На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430), прп., русский иконописец. Память 4 июля. Антоний Великий (251—356), прп., христианский аскет, основатель монашества, один из первых пустынножителей Фиваиды (Египет). В 18 лет, услышав призыв Христа раздать все и следовать за Ним (Мф 19:21), раздал имущество и удалился от мира. Около 20 лет провел в уединении, затем основал монашескую общину и через несколько лет вновь удалился в пустыню, но выходил в мир для защиты православия от арианства. Имел множество учеников. Его аскетические наставления вошли в «Добротолюбие». Житие А. В., составленное свт. Афанасием Великим (см.) оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю монашества и на развитие христианской литературы. Память 17 января. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863—1936), митрополит, богослов и церковный деятель. С юности был увлечен духовными исканиями, познакомился с Достоевским и, по мнению многих литературоведов, послужил прототипом Алеши Карамазова. Как один из самых видных иерархов Русской Православной Церкви был выдвинут кандидатом в патриархи на Поместном соборе 1917. В годы революции и гражданской войны занял крайнюю монархическую и антибольшевистскую позицию. С 1919 в эмиграции. Председательствовал на Карловацком соборе. С 1921 и до конца жизни возглавлял Русскую Православную Церковь Зарубежом. Автор многих богословских сочинений, проповедей и др. Арий (?—336), ранневизантийский богослов, ересиарх. Сочинения А. не сохранились. Арсений Великий (354 — 449 или 450), прп., христианский подвижник. Знатный, превосходно образованный византиец, воспитатель сыновей императора Феодосия, после пережитого духовного потрясения в 394 оставил двор и стал монахом египетской пустыни. В Скитском патерике приводится много изречений А. В. Его житие составил прп. Феодор Студит (см.). Память 8 мая. Афанасий Великий, Афанасий Александрийский (ок. 296—373), свт., ранневизантийский богослов и церковный деятель, епископ города Александрии. Вдохновитель непримиримой борьбы против арианства, пламенный защитник независимости Церкви от империи, неоднократно отправлявшийся в ссылку за свои убеждения. Усилия А. В. привели к победе православия на I Bceлehckoм соборе в 325. Оставил много богословских, догматических сочинений. Память 18 января, 2 мая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Св. Василий Великий . Деталь иконы. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг Это как бы образное выражение слов тропаря, который поется вместо Херувимской песни Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». Этим отсутствием помышления о земном в просвещенной Духом Святым и приведенной к молчанию плоти дышат оба лика святых. Они лишены плотской тяжести и полны духовной безмятежности. Особенно характерен лик св. Георгия. Он не лишен ничего свойственного человеческой природе и в то же время, когда на него смотришь, кажется, что видишь перед собой лик не человека, а ангела (см. с. 59–60). По-человечески мужественный, волевой и сильный, он поражает своей неземной чистотой и спокойствием. Св. вмч. Георгий. Деталь иконы. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) – один из самых популярных русских святых 222 . Основанный им во имя Святой Троицы монастырь, ныне Троице-Сергиева Лавра, является теперь духовным центром России. Начавшееся еще при жизни и никогда не прекращавшееся исключительное влияние этого святого сказывается прежде всего на внутренней духовной жизни страны, на ее монашестве. По следам прп. Сергия пошло множество последователей, и большинство монастырей, возникших после него, находилось под его прямым или косвенным влиянием. Он был главой и учителем русского пустынножительного иночества. Большинство святых XIV и XV вв., молитвенников за Землю Русскую в это трудное для нее время, являются его учениками или «собеседниками». Знаменательно то, что монастырь, собравшийся вокруг него, посвящен Святой Троице – Первообразу того единства, осуществлением которого в мире должен быть монастырь. Это единство, этот полный внутренний мир, было достигнуто святым не только с людьми, но и с дикими зверями 223 . В нем был на деле восстановлен тот нормальный строй вселенной, при котором вся природа, объединенная вокруг человека, подчиняется Богу. Монастырь прп. Сергия, ставший центром русской святости в этот период ее расцвета, был также и очагом иконописания. В нем, по-видимому, обучался своему искусству величайший иконописец прп. Андрей (Рублев), который для него же написал впоследствии свою знаменитую «Троицу». Одна из первых икон прп. Сергия была написана его племянником, святым иконописцем Феодором, архиепископом Ростовским, бывшим монахом Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

