?) Воскресенск – заштатный Волоколамск Можайск Звенигород (л. 14 об.) Всего в епархии: Дмитровское викариатство: Московской губернии: Дмитров Калужской губернии: Калуга Козельск Мещовск Перемышль Пригород Воротынск Жиздра Мосальск Боровск Медынь Таруса Лихвин – заштатный Малоярославец – заштатный Серпейск – заштатный (л.26 об.) Всего в губернии: А во всем викариатстве: XVII. Нижегородская и Алаторская Нижегородской губернии: Кафедральный город – Нижний Новгород Балахна Семенов Горбатов Арзамас Ардатов Лукоянов Василь Княгинин Тут же были заштатные города – Починки, Сергач, Макарьев и Перевоз. Всего в губернии: Симбирской губернии: Алатырь Саранск Курмыш Инзарского уезда Корсунского уезда Всего в губернии: (л. 20). А во всей епархии: XVIII. Новгородская Новгородской губернии: Кафедральный – Новгород Валдай Боровичи Устюжна Тихвин Белозерск Кириллов – заштатный Череповец – заштатный Крестцы – заштатный (л. 13 об.). Всего по губернии и епархии: Старорусское викариатство Новгородской губернии: Старая Руса Петрозаводск Олонец Лодейнополь – заштатный Каргополь Вытегра Всего в губернии: Архангельской губернии: Пудожского уезда Повенецкого уезда Всего в губернии: (л. 28). Всего в епархии: XIX. Новороссийская и Днепровская Новороссийской губернии: Кафедральный – Новомиргород Елисаветград Александров Новороссийск Павлоград Перекоп Акмичет Херсон Бахмут Ольгополь Тирасполь Таганрог Ахтиар Николаев Очаков Бореславл Дубоссары Овидиополь Одесса Кинбурская крепость Уезды:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вячеслав Васин , бывший физик, автор двух поэтических книг, публиковался в христианском журнале «Истина и жизнь», в журнале поэзии «Арион». – С.84; Ольга Шилова , жительница древнего Мещовска, театральная художница. – С.85; Лев Пиляр , «когда-то отмеченный статьей Новеллы Матвеевой». – С.85. Обзоры: Что читать: Представлены и прокомментированы издания: Борис Воздвиженский . Православное богослужение. Путеводитель. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с./Представляет Дарья Рощеня //Фома. - – март 2009. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В ясной и доступной форме автор излагает общепринятые нормы поведения в церкви, рассказывает о ее внутреннем устройстве, о смысле и порядке происходящего богослужения, о таинствах и обрядах, о логике богослужебного круга. Он кратко и понятно излагает позицию Православной Церкви по определенным вопросам, в том числе о совершении молитвы. Имеются иллюстрации, обширная библиография, таблицы и словарь терминов, используемых в богослужебной практике. Ольга Седакова . Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно=русские паронимы. – «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2008. – 432 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – март 2009. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Словарь хорош для того, чтобы самостоятельно разбираться с неясностями и путаницей в значениях, вникать в принципиальные основы перевода, уточнять правильно ли мы понимаем Пушкина. Державина, Баратынского… А можно просто брать и читать целиком: читать и думать, читать и удивляться. Философия религии. Альманах. 2006-2007 (под редакцией доктора философских наук В. К. Шохина). – М.: Ин-т философии РАН, «Наука», 2007. – 498 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – март 2009. – С.87. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Этот альманах (совместный проект Российской академии наук и англо-американского «Общества христианских философов») является первым международным периодическим изданием, в котором публикуются работы по философии религии – области знания, малоизвестной российскому читателю. Ведь философия религии и религиозная философия (к примеру, труды Н. Бердяева) не одно и то же. Публикуя труды современных российских философов, альманах также знакомит читателей с яркими представителями западной философской мысли: Ричардом Суинберном, Уильямом Манном, Робертом Адамсом и др. Альманах ориентирован в первую очередь на профессионалов. Но вполне может оказаться интересным и широкому читателю, в том числе и кому-то из аудитории «Фомы».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-71-m...

