Несколько заспанных лиц оторвались от парт, чтобы приобщиться к искусству. Профессор продолжал. – Следующий слайд, пожалуйста! Троица. Иконописец: прп. Андрей Рублев      На экране появилась Рублевская «Троица». «А вот еще одно великое произведение. Перед нами одна из самых известных икон христианского мира. Изображен мифологический сюжет встречи Авраама с Богом незадолго до разрушения Содома. Русский иконописец убрал обычные для этой иконографии детали, такие, как Сарра, смеющаяся на заднем плане, сам Авраам, его слуги и так далее. Автор приблизил трех Ангелов к зрителю и дал нам великолепной красоты и насыщенности внутренний диалог между ними, диалог глазами. Получилось то, что потом богословы назовут изображением так называемого Предвечного Совета. Увеличьте, пожалуйста, изображение. Диалог происходит главным образом между средним Ангелом и тем, что слева. Мы можем предполагать, что средний Ангел представляет нам Сына Божия, как Его называет Христианская Церковь, то есть Иисуса Христа. За Его спиной – дерево, что есть прозрачный намек на Древо Крестное, то есть на орудие казни. Левый же Ангел – это, скорее всего, Отец, Который посылает Сына в мир для Искупления. Мы пользуемся в силу неизбежности самым широким набором христианских специальных терминов, и если вам не понятен смысл отдельных слов, я просил бы вас справиться с их значением в словарике атеиста, который вам выдавали на первом курсе. Итак, продолжим» «Отцу жалко Сына, и Он словно опускает взгляд. Но у них есть общее дело – спасение людей, и Сын готов идти, зная, что Его ждет. Знаком будущей жертвы является Чаша, которую благословляет средний Ангел. Вообще образ очень насыщен смыслами. Отдельного разговора требуют детали одежды и их цвета, повороты корпуса, задний план: горы, дом и прочее. Но мы обратим внимание на глаза среднего Ангела. Он согласен страдать и идет на страдание. По сути, перед нами та же религиозная идея Искупления, что и на картине Репина, только дана она не реалистически, а средствами средневековой мифологии, свойственной XV веку. Дайте, пожалуйста, оба слайда вместе»

