Ю. Решетило, такой массовый переход был вызван тем, что ранее этим общинам отказывали в регистрации из-за отсутствия легального статуса в УГКЦ и УАПЦ, и они формально числились общинами РПЦ как «условные» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 538. Л. 23). Также во Львовской обл. существовали 22 незарегистрированные катакомбные группы в тех селах, где не было зарегистрированных общин РПЦ, но имелись закрытые храмы. В 1990 г. во Львовской обл. были взяты на учет всего 148 греко-католич. священников, по состоянию на 1990 г. их общины были учтены как «условно зарегистрированные». Одной из причин осложнения церковной ситуации в Галиции, наряду с ростом националистических настроений на фоне либерализации общественной жизни и ослабления гос. контроля, стала выжидательная позиция митр. Киевского Филарета (Денисенко). Он продолжал заявлять, что «униатской проблемы не существует», а все чаще возникающие конфликты в Галиции просто игнорировал. С 8 по 13 марта 1990 г. во Львове работала 4-сторонняя комиссия с участием представителей Римского престола, Московского Патриархата, Украинского Экзархата РПЦ и УГКЦ. Было достигнуто соглашение по распределению храмов в Жолкве (тогда еще - Нестерове), Золочеве, Николаеве, Яворове, Стрые, Бориславе. Но вскоре после завершения работы комиссии было опубликовано заявление епископата УГКЦ, в к-ром все принятые документы и решения провозглашались недействительными. Не дала результатов и встреча членов Синода и иерархов РПЦ с заместителем Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьяновым (1 февр. 1990), который заявил об отсутствии реальных инструментов для стабилизации ситуации на Зап. Украине и защиты православных. В апр. 1990 г. архиеп. Ириней был переведен в Ровенскую епархию, а во епископа Львовского и Дрогобычского 18 апр. 1990 г. был хиротонисан архим. Андрей (Горак) , бывш. настоятель захваченного в 1989 г. львовского Преображенского храма. В праздник Преображения Господня, 19 авг. 1990 г., униаты заняли львовский кафедральный собор св. Георгия.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Львов Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 49.839323; 24.029898 Украина, Львов Львов, Львовская область Украина Георгиевский собор Львов − город областного подчинения на Украине, областной центр Львовской области , национально-культурный и образовательно-научный центр, крупный промышленный центр и транспортный узел. По численности населения — седьмой город страны. Исторический центр Львова внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе находится наибольшее количество памятников архитектуры на Украине. Содержание Православие во Львове [ править править код ] Первоначально учреждена в 1134 году как Галицкая выделением из Владимиро-Волынской епархии. По некоторым данным, возникла в 1300 году как митрополия для юго-западных церковных областей в результате того, что Киев к тому времени был покинут русскими митрополитами. Галицкие и литовские князья многократно возбуждали вопрос об учреждении церковного центра перед Константинопольской патриархией. В 1700 году, когда митрополит Иосиф Шумлянский и подчинённое ему духовенство призняли унию, епархия становиться частью Униатской Церкви. В 1941 году, после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР, православная Львовская епархия образована заново. В 1946 году по определению Львовского Собора, грекокатолическая Львовская епархия воссоединилась с Московским Патриархатом. 27 декабря 1988 года из состава Львовской епархии выделена Тернопольская епархия. Несмотря на это Львовская епархия на тот момент была крупнейшей епархией Русской Церкви по числу приходов. С конца 1980-х годов начался переход духовенства, прихожан и приходов в Грекокатолическую церковь, УАПЦ, а также захваты храмов под националистическими лозунгами. Наиболее чувствительный удар по епархии был нанесён в 1992 году, когда епископ Андрей (Горак) ушёл с большинством клира в УПЦ КП. Епархия как административная единица была снята с регистрации властями Львовской области, лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и пр. Несмотря на противодействие про-униатски настроенных властей и националистических движений Галиции, новому епископу Августину (Маркевичу) удалось добиться возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Львов