Нилова Архимандрит и 30 монашествующих Калужской Мещовский Георгиевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Малоярославецкий Николаевский Пустыни: Калужская Тихонова Козельская Введенская Оптина По Именному Указу 12 Декабря 1808 года к 7 велено прибавить 23 человека монашествующих Смоленской Рословльский Спасский По одному Строителю и по 6 монашествующих Юхновский Казанский Пустыни: Красногородищенская Ардынская Нижегородской Оранский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Островоезерский Троицкий Городецкий Феодоровский Арзамасская Высокогорская пустыня Курской Курский Коренной 30 человек монашествующих и больничных 10 Обоянский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Хотмыжский Богородицкий Знаменский Пустыни: Путивльская Молчинская Софрониева 30 человек монашествующих Глинская Богородицкая 1 Строитель и 6 монашествующих Владимирской Суздальский Васильевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Переславский Николаевский Гороховский Николаевский Вязниковский Благовещенский Пустыни: Флорищева 1 Строитель и 30 человек монашествующих Золотниковская По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Борковская Солбинская Лукиянова Введенская Островская Вологодской Сямский Рождественский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Лопотов Знаменский Филипповский Николаев Прилуцкий Лальский Архангельский Тотемский Спасосуморин Пустыни: Успенская Семигородная Преображенская Белавинская Владимирская Заоникиевская Тульской Новосильский Святодухов По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Булевская Введенская Жабинская пустыня Вятской Орловский Спасский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Воронежской Преображенский Толшевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Вознесенский Коротоякский Валуйский Успенский Успенский Предтечев Донецкий На войсковом содержании Успенский Кременский 1 Игумен и 55 человек монашествующих Девичий Преображенский Усть-Медведецкий, состоящий в войске Донском на войсковом содержании

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По окончании полного курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия в службу вступил помощником смотрителя Ефремовского духовного училища 1887 г. 4 февраля. Указом Правительствующего Сената от 16 января 1892 г. за 9 утвержден в чине коллежского асессора со старшинством со дня определения на должность, т.е. с 04.02.1887. Указом Святейшего Синода от 7 января 1893 г. за 43 определен на должность смотрителя Мещовского духовного училища 1893 г. 7 января. Указом Правительствующего Сената от 14 января 1893 г. за произведен в чин надворного советника со старшинством с 04.02.1891. Указом, в 6-й день мая 1895 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 7 февраля 1897 г. за 11 произведен в чин коллежского советника со старшинством с 04.02.1895. Указом, в 6-й день мая 1898 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 29 января 1900 г. за 6 произведен в чин статского советника со старшинством с 04.02.1899. Состоит председателем комиссий: по испытанию на звание учителя церковноприходской школы и по испытанию лиц, ищущих звания псаломщика. Указом, в 6-й день мая 1904 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 2-й степени. Указом, в 6-й день мая 1907 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 2-й степени. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 20 мая 1907 г. был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище. Избран и утвержден членом отделения епархиального училищного совета по делам церковноприходских школ 12 марта 1908 г. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 13 апреля и 15 мая 1908 г. за 6002 и 6719 был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище и женскую прогимназию. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором по Закону Божию в городском трехклассном училище и женской прогимназии 11 и 20 мая 1909 г. