Но изменники в другом месте были счастливее. Они, подобно Царю, соображали свои действия наступательные, следуя общей мысли и стремясь с разных сторон к одной цели: освободить Болотникова. Гибель Мосальского не устрашила Телятевского, который также шел к Калуге и также встретил Московских Воевод, Князей Татева, Черкасского и Борятинского, высланных Мстиславским из Калужского стана. В жестокой битве на Пчелне легли Татев и Черкасский со многими из добрых воинов; остальные спаслися бегством в стан Калужский и привели его в ужас, коим воспользовался Болотников: сделал вылазку и разогнал войско, еще многочисленное; все обратили тыл, кроме юного Князя Скопина-Шуйского и витязя Истомы Пашкова, уже верного слуги Царского: они упорным боем дали время малодушным бежать, спасая если не честь, то жизнь их; отступили, сражаясь, к Боровску, где несчастный Мстиславский и другие Воеводы соединили рассеянные остатки войска, бросив пушки, обоз, запасы в добычу неприятелю. Еще хуже робости была измена: 15000 воинов Царских, и в числе их около ста Немцев, пристали к мятежникам. Узнав, что сделалось под Калугою, Измайлов снял осаду Козельска; по крайней мере не кинул снаряда огнестрельного и засел в Мещовске. Сии вести поразили Москву. Шуйский снова колебался на престоле, но не в душе: созвал Духовенство, Бояр, людей чиновных; предложил им меры спасения, дал строгие указы, требовал немедленного исполнения и грозил казнию ослушникам: все Россияне, годные для службы, должны были спешить к нему с оружием, монастыри запасти столицу хлебом на случай осады, и самые Иноки готовиться к ратным подвигам за Веру. Употребили и нравственное средство: Святители предали анафеме Болотникова и других известных, главных злодеев: чего Царь не хотел дотоле, в надежде на их раскаяние. Время было дорого: к счастию, мятежники не двигались вперед, ожидая Илейки, который с последними силами и с Шаховским еще шел к Туле. 21 Маия Василий сел на ратного коня и сам вывел войско, приказав Москву брату Димитрию Шуйскому, Князьям Одоевскому и Трубецкому, а всех иных Бояр, Окольничих, Думных Дьяков и Дворян взяв с собою под Царское знамя, коего уже давно не видали в поле с таким блеском и множеством сановников: уже не стыдились идти всем Царством на скопище злодеев храбрых! Близ Серпухова соединились с Василием Мстиславский и Воротынский, оба как беглецы в унынии стыда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

руб. серебр. билетами коммерческого банка. Ходил слух, хотя и не доказанный вполне, что вся эта огромная сумма денег составляла „общественный капитал“ скопцов, которым они всегда связывали и связывают руки правительству 545 . Суд над Плотицыным и прочими, привлеченными по этому делу, окончился в том же 1869 году. Далее, в Белгороде, курской губернии, привлечено было к следствию сто скопцов; из них только 33 человека подверглись наказанию, остальные же, по неимению признаков оскопления, отпущены на свободу 546 . В тульской губернии, в дер. Воронцах, белевского уезда, привлечены были к суду и подверглись законному наказанию пять скопцов 547 . Наконец, в петербургском военно-окружном суде разбиралось дело о самооскоплении рядового иркутского пехотного полка Юганова 548 .– В 1870 году, по словам „Судебного Вестника“, стало замечаться особенно быстрое распространение скопчества между лютеранами, проживавшими в разных уездах петербургской губернии 549 .– В 1871 г. были заарестованы и преданы суду сто скопцов в мещовском уезде, калужской губернии. В этом же году судебное следствие обнаружило существование скопцов в значительном количестве в козельском уезде той же губернии. При этом дознано было, что козельские скопцы находились в сношении со скопцами следующих 17-ти губерний: пермской, вологодской, тульской, орловской, смоленской, тверской, рязанской, московской, нижегородской, воронежской, с.-петербургской, херсонской, екатеринославской, курской, тобольской, томской и якутской 550 . Факт этот в высшей степени замечательный; он неотразимо свидетельствует о необыкновенной живучести скопчества и значительной его распространенности в данное время.– В 1873 г. судились 17-ть скопцов в московском окружном суде; из них особенно замечательны: Меньшутин, Сигитов, Соболев и др. 551 .– В 1874 г. подверглись судебному преследованию скопцы уфимской губернии, где в одном златоустовском уезде их привлечено было к суду до 90 человек, да в стерлитамакском уезде их существовало не малое количество 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Леваш – левша Леверев Федор, помещик, 1614 г., Вологда Левский Рюма [см. Рюма] Александрович, 1550 г., Нижний Новгород; Левские, слуги дома св. Софии в Новгороде, XVI–XVII вв. Левуха Иванов, крестьянин, 1580 г., Новгород Левушин Клим, посадский человек, 1624 г., Зарайск Левушинский Иван Дмитриевич, 1596 г., Алексин Левшин Жук [см. Жук], 1505 г., Новгород; Яков Жуков, 1531 г. [см. Ненарок] Легасов Юрий, посадский человек, 1638 г., Москва [см. Пьянко] Легода Емельян, крестьянин, 1495 г., Новгород Легостаевы : Несвитай [см. Несвитай] Яковлевич, окладчик новиков, 1596 г., Мещовск; Некрас [см. Некрас] Васильевич, тогда же новик по Орлу Легостай – легкомысленный человек Легостин Тимофей, крестьянин, 