Комана Кападокийска – град в Кападокия (Мала Азия), в който вероятно е приел мъченическата си смърт св. мъченик Ермий (31 май). Извън речника: Св. мъченик Ермий. Конклав (лат.) – общото събрание на кардиналите за избиране на нов «папа». Св. Константин Велики «Константинов дар» (лат. Donatio Constantini, църковносл. Вено Константиново) – дарствена грамота, чрез която папството обосновавало в продължение на векове своите претенции за светска власт и първенство над всички християнски църкви. Според нея след своето установяване в Константинопол св. Константин Велики подарил на папа Силвестър I (317–335 г.) знаците на императорската власт, «град Рим, градовете на Италия и страните на целия Запад». През 1440 г. Лоренцо Вала доказал, че грамотата е фалшификат в книгата си «За дара на Константин», публикувана през 1517 г. Въпреки това, Ватикана се отказал от документа едва през XIX в. В Източната църква прерогативите, уж дадени от св. Константин на римския папа, били аналогично изтълкувани и от Константинополския патриарх и оттам преминали в Русия – «Третия Рим». Константинопол (на славянски Цариград, днес Истанбул) – древен град край Босфора в Източна Мала Азия. Основан под името Византия в 658 г. пр. Р. Хр. на европейския бряг на протока от гърците на търговския град Мегара в Средна Гърция. Византия имала голямо търговско-промишлено значение поради своето разположение на тесния проток между Черно и Мраморно море. В първите векове на християнството, макар и да се смятала за второстепенен град, имала както преди много преимущества поради своето положение. Това оценил император Константин Велики, който в 330 г. след Р. Хр. пренесъл във Византия столицата на Римската империя, преименувайки Византия в Константинопол и Нов Рим, украсявайки я с храмове, дворци и произведения на изкуството; той привлякъл многобройно население и като цяло я направил могъщ център на гражданския и църковния живот на гръко-римския свят. В тясна връзка със състоянието на държавата тогава се намирала и съдбата на християнската Църква: процъфтяването или упадъкът на империята предизвиквали съответни явления и в живота на Църквата, отразявайки се върху нея. Няколко века целият живот на обновената от християнството империя носел църковно-религиозен характер и тогава процъфтяло богословието, църковното изкуство, силно процъфтяло богослужението, обогатявайки се с дивни допълнения на предишните си форми, както и църковната проповед, а църковната поезия достигнала съвършенство в силата, живостта и висотата на творчеството. Появили се велики богослови, като светите Атанасий Александрийски, Евстатий Антиохийски, Григорий Богослов , Василий Велики, Иоан Златоуст и много други, също и съставители на песнопения, като свети Иоан Дамаскин, Андрей Критски, Роман Сладкопевец , Козма Маюмски и други, и множество високоталантливи деятели във всички области на живота на християнската Църква. Извън речника: Истанбул. Константинопол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Илья . 152 Святитель Николай Японский Александрович постарался вести дело так, что князья и в детстве не чувствовали постоянного над собою насилия; оттого старший, сделавшийся совершеннолетним, с недоумением спрашивал: «Да в чем же различие моего прежнего состояния от нынешнего?» И любят КНЯЗЬЯ Илью Александровича искренно, как он говорил. — Константин Константинович при покупке старается тотчас же, не видя вещи, отсчитывать деньги, и прочее. 22 января 1880. Вторник Утром написал письмо к Щурупову, соглашаясь дать семьсот пятьдесят рублей за план. Пришлось нарваться на человека! Только благодаря вчерашним советам Феодора Николаевича и под влиянием прочитанной за чаем сцены из «Одиссея» (как он укротил свой гнев при виде беспутных служанок, отправлявшихся на свидание с женихами) я осилил себя и написал ласковую записку после грубостей архитектора. В десятом часу вечера Письмо с приложением рисунков Храма не было отослано тотчас же только потому, что Андрей куда-то отлучился. Вдруг является Щурупов — мягкий, ласковый по-прежнему и волнующийся: «Прошу шестьсот пятьдесят рублей, не хочу стать наравне с каким-нибудь учеником». — «Согласен, но зачем Вы прошлый раз так нерезонно рассердились? Я имел