Алексей Соболев. 30. Виктор Соколов. IX-ro курса Со степенью магистра: 10. Арсений Скворцов. Дмитрий Вознесенский. Михаил Воскресенский. Иеромонах Анастасий Любомудров. Павел Орнатов. Петр Копосов. Василий Троицкий. Иеромонах Антоний Павлинский. 5. Гавриил Михайлов. 15. Иван Жемчужин. С правом на получение степени магистра через год с одобрением епархиального начальства Петр, в мон. Климент, Мажаров. Петр Лебедев. Петр Черепнин. Гавриил Розов. Андрей Беневоленский. Федор Рождественский. Павел Тяжелов. – кандидата: Петр Руднев. 25. Василий Волков. Андрей Мысов. Иван Чупров. Игнатий Спасский. Никита Горбачевский. 20. Михаил Щеглов. 30. Владимир Полянский. Василий Шишов. Иван Смирнов. Андрей Гостунский. Иван Орлов. Андрей Виноградов. Петр Львов. Иван Репьев. Николай Скорбященский. – студента: 35. Иван Остроумов. Х-го курса Со степенью магистра: 1. Иван Загорский. Павел Никитский. Тимофей Добронравов. Андрей Павловский. Петр Боголюбов. Иеромонах Платон Троицкий. 5. Иеромонах Флавиав Остроумов. Михаил Сикорский. Василий Пчелинский. Сергей Галахов. Василий Орлов. С правом на степень магистра через два года одобрительной службы в епархиальном и училищном ведомствах. Иеромонах Феофил Надеждин. 15. Василий Попов. Василий Сбоев. Петр Покровский. Федор Надеждин. Иван Воскресенский. 20. Иван Виноградов. – кандидата: Иван Комаров. 35. Алексей Розанов. Венедикт Преображенский. Павел Весин. Иван Архангельский. Николай Яблонский. Григорий Смирягин. Николай Пятницкий. Иван Святков. 25. Петр Успенский. 40. Дмитрий Максимов. Филипп Сперанский. Алексей Марсов. Петр Сильванский. Федор Аделфинский. Степан Чамов. Александр Одинарев. Василий, в мон. Виталий, Вертоградов. Иван Осеченский. 30. Иеромонах Евангел Благовещенский. 45. Владимир Владимиров. Яков Заозерский. Александр Вихров. Иван Магпицкий. Петр Богословский. Михаил Раевский. С званием семинарского студента: 47. Георгий Сахаров. XI-ro курса Со степенью магистра: 1. Аполлос Знаменский. 15. Яков Пряников. Иеродиакон Иоасаф Покровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Важно также понимать, что характерная на всем протяжении 1940­х гг. апологетическая по отношению к политике СССР позиция Русской Церкви на международной арене была занята ее архиереями очень быстро. В таком качестве ее иерархи стали выступать уже в 1941 году. Так, в разгар битвы за Москву 24 декабря 1941 г. архиепископ Саратовский Андрей (Комаров) имел продолжительную беседу с корреспондентом агентства «Ассошиэйтед пресс» (США) Гилмором Кингом, содержание которой вскоре вошло в книгу «Правда о религии в России». Это было одним из первых в то время и очень показательных международных выступлений со стороны Русской Церкви. Первый вопрос американского корреспондента касался участия Церкви в обороне страны, на что архиепископ Андрей сообщил о патриотических воззваниях митрополита Сергия (Страгородского), молебнах о даровании победы над Германией и сборах денежных средств в фонд обороны и теплых вещей для бойцов РККА . Остальные вопросы Г. Кинга касались ограничения свободы вероисповедания и положения самой Церкви в СССР. Отвечая на эти вопросы, архиепископ Андрей сделал ряд знаковых заявлений: «Советская власть никогда не ограничивала свободу вероисповедания. Советская власть твердо держится принципа веротерпимости для всех религий». На Западе были хорошо осведомлены о религиозных гонениях, поэтому архиепископ добавил, что «Советская власть применяла репрессии к части духовенства и верующих, но не за их религиозные убеждения, а за деятельность, направленную против существующего советского строя». Поскольку, по его словам, «Церковь до революции была на службе у царского правительства», то духовенство выступало против большевиков и «Советская власть не могла, разумеется, оставлять таких лиц безнаказанными». После этого, отвечая на вопрос о переменах в положении Русской Церкви в СССР после начала войны, архиепископ Андрей заявил, что «никаких перемен не произошло, так как Церковь и до войны и после начала войны не была ограничена в своих действиях» . В ходе интервью архиепископ призвал католические круги в США не сравнивать отношение к религии в Германии и Советском Союзе, поскольку в этом отношении «существует громадная разница». Г. Кинг также задал вопрос о «проценте посещаемости в настоящее время в Церквах», но архиепископ Андрей уклонился от точного ответа, который и не мог в то время, в сущности, дать. Он лишь заметил, что «в тяжелые годины общественных бедствий верующие ждут утешения в молитве в церкви», и потому «храм бывает особенно полон молящимися». На аналогичный вопрос Г. Кинга о военнослужащих, он получил более точный ответ: «Военнослужащие посещают церковь как редкие единицы».

