ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОТ ВЗЯТИЯ КИЕВА ВОЙСКАМИ БОГОЛЮБСКОГО ДО СМЕРТИ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО (1169 – 1228) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. – Характер Андрея и его поведение на севере. – Владимир-на-Клязьме. – Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. – Война его с Мстиславом Изяславичем. – Смерть обоих соперников. – Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. – Ссора Ростиславичей с Андреем. – Мстислав Ростиславич Храбрый. – Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. – Ярослав Изяславич княжит в Киеве. – Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. – Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. – Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. – Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. – Возобновление борьбы по смерти Михаила. – Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. – На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. – Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. – Святослав утверждается в Киеве. – Слабость киевского князя перед суздальским. – Борьба Ярослава галицкого с боярами. – Смерть его. – Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. – Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. – Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. – Гибель Берладникова сына Ростислава. – Насилия венгров в Галиче. – Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. – Смерть Святослава Всеволодовича киевского. – Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. – Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. – Участие Романа в польских усобицах. – Война Мономаховичей с Ольговичами. – Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. – Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. – Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С Андреем мы знакомы давно, познакомились ещё во Владивостоке в середине 80-х годов. Потом участвовали вместе в разного рода монархических мероприятиях во Владивостоке, организатором которых, как правило, и был Хвалин. У него еще в советское время был какой-то канал получения литературы из-за рубежа, благодаря чему в далёком Владивостоке можно было познакомиться с недоступными тогда трудами прот. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева и других эмигрантских православных философов. Потом этот опыт и эти знания он реализовывал на практике. Словом, Хвалин - монархист со стажем. Примерно в одно время мы перебрались в центральную Россию - Андрей в Москву (чуть пораньше), я в Санкт-Петербург. Продолжали сотрудничать. В том числе и на площадке «Русской народной линии» и «Русского Собрания», одним из учредителей которого и стал Андрей Юрьевич. Огромной заслугой А.Ю. Хвалина является инициатива, изучение и продвижение проекта памяти путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича на Восток. Тогда будущий Император побывал во Владивостоке, заложив строительство Транссиба, поэтому это событие дорого дальневосточникам. Но само по себе путешествие Николая Александровича на Восток знаменовало по сути новый геополитический вектор развития России, который продолжается и сегодня. Многая тебе лета, дорогой Андрей Юрьевич. Дай Бог тебе здоровья и сил для трудов, ну и вдохновения для творчества. В редакцию РНЛ также поступило поздравление от Игоря Анатольевича Романова, директора Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус». «Дорогой Андрей Юрьевич! С восточных рубежей нашей великой Родины сердечно поздравляем Вас с 60-летием! С Дальневосточной земли начинался Ваш жизненный путь. Господь дал Вам радость родиться на берегу Океана Великого. Восточный берег Святой Руси, ее океанские просторы дороги Вам всегда. И, конечно, Вы не отрываете свой взгляд от Востока России, от Приморья и Приамурья, которые осваивали наши героические предки. Ваш казачий род немало потрудился над преображением этих когда-то диких таежных мест. Потрудился молитвой, ратным подвигом и честным трудом. И Вы достойно продолжаете дело отцов и дедов, преумножая их добрые плоды. Уже немало лет Вы живете в Москве. Однако порой кажется, что Ваше главное место жительства – Владивосток», - пишет И.А. Романов.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/15/mo...

Борьба за Москву А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Понимая, что победа над князем Юрием Дмитриевичем была лишь временной и что решающая борьба за великое княжение еще предстоит, Василий II и его окружение решили закрепить достигнутый ими успех. Прежде всего необходимо было обеспокоиться о дальнейших судьбах престола. Великий князь достиг совершеннолетия, и пора было подумать о его женитьбе. Сразу же после возвращения из Орды, осенью 1432 г., состоялось обручение Василия Васильевича с сестрой серпуховского князя Василия Ярославича Марией. Другая сестра князя Василия Ярославича была женой верейско-белозерского князя Михаила Андреевича. Браки в «гнезде» Ивана Калиты уже давно служили династическим целям. Благодаря помолвке (а потом женитьбе) Василия II серпуховской шурин и белозерский свояк оказались надолго впряженными в великокняжескую колесницу. Обручение великого князя нанесло сильнейший удар по матримониальным планам И.