1613 г., Соль Вычегодская Легчан ( Легчин ? – С. В.) Кондратов, крестьянин, вторая половина XV в., Кострома Лежалец Василий, крестьянин, 1627 г., Белев Лежнев Иван Мокиевич, 1585 г., Торжок Лезга, Лезгин : Иван Лезга, крестьянин, 1545 г., Новгород; Степан Лезгин, солдат, 1660 г. [Ср. Лязга] Лекарь Федор, крестьянин, конец XV в., Новгород Лелечин Юрий Федорович, писец, 1529 г., Московский уезд Лелюхин Степан, посадский человек, 1660 г., Вязьма Леляхин Григорий Матвеевич, 1578 г., Арзамас Лемешев Тимофей, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Ленивцев Перша [см. Перша], крестьянин, 1504 г., Соль Галицкая; Ленивцевы, помещики, 1608 г., Нижний Новгород Ленин Дмитрий, помещик, 1624 г., Руза Ленков Даниил Иванович, 1559 г., Волок Ламский; Жук [см. Жук] Степанович, 1560 г., Волок Ламский Лентьев Дмитрий, своеземец, конец XVII в., Новгород Лентие – ширинка, полотенце, утиральник (Даль) Лепесткин Осип, крестьянин, 1572 г., Новгород Лепест – тонкий пласт мыла и т. п. Лепех, Лепехин : Лепех, посадский человек, 1582 г., Новгород; Афанасий Лепехин, крестьянин, 1606 г., Белев Лепеха – лепешка Лепешка : Василий Михайлович Беззубцев [см. Беззубец], XVI в.; Денис, крестьянин, 1607 г., Нижний Новгород; Павел, кузнец, 1612 г., Нижний Новгород Лепило Иван, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород Лепихин Мануха [см. Мануха], крестьянин, 1605 г., Юрьев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пусть бы мне хоть один человек, напр(имер) хоть бы Страхов, лет 10 тому назад это сказал бы печатно… (…) Но все молчали, как дураки тогда – и никому и в голову не пришло подумать, что это человек затевает, что он думает, о чем мечтает… Это молчание не смирило меня и только усилило мою гордость, мое самолюбие, хотя и погрузило меня постепенно в неисцелимую тоску… (…) В глубоком одиночестве моем – я в припадке тоски сжег большой мой труд из русской жизни и вернуться к нему уже не могу (5, 785–787). Характерно, что о «Реке времен» Леонтьев даже не упомянул в автобиографической записке «Где разыскать мои сочинения после моей смерти» (1883). Единственный сохранившийся роман из цикла «Река времен» – «От осени до осени». …Хоть эта вещь далеко не обработанная, – но все же оконченная; – писала М. В. Леонтьева о. И. Фуделю 6 января 1912 г., отправляя ему только что выполненную копию романа, – притом, дядя почему-то её очень любил, ибо 2 раза жег и 2 раза вновь писал (5, 776). Первый раз «жег» этот роман Леонтьев еще в 1865 г. 29 сентября 1867 г. он писал Губастову из Тульчи: В полторы недели начал и почти уже кончил особый роман «От осени до осени» (5 часть «Реки времен», между «Глинским» и «В Дороге»). На днях отправляю его к племяннице, чтобы она его переписала к моему приезду в Петербург. Он был уже готов 2 года тому назад, но тогда я его сжег. 362 О времени второго уничтожения рукописи сведений нет. Если это произошло до августа 1871 г., то, следовательно, сохранившийся автограф чудом уцелел, не попавшись на глаза автору. Если это не так, то, значит, текст романа был восстановлен уже после салоникского жеста самоотречения, что менее вероятно. Насыщенность этого текста автобиографическими деталями позволяет предположить, что такого же принципа придерживался Леонтьев и в утраченных романах. Место действия романа «От осени до осени» – сельцо Куреево (это же название Леонтьев перенесет и в роман «Подруги», а впервые оно использовалось еще в романе «В своем краю»), за которым угадывается мещовское имение Кудиново.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом жить. Человек не скотина – недолго испортить. Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой). Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Через помело шагать – тяжело детей родить. Через порог не здороваться, не беседовать. Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегор.). Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза. Черт ударил кремень о кремень – посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы. Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком). Чесать локоть – спать на новом месте. Чихнешь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу-к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к гостям. Что скажут подслухи, то и будет (то же, под окном слушать). Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? (У Мещовска, Кал. губ; при селе Медвежках два сухих дуба, где, по преданию, собираются ведьмы). Что услышишь под окном, того и жди (гаданье о святках). Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку. Чтоб не слишком тосковать по покойнике., натираться против сердца землей из могилы. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина. Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги. Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу. Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя. Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен). Шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается. Шея чешется к пирушке либо к побоям. Щеки чешутся или горят – к слезам. Щепу от гроба вывозить дочиста вон со двора. Язык укусить – кто-то бранит. Рекомендуемые статьи 1 Комментарий

http://sueverie.net/poslovicy-i-pogovork...

