368 См.: Грабарь К [Э.] Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг./Вопросы реставрации. [Вып.] 1. М., 1926. С. 109–110. 371 Распределение ангелов приводило иногда к неверным уточнениям, доходившим до прямых искажений. Так, например, и до Рублева и после него средний ангел, который, по-видимому, всегда понимался иконописцами как образ второй Ипостаси, нередко выделялся крещатым нимбом, надписью «Иисус Христос» и свитком в руке вместо жезла. Быть может, в противовес этим искажениям, – а в России, в частности, противоборствуя ереси жидовствующих, отрицавших православное учение о Святой Троице, – появлялись, хотя и редко, искажения другого порядка: крещатым нимбом снабжался не только средний ангел, но все три. Хотя выделение среднего ангела имеет принципиальное основание в отмеченных выше святоотеческих толкованиях, в применении к изображению оно неверно, так как имя Богочеловека применялось к образу, который не является Его прямым и конкретным изображением: «...когда Слово сделалось плотию, тогда Оно и было названо Христом Иисусом» ( Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры, IV, 6. – С. 204). Что же касается трех крещатых нимбов, то в этом случае атрибутом страстей Господних наделялись другие Лица Святой Троицы, которым, таким образом, приписывалось фактическое участие в специфической икономии второго Лица. Вопрос как о надписях, так и о крещатом нимбе в изображении Святой Троицы был поставлен царем Иоанном Грозным на Соборе 1551 г. в Москве, названном Стоглавым, который в ответ на него определил писать этот образ так, как писали его древние иконописцы и прп. Андрей Рублев, т. е. без перекрестий, «и подписывати Святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти» ( Покровский Н. [В.] Очерки памятников христианской иконографии и искусства. 2-е изд, доп. СПб., 1900. С. 356). 383 Подробное описание этой иконы см. в: Muratoff P. Trente-cinq primitifs russes: Collection Jacques Zolotnitzky. Paris, 1931. 390 Григорий Палама , свт. Против Акиндина, VI, 9/PG 150, col. 823 (ссылки здесь и ниже даны на заголовки глав, перечисленные в «Патрологии» П. Миня; ср.: Антирретики против Акиндина. Краснодар, 2010. С. 281. –Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

См. по данной теме – Подделка под «Андрея Рублева»: http://www.facebook.com/notes/andrei-rublev Секреты мастеров подделок (The Art of Forgery): http://expertmus.livejournal.com/191036.html В коллекциях Патриарха и Путина обнаружены подделки: http://rublev-museum.livejournal.com/233578.html Директор Музея Рублева Геннадий Попов и Ко: http://expertmus.livejournal.com/151451.html Эксперт по Модильяни, которому доверилась директор ГМИИ Ирина Антонова, уличен в мошенничестве: В 1990-е в Эрмитаже торговали ценностями: http://rublev-museum.livejournal.com/24127.html Администрация Музея Рублева устроила торг в ХРАМЕ: http://rublev-museum.livejournal.com/407511.html Прокуратура выявила фальшак после реставрации: http://rublev-museum.livejournal.com/223636.html Эксперта Русского музея задержали за продажу поддельной картины: http://rublev-museum.livejournal.com/439917.html © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html #МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum @ Музей Андрея Рублева Tags: #andreyrublevmuseum , #rublevmuseum , #Москвастобой , #Музей , #МузейАндреяРублева , #МузейРублева , #МузейноеЕдинство , #Рублева , #музей_имени_Рублева , andrei rublev , Андрей Рублев , Андроников монастырь , древнерусское искусство , иконопись , исихазм , лекторий , прп. Андрей Рублев († 1428) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Что сказали бы мы, если бы увидели закованную и сверкающую самоцветными камнями мадонну Ботти­челли или Рафаэля?! А между тем, над великими произведениями древнерусской иконописи соверши­лись преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным» . О иконе Троицы прп. Андрея Рублева говорят, как о чудотворном образе. Скептики пытаются опровергнуть эти слова, утверждая, что нет никаких свидетельств об исцелениях перед этим образом. Но как можно не понимать, что икона, созданная прп. Андреем, сама является чудом! Икона – это зримое  свидетельство о горнем мире, благовестие не менее сильное, чем слово проповеди с амвона церкви. Но догматы Церкви Христовой умом понять и вместить человек не способен.   Это доступно лишь уму,  соединенному с сердцем.  Икона прп. Андрея Рублева повествует о Пресвятой Троице, таинственно обращаясь к сердцу человека. Это молитва, воплощенная в красках. Это откровение о Пресвятой Троице прп. Сергия Радонежского, оставленное в иконе прп. Андрея Рублева. Это откровение передал иконописцу ученик Игумена земли Русской прп. Никон Радонежский. И Андрей Рублев, гениальный художник, сумел воплотить  божественное откровение в зримом образе. " Троица " прп. Андрея подтверждает слова о том, что православная икона подлинное богословие в красках. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет  Сергия Радонежского: " Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего " . Мы же помним, когда была создана эта икона — в годы татаро-монгольского ига, в годы «размирия», как тогда писали летописцы. Ненависть царила тогда между людьми, князья  убивали друг друга, соперничали за ярлыки на княжение, которые выдавали им в Орде. И каждый из них понимал добро, как благополучие своего княжества, своего рода, своей семьи. А ханы Золотой Орды умело сеяли рознь среди князей, подогревали распри. Именно в эти страшные дни преподобный Сергий призвал русских людей взирать на Святую Троицу, на образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира.