http://bogoslov.ru/article/2252600

Архиепископ Андрей получил распоряжение ехать в Казань , где и прослужил до 1944 года. 8 сентября 1943 года был участником Московского Собора . С декабря 1943 года по март 1944 года был вызван на зимнюю сессию Священного Синода . Патриарх Сергий поручил архиепископу Андрею рассматривать прошения о назначении на приходы священнослужителей, которые в прошлом отрекались от священства. Вынося суждения, преосв. Андрей обнаруживал уместную строгость, в частности, не одобрял архиерейской хиротонии еп. Питирима (Свиридова) , которого он знал как не имевшего должной стойкости. Известно, что подобную же строгость он проявил 1942 году к иером. Борису (Вику) , бывшему обновленцу, не допуская его до служения. На Днепропетровской кафедре 28 января 1944 г. был назначен на Днепропетровскую и Запорожскую кафедру . До его вступления на Днепропетровскую кафедру в епархии царил беспорядок. В начале войны там действовали неизвестные самочинные архиереи, оставившие повсюду своих ставленников. Миряне и духовенство, не чувствуя над собой твердой церковной власти, допускали своеволия и бесчинства. Свою деятельность преосв. Андрей начал с того, что " просеял сквозь сито церковных правил " все духовенство, выявил и запретил не имеющих законного рукоположения, в связи с чем имел немало врагов. Строго относился к выбору кандидатов на священные степени. По словам бывшего секретаря Днепропетровского Епархиального Управления протоиерея В. Турбина и других лиц, хорошо знавших его деятельность в Днепропетровской епархии, архиепископ Андрей с архипастырской мудростью украсил храмы не только живописью, но и батюшками. Сумел сохранить несколько сотен приходов епархии и женский монастырь, открытые во время немецкой оккупации. 31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви . В Днепропетровске пожертвовал большую сумму на художественную роспись стен собора, уделяя большое внимание этой росписи. Скончался 17 июля 1955 года, после тяжелой и продолжительной болезни. Погребен в ограде Троицкого собора г. Днепропетровска .

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

1 марта 1930 года архиепископ Филипп был осужден к 3 годам высылки в Северный край и покинул Астрахань. Епископ Андрей, избавившись от его довлеющей опеки и став фактически правящим архиереем, объявил войну «Филипповщине» и «Фаддевщине». После воинственных выступлений епископа Андрея отношение верующих к нему стало враждебным и скоро вылилось в открытое противостояние. С сентября 1930 по февраль 1931 года еп. Андрей находился под арестом по обвинению в том, что «реакционно настроенная часть духовенства — Тихоновского течения, под его руководством, организовавшись с контрреволюционной целью в группировку, повела политическую борьбу с Советской властью, путем произнесения перед широкими массами верующих антисоветских проповедей, содержащих в себе призыв к борьбе с существующим политическим строем, распространение контрреволюционных провокаций» и т. д. Кроме усиленного проповедничества, епископу Андрею вменялось в вину «показательное с особым подчеркиванием, при скоплении публики, поминовение ссыльных священников за антисоветскую деятельность, вместе с епископом Филиппом (о их спасении из заточения и пленения)», а также «показательное громогласное поминовение «убиенных» (контрреволюционеров) архиереев Митрофана и Леонтия и всех сущих убиенных за православие». Обвинялся епископ Андрей в оказании помощи ссыльным астраханским священнослужителям, их семьям и раскулаченным. Вменялась в вину епископу Андрею и его неприязнь к «обновленчеству», которая выражалась в хранении найденного у него при обыске «Противообновленческого катехизиса», который владыка давал переписывать астраханским священнослужителям. Немалая часть этих обвинений была явно надумана, виновным себя преосв. Андрей не признал и был освобожден из-под стражи ввиду того, что факт «преступного деяния был не установлен». С владыки была взята подписка о невыезде. Во время заключения еп. Андрея епархией управлял викарий Енотаевский, епископ Алексий (Орлов) , которого астраханцы полюбили за его скромность и молитвенный дух.

