«Преподобный Сергий Радонежский», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 18.07.2016 11:10:36 Протоиерей Андрей Ткачев Дорогие христолюбцы и боголюбцы! Мы сегодня попытаемся сказать похвалу, сплести словесный венок одному из самых великих людей нашей земли, на котором держится до сегодняшнего дня Русь и Русская Церковь, – богоносному отцу нашему во Христе Сергию Великому – преподобному Сергию Радонежскому. А начнем мы с того, что вспомним: монашество родилось на Востоке, где можно спать на земле, потому что земля теплая: нагретые солнцем за день камни могут отдавать тепло спящему на них человеку, надо только сверху укрыться, не столько даже от холода, сколько от комаров или других насекомых. Если есть источник воды, то всё остальное потребное для жизни можно добыть легко, потому что всё кругом цветет и растет и везде можно найти свисающий плод – трудиться не надо, но если хочешь, можешь и трудиться, и тогда получишь больше – намного больше, чем в наших суровых, неприветливых широтах. А монашество Руси, ее юродство, ее иночество – это совершенно другая история. Тут холодно, и надо валенки на зиму, дровишки… На земле не поспишь: уже начиная с Покрова, снежок выпадает. До мая месяца холодно, а «наше северное лето – карикатура южных зим». Мы в холодных странах живем. И монашество у нас – трудническое. Оно вынуждено работать: колоть дрова, строить дома, хитро придумывать печное отопление, чтобы малыми поленьями отопить не одну, а две-три и более келий, возводить теплые зимние храмы. У нас очень трудная жизнь. Трудная и скудная. В этой трудной, скудной жизни человек, с одной стороны, закаляется, а с другой – очень много энергии тратит на чистое выживание. И тем более удивительно, что молодой человек, именем Варфоломей, из ростовских князей, обнищавших, небогатых, возымел желание уйти в дебри, в непролазную чащу. И там, среди страхований, в одиночестве, в голоде и холоде, среди всей этой неприютности лесного бытия, водрузить крест, поставить келью и молиться Богу. И еще более интересно, что Сергий выбрал имя для храма, который построил, Святой Живоначальной Троицы.

http://radonezh.ru/monitoring/prepodobny...

Всегда и везде, прежде всего, заботился о подборе священнослужителей, причем, прежде всего, оценивал их каноническую правоспособность и духовно-нравственный облик, отодвигая на задний план все другие их качества – образование, красноречие, голос и т.д. Сам архп. Андрей блестящим оратором не был, но говорил живо и ясно, приводил простые примеры из повседневной жизни и давал конкретные советы, что и как нужно делать. Затрагивал самые жизненные темы. Еще в начале 20-х годов, будучи протоиереем в Саратове, он так много потрудился по организации помощи голодающим и беспризорным детям, что получил за это личную письменную благодарность от Н.К.Крупской, как председательницы общества «Друг детей». В годы Великой Отечественной войны Высокопреосвященный Андрей много говорил о том, что должен делать каждый христианин, чтобы помочь Родине и облегчить судьбу бедствующих. Заботился о раненых и об осиротевших детях. По его призывам среди верующих были собраны на нужды Родины огромные денежные суммы, а также теплые вещи бойцам и продукты для госпиталей. Лично сам пожертвовал большую сумму на самолет-истребитель. За патриотическую деятельность во время Великой Отечественной войны имел ряд благодарностей от Правительства. Кроме того, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В Днепропетровске пожертвовал большую сумму на художественную роспись стен собора, уделяя большое внимание этой росписи. Любил торжественные богослужения, но, подбирая священнослужителей, заботился больше о качестве, чем о количестве их. В суждениях о них имел свою точку зрения, не всегда совпадающую с точкой зрения Святейшего Патриарха и некоторых других иерархов. Нередко случалось, что людей, которых он не допускал до священнослужения, другие иерархи потом сочли возможным допустить и даже возвысить. Самые яркие примеры этого: Питирим, митрополит Крутицкий, бывший настоятель Покровской церкви г.Куйбышева протоиерей Петр Свиридов, и Борис, митрополит Одесский, бывший иеромонах Вик в г.Саратове.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Оценки деятельности В течение всей своей жизни ни на один день не уклонялся ни в обновленчество, ни в другие расколы. В годы ослабления церковной дисциплины старался особенно внимательно относится к воле митрополита Сергия (Страгородского) , хотя далеко не всегда считал его распоряжения правильными. Свое мнение высказывал ему прямо и открыто, лично или в переписке. Всегда и везде прежде всего заботился о подборе священнослужителей, причем прежде всего оценивал их каноническую правоспособность и духовно-нравственный облик, отодвигая на задний план все другие их качества - образование, красноречие, голос и т.д. Сам архиеп. Андрей блестящим оратором не был, но говорил живо и ясно, приводил простые примеры из повседневной жизни и давал конкретные советы, что и как нужно делать. Затрагивал самые жизненные темы. В годы Великой Отечественной войны он много говорил о том, что должен делать каждый христианин, чтобы помочь Родине и облегчить судьбу бедствующих. Заботился о раненых и об осиротевших детях. По его призывам среди верующих были собраны на нужды Родины огромные денежные суммы, а также теплые вещи бойцам и продукты для госпиталей. Лично сам пожертвовал большую сумму на самолет-истребитель. Любил торжественные богослужения, но, подбирая священнослужителей, заботился больше о качестве, чем о количестве их. В суждениях о них имел свою точку зрения, не всегда совпадающую с точкой зрения патриарха и некоторых других иерархов. Нередко случалось, что людей, которых он не допускал до священнослужения, другие иерархи потом сочли возможным допустить и даже возвысить. Самые яркие примеры этого: Питирим (Свиридов) , митрополит Крутицкий, бывший настоятель Покровской церкви г. Куйбышева протоиерей Петр Свиридов, и Борис (Вик) , митрополит Одесский, бывший иеромонах в г. Саратове. Архиепископ Андрей считал большой ошибкой возведение их в святительский сан, а против хиротонии протоиерея Свиридова возражал и протестовал, считая его человеком, вредным для Церкви. Награды Церковные: Светские:

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

Архиепископ Казанский 26 августа 1942 года был назначен архиепископом Казанским , но назначение было получено одновременно с телеграфным вызовом Саратовского горисполкома принимать собор. В ответ на телеграфный запрос куда ехать, митрополит Сергий (Страгородский) ответил телеграммой: " Саратов " . Открытие собора потребовало колоссальной затраты сил, духовных и физических. Приходилось начинать без денег, без транспорта, без рабочей силы, без помощников и без связи с народом. Ленинградский протоиерей о. Николай Чуков , проживавший тогда в Саратове, советовал попросить денег в Патриархии и до получения их не принимать собора, но архиепископ Андрей считал, что в грозные дни особенно упорных боев в соседнем городе, Сталинграде, для жителей Саратова как на фронте дорог каждый день и час, а успех нашего оружия на фронтах он ставил в прямую связь с всенародным подвигом труда и молитвы. После мучительного, но короткого колебания он принял собор, а через семь дней начал богослужение. Архиепископу Андрею была присуща живая, глубокая вера в молитвенную помощь умерших не только святых, прославленных Церковью, но и простых христиан, ушедших от нас в правой вере и благочести. Видя, как совершается казавшееся невозможным, плоды своих трудов и в Куйбышеве и в Саратове он относил за счет помощи этих молитвенников. ( " Им там недалеко ходить с заявлениями-то, не как нам здесь " ). В период между назначением и отъездом в Саратов ему пришлось хоронить в Куйбышеве одного священника, который раньше служил в Саратовской епархии и вместе с ним болел душой за судьбу обоих смежных городов: Куйбышева и Саратова. Умирая, он просил: " Владыке скажите, что я из Саратовской епархии не выписываюсь, как смогу буду помогать оттуда " . Услышав это, архиеп. Андрей ответил в оригинальной форме: " Да, да, мы с ним давно договорились об этом. Я с ним поклоны на тот свет передал, и поручил ему разобраться там, как поступить с Саратовом; - здесь, на земле, ничего невозможно понять в этом деле " ... В Саратове он пробыл очень недолго. Собор он открыл 8 октября 1942 года, а 14 октября в г. Ульяновске был рукоположен для Саратова новый епископ, Григорий (Чуков) .