такое же право желать исполнения заказа дешевле, как Вы — ценить свой труд дороже» (из вчерашнего наставления отца Феодора). Щурупов рассыпался в уверениях, что он вовсе не сердится, что у него такой способ говорить, и предложил написать условие, то есть то, чего я сам хотел от него как-нибудь добиться. Я дал ему бумаги и усадил за письменный стол, предварительно удалив копию с письма к нему. Он написал безграмотный контракт, но в нем ясно прописано, что он должен сделать все детали и рисунки иконостасов. Я дал ему сто пятьдесят рублей задатку; контракт с его подписью остался у меня, а я спишу копию и с моею подписью отошлю к нему (что уже и исполнено). Таким образом, сто рублей, висевшие на волоске, сбережены. Видно, что Щурупов боится Митрополита (то есть чрез него потерять в будущем возможность рисовать планы для духовенства).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Рерих в начале-середине прошлого) для них было священным и глубоко чтимым, несмотря на все усилия Кураева доказать обратное» (Владимиров А. В поисках православия. Современники. М., 2000, с. 143). 24 Продолжение: «Так вот, когда мы Знамя Мира в Госдуме поместили за оргстекло, то это «существо» спросило охранника: «А можно ли его прострелить?»» (Савчук В. С. Выступления участников конференции//Новая эпоха. 1 (24), 2000, с. 16). Какие, однако связи у рериховцев с охранниками Госдумы! Впрочем, Л. Шапошникова – нынешний гуру российских рериховцев – вообще обвиняет меня в воровстве рериховских «святынь»: «Это он, диакон, «сметает» и срывает все, что ему, диакону, мешает. Так он сорвал вывешенное в Государственной Думе Знамя Мира» (Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева//Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, с. 356). Успокойтесь, дамочки! Не срывал я ваш флажок и не стрелял в него. А для Госдумы это и в самом деле позор, что ее стены украшает сектантский символ. Впрочем, весной 1998 г. Дума начала понимать неуместность оккультно-религиозного символа в своем помещении. Депутат Н. В. Кривельская охарактеризовала рериховский флаг (три красных круга на белом полотнище) как «ауристические яйца космических махатм». У депутата Е. Ю. Логинова надоевший за несколько лет флаг вызвал другие ассоциации: «Это флаг первой брачной ночи, позорище Госдумы» (Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Бюллетень 164 (306). – М., 1998, с. 9). Увы, эти депутаты неумно предложили заменить рериховский флаг православной иконой – чем и обеспечили отрицательную реакцию светски настроенного большинства Думы. 25 Г.К.Честертон. Злой рок семьи Дарнуэй.//Избранные произведения в 5 томах. т.2. М., 1994. с.150. 28 Во внутрисемейной переписке и в переписке с ближайшими сотрудниками Рерихи использовали псевдонимы Фуяма – Николай Константинович; Урусвати – Елена Ивановна; Удрая – Юрия Николаевич Люмоу – Святослав Николаевич. По верованию Рерихов эти имена выбирали не они сами; они были им «даны» их семейным духовным наставником – «махатмой Мориа» и содержали в себе указание или на прошлые реинкарнации Рерихов («Фуяма» было представлено как имя китайского императора III века – Агни-Йога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Иногда Мария Платоновна посылала нам большущую банку, железную, из-под монпасье, тогда еще были такие, с топленым бараньим салом. Сало топили с айвой, это отбивало запах. И еще в посылках бывали палки чучхелы, домашнего приготовления, дивные, и еще обычно пара бутылок неслыханного муската. Такие бутылки шли только в Кремль и за границу. Все это нас очень поддерживало. Но, вообще материальная сторона нас мало беспокоила, мы жили в основном музыкой. Друзей и знакомых было много. Я познакомила Андрея с моими друзьями Павликовыми. Он очень им понравился и мы часто бывали у них. Бывали у Буренина — и опять музыка, они играли на двух роялях, чудесно. А еще у Андрея был приятель Коля Яги. Ему было лет 27-28. он был химик, работал в Горном институте. Жил он о матерью в Лесном, на Прибытковской улице. Лесное тогда было совсем дачной местностью, с маленькими деревянными домиками, масса зелени. Нас познакомила Мария Константиновна Юшкова. Коля часто устраивал какие-то вечеринки, всегда какие-то винегреты и спирт, на