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором в тех же учебных заведениях Министерства народного просвещения 10 и 15 мая 1910 г. 12 и 25 мая 1911 г. и 10 и 20 мая 1912 г. был экзаменатором в тех же учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Во вторую половину жизни он решает эту проблему под знаком искания спасения от гибели. Эстетическая упоенность жизнью и религиозный ужас гибели – вот два мотива всей жизни К. Леонтьева . Инстинкт «антисмерти» и «бессмертия красоты» действует и в том и в другом жизненном периоде. II Национальные, сословные, семейные инстинкты и традиции преломляются в неповторимой индивидуальности, и так создается человек. Органическая наследственность человека, его происхождение, предания, которыми окружено его детство, – все это не случайные оболочки человека, не наносное в нем, от чего он может и должен совершенно освободиться, все это – глубокие связи, определяющие его судьбу. Не случайно Константин Леонтьев родился дворянином, как не случайно он родился русским. Связь его с предками не была случайной эмпирической связью, она имеет отношение к глубочайшему ядру его жизни. К. Леонтьева нельзя себе иначе представить, как русским барином, барином не только по физическому, внешнему его облику, но и по внутреннему, духовному его облику. Без барства Леонтьева, без аристократических его инстинктов непонятна вся его судьба и необъяснимо все его миросозерцание. Он духом своим принадлежит своей родине и своему роду. Большие, творческие люди перерастают род свой, выходят из быта своего, но они предполагают в роде и в быте почву, их питавшую и воспитавшую. Л. Толстой невозможен вне вскормившего и вспоившего его дворянско-помещичьего быта, вне того рода, против которого он восстал с небывалым радикализмом. Дворянин может восстать на дворянство, барин может дать негодующую и уничтожающую критику барства, но он делает это по-дворянски и по-барски. Л. Толстой так же до конца остался барином в своем отрицании барства, как К. Леонтьев в своем утверждении. Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в сельце Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. По его словам, родился он, как и Вл. Соловьев, на 7 месяце. Отец его Николай Борисович был ничем не замечательный человек и никакого влияния на сына своего на оказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория ок. 29,9 тыс. кв. км. Центр - Калуга. Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, в верхнем течении Оки; граничит на западе со Смоленской обл. , на севере с Московской , на востоке с Тульской , на юго-востоке с Орловской , на юге с Брянской обл. Реки К. о. относятся к бассейнам Волги и Днепра, из них наиболее крупные Ока, Угра, Протва, Шаня, Ресса, Суходрев, Серена, Жиздра, Болва, Снопоть. На территории области находятся заповедник «Калужские засеки», природный заказник «Таруса» и национальный парк «Угра». Население 1010,93 тыс. чел. (2010); национальный состав: русские - 93,1%, украинцы - 1,6, армяне - 1, белорусы - 0,5, татары - 0,4, азербайджанцы - 0,4% и др. История, административное устройство В древнерус. эпоху Калужский край в этническом отношении был неоднородным. Наряду с автохтонным населением - балтским в его большей части и финно-балтским в сев. районах (бассейн р. Протвы), оставившим памятники мощинской и дьяковской культур,- в кон. I тыс. по Р. Х. здесь появились представители 2 крупных восточнослав. племенных объединений - вятичей и кривичей. Нек-рое время вятичи платили дань хазарам, при кн. Святославе Игоревиче попали в зависимость от киевских князей. Однако сложные географические условия делали эту зависимость слабой. По мнению ряда авторов, окончательное покорение вятичей произошло во 2-й пол. XI в., после походов кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, когда у вятичей появились наместники киевского князя. В XII в. по территории Калужского края, по всей видимости, проходила граница Черниговского, Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств, большая часть региона оказалась в составе черниговских владений. В XIII в. на территории совр. К. о. находилось неск. мелких княжеств: Козельское, Мосальское, Воротынское, Тарусское, Мезецкое (Мещовское) и др. Во время монг. нашествия упорное сопротивление войскам Батыя оказали жители Козельска. Согласно летописям, осада города продолжалась 7 недель. С трудом захватив город и понеся большие потери, монголы перебили всех оставшихся в живых жителей, город разрушили до основания и назвали «злым городом». Археологическими данными совпадение территорий совр. и летописного Козельска не подтверждено.