http://pravoslavie.ru/64805.html

Народное название дня прп. Ксении 24 янв./6 февр. Считалось, что с этого дня до нового урожая осталась половина срока, и до новины потребуется столько же хлеба, сколько съедено. В этот день гадали о ценах на хлеб и о новом урожае: если за ночь зерна в мерке прибавлялось или каравай становился тяжелее, то цены повысятся, а урожай будет хорошим. Акулина Народное название дня св. мц. Акилины (293), празднуется 13/26 июня. У русских крестьян святая носила название Гречишницы, или Черной гречихи, а еще Акулина – задери хвосты. Прозвание «гречишница» угодница получила от сельского праздника, который в Древней Руси совершался в честь Крупенички, от которой, по поверьям крестьян, ведет свое начало греча. В этот день крестьяне молились св. Акилине об урожае гречи, срезали пучки гречихи и украшали ими в домах иконы. В день св. Акилины на Руси устраивались особого рода угощения, на которых первым блюдом считалась каша, приготовленная обыкновенно из оставшейся от прошедших лет гречи. На эту мирскую кашу приглашались главным образом бедные странники-калики, которые за это гостеприимство благодарили хозяев ласковым словом и пожеланиями хорошего урожая гречи. Вероятно, в среде странников-калик возникла сказка об известной царевне Крупеничке, которая, по вещему слову одной старухи, обращена была в гречневое зерно и, попав затем на Русь, произвела настоящую гречиху. В некоторых местах этот день назывался Акулина – задери хвосты, что было связано с появлением оводов. Скотина бесится от овода, бежит из стада в тень под навес. В Средней и Северной России в этот день сеяли гречиху. В Курской губ. в этот день не работали, а чтобы гречиха была хороша, устраивали мирскую кашу для нищих. На Акулину русские молились прп. Андронику, ученику св. Сергия Радонежского. Св. Андроник основал в Москве на Яузе Андроньевский монастырь, в котором работал великий иконописец св. Андрей Рублев. Алатырь-Камень По древнерусским поверьям, «всем камням камень, всем камням отец». Он упал с неба, на нем выбиты письмена с законами языческого бога Сварога. В «Голубиной книге», объясняющей происхождение мира, рассказывается, что под Алатырь-камнем берут начало источники, несущие всему миру пропитание и исцеление, т. е. живая вода. Под тем камнем сокрыта вся сила земли Русской, и той силе нет конца. На Алатырь-камне сидит красна девица Заря и пробуждает мир от ночного сна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С благоговейною любовью и усердными молитвами созидался и украшался каменный храм как место покоя для мощей великого Сергия, которые и были перенесены в него по освящении храма. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев, вызванные для сего из обители преподобного Андроника. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. Преподобный Никон скончался на 73-м году своей жизни. Почувствовав приближение кончины, он призвал братию и дал ей последние наставления, в которых как бы слышалось завещание великого Сергия. Никон завещал братии строго соблюдать чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, быть мужественными в искушениях, повиноваться начальствующим, любить труд и безмолвие и ни одного бедного пришельца не отпускать с пустыми руками. Наконец, приобщившись Святых Христовых Таин, уже в крайнем изнеможении, умирающий старец благословил каждого и сказал: «Отнесите же меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего, – не хочу более здесь оставаться!» Видно, в откровении ему был показан блаженный покой, ему уготованный, хотя смиренный подвижник никому о том ясно не говорил. «Изыди, душа моя, – тихо промолвил он наконец, – идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися, Христос зовет тя!» И, оградив себя крестным знамением, мирно почил о Господе 17 ноября 1428 года. Его святое тело положено близ мощей преподобного Сергия, и Богу, дивному во святых Своих, угодно было, чтобы это служило не только памятником их взаимной близости в жизни временной, но и знамением их взаимного общения в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Неоднократно Сергий и Никон оба вместе являлись и вместе чудодействовали... Глава 20. Ученики и собеседники Сергиевы в своих обителях Радуйся, светильниче многосветлый, возведый ко Христу монахов множества (икос Минеи). Радуйся, прохождением своим в пустынях многие обители насадивый (акафист прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Воспроизведенные здесь изображения представляют интерес в нескольких отношениях. Прежде всего, римская медаль II или III в. из Ватиканского музея, на которой изображены головы первоверховных апостолов Петра и Павла, является доказательством существования изображений апостолов в первые века христианства, подтверждая вышеприведенное свидетельство Евсевия (см. с. 31). Характерные черты этих лиц явно свидетельствуют об их портретности, показывающей, что они воспроизводят изображения, сделанные несомненно на основании непосредственного наблюдения. Кому принадлежало это изображение, верующему ли христианину или язычнику,благодарному за какое-либо благодеяние, оказанное ему апостолами, мы не знаем. Свв. апостолы Павел и Петр. Рельеф. IV в. Археологический музей. Аквилея Другое воспроизведенное здесь изображение головы апостола Павла является деталью иконы, написанной прп. Андреем (Рублевым) между 1408 и 1425 гг. для иконостаса звенигородского Успенского собора 200 . Если мы сравним это изображение с головой апостола Павла на медали (слева от зрителя), то увидим, что как там, так и здесь изображена голова одного и того же человека, на медали – в профиль, на иконе – в три четверти. Св. апостол Павел. Деталь иконы. Звенигородский чин. Андрей Рублев Около 1400 г. ГТГ Несмотря на промежуток в 12 или 13 столетий, разделяющий медаль и икону, последняя воспроизводит тот же лик с характерными его особенностями и даже с известной анатомической точностью. Здесь та же форма головы, тот же высокий лысый лоб, та же несколько выступающая вперед нижняя челюсть и висящая вьющимися прядями борода. Это сходство служит здесь доказательством той благоговейной тщательности, с которой в православной иконописи сохраняются портретные черты святых. Несомненно, что русский иконописец XV в. никогда не видал римских портретов и, вероятно, даже не подозревал об их существовании, и руководством в передаче портретных черт для него было иконописное предание, на протяжении веков передаваемое иконой. Встреча апостолов Петра и Павла. Роспись катакомбы Сан-Себастъяно. Puм. IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В 2013 г. научные выводы акад. О.Г. Ульянова были полностью подтверждены спустя 20 лет (!) в результате технико-технологического анализа миниатюр сотрудниками ГосНИИР (Баранов В. В., Наумова М. М. Результаты новейших исследований миниатюр Евангелия Хитрово и сообщение Троицкой летописи 1395 г//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3 (53), сентябрь. Тезисы VII международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». С. 12-13). Меду тем, В.Н. Лазарев совершенно не заметил, что символика Евангелистов в Евангелии Хитрово (1395 г.) и фальшаке « Спас в силах» абсолютно разная! В Евангелии Хитрово (см. фото) Иоанн – это Орел, Марк – Лев (РГБ. Ф. 304, III, 3/М.8657 (Tpouц.III.3). Л. 1 об., 79): А фальшак « Спас в силах» принадлежит совершенно иной традиции, восходящей к сщмч. Иринею Лионскому (Иоанн – это Лев, Марк – Орел). Разумеется, гениальный иконописец Древней Руси прп. Андрей Рублев († 17.10.1428), подвизавшийся в богословии исихазма, никак не мог писать Евангелистов в одном произведении так, а в другом – иначе))) Такая же символика Евангелистов, как и на рублевских миниатюрах Евангелия Хитрово (Иоанн – это Орел, Марк – Лев), присутствует, например, на целом ряде памятников начала XV в. Илл. Спас в силах. Из деисусного чина. Тверь. Первая половина XV в. 116 х 84. Государственная Третьяковская галерея, Инв. 15053. В то же время символика Евангелистов, как у фальшака « Спас в силах», бытовала длительное время в поздних памятниках XVII в. Илл. Спас в силах. Барельеф. Конец XVII в. 53 х 33,5 х 2,7. Музеи Московского Кремля, Инв. СК-8. Заметим, что Денис Хлебников напрочь игнорирует символику Евангелистов в многочисленных статьях по иконографии «Спаса в силах», допуская фактические ошибки, что якобы «ангел – символ Евангелиста Матфея, а лев – символ Евангелиста Иоанна»?! Странно, что редакции богословских изданий МДАиС, СПбДА и ОЦАД совершенно не замечают столь грубых оплошностей этого автора по специальности «Языкознание и литературоведение» (Хлебников Д.В. Загадки “Переяславского Евангелия” и иконография Спаса в Силах//Исторический журнал: научные исследования. 2019. 4. С. 47-73; Idem. Оригиналы и транскрипции: Деисус со «Спасом в Силах», богослужебные реформы и некоторые особенности «Устава литургии» патриарха Филофея в греческих и славянских рецензиях//Христианское чтение. 2019. 5. С. 45-75; Idem. Генезис колесницы, или О «византийско-западном» наследии в искусстве Московской Руси Христианское чтение. 2019. 6. С. 81-122 etc).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