чем-то настоенный. Настоящая отрава, всех тошнило. Но ездить к нему любили. От него, через большой пустырь можно было пройти в парк Политехнического института где жили Залесские и некоторые другие профессора у которых мы бывали. На пустыре иногда жили цыгане и бегали голые цыганята. У Юшковой всегда была музыка, играл Андрей или он вместе с Марией Константиновной. Она была очень хорошей пианисткой, с ней советовался Софроницкий. Она могла бы выступать, но у нее не было чувства эстрады, она очень волновалась и терялась (хотя в жизни была большая нахалка). Выступая однажды в Консерватории она, сыграв, пыталась выйти в нарисованную дверь. После этого она перестала выступать. Мы обычно садились на Литейном в трамвай и ехали бесконечно пока не приезжали в Лесное. Тогда казалось, что это так далеко! Вообще, поездка за город. Да так оно и было. И ощущение радости, удовольствия. Весной мы иногда опаздывали к разводке мостов, сидели на берегу, начиналось утро, все было хорошо.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-b...

315 Дмитрий Петрович Новский, магистр IV курса Московской академии, протопресвитер Московского Успенского собора. 317 Огарёв Николай Платонович, сотрудник Герцена, живший вместе с ним заграницей. Умер в Лондоне. 318 В заметке, напечатанной в 48 Церковных Ведомостей за 1903 г., высказано, что истинная причина смуты, возникшей в Дивееве, остаётся неизвестной. Личность Иоасафа, признанного следствием главным виновником смуты, выставляется как идеального инока, верного и преданного ученика преп. Серафима Саровского . Защита Иоасафа лицами упомянутыми в письме П. С-ча, которые, по-видимому, не имели побуждения быть пристрастными, даёт основание думать, что Дивеевское дело осталось не вполне выясненным. 320 Павлов Платон Васильевич, профессор русской истории в Петербургском университете. В 1862 г. по политическому делу был сослан в ссылку в Ветлугу. В 1866 г. вернулся в Петербург и преподавал историю в Константиновском военном училище. С 1875 г. Павлов занимал кафедру истории и теории искусств в университете св. Владимира. В нашей литературе есть отзыв о Павлове, как профессор, который имел влияние на нравственный след ума своих слушателей; они унаследовали от него широкий и гуманный взгляд на жизнь и историю. См. Истор. Вест. т. XLIX. 321 В энциклопедическом словаре Брокгауза заключительные слова речи Павлова передаются так: „Россия стоит теперь над бездною, в которую мы и повергаемся, если не обратимся к последнему средству спасения, к сближению с народом. Имеющий уши слышать, да слышит“. 322 Высказанный здесь взгляд на русское общество не был взглядом только людей консервативного направления, к каким принадлежал П. С-ч. И в людях, не чуждых либеральных стремлений, общественная жизнь, возбуждала не радостные мысли. „Не есть ли всё это процесс перерождения, писал Никитенко в своём дневнике, и это всеобщее шатание умов, и быстрая, тревожная разладица общественных отношений, деморализация, бестолковое увлечение молодых умов, тугое бездействие зрелых и возмужалых... Не есть ли это тяжёлый и тревожный процесс перерождения народа, который не жил до сих пор жизнию естественного и здорового развития, которого история мучила, а не воспитывала. Невольно приходит на ум, что Русский народ в самом существе носит невозможность самообладания, невозможность нравственной и политической самозиждительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

На Симеонов век болгарской письменности странно указывать. Под крещением болгар в 9 в. надо разуметь тогдашних болгар-тюрок, а не подвластных им славян, начавших принимать христианство с конца 6 в., в 7 в. Да и язык кирилловских переводов был родным наречием этих славян, проживших уже с лишком два века в землях культурных, в государстве образованном. Сербы и хорваты крещены были еще в первой половине 7 в., и что осталось от их письменности 11 в.? " Факты, частично отмеченные В. И. Ламанским, 153 останутся без исторического объяснения, если рассматривать показания Повести временных лет о начале русского просвещения, как достоверное свидетельство или, даже, как простую литературную компиляцию, а не как искусственное построение церковника, желавшего найти в истории