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

Одна из особенностей архп. Андрея – живая, глубокая вера в молитвенную помощь умерших не только святых, прославленных Церковью, но и простых христиан, ушедших от нас в правой вере и благочестии. Видя, как совершаются казавшиеся невозможным, плоды своих трудов и в Куйбышеве и в Саратове он относил за счет помощи этих молитвенников. («Им там недалеко ходить с заявлениями-то, не как нам здесь»). В период между назначением и отъездом в Саратов ему пришлось хоронить в Куйбышеве одного священника, который раньше служил в Саратовской епархии и вместе с ним болел душой за судьбу обоих смежных городов: Куйбышева и Саратова. Умирая, он просил: «Владыке скажите, что я из Саратовской епархии не выписываюсь, как смогу буду помогать оттуда». Услышав это, архп. Андрей ответил в оригинальной форме: «Да, да, мы с ним давно договорились об этом. Я с ним поклоны на тот свет передал, и поручил ему разобраться там, как поступить с Саратовом; – здесь, на земле, ничего невозможно понять в этом деле»... Таков был его способ выражения мысли о глубочайших тайнах загробной жизни. В Саратове он пробыл очень недолго. Собор он открыл 8-го октября, а 14 октября в г.Ульяновске был рукоположен для Саратова новый епископ, Григорий, бывший протоиерей о.Николай Чуков. Архп. Андрей получил распоряжение ехать в Казань, где и прослужил до 1944 года. С дек.1943 года по март 1944 года был вызван на зимнюю сессию Священного Синода, во время которой Святейший Патриарх доверил ему делать заключения по содержанию прошений бывших священников (отрекшихся). Переведен из Казанской епархии архиепископом Днепропетровским, Запорожским и Сталинской области, согласно указу 196 от 28 янв. 1944 г. и от 14 апр.1944 г. (подтверждение). Скончался 17 июля 1955 года, после тяжелой и продолжительной болезни. В течение всей своей жизни архп. Андрей ни на один день не уклонялся ни в обновленчество, ни в другие расколы. В годы ослабления церковной дисциплины старался особенно внимательно относится к воле Митрополита Сергия, хотя далеко не всегда считал его распоряжения правильными. Свое мнение высказывал ему прямо и открыто, лично или в переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ныне эта святыня пребывает в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Зельфира Трегулова, директор Третьяковки, также выступавшая на открытии Форума, рассказала, как у нее градом текли слезы, когда в храме у этой величайшей святыни крестили ее внучку, на тот момент тяжелобольную. С одной стороны, чудо обнаруживает присутствие Бога в жизни отдельных людей или целого народа, и эти события в прославление Его запечатлеваются строительством храмов, монастырей, написанием икон. Однако, с другой стороны, и сами эти произведения духовной культуры, церковного искусства – Теофания («Богоявление», от греч. Θεος – Бог и глагола φαινω – я являю). «Се – Сама Она», – процитировала Зельфира Исмаиловна слова священника Павла Флоренского перед Владимирской иконой Богоматери и его же слова: «Есть Троица” Рублёва – значит, есть Бог». «Троица» Рублёва и «Отказ от Исповеди» Репина На съемках фильма «Андрей Рублёв» К иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева еще неоднократно обращались на Форуме докладчики. Сергей Комаров признался, что, ещё будучи хиппи, зашел как-то вместе со своей музыкальной группой в гости к приятелю. Ночь, веселье. И вдруг он нечаянно заметил какие-то черно-белые кадры по телевизору… Это был фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». И больше на том квартирнике, что некоторое время еще гремел гулянкой, будущий катехизатор-миссионер никого уже не видел и не слышал. Всю оставшуюся ночь так и просидел перед экраном, а под утро, когда по экрану пошли цветные фрески и иконы преподобного Андрея Рублева, это была та самая Теофания. В то утро он и уверовал. О воздействии искусства говорил и отец Андрей Ткачёв: «Но на Руси-то что во времена Андрея Рублева творилось! Что за жуть, которую Тарковский разве что на черно-белую пленку позволил себе заснять. И то его потом замордовали, чтобы кадры жестокости вырезал! Так это по отношению к животным! Он эти сцены включил, чтобы хоть так передать дух эпохи… А преподобный Андрей Троицу посреди всего этого кошмара созерцал. Предвечный Совет: Пойдешь ли, Сыне, искупать человечество?” – Пойду”.