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Этим обычно всё и заканчивалось. Катя по сотни раз на день перечитывала драгоценные слова батюшки, успокаивалась и впрягалась в работу пуще прежнего. Екатерина (будущая инокиня Ермиония) прожила в батюшкином доме до самой перестройки и скончалась в нем в октябре 1985 года. Катя занимала в доме большую комнату первого этажа, служившую одновременно и столовой для общих трапез насельников и гостей дома. Всего же на первом этаже, кроме прихожей и коридорчика, было четыре комнаты: две большие и две маленькие. Вторая большая комната принадлежала, кажется, Марии Шитовой, или просто тете Марусе, — той, что глядит с подаренной маме Вале фотографии и что не раз уже появлялась на страницах этих воспоминаний. С ней была очень дружна и «мама» Маруся. Что хозяйкой этой комнаты была тетя Маруся я пишу через осторожное кажется потому, что при нас Мария Кузьминична в доме не жила. То ли отбывала тогда она уже ссылку (впрочем, нет, на Алтай сослали ее позже, в 32-м году), то ли, учась в медицинском, жила в то время в Москве. И значительно позже, уже после войны, когда Марии Кузьминичне разрешили проживание вблизи столицы, она вместе с близкой своей подругой Татьяной (матушкой Магдалиной) жила опять-таки не в «своей» большой комнате, а в смежной, маленькой, в той, где при нас жила Грушенька. А в большой комнате тогда устроена была общая молельня. Последнюю маленькую комнатку при входе занимал блаженный Никифорушка, или Никифор Терентьевич, большой духовный друг батюшки еще со времен его настоятельства в Мещовском монастыре. Ему да еще нашему папе — как священнику — делалось исключение из строгого, правила: мужчинам жить в батюшкином доме воспрещалось. Позже это правило будет нарушено, когда после кончины батюшки и ареста Катюши и Грушеньки, дом заполнит многочисленное семейство Утешевых. При нас же правило это соблюдалось неукоснительно. И, наконец, третья часть дома — мезонин второго этажа, записан был за третьей девушкой, за Татьяной Борисовной Мельниковой, а проще за Танюшей, батюшкиной любимицей. Мы жили как раз в этой части дома, потому что его хозяйка, Татьяна, находилась в то время с батюшкой в далеком Кара-Тюбе. Это был замечательный мезонин. Потому, наверное, что было мне около десяти лет. Потому, что сверху, из нашего окошка, открывались восторженные холмистые дали. Потому, что сохранилась здесь — может, единственная в целом свете папина комнатушка, где он молился и спал в цепкие свои приезды к нам в Сергиев Посад. Это была его комнатка, и папа, исхитрился выгородить ее из чердачного пространства. Комнатка была крохотной: метра два на два с половиной, — но зато имелось в ней собственное оконце.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Но вследствие крайнего расстройства здоровья и необходимости постоянного лечения в последние годы она пришла в такое расстроенное состояние, что оказалось необходимым выдать ей заимообразное пособие для уплаты накопившихся после смерти мужа долгов. Комиссия нашла возможным послать ей 300 руб., обеспечив возвращение выданной суммы ежемесячною уплатой по 10 руб. из отпускаемой ей пенсии, с ручательством Правления Духовной семинарии. Таким образом само собою оказалось, что Комиссия должна была главнымъ образом приходить на помощь с своими пособиями не столько самим нуждающимся бывшим воспитанникам Академии, сколько их беспомощным семействам, нередко приходящим в безвыходные положения. Комиссия так и решилась поступать, входя в возможно обстоятельное исследование представляющихся ее вниманию подобных случаев. Впрочем, Комиссия не отказывала в пособии и самим бывшим воспитанникам Академии, приходящим в некоторых случаях в крайне затруднительные положе- —44— ния. Кроме вышеупомянутого Д.Я. Н-го, в 1892 году Комиссия оказала небольшие пособия кандидатам Академии XXXVI курса Гр. С-ву и XXXVIII курса С. С-ву, уже занимавшим места в духовных училищах, но по болезненному состоянию лишившихся службы и пришедших в крайние положения. В 1893 г. Комиссия выдала заимообразное пособие 25 р. на проезд в Петербург уволенному от службы смотрителю Мещовского духовного училища, Калужской губернии, С.С. Н-му. В 1892 и 1893 гг. Комиссия выдала пособия только что окончившим курс кандидатам Академии А-ву, Ар-ву и П-му по беспомощному их положению и крайней нужде. На будущее время, можно надеяться, войдет в силу то положение Комиссии, что к ней могут обращаться за помощью только студенты и кандидаты, уже прослужившие несколько лет на духовно-учебной службе, а студентам и кандидатам, только что кончившим курс и еще не служившим, будет оказывать пособие в крайних случаях Совет Братства преподобного Сергия. Но пока Комиссия не считала возможным отказывать и подобным лицам в помощи. Комиссия старалась в первые годы своего существования расходовать свои средства с крайнею осторожностью и бережливостью, принимая во внимание то, что ее готовность прийти на помощь нужде далеко еще не всем нуждающимся сделалась известною и что в будущем, с увеличением средств, вероятно, ей придется, если благословит Бог, расширить свою благотворительную помощь гораздо более, нежели сколько то оказывалось возможным до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010