Д. Всеволожского. Родовые связи Ивана Дмитриевича были обширными. Сам он был женат на дочери Микулы Васильевича (из рода тысяцких Протасьевичей). Старшая дочь его была замужем за князем Андреем Владимировичем Радонежским, но тот умер еще в 1408 г. Вторую свою дочь он в 1421 г. выдал замуж за тверского великого князя Юрия Ивановича, скончавшегося в 1425 г. Внучка Ивана Дмитриевича (дочь князя Андрея) была обручена с князем Василием Юрьевичем Косым. После своей успешной миссии в Орду Всеволожский рассчитывал выдать замуж за великого князя одну из младших дочерей, а теперь его планы провалились. Среди влиятельных бояр начали распространяться слухи о том, что Улу-Мухаммед отдал Дмитров Юрию «по Иванову слову». Говорили также, что Иван Дмитриевич в бытность в Орде сватал свою дочь за князя Юрия. Боярину явно грозила опала. Поэтому он решил предупредить события и бежал к князю Константину на Углич. Но расчеты Всеволожского на поддержку Константина Дмитриевича не оправдались. Угличский князь не склонен был впутываться в свару с великим князем. Ивану Дмитриевичу пришлось бежать далее, на этот раз в Тверь, но и там он надолго не задержался. Тверской великий князь не хотел превращать свой двор в средоточие противников как московского великого князя, так и галицко-звенигородского. В происходившей тогда на Руси борьбе за власть он ревностно охранял тверской «нейтралитет». Всеволожский обрел приют в Галиче, где, по словам летописца, начал «подговаривати» князя Юрия возобновить борьбу за великое княжение.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой наш владыка и отец! С радостью и сыновней благодарностью мы приветствуем Вас на нашей Солнечногорской земле. Нам отрадно, что этот визит, как и многие, которые Вы совершаете в нашей епархии, начался с евхаристического общения. Сегодняшний день для нас — радость, потому что мы встречаем нашего любимого архипастыря и отца, по благословению которого совершаются великие дела на нашей Подмосковной земле. Возрождаются храмы, возрастает число прихожан, прославляется память новомучеников и исповедников Церкви Русской. На сегодняшний день прославлены 18 новомучеников Солнечногорских. Совершаются дни их памяти, книги о их подвиге изданы и находятся в каждой общеобразовательной школе нашего района. Возрождается память древних святых нашей земли, братьев Соколовских: Тихона, Никона и Василия, которые подвизались в XVI веке неподалеку от Андреевки. Мы рады, владыка, Вас приветствовать. Ваш визит для нас всегда великая радость. Мы благодарим Вас за то, что Вы оказываете такую милость, такую любовь к нашей земле. Я прошу Вас принять в дар от нашего благочиния дикирий и трикирий, которые будут напоминать Вам о нашей сегодняшней совместной молитве». С приветственным словом к владыке Ювеналию обратился настоятель храма иеромонах Николай (Летуновский): «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка и милостивый отец! Сегодня у нашего прихода особая радость: исполняется 340 лет с того дня, когда в этом храме, в день престольного праздника Изнесения Честных Древ Креста Господня, была совершена первая Литургия. Этот храм один из немногих, которые не закрывались даже в многострадальное для Церкви советское время. Но мы знаем, владыка, что Вы проявляете заботу не только о храмах, в которых совершается богослужение, но и о тех, которые стоят в руинах. В 2014 году был создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь , где Вы совместно с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым стараетесь помогать храмам, которые особенно нуждаются в помощи. Многие из них — памятники истории и архитектуры, — ныне восстанавливаются благодаря Вашему попечению. И мы, дорогой владыка, от нашего прихода просим вас принять это богослужебное Евангелие и Апостол для того, чтобы Вы могли их передать в один из восстанавливаемых храмов. Просим, владыка, Ваших святых молитв и благословения».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5252170...

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1192. Ссылки:   Адрес: г.Владимир, ул. Большая Московская, дома 68, 70, 70а. Координаты: 56.131854, 40.413455 Проезд:Исторический центр города. Пешком можно подняться наверх с привокзальной площади (автостанция междугородных автобусов, ж/д станция Владимир), монастырь в прямой видимости. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор - четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось " великое священие " храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернуться к экономике самодостаточности Беседа с писателем-экономистом, автором цикла книг по истории экономики Андреем Юрьевичем Быковым 06.01.2021 934 Время на чтение 22 минут Источник: Русь Державная — Андрей Юрьевич, мы с Вами знакомы уже больше 20 лет, но только сегодня нам удалось встретиться на московской земле и побеседовать. Тема, которую мы затронем сегодня в нашей беседе, несомненно, интересует сейчас всех людей на земле, в особенности православных. Хотелось бы предварительно порассуждать на тему, не связанную напрямую с объектом нашего разговора, а о том, что сопровождает нас в этой жизни, на что мы опираемся в этой жизни и что заставляет нас мыслить в том или ином русле. — Для многих людей в мире в наступившем 2021 году становятся понятными системные проблемы, в которых нам приходится жить. По моему мнению, вся история человечества состоит из противостояния двух экономических мировоззрений. Первое мировоззрение — это мировоззрение самодостаточности, второе — это мировоззрение прибыли. Самодостаточность — есть свойство Бога. Бог создал всё, в мире всё принадлежит Богу, ничто в мире без воли Божией не происходит. Бог самодостаточен, Ему не нужна никакая прибыль. Интересно, что прибыль не нужна и дьяволу. Прибыль ему не нужна потому, что он дух. Ему не нужны ни деньги, ни фабрики. Ему нужны души людей. По нескольким причинам: во-первых, в эти души вселяются его подручные, как мы помним из Евангелия из множества примеров; во-вторых, совращая грехом человеческие души, сатана пытается доказать Богу, что человек есть несовершенное творение, недостойное своего Творца; в-третьих, тот факт, что души бессмертны, дают сатане надежду на то, что огонь ада, в который попадут к нему эти души, может гореть бесконечно долго. То есть, по сути дела, те души, которые попадают в руки сатаны, становятся некими поленьями в печке или в топке. Причем поленьями для огня бесконечного; поскольку души бессмертны, то они и в аду бессмертны. А идея прибыли появилась очень давно, она появилась от греха властолюбия, сребролюбия и от стремления людей каким-то образом жить за чужой счет, делать людей своими рабами, слугами, самим работать меньше, а жить за счет труда других людей.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/06/vernut...