На канцелярские и другие мелочные расходы Переходящих сумм, – на покупку процентных бумаг, – употреблено наличными деньгами 3669 р. 4148 р. Остается к 1896 году: а) процентными бумагами 17400 р. наличными бумагами Б) По кассе Совета Братства: Приход. 1) Остаток от 1894 года: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 8200 р. 538 р. Поступления 1895 года: а) От обмена одних бумаг (4% облигаций внутренних займов) на другие (4% ренту) и временных свидетельств 4% ренты на подлинные процентными бумагами покойного о. протоиерея А.М. Иванцова-Платонова, 300 р. и бб) взносов действительных членов и единовременных пожертвований, в том числе и по подписным листам 550 р. 95 к., итого в) процентов по купонам от бумаг фонда, за вычетом 5% государственного налога г) возвращенных долгов (от бывшего смотрителя Мещовского духовного училища С. Никольского 25 р. и от помощника инспектора Тифлисской духовной семинарии А. Никольского 50 р.) д) переходящих сумм (при конверсии 4% облигаций внутр. займов на 4% ренту) наличными деньгами Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 8800 р. 1614 р. Расход: 1) Передано в кассу Московской Сергиево-Братской Комиссии: а) Процентными бумагами. б) Наличными деньгами (в два раза) 7900 р. 1097 р. Выдано а) в постоянное пособие кандидату XX курса Д.Я. Никольскому, по 7 р. в месяц за 8 месяцев 56 р., в единовременное ему же 25 р. и на погребение его 19 р. и б) заимообразно кандидатам Московской духовной академии А. Никольскому (долг возвращен, см. выше) 25 р. и Ю. Тиховскому 40 р., итого Записаны в расход процентные бумаги: а) 4% облигации внутренних займов на сумму 300 р. при конверсии их на 4% ренту и б) временные свидетельства 4% ренты на ту же сумму 300 р. при обмене их на подлинные, итого процентными бумагами Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 8500 р. 1262 р. Остается к 1896 году: а) процентными бумагами б) наличными деньгами (в том числе к запасному капиталу из поступлений 1895 г. при надлежит 170 р. 19 к., а остальные 905 р. 6 к. к расходному; но так как еще от 1894 года к запасному капиталу принадлежало 266 р. 9 к., то весь остаток можно отнести к запасному капиталу).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От учителя Мещовского дух. училища Ив. Евф. Малинина —49— Приложение к отчету I. Состояние сумм «Амфитеатровского» капитала (на образование стипендии имени профес. Е. В. Амфитеатрова ) 1. Оставалось от 1897 года: Процентными бумагами 2.600 р. Наличными деньгами, по книжке Сберегательной кассы Государственного банка и в кассе Совета Братства 2. Поступило в 1898 году: Процентными бумагами: аа) по книжке Сберег. кассы Госуд. банка бб) серией Госуд. казначейства Наличными деньгами: аа) от священника Московской Воскресенской, в Барашах, церкви, В.И.. Постникова 5 р. бб) от промена купонов и от вышедшей в тираж 100 рублевой Облигации Моск. Гор. Кред. Общества 170 р. 91 к., 3. К 1899 году, за вычетом означенной облигации состоит: Процентными бумагами по кассе и книжке Сберег. кассы Наличными деньгами: аа) по книжке Сбер. кассы (с текущими процентами) 45 р. 88 к. бб) по кассе Совета Братства 10 р. 70 к., —50— II . Состояние сумм капитала имени В.Д. Кудрявцева (на образование стипендии его имени) 1. Оставалось от 1897 года: Процентными бумагами Наличными деньгами по книжке Сберегат. кассы Государ. банка и в кассе Совета Братства 2. Поступило в 1898 году: Процентными бумагами по книжке Сберег. кассы Госуд. банка Наличными деньгами: аа) по кунонам 39 р. 41 к. бб) от продажи сочннений В.