2. Награждение медалью преподобного Андрея Рублева производится за долговременную и успешную работу в области иконописи, церковного зодчества, преподавательской деятельности в области иконописи и церковноархеологических дисциплин, издание книг по церковному искусству и благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов. 3. Медаль имеет две степени, при награждении вручаются медаль и грамота. 4. Медаль носится на левой стороне груди и при наличии других медалей Русской Православной Церкви располагается вслед за медалью святителя Макария, митрополита Московского (или медалью преподобной Евфросинии, великой княгини Московской). Описание медали преподобного Андрея Рублева. I степень. Медаль представляет собой овал с выпуклым рантом по краю. В центре медали изображен Андрей Рублев, держащий в руках Нерукотворенный Образ Спасителя. По сторонам, над плечами, надпись стилизованными буквами: справа — ПРП. АНДРЕЙ, слева — РУБЛЕВЪ. Икону обрамляет поясок с белой эмалью и девизом: К БОЖЕСТВЕННЕЙ КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ. Надпись выполнена стилизованными рельефными буквами. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с прямоугольной колодкой, покрытой голубой эмалью и украшенной в верхней и нижней частях рельефными лавровыми ветвями. Материалы: мельхиор с позолотой, холодная эмаль. Размеры медали: 35х28х3 мм. Крепление: на обратной стороне колодки — булавка. II степень. Медаль II степени аналогична медали I степени, но изготовляется из мельхиора с серебрением. Материалы: мельхиор с серебрением, холодная эмаль. Размеры медали: 35х28х3 мм. Крепление: на обратной стороне колодки — булавка.   6. Церковно-общественные награды. К церковно-общественным наградам относятся: 1. Орден святого мученика Трифона, трех степеней; 2. Орден святого благоверного царевича Димитрия; 3. Медаль святого мученика Трифона. ОРДЕН СВЯТОГО МУЧЕНИКА ТРИФОНА Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 22 февраля 1995 года. Статут ордена святого мученика Трифона.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Николай с избранными святыми. Икона. Кон. XII – нач. XIII в.145х94 см. ГТГ Таким образом, мы можем признать за русской иконописью конца XIV в. своеобразную характерность, жизненное разнообразие в выборе образцов и самостоятельную их переработку. Почва для появления талантов возделывалась определенно в Суздальской области. Ист.: Кондаков Н. П. Русская икона. III. Текст. Часть первая. Прага, Seminarium Kondakovianum, 1931. С. 109–125. Московская икона XV–XVI веков Русская икона XIV–XV вв. и частично XVI в. тесно связана с духовным движением исихазма. Богословие исихазма отразилось и на духовном содержании иконы, и на ее характере, и на его теоретическом осознании. Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет 3 имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV в.), Андрей Рублев (1360г. или 1370–1430гг.) и мастер Дионисий (родился. в 30–40-хгг. XV в., умер в первые годы XVI в.). Феофан Грек, по словам Епифания Премудрого , в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си», т.е. умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту. Об Андрее Рублеве и его окружении прп. Иосиф Волоцкий писал: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им Божественныя благодати способитися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных вапов написанным образом Владики Христа и Пречистыя Его Богоматере и всех святых». Богословием исихазма и, в первую очередь, учением об умной молитве руководствовался в своем творчестве и мастер Дионисий. Инии мнози таковы же; это были и русские, и греки, и южные славяне, сформировавшиеся в орбите непосредственного влияния или наследия прп. Сергия, поколения иконописцев, стоявших на необычайно высоком духовном и художественном уровне. В этих поколениях некоторые имена известны, но не связываются с определенными достоверными произведениями, большинство же мастеров остаются анонимными.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

8/21 «Собор архистратига Михаила». Праздник бесплотных сил, т. е. мира ангелов. 11/24 Преп. Феодор Студит (759–826), византийский подвижник, богослов, гимнотворец, борец против иконоборчества. 12/25 Свт. Иоанн Милостивый (616–620), патриарх Александрии, известный своей благотворительностью. 13/26 Свт. Иоанн Златоуст (347–407), патриарх Константинополя, родом сириец; знаменитый проповедник, аскет, писатель, литургист. Был низложен императором, умер в ссылке. 14/27 Ап. Филипп, один из Двенадцати. Свт. Григорий Палама (ум. 1360), архиепископ Фессалоник, выдающийся византийский богослов–мистик. 15/28 Мчч. Гурий, Самон и Авив (по преданию, пострадали в IV в.), считаются покровителями супружества. Начало Рождественского поста. 16/29 An. и ев. Матфей, один из Двенадцати, в прошлом мытарь из Галилеи, автор первого Евангелия. 17/30 Свт. Григорий Неокесарийский (ум. ок. 270), жил в Малой Азии, проповедник, борец с ересями, богослов, чудотворец. Прп. Никон Радонежский (ум. 1426), преемник прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкой Лавры, при котором в ней работал иконописец Андрей Рублев. 21/4 дек. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 23/6 дек. Свт. Амфилохий Иконийский (ум. 344), каппадокий–ский еп., сподвижник свт. Василия Великого. Блгв. Александр Невский (ум. 1263), новгородский князь–праведник. 24/7 дек. Вмц. Екатерина. По преданию, пострадала в начале IV в. 25/8 дек. Свт. Климент, папа Римский (ум. ок. 100). «Муж апостольский», один из первых епископов Рима. Автор Послания, адресованного Коринфской церкви. 