Алексий, свт. – см. также 695. 1274. Турилов А. А. Святитель Алексий, митрополит всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 13–18; 2001. Вып. 1(12). С. 5–16. Андрей Рублев, прп. – см. также ИУ. 1275. Воронов Л. , прот. Андрей Рублев – великий художник Древней Руси//бТ. 1975. Сб. 14. С. 77–94. 1276. Свиридов И., прот. Проповедь в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца//АиО. 1994. 3. С. 167–169. 1277. Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева//БТ. 1981. Сб. 22. С. 3–67. 1278. Успенский Л. А. К юбилею Андрея Рублева: (600-летие со дня рождения)//ВРЗЕПЭ. 1960. 35. С. 44–53. 1279. Успенский Л. А. [Рец. на кн.:] Mainka R. M. A. Rublev " s Dreifàltigkeitsikone. Ettal, 1964 [=Майнка Р. М. Икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 128–130. Варлаам Хутынский, прп. – ср. 2234. Геннадий Новгородский , свт. – см. также ИУ. 1280. Макарий (Веретенников) , архим. Новгородский свт. Геннадий и его церковно-просветительские труды//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 30–62. Димитрий Ростовский , свт. – см. 728. 1281. Никитин В. А. Житие и труды свт. Евфимия, архиеп. Новгородского//БТ. 1983. Сб. 24. С. 260–306. 1282. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Преподобная Евфросиния Полоцкая//БТ. 1972. Сб. 9. С. 5–14. Епифаний Премудрый , прп. – ср. 1298. Иларион Киевский , свт. – ср. 307. Иулиания Вяземская, кн., мц. – см. 3118. 1283. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. Святитель ИОВ – первый русский патриарх/Игум. Феофилакт (Моисеев)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 200–240. 1284. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и прп. Иосиф Волоцкий //ЦиВр. 1992. 3. С. 66–71. 1285. Иоанн, свящ. Житие прп. Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца/Публ.: А. Б. Мороз//АиО. 1998. 3(17). С. 200–236. Корнилий Комельский, прп. – см. 1336. 1286. Кучкин В. А. Гибель в Орде Михаила Ярославича Тверского и его канонизация//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 102–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что сказали бы мы, если бы увидели закованную и сверкающую самоцветными камнями мадонну Ботти­челли или Рафаэля?! А между тем, над великими произведениями древнерусской иконописи соверши­лись преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным» . О иконе Троицы прп. Андрея Рублева говорят, как о чудотворном образе. Скептики пытаются опровергнуть эти слова, утверждая, что нет никаких свидетельств об исцелениях перед этим образом. Но как можно не понимать, что икона, созданная прп. Андреем, сама является чудом! Икона – это зримое  свидетельство о горнем мире, благовестие не менее сильное, чем слово проповеди с амвона церкви. Но догматы Церкви Христовой умом понять и вместить человек не способен.   Это доступно лишь уму,  соединенному с сердцем.  Икона прп. Андрея Рублева повествует о Пресвятой Троице, таинственно обращаясь к сердцу человека. Это молитва, воплощенная в красках. Это откровение о Пресвятой Троице прп. Сергия Радонежского, оставленное в иконе прп. Андрея Рублева. Это откровение передал иконописцу ученик Игумена земли Русской прп. Никон Радонежский. И Андрей Рублев, гениальный художник, сумел воплотить  божественное откровение в зримом образе. " Троица " прп. Андрея подтверждает слова о том, что православная икона подлинное богословие в красках. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет  Сергия Радонежского: " Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего " . Мы же помним, когда была создана эта икона — в годы татаро-монгольского ига, в годы «размирия», как тогда писали летописцы. Ненависть царила тогда между людьми, князья  убивали друг друга, соперничали за ярлыки на княжение, которые выдавали им в Орде. И каждый из них понимал добро, как благополучие своего княжества, своего рода, своей семьи. А ханы Золотой Орды умело сеяли рознь среди князей, подогревали распри. Именно в эти страшные дни преподобный Сергий призвал русских людей взирать на Святую Троицу, на образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира.

http://radonezh.ru/2023/06/11/vozzreniem...