Д. Кудрявцева 1.308 р. 29 к. 3. За обращением наличных денег в процентные бумаги по книжке Сберегат. кассы и за вычетом израсходованных по конверсии двух 100 рублевых 4½ % закл. листов Госуд. Двор. Зем. банка в 3½ %, 4 р. 28 к. В остатке к 1899 году состоит: Процентными бумагами по кассе и книжке Сберег. кассы Наличными деньгами: аа) по книжке Сбер. кассы Гос. банка (с % за 1898 г.) 67 р. 26 к. бб) по кассе Совета Братства 487 р. 13 к. 1903 Так как φς среднего рода, то причастие ρχμενον можно согласовать не с ближайшим νθρωπον, как все древние переводы и писатели, но с дальнейшим φς, как Феодор Мопс и нек. нов. 1914 Насколько нам известно, попытки решить вопрос об авторе опровержения до сих пор не было. Только проф. А.П. Лебедев (Из истории всел. соборов Москва 1876 г., стр. 298 прим.) сделал догадку в форме нетвердого предположения: «не Епифаний ли, диакон Сицилийский который позднее обращается к собору с похвальною речью».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ярко запомнилось в семинарии несение послушаний: когда работаешь вместе с сокурсниками, люди ярко проявляют себя. Свободного времени было мало, много занятий и послушаний. Из забавных происшествий вспоминается, как однажды, Великим постом, мы решили сварить себе в келии картошку. Не то чтобы мы голодали, нет, кормили нас хорошо, но организмы молодые, растущие, и вот – захотелось нам картошечки. Вопреки правилам, раздобыли электроплитку, картошку. Стали варить. Когда уже почти сварили, в келию неожиданно зашел владыка. Он не стал нас ругать, по-отечески спросил: – Вы за ужином не наелись? – Не совсем наелись, владыка... Просим прощения! Он ушел, и мы съели эту картошку. Ждали наказания, но владыка не стал нас наказывать, он был строгим, но любящим – как отец. Праздник в православной гимназии Служение Благодать, которая дается при рукоположении, очень помогает После II курса я женился, жили с супругой на съемной квартире. На III курсе меня рукоположили в диаконы, и я решил при рукоположении, что буду стараться совмещать диаконское служение с учебой и не пропускать занятий, и у меня это, слава Богу, получилось. Чаще всего было так: с утра едешь на литургию, потом на занятия, а после занятий пора уже и на вечернюю службу. С первых же дней служения понял, что это мое. Служил диаконом больше года, а на IV курсе был рукоположен в священники. Тут уже приходилось совмещать учебу и служение на приходе в Мещовском районе, в поселке Лесном. Дорога занимала два часа в один конец. К концу пятого курса у меня было двое детей, служение на приходе, и, слава Богу, получилось совместить это с учебой, и, конечно, в основном благодаря матушке. Она никогда не роптала на мой график, знала заранее, что ждет супругу священника, и я ей очень благодарен за помощь и поддержку. Матушка часто помогала мне подготовить храм к службе, прибраться, украсить цветами, причем часто бывало так, что младший из детишек в слинге, а старший рядом бегает. Первые впечатления от служения священником – ощущение собственной неопытности. Я был очень молод, и когда прихожане подходили ко мне с какими-то вопросами, очень боялся, что моих знаний и бедного жизненного опыта не хватит, чтобы им помочь. Но при хиротонии на рукополагаемого призывается Божественная благодать, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Правдивость этих слов я испытал на собственном опыте. Благодать, которая дается священнослужителю при рукоположении, очень ему помогает.