26/9 дек. . Свт. Иннокентий Иркутский (ум. 1731), просветитель Сибири. 27/10 дек. Икона Божией Матери «Знамение». Одна из древнейших икон, называемая также «Оранта» (молящаяся); встречается уже в катакомбах. 28/11 дек. Прмч. Стефан Новый (ум. 767), поборник иконопочитания. 30/13 дек. Ап. Андрей Первозванный, один из Двенадцати, брат ап. Петра. По преданию, проповедовал в Скифии, на берегах Борисфена (Днепра). Свт. Фрументий (ум. ок. 380), апостол Эфиопии. Декабрь 1/14 Прав. Филарет Милостивый (VIII в.), житель Малой Азии, прославился попечением о больных и бедных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Толкование Мамврийского Богоявления имеет свое иконографическое отображение, и даже, более того, икона сама толкует богословский смысл библейского текста, порой, опережая богословов. Молитва дерзновенно постигает то, перед чем робко останавливается разум исследователя-толкователя. Первое тысячелетие христианства отображает в иконе христологическое толкование Мамврийского Богоявления св. Иустина Философа и св. Иоанна Златоуста . Иконописцы изображают гостеприимство (филоксению) Авраама. Один ангел нередко выделяется среди других, порой кресчатым нимбом или одеянием, соответствующим Христу. Но, с начала второго тысячелетия, начинается богословское иконографическое переосмысление Мамврийского Богоявления. В 1066 г. на миниатюре лицевой Псалтыри Студийского монастыря появляется впервые надпись (Святая Троица). В монументальной живописи такая надпись появляется не раньше второй половины XII в. в Каппадокии, на Патмосе. Вполне возможно, что на иконографическое переосмысление гостеприимства Авраама повлияли троичные каноны Митрофана Смирнского. И, наконец, высшего расцвета богословие Троичной Феофании под Мамврийским дубом достигает в XIV в. уже не в Византии, а в Московской Руси, в молитвенном подвиге прп. Сергия Радонежского и в среде его учеников. Среди них – прп. Андрей Рублев, который создает (в начале XV в.) свое гениальное и бессмертное произведение, икону «Живоначальная Троица». Три ангела являют Святую Живоначальную Троицу. Авраамово угощение превращается в чашу с главой предвечно закланного жертвенного тельца. Мамврийский дуб – древо жизни, гора – горний мир, шатер – церковь Божия. Авраама нет вообще. Молящийся, его взором созерцает предвечную тайну Святой Живоначальной Троицы. Интересно отметить, что даже на иконе прп. Андрея Рублева, наиболее ярко отразившей или, лучше, явившей третье Троичное толкование, имеется след первоначального, христологического толкования. Видимо, иконографическая традиция всего первого тысячелетия не могла исчезнуть вовсе. Видно это в том, что средний ангел на иконе Рублева все-таки хранит черты, присущие Христу. Одеяние его однозначно соответствует одеянию Христа по иконографическому канону – багровый хитон, голубой гиматий и охряного цвета клавий – перевязь на правом плече.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О. Иоанн называет важный фактор для жизни нашего Отечества – существование в России праведников, святых людей, то есть тех, кто посвятил жизнь не улучшению жизненных условий, своих и своих близких, но, сознательно отказываясь от материального преуспевания, определил целью жизни духовно-нравственное совершенствование, хождение в Боге. Эти люди, по мнению Кронштадтского пастыря, несмотря на некую отрешённость от жизни и не включённость в исторический процесс, как раз во многом и определяют его течение. «Ещё есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде святом Андрей с Епифанием и другие» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник 1908, май – ноябрь. M., 2006, с. 64] . Фундаментом возрождения личности, общества и государства Российского, по мнению святого пастыря, является не мировоззренческие концепции, не рассудочная вера, но живая, деятельная, определяющая поведение человека [журнал «Дамаскин». 2017, март, с. 36]. И этот момент можно проследить на примере XV века, в котором произошёл расцвет монашеской жизни, к середине века было больше 200 обителей, и большинство из них основаны были учениками прп. Сергия Радонежского в 1-м и 2-м поколении. Именно в этот период творит иконописец Андрей Рублев. Он «своей знаменитой иконе «Звенигородский Спас» воплощает образ духовного идеала русского человека своего времени. Во Христе Андрея миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством» [Лисовой Н.Н. Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви ]. И ведь на протяжении веков эти качества в истории не раз проявлялись. И конечно знаменитая икона «Троица», которая стала образцом для последующих поколений… На фоне этого Государем Иваном III Великим проводятся проекты, которые можно назвать имиджевыми. В частности, Московский Кремль отстраивается самыми передовыми на то время архитекторами итальянского Возрождения. Заключён династический брак с Софией Палеолог. Утверждён имперский Двуглавый Орел в качестве государственного герба.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/21/oh...