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

XXIV кинофестиваль «Радонеж» состоялся в Москве 28 ноября 2019 г. 17:43 22-25 ноября 2019 года в Доме кино Союза кинематографистов РФ в Москве прошел  XXIV Международный фестиваль кино- и телепрограмм «Радонеж» . Кинофестиваль объединил вокруг себя около 300 кино- и телекомпаний со всей России, дальнего и ближнего зарубежья. В этом году в отборочную комиссию было прислано 230 фильмов и телепрограмм из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Грузии, Абхазии, Болгарии, Сербии, Польши, Литвы. Из них в фестивальную программу были отобраны 123 фильма. В конкурсной программе участвовало 54 фильма, в телеконкурсе — 50 фильмов. Кроме документальных фильмов и телепрограмм в конкурсе также участвовали 12 анимационных и 12 игровых короткометражных фильмов. В жюри этого года вошли председатель жюри, кинорежиссер В.И. Хотиненко, киноактриса В.И. Теличкина, тележурналист Б.И. Костенко, кинорежиссер А.В. Богатырев, заслуженный работник культуры РФ А.Н. Золотухина, кинокритик Т.О. Иенсен, писатель, д.и.н. Д.М. Володихин, кинорежиссер Б.Г. Криницын, протоиерей Андрей Спиридонов, протоиерей Николай Германский, публицист С.Н. Комаров (Украина). Главную награду фестиваля — серебряную медаль преподобного Сергия Радонежского — получили семь номинантов. Гран-при фестиваля — Владимирскую икону Божией Матери и серебряную медаль преподобного Сергия Радонежского — по единогласному решению жюри получил фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (автор сценария и режиссер Андрей Тарковский-младший). Приз за лучшую режиссерскую работу достался картине «Александр Солженицын. Раскаяние» (автор сценария и режиссер Сергей Мирошниченко). Приз за лучшую операторскую работу получила картина «Небо» (автор сценария Алексей Малечкин при участии Ильи Лозинского; режиссеры Алексей Малечкин, Сергей Линников). Приз за лучший сценарий достался фильму «Новомученики» (автор сценария Елена Чавчавадзе; режиссер Галина Огурная). Жюри отметило лучший анимационный фильм, которым стала работа аниматоров из Санкт-Петербурга «Радость небесная (Босоногая радость)» (автор сценария Екатерина Каликинская; режиссер и художник Наталья Федченко).

http://patriarchia.ru/db/text/5538814.ht...

Кинофестиваль объединил вокруг себя около 300 кино- и телекомпаний со всей России, дальнего и ближнего зарубежья. В этом году в отборочную комиссию было прислано 230 фильмов и телепрограмм. Из них в фестивальную программу отобрали 123 фильм. Конкурсная программа - 54 фильмов; телеконкурс – 50 фильмов. Учитывая традиционно большое количество и высокий уровень присланных работ, Оргкомитет решил показать еще и информационную программу из 19 фильмов.  Кроме документальных фильмов и телепрограмм в конкурсе 12 анимационных и 12 игровых короткометражных. Обширна география фестиваля, свои работы прислали кинематографисты России, Беларуси, Украины, Казахстана, Грузии, Абхазии. Свои фильмы предоставили кинематографисты Болгарии, Сербии, Польши, Литвы. В жюри этого года вошли: председатель жюри, кинорежиссер В.И. Хотиненко, киноактриса В.И. Теличкина; тележурналист Б.И. Костенко, кинорежиссёр А. В. Богатырев, заслуженный работник культуры РФ А.Н. Золотухина, кинокритик Т.О. Иенсен, писатель, д.и.н. Д.М. Володихин, кинорежиссёр Б.Г. Криницын, публицист С.Н. Комаров (Украина), прот. Андрей Спиридонов, прот. Николай Германский (Белгород). Зрители посмотрели много публицистических работ о Великой Отечественной, о нашей памяти и людях с ограниченными возможностями здоровья и многом другом, много было и анимационных лент для взрослых и подростков. Всего на фестиваль представлено более двухсот работ, отобрано жюри около ста. В этом году в Конкурсе есть ряд интересных полнометражных неигровых фильмов, что делает программу особенно весомой. Разнообразна и география фильмов – много лент украинских и белорусских кинематографистов, есть фильм киргизского, армянского, грузинского, азербайджанского, литовского режиссеров и автора из Бразилии. Главную награду фестиваля - Серебряную медаль Преп. Сергия Радонежского по Положению о Фестивале получили семь номинантов:  Гран-При фестиваля - Икону Божией Матери Владимирская (иконописная мастерская " Александрия " , прот.Владимир Верига) и Серебряную медаль по единогласному решению жюри получил фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (Автор сценария и режиссёр Андрей Тарковский-младший, оператор Алексей Найдёнов);

http://fest.radonezh.ru/2019/11/25/post-...