http://radonezh.ru/2023/06/11/vozzreniem...

Скончался прп. Лазарь 8 марта 1391 г. и был погребен там, где он поставил крест. В XV в. настоятелем его обители был прп. Афанасий, причисленный в XVIII в. к лику святых. Он почивает в особой часовне, и на гробнице его лежат его вериги. В последнее время  Свято-Лазаревский монастырь  был обращен в женский, и в нем призревались престарелые и убогие.  Из Константинополя пришли к прп. Лазарю иноки Елеазар (память его 4 июня), Евмений и Назарий. Они основали потом в Олонецком краю Предтеченский монастырь и были причтены к лику святых. •  Икона «София Премудрость Божия», ради которой прп. Лазарь был послан в Новгород из Константинополя своими духовными наставниками, относится к символическим иконам: в ней соединился образ Богоматери с идеями Божественного домостроительства Премудрости и созданием на земле христианской Церкви.   •  Преподобный удалился в восточное Прионежъе, на остров Мурманский, иначе называемый Мучь, в края, где жили лапландцы. После смиренного претерпевания бедствий остров Мучь на Онеге, озеро Мурманское и прилежащие речки и островки были переданы новгородским посадником под устройство обители. Первая церковь была освящена в честь Воскрешения Лазаря — друга Божия. Преставился преподобный 8 марта 1391 г., оставив после себя настоятелем старца с Афона — Феодосия.   •  Около середины XV в. в монастыре подвизался игумен Афанасий. Его почитание идет издревле: во 2-й половине XVII в. он назывался «преподобным чудотворцем».   •  Успенский Муромский монастырь находится в 40 верстах от Пудожи, близ Онежского озера. В 1787 г. обитель была упразднена и восстановлена только в 1867 г. в составе Олонецкой епархии. Ныне эта местность входит в Пудожский р-н Карелии (Петрозаводская епархия). Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В XVIII в., когда рублевская живопись была почти полностью забыта, память об А. Р. сохраняли старообрядцы, прежде всего иконники, что выражалось не только в почитании великого иконописца, но и в неугасающем интересе к его творчеству. В XIX в. московские старообрядцы с особым старанием собирали иконы «письма Рублева», имя к-рого со временем стало символом рус. иконописания. Иконы «письма Рублева» имелись в коллекциях Е. Афанасьева, С. Кузьмина , К. Т. Солдатёнкова. Старообрядчество стало средой распространения «рублёвских легенд» (перечень приписывавшихся А. Р. икон см.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903. С. 39-42; Грабарь. С. 119-120). Многочисленные старообрядческие «реплики», памятники с «рублёвской легендой», возможно, имеют в своей основе не дошедшие до нас произведения великого иконописца ( Плугин. В поисках Андрея Рублева. С. 121-153). Место кончины и погребения преподобного точно неизвестно. Противоречивы источники, сообщающие о его преставлении: в житии прп. Сергия сказано, что последней работой А. Р. был Спасский собор Андроникова мон-ря и в Андроникове мон-ре преподобный преставился. Житие прп. Никона сообщает, что последней работой А. Р. была роспись Троицкого собора, после к-рой он в скором времени скончался. Видимо, предпочтение следует отдать сведениям жития прп. Сергия, поскольку они подтверждаются более поздним преданием. В частности, в рукописном старообрядческом «Алфавите российских чудотворцев», составленном в нач. XIX в. «керженским постриженником Ионою», есть запись о месте погребения А. Р. и Даниила: «Святые же их мощи почивают в том Андроникове монастыре, под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым и тем самым предадеся забвению о тех святых мощах» ( Брюсова. Андрей Рублев. С. 129). В 1988 г. Собор РПЦ причислил А. Р. к лику общечтимых святых, тогда же была составлена служба преподобному. 3 апр. 2001 г. Свящ. Синод РПЦ утвердил орден А. Р. (3 степени), присуждаемый иконописцам за заслуги в области церковного искусства. А. Р. канонизирован Древлеправославной архиепископией Новозыбковской, Московской и всея Руси (старообрядцами- беглопоповцами ), пам. 30 нояб.