умер вскоре после создания иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием», поскольку не позднее 1504 г. Феодосий, а не Д. вложил в Иосифов Волоколамский мон-рь иконы «Андреева (прп. Андрея Рублёва.- Ред.) писма» высокой стоимости («промена им дватцать рублев»). О них известно по упоминанию в послании (ок. 1511) прп. Иосифа великокняжескому окольничему Борису Васильевичу Кутузову, где автор жалуется на удельного волоколамского кн. Федора Борисовича, к-рый «сам приехал в монастырь да не поехал с монастыря, доколе икон не взял» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 213, 267-268; Казакова. 1958; Меняйло. 1996; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). 2004. С. 26, 162-163, 197, 204-205). «Взятие» икон кн. Федором относится к периоду до перехода мон-ря под великокняжеский патронат в 1507 г. Вероятно, после смерти Д. управление значительным имуществом семьи перешло к сыновьям, однако нельзя исключать, что ок. 1503-1506 гг. Д. с помощниками, игравшими ведущую роль в исполнении заказа, написал иконы для трапезной Богоявленской ц. Иосифова Волоколамского мон-ря (точные сведения о строительстве отсутствуют, см.: Топоров, Щепетов. 1946. С. 7; Зимин. 1950. С. 3-39). Т. о., верхняя допустимая граница жизни Д.- 1507-1508 гг., нижняя - 1503 г. Д.- первый известный по документам рус. иконописец светского сословия (ранние сведения по большей части не сообщают о статусе либо указывают на иноческий чин художников). Он имел 2 или 3 сыновей и, следов., был женат. Его дети Владимир и Феодосий унаследовали ремесло отца. О «детях Денисьевых» неоднократно сообщается в прижизненных и позднейших документах (послание прп. Иосифа Волоцкого, опись Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. и др.). Единственное упоминание о 3-м сыне, сделанное в межевой грамоте (между 1506 и 1511) Симонова мон-ря, недостаточно отчетливо: в качестве «послухов» в ней названы «Феодосий и Андрей Денисьевы дети Иконниковы», однако грамота подписана только Феодосием. Неясной остается и связь «детей» (и, следов., самого Д.) с родом «боярских детей» Квашниных, фигурирующих в этой грамоте ( Дергачёв.

http://pravenc.ru/text/178357.html

О. Иоанн называет важный фактор для жизни нашего Отечества – существование в России праведников, святых людей, то есть тех, кто посвятил жизнь не улучшению жизненных условий, своих и своих близких, но, сознательно отказываясь от материального преуспевания, определил целью жизни духовно-нравственное совершенствование, хождение в Боге. Эти люди, по мнению Кронштадтского пастыря, несмотря на некую отрешённость от жизни и не включённость в исторический процесс, как раз во многом и определяют его течение. «Ещё есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде святом Андрей с Епифанием и другие» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник 1908, май – ноябрь. M., 2006, с. 64] . Фундаментом возрождения личности, общества и государства Российского, по мнению святого пастыря, является не мировоззренческие концепции, не рассудочная вера, но живая, деятельная, определяющая поведение человека [журнал «Дамаскин». 2017, март, с. 36]. И этот момент можно проследить на примере XV века, в котором произошёл расцвет монашеской жизни, к середине века было больше 200 обителей, и большинство из них основаны были учениками прп. Сергия Радонежского в 1-м и 2-м поколении. Именно в этот период творит иконописец Андрей Рублев. Он «своей знаменитой иконе «Звенигородский Спас» воплощает образ духовного идеала русского человека своего времени. Во Христе Андрея миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством» [Лисовой Н.Н. Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви ]. И ведь на протяжении веков эти качества в истории не раз проявлялись. И конечно знаменитая икона «Троица», которая стала образцом для последующих поколений… На фоне этого Государем Иваном III Великим проводятся проекты, которые можно назвать имиджевыми. В частности, Московский Кремль отстраивается самыми передовыми на то время архитекторами итальянского Возрождения. Заключён династический брак с Софией Палеолог. Утверждён имперский Двуглавый Орел в качестве государственного герба.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/21/oh...

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

- Явить прежде всего духовный настрой в своих работах – главная задача нашей мастерской «Стезя», — рассказывают ее руководители Вячеслав и Вера Козловы, возродившие в поселке Красное-на-Волге народные ювелирные промыслы, которые веками существовали на древней Костромской земле. – Наши труды – не ради наживы, а ради состояния души. Сейчас наша мастерская участвует в восстановлении уникального памятника архитектуры XVI века – красносельского Богоявленского храма. Примечательно мнение о выставке крупного ученого, доктора искусствоведения, профессора истории и теории христианского искусства Анны Рындиной: - Ее главная особенность — в необычайно широком охвате предметного мира литургического действа, предстающего как освященный традицией синтез. Вспомним определение священника Павла Флоренского: храмовое действо – это синтез искусств. А св.Симеон Солунский учил, что надо почтительно относиться к каждому предмету, созданному во имя Божие, ибо все эти предметы нас просвещают, освящают и побуждают больше любить Бога. Очень важно, считает она, чтобы те, кто работает на благоукрашение церкви, всей душой принимали православную веру, знали и переживали богослужение, имели представление о богословии иконы. Лишь тогда можно правильно осознать смысл образа с его «надмирностью», духовной наполненностью, очищенностью от чувственного, житейского. Обязательно и знание многовекового опыта православного и шире – христианского искусства. Это открывает возможности нового «прочтения» древности, которое, соответствуя всем православным канонам, отражает сегодняшнее отношение художника и обогащает творческий процесс.   «Русская икона» и ее традиции Житийная икона преподобного Андрея Рублева. Лучшей иллюстрацией к этим словам искусствоведа стала, на наш взгляд, одна из работ, которая представлена Московским иконописным центром «Русская икона», действующим с 1992 года. Это икона «Святой прп. Андрей Рублевиконописец в житии», воссоздающая величественную фигуру святого с написанной им иконой «Троица» в руках на фоне древнерусских храмов в окружении 16 клейм с эпизодами его жизни, смерти и прославления.