Архиепископ Григорий, «вступив на Саратовскую кафедру после архиепископа Андрея в октябре 1942 года, оказал полное доверие молодому иеромонаху, поставил его настоятелем собора и способствовал его дальнейшему продвижению» , – писал митрополит Мануил. О том, как архиепископ Григорий не столько «способствовал продвижению», сколько пытался предостеречь патриарха (письмом и телеграммой) от ошибки относительно этого кандидата, и каким образом о. Борис (Вик ) все-таки появился в рядах епископата «в Совете… намекали оч[ень] прозрачно, что можно Вику дать епископство», рассказывает публикуемый дневник (см. публикацию, 10, 17, 23 марта, 12 мая 1944 г.). Здесь не представляется нужным и возможным перечислить все использования историками трудов митрополита Мануила, но дело в том, что есть примеры появления уже и неких «хрестоматийных» образов (т. е. без ссылки на этот «источник») «достойных архипастырей советского периода»: «Заслуживает внимания и тот факт, что архиепископ Андрей (Комаров), открывая в г. Саратове собор в октябре 1942 г., не хотел допускать иеромонаха Бориса до служения, предложив ему сначала покаяться» . «Не хотел допускать», но допустил, а о своих «соображениях» не сообщил ни о. Н. К. Чукову, когда доехал до Саратова ни позже, например, письмом, ни на Соборе 1943 г. Не сообщил он о своих сомнениях и патриарху, когда прибыл на сессию Синода весной 1944 г. (см. публикацию, 3 мая 1944 г.). Следовательно, если архиепископ Андрей хотел «подставить» Святейшего Патриарха и архиепископа Григория, то можно сказать, что у него это получилось. Перефразируя фразу о. Н. Ф. Колчицкого о том что, огромная заслуга почившего в том, что «обновленцы теперь не съедят» (см.: публикация 17 мая 1944 г. ), можно констатировать, что патриарх, более 20 лет противостоявший обновленчеству и не принявший Введенского в епископском сане, принял на себя и этот удар раскольников, оказавшийся смертельным (см.: публикацию, 17 марта 1944 г.). В связи с кончиной Святейшего патриарха Сергия какого-либо разбирательства с архиепископом Андреем, похоже, не было, но, очевидно, патриарх Сергий успел провести с ним беседу (сделать «хорошую взбучку»), так как будучи назначенным на Днепропетровскую и Запорожскую кафедру, которую он занимал до своей кончины, архиепископ Андрей «встал на путь исправления», а именно «запретил в священнослужении клириков, имевших неканоническое поставление (от самочинных и раскольнических лжеархиереев), строго относился к выбору кандидатов на священные степени»