Митрополит Филарет, 25 лет возглавлявший Украинский экзархат, получив в последние годы большую самостоятельность, по словам архиепископа Хризостома, не предусмотрел возможности автокефального раскола и возрождения униатства, «и сегодня дарование автокефалии не приведет к единству, а будет лишь поражением православия и расколом. И вам, украинским архиереям, и нам со всей ответственностью надо об этом подумать». Значительное большинство архиереев, выступая на Соборе, говорили о несвоевременности автокефализации Украинской Церкви, главным образом, из-за того, что при полной самостоятельности Православная Церковь на Украине окажется один на один перед лицом униатской агрессии, а раскольники все равно не прекратят своей разрушительной деятельности. Некоторые из выступавших напоминали, что все прошлые попытки автокефализации Украинской Церкви приносили Церкви беду. Против предоставления украинской Церкви автокефального статуса высказывались и правящие архиереи украинских епархий: Кировоградский епископ Василий (Васильцев), митрополит Агафангел (Саввин), епископы Онуфрий (Березовский), Сергий (Ген-сицкий) и др. Архиепископ Винницкий Феодосии (Дикун) сказал: «Я в свое время тоже был защитником автокефалии Церкви, о чем неоднократно говорил и в митрополии, и в Патриархии. Но когда я пришел на Винничину, то увидел, что здесь даже не желают слышать об автокефалии и примерно 90 процентов священников и мирян выступят против нее. Недавно кто-то пустил слух, что я уже подписал автокефалию, поэтому люди не хотели меня пускать в собор. И теперь, если я подпишу здесь определение о даровании автокефалии, мне в Винницу нельзя будет ехать».    Но некоторые из архиереев Украинской Церкви – епископы Волынский Варфоломей (Ващук) и Львовский Андрей (Горак), архиепископы Ровен -ский Ириней (Середний) и Одесский Лазарь (Швец) – обосновывали необходимость предоставления Украинской Церкви автокефального статуса надеждой на то, что в этом случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви. «Может быть, действительно этим можно спасти положение на Украине,— сказал архиепископ Одесский Лазарь.— Я был около двух лет правящим архиереем в Тернопольской епархии, знаю и помню этот кромешный ад...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Львовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иовский кафедральный собор в Дрогобиче Львовская область — территориально-административная единица на западе Украины, образована 4 декабря 1939 года Указом Президиума Верховного совета СССР. Областной центр — город Львов . Содержание Православие во Львовской области [ править править код ] Первоначально учреждена в 1134 году как Галицкая выделением из Владимиро-Волынской епархии. По некоторым данным, возникла в 1300 году как митрополия для юго-западных церковных областей в результате того, что Киев к тому времени был покинут русскими митрополитами. Галицкие и литовские князья многократно возбуждали вопрос об учреждении церковного центра перед Константинопольской патриархией. В 1700 году, когда митрополит Иосиф Шумлянский и подчинённое ему духовенство призняли унию, епархия становиться частью Униатской Церкви. В 1941 году, после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР, православная Львовская епархия образована заново. В 1946 году по определению Львовского Собора, грекокатолическая Львовская епархия воссоединилась с Московским Патриархатом. 27 декабря 1988 года из состава Львовской епархии выделена Тернопольская епархия. Несмотря на это Львовская епархия на тот момент была крупнейшей епархией Русской Церкви по числу приходов. С конца 1980-х годов начался переход духовенства, прихожан и приходов в Грекокатолическую церковь, УАПЦ, а также захваты храмов под националистическими лозунгами. Наиболее чувствительный удар по епархии был нанесён в 1992 году, когда епископ Андрей (Горак) ушёл с большинством клира в УПЦ КП. Епархия как административная единица была снята с регистрации властями Львовской области, лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и пр. Несмотря на противодействие про-униатски настроенных властей и националистических движений Галиции, новому епископу Августину (Маркевичу) удалось добиться возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Львовская_обла...