Песнопения в Церкви: как различить и как звучат? (+ АУДИО) А применимо ли вообще слово «музыка» к пению, звучащему во время богослужения? Может, мы ошибаемся и смешиваем не смешиваемые, на самом деле, понятия? 9 ноября, 2011 А применимо ли вообще слово «музыка» к пению, звучащему во время богослужения? Может, мы ошибаемся и смешиваем не смешиваемые, на самом деле, понятия? Сегодня в музыкальной гостиной начинается образовательный цикл по Литургическому музыковедению. Все лекции основываются на фундаментальном труде «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» Ивана Алексеевича Гарднера — выдающегося русского ученого-историка, палеографа, археолога, жившего в XX веке. Эти лекции были подготовлены для учащихся школы духовного пения при храме святой мученицы Татианы преподавателем школы Сергеем Юрьевичем Маркеловым . Сегодня мы познакомимся с основными видами литургических песнопений. С.Ю.Маркелов История богослужебного пения Всякий человек, приходя в храм, открывает для себя дивный мир богослужебного искусства — иконописи, архитектуры, поэзии и, конечно — пения. Искусство это обладает огромной притягательной силой, секрет же этой притягательности в том, что церковное, богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое (по человеческим представлениям): с одной стороны, любой род богослужебного искусства строится по вековым, тысячелетним канонам, строго и подробно разработанным, содержащим много весьма жестких ограничений… Но для истинного гения они становятся не оковами, мешающими «свободе самовыражения», а трамплином для взлета к поистине небесным высотам! Канон не ограничивает истинные таланты, наоборот, становится, образно выражаясь, единообразной оправой, в которой сияют дивные самоцветы: вдохновенные и смелые тексты — стихиры, кондаки Космы Маиумского, Андрея Критского , Романа Сладкопевца, Афанасия (Сахарова) ; солнечные и ликующие мозаики Равенны IV века, целомудренные и сосредоточенные фрески Дионисия и «Троица» прп.Андрея Рублева. Еще в церковном искусстве привлекает его удивительная деликатность: прп. Андрей Рублев вряд ли писал «Троицу» с мыслью, что создает величайший шедевр. Никогда произведения истинно церковного искусства не будут самодовлеющими, а будут, скорее, прикладными. И их дивная красота и гармония являются, можно сказать, «побочным эффектом», а на самом деле, приношением верующих сердец творцов этого искусства Первоисточнику всякой красоты и гармонии.

http://pravmir.ru/pesnopeniya-v-cerkvi-k...

С наступлением монгольского ига культурная жизнь на Руси замирает до середины XIV в. Но в монастырях Константинополя и на Афоне в это время появляются русские монашеские колонии, которые, контактируя с южнославянскими монахами, переводили святоотеческих книги, делали с них списки, и отправляли их в родное отечество на Русь. Духовное возрождение Византии в XIV в. не обошло стороной и Русь, – на волнах этого возрождения достигало берегов нашего отечества и исихастское движение. В это время Московская Русь не была изолирована от внешнего мира – на русскую письменность и искусство влияла культура славянских народов (болгарского и сербского), русские тесно общались с греками, многие митрополиты той эпохи разделяли паламитские взгляды на исихазм. Протопресвитер Иоанн Мейендорф подчеркивает, что «самый знаменитый из них – Киприан, митрополит Киевский (1376–1406), воспринявший традицию исихазма у учеников преп. Григория Синаита в Болгарии» 25 . Митрополит Киприан критиковал традиции Русской Церкви и монастырей владеть огромными имениями и пользоваться особыми привилегиями, напоминая, что монахи должны отказываться от мира и мирской собственности. Учение митрополита Киприана привлекло русских подвижников, знакомых с исихазмом. Протопресвитер Иоанн Мейендорф отмечает этот факт: «ибо в середине XIV столетия преподобный Сергий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Синаита , сделанные в XIV в. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учились безмолвничеству из самого его источника» 26 . Исихазм на Руси проявлялся, в том числе, и в иконописи, особенно таких великих мастеров как: Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Дионисий. О духовности прп. Андрея Рублева и его учителя Даниила Черного писал прп. Иосиф Волоцкий : «Чудные они и пресловущие иконописцы, Даниил и ученик его Ондрей, всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010