- Явить прежде всего духовный настрой в своих работах – главная задача нашей мастерской «Стезя», — рассказывают ее руководители Вячеслав и Вера Козловы, возродившие в поселке Красное-на-Волге народные ювелирные промыслы, которые веками существовали на древней Костромской земле. – Наши труды – не ради наживы, а ради состояния души. Сейчас наша мастерская участвует в восстановлении уникального памятника архитектуры XVI века – красносельского Богоявленского храма. Примечательно мнение о выставке крупного ученого, доктора искусствоведения, профессора истории и теории христианского искусства Анны Рындиной: - Ее главная особенность — в необычайно широком охвате предметного мира литургического действа, предстающего как освященный традицией синтез. Вспомним определение священника Павла Флоренского: храмовое действо – это синтез искусств. А св.Симеон Солунский учил, что надо почтительно относиться к каждому предмету, созданному во имя Божие, ибо все эти предметы нас просвещают, освящают и побуждают больше любить Бога. Очень важно, считает она, чтобы те, кто работает на благоукрашение церкви, всей душой принимали православную веру, знали и переживали богослужение, имели представление о богословии иконы. Лишь тогда можно правильно осознать смысл образа с его «надмирностью», духовной наполненностью, очищенностью от чувственного, житейского. Обязательно и знание многовекового опыта православного и шире – христианского искусства. Это открывает возможности нового «прочтения» древности, которое, соответствуя всем православным канонам, отражает сегодняшнее отношение художника и обогащает творческий процесс.   «Русская икона» и ее традиции Житийная икона преподобного Андрея Рублева. Лучшей иллюстрацией к этим словам искусствоведа стала, на наш взгляд, одна из работ, которая представлена Московским иконописным центром «Русская икона», действующим с 1992 года. Это икона «Святой прп. Андрей Рублевиконописец в житии», воссоздающая величественную фигуру святого с написанной им иконой «Троица» в руках на фоне древнерусских храмов в окружении 16 клейм с эпизодами его жизни, смерти и прославления.