оправдание для своих идеологических тенденций. Реформа Владимира состояла в крещении народа по греческому обряду и в признании христианства господствующей религией на Руси. Поэтому-то, вопреки летописи, автор Сказания о грамоте русстей (или приписки к Паннонскому житию Константина Философа) и мог считать себя в праве с решительностью утверждать, что от греков Владимир принял только крещение и наряд церковный, а относительно вероучения – доказывать, что оно было открыто русскому князю самим Богом Вседержителем, 154 т. е. было не греческого происхождения. Но это вероучение не могло быть усвоено народом внезапно, в 24 часа, как это было желательным агиографу-летописцу, оттенявшему чудодейственные последствия греческого обряда. Это усвоение должно было предшествовать ему. У редактора древнейшего свода были под руками разные материалы и сказания о подготовительном периоде обращения Руси. Это видно из его рассказов об апостолах Андрее и Павле, из его слов о варягах, из которых многие были христианами еще в 945 г. (»мнози бо беша Варязи хрестеяни» Лавр. 3 , 53, 5–6), о " хрестеяной Руси« (под тем же годом), именем которой он сам называл не только варягов, но и русских славян, об Ольге, о варягах мучениках (под 6491/983-м годом) и т. п. Но большинство этих рассказов и заметок осталось в летописи без продолжения, как бы неоконченными в литературном отношении эпизодами. Так, например, рассказ о посещении апостолом Андреем Новгорода, который был тогда, по летописи, уже населенным пунктом, производит впечатление, что единственным результатом апостольского пребывания у новгородских словен было наблюдение туриста о странностях их банных обычаев, хотя в средневековой историографии апостолам вменялось, обыкновенно, в обязанность путешествовать исключительно для того, чтобы учить или творить чудеса, а не с тем, чтобы доставлять в Рим этнографические сведения. Сам летописец упоминает, что, придя в Рим, Андрей »исповеда, елико научи и елико виде» (Лавр. 3 , 7, 18), хотя о том, кого учил он на Руси – в рассказе нет никакого упоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

- Здравствуйте, Евгений Константинович и Виктор Николаевич, однажды отец Андрей Ткачёв в прямом эфире сказал, что детей определённого возраста, школьников нужно водить и в тюрьмы и в наркодиспансеры, чтобы они видели, что может быть с ними, если они будут вести себя неправомерно. Е.Н.: Действительно, Виктор Николаевич, как вы считаете? Полезный опыт? В.Н.: Это говорил и я тоже. Мы однажды сделали такое, одно дело говорить, другое дело сделать. Однажды в одной области, будучи в хороших отношениях с начальником подростковой колонии, мы провёли эксперимент на свой страх и риск. В этом райцентре тоже была определенная категория молодых людей, которые никак не поддавались никакому увещеванию, и их никак нельзя было вразумить. Я приехал по его звонку, и мы провели такой эксперимент: привели молодых людей, семь человек, которые состояли на учёте, четыре девочки и три молодых парня. И они провели в колонии с 5 утра до 23 вечера, они просто увидели, что это такое. И вы знаете, потом он мне сказал, что около двух месяцев, они были тише воды и ниже травы, то есть вот таким образом достаточно даже один раз посмотреть, что это не просто растопыривание пальцев веером и возгласы «в натуре» . Во-первых, «в натуре» в зоне не говорят, в зоне не матерятся, чтобы знали молодые люди. Если там, допустим, есть попытка сквернословить, то проводят такую воспитательную работу, что у тебя пропадает желание не только материться, но и разговаривать на всю жизнь, надо эти вещи знать. Поэтому этот эксперимент настолько благотворно и положительно   подействовал  на этих молодых людей, что потом еще раз провели  его. Я тоже задавал на определённом мероприятии, на круглом столе, где находились люди имеющие отношение к Госдуме, почему бы вот этот момент не ввести, а я об этом говорил ещё года три назад. Почему бы не сделать такие экскурсии, в зону женскую, в зону мужскую и показать на самом деле, что такое зона, что это не то, что показывают по телевизору, где воспевается и романтизируется бандитизм. А что это горе и серьёзное испытание, чтоб они видели, что такое сходить в зоне в туалет.