http://pravoslavie.ru/135725.html

Часто его приглашали служить в приходских храмах. Так было и в канун Сретения Господня в 1931 году, когда владыку Алексея пригласили служить всенощную в Тихвинской церкви. После того, как он приехал, и началась служба, неожиданно в храме появился епископ Андрей, утром выпущенный из тюрьмы. Он, никем не встреченный, прошел в алтарь. Что произошло в алтаре неизвестно, но только на литию вышел епископ Андрей. В церкви поднялся шум, были слышны голоса: «Где же владыка Алексей?» Верующие подступили к епископу Андрею: «Владыка, вы нам не нужны, уходите отсюда... мы не хотим Вас… Вы хотели нас каленым железом... Уходите». Служба была прервана. Епископ Андрей хотел что-то сказать, но во всеобщем гвалте слов его не было слышно. В ближайшее воскресенье этот инцидент повторился в церкви Иоанно-Златоуста. Так епископа Андрея не пускали в церковь. Вскоре из Астрахани выслали епископа Алексея (Орлова), а владыка Андрей, которому после случившегося нужно было покинуть город, остался в Астрахани, не переставая твердить о «Фаддевщине» и «Филипповщине». Вообще настороженное отношение верующих астраханцев к епископу Андрею объяснялось еще и не совсем обычным для архиерея поведением. Владыка был необычайно прост в быту: носил широкую и очень длинную рубаху, без пояса «нараспашку», брюки, заправленные в сапоги, на голове — старая помятая шляпа. В таком наряде он щеголял по городу с громадной кошелкой в руках. Его видели торгующимся на рынках с продавщицами. «Странности» в поведении владыки, столь сильно смутившие астраханцев, впоследствии получили объяснение на Самарской кафедре, когда он фактически предался юродству Христа ради, чтобы спасти Самарскую Церковь от гонений. Это юродство в поведении владыки начало проявляться уже в Астрахани, но верующие астраханцы не смогли разглядеть его, внутренне настроенные против епископа Андрея. «Мудрая простота», — вот, пожалуй, самая лаконичная, но очень емкая характеристика владыки Андрея, данная ему в свое время епископом Пугачевским Павлом (Флеринским) .