http://pravoslavie.ru/115235.html

Зва­ли только на крестины и на свадьбу. Так же, как при покойнике две ночи молились с пяти вечера до пяти утра, точно так же собираются на ночную молитву на 9-й день, на 21-й (три недели), на 40 дней». «Покойник, умерший не позднее 3-х лет тому назад, называли «свежим». Если человек умирал без покаяния, при прощании перед гробом делали поясной поклон, а если человек перед смертью исповедался и причащался, то земной». «В праздники столы ломились от изобилия, ели много, но люди и трудились физически много, всё лишнее «сгорало». На селе редко кто отличался нездоровой тучностью, народ был подтянут, жизнерадо­стен и столько не болел, как теперь. Во многом оттого, что продукты питания были натуральные и блюда приготов­лялись самым здоровым и универсальным способом - в русской печке». Батюшка вспоминал, как одна пожилая женщина увещевала молодую, смущенную приходом нищего: «Если ты брезгуешь, выйди из-за стола, потом поедишь. Я не знаю, кого я за стол сажаю, может, это Исус Христос в образе нищего. Ты брезгуешь, а он со мной из одной чаши будет есть. Садись, садись, мой дорогой, угощайся, чем Бог послал». «Жили по принципу: до слова - сто слов, после слова - ни слова». Старые люди наставляли: «Умей терять, чтобы уметь находить, умей давать, чтобы уметь брать. Оставь в этой жизни после себя великую панихиду, т.е. чтобы люди, поминая твое добро, молились об упокоении твоей души». В народных обычаях был заложен педагогический смысл. Например, при пении колядок люди, одетые в шкуры, входили в дом и искали детей, которые не покаялись. Происходил диалог с их родителями. Родители утверждали, что дети покаялись (они это шумно подтверждали) и просили вычеркнуть их имена из хартии не покаявшихся. Педагогические приемы воспитания детей были оригинальными. О.Георгий рассказывал: " Долго купаемся в речке. На берегу волнуется няня: " Уж посинели, выходите " . Дети отмахиваются: " Отстань, не ори " . Няня начинает причитать: " О горе мне, горюшко - детушки не слуша­ются " и т.п. К ее причитанию начинает прислушиваться народ.

http://pravoslavie.ru/89180.html

Чернечий-Ярский-Великобудищск., Полт. г., I, 518. Черниговский-Борисогл.-Мучен., I, 83. Черниговский-Елецкий-Успен.-Богород., II, 794. Черниговский – Ильин. – Троиц.-Болдин., I, 214. Черниговский-Пятниц., II, 1103. Черницкий-Псковский, II, 1354. Черногорский-Богород., Арх. г., II, 888. Черноезерский – Никол., С.-Петер. г., II, 1355. Черноостровский – Николаев. – Малоярославецкий, I, 568. Чернораменск.-Никол., Ниж. г., II, 966. Чернеев-Шацкий, I, 594. Чернеев-Николаев., Тамб. г., I, 569. Чигиринский-Троиц.-Скитский или Новоскитский, II, 1287. Чирцова, Арх. г., II, 1356. Чолминский, Олон. г., II, 1352. Чонский, Орл. г., II, 1353. Чонский-Успен., Могил. г., I, 573. Чудова, Арх. г., II, 1356. Чудов-Московский, II, 1357. Чуркинская-Никол., Астраханск. г., II, 967. Чусовский-Трифонов-Успен., Перм. г., II, 1224. Чухломск.-Авраамиев – Городец.-Покр., II, 597. Ш Шалацкая-Успен., Новг. г., II, 1358. Шандожская-Рожд., Волог. г., II, 1115. Шаргородский-Никол.-Спасский, Подол. г., I, 330. Шаровкин или Шаров-Успен., Калуж. г., I, 576. Шартоминский или Шартовск., Влад. г., II, 1011. на Шатме-Никол., Влад. г., II, 1011. Шатрищегорский-Казан., Калуж. г., II, 856. Шацкий-Чернеев, I, 594. Шегонин, Твер. г., II, 1314. Шенкурский-Троиц., I, 528. Шервинская, Перм. г., II, 1359. Шеренский или Ширинский-Благовещ., Твер. г., II, 639. Шеринская, Перм. г., II, 1359. в Шероховичах Городноезерская- Никандрова, Новгор. г., II, 944. Шидоровский, Волог. г., II, 1199. Шкловский-Воскр., Могил. г., I, 141. Шкнятин-Введен., Пск. г., II, 707. Шужгорский-Данилов-Преобр., Новг. г., II, 778. Шуйский-Спасский, II, 1182. Шуйский-Троиц., II, 1286. Шумаровский, Черниг., г., II, 1360. Щ Щирский, С.-Петер. г., II, 1355. Ю Югская-Димитриев., Яросл. г., II, 1361. Югская-Дорофеева, Яросл.г., II, 1362. Южная-Дорофеева-Троиц., Яросл. г., II, 1362. Юнгинский, Каз. г., II, 1193. Юрьевский-Архан.-Михаилов, II, 628. Юрьевский-Введен.-Николаев., I, 107. Юрьевский-Козелецкий, II, 759. Юрьевский-Мещовский, II, 758. Юрьев-Новгородский, II, 1363.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010