Всемерная поддержка противоканоническим действиям митр. Филарета была оказана со стороны администрации президента Кравчука. Тем не менее, когда Филарет призвал укр. архиереев собраться в его киевской резиденции и поддержать его, откликнулся лишь викарий Тернопольской епархии, Почаевский еп. Иаков Панчук , наместник Почаевской лавры, изгнанный братией из обители как сторонник Филарета. Архиереи, к-рые на Архиерейском Соборе в Москве выступали поборниками автокефалии, отказались поддержать Филарета. Лишь спустя неск. месяцев к Филарету примкнул и уклонился в раскол еп. Львовский Андрей (Горак). Большинство верующих также отнеслись к действиям митр. Филарета крайне негативно. Практически во всех храмах Украины прекратилось поминовение Предстоятеля УПЦ за богослужением. Наиболее резко отрицательное отношение к идее автокефалии Украинской Церкви и личности Киевского митрополита выразила Одесская епархия. В обращении к Патриарху Алексию II выражалась просьба принять ее в непосредственное Патриаршее управление. 17 апр. 1992 г. Патриарх Алексий направил митр. Филарету письмо с нарочным, в к-ром просил Киевского митрополита сообщить, соответствует ли действительности распространенная через СМИ информация об изменении его решения оставить пост Предстоятеля Украинской Церкви. Письменного ответа Филарет не дал, от него также не последовало ответа на приглашение прибыть на заседание Свящ. Синода РПЦ, к-рое должно было состояться 6-7 мая 1992 г. 30 апр. 1992 г. в Житомире по инициативе Житомирского и Овручского архиеп. Иова (Тывонюка) состоялось Собрание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ. Из числа архиереев помимо архиеп. Иова на собрании присутствовали: митр. Агафангел (Саввин) , епископы Кировоградский Василий (Васильцев) , Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). Заявление Киевского митрополита было подвергнуто участниками собрания острой критике, Филарет был обвинен в клевете на Архиерейский Собор и в клятвопреступлении. Собрание потребовало от Киевского митрополита незамедлительной отставки. Участники собрания также заявили, что настаивают на проведении 11 мая 1992 г. Архиерейского Собора УПЦ, с тем чтобы на нем принять отставку митр. Филарета.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Харьковский Собор УПЦ Здание, в котором в 1992 году проходил Харьковский Собор На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1–4 апреля 1992 года Филарет перед Крестом и Евангелием поклялся, что «во имя мира церковного» он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви об освобождении его от обязанностей Предстоятеля. Но по возвращении в Киев отказался от своих слов. В агентстве УНИАН он провел пресс-конференцию, на которой заявил, что он «побывал на Голгофе» и его, «патриота Украины, вынудили заявить об отставке». Имея многолетний опыт тоталитарного управления, он был уверен, что найдет поддержку украинских иерархов, духовенства и мирян или вынудит привычными методами сделать это. Но созревший в идее раскола иерарх глубоко ошибался. 30 апреля в Житомире состоялось совещание Комитета по защите Православия в Украине, в котором участвовали пять архиереев, представители духовенства и мирян. Собрание выразило недоверие Филарету, квалифицировав его действия как клятвопреступление, и наметило созыв Архиерейского Собора УПЦ для принятия отставки Филарета. Председательствующего на Соборе то и дело вызывали к телефону киевские чиновники, угрожая и требуя отменить Собор Исторический Харьковский Собор проходил 27–28 мая 1992 года в напряженной обстановке. Председательствующего на Соборе митрополита Никодима (Руснака, † 2011) то и дело вызывали к телефону киевские чиновники, требуя отменить проведение Собора, не рассматривать «дело Филарета», угрожая объявить Собор незаконным. Однако Собор состоялся. В Соборе участвовало 18 епископов Украины из 21 (не участвовали Филарет, Иаков (Панчук) и Андрей (Горак)). По воспоминаниям епископа Алипия (Погребняка), «во время заседания митрополита Никодима постоянно вызывали к телефону, угрожали, так что он возвращался в зал весь бледный. Было тайное голосование, а он, уходя, чтобы ответить на очередной звонок, сказал: “Можете за меня не голосовать. Я отдаю свой голос митрополиту Ростовскому Владимиру”».