http://pravoslavie.ru/364.html

Из этого свидетельства очевидно, что преподобные Андроник († ок. 1395–1404 гг.) и его ученики игумены Савва († ок. 1410 г.) и Александр († после 1427 г.), последовательно настоятельствовавшие в обители, и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев († до 17 ноября 1426 г.) равно почитались как святые Спасо-Андроникова монастыря. Преподобным Даниилу Черному и Андрею Рублеву принадлежат росписи важнейших храмов Русской Православной Церкви: Московского Благовещенского собора в Кремле (1405 г.), Успенского собора на Городке в Звенигороде (начало XV b.), Успенского собора во Владимире (1408 г.), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (1422–1426 гг.) и Спасского собора Андроникова монастыря. Последние же труды их посвящены были, по просьбе прп. Никона, памяти прп. Сергия. «Преподобный, — говорит летопись, — поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени в доброй старости прияли благий конец». До недавнего времени считалось, что Спасский собор был построен при игумене преподобном Александре, между 1410–1427 годами. Некоторые исследователи относят время построения собора к 90-м годам XIV века (Спасо-Андроников монастырь. М., 1872. С. 12). Источники расходятся в том, какой из соборов, Троицкий или Спасский, был «конечным рукоделием» преподобных Даниила и Андрея. Однако древнее свидетельство о кончине и погребении преподобных иконописцев в родном для них Андрониковом монастыре было подтверждено недавней находкой. В одном из рукописных сборников начала XIX века некий Иона, именующий себя «керженским постриженником», приведя известные ему сведения о преподобных Данииле и Андрее, писал: «Святость обоих их свидетельствует и древле письменныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В столице заложен храм во имя прп. Андрея Рублева 27.02.2010 Новый храм в честь преподобного Андрея Рублева был торжественно заложен вчера в московском районе Раменки. Чин закладки совершил епископ Павлово-Посадский Кирилл, викарий Патриарха Кирилла. Архиерея встретило духовенство во главе с благочинным церквей Михайловского округа Москвы протоиереем Георгием Студёновым. На молебне присутствовало руководство Раменок во главе с замглавы управы Сергеем Смирновым, сообщили в общине строящегося храма. Совершив молитву, епископ Кирилл установил двухметровый деревянный крест на месте будущего храма и освятил закладной камень, специально привезенный для этой цели из Святой Земли. Епископ Кирилл вместе с другими лицами подписал закладную берестяную грамоту, предварительно огласив ее текст. Затем архиерей поместил закладной камень в основание храма, возлил на него освященный елей, после чего пригласил духовенство и руководителей района вместе замуровать камень в фундамент храма. В своем слове епископ Кирилл от имени Патриарха Кирилла поздравил собравшихся со знаменательным событием в жизни района и города и выразил уверенность в успешном завершении строительства храма. От духовенства и прихожан храма благодарственное слово произнес его настоятель протоиерей Владимир Ригин. Он поблагодарил священноначалие, а также главного жертвователя на храм - президента Русского фонда содействия образованию и науке Михаила Поваляева. Проект храма разработан в мастерской известного архитектора Михаила Филиппова. Высокое качество проекта было отмечено Искусствоведческой комиссией при Московском Епархиальном совете, градостроительным советом и Общественным советом при мэре г. Москвы. Храмовый комплекс будет включать в себя Центр по изучению и современному развитию принципов древнерусского искусства, музей, иконописную мастерскую и художественную школу для детей и взрослых. Церковь на пересечении Мичуринского проспекта и ул. Раменки станет первым в Москве храмом, посвященным великому иконописцу Андрею Рублеву . Здание храма спроектировано в том же стиле, что и церковь Нерукотворного Спаса Андроникова монастыря, архитектором которого, по преданию, был сам преподобный Андрей Рублев. В районе Раменки, где находятся многие важнейшие учреждения страны, правительственная резиденция и большой жилой массив, строительство храма решит проблему окормления многих православных москвичей - жителей Западного административного округа столицы. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 27.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7964.html

Выставка, посвященная прп. Сергию Радонежскому, открылась в Москве Москва, 14 декабря 2013 г. Череду торжеств к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского открывает Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, сообщает телеканал " Культура " . Одному из самых чтимых на Руси святых посвящена выставка «Преподобный Сергий и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве». Авторы экспозиции напоминают о том, что в истории русской религиозной мысли Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле. В череде запланированных торжеств эта выставка – первое приближение к личности человека, значение которого для всей русской истории невозможно переоценить. Авторы экспозиции не стали пытаться объять необъятное, и рассказать сразу все о Сергии Радонежском, а выбрали одну, но ключевую тему – образ Троицы. Именно Сергий Радонежский построил в ее честь первую церковь, которая потом и стала Троице-Сергиевой Лаврой. И, наконец, именно идея Сергия Радонежского о Троице легла в основу знаменитой иконы Андрея Рублева. Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле. «Когда писалась икона Троицы, Сергия Радонежского уже не было в живых. Андрей Рублев писал эту икону в похвалу Сергию, – рассказывает куратор выставки Наталья Комашко. – Этот извод называется иначе символическим. Он нам показывает не столько событие, сколько идею, которая в этом событии заложена». Авраам и Сарра гостеприимно встречают в тени дерева трех Ангелов, явившихся под видом юношей. Это историческое событие, описанное в книге Бытия, произошло в Хевроне, куда и сегодня паломники приезжают посмотреть на тот самый каменный палестинский дуб. Этот сюжет был известен в Иконописи и до Андрея Рублева, но именно он при помощи красок передал то, что увидел в этом историческом факте преподобный Сергий – за внешней стороной святому открылась истина о предвечном Совете Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого о мире.

http://pravoslavie.ru/66681.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010