http://pravoslavie.ru/364.html

Время установления местного празднования точно неизвестно, предположительно сер. XV - нач. XVI в. Имя А. С. не было включено в «Описание о российских святых» (списки кон. XVII - нач. XVIII в.), вероятно, потому, что память его перестала праздноваться. Это могло случиться после того, как погребение А. С. оказалось утраченным и праздничная служба сосредоточилась у гробницы прп. Андроника и Саввы. Ист.: Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 401-402; Житие прп. Никона Радонежского// Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. Прил. С. LXIV-LXXXI. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 77-82; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 9. Июнь. С. 103-104; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 482-496; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 134-135; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Кузмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103-124. игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64404.html

Несколько заспанных лиц оторвались от парт, чтобы приобщиться к искусству. Профессор продолжал. – Следующий слайд, пожалуйста! Троица. Иконописец: прп. Андрей Рублев      На экране появилась Рублевская «Троица». «А вот еще одно великое произведение. Перед нами одна из самых известных икон христианского мира. Изображен мифологический сюжет встречи Авраама с Богом незадолго до разрушения Содома. Русский иконописец убрал обычные для этой иконографии детали, такие, как Сарра, смеющаяся на заднем плане, сам Авраам, его слуги и так далее. Автор приблизил трех Ангелов к зрителю и дал нам великолепной красоты и насыщенности внутренний диалог между ними, диалог глазами. Получилось то, что потом богословы назовут изображением так называемого Предвечного Совета. Увеличьте, пожалуйста, изображение. Диалог происходит главным образом между средним Ангелом и тем, что слева. Мы можем предполагать, что средний Ангел представляет нам Сына Божия, как Его называет Христианская Церковь, то есть Иисуса Христа. За Его спиной – дерево, что есть прозрачный намек на Древо Крестное, то есть на орудие казни. Левый же Ангел – это, скорее всего, Отец, Который посылает Сына в мир для Искупления. Мы пользуемся в силу неизбежности самым широким набором христианских специальных терминов, и если вам не понятен смысл отдельных слов, я просил бы вас справиться с их значением в словарике атеиста, который вам выдавали на первом курсе. Итак, продолжим» «Отцу жалко Сына, и Он словно опускает взгляд. Но у них есть общее дело – спасение людей, и Сын готов идти, зная, что Его ждет. Знаком будущей жертвы является Чаша, которую благословляет средний Ангел. Вообще образ очень насыщен смыслами. Отдельного разговора требуют детали одежды и их цвета, повороты корпуса, задний план: горы, дом и прочее. Но мы обратим внимание на глаза среднего Ангела. Он согласен страдать и идет на страдание. По сути, перед нами та же религиозная идея Искупления, что и на картине Репина, только дана она не реалистически, а средствами средневековой мифологии, свойственной XV веку. Дайте, пожалуйста, оба слайда вместе»

http://pravoslavie.ru/64805.html

Временем рождения А. Р. большинство исследователей считают дату ок. 1360 г., однако эта дата условна. «Описание о российских святых» сообщает, что преподобный скончался в 1430 г. «в старости велицей». Считая, что «старость великая» наступала в 70 лет, исследователи арифметическим расчетом получают 1360 г. Существует также мнение, что А. Р. родился в 70-80-х гг. XV в., поэтому он не упоминается в источниках до 1405 г. («Житие преподобного Андрея Рублева», составленное в 1988; Г. В. Попов). В сообщении Троицкой летописи о росписи Благовещенского собора Московского Кремля А. Р. назван «чернецом», след., Андрей - это монашеское имя, мирское имя иконописца неизвестно. О родителях А. Р. известия не сохранились. Нек-рые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (обозначает инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении А. Р. из старой ремесленной фамилии ( Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 272). Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Уточнить место рождения А. Р. и начало его творческой биографии пока не представляется возможным. Сохранившиеся известия связывают его имя с Москвой или с выполнением московских заказов. Все известные монументальные работы А. Р., за исключением 2 последних росписей, выполнены по заказам московских князей. На иконах начиная с XVII в. встречаются надписи: «А письмо сий образ бывшего государева мастера московского Рублева» ( Плугин. Мировоззрение. С. 24-25). Время монашеского пострига А. Р. определить трудно, вероятно, это произошло незадолго до 1405 г. Житие прп. Сергия и более поздняя агиографическая традиция свидетельствуют, что скорее всего иноческая жизнь А. Р. была связана с Андрониковым мон-рем. В «Отвещании» прп. Иосифа Волоцкого «учителем» А. Р. назван иконописец Даниил, его друг и сопостник. Возможно, прп. Иосиф говорит здесь об отношениях духовного ученичества. «Отвещание» сохранило черты духовного облика А. Р., к-рый через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, А. Р. и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13. Стб. 557-558). Духовная жизнь А. Р. была теснейшим образом связана с кругом прп. Сергия Радонежского - преподобными Андроником Московским , Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским , Афанасием Высоцким .

http://pravenc.ru/text/115312.html

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010