http://pravoslavie.ru/103919.html

Ну, а ключевым событием Собора стало рассмотрение письма расколоучителя, главы т.н. «Киевского Патриархата» Филарета Денисенко. Его нельзя назвать покаянным, но оно может стать первым шагом к нему. Почему я на это надеюсь? Потому что Филарету больше 80 и в этом возрасте пора думать о суде Божием. Лучше попасть на него, примирившись с Церковью. В более близкой земной перспективе вся верхушка т.н. «Киевского патриархата» завязана в международном терроризме – массовых вербовках боевиков к Басаеву и Дудаеву, проходивших с 1993 года прямо в резиденции Филарета на Пушкинс кой, 26, массовых захватах храмов, убийствах священников и «конкурентов» по расколу, описанных в книгах выдающегося православного журналиста современности В.С. Анисимова. Поэтому, многие в т.н. «Киевском патриархате» понимают, что лучше пойти путем Ахмада Кадырова, чем оказаться в списках «Интерпола». Но жизни понимающих угрожает опасность. Как указывают наблюдатели, лидеры «Киевского патриархата», намеревавшиеся вернуться в лоно Церкви, такие как «митрополит» Андрей Горак и «архиепископ» Феодосий Пицина, несамостоятельно ушли из жизни. Поэтому именно каноническая Церковь наиболее заинтересована в сохранении жизни и безопасности тех, кто решится на диалог с ней, решение о котором принято Архиерейским Собором. Есть и другая партия. Партия не просто отделившихся о Церкви, но имеющих какое-то понятие о Православии и потому тяготящихся своим неканоническим положением, а лиц, сознательно участвующих в униатском по онтологии проекте «Киевского Патриархата» и исповедующих религию русофобии. Один из них, тесно связанный с разработчиками антицерковных законопроектов Верховной Рады Украины униатами Юрашем и Еленским, криптоуниатскими сайтами «РИСУ» и «Религия в Украине» и антироссийским антицерковным сайтом «Кредо» пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря, по свидетельству Василия Анисимова, и дезинформировал Филарета Денисенко насчет неосторожной фразы российских журналистов о «помиловании» и вызвал его тирады во время брифинга с целью срыва переговоров, бьющих в самое сердце униатских проектов «Киевского патриархата» и «Украинской поместной Церкви». Зоря с подачи антицерковного антироссийского сайта «Кредо», по всей видимости, дезинформировал Филарета о «совместном сослужении и причастии» делегации «Киевского патриархата» и клириков Русской Зарубежной Церкви на мифическом подворье РПЦЗ в Истринском районе Подмосковья, которого в реальности не существует.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/st...

У сторонников самостийности отныне появлялась парламентская трибуна, что резко активизировало противостояние с коммунистическим режимом. На фоне возрастания накала политических страстей еще большего размаха достигает кампания захвата храмов сторонниками УГКЦ и УАПЦ. Кульминацией стал штурм униатами львовского кафедрального собора святого Юра. Захват храма произошел 12 августа после чего 14 августа Львовский областной Совет принял задним числом решение о передаче собора униатам. Власти впервые столь откровенно встали на сторону греко-католиков, продемонстрировав политическую ангажированность «национальных» конфессий, на поддержку которых столь расчитывали деятели «Руха». Конфликт вокруг Свято-Юрского собора показал и еще одну опасную для Православия тенденцию: выявилось стремление таких лиц, как управлявший в ту пору Львовской епархией епископ Андрей (Горак), решать проблему взаимоотношений с униатами и раскольниками путем закулисных встреч и договоренностей, идущих вразрез с устремлениями верующих. Ради личного спокойствия Львовский епископ счел возможным пожертвовать героическими усилиями православных людей, готовых на подвиг во имя веры. Так, очень скоро стало известно, что собор святого Юра вполне можно было сохранить за православными, так как для обороны храма от униатов вокруг него непрерывно дежурили православные прихожане и монахи Почаевской Лавры, прибывшие на помощь Львовской епархии (именно они и сообщили впоследствии подробности обстоятельств захвата храма). Тем не менее, не взирая на решимость большого числа верных защитить свою святыню, епископ Андрей втайне от паствы договорился с руководством УГКЦ о передаче им собора и отдал униатам ключи от него. В результате православные лишились кафедрального храма. Никакие обращения к лицам, способным повлиять на ход событий, в частности, к папе Иоанну Павлу II, Президенту СССР М. С. Горбачеву и Председателю Верховного Совета УССР Л. М. Кравчуку, не возымели действия. Православным Львовской епархии взамен отобранного собора предоставили под кафедральный храм мало пригодный и пребывавший не в лучшем состоянии Николаевский костел (в конце 1940 -х начале 1960-х годов он действовал как православный Михайло-Архангельский храм), который в течение полугода пришлось приводить в состояние, приемлемое для совершения богослужений.