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   «прежде всего для Советского государства важно было сохранить Патриархию как орган высшего церковного управления «в целях рекламы и пропаганды», «как неоспоримое доказательство, что в Советском государстве даже Православная Церковь, эта опора реакции царизма, пользуется полной религиозной свободой. С другой стороны, если бы Патриаршее управление и его члены были уничтожены, то трудно было бы привести к молчанию заграничную печать. Особенно сильный... отклик это вызвало бы у православных балканских народов... Советское правительство поставило себе две цели: во-первых, упразднить Церковь как политический фактор и, во-вторых, исключить религию как фактор из действительности... Первая цель была достигнута Советским правительством и при том с согласия Церкви. Вторая же цель, однако, оказалась недостижимой. Конечно, большевики в принципе не признают эту цель недостижимой, но... они должны были признать, что насилие над Церковью не продвинуло атеизм ни на шаг, а только ожесточило верующих и многих колеблющихся и даже оттолкнуло многих неверующих от безбожия. Итак, существование Патриаршего управления было допущено, так как его упразднение, как и всякая форма явного гонения на Церковь не отвечало бы интересам тонкой атеистической пропаганды и могло вызвать политически нежелательное возбуждение в широких массах православных верующих. Несомненно, что несмотря на все преследования веры и безбожную пропаганду, русские люди остались верны вере отцов... В этом заключается основная причина, по которой Советское правительство не осмелилось силою сместить Патриаршее управление, т. е. иерархов, которые группируются вокруг Местоблюстителя патриаршего престола».    Помимо 4 архиереев, занимавших кафедры, на свободе осталось еще несколько епископов, которые совершали богослужения как настоятели храмов. Так, епископ Астраханский Андрей (Комаров), уволенный в апреле 1939 г. на покой, в октябре того же года был назначен на штатное место приходского священника храма Покрова Божией Матери в Куйбышеве. Вокруг этой церкви сосредоточилась вся жизнь Куйбышевской епархии, но на приходе был настоятель, которому народ не доверял. Поведение этого настоятеля в сознании прихожан бросало тень на Патриархию, на митрополита Сергия, с которым он был в общении. Верующие люди стали говорить, что истинная Церковь ушла в пустыню, а легально служащее духовенство безблагодатно. Но образ истинного пастыря, который являл собой владыка Андрей, успокоил церковный народ, брожение прекратилось. Он служил ежедневно, а накануне воскресных и праздничных дней совершал по два всенощных бдения: в 4 и в 7 часов. Но при том был крайне осторожен, кроме храма никуда не ходил и у себя почти никого не принимал, сознавая, что вокруг много людей, способных доносом погубить ближнего. Терпел лишения, оскорбления и даже побои. Только в начале 1941 г. архиепископ Андрей был назначен настоятелем храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

XXIV кинофестиваль «Радонеж» завершился в Москве Москва, 28 ноября 2019 г.      С 22 по 25 ноября в Доме кино Союза кинематографистов РФ прошел XXIV Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМ И. МКФ «Радонеж» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы, Союза кинематографистов России. Кинофестиваль объединил вокруг себя около 300 кино- и телекомпаний со всей России, дальнего и ближнего зарубежья. В этом году в отборочную комиссию было прислано 230 фильмов и телепрограмм из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Грузии, Абхазии, Болгарии, Сербии, Польши, Литвы. Из них в фестивальную программу были отобраны 123 фильма. В конкурсной программе участвовало 54 фильма, в телеконкурсе — 50 фильмов. Кроме документальных фильмов и телепрограмм в конкурсе принимали участие также 12 анимационных и 12 игровых короткометражных фильмов. В жюри этого года вошли: председатель жюри, кинорежиссер В.И. Хотиненко, киноактриса В.И. Теличкина; тележурналист Б.И. Костенко, кинорежиссер А.В. Богатырев, заслуженный работник культуры РФ А.Н. Золотухина, кинокритик Т.О. Иенсен, писатель, д.и.н. Д.М. Володихин, кинорежиссер Б.Г. Криницын, протоиерей Андрей Спиридонов, протоиерей Николай Германский, публицист С.Н. Комаров (Украина). Главную награду фестиваля — Серебряную медаль преп. Сергия Радонежского по Положению о Фестивале получили семь номинантов. Гран-При фестиваля — икону Божией Матери Владимирская и Серебряную медаль по единогласному решению жюри получил фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (автор сценария и режиссер Андрей Тарковский-младший); Приз за лучшую режиссерскую работу достался картине «Александр Солженицын. Раскаяние» (автор сценария и режиссер Сергей Мирошниченко); Приз за лучшую операторскую работу получила картина «Небо» (автор сценария Алексей Малечкин при участии Ильи Лозинского, режиссеры: Алексей Малечкин, Сергей Линников),

http://pravoslavie.ru/125945.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010