Закрыть itemscope itemtype="" > Седьмой номер журнала «Берег России»! Нам самим нужно глубже вглядываться в свою жизнь и в историю своего народа 10.08.2021 1478 Время на чтение 8 минут Фото: Журнал «Берег России» Вышел седьмой номер журнала «Берег России». Журнал издается с 2018 года, посвящен историческим и современным проблемам Церкви и государства. Одной из ключевых тем номера является Восточное путешествие Цесаревича, будущего Российского Императора Николая Александровича. 130-летие этого великого события Россия и весь мир отмечают в нынешнем году. Среди опубликованных материалов, посвященных Восточному путешествию, большую ценность представляет «Владивостокский дневник» Цесаревича – записи, сделанные в 1891 году самим Государем Наследником, расшифрованные в 2016 году в Госархиве РФ российским историком и писателем Андреем Юрьевичем Хвалиным и предоставленные для публикации «Берегу России». Размышления о духовных и политических плодах Восточного путешествия Цесаревича перекликаются с содержащимися в журнале мыслями о всем тысячелетнем пути России. Вся наша отечественная история свидетельствует об особом призвании России в деле спасения человечества и сдерживания натиска сил зла с их новым миропорядком. Россия – Третий Рим, который является последним и главным оплотом христианства на земле. Несмотря на все тяжести, которые переносит сегодня народ России, есть немало духовных оснований, убедительных доводов и даже святых пророчеств, указывающих, что Русь еще воскреснет духовно, процветет прекрасными христианскими плодами. И поможет многим-многим людям на земле обрести спасительный путь ко Христу. Такой взгляд на Россию и ее будущее, конечно, созвучен настроениям и мыслям современных русских патриотов. О том, кто сегодня является истинным патриотом и каковы задачи русского патриотического сообщества, редакция журнала побеседовала с одним из самых старейших и авторитетных архиереев Русской Церкви митрополитом Вениамином (Пушкарем). В данном выпуске журнала беседа опубликована в полном виде.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/06/se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II митр. Киевский и всея Руси (1166/67-1169/70). Поставлен К-польским патриархом Лукой Хрисовергом после кончины в 1166 г. Киевского митр. Иоанна IV . По-видимому, К. прибыл в Киев после 19 мая 1167 г., когда Киевским князем стал Мстислав Изяславич: летописи не упоминают об участии К. 21 марта 1167 г. в погребении Киевского вел. кн. Ростислава Мстиславича († 14 марта 1167) в киевском мон-ре св. Феодора. (Прямое указание в Московском своде 1479 г. на приезд К. в Киев в начале княжения Мстислава представляет собой, вероятно, результат реконструкции событий позднейшим летописцем: ПСРЛ. Т. 25. С. 77; см. также: НПЛ. С. 32, 219.) К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной ее стороне имеется изображение образа Пресв. Богородицы «Знамение», на другой - греч. надпись: «Константин, Божией милостью митрополит всея Руси» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175, 253). К., судя по имеющимся данным, был вторым после Иоанна IV митрополитом, у кого в титуле были слова «всея Руси». Вероятно, это обусловлено как преодолением церковно-политического разделения 1147-1159 гг., связанного с поставлением на митрополию Климента Смолятича без санкции К-поля, так и выдвинутой не позднее нач. 60-х гг. XII в. претензией св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского на учреждение неподвластной Киеву и подчиненной К-полю Владимирской митрополии. При К. продолжился начавшийся на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. спор о посте в среду и пятницу в тех случаях, если на эти дни приходятся Господские праздники. Ок. 1167-1169 гг. при дворе К. находился Ростовский еп. Леонтий II (в летописях - Леон, Леонт), видимо грек; он был изгнан с кафедры кн. Андреем Боголюбским и оправдан в К-поле патриаршим судом от обвинений, выдвинутых против него в нач. 60-х гг. XII в. владимиро-суздальским князем и нареченным Владимирским еп. Феодором (Феодорцем) , кандидатом кн.