http://radonezh.ru/text/tyurma-i-volya-1...

«Он стал княжить по всей земле Литовской, – говорит летописец, – и начал избивать своих врагов, и перебил их бесчисленное множество, а другие разбежались». Воишелк утвердился в Литве с помощью зятя своего Шварна Даниловича и дяди его Василька Романовича волынского, которого он назвал отцом своим и господином; вместе с Шварном, приведшим в Литву сильное войско, Воишелк пошел на своих врагов, города их побрал, самих перебил; в числе убитых находился и рязанский изгнанник Евстафий Константинович. Таким образом, отношения литовские при жизни Даниила кончились с явною выгодою для Руси: Миндовга не было более, а сын его Воишелк, обязанный утверждением своим в Литве русскому войску, признал зависимость свою от брата Даниилова, ибо таково значение слов, что он назвал Василька отцом и господином. С таким же успехом шла борьба и с другим соседним варварским народом – ятвягами: в 1248 году ятвяги потерпели сильное поражение от Василька Романовича при Дрогичине, потеряли сорок князьков своих. В 1251 году отправились на ятвягов оба Романовича с поляками и половцами, перешли болота и вошли в страну их, причем поляки не утерпели, зажгли первую весь; Романовичи сильно рассердились на них за это, потому что пожар дал весть варварам о рати; ятвяги собрались всею землею и, как видно, зная о гневе Даниила на поляков, прислали сказать ему: «Оставь нам поляков, а сам ступай с миром из земли нашей»; Даниил не согласился. Ночью ятвяги напали на укрепленный стан польский и готовились проломить острог, но польский князь Семовит послал просить стрельцов у Романовичей на помощь; русские князья насилу отпустили стрельцов, все еще сердясь на поляков. Стрельцам удалось откинуть ятвягов от острога, хотя во всю ночь не было от них покоя. На другой день Даниил двинулся вперед, а брат его Василько с Семовитом остался на месте, имея позади отряд половецкий; ятвяги ударили на последний, обратили его в бегство, отняли хоругвь и схватились потом с Васильком и Семовитом; сеча была лютая, и с обеих сторон падало много народу; известный нам Андрей дворский, крепкий сердцем и больной телом, поскакал было по привычке на неприятеля, но не мог удержать копья в слабых руках и едва не лишился жизни; Василько послал к брату за помощью, и возвращение Даниила дало перевес русским. Земля неприятельская была пожжена и попленена, много князей ее побито; но скоро к ятвягам пришли на помощь пруссы и борты; русские и поляки сошли с коней и пешком двинулись навстречу к врагам: щиты их сияли, как заря, шлемы, как солнце восходящее, копья казались густым тростником, а князь Даниил разъезжал на коне среди полков и рядил войско. Тогда пруссы сказали ятвягам: «Можете ли дерево поддержать сулицами и дерзнуть на эту рать?» Ятвяги отступили; Даниил также возвратился в свою землю, избавивши от плена многих христиан, которые пели победителям славные песни; как видно, эти песни имели влияние и на рассказ летописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вместо " цивилизации " я использую понятие " общество " , которое не столь обширно, но зато конкретно, связано с другими конкретизируемыми понятиями " личность " , " государство " , " сословие " , " класс " , " семья " и проч. Т.е. возвращаясь на позиции старого доброго обществоведения мы сможем обрести почву под ногами, повысить валидность наших теорий, ну и попробовать применить их в жизни, если пожелаем конечно. 17. Ответ на 16., М.Яблоков: " стало быть, понятие славянского мира следует расширить))))))) " Я бы сузил )) Да я вообще в этом вопросе согласна с Леонтьевым. 