http://pravenc.ru/text/115312.html

Автор как будто жалеет, что на Соборе победило православное учение о нетварном Божественном Свете, а не философское учение Варлаама, при этом он приписывает богословскую победу покровительству императора и «ревностной защите» учения свт. Григорием Паламой , кстати, не называя его святым. Наконец, в прямом смысле «выстраданное» и соборно одобренное 550 лет назад православное учение о Божественном Свете автор называет вздорным мнением. Таков уровень представлений об исихазме в богословской энциклопедии и Настольной книге священнослужителя 1913 года. 11 Насколько же велик был разрыв между практикой Иисусовой молитвы с ее плодами причастия Божественного Света и «лучшими исследованиями специалистов» по данному вопросу в начале XX века в России. 12 Исихазм во всех составных частях своей практики и своего учения тесно связан с богословием образа, а через него с богословием иконы, иконописанием и иконопочитанием. 13 Непрестанно призывая имя Божие, подвижник принимает в свою душу, как пишет авва Исаия Отшельник, «Царя Иисуса Христа», «Который поставляет в ней (душе) Свой святой образ». Некоторые подвижники считали умно-сердечную молитву единственным путем достижения такого воиконовления. «…Невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божиею и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлеченной молитве», — пишет св. Марк Подвижник . Ему вторит Исихий пресвитер: «…Невозможно душе иначе являться сущею по образу Божию, как благодатию Божиею и верою человека, в сердце пребывающего, в глубоком смирении и в нерассеянной молитве». При таком понимании святости, как уже говорилось, на долю иконописца выпадает живописная, изобразительная сторона дела: запечатление в линиях и красках воссозданной «живой иконы» — святого. История Православия свидетельствует, что многие иконописцы были примерными монахами и подвижниками, несколько иконописцев причислены к лику святых; с другой стороны, многие святые, среди которых есть монахи, игумены, настоятели монастырей и епископы, находили время для писания икон. И последний вопрос, возникающий в искусствоведческих работах: был ли исихастом прп. Андрей Рублев. Большинство исследователей сходится на том, что бесспорно исихастское учение оказало влияние на творчество великого мастера, как и на всю иконопись XIV–XV веков. Но не менее интересен другой вопрос: достаточно ли знать учение исихазма, его богословие, чтобы создать такие шедевры иконописи, какие написаны прп. Андреем? Или надо быть исихастом-практиком, иметь опыт непрестанной Иисусовой молитвы и в ней получить опыт причастия Божественного света? Ответ напрашивается сам собой: прп. Андрей опытно изведал плоды «умного делания». Впрочем, конечный ответ на этот вопрос следовало бы давать не искусствоведу или богослову, а подвижнику-молитвеннику, исихасту.