http://pravenc.ru/text/2057014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ II (Леон, Леонт) († до 1184), еп. (с 1158), архиеп. (с 1164 (?)) Ростовский (с перерывами). Л. был хиротонисан во епископа Ростова митр. Киевским Константином I летом или осенью 1158 г., после полутора лет вакантности Ростовской кафедры, т. к. его предшественник Нестор лишился епископии еще зимой 1156/57 г., сразу по прибытии Константина на Русь. Поскольку поиск замены для Нестора занял столько времени, Л. не был одним из тех кандидатов на рус. кафедры, которые прибыли из К-поля вместе с новым митрополитом для замены епископов - сторонников митр. Климента (Клима Смолятича) . Нестор и в самом деле отнюдь не принадлежал к приверженцам Климента. Это дает основание догадываться, что удаление Нестора и поставление Л. были связаны с конфликтом между Киевским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и его старшим сыном св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским , к-рого, очевидно, и поддержал Нестор. Но Л. не успел почувствовать сложность своего положения, поскольку уже в мае 1157 г. Юрий скончался и Андрей вопреки завещанию отца стал князем Владимиро-Суздальским. В первый же год своего святительства и правления Андрея Л. успел вызвать резкое недовольство подчиненного ему духовенства и вообще «ростовцев и суждальцев» тем, что «умножил бяше церковь грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; Т. 2. Стб. 493). Это кажущееся противоречивым выражение вызвало дискуссию. Согласно одной т. зр., Л. увеличивал число приходов и соответственно священников с целью получать с последних побольше платы за поставление (Е. Е. Голубинский ); согласно другой, стал взимать церковную подать не по числу храмов, а по числу престолов, увеличив ее, т. о., за счет приделов (Н. Н. Воронин ), или же попросту лихоимствовал (Ю. А. Лимонов). Между тем при прямой и наиболее естественной трактовке - Л. обложил духовенство тяжкими поборами на постройку церквей (П. П. Соколов) - летописное свидетельство хорошо вписывается в церковную политику Андрея Боголюбского, основной идеей к-рой до 1167 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ Еп. Смоленский (1136/37 - не ранее 1168, до 1180). По происхождению грек. Первый архиерей в истории Смоленской епархии. Согласно летописанию XII в., М. был скопцом (как и поставленный вскоре после него на Владимиро-Волынскую кафедру еп. Феодор - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304; скопчество имело в то время нек-рое распространение в среде греч. высшего духовенства), а также «певечь (певец.- М. П.) гораздыи»; кроме того, сообщается, что он «пришел из Грек сам третии к благолюбивому князю Мьстиславу» (Там же. Т. 2. Стб. 300), т. е. появился на Руси вместе с 2 некими лицами (певцами?) не позднее 1132 г., до которого блгв. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович Великий (1125-1132) занимал княжеский стол в Киеве. Дополнительные сведения о М. приводятся в митрополичьей Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. (др. источниками они не подтверждаются): М. был поставлен 26 апр.; в грамоте патриарха К-польского Луки Хрисоверга , включенной в летопись под 1160 г., «сестричичем» М. (т. е. племянником по сестринской линии) называется Феодор (Феодорец) , нареченный в 60-х гг. XII в. на самовольно учрежденную блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским митрополичью кафедру во Владимире-на-Клязьме (скорее всего это ошибочная информация, принадлежащая перу позднейшего переписчика; ниже, под 1170 г., Феодор называется «сестричичем» киевского боярина Петра Бориславича - ПСРЛ. Т. 9. С. 239). Смоленская епископия была создана в 1136/37 г. (в дореволюционной лит-ре была принята дата 1137 г.; после определения Н. Г. Бережковым летописного 6645 г. как ультрамартовского большинство совр. исследователей принимают 1136 г.; по В. Л. Янину , в период с нач. 1136 по нач. 1138). Хиротонию М. возглавил митр. Киевский Михаил I (II) . Епархия под упр. М. была образована по инициативе смоленского (впосл. Киевского) блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича путем выделения ее территории из Переяславской епископии после кончины Переяславского еп. Марка (Маркелла) († 6 янв. 1135). Каменный Успенский собор в Смоленске, ставший с учреждением епархии кафедральным, был заложен еще блгв. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом в 1101 г., освящен в 1103 г., причем в летописи эта церковь называется «епискупьей» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250; очевидно, имеется в виду, что возводимый храм предназначался Переяславской кафедре - в киевском летописании XII в. специально отмечалось, что до поставления М. своих епископов в Смоленске не было - Там же. Стб. 300).

http://pravenc.ru/text/2561882.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010