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Архп. Андрей считал большой ошибкой возведение их в святительский сан, а против хиротонии протоиерея Свиридова возражал и протестовал, считая его человеком, вредным для Церкви. В Днепропетровской и Запорожской епархиях имел несколько сот приходов и женский монастырь. Свою деятельность начал там с того, что «просеял сквозь сито церковных правил» все духовенство, и выявил не имеющих законного рукоположения, в связи с чем имел немало врагов. До его вступления на Днепропетровскую кафедру в епархии царил беспорядок. В начале войны там действовали неизвестные самочинные архиереи, оставившие повсюду своих ставленников. Миряне и духовенство, не чувствуя над собой твердой церковной власти, допускали своеволия и бесчинства. По словам бывш. секретаря Днепропетровского Епархиального Управления прот.В.Турбина и других лиц, хорошо знавших его деятельность в Днепропетровской епархии, архп. Андрей с архипастырской мудростью украсил храмы не только живописью, но и батюшками. Труды : Пасхальное послание. «Правда о религии в России» МП, 1942, стр.114–119· Слово в праздник Вознесения Господня. «ЖМП» 1946, стр.27–29. Письма к разным лицам. Литература: «ЖМП» 1943, I, стр.13,16,17. 1944, 2, стр.9. - " - 1955, 9, стр.8–10. 1959, 4, стр.23. ФМП стр.4. ФПС I, 189, стр.7. ФПС II, стр.4. ФПС 4, cmp.I. ФПС 5, 20. ФАРЛ I, 2, стр.2. «Правда о религии в России», МП, 1942, стр.120–122. «Рус.Прав. Церковь и Вел.Отеч.война», стр.8–10, 22–23, 35–36. Письма разных лиц об архиепископе Андрее. Воспоминания об архп.Андрее (Комарове) – рукопись. «Не забытая могила». Рукопись, 1965· Анкета (краткие биограф.сведения с личной подписью архп.Андрея). «Незабываемое торжество» – статья прот.В.Турбина по поводу 50-летию служения архп. Андрея в священном сане. Некролог. Сост.протоиерей А.Турбин. (Статья и некролог были помещены в ЖМП в сокращенном виде). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений (Шерешилов; 26.07.1880 - 16.12.1889), еп. Павел (Вильчинский; 16.12.1889 - 21.11.1892), еп. Исаакий (Положенский ; 21.11.1892 - 19.12.1892), еп. Павел (Вильчинский; 19.12.1892 - 13.11.1893, повторно), еп. Митрофан (Невский; 13.11.1893 - 10.08.1896), еп. Сергий (Серафимов; 10.08.1896 - 13.04.1902), архиеп. Георгий (Орлов; 27.04.1902 - 11.06.1912), еп. Феофан (Быстров; 25.06.1912 - 8.03.1913), архиеп. Никодим (Боков; 8.03.1913 - 13.03.1914), архиеп. Филарет (Никольский; 20.03.1914 - 24.05.1916), сщмч. архиеп. Митрофан (Краснопольский; 6.07.1916 - 21.06.1919), еп. Палладий (Соколов; окт. 1919 - дек. 1919), в 1919-1920 гг. епархией временно управлял еп. Енотаевский Анатолий (Соколов), архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1921 - 27.06.1927), в 1927 г. епархией временно управлял еп. Енотаевский Стефан (Гнедовский), архиеп. Иннокентий (Ястребов ; 1927 - 22.05.1928), еп. Филипп (Ставицкий; 13.06.1928-1929), с 1929 г. епархией временно управлял еп. Вольский, вик. Саратовской епархии, Андрей (Комаров), в 1930-1931 гг.- еп. Енотаевский Алексий (Орлов), архиеп. Андрей (Комаров; 30.09.1933-1939), в 1939-1942 гг. кафедра не замещалась, в 1942-1943 гг. епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков), архиеп. Филипп (Ставицкий; дек. 1943 - 30.10.1947, повторно), еп. Николай (Чуфаровский; 30.10.1947 - 12.12.1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12.12.1947 - 12.12.1952, в третий раз), 12.12.1952 - 7.06.1953 епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Гурий (Егоров), еп. Леонид (Лобачёв; 7.06.1953 - 9.02.1954), еп. Сергий (Ларин; 9.02.1954 - 27.07.1959), архиеп. Гавриил (Огородников ; 27.07.1959 - 15.09.1960), архиеп. Павел (Голышев ; 15.09.1960 - 23.06.1964), еп. Иона (Зырянов; 5.07.1964 - 27.02.1968), архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 30.07.1968 - 27.12.1979), архиеп. Феодосий (Дикун ; 27.12.1979 - 19.02.1990), еп. Филарет (Карагодин; 11.03.1990 - 13.08.1992), еп. Иона (Карпухин; 25.10.1992, с 2002 архиепископ, с 24 марта 2013 митрополит - 15 июля 2016); митр.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Д. Н. Н.Комиссия по вопросам культов//Православная энциклопедия. Т. 36. 2015. С. 526. Надгробное слово, произнесенное архиепископом Григорием за литургией 18 мая 1944 г.//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 167. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 34. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). «Определение 14 Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского г. Ульяновск, от 8 апреля 1942 г. Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что, согласно письму протоиерея Н. К. Чукова… из Саратова, там от паралича сердца, происшедшего 25 марта в 11 часов вечера, скончался состоявший давно на покое Преосвященный архиепископ Досифей (Протопопов)… Гражданские власти, констатировавшие смерть, нашли ненужным вскрытие и выдали пасхальную ризницу для облачения тела, которое на машине было перевезено на кладбище, где и предано земле протоиереем Чуковым при очень большом стечении верующих. Определили. Принять к сведению и поручить Преосвященному Саратовскому архиепископу Андрею… организовать годичное поминовение почившего святителя, о чем и послать Преосвященному архиепископу Саратовскому указ» ( Галкин А. К. Указы и определения Московской патриархии... С. 76). Андрей (Комаров; 1879–1955 гг.); когда в 1922 г. после ареста архиепископа Досифея (Протопопова) Саратов стал одним из центров обновленчества, протоиерей Анатолий Комаров «мужественно противостоял раскольникам»; в 1923 г. он принял постриг с именем Андрей, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии; с 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией, с 1926 г. последовательно был викарным епископом Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В октябре 1929 г. переехал в Астрахань; 9 декабря 1941 г. вновь назначен на Саратовскую кафедру. Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетрадь 34. Троицкий собор XVII в., в котором в 1936 г. расположился краеведческий музей.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010