16. Ответ на 15., Lucia: " стало быть, понятие славянского мира следует расширить))))))) " Я бы сузил )) 15. Ответ на 11., М.Яблоков: Венеды – адриатические или италийские славяне, входившие в союз троянских племён, покинувших Трою. Венеды основали Падую и Венецию. Интересно, что в основание Венеции заложены деревянные сваи, которым уже сотни лет. А сделаны они из сибирской лиственницы. Возникает вопрос: как были связаны строители Венеции с Сибирью?Этруски - это русские. стало быть, понятие славягского мира следует расширить))))))) 14. Ответ на 12., Константинов Андрей: Книгу Валентины Федоровны обязательно изучу поподробней. Все же интересно как она выводит " социальную структуру личности " . При первом просмотре текста сразу бросается отсыл к архетипам Юнга, а у него учение личности определенное и совсем не в православной традиции.Юнг ставит знак тождества между личностью и индивидуальностью, которые противостоят коллективу, который обезличивает человека. Христианская традиция резко разводит индивидуальное в человеке, определяемое потребностями и личность - открытость другой личности. Интересно, что идеал личности коммуниста с его прославлением товарищества похож по сути на христианский, но с гораздо меньшим числом параметров. в " Русском обществе " подробней. А здесь разобран один из вопросов, касающийся развития общественной роли личности: http://vk.com/akv47...all250781261_799%; От Юнга и архетипов, там ряд ли чего есть.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/26/s_...

Полностью поддерживаю автора " Сделано у нас " . Данный проект показывает, что в России не все плохо. Люди устали от чернухи пропагандируемой средставами информации. Проишло время когда надо показывать положительные стороны общества, что в дальнейшем будет способствовать развитию и восстановления России, как сильного и могущественного государства, как в экономическом плане так и в духовном. Я ЗА!. Андрей Татьяна 15 февраля 2013, 18:39 В капилку того, чем нам гордиться: " При участии Юревича решена одна из главных спортивных задач города — после долгих лет отсутствия в российскую Суперлигу (сейчас — КХЛ) вернулась челябинская команда «Трактор». А по результатам сезона 2011—2012 команда получила Кубок и завоевала бронзовые медали " Футболисты " Зенита " заслужили похвалу за показанную в домашнем матче с " Ливерпулем " игру, заявил журналистам главный тренер петербуржцев Лучано Спаллетти. Футболисты петербургского " Зенита " в четверг на своем поле одержали победу над " Ливерпулем " в первой игре 1/16 финала Лиги Европы со счетом 2:0. Как похоже? Православные успевают за спортивными успехами? Есть чему умилиться и проронить слезу немощи, возраст позволяет - не 19 лет, как Александру Невскому во время Невской битвы - ему слезы лить было некогда, да и не дожил? Спаси Бог. Валентин 8 января 2013, 19:02 Ваша гордость - это скала, об которую вы призываете повредиться нам. Не гордятся ими, а благодарят за них Бога, что ещё даёт их нам. Вы далеки от православия и от реальности, молодой человек.Только со всенародной (не формальной) верой в Бога можно возрадить Россию. Об этом в прошлом веке хорошо написал дореволюционный филисов Иван Ильин.Без неё всё одна суета.Спаси Господи юношу, не ведает, что пишит. Светлана Константиновна 30 декабря 2012, 19:16 Сегодня на телеканале " Союз " узнала о существовании таких сайтов и зашла сюда. Это какое то провидение божие! До этого путалась в разных блогах, сайтах... Голова кругом, не знаю что во что сливать... Наконец то все становится на свои места. Большое спасибо разработчикам, вы делаете важное

http://pravoslavie.ru/58279.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010