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШЕГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, названа по Вышгороду (под Киевом). Титул архиепископа Вышегородского носил с 23 окт. 1934 по 5 февр. 1935 г. Сергий (Гришин) . После перемещения столицы УССР из Харькова в Киев в 1934 г. Киев стал местом пребывания экзарха Украины митр. Константина (Дьякова) , ранее занимавшего Харьковскую кафедру. 26 июня 1934 г. состоялся перевод митр. Константина на Киевскую кафедру, этим же указом архиеп. Сергий, с 21 марта 1932 г. управлявший Киевской епархией, был переведен в Харьков. До нач. 1935 г. митр. Константин оставался в Харькове, архиеп. Сергий продолжал жить в Киеве, служил в ц. свт. Николая на Аскольдовой могиле, 23 окт. получил титул «архиепископ Вышегородский». После приезда митр. Константина в Киев в нач. 1935 г. архиеп. Сергий 5 февр. был переведен во Владимирскую и Суздальскую епархию и уехал во Владимир. Дальнейших назначений на В. е. не последовало. 19 апр. 1997 г. было создано Вышгородское викариатство Киевской епархии. В нач. 90-х гг. на Украине существовала раскольническая Вышгородская епархия в юрисдикции Филарета (см. Денисенко М. А.), к-рой управлял «архиепископ Вышгородский и Переяславский» Антоний (Масендич ; 23 янв. 1992 - 26 февр. 1994). В составе Украинской истинно-православной церкви, отделившейся в 2002 г. от Апостольской православной церкви (см. Истинно-православные христиане ), действует Вышгородская и Галицкая епархия во главе с «митрополитом» Андреем (Трегубом; с 14 окт. 2002). Ист.: Об окончании летней сессии Патриаршего Свящ. Синода от 25 окт. 1934 г.//ЖМП, 1931-1935. С. 237. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 7. С. 105-107: Акты свт. Тихона. С. 919. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Горак Андрей Григорьевич; род. в 1945), " митр. Львовский и Сокальский " Украинской Православной Церки Киевского Патриархата, раскольник БОДНАРЧУК Василий Николаевич (Иоанн) (1929 – 1994), «митрополит Луцкий и Волынский» Украинской Православной Церкви ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины»

http://pravenc.ru/text/161121.html

Под кафедральный собор и епархиальное управление УПЦ МП, согласно решению городского совета, был отдан недействующий храм в центре Львова (к-рый использовался как книгохранилище Научной б-ки Львовского гос. ун-та им. И. Франко), бывш. тринитарский монастырский, впосл. приходской костел св. Николая, в к-ром в 1948-1961 гг. действовали правосл. приход св. архистратига Михаила, и неск. монастырских келий. После капитального ремонта храм 4 дек. 1990 г. был освящен как кафедральный собор во имя Покрова Пресв. Богородицы. По итогам 1990 г. во Львовской обл. 318 общин и 70 священников Московского Патриархата перешли в УГКЦ и 82 общины и 55 священников перешли в УАПЦ, при этом во Львове к униатам примкнули 6 общин и 3 священника, к автокефалистам - 10 общин и 15 священников. Среди ушедших оказался и бывш. секретарь Львовского ЕУ, благочинный Львовского окр. и настоятель львовского Успенского братского храма прот. Виталий Политыло. К 1991 г. в ведении Московского Патриархата во Львове осталось всего 3 общины и 3 священника, а по всей Л. е. число общин сократилось с 1289 до 251 (ок. 700 приходов перешло в УГКЦ, и почти 300 - в УАПЦ), при этом во Львовской обл. действовали 907 общин и 445 священников УГКЦ, а также 388 общин и 153 священника УАПЦ. В 1992 г. во Львовской обл. насчитывалось уже 166 общин УПЦ МП, 1222 общины УГКЦ и 578 общин УАПЦ. Еще один удар обрушился на Л. е. в связи с активно поддерживаемыми властями раскольническими действиями митр. Филарета (Денисенко): в 1993 г. из 120 правосл. приходов Львовской обл. 102 оказались вовлечены в «филаретовский раскол» и перешли в УПЦ КП. В июле 1992 г. в УПЦ КП перешли еп. Львовский и Дрогобычский Андрей (Горак) и духовенство Покровского собора, однако по определенным причинам он длительное время затягивал с перерегистрацией устава своей епархии как части УПЦ КП. 11 авг. 1992 г. в письме в Совет по делам религий Украины Львовское ЕУ поместило список из 11 приходов Львовской обл., оставшихся в его юрисдикции (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010