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

I. Чудотворная В. и. «Ростовская» (празд. 15 авг.), почитавшаяся в кафедральном Успенском соборе Ростова (ныне в ГМЗРК). В лит-ре XVIII - нач. XX в. об иконе рассказывается как о чудотворном образе, написанном в Киево-Печерском мон-ре в XI-XII вв. иконописцем прп. Алипием Печерским и присланном в Ростов вел. кн. Владимиром Мономахом ( Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого//ЧОИДР. 1847. Кн. 2. С. 21; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору. Ярославль, 1873; Титов А. А. Ростов в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 24-25; Талицкий В. А. Ростовский Успенский собор. М., 1913. С. 38-40; Ровинский. Обозрение иконописания. С. 122). Этот рассказ основан на статье Киево-Печерского Патерика «О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце» (ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 592-597). Почитание Владимирской «Ростовской» иконы как образа кисти прп. Алипия началось в Ростове, вероятно, вскоре после 1686 г., когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии. Заботясь о прославлении святынь, митр. Иона (Сысоевич; † 1690) соединил сказание Киево-Печерского Патерика об иконе Богородицы с почитаемым в Успенском соборе Ростова списком В. и. В тот же период в нише алтаря Успенского собора, за образом В. и. в иконостасе, появилось настенное изображение прп. Алипия. Как чудотворный образ кисти прп. Алипия икона была опубликована в кн. М. и В. Успенских «Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев» (СПб., 1901. С. 16-18. Ил. 3). Позднее Н. П. Кондаков, Анисимов, Грабарь ( Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1911. С. 172; Анисимов А. И. Домонгольский период древнерус. живописи// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1983. С. 326; Письма И. Э. Грабаря из экспедиций// Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 245), а вслед за ними и др. исследователи XX в. ( Пуцко В. Г. Ростовское серебряное дело XVII в.//Mysej применене уметности. Београд, 1975/1976. Зб. 19/20. С. 121; он же. Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.//Wiener Slav. Jb. 1979. С. 84; Сазонов С. В. Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 63-75; Вахрина В. И. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 136-140, 296-297) пришли к заключению, что В. и. «Ростовская» является списком XVII в. с древней чудотворной В. и., заказанным митр. Иоасафом (Лазаревичем) для замены (обветшавшей?) одноименной чтимой иконы, стоявшей слева от царских врат и отмеченной как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 г.

http://pravenc.ru/text/154962.html

умер вскоре после создания иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием», поскольку не позднее 1504 г. Феодосий, а не Д. вложил в Иосифов Волоколамский мон-рь иконы «Андреева (прп. Андрея Рублёва.- Ред.) писма» высокой стоимости («промена им дватцать рублев»). О них известно по упоминанию в послании (ок. 1511) прп. Иосифа великокняжескому окольничему Борису Васильевичу Кутузову, где автор жалуется на удельного волоколамского кн. Федора Борисовича, к-рый «сам приехал в монастырь да не поехал с монастыря, доколе икон не взял» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 213, 267-268; Казакова. 1958; Меняйло. 1996; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). 2004. С. 26, 162-163, 197, 204-205). «Взятие» икон кн. Федором относится к периоду до перехода мон-ря под великокняжеский патронат в 1507 г. Вероятно, после смерти Д. управление значительным имуществом семьи перешло к сыновьям, однако нельзя исключать, что ок. 1503-1506 гг. Д. с помощниками, игравшими ведущую роль в исполнении заказа, написал иконы для трапезной Богоявленской ц. Иосифова Волоколамского мон-ря (точные сведения о строительстве отсутствуют, см.: Топоров, Щепетов. 1946. С. 7; Зимин. 1950. С. 3-39). Т. о., верхняя допустимая граница жизни Д.- 1507-1508 гг., нижняя - 1503 г. Д.- первый известный по документам рус. иконописец светского сословия (ранние сведения по большей части не сообщают о статусе либо указывают на иноческий чин художников). Он имел 2 или 3 сыновей и, следов., был женат. Его дети Владимир и Феодосий унаследовали ремесло отца. О «детях Денисьевых» неоднократно сообщается в прижизненных и позднейших документах (послание прп. Иосифа Волоцкого, опись Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. и др.). Единственное упоминание о 3-м сыне, сделанное в межевой грамоте (между 1506 и 1511) Симонова мон-ря, недостаточно отчетливо: в качестве «послухов» в ней названы «Феодосий и Андрей Денисьевы дети Иконниковы», однако грамота подписана только Феодосием. Неясной остается и связь «детей» (и, следов., самого Д.) с родом «боярских детей» Квашниных, фигурирующих в этой грамоте ( Дергачёв.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010